«Птицы нашего края». Конспект занятия по экологии в средней группе

Главная / Малый бизнес

Светлана Григорьева
Конспект занятия в старшей группе, по экологическому воспитанию на тему «Птицы нашего края»

Тема : «Беседа о птицах местного края »

Цель : закрепление и уточнение знаний о птицах местного края и их особенностях .

Задачи :

1. Уточнять и расширять представление о разнообразии птиц , формировать знание об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров)

2. Учить видеть особенности в их строении и поведении.

3. Закреплять умение сравнивать объекты по выделенным признакам, пользуясь элементами предметной модели.

4. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера.

5. Воспитывать заботливое отношение к птицам .

6. Создать условия для положительной атмосферы.

Предварительная работа : наблюдение за птицами на территории детского сада, рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Материалы : бумага, краски, кисти, карточки с изображением птиц , картинки-модели изображением клюва, пера и лап птиц .

Интеграция : развитие речи, физкультура.

Ход мероприятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами узнаем много нового, но для начала я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите, о ком мы будем сегодня говорить.

Себя в листве деревьев

От глаз моих укрыв,

Певец распелся первый -

Беспечен и счастлив;

Никто не подпевает,

Но он не унывает :

Мне неизвестно, кто ты,

Но, все тебе простив,

Я слышу : полон жизни

Твой простенький мотив;

С весною в общем хоре

Тебе я сердцем вторю :

Ты не кружишь, как сокол,

Под небо воспарив ;

У песни соловьиной

Звук более красив, -

Зато прилежен так ты,

Что лес считает такты :

Пусть ты совсем невзрачен

И не красноречив, -

Тебе весь мир внимает,

Дыханье затаив,

Весь мир, на всем просторе

Тебе тихонько вторит :

(Лев Квитко)

Воспитатель : Скажите, какая же тема у нас сегодня будет? О ком мы будем говорить?

Дети : Птицы . Мы будем говорить о птицах .

Воспитатель : Конечно, тема нашего занятия «Птицы » . И не просто птицы , а птицы , которые живут в наших краях . Скажите, каких птиц вы знаете ?

Дети : Голубь, ворона, воробей

Воспитатель : Молодцы. В нашем городе Санкт-Петербурге и его области, наиболее часто можно встретить таких птиц : чайка, синица, снегирь, воробей, дятел, сорока, голубь.

(Воспитатель выставляет изображения этих птиц перед детьми )

Воспитатель : Скажите, а где мы можем встретить птиц ?

Дети : Мы моем встретить птиц в парке , лесу, на улице.

Воспитатель : Правильно, мы можем их встретить в парке, лесу и даже просто на дереве, которое растет под нашим окошком. А как необходимо себя вести, чтоб птицы нас не боялись и жили поближе к нам?

Дети : Нельзя пугать их, разорять гнезда, кричать.

Воспитатель : Молодцы. Ни в коем случае нельзя, кричать на птиц , кидать в них посторонние предметы, разорять их гнезда. Иначе они будут бояться нас и будут улетать подальше от людей и мы не сможем слышать их пение и видеть их красоту.

Сейчас я прочитаю вам, короткие стихотворения-загадки, в конце которого название птицы . И вы мне должны помочь понять про какую же птицы стих .

1. На кормушку к нам зимой

Прилетает птица :

С желтой грудкой пуховой

Шустрая СИНИЦА.

2. Занимается заря,

Алым небо стало.

Цвет у грудки СНЕГИРЯ

Тоже ярко-алый.

3. Хлопчик в пестренькой рубашке

И в малиновой фуражке -

Прилетел и сел на сук,

Начал носом : тук да тук.

Кто же это, угадайте?

Ну, конечно, это ДЯТЕЛ!

4. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее ВОРОНА!

Воспитатель : Молодцы! Скажите, а чем дятел стучит по дереву, чтобы избавить дерево от вредителей?

Дети : Клювом!

Воспитатель : А клюв есть у других птиц ?

Дети :Да!

Воспитатель : Конечно, клюв есть у всех птиц . С помощью него птицы , добывают себе еду, кушают, поют. У птицы клюв – это тоже , что у человека рот. Скажите ребята, как же называется покров у птиц , у животных шерсть, а у птиц … .

Дети : Перья!

Воспитатель : Правильно. У птиц перья , есть еще пух, между перышками. С помощью перьев, они согреваются зимой, распушают свои перья и холодный воздух не может проникнуть под перья. Давайте, дальше посмотрим на картины. Птицы , как передвигаются?

Дети : На лапках, крыльях.

Воспитатель : Конечно, птицы летают , но также и ходят и прыгают, наверняка вы видели воробушков, они как будто все время в прыжке. У всех птиц есть крылья и ноги , когда птице не надо никуда лететь, то она ходит по земле. Теперь давайте, поиграем с вами в одну интересную игру.

Подвижная игра «Птицы в гнезда летят »

Дети изображают птиц . Воспитатель называет птиц и животных . Если они слышат названия птиц (например слова : совы в гнезда летят, бегут и занимают «гнезда» . Если названия не птиц . (например : щуки в гнезда летят) – стоят на месте.

Воспитатель : Молодцы, вы очень внимательно слушали. Теперь давайте посмотрим на выставку наших картинок. Скажите, что общего, одинакового есть у всех птиц ?

Дети : У всех птиц есть крылья .

Воспитатель : Да все птицы , имеют два крыла и две ноги. . У всех птиц есть перья . (Выставляется картинка-модель) . И у всех птиц есть клюв . (Выставляется картинка-модель) .

Птицы – это животные , у которых два крыла и две ноги для того, чтобы летать и ходить; тело покрыто перьями; рот у птиц – это клюв ».

Давайте, теперь попробуем справиться с заданием.

Воспитатель выставляет картинки домашних птиц (курица, утка, гусь) и других птиц (орел, попугай, колибри) . А дети должны доказать, что это тоже птицы , используя модели и ранее выделенные признаки.

Итог мероприятия :

Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и очень внимательно слушали. Ребята, я предлагаю пригласить к нам в группу птиц , которые остались зимовать в городе и они своей красотой украсят нашу группу !

Рисование «Сказочная птица »

Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС , работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей» , «Художественно-эстетическое развитие детей» , «Физическое развитие детей» , «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Возрастная группа : подготовительная группа

Длительность НОД:25-30 МИН.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы , растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека .

Образовательные задачи: создавать условия для:

— развития познавательного интереса к миру природы ;

— формирования первоначальных умений и навыкков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

— развития умений проводить несложные опыты с водой.

— обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: « природа » , «живое» , «неживое» ;

— предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие» ;

— активации словарного запаса детей: природа , насекомые, рыбы, помощь. — развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;

Развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)

— формирования навыков коллективного общения

— формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «Отчего и почему?», чтение художественной литературы В.Бианки «Приключение муравьишки», проведение беседы «Лес и человек», Изготовление солнышек.

Материалы и оборудование:

— Магнитофон с флеш — картой;

— Телевизор, компьютер для просмотра презентации;

— камни с цифрами, мусорные пакеты, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры.

Ход ЗАНЯТИЯ :

Звучит музыка лёгкая тихая

В: Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и друзьям

С добрым утром! Добрый вечер!

Добрый день! Всем говорим.

Ребята посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся. Как вы думаете какое у них настроение. А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (ДЕТИ ДАРЯТ ГОСТЯМ СОЛНЫШКИ)

В: Молодцы а теперь присаживайтесь на стульчики.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о природы . Как вы думаете что такое природа ?

ДЕТИ: Природа -это всё то, что нас окружает и не создано руками человека.

В: верно. Кроме того мы свами тоже часть природы, как и животные и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, значит мы можем назвать их нашими братьями.

В:Утром мне по электронной почте пришло необычное письмо. Посмотрите на экран.(слайд.1) Сейчас я вам его прочитаю.

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!

К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность . Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев ваших меньших!

Матушка природа» (слайд 2)

Вот такая беда приключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе и помочь навести там порядок?

Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнить правила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?

1.Слушать громко музыку.

2.Бросать мусор.

3.Топтать и рвать цветы.

4. Мыть машины.

5. Ловить жуков и бабочек.

6.Разводить огонь.

7.Разорять муравейники.

8.Не рвать паутины.

9.Не лесть в птичьи гнёзда.

10.Не трогать детёнышей.

11.Не вырезать на деревьях.

В: Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе? Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем:

Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей.

(слайд 3) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАРТИНКА ЛЕСА.

В: Посмотрите,ребята,мы свами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и поищем пострадавших.

В:А вот и речка, а в ней и рыбки о которых говорилось в письме. (слайд 4) Посмотрите какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?

Д: Вода в реке грязная.

В: А как она такой стала? Посмотрите, что это?

Д: Это завод и свалка.

В: Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можем посоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.

Д: Перерабатывать отходы.

В: Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать и переработать мусор.

Опытно-экспериментальная деятельность .

В.: Да ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас . Хотите провести эксперимент? Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из речки

В.: Скажите, что нужно сделать прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей) Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов. (необходимо: халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).

Эксперимент « Очистка воды » :

Опыт проводится за «круглым столом».

В.: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск . Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а в воронку фильтр – диск . А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.

В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный , на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище? (ответы детей: да) . Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.

Посмотрите наши рыбки немного повеселели (слайд 5)

Вот мы потрудились, а теперь отдохнём. Раздевайтесь, поиграем в игру «В мире животных»

Физкультминутка

В.: Ребята вы устали, не хотели бы немного отдохнуть.

Физминутка: «Юные пловцы»

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе) .

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились (встряхиваем руками) .

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед) .

Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно) .

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте) .

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

В: Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?

(слайд 6) НА ЭКРАНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ МУРАВЕЙ

– Что можно сказать про муравьишек? Какие они?

Д.:- Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше их в несколько раз.

В.:- Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути. Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу. Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Но не только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью. Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники, так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих и не терпят, когда к ним заползает чужой муравей. Как называется дом у муравьёв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И где находится?(Д:Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев)

В.:- Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей)

В.:- Муравьи помогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья итак сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и ей уничтожают вредных насекомых, которые кусают птицу.

– Ой , беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка» . (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

Д/и «Нарисуй дом муравья»

Но ещё муравьишкам нужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, а муравьишки потом выберут себе дом по душе.

(ДЕТИ ПРОХОДЯТ К СТОЛУ, ВЫБИРАЮТ БУМАГУ, КАРАНДАШИ ИЛИ ВЛОМАСТЕРЫ ЛЮБОГО ЦВЕТА.)

В. Отлично, вы замечательно стравились! Посмотрите муравьи довольны. (слайд 7)

Часть группы за ширмой, оформленный как лес — ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель:

Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

— Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей) . А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты) .

Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А позже я выброшу мусор в мусорный бак. (слайд9)

Заключительная часть

В: Ну вот мы всем и помогли.

Ребята нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встаём в круг) Давайте закроем глаза и скажем:

«Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей»

Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель: Посмотрите ребята, а у нам опять по электронной почте пришло письмо.

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о моих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаю вас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч!

Матушка Природа»

Воспитатель: Ребята ну раз мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь к братьям нашим меньшим, правда?

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие ? Посмотрите под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберите карточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия .

Работа с карточками (ответы детей) : -мне грустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор. -я удивился, тому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам. -мне радостно оттого что мы помогли муравьям восстановить их тропу и т. д

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Птицы нашего края»
Цель: уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и перелетных птиц; учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду, песням
Оборудование: иллюстрации зимующих, перелетных птиц; и набор маховых и пуховых перьев; запись голосов птиц
Содержание:
Вос: Ребята, сегодня мы будем говорить о птицах
(включаю запись с голосами птиц)
Вопросы: каких птиц вы узнали по голосу?
Можно ли услышать их сейчас в природе?
Почему нельзя?
Почему они улетели?
Какой корм едят эти птицы?
Где сейчас насекомые?
Подведем итоги: птицы улетели в теплые края, так как наступила зима, не стала для них корма.
Вос: Назовите их одним словом, показать по картинкам. (Перелетные)
Вос: Сейчас мы отправимся в гости к другим птицам, которые не улетели от нас. Как мы назовем их одним словом? (Зимующие) .Посмотрите на доске кого вы видите? Ответы детей. Как вы догадались, что за птицы? (Снегирь — красногрудый, чернокрылый; ворона-важная, горластая; сорока-белобокая, длиннохвостая, непоседа; голубь-сизокрылый; воробей-веселый, шустрый маленький.
Вос: Давайте вспомним, каких птиц мы видели на прогулке? Ответы детей
Вос: Ребята, скажите, все ли птицы приспособлены к самостоятельной добыче пищи?
Выясняют: Все птицы приспособлены, но зимой корма мало, поэтому им нужно помочь
Вос: а как человек может им помочь (Ответы детей)
Вос: правильно, люди, любящие природу, подкармливают птиц в кормушках
Вос:Отгадайте, кто поет «Синь-синь-синь»(Трещит. Чирикает, воркует, каркает? А теперь посмотрим, что делают снегири (Склеивают рябину)
Покажите, как они делают. А что делает воробей (Клюет, прыгает, летает) а как делают, покажите. А сорока? (прыгает, скачет по снегу) .Покажите, как она делает это. Синица? (Поет) Покажите (Низким и высоким голосом. Голуби? (воркует: гру-гру) покажите. Ворона (Важно ходит, громко каркает). Покажем.
2. Давайте поиграем игру «Отгадай, какая птица»
Вос: Что вокруг нас (воздух) Когда воздух можно почувствовать? Можно ли его увидеть (Дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь взлететь)
Вос: Теперь я вам покажу опыт. Как это происходит. Демонстрирует падение двух листов бумаги один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращён в шарик. Просит объяснить, почему бумажный шарик падает быстро, словно камешек или мячик, а гладкий — медленно. Какой делаем вывод: гладкий лист — легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому он немножко может летать
Вос: а теперь, я предлагаю вам подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний детей воспитатель дает детям перья для рассматривания (Маховые и пуховые) и задает вопросы: чем перышки отличаются друг от друга; какое из них согревает птичку и называется пуховым; где на теле у птицы растут пуховые перья; где маховые.
Физкульминутка
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут, покажем
Крылья мы сложим назад
(Движения выполняют по тексту)
Воспитатель: Зима — трудное время года для всех птиц, особенно в нашем крае. У нас зима морозная и холодная. Под снегом не найти им корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой, чтобы выжить, птицам надо съесть еще больше, чем летом. Поэтому, мы, должны они заботиться. Ведь птицы верные друзья садов и лесов. Нужно нам поддерживать птиц зимой. Давайте, а чем можно кормит птиц зимой? ДЕТИ: семена подсолнуха, дыни, тыквы, овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Воспитатель предлагает детям из заранее приготовленных пакетиков делать кормушки для птиц, которых все развешивают на участке детского сада и кладут туда корм. Воспитатель: ребята, вам понравилось наше занятие. Что вы нового узнали (ответы детей)
Наше занятие закончилось

  • Экскурсия с детьми старшего дошкольного возраста в пожарную часть
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Автор работы: Шестоперова Людмила Константиновна
    Цель: расширять и обобщать знания детей о прилете птиц.
    Задачи:
    1. Познавательное развитие:
    - дать обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, в воде и имеющих типичное строение;
    - учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
    - развивать познавательный интерес к природе.
    2. Речевое развитие:
    - способствовать обогащению активного словаря детей;
    - развивать связанную диалогическую речь.
    3. Социально-коммуникативное развитие: - воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
    4. Художественно-эстетическое развитие:
    - развитие ценностно-смыслового восприятия (словесного, музыкального) мира природы;
    - формирование эстетического отношения к окружающему миру.
    5. Физическое развитие:
    - развитие двигательной активности детей.
    Оборудование: картинки, иллюстрации с изображением птиц, картинки-раскраски птиц; аудиозаписи "Голоса птиц", "Голоса леса", Красная Книга России, ребусы, перья птиц, гнездо птицы, интерактивная доска.
    Ход занятия.
    Воспитатель: Дети, давайте улыбаться друг другу. Сегодня прекрасный день, у нас с вами отличное настроение.
    Готовы? Да!
    Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.
    Итак, послушайте загадку.
    Она приходит с ласкою
    И со своею сказкою.
    Волшебной палочной взмахнет,
    В лесу подснежник расцветет.
    Ответы детей.
    Воспитатель: Да, это весна. Давайте вспомним и назовем приметы весны. Я дам вам подсказку, вы ее выполните вместе со мной. Кто догадается, поднимает руку.
    Воспитатель с помощью жестов показывает:
    Бегут ручьи
    День становиться длиннее, а ночь короче
    Появляются первые насекомые
    Появляются первоцветы (подснежники)
    Возвращаются с теплых краев перелетные птицы…
    Воспитатель: И сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Посмотрите, как много их у нас на картинах, таблицах, иллюстрациях, на экране…
    Воспитатель: Вы сказали, птицы возвращаются из теплых краев.
    Воспитатель: Дети, как вы думаете, как летят птицы?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Они могут лететь по одной, а могут стаями.
    В одиночку летят кукушки, зимородки, козодои и большинство хищных птиц.
    Многие птицы летят в определенном порядке: клином, дугой, шеренгой, линией.
    - журавли и гуси летят клином;
    - кулики, цапли, каравайки, утки, сороки – шеренгой;
    - утки-нырки – пологими дугами;
    - бакланы – клином.
    Все виды перелета птиц проецируются на экран.
    Воспитатель: Ребята, а почему птицы летят не кто как хочет, а в определенном порядке?
    В полете птица оставляет за собой расходящийся след взволнованного воздуха. Другой птице по этому следу лететь будет трудно. Поэтому в стаях устанавливается определенный порядок: каждая птица пристраивается к передней справа или слева, сверху или снизу. Сопротивление воздуха уменьшается и птицам лететь гораздо легче.
    Воспитатель: Человеку, чтобы попасть куда-то в определенное место, что нужно?
    Ответы детей: карты, атласы, компас, навигатор…
    Воспитатель: Птица найдет дорогу, где бы она ни находилась. Ведет стаю вожак. Устав, он отстает, на его место становится следовавшая за ним птица. И так постоянно.
    Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в птиц.
    Возьмите шапочки птиц, наденьте, и мы попробуем с вами лететь клином, стаей, шеренгой… (включить аудиозапись "Голоса птиц")
    Дети садятся.
    Воспитатель: Ну, вот, птицы вернулись домой. Что они начинают делать?
    Ответы детей.
    Воспитатель: Да, вы правильно сказали, что они ремонтируют старые и строят новые гнезда.
    Воспитатель: Давайте рассмотрим гнездо птицы. Из чего оно сделано?
    Ответы детей.
    Из веточек, сухих травинок, пуха, шерсти…
    Воспитатель: Гнезда у всех птиц разные и находятся не только на деревьях, но и на земле, на воде, под карнизом домов, в дуплах…
    На экран проецируются различные гнезда птиц.
    Воспитатель: Дети, чем похожи все птицы? Чем они отличаются?
    (На экране различные птицы.)
    Ответы детей.
    Воспитатель: Ребята, а теперь возьмите перо птицы. Посмотрите, как плотно соединены бородки пера. Попробуйте их раздуть. Не получится. В холодную ветреную погоду птица не замерзнет, потому что перья будут сохранять тепло.
    По принципу строения пера ученые придумали застежку молнию.
    (Можно рассмотреть молнию и увеличенную фотографию сцепления бородок пера).
    Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вы вновь становитесь птицами. Звучит музыка. Я называю перелетную или оседлую птицу. Услышав название перелетной птицы – вы продолжаете летать, оседлой – присаживаетесь.
    Воспитатель: Давайте разгадаем ребусы. 40А; ЛАС* ; С 3 Ж
    Воспитатель: Дидактическая игра.
    «Какая птица лишняя?"
    - Сорока, синица, курица, аист;
    - Сова, орел, сокол, цапля;
    - Ворона, клест, соловей, воробей;
    - Трясогузка, голубь, скворец, утка.
    Воспитатель: Предлагаю вам картинки-раскраски птиц. Выберите, какую птицу вы хотите нарисовать. Возьмите если надо образец, чтобы точно передать раскраску птиц.
    Дети рисуют, звучит аудиозапись «Голоса леса».
    Воспитатель подводит итог занятия.

    Занятие по экологии в старшей группе «Поговорим о птицах»

    Цель:

    Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребностей в пищи. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие.

    Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

    Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезание по частям из цветной бумаги) .

    Закрепить умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции.

    Развить эстетическое восприятие.

    Материалы к занятию:

    Таблица с изображением зимующих и перелетных птиц.

    Кормушка из молочных пакетов.

    Загадки большой лист бумаги или картона любого светлого тона наклеенными на него широко расходящимися ветками, цветная бумага, ножницы, клей.

    Ход занятия:

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу и изображением зимующих и перелетных птиц.

    Вопросы:

      Какие из птиц вам знакомы?

      Каких из птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробей, галка, ворона, синица, голубь, сорока, дятлы) .

      Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (3имующие, оседлые) . Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи) . Куда исчезают, эти птицы? (Улетают в теплые края) .

      Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные)

      Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (Боятся холодов)

      Вспомните, чем питаются птицы?

    (Спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомые, затем те которые едят плоды и семена растений или убранный урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор пока не наступят холода) .

    Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнездо, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтоб весной вернутся в родной край.

    А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью.

    И все - таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближены к жилищем людей. И мы должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

    В красной шапке расшитой,
    В черном кафтане.
    Знаменит в семье лесной
    Песенной смешной.

    Что за песня - красота?
    Тук - тук - тук, да тра - тра -та -та!

    (Дятел)

    Зимой на ветках яблоки!
    Скорей их собери!
    И вдруг вспорхнули яблоки,
    Ведь это - (снегери)

    На месте дворец,
    Во дворце - певец,
    А зовут его (скворец)
    Черный, проворный Кричит
    «крак»

    Червянам.... (грач)
    Кто на елке, на суку,
    Счет ведет
    «ку-ку-ку» ?
    (кукушка)

    Дети, а теперь давайте мы с вами попробуем составить загадки - описания внешний вид птицы, чем питается, где живет.

    Детская игра «Не сорока, не ворона»

    Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки (из молочных пакетов) и насыпям в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять парки, сады, скверы.

    Физкультминутка Снегом засыпаны лес и поля,

    Спит под сугробами крепко земля.
    Ищут, ищут птицы,
    Чем бы поживится
    На зиму долгую в нашем лесу.

    Мы приготовим птичку еду.
    Прилетайте птицы вы сюда кормится.

    А теперь угадайте, что это за птицы (можно заранее детям выучить загадки) : Загадки

    Дети послушайте стихотворение А.Яшина «Покормите птицу» . Покормите птицу зимой!

    Пусть со всех концов
    К вам слетятся, как домой,
    Стайки на крыльцо.
    Не богаты их корма,

    Горсть зерна нужна
    И не страшна
    Будет им зима.
    Сколько гибнет их - не счесть,

    Видеть тяжело
    А ведь в нашем сердце есть
    И для птиц тепло.
    Разве можно забывать:

    Улететь могли,
    А остались зимовать
    Заодно с людьми.
    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,
    Чтоб без песен не пришлось
    Нам встречать весну.

    Теперь ребята вы догадались, почему надо беречь и кормить птиц.

    Для подкормки птиц пригодятся различные семена-тыквы, арбуза, многих сортов трав.

    Дети, ответьте на мои вопросы:

    «Не сорока, не ворона и не чайка
    А какая это птица отгадай-ка.»

    Ответы детей: «Не сорока, не ворона, а грач!»

    А сейчас мы с вами вырежем и наклеим зимующих птиц на «веточки» . А для этого вы должны подумать, какую птицу вы хотели бы посадить на ветку. Вспомните её окраску, форму. Из каких частей состоит птица (голова, туловище, хвост) .

    Вместе с каждым ребенком советуйтесь о месте изображения его птицы на листе. Во время работы, дети слушают пение птиц (магнитофонная запись)

    В конце занятия полюбоваться красивой картинкой, предложить детям отметить разнообразие птиц (зимующих) .

    © 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний