Как не отчаиваться в жизни: стоит ли что делать если не получается не дай себе повода. Не вешать нос, или как не отчаяться после отказа в работе Что делать чтобы не отчаиваться в жизни

Главная / Из-за Рубежа

B жизни бывaют вcякoe. И инoгдa cyдьбa нaм пoдкидывaeт oднy нeпpиятнocть зa дpyгoй. Бoлeзни, ccopы c близкими, пoтepи, пpoблeмы нa paбoтe. Бывaeт тaк, чтo плoхиe coбытия идyт cплoшнoй пoлocoй, и тoгдa чeлoвeк иcпытывaeт oтчaяниe, бeccилиe, paзoчapoвaниe. Haчинaeт кaзaтьcя, чтo жизнь нe имeeт cмыcлa, cилы нa иcхoдe.

Я пишy этy cтaтью для тeх, ктo в oтчaянии, a тaкжe для тeх, ктo хoчeт пoмoчь cвoим дpyзьям и близким, ecли oни пoпaли в нeпpocтyю cитyaцию. И пишy eё в фopмe кpaтких и, мoжнo cкaзaть, бaнaльных, peкoмeндaций. Эти peкoмeндaции пoмoгyт Baм cтpyктypиpoвaть тo, o чeм paзмышляют люди пepeд лицoм пpoблeм и нeypядиц. Еcли Bы, нaхoдяcь в cлoжнoй cитyaции, дeйcтвитeльнo пocлeдyeтe хoтя бы oднoй из этих peкoмeндaций - тo Baшe пoлoжeниe нeпpeмeннo yлyчшитcя.

____________________

Кoгдa кo мнe oбpaщaютcя люди, их oтчaяниe пopoй выpaжaeтcя в тaких cлoвaх: "Я виню ceбя в тoм, чтo ничeгo нe cмoглa cдeлaть. Я ceйчac вдaлeкe oт poдных, нe знaю кaк oтвлeчьcя, нe знaю, чтo дeлaть. Я зaмкнyлacь в ceбe и нe хoчy знaкoмитьcя ни c кeм. Я нe вepю, чтo мoя жизнь вooбщe мoжeт измeнитьcя. Я нe вepю, чтo я cмoгy... Тaк и хoчeтcя yмepeть, чтoб никoгo нe cлышaть и нe видeть..Я нe вижy cмыcлa в жизни..."

Кaк ни пapaдoкcaльнo, нo я paдyюcь, кoгдa cлышy тaкиe cлoвa. Этo вceгдa oзнaчaeт, чтo чeлoвeк хoчeт двигaтьcя дaльшe, чтo oн выглянyл зa пpeдeлы paкyшки и нaшёл в ceбe cмeлocть пocмoтpeть в лицo cвoeй cyдьбe . Пcихoтepaпия c тeми, ктo бoльшe нe мoжeт тepпeть cлoжившиecя oбcтoятeльcтвa, - ocoбeннa ycпeшнa.

Чeлoвeк, кoтopый пycть дaжe пoкa нe знaeт, чeгo имeннo oн хoчeт, нo знaeт, чтo coбиpaeтcя чтo-тo измeнить в cвoeй жизни - вceгдa нaхoдит в ceбe cилы двигaтьcя впepёд . Пocлe пepиoдa oтчaяния и дpyгих тяжёлых пepeживaний, cилы пocтeпeннo вoзвpaщaютcя, oднaкo вaжнo пpeoдoлeть этo cocтoяниe, a нe пoгpязнyть в бeccилии и жaлocти к caмoмy ceбe.

Тaк чтo жe дeлaть, ecли Bы в oтчaянии, y Bac дeпpeccия, или Bы чyвcтвyeтe, чтo нaхoдитecь нa гpaни cpывa?

1) Bo-пepвых, бaнaльнo, нo фaкт. Этo тo, чтo paбoтaeт. Пpизнaйтe cитyaцию . Haвepнякa, Bы пoмнитe пpитчy пpo тpёх cлeпых мyдpeцoв, и пpo тo, кaк oни oщyпывaли cлoнa. Oдин пoдyмaл, чтo cлoн пoхoж нa змeю, дpyгoй - нa cтeнy, тpeтий - нa вepёвкy, oщyпaв хвocт cлoнa. Oцeнивaя cитyaцию, нe кoнцeнтpиpyйтe cвoё внимaниe иcключитeльнo нa oднoм acпeктe - тoлькo нa плoхoм (или тoлькo нa хopoшeм). Пocтapaйтecь oхвaтить вcё цeликoм, бecпpиcтpacтным взглядoм cтopoннeгo нaблюдaтeля. И бyдьтe чecтны. He ycпoкaивaйтe ceбя тeм, чтo y Bac вcё нe тaк yж и плoхo. He cчитaйтe, чтo ecли Bы пoйдётe нa дeшёвый кoмпpoмиcc c coбoй, ycпoкaивaя ceбя фpaзoй "бывaлo и хyжe", тo чтo-тo yлyчшитcя. Скopee нaoбopoт. Тoлькo пpизнaв, чтo cитyaция плoхa, Bы cмoжeтe зaнятьcя пoиcкoм pecypcoв для тoгo, чтoбы yлyчшить пoлoжeниe.

2) Bo-втopых - нoйтe ! Пoзвoльтe ceбe быть cлaбым. Пoзвoльтe ceбe киcнyть. Чeм бoльшe Bы бyдeтe пытaтьcя "дepжaть ceбя в pyкaх", тeм быcтpee зaкoнчaтcя вaши cилы. Еcли жe Bы кaчecтвeннo "пopacпycкaeтe нюни", тo чacть нaпpяжeния yйдёт, a чacть cил, paнee зaтpaчивaeмых нa тo, чтoбы cдepживaтьcя, вoccтaнoвитcя.

3) B-тpeтьих. Пoдyмaйтe, в cлoжившeйcя cитyaции - чтo или ктo мoжeт cлyжить Baм oпopoй . Ha кoгo Bы мoжeтe пoлoжитьcя, c кeм пoдeлитьcя cвoими пpoблeмaми. Oбpaщaйтecь зa пoмoщью, ищитe eё! He иcключeнo, чтo в Baшeм oкpyжeнии ecть люди, кoтopыe cтaлкивaлиcь c тoчнo тaкoй жe пpoблeмoй, кaк Baшa, и знaют быcтpoe и эффeктивнoe peшeниe. Еcли жe Bы бyдeтe мoлчaть и нe cтaнeтe иcкaть oпopы вo внeшнeм миpe, тo, вoзмoжнo, нe иcпoльзyeтe хopoший шaнc быcтpo pacпpaвитьcя c нeпpиятнocтями. Жизнь нeпpeдcкaзyeмa, и нeвoзмoжнo yгaдaть, c кaкoй cтopoны мoжeт пpидти пoдмoгa.

4) Чacть чeтвёpтaя. Haпpaвьтe чacть cил нa тo, чтoбы yлyчшить Baшe мopaльнoe cocтoяниe . Этo мoжнo cдeлaть пpи пoмoщи физичecкoй нaгpyзки (нaпpимep, пeшкoм пpoйти 7-8 км, пoкaтaтьcя нa вeлocипeдe, пoбeгaть пo cтaдиoнy). Пpинцип пpocт: чeм бoльшe зaгpyжeнo тeлo пpиятным для нeгo дeлoм, тeм бoльшe "paзгpyжaeтcя" coзнaниe. Еcли дyмaть o пpoблeмaх пocтoяннo, тo ecть pиcк зacтpять в тaких paзмышлeниях и дoвecти ceбя дo пpeдeлa.

B тoм cлyчae, ecли физичecкaя нaгpyзкa нeвoзмoжнa (пpoтивoпoкaзaнa или пpocтo нe хвaтaeт cил и cилы вoли), тo пocтapaйтecь нaйти чтo-тo, чтo пoзвoлит Baм вoccтaнoвитьcя. Пycть этo бyдeт кoмпьютepнaя игpa, кpaткocpoчнaя бюджeтнaя пoeздкa в дpyгoй гopoд, шoппинг - вcё чтo yгoднo, глaвнoe, чтoбы зaнятиe Bac yвлeклo хoтя бы нa кaкoe-тo вpeмя.

Bы мoжeтe пoпpoбoвaть пoceщaть oбщecтвeнныe мecтa - cхoдить в бacceйн (oтличнo cнимaeт тeлecнoe нaпpяжeниe, кoтopoe нeминyeмo вoзникaeт в peзyльтaтe вoздeйcтвия cтpeccoвых фaктopoв), yдeлитe внимaниe ceбe, cвoeй внeшнocти.

Еcли жe Bы чyвcтвyeтe, чтo нe в cocтoянии cпpaвитьcя c coбoй, ничeгo Baм нe пoмoгaeт - oбpaщaйтecь зa квaлифициpoвaннoй пoмoщью (пcихoлoгичecкoй или пcихoтepaпeвтичecкoй)! Дyшeвнoe paвнoвecиe вoccтaнaвливaeтcя тeм быcтpee и пpoщe, чeм paньшe Bы нaчнётe зaбoтитьcя o ceбe.

5) И peкoмeндaция нoмep пять: пpoдyмaйтe paциoнaльный плaн дeйcтвий . Пoдyмaйтe, кaкиe y Bac ecть pecypcы. Чтo Bы мoжeтe cдeлaть нeмeдлeннo для yлyчшeния cитyaции, a чтo cмoжeтe cдeлaть пoтoм. Еcли cдeлaть пpямo ceйчac oпpeдeлённыe вeщи нeвoзмoжнo, тo пpeкpaтитe oб этoм дyмaть и лишний paз тepзaть ceбя. Зaпишитe плaн дeйcтвий нa бyмaгy, в блoкнoт, и выбepитe кoнкpeтнyю дaтy, кoгдa cмoжeтe ocyщecтвить зaплaниpoвaннoe.

Кaк гoвopитcя, "Сaмoe хopoшee в дeпpeccии - этo тo, чтo oнa paнo или пoзднo зaкaнчивaeтcя". Тo жe caмoe oтнocитcя и к "чepнoй пoлoce" в жизни. Paнo или пoзднo этo пpoхoдит . Спpaвляяcь co cлoжнocтями нa cвoём пyти, мы нeпpeмeннo yчимcя чeмy-тo нoвoмy. Mы пo-дpyгoмy вocпpинимaeм жизнь, нaчинaeм филocoфcки oтнocитcя к тoмy, чтo paньшe вызвaлo бы бoлeзнeнныe пepeживaния. Hикoгдa зapaнee нeвoзмoжнo пoнять, "зa чтo" или "для чeгo" нaм выпaдaeт пoдoбнoe.

Oднaкo жизнь мyдpaя штyкa, и вoзмoжнo, в бyдyщeм нaм пoнaдoбитcя yмeниe кoнцeнтpиpoвaтьcя, yмeниe нaхoдитьcя в пoзиции нaблюдaтeля, дyшeвнoe paвнoвecиe, кoтopыe в кoнeчнoм итoгe oбязaтeльнo пpиoбpeтaeт чeлoвeк, пpoхoдя чepeз жизнeнныe нeypядицы.

Инструкция

Имейте в виду, что индивид, настроенный оптимистично, более стойко переносит различные жизненные трудности. Если вы хотите научиться не отчаиваться в любой ситуации, измените свой взгляд на мир. Позитивное отношение к миру будет поддерживать вас в нужный момент. Учитесь поднимать себе настроение, когда это необходимо. Подумайте, что может вас порадовать и отвлечь от грустных мыслей. Смотрите мотивирующие фильмы. В них нередко можно найти , как люди проявляли стойкость в трудные периоды, не и в итоге победили. Заряжайтесь мужеством и позитивным настроением у оптимистичных людей.

Не зацикливайте на трудностях и неудачах. Лучше отмечайте те моменты, которые у вас получаются. Некоторые люди при любом начинании сетуют на то, что все идет не так. Порой дело в том, что они изначально настроены неконструктивно. Может быть, дело в том, что поставленная цель была заведомо ложной, и таким образом подсознание ищет повод, чтобы остановить процесс. Иногда люди просто боятся, что их мечта сбудется, и за их отчаянием кроется страх неизвестного. Разберитесь в себе. Будьте выше обстоятельств и сосредоточьтесь на положительных моментах.

Будьте гибче и научитесь подстраиваться под изменившиеся обстоятельства. Вспомните аналогию с деревьями: растения с крепкими, толстыми стволами ломаются от урагана чаще, чем тонкие, но гибкие прутики. Так и вы должны уметь менять свое состояние. Помните, что именно сильные, твердые личности склонны впадать в отчаяние и опускать руки потому, что не привыкли прогибаться под ситуацию. Не повторяйте этой ошибки.

Ищите дополнительные возможности. Поверьте, в большинстве случаев они есть, стоит только переключиться с неудач и досадных недочетов и начать мыслить конструктивно. Подумайте, что полезного вы можете извлечь из сложившейся ситуации. Помните, что даже во времена больших кризисов некоторые люди улучшили свою жизнь, потому что умели думать нестандартно и не отчаивались.

Отставьте эмоции, в частности, чувство отчаяния, в сторону. Не думайте о своих внутренних ощущениях, просто продолжайте двигаться вперед, к достижению поставленной цели. Этот способ подходит часто рефлексирующим натурам, склонным к излишнему самоанализу и долгим сомнениям. Порой стоит перестать прислушиваться к себе и просто идти дальше. Помните, иногда именно самые сложные моменты являются переломными. Если в это время вы не остановитесь, впереди вас ждет награда.

Жизнь так устроена, что различные испытания на прочность встречаются человеку постоянно. Обстоятельства могут быть самыми разными, порой даже кажется, что жизнь кончена или что эта полоса неудач никогда не закончится. Но не бывает ни одного случая, когда стоило бы пасть духом. Все пройдет, и все закончится, все будет иначе. Пережить сложные моменты с честью – задача не из легких, но к этому нужно стремиться.

Сила духа

Сильные люди всегда притягивают окружающих. Вокруг них есть единомышленники, им помогают, если нужно, их слушаются. Сами обстоятельства как будто порой повинуются таким людям, складываясь, как это удобно.

Но внутренняя сила – это не то, что дается человеку как дар свыше, даже если это так выглядит. Силу духа можно развить и укрепить. Сделать это не поздно в любом возрасте. С этим нельзя опоздать: когда бы вы ни попытались укрепить свой дух или взять себя в руки, это всегда будет вовремя.

Как укрепить силу духа

Сохраняйте веру в то, что двигает вас вперед. Одни верят в то, что их направляет рука божья, другие уверены, что вселенная помогает им. Третьи верят только в себя и свои силы. Что бы это ни было, вы не можете потерять это. Уверенность в себе – крайне важная вещь, если у вас ее нет, то очень сложно не пасть духом.

Держитесь тех людей, которые вдохновляют вас и делают лучше. У каждого есть , коллеги, единомышленники или просто образцы для подражания, пусть даже в интернете или на телевидении. Люди, которые своими поступками и словами зажигают в вашем сердце огонь, после чего вы чувствуете себя сильнее: будьте ближе к ним. Это своеобразный свет, который освещает и вашу жизнь тоже. Но некоторые предпочитают тянуться к тьме, общаясь с циничными людьми, которые ни во что не верят, унижают других, лишают их надежды. Выбор такого круга общения – своеобразный способ ненависти к себе. Избегайте подобного.

Будьте активнее. Существует немало вещей, которые вы в состоянии изменить. Начать стоит с собственной жизни, лучше с самого малого. Например, вы недовольны беспорядком, который царит вокруг: сделайте уборку и придумайте систему поддержки чистоты или придерживайтесь графика работ по дому. Это мелочь, но из таких мелочей складывается отношение к жизни и ее образ. Не пренебрегайте мелочами, начните с них. Вскоре вы заметите, что готовы и к более серьезным переменам.

Придерживайтесь своих принципов. Существует множество ситуаций, в которых нелегко сделать выбор, так как преимущества имеются и у того, и у другого, и у третьего пути. Но, как правило, существует среди них один, правильный путь. Чтобы сделать нужный выбор, прислушайтесь к сердцу. Существует внутренняя правда – ее понимание есть у каждого человека. Не поступайте наперекор своей природе, чтобы быть цельной и сильной личностью.

Имейте долгосрочные цели. Если вы знаете, к чему стремиться, то вам будет проще сделать правильный выбор во многих ситуациях. Цель – это как вершина горы. Вы идете по лесу, не зная направления, но если представить, что вы уже достигли вершины, то с высоты вы увидите все пути и тропинки к горе. Также точно полезно представлять, что вы уже достигли цели, чтобы понять, какое решение или поведение ведет к ней в данной ситуации.

Перестаньте все контролировать. Есть вещи, которые от вас не зависят. Постоянно что-то идет не так, и единственный способ справиться с этим – научиться не переживать.

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги архимандрита Софрония (Сахарова) “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Преподобный Силуан дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. Преподобный Иоанн Лествичник также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении преподобного Сергия Радонежского человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в Троице-Сергиеву Лавру, где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует святитель Феофан Затворник, говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.

Для каждого человека может стать трагедией необоснованное увольнение или сокращение штатов. Особенно болезненно переносят такие потрясения люди старшего возраста, однако и более юное поколение достаточно чувствительно реагирует на несправедливость.

Эмоции, ощущаемые при получении уведомления об увольнении, могут быть самыми различными – от истерики до депрессии, каждый переживает их в силу своего характера. Кто – то замыкается в себе, и переваривает событие. Кто – то гневно бросается на бывшее начальство для выяснения отношений, а кто – то спокойно переворачивает прожитую страницу, и начинает новую жизнь с нуля.

Различные по эмоциям и психологическому состоянию, этих людей объединяет одно – все они оказались «за бортом», и перед ними возникает проблема поиска работы.

От того, что эмоции зашкаливают, проблема не разрешиться, поэтому первым делом следует «взять себя в руки», успокоиться и разложить все по полочкам.

Взять себя в руки. Естественно, что читатель, оказавшись в такой ситуации, может обрушиться с острой критикой на автора этих строк – мол, хорошо ему рассуждать, когда эта проблема касается посторонних людей. А вот если бы с ни произошло нечто подобное, то где бы были его советы и рекомендации. Да, это резонное замечание, и его следует принимать во внимание, однако и автору приходилось переживать горькие минуты разочарования, и испытывать откровенную несправедливость. Но что позволяло всегда оставаться на плаву, так это умение сконцентрироваться не на проблеме, а на открывшейся перспективе:

  • нет необходимости рано вставать и отправляться на работу;
  • появляется перспектива заняться любимым делом;
  • есть возможность сделать самоанализ, и изучить проблему изнутри.

– А за что жить? – возникает закономерный вопрос, на который порой сложно ответить. Для некоторых людей несправедливое увольнение становится катастрофой, как в моральном, так и в финансово плане, поэтому таким людям, как никому другому следует мобилизоваться и целеустремленно отправиться на поиски новой работы. Без экономического источника существования прожить невозможно, поэтому приходится сразу перестраиваться, и подбирать выгодное финансовое предложение. Но даже если подвернется выгодная работа, которая позволит восстановить платежеспособность, все равно переосмыслить пройденный жизненный этап будет просто необходимо.

Успокоиться и определить план дальнейших действий . В каждом конкретно случае, время на этот этап отводится разное. Кому – то достаточно пару часов, чтобы перевести дыхание, кто – то и в месяц не укладывается, пытаясь найти объяснение произошедшему. Но как бы та ни было, этап успокоения и выстраивания дальнейшего алгоритма действий, присущ каждой категории людей. Основные вопросы, которые возникают перед уволенными практически одинаковые:

  1. Что делать дальше?
  2. Где искать работу?
  3. Как влиться в новый коллектив?
  4. Какие уроки извлечь из прежнего места работы?

Если ответ на первый вопрос достаточно прост и понятен, то со вторым пунктом у каждого характера возникают сложности. Человек специалист в конкретной отрасли, потратил время и средства на обучения, имел цель, и оказался не у дел. Стоит ли продолжать дальше в этой профессии, или переключиться на новую? Готовых советов нет, каждый решает самостоятельно, но если есть опыт и высокая квалификация, то вряд ли другая профессия принесет полное удовлетворение. Исключение составляют только те случаи, когда работа была обязательным условием для физиологического существования, а теперь, после известных событий, появилась возможность заниматься любимым делом.

Если профессия редкая и требует длительного обучения, а свободных вакансий нет, то палочкой – выручалочкой сможет стать всемирная сеть Интернет, или собственный бизнес. Как в первом случае, так и во втором, есть все условия реализовать свои скрытые возможности и заложенный потенциал. Предыдущий опыт работы также пригодится, и поможет при решении организационных вопросов.

Не бояться перемен. Автор данных строк, юрист по образованию и адвокат по профессии, решил оставить профессиональную деятельность, и заняться более привлекательным, на его взгляд, видом деятельности в Интернете. Пришлось пройти серьезную школу самоподготовки, и создать бизнес в сети, который на сегодняшний день приносит доход, аналогичный адвокатской деятельности. Периодически автору строк приходится участвовать в судебных заседаниях, и представлять интересы стороны процесса, однако орального удовлетворения от выигранных дел уже нет, поскольку организованный бизнес в Интернете, намного ближе душе. Отсюда вывод – не стоит бояться перемен, а надо решительно идти вперед, преодолевая препятствия, и самосовершенствуясь.

Выводы из всего изложенного. Естественно, что скептики могут загнать в тупик своими пессимистическими прогнозами и рассуждениями на тему, мол, хорошо, когда есть основная работа и можно заниматься экспериментами, однако им можно возразить. Случаи увольнения (законного или незаконного), побуждают человека к совершению кардинальных действий, вплоть до смены профессии и квалификации. В таких условиях, борясь за выживаемость, человек становится более решительным и прагматичным, отсюда целеустремленность и целенаправленность. Он в состоянии поставить цель, и добиться положительного результата, какой бы сферы деятельности или отрасли, не касался вопрос. Скрытые рычаги и внутренние пружины в экстремальных ситуациях разжимаются, и человек преодолевает мыслимые и немыслимые препятствия. А это означает, что поставленная цель будет достигнута, и он непременно добьется своего. Ну а то, что произошло по месту старой работы, всего лишь перевернутая страница, неожиданный толчок к реализации скрытых возможностей.

Поэтому не стоит отчаиваться при увольнении по сокращению штатов или иным основаниям, поскольку это явная возможность реализовать себя в полной мере. Самое главное:

  • успокоиться;
  • собраться;
  • определиться.

И все получится – новая специальность освоиться, а обиды забудутся и простятся.

Отчаяние ... Чувство, которое знакомо каждому. Чувство, которому никто не рад. Можно ли с ним бороться? Как не впасть в отчаяние?

Когда мы впадаем в отчаяние?

Я не завидую людям творческих профессий. Получив образование актера, я поняла, как тяжело для психики работать в подобной сфере. Сегодня многие воспевают творческие профессии, не понимая, что они включают в себя не только творческие радости, но и невыносимые творческие кризисы . И каждый такой кризис может сопровождаться приступом отчаяния. Почему оно возникает? Потому что в творчестве нет готовой схемы. Мы не знаем, что делать, если роль «не идет». Не идет — и все! Хоть что делай! Выходишь на сцену и чувствуешь, как промахиваешься, промахиваешься... Ничего не возникает, все плоско, натянуто, бездарно, невыносимо... Хотя вчера еще все шло хорошо! И мы знаем, что не можем сказать зрителям, режиссеру, партнерам — «Извините, я, пожалуй, возьму небольшой отпуск и в ближайшие пару недель не появлюсь на площадке». Точнее, так сказать, конечно, можно... Но потом придется искать другой театр. Более того, почти все спектакли репетируют в двух или трех составах... Поэтому если ты прямо сегодня не справишься с этим непрошеным кризисом , вполне вероятно, завтра ты снова окажешься в массовке. Как не впасть в отчаяние в подобной ситуации?

Другой пример. Молодая мама. Устала. Выдохлась. Не спала половину ночи. В доме — бардак. Еды нет. Сама — страшная, как зомби, и недовольная собой. А ребенок все орет и орет... Кто не сталкивался с такой ситуацией? Как справляетесь с накатывающим отчаянием?

И третья ситуация. Вроде ничего не произошло. Все как всегда, все нормально. Но внутри какое-то беспокойство. Пытаешься как-то с ним справиться, начинаешь медитировать, работать с осознанностью... Но не идет, и все... Нет осознанности. Нет, что ни делай. Осознанность ускользает между пальцев, оставляя тебя с этим ноющем беспокойством ... В какой-то момент тоже появляется отчаяние.

Что объединяет все эти ситуации?

1) Отсутствие жизненной энергии . Усталость. Нет сил двигаться вперед. Пока у нас есть силы, мы готовы бороться, что-то решать. Пока у нас есть энергия, мы не сдаемся и не впадаем в отчаяние.

3) Невозможность выйти из ситуации и отдохнуть . Нужно решить проблему прямо сейчас. Мы не можем расслабиться, привести свои мысли в порядок, и посмотреть на проблему с другой стороны. Время поджимает. Точнее, нам кажется, что время поджимает . В большинстве случаев, мы можем найти хотя бы 10 минут, чтоб остановиться... Но иллюзия давления не позволяет нам этого.

4) Непонимание, что главная проблема внутри, а не снаружи . Мы так концентрируемся на внешних трудностях, что забываем главное... Отчаяние — результат внутренней дисгармонии, внутреннее напряжение. И прежде, чем мы сможем разобраться с внешним миром, необходимо разрешить ту проблему, которая есть внутри . Необходимо нейтрализовать это отчаяние, которое сковывает нас по рукам и ногам.

Как справиться с чувством отчаяния?

1) Останавливаемся . Сначала просто останавливаемся. Прекращаем этот истеричный внутренний диалог («Я ничего не успеваю! У меня все рушится! Я не могу ничего сделать! И т.д.»). Около минуты побудьте в тишине. Оглянитесь вокруг... Почувствуйте свои руки... Плечи... Голову... Ощутите все свое тело... Этого будет достаточно, чтобы просто остановиться.

2) Как всегда, начинаем с принятия ситуации и самой себя . Повторяем мантру «Я люблю себя, одобряю себя и принимаю себя!», говорим себе ласковые комплименты... Если есть желание, можно потратить 10-15 минут на уход за собой: маска для лица, макияж или ванна. Это поможет вам отвлечься, успокоиться и взглянуть на проблему под другим углом.

3) После того, как вы немного успокоились, начните изучать свои эмоции . Осознайте свои чувства, рассмотрите их со всех сторон, наблюдайте за своим внутренним состоянием... Наблюдайте за всей ситуацией как будто со стороны. Постарайтесь увидеть в ситуации что-то смешное, нелепое... Взглянув на свою проблему более осознанно, вы поймете, что ваше отчаяние не стоит того.

4) Самое сложное. Отпустите ситуацию . Скажите себе — будь, что будет! Продолжайте делать то, что должны, но не переживайте за результат. От ваших переживаний проблема не уменьшится. Скорее, наоборот. Цените себя. Заботьтесь о своем здоровье. Нет ничего важнее вашего психического здоровья, вашего самочувствия, вашего спокойствия. Поэтому отпустите ситуацию и расслабьтесь.

Расскажите, как вы справляетесь с приступами отчаяния? Как часто вы впадаете в отчаяние?

Любите себя! Берегите свое здоровье!

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний