Проблемы классификации разных готовых промышленных товаров в тн вэд тс. Проблемы, возникающие при классификации объектов таможенного контроля по тн вэд тс, и причины их возникновения Список использованных источников

Главная / Из-за Рубежа

Административная реформа начала приобретать некоторые зримые черты. Стали появляться административные регламенты предоставления государственных услуг. В частности, в таможенной сфере их насчитывается уже более десятка, в том числе Административный регламент по принятию предварительных классификационных решений (Приказ ФТС России от 25.10.2010 N 1957 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза").
Кроме этого, таможенная служба подготавливает Сборник решений и разъяснений о классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) отдельных товаров , изложенный в Распоряжении ФТС России. Данное Распоряжение зарегистрировано в Минюсте России и имеет юридическую силу (Распоряжение ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров").

Информационные письма

Для облегчения работы должностных лиц таможенных органов, ответственных за выпуск товаров, а также для лиц, осуществляющих проверку правильности заявления сведений о товаре и коде ТН ВЭД после выпуска, таможенной службой разрабатываются информационные письма с разъяснениями подходов классификации отдельных видов товаров . Региональные таможенные управления, таможни рассылают информационные письма с рекомендациями по классификации в нижестоящие таможенные органы (таможни, таможенные посты).
Следует отметить, что эти информационные письма по классификации на таможнях и постах должностными лицами исполняются так же, как любой приказ, тем более что характер изложения этих рекомендаций напоминает Сборник решений и разъяснений о классификации товара, изложенный в вышеуказанном Распоряжении ФТС России от 19.01.2011 N 6-Р.
Проанализируем выдержку из одного таких многочисленных писем: "Устройства, представляющие собой беспроводные Wi-Fi-адаптеры связи, устанавливаемые на PCI-шину расширения компьютера, а также беспроводные Wi-Fi-адаптеры, оснащенные интерфейсами CardBus (PCMCIA), Express Card/34, USB, получающие питание от компьютера и предназначенные для организации беспроводного доступа по беспроводному каналу связи, в соответствии с ОПИ 1,6 подлежат классификации в подсубпозиции 8517 62 000 1 ТН ВЭД ТС, как устройства вычислительных машин.
Беспроводные Wi-Fi-маршрутизаторы, беспроводные интернет-центры, беспроводные Wi-Fi-принт-серверы, являющиеся устройствами, обеспечивающими подключение беспроводных устройств к проводным системам связи и совмещающие в себе возможности использования как в проводных системах связи, так и в беспроводных сетях, в соответствии с ОПИ 1, 3в, 6 подлежат классификации в подсубпозиции 8517 62 000 9 ТН ВЭД ТС.
Прошу усилить контроль при оформлении данных товаров".
Во-первых, можно предположить, что должностное лицо таможенных органов (имеющее, как правило, базовое экономическое или юридическое образование), читая данное разъяснение, не сразу поймет, о каком товаре идет речь. А если поймет, то это должно ввести его в недоумение, поскольку в цитируемом письме приводится терминология: "беспроводной доступ по беспроводному каналу связи", "беспроводные устройства к проводным системам связи", "беспроводные сети" и пр. А в рекомендуемой в письме подсубпозиции 8517 62 000 1 ТН ВЭД наименование включает в себя только: "устройства вычислительных машин и аппаратура проводных систем связи".
Во-вторых, в терминах, приведенных в письме, может разобраться только специалист, имеющий специальные познания. Для должностного лица такие разъяснения должны сопровождаться комментариями по каждому специальному термину, содержащему отсылки на техническую литературу, к заключениям вышестоящих органов и пр.
В-третьих, стиль изложения, на наш взгляд, должен быть рекомендательным. Повелительное наклонение в тексте письма свидетельствует о превышении своих полномочий таможенным органом, создавшим и разославшим по таможенным постам такое информационное письмо. В письме может быть приведена последовательность (алгоритм) действия лиц при решении вопроса отнесения к той или иной подсубпозиции классифицируемого товара.

Таможня нарушает закон

Специфика ТН ВЭД заключается в том, что изменение одного на первый взгляд незначительного параметра (критерия, признака) влечет за собой изменение классификационного кода ТН ВЭД. А в данной описанной ситуации могут быть различные комбинации, поэтому однозначная фиксация конкретных устройств в какой-либо товарной позиции неправомерна.
Авторы статьи отнюдь не отрицают важность таких информационных писем с разъяснениями трудных вопросов классификации как для должностных лиц таможенных органов, так и для участников ВЭД. Особое внимание привлекает тот факт, что эти рекомендации не для свободного доступа всех заинтересованных лиц, что противоречит всем таможенным нормам права (национальным и международным). Практика показывает, что участники ВЭД "добывают" эти информационные письма по классификации у подразделений Товарной номенклатуры и происхождения товаров, используя свои личные отношения.
И это в то время, когда согласно п. 6 ст. 52 ТК ТС "таможенные органы, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию" (); п. п. 2, 3 ст. 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров"; "Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает бесплатный свободный доступ любых заинтересованных лиц на территории Российской Федерации к информации о предварительных решениях и разъяснениях, принятых таможенными органами в соответствии со ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза" (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Информационные письма ФТС России по классификации товара не являются нормативно-правовым актом. Более того, решения по классификации товара, не прошедшие обсуждение и процедуру принятия решения Комиссией Таможенного союза, не являются легитимными. Рассылать таможенными органами России юридически значимые решения о классификации товаров было бы нарушением требования таможенного законодательства Таможенного союза.
В соответствии с Приказом ФТС России от 17.03.2010 N 500 возможность направления разъяснений по классификации представлена в разд. VI Приказа: "...классификация товаров таможенными органами в соответствии с обращениями органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, нижестоящих таможенных органов" (Приказ ФТС России от 17 марта 2010 г. N 500 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности").
Таким образом, заинтересованные лица сталкиваются с трудностями при реализации своих конституционных прав на получение информации по конкретному вопросу. Каждое решение таможенных органов должно быть обосновано и регламентировано, к тому же сопровождаться выдачей информации о том, в каком состоянии находится процесс администрирования.
На практике в разъяснительных письмах приводятся разъяснения по классификации товаров, как правило, только уже прошедших таможенную очистку. В этих письмах нет конфиденциальной информации (номер таможенной декларации, таможни, таможенного поста и пр.). В них изложены возможные подходы к решению вопросов классификации тех или иных товаров и предназначены для облегчения работы должностных лиц таможенных органов.
Все письма-разъяснения должны содержать алгоритм классификации, заложенный в Основных правилах классификации, то есть в строгой последовательности их применения. Применение правил 2а, 2б, 3а, 3б, 3в может быть только при невозможности применения правила 1. Практика показывает, что большое количество ошибок при классификации товаров кроется в не исследованных до конца возможностях правила 1.
В связи с перспективой введения в таможенную сферу информационных технологий, в том числе электронного декларирования, большая нагрузка и ответственность ложатся на околотаможенные структуры (консалтинговые, логистические и декларантские сообщества). При этом таможенная служба заинтересована в достоверном, правильном заявлении кода ТН ВЭД участником ВЭД, и логика подсказывает, что эти разъяснительные письма должны быть доступны декларантам в первую очередь. Поскольку в соответствии с таможенным законодательством именно декларант (участник ВЭД или его представитель) заявляет код ТН ВЭД и несет ответственность за его достоверность, а таможенный орган выполняет только контролирующую функцию.
Следует отметить, что информационные письма с разъяснениями по классификации отдельных видов товаров имеют рекомендательный характер, то есть не несут никакой иной смысловой нагрузки, кроме как методической и вспомогательной, а следовательно, могут приводиться по любым товарам, которые вызывают трудность у участников ВЭД и таможенных органов в настоящее время или могут вызвать в перспективе. Современные технологии производства товаров совершенствуются и изменяются бурными темпами. Поэтому риски возникновения проблемных ситуаций при классификации отдельных видов товаров в большей или меньшей степени можно спрогнозировать.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в части классификации товаров в нашей стране основные положения Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур и содействии международной торговле нарушаются. Большое количество нормативно-правовых актов лишь только декларируют некие права, но на практике они не работают. Вышеуказанное содействие международной торговле декларируется в Таможенном кодексе Таможенного союза и Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российском Федерации" пока только с позиции подачи текста (статьи закона на бумаге), но не с позиции правоприменения.
Код товара заявляет участник ВЭД. Классифицировать товар подчас очень трудно даже эксперту с большим опытом работы. Но если имеются мнения опытных специалистов ФТС России по классификации конкретного товара или группы однородной продукции и они изложены в информационном письме для практического применения должностными лицами таможен и таможенных постов, то почему они не могут быть доступны всем заинтересованным лицам?
В такой ситуации напрашивается не совсем здоровый вывод о том, что таможня заинтересована в том, чтобы участник ВЭД не разбирался в вопросах классификации и, как результат, либо платил штрафы (выполняя план по контрольным показателям таможни), либо предлагал взятки должностным лицам таможни.
Если письма - рекомендации ФТС не имеют законной силы, поскольку они только рекомендательные, то ничто не мешает их опубликовывать на сайте под специальной рубрикой, например "Мнение эксперта".
Заинтересованные посетители сайта будут знать, что это субъективные мнения о классификации товаров опытных экспертов и юридической силы эти мнения не имеют. Участник ВЭД принимает решение о классификации каждого конкретного товара и несет за него ответственность либо обращается с запросом за предварительным решением. Таким образом, учредитель сайта снимает с себя ответственность за юридически значимые последствия, а существенная помощь - как участнику ВЭД, так и должностному лицу таможенных органов, осуществляющему контроль достоверности заявленного кода ТН ВЭД.
В заключение следует отметить, что Рамочные стандарты ВТО стоят, как известно, на двух "опорах": системе соглашений между таможенными администрациями, партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом.
Установление партнерских отношений между таможней и участниками ВЭД - это одно из главных рекомендаций Киотской конвенции упрощения таможенных процедур и содействия международной торговле.
В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, положительное решение вопроса об обеспечении доступности информационных писем таможенных органов с разъяснениями по классификации товаров для участников ВЭД - это еще один шаг на пути по минимизации рисков недостоверного заявления кода ТН ВЭД и содействия международной торговле.

Контроль правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД перемещаемых через границу России товаров представляет собой очень сложный процесс, требующий наличия определенного интеллекта, умения человека мыслить гибко и нестандартно, с одной сторон, и способностей к отстаиванию своей точки зрения в спорах с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - с другой. Поэтому проблем в этой области избежать удается довольно редко.

В большинстве своем проблемы, которые возникают в практической деятельности в таможне, связаны с субъективным анализом текстов и положений товарной номенклатуры. Если прочие области таможенного дела более или менее регламентированы НПА, то классификация товаров такому регламенту вряд ли поддается. В товарной номенклатуре имеются определенные законы и правила, в соответствии с которыми и происходит процесс отнесения товаров к товарным позициям. Однако такие правила не устанавливают классификацию определенного товара в конкретную товарную позицию, а помогают унифицировать данный товар в эту товарную позицию.

Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по основным правилам интерпретации ТН ВЭД ТС - неотъемлемой частью товарной номенклатуры, правил шесть, а товаров, пересекающих таможенную границу сотни тысяч наименований. Однако практика показывает, что регулирование классификации такого объема товарооборота столь малым количеством правил вполне возможно.

Примерно 80% товарооборота классифицируется в соответствии с основным правилом интерпретации ТН ВЭД №1. Оно регулирует классификацию товаров в соответствии с текстами товарных позиций и примечаний к разделам и группам.

Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД. Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями. То есть, классификация товаров определена как юридическое понятие.

Вначале рассмотрим классификацию товаров исходя из текстов товарных позиций. Необходимо помнить, что товары классифицируются в ТН ВЭД по 2 основным критериям: в соответствии с материалом изготовления и в соответствии с функцией, которую товар выполняет.

Однако существуют товарные позиции, которые включают товар при объединении двух перечисленных критериев. Тогда одновременно рассматривается и материал и функция - третий критерий.

В большинстве случаев текст товарной позиции представляет собой описание одной конкретной товарной группировки, в которой однородные товары объединены в соответствии с одним критерием.

Вместе с тем существует ряд позиций, в которых собраны разнородные по своим свойствам товары. В этом случае применяются специальные знаки препинания для отделения одних товаров от других. В роли такого знака выступает точка с запятой (;).

Если говорить о текстах примечаний к разделам или группам классифицируемых товаров, то такие тексты регулируют классификацию товаров, приведенных в товарных позициях, т. е. тексты товарных позиций приоритетны.

В ТН ВЭД существуют следующие примечания:

примечания, исключающие (такие примечания исключают классификацию определенных товаров в разделе или группе).

примечания, описывающие термины, используемые в ТН ВЭД (при этом отдельные примечания описывают не только какой-то конкретный товар, но и характеристики товаров).

примечания, включающие определенные товары в ту или иную товарную позицию.

примечания, регулирующие классификацию определенных товаров

Контроль правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС перемещаемых через таможенную границу товаров – представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, требует наличия определенного интеллекта, умения человека мыслить гибко и нестандартно, а с другой, способностей к отстаиванию своей точки зрения в спорах с участниками внешнеэкономической деятельности. Поэтому проблем в этой области избежать удается довольно редко.

В большинстве своем проблемы, которые возникают в практической деятельности в таможне, связаны с субъективным анализом текстов и положений Товарной номенклатуры.

Проблема, обусловленная субъективным фактором, служит базисом, с которым связаны все другие возникающие на практике проблемы и сложности по классификации и контролю классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. Чтобы этого избежать, необходимо последовательно применять Основные правила интерпретации, внимательно изучать примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.



Основная сложность и проблема заключается в том, что, критерии отнесения товаров к той или иной позиции ТН ВЭД не всегда достаточно четки. Например, есть несколько критериев, по которым классифицируется чай, и информации, что это просто чай не достаточно, так как чаем называются и чайные напитки, которые относятся совсем в другую группу. В таких случаях решающую роль играют прецеденты принятия таможенными органами решений по классификации тех или иных товаров, а также международная практика и, прежде всего, практика Всемирной таможенной организации. Еще одним решением считается получение официального заключения таможенных органов по коду товара в рамках процедуры принятия предварительных классификационных решений .

Некоторые принятия решений о классификации товаров требуют опыта и высокого уровня квалификации. Часто должностные лица таможенных органов не обладают такими качествами. Необходимо предъявлять повышенные требования при поступлении гражданина на государственную службу.

Еще одной проблемой является большое количество актов, применяемых при классификации товаров и при осуществлении ВЭД, которые должен изучить, как декларант, так и должностное лицо таможенного органа. К сожалению, должностные лица таможенных органов и участники ВЭД не всегда в достаточной степени владеют подобной информацией и полагаются лишь на собственную интуицию. Для решения этой проблемы необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение возможности изучения необходимых документов.

Изменения в ТН ВЭД ТС вносятся решениями Комиссии Таможенного союза, следуя из этого, редко учитываются предложения (мнения) участников ВЭД при разработке и применении товарных номенклатур.

Опираясь на данные описания товара в 31 графе таможенной декларации и, учитывая уже установленные нами выше в тексте параметры классификации чая, используемые непосредственно для определения кода в соответствии с ТН ВЭД установим и рассмотрим основные причины, затрудняющие номенклатурную идентификацию чая как объектов таможенного контроля:

· в комплектах документов, прилагаемых к ТД, в соответствии с которыми оформлен чай отсутствуют заверенные в установленном порядке копии экологического сертификата соответствия, инструкции по эксплуатации, иной информации, подготовленной изготовителем товара, то есть документов, необходимых для подтверждения информации о составе плит, заявленной в графе 31 ТД;

· неполное описание товара на досмотре из-за недостаточной профессиональной подготовленности сотрудников таможенных органов;

· невозможность определить некоторые необходимые для классификации характеристики органолептическим методом и др.

На основе примеров декларирования чая, рассмотренных в таблице 3, их параметров классификации, а так же выявленных в ходе работы причин и проблем, затрудняющих номенклатурную идентификацию чая как объектов таможенного контроля, самостоятельно составим перечень признаков, по которым товары товарных позиций 0902 должны быть описаны в акте таможенного досмотра.

Таким образом, для эффективного определения вида чая, минимизации рисков, связанных с перемещением данного вида продукции необходимо провести ряд мероприятий: совершенствование технологий таможенного досмотра, разработка новых и усовершенствование действующих методов оперативной диагностики и идентификации чая, информационные технологии и инфраструктура, совершенствование нормативно-правовой базы в области классификации чая.

За последние годы число импортеров чая в Россию возросло до 1,5 тысяч, причем большинство новых фирм-импортеров поставляют чай нелегально, поэтому возникают большие риски (например, может быть представлен некачественный товар, фальсифицированный товар), как при классификации чая, так и при определении подлинности, потребляемого населением России. Чай не является товаром, относящимся к группе риска, однако известны случаи его недостоверного декларирования при таможенном оформлении. Участники ВЭД часто недостоверно декларируют этот товар, перемещая под видом недорогих чаев дорогие сорта чая, нарушая этим экономические интересы государства. Высокая стоимость лучших сортов чая и ограниченность районов его выращивания создают предпосылки для многочисленных способов фальсификации чая. Как известно, заявление недостоверных сведений о товаре, его неверное описание и указание недостоверного кода ТНВЭД приводят к занижению таможенных платежей.

С целью занижения объемов таможенных платежей, недобросовестные участники ВЭД предоставляют таможне недостоверные сведения о стоимости перемещаемых товаров, кодах товаров по ТН ВЭД ТС, что ведет к уменьшению таможенных платежей и налогов и сокращению поступления денежных средств в государственный бюджет. В 2010 году всего было выявлено свыше 25 тысяч случаев неправильной классификации товаров, что потребовало корректировки кода. В первом квартале 2011 года выявлено 5357 подобных случаев. Борьбу с недостоверным декларированием и занижением таможенной стоимости таможенные органы методично занимаются уже ни первый год.

За недостоверное декларирование ввезенного товара предусматривается штраф в размере от 50 до 200% от его стоимости. В случае если вновь определенный код товара влияет на принятие решения о помещении товара под заявленный режим, на применение запретов и ограничений, товар может быть не выпущен. Но пока такая борьба является малоэффективной.

Итак, для решения проблем, связанных с неправильной классификацией чая, необходимо:

Совершенствование нормативно-правовой базы;

Предъявление высоких квалификационных требований к лицам, поступающим на государственную службу;

Внимательное изучение текстов товарных позиций, примечаний к разделам, группам, позициям и субпозициям, знание Основных правил интерпретации;

В случае невозможности определения кода: обращение в таможенный орган для получения официального заключения таможенных органов по коду товара в рамках процедуры принятия предварительных классификационных решений;

Учитывать предложения участников ВЭД при разработке и применении товарных номенклатур;

Совершенствование технологий таможенного досмотра с применением СУР.

Заключение

Проведенный анализ изученного учебного материала, нормативных документов показал, что проблемы классификации чая по ТН ВЭД ТС существуют.

В данной курсовой работе была изучена нормативно-законодательная база классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ТС, рассмотрены проблемы, связанные с классификацией чая по ТН ВЭД ТС,проведен анализ статистических данных об экспорте и импорте чая в РФ. Так же проанализирована практика декларирования чая и рассмотрены примеры декларирования чая по ТН ВЭД ТС, разработаны пути минимизации таможенных рисков при классификации чая по ТН ВЭД ТС.

В результате проделанной работы установлено, что причинами проблем, связанных с неправильной классификацией чая, являются: неполное или недостоверное описание товаров в предъявляемых документах; невнимательное изучение примечаний к разделу и группе, текстов товарных позиций и подсубпозиций.

В целях пресечения и предупреждения нарушений таможенных правил, обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства ТС, необходимо принимать все возможные меры, совершенствуя законодательство, обеспечивая участников ВЭД информационно-справочными материалами по классификации товаров, повышая уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов и совершенствуя технологии таможенного досмотра.

Большинство проблем недостоверного декларирования связано непосредственно с торговым названием чай, не всегда соответствующим определению этого товара, данному в ТН ВЭД ТС. Так же существуют некоторые проблемы определения классификационного кода по ТН ВЭД ТС, они могут возникать из-за недостаточности сведений, указанных в декларации или на товаре: указание на наличие или отсутствие вкусо-ароматических добавок, указание степени ферментации чая, вида и веса упаковки.

Анализируя статистику об импорте чая в России и экспорте чая с территории России, можно сделать вывод о том, что импорт чая в тыс. тонн за 2009-2012 гг. был не стабилен, в 2011 году наблюдался наибольший рост, что связано с выходом страны из кризиса, но в 2012 году импорт снова начал падать, из-за нового экономического кризиса. Среди стран импортеров лидером являлась Шри-Ланка. Относительно экспорта чая, можно сказать, что в 2011-2012гг. наблюдался значительно менялся в эти годы, причем в разных странах по-разному. Наибольшее количество чая экспортируется в Азербайджан. В 2012 году экспорт вырос во всех странах, за исключением Казахстана.

Таким образом, в результате проведенной работы поставленная цель – изучение и выявление проблем, связанных с контролем классификационного кода чая по ТН ВЭД ТС – была достигнута.

Список литературы

1. Горяева А.А., Столярова А.С. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006 - 189 с.

2. Драганов, В.Г. Основы таможенного дела / В.Г. Драганов - М.: Экономика, 2005. - С.244- 266.

3. Единый таможенный тариф Таможенного союза

4. Елизарова, Л.Г. Экспертиза качества чая: учебник/ Л.Г. Елизарова. М.:2001 г. – 39 с.

5. Импорт и экспорт чая в РФ [Электронный ресурс]// Статистика и аналитика товарных рынков – URL: http://www.vvs-info.ru/novosti%20rinka/eda.php?ELEMENT_ID=4845

6. Импорт чая [Электронный ресурс]// Российский статистический ежегодник – URL: www.gks.ru

7. Письмо ФТС России 06-37/31433 от 08.09.06. «О классификации товара» [Электронный ресурс]// Таможенный компьютерный сервис – URL: www.tks.ru/law/2006/

8. Приказ ФТС Росси № 500 от 17.03.2010 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ТС».

9. Приложение к письму ГТК России от 27.02.2003 № 01-06/8166 [Электронный ресурс]// Все о чае – URL: http://teatips.ru/index.php?act=2&id=844&dep=37

10. Принципы классификации [Электронный ресурс]// Декларант плюс – URL: http://www.deklarant.ru/clasifik_pravila.php

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 851 (ред. от 12.03.2013) "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" [Электронный ресурс] // Том 1. Разделы I - VI. Группы 1 – 28 от 12.03.2013 – URL: http://base.consultant.ru

12. Рынок чая в России [Электронный ресурс]// Российско-китайский торговый дом CHIN-RU – URL: http://chin-ru.com/rynok-chaja-v-rossii/

13. Статистика внешней и взаимной торговли товарами [Электронный ресурс]// Евразийская Экономическая Комиссия – URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx

14. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru

15. ТН ВЭД ТС [Электронный ресурс]// Информационно-консультационная система: «Виртуальная таможня» – URL: http://www.vch.ru/urlica/tnved.html

16. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tsouz.ru

17. Чай [Электронный ресурс]// TEA.ru – URL: www.tea.ru

18. Чепурной, И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: учебник. – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2007 . – 404 с.

19. Экспорт чая из России: структура и экспортёры [Электронный ресурс]// Статистика ВЭД – URL: http://www.ved-stat.ru/analiz/60-tea-export-2010

20. Экспорт и импорт важнейших продуктов за 2009-2012 гг. [Электронный ресурс]// Федеральная таможенная служба – URL: http://www.customs.ru

Контроль правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС перемещаемых через таможенную границу товаров - представляет собой очень сложный процесс, который, с одной стороны, требует наличия определенного интеллекта, умения человека мыслить гибко и нестандартно, а с другой, способностей к отстаиванию своей точки зрения в спорах с участниками внешнеэкономической деятельности. Поэтому проблем в этой области избежать удается довольно редко.

В большинстве своем проблемы, которые возникают в практической деятельности в таможне, связаны с субъективным анализом текстов и положений Товарной номенклатуры.

Проблема, обусловленная субъективным фактором, служит базисом, с которым связаны все другие возникающие на практике проблемы и сложности по классификации и контролю классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.

Если прочие области таможенного дела более или менее регламентированы нормативными правовыми актами, то классификация товаров такому регламенту вряд ли поддается. В Товарной номенклатуре имеются определенные законы и правила, в соответствии с которыми и происходит процесс отнесения товаров к товарным позициям. Однако в большинстве своем такие правила не устанавливают классификацию конкретного товара в конкретную товарную позицию, а помогают классифицировать данный товар в эту товарную позицию12.

Возьмем неотъемлемую часть Товарной номенклатуры - Основные правила интерпретации ТН ВЭД. Таких правил - шесть. Товаров в мировой торговле - сотни тысяч наименований. Однако практика показывает, что регулирование классификации такого объема товарооборота столь малым количеством правил вполне возможно.

Примерно 80 % товарооборота классифицируется в соответствии с Основным правилом интерпретации ТН ВЭД № 1. Оно регулирует классификацию товаров в соответствии с текстами товарных позиций (уровень 4 знаков) и примечаний к разделам и группам. Такое регулирование следует из текста самого правила № 1.

При классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться Основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможность при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.

Основная сложность и проблема заключается в том, что, критерии отнесения товаров к той или иной позиции ТН ВЭД не всегда достаточно четки. В таких случаях решающую роль играют прецеденты принятия таможенными органами решений по классификации тех или иных товаров, а также международная практика и, прежде всего, практика Всемирной таможенной организации. К сожалению, декларанты не всегда в достаточной степени владеют подобной информацией и полагаются лишь на собственную интуицию.

Самым надежным способом исключения ошибок при классификации товаров является получение официального заключения таможенных органов по коду товара в рамках процедуры принятия предварительных классификационных решений.

Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями. То есть, классификация товаров определена как юридическое понятие.

Так же сложности идентификации возникают, например, когда товар является сложным по составу, обладает многими характеристиками, выполняет различные функции. Например, кинокамеры и кинопроекторы, содержащие или не содержащие звукозаписывающие или звуковоспроизводящие устройства (т.п. 9007).

В товарную позицию 9007 входят:

Кинокамеры (включая камеры для микрокиносъемки). Они аналогичны в принципе фотографическим камерам товарной позиций 9006, но содержат специализированные средства, позволяющие им делать ряд снимков в быстрой последовательности.

Кинокамеры для записи как изображения, так и звука на одной и той же пленке.

Кинопроекторы, которые являются стационарными или портативными аппаратами для диаскопической проекции движущихся изображений, имеющих или не имеющих звуковой дорожки на той же пленке.

В эту товарную позицию включаются кинопроекторы специальных типов, например, проекторы, которые проецируют увеличенные в различной степени изображения на оптически плоскую поверхность, позволяя проводить научные исследования сфотографированных явлений. "Кадры" можно изучать по одному или непрерывно при различном числе кадров в секунду. С другой стороны, приспособления для просмотра в движении, специально сконструированные для редактирования фильмов, исключаются (товарная позиция 9010).

Кинопроекторы могут комбинироваться со звукозаписывающими или звуковоспроизводящими аппаратами, которые снабжены фотоэлектрической или магнитной звуковой головкой, в зависимости от процесса, применяемого для записи звуковой дорожки, или звуковыми головками обоих типов для попеременного использования.

В эту товарную позицию включаются кинокамеры и т.д. как для кинопромышленности, так и для использования любителями. В эту товарную позицию также включаются кинокамеры специального типа, например, камеры, предназначенные для установки на самолетах (воздушная кинематография); водонепроницаемые камеры для съемок с подводных лодок; камеры и проекторы для съемки цветных, трехмерных (стереоскопических) или "панорамных" фильмов. Киноаппаратура, представленная без оптических деталей, остается в этой товарной позиции.

Как правило, участники ВЭД обращаются в ФТС России за предварительными решениями по наиболее сложным случаям классификации товаров.

Насколько важна для бизнеса предварительная классификация? С этой проблемой нередко сталкиваются сотрудники таможенных органов. Предъявление при таможенном оформлении предварительного решения ФТС России сокращает время проведения таможенного оформления, а также исключает возможность ошибки заявления неверного кода товара и, следовательно, недостоверного декларирования кода товара со стороны участника ВЭД (страхует участника ВЭД от судебных разбирательств). Для участника ВЭД есть еще один немаловажный плюс: решение является обязательным для исполнения всеми таможенными органами и действует пять лет.

Еще к одной из проблем классификации инструментов и приспособлений можно отнести ситуацию, когда участник ВЭД неправильно заявил классификационный код, тогда таможня принимает решение о классификации товара. Код может влиять на размер подлежащих уплате платежей, налогов, что негативно влияет на внешнеэкономическую деятельность в РФ, на принятие решения о помещении товара под заявленный режим, на применение запретов и ограничений. При этом недостоверная классификация может говорить не только об ошибке декларанта.

Штрафы за недостоверное декларирование начисляются, даже если это обнаруживается таможенными органами после выпуска товара. За недостоверное декларирование ввезенного товара предусматривается штраф в размере от 50 до 200% от его стоимости. В случае если вновь определенный код товара влияет на принятие решения о помещении товара под заявленный режим, на применение запретов и ограничений, товар может быть не выпущен.

В 2009 году было выявлено свыше 25 тысяч случаев неправильной классификации товаров, что потребовало корректировки кода. В первом квартале 2010 года выявлено 5357 подобных случаев. Наиболее часто корректируются коды технически сложных машин и механизмов, оборудование, в том числе электронное, аппаратура. В первом квартале нынешнего года доля таких товаров составила 31% от общего количества корректировок кодов. Неправильно пытаются классифицировать пластмассы, каучук, резину и изделия из них - 18%; средства наземного транспорта; обувь, мебель, текстильные изделия; инструменты.

Некоторые принятия решений о классификации товаров требуют опыта и высокого уровня квалификации. Часто должностные лица таможенных органов не обладают такими качествами. Для решения данной проблемы, автор данной курсовой работы, считает что следует сделать в стране специальное агентство по типу нотариата. Некоторые государства пошли по такому пути. В Германии действует семь подобных центров, причем каждый специализируется на своем виде товаров. Они ведут диалог со специалистами в отраслях промышленности, с торгово-промышленными палатами. Классификация товаров действительно требует высокой квалификации и опыта, которые лишь с годами переходят в профессионализм. Наши коллеги по Таможенному союзу из Беларуси и Казахстана оставили эту услугу за государственными органами, но при этом сделали ее платной.

Изменения в ТН ВЭД ТС вносятся решениями Комиссии Таможенного союза, следуя из этого, редко учитываются предложения (мнения) участников ВЭД при разработке и применении товарных номенклатур.

С 1 января 2010 г. на территории Таможенного союза установлена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 11.12.2009 N 32 "О ведении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза").

Согласно ст. 51 комментируемой главы ТН ВЭД основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.) и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ (Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г.).

ТН ВЭД - это классификатор, который применяется для государственного регулирования экспорта и импорта товаров, т.е. систематизированный перечень товаров, включающий наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения количества товаров, а также примечания и правила интерпретации.
В связи с формированием Таможенного союза решением КТС о едином таможенно-тарифном регулировании установлена единая ТН ВЭД ТС (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 295 "О документах по техническому ведению единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза").

Единая ТН ВЭД ТС построена по принципу действовавшей на территории России до 1 января 2010 г. ТН ВЭД России. Российская Федерация - равноправный член Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. (г. Брюссель) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров".

ТН ВЭД представляет собой перечень товаров с присвоенными им цифровыми кодами, в котором соблюдается принцип однозначного отнесения товаров только к одному коду. То есть для каждого товара имеется свое десятизначное кодовое обозначение. Первые две цифры обозначают товарную группу, первые четыре - товарную позицию, первые шесть - субпозицию, все десять - подсубпозицию. Для непоименованных, особо не выделенных товаров существуют "корзиночные" товарные позиции, или "прочие".
В единой ТН ВЭД ТС содержатся 1221 товарная позиция, 5052 товарных субпозиции, 11 171 товарная подсубпозиция.

Принятая степень детализации соответствует структуре международной торговли товарами (первые шесть цифр). Описания позиций на уровне седьмого и восьмого разрядов кода в большинстве случаев соответствуют европейским. Девятый разряд предназначен для детализации в интересах государств - участников СНГ. Десятый - для государств - членов Таможенного союза.



Согласно п. 4 ст. 51 комментируемой главы установлено, что техническое ведение единой ТН ВЭД ТС осуществляет ФТС России, так как аналогичные функции, перечисленные в указанной статье, ФТС России уже выполняла в отношении ТН ВЭД РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2005 г. N 367 "О ведении товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности".

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается КТС (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 11 декабря 2009 г. N 32 "О ведении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза").

В группу 72 ТН ВЭД включаются черные металлы, то есть передельный чугун, зеркальный чугун, ферросплавы и другие первичные материалы (подгруппа I), а также некоторые изделия черной металлургии (слитки и другие первичные формы, полуфабрикаты и основные изделия, полученные из них), изготовленные из чугуна или нелегированной стали (подгруппа II), из коррозионностойкой стали (подгруппа III) и из прочей легированной стали (подгруппа IV).

Подвергнутые дальнейшей обработке изделия, такие как отливки, поковки и т.п., шпунтовая свая, сварные уголки, фасонные и специальные профили, железнодорожные или трамвайные рельсы и трубы, относятся к группе 73 или, в некоторых случаях, к другим группам.

В качестве сырья в черной металлургии используются различные железные руды (оксиды, гидратированные оксиды, карбонаты), пиритные огарки (спеченные оксиды железа, оставшиеся после выжигания серы из пирита, марказита, пирротита и т.п.), а также отходы и лом черных металлов.



Железная руда при восстановлении превращается либо в передельный чугун в доменных печах или электропечах, либо в губчатый металл (губчатое железо), либо в кусковое железо при проведении различных процессов прямого восстановления; в тех случаях, когда требуется железо исключительной чистоты для специальных целей (например, в химической промышленности), его получают электролизом или с помощью других химических процессов.

Передельный или литейный чугун в расплавленном или твердом виде и железосодержащие изделия, полученные прямым восстановлением (губчатое железо), составляют вместе с металлическими отходами и ломом исходные материалы для производства стали. К этим материалам добавляются некоторые шлакообразующие добавки, такие как известь, плавиковый шпат, раскислители (например, ферромарганец, ферросилиций, алюминий) и различные легирующие элементы.

Процессы производства стали делятся на два основных способа, а именно: конвертерный процесс, в котором расплавленный передельный чугун в конвертере рафинируют от примесей, продувая его кислородом, и подовый процесс, для осуществления которого используются мартеновские или электрические печи.

Несмотря на то, что расплавленная сталь может быть отлита (на литейных заводах) в окончательную форму изделия (стальное литье), большая ее часть разливается в слитки в изложницы.

На этапе разливки и на этапе затвердевания сталь подразделяется на три основные группы: кипящая сталь, спокойная сталь и полуспокойная сталь. Кипящая сталь называется так потому, что во время процесса разливки и после него происходит реакция между кислородом и углеродом, растворенным в стали, что заставляет ее "кипеть". Во время охлаждения примеси концентрируются в центральной части и верхней половине слитков. Наружный слой, свободный от этих примесей, в результате обеспечит лучший внешний вид поверхности прокатанных изделий, полученных из этих слитков. Данный наиболее экономичный вид стали используется также для холодной штамповки.

Полуфабрикаты и, в некоторых случаях, слитки затем перерабатываются в конечные продукты.

Последние в основном подразделяются на плоский прокат ("широкая полосовая сталь", включая "толстый лист", "рулоны широкой ленты", толстолистовой и тонколистовой прокат и полосы) и длинномерный прокат (прутки горячекатаные в свободно смотанных бухтах, прочие прутки, уголки, фасонные и специальные профили и проволока).

Эти изделия получаются в результате пластической деформации либо при горячей обработке непосредственно из слитков или полуфабрикатов (горячей прокаткой, штамповкой или горячим волочением), либо при холодной обработке из горячекатаных полуфабрикатов (холодной прокаткой, экструзией, волочением проволоки, холодным волочением прутков). После этого в некоторых случаях следуют отделочные операции (например, холоднотянутые прутки, полученные бесцентровым шлифованием или прецизионной обточкой).

В соответствии с примечанием 3 к данной группе изделия из черных металлов, полученные методом электролитического осаждения, литья под давлением или спеканием, должны классифицироваться по их форме, составу и внешнему виду в товарных позициях данной группы, предусмотренных для аналогичных горячекатаных изделий.

Конечные продукты могут подвергаться дальнейшей чистовой обработке или перерабатываться в другие изделия в результате ряда операций.

В подгруппу I включаются:

1. Первичные продукты черной металлургии (передельный чугун, зеркальный чугун, ферросплавы, изделия черной металлургии, полученные прямым восстановлением железной руды, и другие продукты из губчатого железа, отходы и лом, а также слитки для переплавки) и железо с минимальной чистотой 99,94 мас.% (товарные позиции 7201 - 7204).

2. Гранулы и порошки, полученные из передельного чугуна, зеркального чугуна, черных металлов (товарная позиция 7205).

При условии, что изделия выполнены из железа или нелегированной стали, в подгруппу II включаются:

1. Слитки или другие первичные продукты, такие как пудлинговые бруски, пакеты кричного железа, болванки, куски, включая сталь в расплавленном состоянии (товарная позиция 7206).

2. Полуфабрикаты, такие как блюмы, заготовки, круглые заготовки, слябы, сутунки, грубо обработанные ковкой заготовки, заготовки для уголков, фасонных и специальных профилей (товарная позиция 7207).

3. Плоский прокат (товарные позиции 7208 - 7212).

4. Прутки, горячекатаные, в свободно смотанных бухтах (товарная позиция 7213) и прочие прутки (товарная позиция 7214 или 7215).

5. Уголки, фасонные и специальные профили (товарная позиция 7216).

6. Проволока (товарная позиция 7217).

Жаропрочная и жаростойкая сталь, а также другие виды стали, соответствующие признакам, определенным в примечании 1 (д) к данной группе, должны классифицироваться как коррозионностойкая сталь.

Благодаря своей высокой коррозийной стойкости коррозионностойкая сталь находит широкое применение во многих областях, например, в производстве глушителей, каталитических преобразователей или баков трансформаторов.

В подгруппу III входит коррозионностойкая сталь в формах, указанных в товарных позициях 7218 - 7223.

Определение других видов легированной стали дано в примечании 1 (е) к данной группе, а определение пустотелых прутков для буровых работ - в примечании 1 (п) к данной группе.

В данную подгруппу включается прочая легированная сталь, кроме коррозионностоикой стали, в форме слитков или других первичных форм, полуфабрикатов (например, блюмов, прямоугольных и круглых заготовок, слябов, сутунок, грубо обработанных ковкой изделий), плоского проката, в рулонах или нет (так называемые широкополосный прокат, широкополосные рулоны, толстолистовой и тонколистовой прокат или полосы), прутков, уголков, фасонных или специальных профилей или проволоки.

Все эти изделия могут быть подвергнуты обработке при условии, что в результате этого они не приобретут отличительных признаков изделий или продуктов, относящихся к другим товарным позициям (см. пояснения к товарным позициям 7206 - 7217).

К металлам, наиболее часто содержащимся в прочей легированной стали, относятся марганец, никель, хром, вольфрам, молибден, ванадий и кобальт; к наиболее распространенным неметаллическим составляющим относится кремний. Эти легирующие материалы придают стали специальные свойства, например, повышают ударную вязкость и износостойкость (например, марганцовистые стали); улучшают электрические свойства (кремнистые стали); повышают восприимчивость к отпуску (например, ванадиевые стали); или повышают скорость резания (например, хромовольфрамовые стали).

Прочая легированная сталь применяется для многих целей, где требуются специальные свойства (например, долговечность, повышенная твердость, ударная вязкость, прочность), например, для производства оружия, инструментов и ножевых изделий, а также машин и механизмов.

Письмом ФТС РФ от 25.02.2010 № 01-11/8319 сообщается, что Пояснения к ТН ВЭД России применяются с целью обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ТС в качестве вспомогательного рабочего материала.

Для определения кода товара используют три составные части ТН ВЭД ТС: собственно номенклатурную часть; примечания к разделам и группам; основные правила интерпретации ТН ВЭД. Кроме того, могут быть использованы и другие источники: письма ФТС России о классификации отдельных товаров, сборники классификационных решений, алфавитный указатель, различные пояснения, которые носят рекомендательный характер.

При нарушении декларантом правил классификации товаров таможенный орган вправе самостоятельно осуществить их классификацию. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такие решения в соответствии с главой 7 ТК РФ.

В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 718 правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.

Правило 6 ОПИ ТН ВЭД устанавливает, что классификация товаров в субпозициях товарных позиций осуществляется в соответствии с текстами субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться Основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что, между тем, не исключает возможность при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения, содержащие толкование содержания позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.

Основная сложность заключается в том, что, критерии отнесения товаров к той или иной позиции ТН ВЭД не всегда достаточно четки. В таких случаях решающую роль играют прецеденты принятия таможенными органами решений по классификации тех или иных товаров, а также международная практика и, прежде всего, практика Всемирной таможенной организации. К сожалению, декларанты не всегда в достаточной степени владеют подобной информацией и полагаются лишь на собственную интуицию.

Самым надежным способом исключения ошибок при классификации товаров является получение официального заключения таможенных органов по коду товара в рамках процедуры принятия предварительных классификационных решений.

Подготовка запроса на получение предварительного решения требует особого внимания, так как эти решения принимаются на основе только той информации, которую представляет заинтересованное лицо. В случае недостаточности информации или ее несоответствия характеристикам товара процесс принятия решения может существенно затянуться, а то и вовсе может быть принято решение, не соответствующее реальному товару.

Обеспечить полноту и адекватность этой информации возможно только с учетом оценки возможных вариантов классификации данного товара в соответствии с ТН ВЭД, что все равно требует владения правилами классификации, информацией о ранее принятых таможенными органами решений по аналогичным товарам и т.д.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний