Система интегрированной логистической поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции. Программа учебной дисциплины «Интегрированная логистическая поддержка продукции на этапах жизненного цикла Информационная система интегрированной логистической поддержк

Главная / Бизнес 

Системный подход к проектированию ЖЦ изделия и вытекающий из него комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП – Integrated Logistic Support) . Концепция ИЛП возникла почти одновременно с самой интегрированной логистикой как результат осмысливания многолетнего опыта эксплуатации военной техники в армиях США и Великобритании.

Интегрированная логистическая поддержка – методология оптимизации стоимости ЖЦ изделия с учетом критериев его наилучшей пригодности к поддержке эксплуатации, надежности и ремонтопригодности, основанная на построении интегрированной логистической системы.

В понятие ИЛП входят:

· исследование состояния рынка и прогнозирование перспектив сбыта изделий, планируемых к производству;

· определение инфраструктуры системы обслуживания изделий в период эксплуатации, в том числе планирование процедур материально-технического обеспечения, диагностики состояния изделий, ремонта и т. п.;

· учет требований ремонтопригодности при проектировании изделий, разработка средств обслуживания сложной техники параллельно с разработкой самого изделия;

· расчет надежности и длительности безотказной работы изделий;

· расчет затрат на производство и эксплуатацию изделий;

· определение состава и необходимого объема запасных частей;

· обучение обслуживающего персонала;

· поддержка связей между производителем и потребителем путем доступа потребителя к интегрированной базе данных изделия с целью упрощения диагностики состояния и ремонта изделий, а также получения изготовителем данных о неисправностях и отказах для принятия мер по повышению надежности изделий;

· классификация и кодификация изделий и материалов, необходимые для упрощения поиска нужных данных в справочниках и БД, исключения дублирования проектов, ускорения составления заявок на поставки комплектующих и т. п.;

· разработка и сопровождение электронной эксплуатационной и ремонтной документации;

· традиционные логистические процедуры, такие как упаковка, складирование, транспортировка изделий.

Пригодность к осуществлению поддержки эксплуатации (supportability) – степень соответствия конструктивных характеристик изделия и интегрированной логистической системы поддержки его эксплуатации требованию постоянной готовности изделия к работе или приведения его в готовность за приемлемое время.

Система интегрированной логистической поддержки (ИЛП-система) изделия – интегрированная логистическая система, обеспечивающая поддержку эксплуатации данного изделия в течение всего его ЖЦ в соответствии с требованиями ИЛП.

ИЛП реализуется посредством применения специализированных информационных технологий (ИТ) и соответствующих программно-методических средств. Базовым стандартом в области ИЛП, получившим в Европе de-facto статус международного, является стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60: Интегрированная логистическая поддержка. Это новейший стандарт, в настоящее время состоит из двенадцати томов, охватывающих основные аспекты ИЛП.

Большинство сложных технических задач разрабатывается по специальному заказу. Для таких изделий разработка ИЛП-системы начинается практически одновременно с разработкой самого изделия. В ходе разработки концепции изделия вырабатываются также и общие принципы организации поддержки его эксплуатации. Зная концепцию, можно определить структуру и порядок функционирования будущей ИЛП-системы изделия (рис. 8.1).

Рис. 8.1 - Жизненные циклы изделия в ИЛП:

- стадии ЖЦ ИЛП

Этапу проектирования и производства изделия соответствует этап проектирования ИЛП-системы (на рис. 8.1 – проектирование стратегии поддержки эксплуатации ). Здесь методом последовательного приближения определяется конструкция изделия, обеспечивающая наилучшую пригодность к поддержке эксплуатации. Каждый вариант конструкции имеет свои функциональные характеристики и, соответственно, характеристики ИЛП. Поэтому возникает необходимость в управлении конфигурацией изделия и его ИЛП-системы.

На этапе эксплуатации (на рис. 8.1 – поддержка эксплуатации изделия) постоянно осуществляется мониторинг и анализ состояний изделия и его ИЛП-системы с целью проверки соответствия фактических и расчетных значений их характеристик. Выявленное таким путем несоответствие фактической и расчетной степени пригодности изделия к поддержке эксплуатации может повлечь за собой пересмотр ИЛП-системы, а в худшем случае – конструкции или даже концепции изделия.

По завершении утилизации изделия подсчитывается окончательная стоимость ЖЦ изделия и оценивается общая эффективность организации ИЛП.Такая оценка вместе с архивными данными о функционировании ИЛП-системы может использоваться при организации ИЛП для изделий аналогичного типа или назначения. На рис. 8.1 это стадия завершения поддержки эксплуатации изделия.

Главное, на что следует обратить внимание, – постоянный контроль за текущей или реальной стоимостью ЖЦ изделия. Важность жесткого регулярного контроля обусловлена необходимостью доказать пользователю, что полученная в конечном итоге стоимость ЖЦ изделия оптимальна.

Интегрированная логистическая поддержка включает в себя следующие процедуры:

· логистический анализ (Logistic Support Analysis) изделия, выполняемый с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности к поддержке, а также установления требований:

– к конструкции изделия, размещению его агрегатов и узлов, подлежащих регулярному обслуживанию, замене и ремонту;

– к вспомогательному и испытательному оборудованию;

– к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;

– к системе и средствам обучения;

– к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т. д.;

– к организации хранения, транспортировки, упаковки и т. д.

· планирование технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning):

– разработка концепции ТОиР, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТОиР;

· интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), в том числе:

– определение параметров начального и текущего материально-технического обеспечения;

– кодификация предметов поставки;

– планирование поставок изделий;

– управление заказами на поставку предметов снабжения;

– управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения;

· меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation) , принимаемые на стадии проектирования и в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия. Указанная документация используется при закупке, поставке, вводе в действие, при эксплуатации, сервисном обслуживании и ремонте изделия.

В системах ИЛП контролируются процессы поставки изделий, формирования и исполнения заявок. Следует отметить, что ИЛП тесно связана с обеспечением управления качеством продукции в соответствии со стандартами серии ISO 9000.

Приоритетным направлением в сфере ИЛП ЖЦИ становится создание автоматизированных информационно-логистических систем (как стационарных, так и мобильных), на базе технологий, интегрирующих прогнозирующий мониторинг технического состояния объектов и процессы их ЖЦ в единое информационное поле: сканирование информации с основных узлов/агрегатов изделия и передача ее по беспроводным каналам связи на порталы управления ИЛП ЖЦИ позволит принимать оптимальные решения по управлению производством и поставкой МКЗ и послепродажному обслуживанию сложной техники (рис. 8.2). Это даст возможность существенно сократить затраты, связанные с простоем техники и созданием колоссальных запасов комплектующих и запчастей к ней, за счет эффективного управления материально-техническим обеспечением не на основе долгосрочного планирования, а в режиме реального времени.

Рис. 8.2 - Система ИЛП в реальном времени

Системный подход к проектированию ЖЦ изделия и вытекающий из него комплекс управленческих мероприятий, направленных на сокращение этих затрат, объединяются понятием интегрированной логистической поддержки (ИЛП). ИЛП реализуется посредством применения специализированных информационных технологий (ИТ) и соответствующих программно-методических средств.

Базовым стандартом в области ИЛП, получившим в Европе de-facto статус международного, является стандарт министерства обороны Великобритании DEF STAN 00-60: Интегрированная логистическая поддержка (Integrated Logistic Support). Это новейший стандарт, в настоящее время состоит из двенадцати томов, охватывающих основные аспекты ИЛП.

Этот стандарт является “зонтичным” по отношению к различным аспектам ИЛП. Регламентируя основные требования, он в свою очередь, определяет возможности использования международных, национальных, военных стандартов и спецификаций:

· AECMA 1000D - International specification for technical publications utilizing a Common Source Data Base - Международная спецификация требований к техническим руководствам, выполняемым с использованием общей базы данных. Спецификация разработана Европейской ассоциацией аэрокосмической промышленности (the European Association of Aerospace Industries - AECMA). В спецификации изложена технология работ по подготовке и сопровождению эксплуатационной технической документации AECMA Specification 2000M.

· International Specification for Materiel Management Integrated Data Processing for Military Equipment - Международная спецификация по информационной поддержке процессов управления ресурсами для военной техники. Разработана в АЕСМА.

· MIL-HDBK-502 Acquisition Logistics - Управление ресурсами в ходе жизненного цикла продукта. Под ресурсами понимается все типы материальных и информационных ресурсов, используемых на различных стадиях ЖЦ.

· MIL-PRF-49506 Logistics Management Information - Данная спецификация описывает требования к форматам представления данных о продукте, необходимых для использования системами управления ресурсами.

· MIL-STD-974 Contractor Integrated Technical Information Service (CITIS) – Определяет требования к интегрированной системе информационно-технического обслуживания исполнителей заказов (состав информации, права доступа), функциями которой являются совместное ведение контрактов и предоставление доступа к информации о контрактах.

· «Integrated Logistic Support» (он практически стал международным). На нормы стандарта DEF STAN 00-60 иностранные заказчики ссылаются, формулируя требования к системе ИЛП для отечественных изделий.


Учитывая «NATO CALS Handbook», стандарт США MIL –STD-1388, требования авиационной спецификации AECMA 1000D можно выявить основное содержание проблемы ИЛП и сформулировать связанные с ней задачи.

Интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) включает в себя следующие процедуры (рис.20.):

- логистический анализ (Logistic Support Analysis) изделия, выполняемый с целью обеспечения необходимого уровня надежности, ремонтопригодности и пригодности к поддержке, а также установления требований:

· к конструкции изделия, размещению его агрегатов и узлов, подлежащих регулярному обслуживанию, замене и ремонту;

· к вспомогательному и испытательному оборудованию;

· к численности и квалификации эксплуатационного и обслуживающего персонала;

· к системе и средствам обучения;

· к номенклатуре и количеству запасных частей, расходных материалов и т.д.;

· к организации хранения, транспортировки, упаковки и т.д.

- планирование технического обслуживания и ремонта (ТОиР) изделия (Maintenance and Repair Planning):

- разработка концепции ТОиР, требований к изделию в части его обслуживания и реализации плана ТОиР;

- интегрированные процедуры поддержки материально-технического обеспечения (МТО) процессов эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия (Integrated Supply Support Procedures Planning), в т.ч.:

· определение параметров начального и текущего материально-технического обеспечения;

· кодификация предметов поставки;

· планирование поставок изделий;

· управление заказами на поставку предметов снабжения;

· управление счетами на оплату заказанных предметов снабжения;

· меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие (Electronic Maintenance Documentation, Electronic Repair Documentation), проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия.

В ходе ЛА решаются следующие основные задачи:

· формирование требований к проекту и к системе поддержки на основе сравнения с существующими аналогами;

· корректировка проектных решений, направленная на обеспечение эффективной эксплуатации.

Интегрированная логистическая поддержка

Одним из важных потребительских параметров сложного наукоемкого изделия является величина затрат на поддержку его ЖЦ (life cycle cost). Она складывается из затрат на разработку и производство изделия, эксплуатацию и поддержание его в работоспособном состоянии. Сокращение затрат на поддержку ЖЦ изделия и функционирование предприятия – одна из целей CALS-сервиса. Комплекс управленческих технологий, направленных на сокращение этих затрат, объединяется понятием интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) (Integrated Logistic Support) – интегрированное логистическое сопровождение.

Согласно стандарту DEF STAN 0060 ИЛП включает в себя: анализ логистической поддержки, процедуры планирования процессов технического обслуживания и ремонта, интегрированные процедуры материально-технического обеспечения, меры по обеспечению персонала электронной эксплуатационной и ремонтной документацией. Практическое освоение этого стандарта дает большой эффект как в логистических процессах обеспечения ЖЦП, так и в их сервисном обслуживании.

Пример организации логистических процессов

Основные направления логистического построения в книжной торговле

Основными направлениями развития книжного рынка в нашей стране являются повышение качества обслуживания покупателей, расширение предлагаемого ассортимента книжных товаров при одновременном сокращении тиражей. Эти тенденции ведут к повышению затрат как в производстве, так и в распространении. Для того чтобы книги оставались доступными по цене основной части населения, необходимо искать пути снижения затрат. В этом должно помочь ускоренное развитие логистики в книжном деле.

Общей мировой тенденцией при поиске путей снижения цен является повышенное внимание к сфере обращения. Это связано с тем, что в соответствии с исследованиями, проведенными Экономическим и социальным советом ООН, около 98% совокупного времени приходится на прохождение продукции по различным каналам снабжения и сбыта. Непосредственное производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени. Естественно, что такое положение увеличивает долю расходов. Становится все труднее добиваться сдерживания роста цен на книжную продукцию за счет снижения затрат на ее производство (авторских гонораров, расходов на редакционно-издательскую деятельность, печать тиража и т.д.). Специалисты подсчитали, что только соблюдение издательствами стандартов оформления книжной продукции и эффективно работающие книготорговые технологии способны сократить непроизводственные расходы наполовину.

Необходимость внедрения логистики в книжном деле связана также и с постоянным ростом требований к качеству обслуживания потребителей.

Современный книжный рынок характеризуется повышением динамичности: меняется спрос, ускоряются сроки производства книжной продукции, сокращается период ее жизни в качестве товара. Фактор времени приобретает важное значение. Все это вызывает необходимость использования логистики для сокращения сроков движения книжных потоков. Например, организация торговли по логистической схеме автоматического компьютерного заказа книжным магазином книг у поставщика (издательства, оптового предприятия) ускоряет товародвижение в два-три раза. Стандартное библиографическое описание, ISBN, штрих-код, электронные накладные – без этих элементов сегодня невозможно выстроить логистику торгового процесса. Логистика имеет потенциальные возможности для ускорения прохождения материальных потоков на всех этапах их движения.

К ним можно отнести:

  • – достижение более тесных контактов участниками товародвижения, исключение из процессов движения неэффективных логистических операций;
  • – контроль за потоком товаров на всем пути его продвижения на базе создания информационных систем управления логистикой;
  • – представление всех видов деятельности, которые связывают производителей с потребителями, в качестве составляющих единого процесса товародвижения;
  • – развитие и применение логистики в книжном деле для решения задачи повышения физической доступности книжных товаров для покупателей.

Речь идет о том, чтобы российские читатели имели возможность беспрепятственно ознакомиться с максимально широким ассортиментом книжных товаров и выбрать необходимую книгу. Здесь существует целый комплекс логистических проблем, связанных с развитием розничной книготорговой сети, расширением ассортимента не только столичных, но и провинциальных книжных магазинов. Кроме того, книга является товаром, для успешной продажи которого крайне необходимо его наличие на рынке по принципу "здесь и сейчас". Большое количество покупок книг совершается незапланированно, в процессе знакомства покупателя с ассортиментом книжного магазина.

Доступность товаров зависит от таких параметров логистических услуг, как надежность, скорость и частота поставки, широта предлагаемого поставщиками ассортимента, уровень информационного обслуживания и т.д.

Приведем здесь пример "Топ-книги" (Новосибирск). Применение принципов логистики позволило этой фирме минимизировать период нахождения книжных товаров в процессе их движения от издателя до покупки конечным потребителем. Для этого используются современные компьютерные системы, доставка из Москвы почтовыми вагонами, круглосуточная работа склада, которая обеспечивает поставку заказанных книг в магазин в течение суток. Ускорение движения книг позволяет уменьшить товарные запасы, повысить их оборачиваемость, сократить число ошибок в заказах, что повышает эффективность финансовых результатов, а в конечном итоге улучшает уровень обслуживания покупателей. Скорость исполнения заказа на книгу, поступившего от жителя Новосибирска, составляет не более трех-четырех дней, а от жителей других городов Сибири – четырех-пяти дней.

Практика наиболее эффективно работающих издательских и книготорговых фирм показывает, что использование логистики позволяет успешно решать сложные проблемы, существующие в книжном деле.


В последнее время обращает на себя внимание общее оживление в отечественном оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Перед предприятиями ОПК встают задачи повышения конкурентоспособности продукции и расширения присутствия на отечественных и зарубежных рынках.

В большинстве случаев продукцией предприятий ОПК являются сложные наукоемкие изделия. Примерами таких изделий может служить продукция авиационной и судостроительной отраслей.

Конкурентное преимущество сложных изделий определяется уровнем их технических и эксплуатационных характеристик, допустимым уровнем сервисопригодности и общей стоимостью владения изделием.

Общая стоимость владения изделием включает в себя затраты на приобретение изделия и затраты на его эксплуатацию.

Исторически в отечественном ОПК при создании сложных изделий наиболее значимыми признавались технические и эксплуатационные характеристики изделий. Такой подход в большинстве случаев приводил к выпуску высококачественных по своим техническим и эксплуатационным характеристикам изделий, но при этом далеко не всегда общая стоимость владения такими изделиями являлись оптимальными.

В ходе жизненного цикла изделия (ЖЦИ) укрупненно можно выделить стадию проектирования изделия, стадию серийного производства изделия, а также стадию эксплуатации изделия.

Нередко послепродажное обслуживание (ППО) изделия выполняется производителем. Производителю важно понимать затраты на ППО изделия. Производитель изделия включает затраты на разработку и производство изделия в его цену, а затраты на ППО изделия – в затраты на его эксплуатацию.

Заказчику, приобретающему сложные изделия, важно понимать не только затраты на приобретение изделия, но и общую стоимость владения изделием. Ведь для сложных наукоемких изделий 60-80% от общей стоимости их владения формируется на стадии эксплуатации.

Рисунок 1 Затраты на изделие

За рубежом во второй половине двадцатого века получила активное развитие методология интегрированной логистической поддержки (ИЛП).
Основной проблемой, решением которой занимаются участники ИЛП, является нахождение оптимального баланса между техническими и эксплуатационными характеристиками изделия с одной стороны и экономическими стоимостными показателями деятельности в рамках эксплуатации и ППО изделия с другой стороны.

Реализация управления эксплуатацией и ППО в соответствии с методологией ИЛП является важнейшим фактором конкурентного преимущества. Российские производители только сейчас подошли к пониманию необходимости применения ИЛП. Перед ними стоит задача поиска своих адекватных форм организации, технологии и ИТ-решений для проведения ИЛП.

В настоящей статье рассматриваются:

  • содержание методологии ИЛП;
  • применение ИТ в управлении ИЛП;
  • сдерживающие факторы развития ИЛП, не связанные с ИТ.

ИЛП – это совокупность видов инженерной деятельности, реализуемых посредством управленческих, инженерных и информационных технологий (ИТ), ориентированных на обеспечение высокого уровня готовности изделий при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием .

В контексте задач ИЛП принято рассматривать показатель поддерживаемости изделия .

Поддерживаемость – это свойство изделия и системы его технической эксплуатации, отражающее связь между коэффициентом готовности изделия и затратами, необходимыми для достижения требуемых значений коэффициента готовности .

Методологической основой для проведения ИЛП может служить зарубежная и отечественная практика, представленная в документации .
ИЛП сложного изделия, как правило, включает в себя виды деятельности , которые можно разделить на ключевые и периферийные.
К ключевым видам деятельности можно отнести:

  • анализ логистической поддержки;
  • планирование и управление техническим обслуживанием и ремонтом (ТОиР) изделия;
  • планирование и управление материально-техническим обеспечением (МТО);
  • разработку и сопровождение эксплуатационной и ремонтной документации.

К периферийным видам деятельности можно отнести:

  • обеспечение заказчика специальным, вспомогательным и измерительным оборудованием, необходимым для эксплуатации, обслуживания и ремонта изделия;
  • планирование и организацию обучения персонала, в том числе разработку технических средств обучения;
  • поддержку программного обеспечения и вычислительных средств;
  • планирование и организацию процессов упаковывания, погрузки/разгрузки, хранения, транспортировки изделия;
  • разработку инфраструктуры системы технической эксплуатации;
  • мониторинг технического состояния изделия и процессов эксплуатации и технического обслуживания.
  • планирование и организация процессов утилизации изделия и его составных частей.

Методология ИЛП предлагает комплексный подход для управления эксплуатацией и ППО изделия. В рамках такого подхода ИЛП как методология определяет:

  • предмет и задачи управления эксплуатацией и ППО;
  • связь с задачами других областей управления;
  • роли организаций – участников;
  • организационные принципы их взаимодействия;
  • состав методологий и стандартов, регламентирующих их скоординированную деятельность;
  • состав критериев оценки их деятельности;
  • принципы и формы обмена информацией участников кооперации.

Методология ИЛП отвечает на вопросы, как правильно следует организовать эксплуатацию и ППО изделия с учетом того, что такого рода деятельностью обычно занимается большая кооперация организаций.

Для получения конкурентных преимуществ на этапе эксплуатации изделия в соответствии с методологией ИЛП решение в части ППО рекомендуется закладывать на всех стадиях ЖЦИ. Это означает, что большинство решений относительно способов и методов эксплуатации и ППО изделия должно быть принято уже на стадии проектирования изделия, а кооперация в рамках ИЛП должна включать в себя не только организации – участники стадии эксплуатации изделия, но и участников стадий проектирования и производства.


Рисунок 2 Место ИЛП в ЖЦИ

Роль ИТ в управлении ИЛП

Реализация управления эксплуатацией и ППО на принципах ИЛП принципиально не возможна без использования информационных технологий (ИТ). Методология ИЛП была сформирована в период, когда ИТ уже были развиты на достаточно высоком уровне. Использование ИТ в рамках ИЛП изначально позиционировалось как необходимое условие эффективного ведения деятельности в рамках ИЛП.

В настоящее время в области ИТ-поддержки всех видов деятельности в рамках ИЛП существует мировая практика, но нет готовых решений. Крупные мировые производители используют свои наработанные годами решения в области организации, технологии и ИТ-поддержки ИЛП.

Для эффективного ведения всех видов деятельности, предусмотренных в рамках ИЛП, необходимо сформировать информационное пространство (ИП) ИЛП, в котором будет храниться вся необходимая для осуществления ИЛП информация.

Формирование информационного пространства ИЛП

Для формирования облика ИП ИЛП можно выделить основные объекты управления, информация о которых должна храниться в ИП ИЛП, а также базы данных для их хранения.

Следует выделить следующие типы объектов управления:

  • составы изделия и электронный макет изделия;
  • эксплуатационная документация;
  • данные анализа логистической поддержки (АЛП);
  • нормативно-справочная информация (НСИ).

Под составом изделия понимается структура связанных компонентов и их атрибутов, определяющих изделие на определенной стадии ЖЦИ.
Электронный макет изделия - это электронная модель изделия, описывающая его внешнюю форму и размеры, позволяющая полностью или частично оценить его взаимодействие с элементами производственного и/или эксплуатационного окружения, служащая для принятия решений при разработке изделия и процессов его изготовления и использования .

Электронная эксплуатационная документация - это совокупность (комплект) эксплуатационных документов, выполненных в электронной форме, в том числе в виде интерактивных электронных документов .

НСИ – это условно-постоянная часть всей используемой информации. В ходе деятельности в рамках ИЛП можно выделить следующие типы НСИ:

  • товарно-материальные ценности (ТМЦ);
  • договоры;
  • контрагенты;
  • производственное и эксплуатационное оборудование;
  • персонал;
    структурные подразделения.

Базы данных ИЛП служат для хранения обозначенных выше объектов управления.

Можно выделить следующие типы баз данных:

  • база данных об изделии;
  • база данных АЛП;
  • общая база данных эксплуатационной документации (ОБДЭ);
  • база данных эксплуатации изделия.

База данных об изделии выполняет системообразующие функции по отношению ко всем процессам и процедурам ИЛП. Она может содержать составы и ЭМИ со всей сопутствующей информацией, а также обозначенную выше НСИ.

База данных АЛП содержит информацию, получаемую и используемую в процессе АЛП изделия (исходные данные и результаты АЛП).
ОБДЭ представляет собой базу данных интерактивных электронных технических руководств. ОБДЭ может содержать текстовую и графическую информацию, а также данные в мультимедийной форме.

База данных эксплуатации изделия (БДЭ) представляет собой базу данных, содержащую информацию о фактическом использовании и функционировании изделия, получаемую от эксплуатантов.

Все базы данных должны находиться в постоянном взаимодействии. Системообразующими объектами управления должны выступать составы изделия.


Рисунок 3 Базы данных ИЛП

Управление информационным пространством ИЛП

Для управления ИП ИЛП необходимо использовать целую группу информационных систем (ИС) различных классов.
На основании проведенного в предыдущих подразделах анализа требующихся классов ИС для всех видов деятельности в рамках ИЛП, можно сформировать полный состав ЕИП ИЛП.

Для автоматизации всех видов деятельности в рамках ИЛП в состав ИП ИЛП необходимо включить ИС следующих классов:

  • PLM и CAD-системы;
  • системы для проведения АЛП;
  • системы управления стоимостью изделия;
  • системы класса PMS;
  • системы управления требованиями;
  • системы класса ERP;
  • системы класса MRO;
  • системы класса MPM;
  • системы класса HR;
  • системы класса ECM;
  • системы класса LMS;
  • системы сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании.

Product Lifecycle Management (PLM) система – система управления ЖЦИ. PLM-система обеспечивает хранение и управление инженерной информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего ЖЦИ.

Computer Aided Design (CAD) система – система автоматизированного проектирования (САПР). CAD – система является основным средством разработки и управления ЭМИ.

При наличии у пользователей PLM и CAD систем в большинстве случаев управление ЭМИ, созданным в CAD системе, ведется средствами PLM системы. PLM система выступает как средство централизованного управления составами изделия и ЭМИ с учетом их взаимосвязей.

Система для проведения АЛП является средством управления и анализа данных, хранящихся в базе данных АЛП.

Система управления стоимостью изделия позволяет автоматизировать процессы оценки стоимости изделия на этапах его разработки и производства, а также процессы оценки стоимости владения изделием на этапе его эксплуатации.

Система управления проектами (Project Management System (PMS)) позволяет автоматизировать проектную деятельность, в том числе связанную с проектами, сопутствующими ЖЦИ.

Система управления требованиями позволяют оптимизировать обмен информацией о требованиях, проверку их выполнения и организовать совместную работу по управлению требованиями в масштабах кооперации организаций и отдельных проектов. В контексте деятельности в рамках ИЛП управление требованиями в первую очередь сводится управлению требованиями к изделию на разных стадиях ЖЦИ.
Enterprise Resource Planning (ERP) система предназначена для автоматизации управления ресурсами организации.

Maintenance, Repair and Overhaul (MRO) система предназначена для автоматизации процессов планирования, управления и учета деятельности, связанной с ТОиР и ППО изделий.

Manufacturing Process Management (MPM) система предназначена для управления производственными процессами. В контексте деятельности в рамках ИЛП MPM система может использоваться для работы с данными о технологической подготовке производства, связанных с определением потребностей в логистических ресурсах в ходе АЛП, а также при разработке инфраструктуры системы технической эксплуатации.
Human Resources Management (HR) система предназначена для автоматизации процессов, связанных с управлением человеческими ресурсами, в том числе задействованными в ходе деятельности в рамках ИЛП.

Enterprise Content Management (ECM) система используется для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом . В контексте деятельности в рамках ИЛП наиболее применимы ECM-системы, ориентированные на разработку, управление и публикацию эксплуатационной документации.

Learning Management System (LMS) – это система управления обучением. LMS система предназначена для разработки, управления и распространения учебных материалов, в том числе используемых в ходе деятельности в рамках ИЛП.

К специализированным системам сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании относятся системы сбора и анализа данных об отказах и неисправностях изделия, а также других данных, сбор и анализ которых требуется для выполнения деятельности в рамках ИЛП и в частности для выполнения АЛП.

Отраслевой пример ИП ИЛП

В России наиболее развитой и проработанной экспертизой в части ИЛП обладают предприятия авиационной отрасли.

После проведения анализа присутствующих на российском рынке ИС обозначенных выше классов, необходимых для формирования ИП ИЛП, был сформирован отраслевой пример ИП ИЛП. Для каждого определенного выше класса ИС было выбрано соответствующее ИТ-решение отдельного вендора. Критериями выбора ИС являлся анализ функциональности ИС, а также разумная минимизация количества используемых решений, учитывая, что ряд решений может выполнять функции систем нескольких различных классов одновременно.

Пример реализации комплексного решения на основе продуктов выбранных вендоров демонстрирует возможность построения подобного отраслевого решения, но не является анализом полноты разнообразия классов ИТ-решений и их реализации у различных вендоров.

Таблица 1
Пример состава ЕИП ИЛП для предприятия авиационной отрасли

Класс ИС

ИС (вендор)

PLM система

CAD система

NX (Siemens PLM Software)

Система для проведения АЛП

RAM Commander (A.L.D.)
FRACAS FavoWeb (A.L.D.)

Система управления стоимостью изделия

PMS система

Oracle Primavera (Oracle)
+

Система управления требованиями

IBM Rational DOORS (IBM)
+
Teamcenter (Siemens PLM Software)

ERP система

Oracle E-Business Suite ERP (Oracle)

MRO система

Oracle cMRO (Oracle)
+

MPM система

Tecnomatix (Siemens PLM Software)
+
Temcenter (Siemens PLM Software)

HR система

Oracle Управление персоналом (Oracle)

ECM система

Teamcenter (Siemens PLM Software)
+
Cortona3D Rapid AuthorS (Parallel Graphics)

LMS система

Moodle (Moodle)
+
Oracle Управление персоналом (Oracle)

Система сбора и анализа данных об изделии, его эксплуатации и техническом обслуживании.

Специализированные системы для изделия

Особенности характера информационного обмена между ИЛП и смежными областями деятельности

Качество выстроенных взаимосвязей между ИЛП и смежными областями деятельности в том числе может характеризоваться уровнем возможностей информационного обмена между ними. Инструментами, обеспечивающими организацию необходимого информационного обмена, могут являться обозначенные выше ИС соответствующих классов.

ИП ИЛП и ИП смежных областей деятельности должны быть выстроены на принципах максимально возможного использования единых ИС. В этом случае единые ИС будут одновременно входить как в ИП ИЛП, так и в ИП смежных областей деятельности и выступать в роли интеграционных узлов, обеспечивающих необходимый информационный обмен между ИЛП и смежными областями деятельности.

Уровень развития смежных с ИЛП областей деятельности может характеризоваться: способностью формирования необходимых типов данных, наличием необходимых инструментов для хранения и управления этими данными с обеспечением их актуальности, достоверности, непротиворечивости, доступности и защищенности. Качество выстроенных взаимосвязей между ИЛП и смежными областями может характеризоваться уровнем возможностей информационного обмена между ними.

Наибольшее влияние на эффективность проведения ИЛП оказывают следующие смежные области:

  • управление проектированием;
  • управление производством;
  • управление закупками и запасами;
  • управление ТОиР основных средств;
  • управление персоналом.

Так, например, в ходе выполнения деятельности управление проектирование м должны формироваться различные типы составов изделия, а также ЭМИ. Должна быть обеспечена возможность передачи этих сформированных составов изделия в информационное пространство (ИП) ИЛП.

В ИП управление проектированием должна быть обеспечена возможность приема из ИП ИЛП запросов на проведение инженерных изменений, а также приема данных о результатах АЛП.

Сдерживающие факторы развития ИЛП, не связанные с ИТ

Использование ИТ для ИЛП является необходимым, но не достаточным условием для достижения максимальной эффективности проведения ИЛП. Существует ряд сдерживающих факторов развития ИЛП, не связанных с ИТ, а в большей степени относящимся к вопросам организационного развития и взаимодействия.
К таким факторам следует отнести:

Для организации эффективного проведения ИЛП можно сформировать следующие требования:

  • ППО изделия должно проводиться под управлением производителя изделия;
  • проектные и производственные решения должны формироваться с учетом условий ППО;
  • мотивация персонала должна быть ориентирована на критерии эффективности ППО;
  • должен быть организован обмен данных в рамках кооперации на основе отраслевых каталогизированных справочников ТМЦ;
  • должны быть приняты отраслевые стандарты в области ИЛП;
  • необходимо разумно минимизировать использование бумажных технологий;
  • должен быть создан корпоративный центр ответственности по ИЛП.

По итогам проведенного анализа можно отметить, что:

  • управление ППО на базе ИЛП – это ИТ ориентированная задача, которая принципиально не может быть решена без использования ИТ;
  • уровень развития представленных на российском рынке ИТ систем позволяет создавать решения, обеспечивающие информационную поддержку ППО в рамках подхода ИЛП;
  • на российском рынке представлено множество адаптированных под российских заказчиков ИТ систем отечественных и зарубежных вендоров, которые могут использоваться для решения отдельных задач в рамках ИЛП, необходимо найти оптимальное сочетание этих систем для решения задач ИЛП;
  • ключевыми ограничительными факторами реализации ППО на базе ИЛП являются не ИТ, а организационные решения на уровне отрасли:
    • узость и нестабильность кооперации организаций, участвующих в эксплуатации и управлении ППО;
    • неразвитость отраслевой и корпоративной стандартизации в этой области;
    • отсутствие необходимого уровня учета условий ППО при формировании проектных и производственных решений;
    • недостаточная ориентированность мотивации персонала на критерии эффективности ППО;
    • недостаточно широкое применение электронных технологий;
    • отсутствие корпоративного центра ответственности по ИЛП.
  • последние тенденции в организационных решениях в области ОПК направлены на выстраивание более тесного и эффективного взаимодействия между кооперацией организаций, участвующих в разработке, производстве, эксплуатации и управлении ППО изделий для повышения эффективности реализации ППО на базе ИЛП.
  • с учетом того, что ИЛП является интегрирующей задачей, дополнительным ограничительным фактором является слабое развитие смежных с ИЛП областей деятельности в российских компаниях;
  • за последние годы значительно выросла адаптированная для России нормативная и методологическая база ИЛП, формализованная в виде соответствующей выпущенной документации на русском языке.

Несмотря на ряд существующих ограничительных факторов в современных условиях в России создана благоприятная обстановка для развития направления ИЛП в различных отраслях, связанных с разработкой сложных изделий. Необходимым условием эффективного развития этого направления является соблюдение всех принципов и подходов, представленных в методологии ИЛП.

Автор выражает искреннюю благодарность своему дипломному руководителю Владимиру Игоревичу Ананьину, высказавшему по теме статьи и дипломной работы много глубоких идей и ценных замечаний, которые оказали существенное влияние на состав, структуру и стиль изложения подготовленных автором работ.

  • ГОСТ 2.052 - 2006 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения. Межгосударственный стандарт – М.: 2006. – 14 с.
  • ГОСТ Р 53392 - 2009. Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2010. – 21 с.
  • ГОСТ Р 53393 - 2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2010. – 17 с.
  • ГОСТ Р 53394 - 2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: 2010. – 28 с.
  • ГОСТ Р 54087 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка. Контроль качества и приемка электронной эксплуатационной и ремонтной документации. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 12 с.
  • ГОСТ Р 54088 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Интерактивные электронные эксплуатационные и ремонтные документы. Основные положения и общие требования. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 32 с.
  • ГОСТ Р 54089 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Электронное дело изделия. Основные положения. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2013. – 16 с.
  • ГОСТ Р 54090 - 2010. Интегрированная логистическая поддержка.
    Перечни и каталоги предметов поставки. Основные положения и общие требования. Национальный стандарт Российской Федерации – М.: Стандартинформ, 2012. – 28 с.
  • Технологии интегрированной логистической поддержки изделий машиностроения /Е.В.Судов, А.И.Левин, А.В.Петров, Е.В.Чубарова - М.: ООО «Издательский дом ИнформБюро», 2006. – 232 с.
  • S1000D International specification for technical publications utilizing a common source database. Международная спецификация на технические публикации, выполняемые на основе общей базы данных.
  • S2000M International specification for materiel management. Международная спецификация по управлению материальной частью.
  • S3000L International procedure specification for logistics support analysis. Международная спецификация по анализу логистической поддержки.
  • S4000M International specification for developing scheduled maintenance programs. Международная спецификация по разработке программ планового технического обслуживания.
  • Def Stan 00-60 Integrated Logistic Support. Интегрированная логистическая поддержка.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний