Список использованной литературы. Понятие социального управления

Главная / Бизнес планы

Управленческие и организационные отношения тесно связаны между собой и представляют единое целое. Важной задачей социального управления и является поддержание целостности таких отношений, благодаря чему само социальное управление становится эффективней, а достижение целей быстрым и своевременным.

Итак, система управления включает в себя взаимоотношение субъекта и объекта управления. Где субъект управления целенаправленно воздействует на объект, который в свою очередь контролирует выполнение управленческих решений и обеспечивает обратную связь, тем самым, определяя целостность управленческих и организационных отношений, которые возникают в процессе управленческой деятельности.

Разрешение социального конфликта осуществляется в ряде форм:

1. Снятие социальной напряженности на ранних стадиях формирования конфликтной ситуации.

2. Компромисс противоборствующих сторон по поводу предмета конфликта. Компромисс - это уступка в каких-то, как правило, второстепенных предметах конфликта. Это цивилизованный способ урегулирования социальных конфликтов. Не случайно сегодня поиск компромиссов в урегулировании межгосударственных и региональных конфликтов приобретает особое значение.

Процедурный механизм достижения компромисса обычно заключается в переговорах, на которых осуществляются:

Анализ конфликтной ситуации разделяющий противостоящие стороны с тем, чтобы разобраться в предмете конфликта, осознать интересы конфликтующих сторон, уточнить позиции, преследуемые цели;

Выяснить основы, сближающей позиции сторон и обнажающей точки соприкосновения их интересов;

Определение меры и существа уступок друг другу;

Поиск соглашения, устраивающего заинтересованные стороны и определяющего их действия по выполнению принятого соглашения, т.е. разрешению или сглаживанию

общей проблемы конфликта. Компромисс считается достигнутым, если его участниками принято соответствующее соглашение, фиксирующее их взаимные обязанности и ответственность по отношению друг к другу.

Практическая реализация компромисса опирается на наличие в обществе социальных механизмов справедливого разрешения конфликтов.

Модели социального управления (Субординация, реординация, координация).

Координация - это такой вид социального управления, при котором

осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на

внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и

элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие

нескольких общностей характеризуются тождественностью,

равновеликостью. Координация в условиях государственной службы -

это система должностного взаимодействия государственных служащих и

государственных органов по горизонтали, которая регулируется

определенными правовыми нормами.

Социальный род и социальный индивид, социальный субъект и

социальный объект как социальные феномены управления. Социальный

род выражает, главным образом, совокупность тех связей и отношений, в

которых индивиды находятся между собой. Род всегда выступает в виде

какой-либо социальной общности или ассоциации (демографической,

экономической, профессиональной, политической и др.).

Социальный индивид обычно выступает в качестве простейшей

единицы деятельной социальной материи (общества). Всякий социальный

индивид реализуется в виде единства многообразного, основными

параметрами которого являются обособленность, целостность,

относительная самостоятельность, самодостаточность, самобытность и др.

Процесс формирования социальных индивидов принято именовать

индивидуализацией.

Чем выше уровень развития общества, чем сложнее деятельность,

осуществляемая данным родом, тем сложнее форма управления этой

деятельностью, т.е. чем выше уровень социальной эволюции, тем выше

уровень родового управления. По мере общественного прогресса, с

усилением коммуникаций между странами и народами возникает

потребность в государственных (национальных) и межгосударственных

(межнациональных) формах управления.

В блоке с координацией и субординацией рассматривается

реординация (переподчинение). Субординацией (соподчинение)

называется вид социального управления, при котором осуществляется

вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности

или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего,

определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной

службе субординация - это система должностного подчинения, основанная

на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются

ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными

актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только

своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим

руководителям данного ведомства.

Субординационное управление свойственно, главным образом,

основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей

социальной деятельности - социального субъекта и социального объекта.

Между социальным субъектом и социальным объектом существует

иерархическая зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта.

Субординационный характер имеют субъектно-объектные и объектно-

субъектные отношения. Другие два вида по характеру управленческих

воздействий относятся к координации.

Понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о

сложных формах субординации. Она упорядочивает по линии

соподчинения не просто целостности, а системы, в которых деятельность

одного порядка оказывается зависимой от деятельности второго порядка,

деятельность второго порядка - от деятельности третьего порядка и т.д.

Организационные структуры социальной сферы распределяются по

отраслям в соответствии с Общероссийским классификатором технико-

экономической социальной информации: образование, культура и

искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт,

наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство.

Управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе,

решение социальных проблем, возникших вследствие недостаточно

обоснованных экономических решений, обострение политической

ситуации, стихийных бедствий и др. причин. Социальные проблемы,

требующие решения: занятость и безработица, охрана труда, вынужденная

миграция, прожиточный минимум, детская безнадзорность, формирование

доходов населения, формирование среднего класса, образ жизни, оценка

деятельности органов управления различных уровней и общественных

организаций.

Модели: 1.модель координация (с лат.означает сорасположение). Такая модель управления при кот.осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равноликостью. Пример: взаимоот.людей в составе семьи - > взаимоот.семей в составе наций. Категория индивид состоит в центре всего этого (с лат.означает неделимое). 2.субординация (от лат.- соподчинение) Такая модель соц.управления при которой осуществляется вертикальное упорядочинение одним из элементов явл.в едущим, определяющий начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинения. Такая модель в основном примирима гос.службе, гос.органа. Она сущ-ет опред.период времени. 3. реординация (с лат. - переподчинение) Такая модель соц.управления, при кот.осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации – это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.
Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями.
Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса.
Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления.
Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных.
Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала.
Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере.
Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.
Реординация – упорядочение снизу вверх.

Понятия и функции лидера.

Лидер - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Функции лидеров.

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени

экономичности, политической, культурной зрелости сфер его жизни,

политического режима, индивидуальных качеств самого лидера.

1. Интегративная – объединение и согласование различных групп, интересов на

Основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.

2. Ориентационная – выработка политического курса отражающего тенденции

Прогресса и потребности групп населения.

3. Инструментальная – определен. способов и методов осуществления

Поставленных перед обществом задач.

4. Коммуникативная – обеспечен. устойчивость форм политич. самоорг-ции на

Основе тесных конфликтов с общественностью, различн. ф-ци группами и

Слоями.

5. Мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания

Развитых стимулов для населения.

6. Гаранта справедливости, законности и порядка.

Программная функция - разработка лидером программы деятельности
Диагностическая (аналитическая).

· Планирование. В каждой организации должен существовать план, желательно согласованный, чтобы лучше стимулировать выполнение поставленной задачи. Лидер должен не только знать как добраться из точки, в которой он находится в данный момент туда, куда нужно, но и знать какие усилия надо приложить чтобы это осуществить, добиться прогресса.

· Определение целей. Хоть это и звучит довольно просто, но справиться с этой функцией достаточно тяжело, так как цели должны быть четко согласованы с теми, кто их будет добиваться, а не просто поставлены перед каждым работником.

Социальное управление представляет собой воздействия на процессы, которые тоже называются социальными в узком смысле, протекающие в одной из основных сфер общественной жизни - социальной. К ним относятся процессы, непосредственно связанные с развитием условий и обра­за жизни людей, их социальных качеств и возможностей удовлетво­рения ими жизненных потребностей, с развитием социальных общ­ностей, организаций и других социальных образований как целост­ных систем.

Каждая социальная система состоит из двух самостоятельных, но и взаимосвязанных подсистем: управляемой и управляю­щей. К управляемой подсистеме относятся все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания ма­териальных и духовных благ или оказания услуг. К управ­ляющей подсистеме относятся все элементы, обеспечиваю­щие процесс целенаправленного воздействия.

Управление предстает как социальный процесс сознательного, на достоверном знании основанного систематического воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) посредством принятия решения, осуществления планирования, организации и контроля, необходимых для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование и развитие социальной системы (организации), достижение ею поставленной цели.

Законы социального управления выражают существен­ные отношения, которые складываются между объектом и субъектом управления:

1. Закон единства системы социального управления, обусловленного культурными, политическими, экономичес­кими и другими факторами общественного развития.

2. Закон пропорциональности управляющей и управ­ляемой подсистем - это рациональное соотношение как внутри систем, так и между ними с целью обеспечения наи­более эффективного функционирования этих подсистем.

3. Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций социального управления. Он состоит в том, что уровень централизации управления ме­няется в процессе общественного развития.

4. Закон участия различных слоев населения в соци­альном управлении, что позволит повысить ответственность самого населения, а значит, повлияет на эффективность-самого социального управления.

Принципы социального управления - это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отноше­ний управления. К основным принципам социального управления относят принципы: единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении; единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы; сочетания отраслевого и территориального управления; приоритетности в достижении стратегических целей; научности социального управления; прогнозирования социального управления; мотивации (стимулирования) труда; ответственности за результаты социального управления; рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров; экономичности и эффективности управления; системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев); иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню); необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система); обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния с заданным); сочетания единоначалия и коллегиальности; ситуационного управления по прогнозированию возмущений; программно-целевого обеспечения; делегирования полномочий; гуманизма и нравственности в управлении; гласности в принятии решения.

Можно выделить три основные группы методов социального управления :Организационно – административные: система законодательных актов страны; система нормативных документов вышестоящих структур управления; система, разрабатываемых в организации, фирме планов, программ, заданий; система оперативного управления поощрения, санкции, передача полномочий.Экономические: базируются на действии экономических механизмов мотивации - налоговая система страны; кредитно – финансовый механизм; система заработной платы; система ответственности за качество работы; система стимулирования инновационной деятельности.Социально – психологические механизмы - совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу или общность; на отношения и взаимодействие между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта.

Модели социального управления:

Отношения координации выражают связи несоподчиненных непосредственно субъектов управленческой деятельности, координация характеризуется согласованием в ходе реализации своих и общих целей. Эти отношения во многом: выступают проявлением самостоятельности субъектов управленческих отношений, горизонтальных связей между ними. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, входящими в различные уровне субординации.

Отношения субординации - это отношения между субъектами управленческой деятельности, выражающие непосредственное подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, вертикальные связи между ними. В отношениях субординации находит свою конкретную реализацию централизм в управлении. Субординация указывает на приоритет общих интересов, общих целей над особыми, на их взаимосвязь и соподчиненность.

Реординация в социальной жиз­ни происходит постоянно и связан этот вид социального управления с объективными факторами. Реординация в социальной системе выступает как следствие внутреннего развития системы или адаптации к изменившимся факто­рам внешней среды.

Социальная сущность управления : как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Царитова К.Г., аспирант Российского государственного социального университета Морозюк Ю.В., профессор кафедры «Менеджмент» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации», д.э.н.

В статье освещаются проблемы построения эффективной системы социального управления организацией, рассматриваются основные направления и принципы построения модели социального управления.

Ключевые слова: социальное управление, ценностное управление, потребности, ценности, социальная среда, качество трудовой жизни.

SOCIAL MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION AS A MODEL FOR INNOVATION MANAGEMENT

Tsaritova K., the post-graduate student, Russian State Social University Morozuk Y., Doctor of Economics, Professor, Management chair, FGOBU VPO Finance Academy under the Government of the Russian

The article is about actual problems of creation of effective system of social management in organization, and the main directions and principles of creation of model of social management are considered.

Keywords:social management, value -based management, requirements, values, social environment, quality of labor life

Социальная модель управления - одна из приоритетных направлений инновационного развития предприятия в современных условиях.

Управленческие инновации предполагают прежде всего, реструктуризацию организаций, то есть изменение всей организационной структуры или отдельных ее элементов оптимизации хозяйственной деятельности. Немаловажное значение придается внедрению новых концепций развития стратегического управления.

Модели менеджмента, построенные на иерархическом управлении сотрудниками в условиях относительной внешней и внутренней стабильности, показали свою несостоятельность и неэффективность для деятельности современных предприятий в период глобальных и технологических перемен. Сегодня становится понятно, что необходимо добиваться стабильности внутри организации и внедрять ее в корпоративную культуру, которая сохранила бы лучшее их прошлого опыта, и, в то же время, способствовала бы развитию нового мышления и других методов работы. Для руководителей организаций важным является то, что при сохранении эффективных механизмов оценки результатов работы необходимо раскрыть потенциал каждого сотрудника организации.

Основной идеей концепции социального управления является повышение качества трудовой жизни работников и, как следствие, повышение эффективности их деятельности. В соответствии с этой целью строится весь процесс управления организацией.

Концепция сводится к научному обоснованию сущности, целей и задач данного вида управления и определению путей, средств и методов для его реализации.

При разработке концепции социального управления необходимо четко определить ее структуру и содержание. Общая схема данной модели состоит из следующих основных элементов:

Анализ ситуации и характеристика проблем;

Определение целей, установок и задач;

Стратегия достижения поставленных целей;

Выявление приоритетных направлений управленческой деятельности и социально-экономических предпосылок ее реализации;

Определение научно-методического, информационного, финансового, материально-технического обеспечения;

Расчет эффективности и ожидаемых результатов реализации проекта внедрения концепции.

Характерной особенностью социального управления является то, что для его осуществления решающим является не технический, не технологический, а именно человеческий фактор. Данная концепция предполагает, что предприятие должно направить свои усилия не на производство ради производства, а, прежде всего, должно ориентироваться на удовлетворение потребностей людей, как потребляющих продукцию, так и производящих ее (рис.1).

Необходимость социальных преобразований в управлении организациями обусловлена тем, что после перехода к рыночной экономике поменялось и сознание людей, и значительно изменилась окружающая среда.

В силу этих процессов многие организационные формы предприятий, методы и принципы управления потеряли свою актуаль-

Рис. 1. Интеграция потребностей и интересов работника, потребителя и ожиданий предприятия.

ность и уже не работают. Поэтому сегодня в менеджменте должны преобладать социально-экономические и социально-психологические методы управления над традиционными административно-командными.

Необходимо, прежде всего, выработать принципиально новые научные взгляды на человека, его место и роль в окружающем мире, обществе, организации, социальной группе, определить новые подходы к управлению человеческими ресурсами. Это требует всестороннего и глубокого исследования самого человека.

Анализ организационной структуры различных российских предприятий показывает, что управление на них сегодня строится на основе регулирования различных областей деятельности (управление производством, финансами, персоналом, социальным развитием и т.п.)

Как уже говорилось ранее, этот подход значительно устарел и действующим должен стать подход, интегрирующий различные виды управленческой деятельности, где особое внимание необходимо уделить человеку, как главному элементу этой системы /2/.

Это воплощается в рамках социального управления, которое обеспечивает сохранение целостности, качественной специфики организации, ее воспроизводство и развитие. Основной целью данной концепции является повышение качества трудовой жизни людей, а также, баланс между ценностями организации и ценностями каждого ее сотрудника, что обеспечивает эффективность деятельности. При этом категория качества трудовой жизни состоит из следующих компонентов: труд, физическое и социальное окружение на предприятии, система управления, соотношение между трудовой и нетрудовой сферой, взаимоотношения организации и общества в целом.

В широком смысле качество трудовой жизни охватывает все то, что влияет на рабочего, включая такие вопросы, как организация и содержание труда, создание благоприятных, безопасных условий трудовой деятельности и охрана труда, его оплата, стимулирование и мотивация.

Таким образом, под качеством трудовой жизни мы будем понимать систематизированную совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни работника, позволяющих учесть степень реализации интересов работника и использования его способностей физических, интеллектуальных, творческих, моральных и других) /5/.

При этом, никакие технические новации не принесут полноценного результата, если не учитывать позиции человека, его личностные ценности и потребности и интересы.

Учитывая сложившуюся ситуацию в социальной сфере, приоритетными направлениями концепции социального управления для организаций в настоящее время являются:

1. гуманизация труда, изменение его характера и обогащение содержания;

2. гарантирование справедливого вознаграждения за труд, развитие материального и особенно морального стимулирования работников; развитие кадрового потенциала, повышение квалификации сотрудников;

Рис.2. Зависимость уровня работоспособности от уровня мотивации/1/.

3. создание условий для безопасного труда, сохранения здоровья трудящихся, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; реформирование системы охраны труда;

4. модернизация рабочих мест с учетом требований научнотехнического прогресса;

5. обеспечение демократизации трудовой жизни, расширение участия трудящихся в управлении производством и принятии решений и др.; применение различных форм повышения гибкости рабочего времени (гибких графиков, home office и др.);

6. сохранение экологии;

7. повышение заинтересованности предприятий в социальной защите своих работников.

Фундаментом реализации данных направлений должно стать широкое применение диагностики потребностей и интересов работников, социально-трудового мониторинга, социально-психологических исследований, изучение степени влияния тех или иных стимулов на повышение их трудовой и социальной активности.

Использование инструментов социально-психологической диагностики позволит сегментировать трудовой коллектив предприятия в соответствии с типом преобладающего мотива.

Мы предлагаем выделять два основных типа мотивационных установок работников: ценностный и прагматический. Важность определения сегментов трудового коллектива в соответствии с типом мотива подтверждается проведенными исследованиями на промышленных предприятиях. Тип мотивационных установок должен учитываться в рамках действующей системы мотивации. Такой подход позволит наиболее полно удовлетворять потребности каждого члена организации. При этом необходимо выработать баланс распределения мотивационных ресурсов, что позволяет достичь максимальной отдачи при более эффективном расходовании финансовых ресурсов фонда потребления.

Почти 100 лет назад Йеркс и Додсон раскрыли зависимость между уровнем удовлетворенности работников и уровнем продуктивности их работы. Закон Йеркса-Додсона указывает на то, что максимальной продуктивности можно достичь только на оптимальном уровне мотивации. Недостаточный уровень даст недостаточную активность субъекта, а избыток мотивации приведет к стрессу и дезорганизации, что непременно снизит продуктивность/1/.

При этом график зависимости производительности от уровня мотивации будет иметь колоколообразную форму (рис.2).

Определив приоритетные направления концепции социального управления необходимо разработать стратегию достижения поставленных целей и интегрировать ее в общую стратегию развития предприятия.

Достижение целей социального управления должно основываться на ряде основополагающих принципов:

1. Анализ изменений внешней среды организации и ее внешнего окружения должен осуществляться на систематической основе. Практическая реализация этого принципа возможна в рамках системы социального мониторинга.

2. Важным является принцип единства целей социального и экономического развития организации. Необходимо соблюдение паритета развития этих областей, что позволит достичь наиболее гармоничного развития.

3. Реализация приоритетных направлений концепции должна основываться на принципах развития действующей системы управления и экономической эффективности.

4. Изменения в социальной среде организации должны осуществляться на добровольной основе. Только в этом случае достигается наибольшая эффективность процесса.

5. Информационное поле реализации концепции социального управления должно быть доступно каждому члену организации.

6. Должны обеспечиваться объективные оценочные показатели результатов социального управления и оперативное регулирующее воздействие, цель которого корректировка целей, планов и мер по реализации стратегии социального управления.

Практическая реализация изложенной концепции возможна в рамках модели социального управления организацией.

Ядром модели является человек как личность с присущими ему физиологическими, морально-психологическими, интеллектуальными и поведенческими качествами.

Основной целью каждой из подсистем модели является развитие человека в организации, его творческого и профессионального потенциала, повышение его благосостояния. На этой основе дос-

тигается развитие самой организации и высокая эффективность ее деятельности.

Основными составляющими модели социального управления организацией являются:

1. трудовые отношения;

2. система мотивации и стимулирования труда;

3. правовые отношения и социальное партнерство; социальные отношения, возникающие между членами организации;

4. организационная культура;

5. социальная ответственность.

Все составляющие модели должны через процессы управления и самоорганизации «работать» на человека как на личность, обеспечивая условия для его максимальной самореализации и самосовершенствования.

Таким образом, инновации в области менеджмента не менее важны для экономического и социального прогресса, чем инновации технологические. Управленческие нововведения определяют функционирование организации, во главу угла которого в настоящее время ставится человек. Как и любая система, процесс социального управления строится на ряде рассмотренных нами принципов, которые позволят достичь цели повышения качества условий труда и жизни персонала организации, удовлетворенности деятельностью организации потребителей ее услуг и, как результат, повышения эффективности ее деятельности.

Литература:

1. Магура М., Курбатова М. Секреты мотивации или мотивация без секретов - М., 2007. - 653с.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник - М.,: Экономистъ, 2005. - 670 с.

3. Царитова К.Г. Трансформация организационной культуры как элемент кадровой инноватики// Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов кафедры «Социального страхования,э-кономики и управления предприятиями»-Москва: Изд-во РГСУ,2011-Выпуск 5-С.105

4. Саймон Долан и Сальвадор Г арсия. Управление на основе ценностей, Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в 21 веке - М.: Претекст, 2008.

5. Сиваева Т. Аналитический отчет «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса», Фонд «Институт экономики города», 2002-с. 98 .

6. Тесакова Н.В., Миссия и Корпоративный кодекс, Издательство: РИП-Холдинг, 2004 .

7. Сиваева Т. Аналитический отчет «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса», Фонд «Институт экономики города», 2002

8. Питер Друкер Классические работы по менеджменту Classic Drncker. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. С. 220.

ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ

Бардина Н.Ю., аспирант ФГБОУ МГИУ Слободян А.А., к.э.н., доцент ФАОУДПО ГАСИС

Статья посвящена исследованию современной системы образования. Рассмотрены отличительные особенности услуги как рыночного товара, основные категории потребителей образовательных услуг. На современном этапе развития рынка образовательных услуг основной упор делается на инновационные подходы к развитию, следовательно, можно сделать вывод, что для удачного функционирования образовательного учреждения необходимо постоянное развитие ассортимента предложения и освоение новых методов обучения.

Ключевые слова: современное образование, образовательная деятельность, профессиональное образование, образовательные услуги, образовательные процессы, дополнительное профессиональное образование, образовательная программа.

DISCUSSION OF THE INTRODUCTION OF NEW FORMS OF EDUCATION

Slobodyan А., Associate Professor, FAOU DPO OASIS Bardina N., the post-graduate student, FOBOU MSIU

This article is devoted to the exploration of the modern system of education. Considered distinctive features of services as a market commodity, main categories of consumer educational services. At the present stage of development of the market of educational services focused on innovative approaches to development, therefore it can be concluded that for the successful functioning of the educational institution must be continuous development of proposals and the development of new teaching methods.

Keywords: contemporary education, educational activities, vocational education, educational services, educational processes, additional professional education, education program.

Мировой опыт показывает, что общество, которое не способно использовать высокотехнологические инновационные достижения, не может трансформироваться, развиваться и претендовать на место на мировом рынке, при этом развитие инновационной инфраструктуры должно стать приоритетной задачей государства. Как отмечают эксперты в отрасли конкурентных стратегий, наибольшие преимущества экономическая структура может достигать через инновации, причем при условии использования нововведений в различных направлениях, таких как внедрение новых технологий и применение новых методов работы. В последнее время на предприятиях наиболее востребованы специалисты, знакомые с современными технологиями, способные осуществлять свою рабочую деятельность с применением компьютерной техники. Внедрение техники способствует повышению производительности труда, повышает качество выполняемых заданий. При этом организации важно не только иметь соответствующую технику, но и квалифицированный персонал, способный грамотно применять ее в процессе труда. В связи с этим возрастает потребность работодателей в найме соответствующих специалистов или дополнительной подготовке уже имеющегося.

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных про-

грамм со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Но при этом сложившаяся система образования не всегда готова отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом. В связи с этим возникает необходимость гибкой трансформационно-коммуникативной образовательной среде, которая ориентирована на обновление инфраструктуры производства товаров и услуг. Образование, и в особенности дополнительное профессиональное образование (ДПО), должно стать более гибким, более ориентированным на потребителя.

Сложившаяся ситуация требует от учебных центров серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, качественному изменению образовательных технологий.

Степень разработанности проблемы характеризуется недостаточной проработкой теоретических и дискуссионных аспектов понимания и позиционирования результатов образовательной деятельности в системе общественного производства. Однако многие современные исследователи уходят от понимания образования только как услуги или только как товара, определяя его как особую сферу деятельности, формирующую личность человека и работника. Это относится и к основным подходам ценообразования, продвижения и инвестирования образования - все стороны образователь-

МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарный факультет

Кафедра «Философии и социологии»


Индивидуальное задание

«Модели социального управления»


Выполнил: Сомов Денис,

Проверил: преподаватель


Макеевка, 2010



Введение

2. Отношения координации

3. Реординация – модель социального управления



Введение


Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.

Управление реально тогда, когда есть подчинение объекта субъекту управления. Управляющее воздействие - прерогатива субъекта управления.

Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, какая находит свое проявление в осуществлении социального управления.

Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Лишь управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы.

Социальное управление - воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели.

Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).

Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна к воле управляемых. Отсюда властность социального управления - субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей .

В условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое вмешательство государственной власти в социальные отношения.

Социальное управление нуждается в механизме его реализации. В роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная в виде соответствующих органов управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой.



1. Субординация, как вид социального управления


Субординацией (соподчинением) называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординационное управление свойственно, главным образом, основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности - социального субъекта и социального объекта. Между социальным субъектом и социальным объектом существует иерархическая зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта. Субординационный характер имеют субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения. Другие два вида по характеру управленческих воздействий относятся к координации.

Понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности, а системы, в которых деятельность одного порядка оказывается зависимой от деятельности второго порядка, деятельность второго порядка - от деятельности третьего порядка и т.д. Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям в соответствии с классификатором технико-экономической социальной информации: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие недостаточно обоснованных экономических решений, обострение политической ситуации, стихийных бедствий и др. причин. Социальные проблемы, требующие решения: занятость и безработица, охрана труда, вынужденная миграция, прожиточный минимум, детская безнадзорность, формирование доходов населения, формирование среднего класса, образ жизни, оценка деятельности органов управления различных уровней и общественных организаций .

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации – это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.

Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса.

Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления.

Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных.

Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала .


2. Отношения координации


Координация - это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере .

Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Координацией является взаимодействие сторон, когда они выступают в качестве равноправных участников отношений. А.Е. Лунев указывал, что координация означает согласование и объединение действий с целью наиболее быстрого и наиболее правильного решения заданий с наименьшими расходами сил, средств и материальных ценностей. Он выделял два вида координации: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная координация - это управленческие отношения, которые возникают между высшим и более низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а могут и не находиться в ней.

Горизонтальная координация возникает между двумя или более органами, которые находятся на одном организационном уровне системы органов.

В литературе выделяются также и другие виды координации: согласование, иерархическая координация, предметно-технологическая, штабная и другие.

Существование координационных управленческих отношений не только между неподчиненными органами власти, но и между подчиненными является подтверждением разнообразности форм и методов государственного управ-ления, предоставляет возможность подчиненным органам исполнительной власти быть в полной мере самостоятельными в осуществлении управленческой деятельности, согласовывая ее с координационным органом.

Таким образом, координация – это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

На современном этапе развития производства продолжается процесс дальнейшего разделения труда в сфере управления. Это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы управления. Нарушение координации - руководители не информированы о работе друг друга, действуют обособленно - нарушение сотрудничества. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями .


3. Реординация


В блоке с координацией и субординацией рассматривается реординация (переподчинение). Реординация – упорядочение снизу вверх.

Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.

Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.

Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.

Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное .

Таким образом, реординация – это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.



Таким образом, можно выделить три модели социального управления. Первая модель – координация (с лат. означает сорасположение). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций.

Вторая – субординация (от лат. - соподчинение) . Такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени.

И третья модель реординация (с лат. - переподчинение). Такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.

Учтя особенности, характерные для определенных видов управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание. А это даст возможность совершенствовать их в интересах обеспечения более эффективной деятельности системы управления.


Список использованной литературы


1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управлення [Текст]: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. – М.: Юр. лит., 1997. - с. 98

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов / О.С. Виханский. - М.: Высш. школа, 1994. - 224с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]: Учебник / И.Н. Герчикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с. – 10000 экз. – ISBN 5-85173-039-0.

4. Мескон М.Х. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - М.: "Дело", 1993, - 703 с.

5. Социальный менеджмент [Текст]: Учебник / под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел - синтез", Академия труда и социальных отношений, 1999, - 384с.

6. Социальный менеджмент [Текст]: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова и др. Под. Ред. Ильенковой С.Д. – М..: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

7. Удальцова М.В. Социология управления [Текст]: Учебное пособие / М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 144 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарный факультет

Кафедра «Философии и социологии»


Индивидуальное задание

«Модели социального управления»


Выполнил: Сомов Денис,

Проверил: преподаватель


Макеевка, 2010


Введение

2. Отношения координации

3. Реординация – модель социального управления


Введение


Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.

Управление реально тогда, когда есть подчинение объекта субъекту управления. Управляющее воздействие - прерогатива субъекта управления.

Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, какая находит свое проявление в осуществлении социального управления.

Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Лишь управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы.

Социальное управление - воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели.

Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).

Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна к воле управляемых. Отсюда властность социального управления - субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей .

В условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое вмешательство государственной власти в социальные отношения.

Социальное управление нуждается в механизме его реализации. В роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная в виде соответствующих органов управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой.


1. Субординация, как вид социального управления


Субординацией (соподчинением) называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординационное управление свойственно, главным образом, основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности - социального субъекта и социального объекта. Между социальным субъектом и социальным объектом существует иерархическая зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта. Субординационный характер имеют субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения. Другие два вида по характеру управленческих воздействий относятся к координации.

Понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности, а системы, в которых деятельность одного порядка оказывается зависимой от деятельности второго порядка, деятельность второго порядка - от деятельности третьего порядка и т.д. Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям в соответствии с классификатором технико-экономической социальной информации: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие недостаточно обоснованных экономических решений, обострение политической ситуации, стихийных бедствий и др. причин. Социальные проблемы, требующие решения: занятость и безработица, охрана труда, вынужденная миграция, прожиточный минимум, детская безнадзорность, формирование доходов населения, формирование среднего класса, образ жизни, оценка деятельности органов управления различных уровней и общественных организаций .

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации – это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.

Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне – между руководителями и исполнителями. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса.

Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления.

Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных.

Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала .


2. Отношения координации


Координация - это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере .

Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Координацией является взаимодействие сторон, когда они выступают в качестве равноправных участников отношений. А.Е. Лунев указывал, что координация означает согласование и объединение действий с целью наиболее быстрого и наиболее правильного решения заданий с наименьшими расходами сил, средств и материальных ценностей. Он выделял два вида координации: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная координация - это управленческие отношения, которые возникают между высшим и более низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а могут и не находиться в ней.

Горизонтальная координация возникает между двумя или более органами, которые находятся на одном организационном уровне системы органов.

В литературе выделяются также и другие виды координации: согласование, иерархическая координация, предметно-технологическая, штабная и другие.

Существование координационных управленческих отношений не только между неподчиненными органами власти, но и между подчиненными является подтверждением разнообразности форм и методов государственного управ-ления, предоставляет возможность подчиненным органам исполнительной власти быть в полной мере самостоятельными в осуществлении управленческой деятельности, согласовывая ее с координационным органом.

Таким образом, координация – это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

На современном этапе развития производства продолжается процесс дальнейшего разделения труда в сфере управления. Это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы управления. Нарушение координации - руководители не информированы о работе друг друга, действуют обособленно - нарушение сотрудничества. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями .


3. Реординация


В блоке с координацией и субординацией рассматривается реординация (переподчинение). Реординация – упорядочение снизу вверх.

Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.

Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.

Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.

Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное .

Таким образом, реординация – это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.


Таким образом, можно выделить три модели социального управления. Первая модель – координация (с лат. означает сорасположение). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций.

Вторая – субординация (от лат. - соподчинение). Такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени.

И третья модель – реординация (с лат. - переподчинение). Такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.

Учтя особенности, характерные для определенных видов управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание. А это даст возможность совершенствовать их в интересах обеспечения более эффективной деятельности системы управления.

Список использованной литературы


Атаманчук Г.В. Теория государственного управлення [Текст]: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. – М.: Юр. лит., 1997. - с. 98

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов / О.С. Виханский. - М.: Высш. школа, 1994. - 224с.

Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]: Учебник / И.Н. Герчикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с. – 10000 экз. – ISBN 5-85173-039-0.

Мескон М.Х. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - М.: "Дело", 1993, - 703 с.

Социальный менеджмент [Текст]: Учебник / под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел - синтез", Академия труда и социальных отношений, 1999, - 384с.

Социальный менеджмент [Текст]: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова и др. Под. Ред. Ильенковой С.Д. – М..: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Удальцова М.В. Социология управления [Текст]: Учебное пособие / М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 144 с.

    Социальная сущность и основные принципы управления. Характеристика субъектов и объектов управления по масштабам и уровням управленческого воздействия и по видам регулируемой деятельности. Основные компоненты управленческой деятельности и ее виды.

    Глобализация экономики. Обострение рыночной конкуренции. Быстрые изменения и нововведения в обществе и экономике. Технологии, основанные на новых знаниях, опыте, интеллекте. Информация как фактор развития общества. Социальная ответственность бизнеса.

    Система управления образовательным учреждением. Функции управления образовательным учреждением, общие и специфические принципы. Организационная структура управления образовательным учреждением. Личностные качества и стиль управления руководителя.

    Менеджмент и его теория: комплексный и междисциплинарный характер. Объекты менеджмента: инновации, производство, рынок, финансы, информация, снабжение, сбыт, кадры. Менеджеры как субъекты. Взаимосвязь принципов с закономерностями (категориями) управления.

    Сущность производственной организации, ее характерные особенности. Производственная организация как социальная система и объект социального управления, социальное пространство, в котором она проявляется. Управленческое воздействие и управленческий цикл.

    1. Понятие государственного управления. Особенности государственно- управляющих воздействий. Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающеес...

    Рассмотрение понятия, структуры, характера, законов функционирования и развития, видов (централизм и самостоятельность, субординация и координация, ответственность, состязательность) диалекта субъективного и объективного в управленческих отношениях.

    Виды организационных структур. 1)Линейная структура – во главе руководитель-единоначальник, единоличное руководство, все функции управления. Базируется на вертикальном разделении труда, управление по уровням. 2)Линейно-штабная. Штаб – функциональная служба в которой работают специалисты., готовят кв...

    Основные институты, через которые реализуются системы государственного управления. Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Определение понятия "государственное управление" и его отличие от муниципального самоуправления.

    Взаимодействие субъектов и объектов управления. Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме. Элементы коммуникационной цепи.

    Характеристика формирования систем управления производственных и территориальных образований, понятие "управление" в социальных системах, суть линейных и функциональных связей. Нормативные требования прав и ответственности в должностных инструкциях.

    Сущность, функции и принципы процесса управления субъектами хозяйствования. Методы управления деятельностью предприятия. Организационные структуры управления предприятием. Вышестоящие органы государственного управления предприятиями и организациями.

    Современная Гуманитарная Академия. Курсовая работа по государственному и муниципальному управлению Москва 2004 Управление – целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регламентирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизне...

    Изучение полномочий государственной власти и местного самоуправления в современной России. Методы осуществления органами муниципальных властей отдельных государственных полномочий. Взаимоотношения органов местного самоуправления и государственной власти.

    Понятие, особенности, виды методов осуществления управленческих действий. Методы прямого и косвенного административного воздействия. Убеждение как метод осуществления управленческих действий. Поощрение в системе методов управленческих действий.

    Общая характеристика структуры органов государственной власти субъекта РФ. Критерии степени централизации и децентрализации государственного управления. Законодательные источники, регулирующие государственную службу в субъектах Российской Федерации.

    Характеристика социального управления - вида человеческой деятельности, который связан с выявлением и решением проблем социальной организации. Особенности и методы управления социальной работой, для эффективного функционирования социальной организации.

    Управление собственностью распространяется на все объекты собственности. Власть в управленческой литературе означает способность субъекта оказывать влияние на поведение людей с целью подчинения их своей воле. Управленческие полномочия и их виды.

    Понятие и сущность муниципального управления. Его базовые задачи и функции: стратегическое планирование; контроль за исполнением нормативно-правовых актов; управление персоналом; регламентация деятельности. Структура органов муниципального управления.

    Управленческий ресурс как интегрально-интеллектуальный на современном этапе. Понятие и структура социального менеджмента, главные цели и функциональные особенности. Причины разбалансированности социального пространства. Содержание социального управления.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний