Подпольная типография 1905 1906. Музей - подпольная типография рсдрп на лесной

Главная / Бизнес идеи

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» входит в число филиалов Государственного Открытие заведения произошло на территории Москвы в 1924 году. Местом для создания музея было выбрано обычное жилое здание с тремя этажами, музей располагается на первом этаже.

История создания музея

На территории современного музея в 1905 году была создана нелегальная типография, целью которой был выпуск социал-демократических газет и листовок. Открытие типографии произошло на окраине Москвы в жилом доме, владельцем которого был купец и мастер каретных дел К.М. Колупаев. Чтобы прикрыть деятельность типографии, в доме был создан небольшой магазин, который привлекал покупателей вывеской об оптовой торговле кавказскими фруктами. Пока верхняя часть дома была местом для продажи фруктов, в подвале вырыли небольшую «пещеру» в которой и поместили переносной печатный станок.

Владельцем магазина официально был признан Мариан Каландадзе, портовый грузчик, который обладал большим опытом торговли, но далеко не чистой репутацией. От имени Каландадзе торговыми делами в скрытой типографии занимался Силован Кобидзе, который являлся революционером и активным участником всевозможных забастовок. Он проживал на территории магазина со своей женой и маленькой дочерью.

Чтобы скрыть свою деятельность, подпольщикам приходилось докупать фрукты у других поставщиков, в результате чего магазин приносил только одни убытки. Но вот деятельность типографии была весьма успешной, хотя и напрямую связана с большими рисками, поскольку рядом со зданием магазина и типографии находился полицейский участок, а органы правопорядка ежедневно патрулировали улицу.

Когда правительство узнало о существовании данной типографии, было выделено огромное количество служащих полиции на её поиски. Но раскрыть месторасположение заведения так и не удалось, через год было принято решение закрыть типографию, а печатный станок транспортировать в новое здание.

В 1922 году о бывшем местонахождении типографии вспомнил В.Н.Соколов, ранее занимавший должность руководителя Транспортного технического бюро РСДРП, который и привнёс идею создать на месте бывшей печатной организации музей. В течение 2 лет происходила реставрация здания, и уже в 1924 году был открыт первый музей, посвященный политической истории России времен первой русской революции. Интересным фактом является то, что инициаторами открытия музея стали именно те люди, которые ранее работали в ней.

Составные части музея

С момента открытия музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» включал отреставрированное помещение магазина, подвал и непосредственно саму типографию. При этом все посетители того времени единогласно утверждали, что необходимо выселить жильцов (остальные помещения дома оставались жилыми) и увеличить количество комнат в музее, но руководители музея решили не принимать таких кардинальных решений.

В 50-х годах ХХ ст. во владение музея перешли комната и кухня, ранее принадлежавшая Силовану Кобидзе.

Экспозиция музея

Музей подпольной представлен в виде ряда помещений, выходящих на улицу, среди которых присутствуют подвал, прихожая, жилая комната, кухня. Особую роль играет подлинная витрина бывшего магазина, которая в 1927 году была реконструирована руками Н. Д. Виноградова. Интерьер комнат полностью соответствует образцу условий жизни московских горожан и включает в себя элементы грузинского быта.

Внутри музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» присутствует типичная русская печь и многочисленное количество кухонной утвари.

Подвал, где ранее размещалась типография, являет собой склад с ящиками и бочками, которые наполнены фруктами и сыром, а внизу этих бочек располагаются выпускаемые здесь листовки и газеты. В свою очередь, типография, в которой расположен печатный станок, находиться в колодце, предназначенном для стока воды. Людей в то помещение не пускают, но присутствующий там интерьер можно разглядеть через окно, созданное в стене подвала.

В кассах, где сейчас осуществляется продажа билетов в музей, можно ознакомиться с рядом фотографий, а также документами, в которых детально описывается история создания типографии, а затем и музей.

Современная деятельность музея

На сегодняшний день музей всё также продолжает свою деятельность, добраться до него можно с помощью метро, выйдя на станции «Белорусская» или «Менделеевская». Далее можно пройтись пешком до улицы Лесная, 55. Это и есть адрес музея.

В музее присутствует две экскурсии:

  1. Одноименное название с музеем. На экскурсии посетителям рассказывают об истории появления типографии, особенностях её деятельности.
  2. Лавка с секретом. Экскурсия театрализованного типа, которая дает возможность полностью окунуться во времена революционной России и представить себя жителем начала 20-го века.

В музей подпольной типографии (ближайшее метро - станции «Белорусская» или «Менделеевская») можно попасть со двора во вторник, среду пятницу и воскресенье с 10 утра до 18 часов вечера, а в четверг и субботу - с 11 утра до 19 часов вечера. В понедельник здесь выходной.

Кроме того, в музее "Подпольная типография 1905-1906 гг" (Лесная, 55) проводятся всевозможные выставки и встречи, посвященные писателям современности.

Стоимость посещения музея

Стоимость билета в музей зависит от возраста:

  • взрослый билет стоит сто пятьдесят рублей;
  • для учащихся и пенсионеров - семьдесят рублей;
  • для инвалидов и детей до 16 лет вход бесплатный.

Экскурсии в музее «Подпольная типография 1905-1906 гг.» платные.

Здание музея в кинолентах

На протяжении своего существования здание музея «Подпольная типография 1905-1906 гг.» несколько раз попадало в различные киноленты, вот основные из них:

  1. «Американка» - фильм художественного типа, снятый Леонардом Исакием в 1930 году на территории СССР. Здание попало в кадр во время выступления Ленина на улице Лесной.
  2. «Подпольная типография ЦК РСДРП в Москве» - фильм документального характера, рассказывающий об истории создания данной типографии, был выпущен на территории СССР в 1975 году.
  3. «Дом на Лесной» - фильм, снятый в художественном стиле, об истории создания первой подпольной типографии.

Первый и последний фильмы показывают в музее, и посетители имеют возможность их посмотреть.

Музей в литературе

Не обошли вниманием подпольную типографию, а соответственно, и современный музей, и представители литературы.

Н.Н. Попов, публикующийся под псевдонимом Дир Туманный, в 1928 году выпустил приключенческий роман под названием «Тайна старого дома», в котором с особой детальностью рассказывалось об истории создания типографии и её деятельности.

В своей повести «Любовь к электричеству» В.П. Аксенов тоже упомянул о подпольной московской типографии, но он уделил ей только одну главу под названием «Тихий вечер в грузинах».

Подпольная типография упоминалась даже в фантастических произведениях, например, в 1992 году в фантастическом романе под названием «Заповедник для академиков» рассказывает об альтернативной реальности.

Использование истории типографии в квестах

Популярность подпольной типографии столь велика, что в 2015 году Государственным центральным музеем современной истории России был запущен проект «Виртуальный музей». История бывшей типографии легла в основу игры-квеста «Достать из-под земли», которая включает в себя целых три сюжетные линии.

Подпольная типография в Перми

Несмотря на большую популярность подпольной типографии, размещенной на территории Москвы, ни в коем случае не стоит забывать о ещё одной аналогичной организации, действующей на территории города Пермь. типография" адрес имеет следующий: улица Монастырская, 142.

Сегодня на территории типографии также присутствует музей, который внешне напоминает малоприметный жилой дом. В отличие от московской типографии, которая размещалась в жилище купца, в Перми для размещения типографии был выбран дом простых рабочих.

Владельцем жилища был машинист пароходов Тиунов. Мужчина практически не бывал в доме из-за постоянных командировок, поэтому чтобы поддерживать его в жилом состоянии, дом сдавал квартирантам. В очередной раз сдавая в аренду своё жилье, Тиунов даже не мог предположить, что именно здесь будет кипеть подпольная деятельность.

Инициатором создания подпольной типографии в 1906 году стал Я.М. Свердлов. Участникам подполья удалось выпустить огромное количество листовок, пока в июне того же года местонахождение типографии не было обнаружено. Участники подполья очень рисковали, снимая помещение для создания листовок за два квартала до участка полиции, и этот риск оказался неоправданным - все подпольщики были арестованы.

Типография" (Монастырская, 142) находится в небольшом доме, выполненном из дерева, к нему прилегает такой же небольшой по размерам участок земли. Дом состоит из трёх маленьких комнат.

Осмотрев сени, можно переходить в кухню-прихожую, а затем в комнату, которая оформлена точно так же, когда здесь был размещен станок для печати листовок и газет.

Сегодня музей предоставляет своим посетителям возможность увидеть типографский станок, несколько видов шрифтов, валики, уголки для набора шрифтов и листовки.

Особенности работы пермского музея

Сегодня музей подпольной типографии, расположенный в Перми, так же функционирует.

Он работает пять дней в неделю кроме воскресенья и понедельника.

Добраться до него можно следующими транспортными средствами:

  • трамваи - №№3, 4, 5, 7, 9;
  • троллейбусы - №№5, 7;
  • автобусы - №№14, 15, 68. Выходить нужно на остановке «Плеханова».

Вход в музей подпольной типографии платный.

На территории страны присутствовало ещё несколько подпольных типографий, которые на сегодняшний день ещё не стали зданиями музеев.

Посещение вышеупомянутых памятников истории дает возможность посетителям не только окунуться в атмосферу начала 20-го века, но и увидеть много интересного.

Фото: Музей "Подпольная типография 1905-1906 гг"

Фото и описание

Музей «Подпольная Типография 1905 – 1906 гг» является филиалом Государственного центрального музея современной истории России. Музей был открыт в Москве в 1924 году и расположен на первом этаже, в левом крыле трехэтажного здания. Дом был построен в конце 19 века и принадлежал купцу Колупаеву.

Нелегальная, законспирированная типография находилась здесь во время революции 1905 года. Типографию организовали для издания нелегальной литературы, газет и листовок. Инициаторами были лидеры РСДРП - Красин и Енукидзе. Для этой цели нашли дом на окраине Москвы, поблизости от Грузинской слободы. Для прикрытия типографии в доме был открыт магазин, торговавший кавказскими фруктами и сыром. Типография находилась в помещении, вырытом под складом. Здесь стоял маленький печатный станок «американка».

Типография была хорошо законспирирована и успешно действовала, хотя поблизости располагался Бутырский полицейский участок и Бутырский тюремный замок. Тем не менее подпольщики успешно распространяли газету «Рабочий». В 1906 году подпольную типографию законсервировали. Станок перевезли на Рождественский бульвар, в новое помещение.

Музей был открыт в 1924 году по предложению Соколова, известного под партийной кличкой «Мирон». Создателями музея были бывшие подпольщики, работавшие в этой типографии.

В музей входят: помещение магазина, подвал магазина, две жилые комнаты и кухня. Обстановка помещений полностью восстановлена и является типичной для жизни и быта московского мещанского сословия. Хорошо сохранилась русская печь. В оформлении интерьеров использовали мебель, посуду и домашнюю утварь того времени. На стенах многочисленные фотографии.

Подвал, под которым располагалась типография, оформлен в виде склада: ящики с фруктами, бочки с сыром. На дно уложены нелегальные листовки и газеты. Сама типография находится ниже уровня подвала. Ее можно увидеть через специальное смотровое окно в стене. В ней стоит подлинный печатный станок. В музее можно увидеть фотокопии документов и познакомиться с подробным описанием истории типографии и деятельности подпольщиков.

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» - исторический музей в Москве, филиал Государственного центрального музея современной истории России. Открыт в 1924 году. Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 годов, посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века, принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография.

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий Т. Т. Енукидзе, типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «Грузинской слободы», в типичном доходном доме, принадлежавшем купцу - каретных дел мастеру - К. М. Колупаеву. В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни. В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод, через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе - портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» - Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Он официально жил при магазине со своей семьёй - жена и полугодовалая дочь. В помощь хозяйке дома была нанята прислуга - М. Ф. Икрянистова - опытная подпольщица, член Ивано-вознесенского совета рабочих депутатов. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г.Ф. Стуруа, впоследствии - крупный общественный и государственный деятель.

Логистика магазина-прикрытия была разработана весьма поверхностно - зачастую для выполнения крупных заказов подпольщикам приходилось скрытно докупать продукты на близлежащем Тишинском рынке, и в целом магазин был убыточен. Однако сама подпольная типография действовала весьма успешно. Работа подпольщиков, печатавших и распространявших нелегальные издания (в частности, социал-демократическую газету «Рабочий»), была связана с большими трудностями и риском. Местность была буквально наводнена полицией - рядом располагались Бутырский полицейский участок и Бутырский тюремный замок (в нынешнем здании № 61 по Лесной улице также размещался обслуживавший тюрьму батальон Московского конвоя), а также хорошо охранявшийся 2-й казённый винный склад с постом городового. Наконец, рядом с Лесной улицей - на Селезнёвке, в здании сегодняшнего музея МВД, располагался 2-й полицейский участок Сущёвской части.

Кроме того, московское правительство знало о существовании некоей подпольной типографии и выделило на её поиски значительные силы полиции и жандармерии. Тем не менее, благодаря тщательной конспирации подпольщиков, типография так и не была раскрыта полицией и в целом выполнила свои задачи. Более того, вопреки предостережениям партийного руководства, работники типографии принимали участие в баррикадных боях во время декабрьского вооружённого восстания в Москве. В 1906 году по решению ЦК РСДРП типография была закрыта, станок перевезён в новое помещение на Рождественском бульваре.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В.Н. Соколов (партийная кличка - «Мирон»), в прошлом - руководитель Транспортного технического бюро РСДРП. Его инициативу реставрации типографии на Лесной в качестве музея поддержал К.П. Злинченко, революционер, один из основателей Московского историко-революционного музея.После реставрации 1922-1923 годов, в помещении бывшего магазина, в 1924-м, был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Изначально музей состоял из реставрированных помещений магазина, подвала и самой типографии. В архиве Государственного центрального музея современной истории России сохранились книги отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея многократно предлагали «выселить жильцов» (бывший доходный дом оставался жилым) из прилегающих к музею жилых помещений и восстановить «квартиру в первозданном виде». Мемориальные помещения квартиры Силована Кобидзе и кухни были переданы музею в середине 1950-х годов, и восстанавливались при участии последнего оставшегося в живых к тому моменту «свидетеля» работы типографии - Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой, работавшей при типографии под видом «хозяйской прислуги», а впоследствии дважды награждённой орденом Ленина и ставшей персональным пенсионером СССР. Она неоднократно принимала участие в культурно-массовых мероприятиях музея. В 1958 году был выпущен тематический диафильм «Дом на Лесной», основанный на воспоминаниях «служанки-Маши».

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом, прихожей, жилой комнаты и кухней. Особое место занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX-начала XX веков, с элементами грузинского быта. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь - посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала, в колодце для стока грунтовых вод, и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении касс расположены несколько стендов с фотографиями, фотокопиями документов и развёрнутыми описаниями истории типографии и деятельности подпольщиков.

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории» - возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905-1906 годов, охранной структуры Российской империи, методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905-1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная экскурсия «Лавка с секретом», передающей подлинную атмосферу революционной России и позволяющей совершить увлекательное историческое путешествие в начало XX века.

Вход в музей - со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. в воскресенье - с 10:00 до 17:00.

Цена входного билета для взрослых - 150 рублей; для учащихся и студентов дневных отделениий учебных заведений, пенсионеров - 70 рублей; инвалидов всех категорий и детей дошкольного возраста - бесплатно. Первый вторник каждого месяца - бесплатное посещение музея для школьников. Экскурсионное посещение платное.

В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные выдающимся деятелям, памятным датам российской истории. На выставках представлены уникальные предметы фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России.

В 1928 году писатель Н.Н. Панов (1903-1973) под псевдонимом Дир Туманный опубликовал приключенческий роман «Тайна старого дома», посвящённый организации и работе подпольной типографии партии РСДРП в Москве на Тихой улице. Главными героями являлись сыщик Ферапонт Иванович Филькин и торговец из Грузии Сандро Вачнадзе с женой Ольгой. Последняя реально являлась женой Николая - одного из работников типографии. В романе весьма точно отображены элементы конспирации типографии, прикрытие - лавка восточных и кавказских товаров, а также маскировка подполья в подвале.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

, ул. Лесная , д. 55

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.» - исторический музей в Москве , филиал Государственного центрального музея современной истории России . Открыт в 1924 году . Является редким памятником политической истории России периода Первой русской революции 1905-1907 годов , посвящён главным образом нелегальной деятельности партии РСДРП в эти годы.

История музея [ | ]

Музей расположен в старом районе Москвы в обычном трёхэтажном доходном доме конца XIX века , принадлежавшем купцу Кузьме Колупаеву. Музей занимает первый этаж левого крыла здания, где в период Первой русской революции находилась законспирированная нелегальная типография .

Типография была организована в 1905 году членами РСДРП для нелегального издания социал-демократических листовок и газет. По предложению одного из лидеров партии Л. Б. Красина и опытного организатора нелегальных типографий, типографию открыли на окраине города, неподалёку от так называемой «», в типичном доходном доме, принадлежавшем купцу - каретных дел мастеру - К. М. Колупаеву. В качестве прикрытия для подпольной типографии был организован небольшой магазин под вывеской «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе». Официально магазин реализовывал мелкооптовые партии кавказских фруктов и сыра сулугуни . В подвале дома, под складом магазина была вырыта крохотная «пещера», дополнительно замаскированная при помощи колодца для стока грунтовых вод , через который и осуществлялся доступ в неё. В «пещере» размещался портативный печатный станок-«американка».

Магазин был открыт на имя Мириана Каландадзе - портового грузчика из Батуми, имевшего опыт в торговле и «чистую» репутацию. В целях конспирации сам хозяин при магазине официально не жил. От его имени торговал «управляющий» - Силован Кобидзе, революционер, активный участник забастовок. Он официально жил при магазине со своей семьёй - жена и полугодовалая дочь. В помощь хозяйке дома была нанята прислуга - М. Ф. Икрянистова - опытная подпольщица, член Ивано-вознесенского совета рабочих депутатов. Работники магазина по совместительству являлись и работниками типографии. Среди них был и Г. Ф. Стуруа , впоследствии - крупный общественный и государственный деятель.

Вновь об этом месте вспомнил в 1922 году В. Н. Соколов (партийная кличка - «Мирон»), в прошлом - руководитель Транспортного технического бюро РСДРП. Его инициативу реставрации типографии на Лесной в качестве музея поддержал К. П. Злинченко, революционер, один из основателей Московского историко-революционного музея. После реставрации 1922-1923 годов, в помещении бывшего магазина, в 1924-м , был открыт музей, ставший одним из первых музеев, посвящённых политической истории России периода Первой русской революции. Интересно, что организаторы музея в большинстве своём являлись теми самыми подпольщиками, которые двадцатью годами ранее создавали подпольную типографию и работали в ней.

Изначально музей состоял из реставрированных помещений магазина, подвала и самой типографии. В архиве Государственного центрального музея современной истории России сохранились книги отзывов с записями 1920-1930-х годов. Посетители музея многократно предлагали «выселить жильцов» (бывший доходный дом оставался жилым) из прилегающих к музею жилых помещений и восстановить «квартиру в первозданном виде». Мемориальные помещения квартиры Силована Кобидзе и кухни были переданы музею в середине 1950-х годов, и восстанавливались при участии последнего оставшегося в живых к тому моменту «свидетеля» работы типографии - Марии Фёдоровны Наговицыной-Икрянистовой , работавшей при типографии под видом «хозяйской прислуги», а впоследствии дважды награждённой орденом Ленина и ставшей персональным пенсионером СССР . Она неоднократно принимала участие в культурно-массовых мероприятиях музея. В 1958 году был выпущен тематический диафильм «Дом на Лесной», основанный на воспоминаниях «служанки-Маши».

Экспозиция [ | ]

Главным образом, музей представляет собой музеифицированные помещения выходящего на улицу магазина с подвалом, прихожей, жилой комнаты и кухней. Особое место занимает подлинная витрина магазина, реконструированная в 1927 году Н. Д. Виноградовым. Интерьеры помещений полностью восстановлены и, помимо своего политического прошлого, являют собой образец условий жизни и быта московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX-начала XX веков, с элементами грузинского быта. В частности, в интерьере сохранена русская печь и многочисленная домашняя утварь - посуда, мебель, швейная машина, вышитые салфетки и скатерти, самовар, семейные фотографии и другие типичные предметы быта того времени.

Интерьер подвала, где, собственно, и располагалась типография, имитирует склад ящиков с фруктами и бочек с сыром, на дне которых уложены стопки нелегальных газет и листовок. Сама же типография с подлинным печатным станком располагается несколько ниже уровня подвала, в колодце для стока грунтовых вод, и может быть осмотрена через специально проделанное окно в стене подвала.

В помещении подвала представлены копии нелегальных печатных изданий, выпущенных в типографии - газет и листовок, демонстрируются дополнительные документы и материалы.

Музейная деятельность и режим работы [ | ]

Музей ориентирован главным образом на эффект «живой истории » - возможность ощутить дух того времени, представить условия и обстановку, в которых работали подпольщики. Даётся общая характеристика исторической и социально-политической ситуации 1905-1906 годов, охранной структуры Российской империи , методах и тактике её противодействия революционерам. Особое внимание уделяется раскрытию социально-психологического портрета российского революционера того времени, описываются доминировавшие в то время социальные настроения, рассказываются детали работы подпольщиков.

В музее проводится обзорная экскурсия «Подпольная типография 1905-1906 гг.», рассказывающая об истории создания и деятельности нелегальной типографии, а также театрализованная экскурсия «Лавка с секретом», передающей подлинную атмосферу революционной России и позволяющей совершить увлекательное историческое путешествие в начало XX века.

Вход в музей - со двора здания. Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. в четверг и субботу - с 11:00 до 19:00.

Цена входного билета для взрослых - 200 рублей; для студентов дневных отделений учебных заведений, пенсионеров - 100 рублей; инвалидов всех категорий и лиц моложе 16 лет - бесплатно. Экскурсионное посещение платное.

В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные выдающимся деятелям, памятным датам российской истории. На выставках представлены уникальные предметы фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России.

Выставка "Каторга и ссылка" [ | ]

В 2017 году, к столетию Великой Октябрьской Социалистической революции в музее открыта экспозиция "Каторга и ссылка", посвященная политзаключенным России конца XIX - начала XX вв. В основе выставки - уникальные исторические реликвии, собранные Обществом бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в 1921-1935 гг.

Музей в кино [ | ]

Кинофильмы «Американка» и «Дом на Лесной» периодически демонстрируются в музее.

Музей в художественной литературе [ | ]

В 1928 году писатель Н. Н. Панов (1903-1973) под псевдонимом Дир Туманный опубликовал приключенческий роман «Тайна старого дома», посвящённый организации и работе подпольной типографии партии РСДРП в Москве на Тихой улице. Главными героями являлись сыщик Ферапонт Иванович Филькин и торговец из Грузии Сандро Вачнадзе с женой Ольгой. Последняя реально являлась женой Николая - одного из работников типографии. В романе весьма точно отображены элементы конспирации типографии, прикрытие - лавка восточных и кавказских товаров, а также маскировка подполья в подвале.

Вспомнил о подпольной типографии на Лесной, однако на её месте «…располагалась какая-то контора». Сталин отказался от предложения Г. Ягоды создать на месте типографии музей, официально - не напоминать подрастающему поколению, что большевики «…таились в норах». Он хотел восстановить типографию в том случае, если придется снова вернуться к подпольной борьбе.

Виртуальный музей [ | ]

В 2015 году Государственный центральный музей современной истории России запустил проект «Виртуальный музей». История подпольной типографии ЦК РСДРП, работавшей в 1905-1906 гг. в Москве на Лесной улице, стала основой для игры-квеста «Достать из-под земли», включающей в себя три сюжетных уровня. Роль городового исполнил Народный артист России Д. Ю. Назаров.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний