Почему время идет только вперед, но не назад? Изложение идет время но не меркнут Изложение на тему идет время.

Главная / Из-за Рубежа

Урок- подготовка к сжатому изложению.

Цели урока:

Научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля;

Продолжить у учащихся воспитание любви к чтению, к литературе, к книге;

Оборудование: дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося), памятки «Как написать сжатое изложение», «Как проверить написанное».

Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

Создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки, листы оценки, листы формата А3, маркеры. (урок проводится в кабинете информатики).

Ход урока.

1. Повторение понятия о сжатом изложении.

На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?

При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

2. Постановка целей урока . Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

Цель нашего урока, чтобы каждый из вас научился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

Что такое микротема?

Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

3. Знакомство с текстом.

Текст слушаете, воспринимаете текст как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который и поможет написать сжатое изложение.

Слайд №2. Фонохрестоматия,аудиозапись.

«Война»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.
Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества. (По В.Быкову) 213 слов

По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для этого мы поработаем над содержанием текста.

4. Анализ текста. Слайд №3 Работа с маркерами

Назовите признаки текста.

1. Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики (Война, победа, фашизм, фронт, партизанский тыл капля крови, поле боя, миллионы жизней…)

2. Текст имеет идею.

Идея текста в том,..

3.Текст можно озаглавить.

(В данном случае название дано)

4.Текст разделен на 3 абзаца.

С какой целью это сделано?

Каждый абзац содержит микротему, которая отражает основную тему.

Определим микротему каждого абзаца и запишем в форме плана.

Учитель: Составьте план текста.

План текста.

1. Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны

2. Народность характера Великой Отечественной войны.

3. Победа, значение которой непреходящее для человечества

Определите тип данного текста. Докажите.

Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Обычно текст рассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.

В данном тексте мы ярко видим:

тезис - Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом Далее по тексту идут доказательства: 1Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика 2. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов

и вывод - Жертвы были не напрасны, на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

Учитель. Очень важно правильно определить тип, так как функционально-смысловые типы речи строятся по-разному, рассуждение строится так:

1) основное положение (тезис);

2) доказательства с привлечением аргументов;

При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты.

Определите стиль данного текста.

Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией. Затрагивает актуальные вопросы современности, которые представляют интерес для общества. Автор текста призывает помнить о победе в Великой Отечественной войне, значение которой непреходящее для человечества..

Работа с маркерами

Обратите внимание на лексику публицистического стиля. Слова человечество, народность.

5. Работа над сжатием текста.

По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

Первый способ называется исключение. При исключении мы опускаем с точки зрения основной мысли текста детали и излишние подробности.

Второй способ – обобщение. При обобщении сначала вычленяются единичные факты, затем объединяются специальными языковыми средствами.

Можно заменить группу однородных членов одним словом или словосочетанием.

Мы будем сжимать текст способом исключения.

Вспомните, какими приемами мы можем при этом воспользоваться?

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

1. Замены:

Замена однородных членов обобщающим наименованием;

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

Замена предложения или его части указательным местоимением;

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

Замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

Замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

Исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

Исключение повторов;

Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

3. Слияния:

Образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Учитель. Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.

Памятка «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Составьте план, озаглавив каждую микротему.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

Перечитаем текст по абзацам, подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

Первое сжатое текста.

(Читает свой вариант)

1.замена однородных членов обобщающим наименованием;

2.замена фрагмента предложения синонимичным выражением

4. исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

Второе сжатие текста.

(Обучающийся читает свой вариант ответа)

Какими приемами сжатия текста вы воспользовались?

1. образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

2. исключение повторов;

3. исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Третье сжатие сделайте самостоятельно, хочу предупредить вас и напомнить о логических ошибках.

Примерный текст:

Идет время,но не меркнут в человеческой памяти годы войны,величие
нашей победы над немецким фашизмом.Трудно переоценить ее значение в
истории.Мы Вспоминаем уроки,преподаваемые нам войной. Миллионы молодых, да и постарше людей приняли смерть, ясно сознавая, что судьба Родины и человечества несравненно дороже.Одно из положительных черт войны-народность.Когда боролись все-от мала,до велика.Наши Жертвы были не напрасны.Солдаты погибли исполняя свой долг,и мы обязаны помнить их имена. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь павшие оплатили своей.

Логические ошибки

1. Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.

2. Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений.

3. Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности.

4. Неудачная концовка (дублирование вывода).

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Проверьте написанное, используя памятку и критерии оценивания

Как проверить написанное

1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза.

2.Первый раз читай с целью проверки содержания.

Ответь на вопросы:

Передано ли основное содержание исходного текста?

Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации?

Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного?

Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?

3.Второй раз читай с целью корректировки текста.

Ответь на вопросы:

*Можно ли текст назвать связным?

*Правильно ли выделены абзацы?

*Нет ли грамматических ошибок?

*Нет ли речевых ошибок?

*Выразительна ли речь?

4.Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь!

5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

ИКЗ Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

Логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

В работе нет нарушений абзацного членения текста. 2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена 1 логическая ошибка,

и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более 1 логической ошибки,

и/или имеются 2 случая нарушения членения текста 0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3

В данном ресурсе представлена методическая разработка урока по заявленной теме, мультимедийное сопровождение урока в виде презентации, интерактивный тест, который выдаёт оценку по результатам, лист самооценки, раздаточный материал. Урок подчинен одной общей теме, теме Великой Отечественной войны. Содержит интересные тексты по данной теме. Задачи урока:

1. Закрепление изученного по теме урока

2. Нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;

3. Составление схем СП;

4. Построение сложных синтаксических конструкций (ССК);

5. Применение ССК в собственной речи;

6. Закрепление навыков оценивания разных уровней развития речи;

7. Подготовка к ЕГЭ;

8. Воспитание выносливости, терпения, целеустремленности и выдержки в процессе работы над заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НАША СИЛА И ВОЛЯ

Прочитаем текст В. Быкова, известного белорусского писателя. Определим тему текста, основную мысль автора. К какому стилю относится данный текст? Докажите.

НАША СИЛА И ВОЛЯ

1)Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. 2)Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. 3)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, когда силам агрессии и разбоя снова неймется, мы вспоминаем недавние уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира.

4) Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. 5)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой. 6)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, двадцать миллионов человеческих жизней - вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. 7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но, как нередко случалось, иного выхода не было. 8)И миллионы молодых, да и постарше людей - мужчин, парней, женщин - приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

9)Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг, и только в душе его, может быть, последней предсмертной мыслью было сознание вопиющей безвременности этой его гибели.

10)Погибшие не напомнят, но мы-то, живые, понимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. 11)У каждого из них была малая их родина, были родители, были их пусть мало значащие ныне для нас дела на заводе, в колхозе, связанные с ними малые и большие заботы.

12)Как известно, на войне место в боевом строю не выбирают. 13)Государство превращается в единый боевой организм, где каждый гражданин занимается только своим, предназначенным именно ему делом.

14)Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. 15)Она забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни поселков и городов. 16)И хотя за послевоенные годы все восстановлено и отстроено, облик земли стал красивее, чем прежде, невидимые следы войны еще остаются в сердцах и душах людей.


В разделе на вопрос Помогите пожалуйста написать сжатое изложение не менее 90 слов и не более 110. заданный автором Андрей Голубев лучший ответ это Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие
нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в
истории.
Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность ее
характера, когда за общее дело - на фронте, в промышленности и сельском
хозяйстве, в партизанском тылу, - боролись все, от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя во имя грядущей победы, обошедшейся нам очень дорогой ценой.Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа,-вот плата советского народа за его самую трудную и замечательную в веках победу.
Солдатской же платой бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко, но иного выхода не было. И миллионы молодых, да и постарше людей приняли смерть, ясно сознавая, что судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Да, солдат погибал просто и безропотно, честно и до конца исполняя свой долг. Но мы обязаны помнить их имена и их дело.
Погибшие не напомнят, но живые, по¬нимаем, как нам нужно знать о них по возможности больше. У каждого из них была своя семья и жизнь. Вспомнить о них - долг всех живущих, потому что эту нашу жизнь павшие оплатили своей.
УЖЕ 10 РАЗ ПЕРЕЧИТЫВАЮ И СОКРАЩАЮ, НАДОЕЛО СЧИТАТЬ (.Посчитай сам, если много слов, то удалишь что -нибудь, не затронув смысла.

ОГЭ. Аудиотексты изложений по русскому языку. Текст 26. Цель: подготовить обучающихся к Государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (ОГЭ). Звук в формате МР3.

Просмотр содержимого документа
«Текст 26»

Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты - правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний