Профессия художник-аниматор. Профессия мультипликатор
Мы все в детстве любили смотреть мультфильмы. А вот создавать образы и прорисовывать их – это особая наука, требующая профессионального подхода.
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция
Входной барьер
Перспективы
Не требуется.
Из письма в редакцию:
«В 2008 году я оканчиваю среднюю школу. Моя мечта — стать мультипликатором (анималистом). Я очень люблю рисовать, но в художественную школу никогда не ходила. В основном я рисую животных. А мой конек — это такие зверюшки, как в мультфильмах. Поэтому мне хочется создавать мультфильмы! Мне не нужно смотреть никаких рисунков: мои персонажи возникают в голове. Раньше я писала сказки и сама к ним делала рисунки.
Моя проблема заключается в том, что я не знаю, где учат этой профессии и какие навыки нужны, чтобы пройти в вуз на данную специальность» (Ольга К., Бугульма).
Душа рисунка
Работа мультипликатора предполагает взрослый профессионализм и детское восприятие мира. Нужно понимать множество технологий — и в то же время чувствовать сказку, замысел, сюжет; уметь соединять скрупулезность работы с неуловимым течением творчества.
На художественный (готовящий мультипликаторов) факультет, как и на режиссерский, часто могут не захотеть брать юного человека: слишком неопытен — и в смысле проникновения в искусство, и вообще в жизни.
Сегодня профессии учат в московском ВГИКе им. С. А. Герасимова на ул. Вильгельма Пика; конкурс велик — и это оправданно. Больше, чем вузы государственного уровня, анимацией не занимается никто.
Но можно научиться рисовать мультики в анимационных колледжах, после которых мэтры часто с удовольствием берут в свои прославленные студии («Шар», «Пилот», «Гора самоцветов» и другие) набираться опыта. Один такой колледж есть на «Курской» в Москве — учатся там ребята два года, конкурс пройти довольно просто, заниматься интересно.
Во время обучения анимации студентам предоставляется возможность самостоятельно работать с новейшим оборудованием в творческих студиях и лабораториях: сегодня, помимо привычной ручной анимации, необходимо владеть и компьютерной. Ребята сами пишут сценарии, делают раскадровку, прорисовывают героев. На один мультфильм длиной примерно в 3 минуты студент тратит полгода! В мультипликации нужно обладать не только творческими талантами и навыками, но и терпением: работа мастера кропотлива.
Частая ошибка — абитуриент думает: «Я обожаю рисовать, например, животных, но не люблю и не умею делать этого точно и живо. Пойду не в художники, а в мультипликаторы ». Неверно: мультипликатор может и должен прекрасно рисовать, даже сегодня, когда он зачастую в плену у технологий, которые «сделают за тебя всё»!
Замечательный режиссер-оскароносец из Ярославля Александр Петров не так давно набирал курсы по специальностям аниматор, аниматор-живописец, компьютерный -ретушёр (он же компоузер). Написал объявление о наборе ребят с готовыми работами и способных выполнить на месте несколько заданий. Всё это объяснил тем, что «не хватает анимации молодых свежих сил». Его коллега, известный мультипликатор из Минска Михаил Тумеля по результатам набора курсов — мультипликаторами пожелали стать в основном девушки — сделал несколько выводов:
- На одного жаждущего заняться анимацией “гнома” (или “принца”, если угодно) приходится 12 “белоснежек”.
- Не идёт в анимацию крепкий рисовальщик. Видно, на самом деле, этот вид искусства — “антихудожественное” явление, с точки зрения станковой живописи и рисунка.
- Будем работать с теми, кого отобрали. Хотя им придется попыхтеть: стартовая база почти у всех абитуриентов слабовата».
Коллега и бывший сокурсник Тумели и Петрова, автор множества незабываемых мультфильмов («Ветер вдоль берега», «Болеро», «Школа» и других) Иван Максимов прекрасно рисует, пишет маслом, в его доме и мастерской всегда полно картин, написанных им самим. Подобно тому, как будущие врачи, прежде чем разойтись по специализациям, годами учат все вместе одно и то же, так и мультипликатор должен уметь всё в области изобразительного искусства.
Другой вопрос, если речь идет о какой-то невероятной специфике письма и рисунка, об особом почерке мультипликатора.
Но и почерк нарабатывается опытом, годами, работой в разных жанрах.
Это особая братия — художники анимационного кино. Цари, волхвы, волшебники, добрые гномы. Анимация — живое кино, одушевленное. И настоящий художник-мультипликатор, мультфильма — всегда человек очень живой. Он рефлексирует — как психолог; как врач — действует по принципу «Не навреди». Чуткость должна присутствовать в нем сразу — а с годами, с миллионами нарисованных, прочувствованных кадров, сюжетов и героев она просто не может не проступать в готовых работах и идеях, как солнечные лучи на замерзшем стекле после зимы.
Подробности
Обновлено: 12.07.2019 08:49
Опубликовано: 08.05.2017 19:47
Художник-мультипликатор – это главный человек в создании мультфильма.
Он, в отличие от аниматора, не просто оживляет персонажи, а создает их, наделяет характером и индивидуальностью, рисует каждое их движение и каждую гримасу. Если мультфильм короткий, то художник работает над ним сам, над более масштабными проектами трудится целая команда специалистов.
История профессии:
Как ни странно, но первые художники-мультипликаторы появились намного раньше кинематографа. Еще в первобытные времена люди пытались зарисовать события и людей в движении. В первой половине 19 века появились примитивные мультфильмы.
После появления кино мультипликация утратила былую популярность, но в начале 20 века о ней вспомнили вновь. Немаловажное значение в развитии и распространении мультипликационных фильмов сыграл известный всем Уолт Дисней. Сейчас мультфильмы любят и дети, и взрослые, они пользуются такой же популярностью, как и фильмы.
Особенности профессии:
В профессии мультипликатора есть много преимуществ: возможность творческой реализации, престижность, хорошая зарплата, востребованность, комфортные условия труда, в некоторых случаях можно работать удаленно. Но работа художником имеет и свои минусы. Во-первых, приходится все рабочее время сидеть за компьютером, что может привести к проблемам с позвоночником и зрением. Во-вторых, иногда нужно выполнять однообразные задания.
Объединяет несколько специализаций: художник по персонажам, художник-постановщик, фоновщик, контуровщик, фазовщик, заливщик, прорисовщик, мультипликатор спецэффектов.
Существует три типа мультфильмов: кукольный, рисованный, 3Д.
Мультипликаторы могут работать не только там, где рисуют мультики, то и в рекламных агентствах, студиях веб-дизайна, компаниях, создающих компьютерные игры.
Обязанности:
Создание мультфильма включает в себя несколько этапов. Сначала продумываются идея и персонажи, создаются эскизы. Затем, если проект масштабный, то подбираются художники, между которыми распределяется работа.
Художники сначала рисуют фона и персонажей, а потом их тщательно прорисовывают и заливают цветом. Следующий этап - проработка мимики, жестов, движений. После этого наступает очередь колорирования и раскадровки. Готовые изображения анимируют. Заключительная часть - создание чистовых компоновок.
Важные качества:
Профессия художник-мультипликатор требует хорошего вкуса, чувства стиля, понимания принципов движения и динамики, умения увидеть и передать суть характера, пространственного мышления и воображения, наблюдательности, глазомера, чувства экранного времени (кинематики).
Часто для того, чтобы правильно изобразить эмоции и жесты, художнику приходится срисовывать их с себя, поэтому в профессии важны актерские способности.
Для качественного выполнения работы понадобятся работоспособность, ответственность, целеустремленность, аккуратность, терпение. Не лишними будут оптимизм и умение работать в команде.
Навыки и знания:
Чтобы создавать хорошие мультфильмы, мало уметь рисовать. Художник-мультипликатор – это тот, кто знает теорию мультипликации и законы творчества, разбирается в искусстве и психологии, освоил актерскую технику и знаком с особенностями разных видов искусства.
Далеко не каждый талантливый художник может создавать мультфильмы. Чтобы стать мультипликатором необходимо овладеть особым стилем рисования.
Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.
Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:
- рисованный фильм;
- кукольная мультипликация;
- трёхмерная графика.
В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:
- художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
- художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
- художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
- художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
- художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
- художник-прорисовщик создаёт чистовые рисунки с тщательно прорисованными деталями на основе образа, предложенного главным художником;
- мультипликатор спецэффектов воссоздаёт необходимые природные явления (снег, дождь) и различные эффекты, предполагаемые сценарием.
Особенности профессии
Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:
3ds Max (3d Studio Max)
- Maya;
- Cinema 4D;
- LightWave;
- Softimage XSI;
- Blender;
Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:
- создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
- подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
- организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
- На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
- организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
- занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
- анимирует ключевые и промежуточные фазы;
- принимает участие в создании чистовых компоновок.
Не художник — особая разновидность человека,
а каждый человек — особая разновидность художника.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- интересная творческая работа
- возможность реализации таланта
- высокая оплата труда в крупных проектах
- востребованность профессии
- спокойная обстановка.
Минусы
- некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
- работа сидячая.
Место работы
Мультипликационные студии, киностудии, телевидение, рекламные агентства, студии web-дизайна, компании по созданию компьютерных игр.
Важные качества
- пространственное воображение и мышление;
- понимание принципов динамики идвижения;
- глубокая наблюдательность;
- хороший глазомер;
- дар карикатуриста, умение ухватить суть характера;
- художественный вкус;
- чувство стиля;
- актерские способности;
- ответственность;
- позитивное отношение к жизни;
- целеустремленность, одержимость;
- терпение, работоспособность;
- умение находить общий язык стехническим персоналом.
Обучение на художника-мультипликатора (образование)
(Очно, Москва)
Школа-студия «ШАР» - уникальное учебное заведение, получившее признание во всем
мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству
авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными
режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием
Норштейном, Андреем Хржановским.
Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:
Профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров;
- производство анимационных фильмов.
Вузы
B&D - проводит набор на . Программа нацелена на формирование основных профессиональных навыков, знаний и умений художника/дизайнера книжной, игровой и анимационной индустрии, который способен решать концептуальные задачи визуализации. Выпускник профиля сможет работать в качестве художника-аниматора, иллюстратора, motion-дизайнера. Основная задача курса - дать будущему специалисту знания в области иллюстрации и анимации, научить создавать неповторимые образы с присущими чертами авторского стиля и «оживлять» их. 3 минуты пешком от метро Проспект Мира.
Оплата труда
Оплата труда художника-мультипликатора зависит от его квалификации, региона работы, специфики и величины студии.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьера художника-мультипликатора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей. В вертикальном направлении роста карьеры художник-мультипликатор может стать руководителем проекта, контролирующим работу всей команды специалистов. Возможен рост до владельца или директора мультипликационной студии.
Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» в национальной премии киноакадемии США «Оскар» учреждена в 2001 году. Короткометражным мультфильмам премия «Оскар» вручалась с 1932 г. Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар», - «Шрек».
Если о методах создания мультфильмов известно достаточно много, далеко не все отчетливо представляют, чем занимается мультипликатор. Смысл профессии предельно прост – вдохнуть жизнь в нарисованных персонажей. Специалист выполняет эскизы различных сцен, прорисовывает мимику и движение героев, использует приемы для придания максимальной реалистичности мультфильма.
Обычно над созданием картины работает несколько аниматоров, каждый из которых занимается своей частью работы. Профессия мультипликатор – творческая. От просмотра зрители ждут ярких эмоций, новых героев со своими особенностями и харизмой. Иными словами, на вершине успеха остаются неповторимые креативные идеи, оригинальные персонажи и сюжеты.
Плюсы и минусы профессии мультипликатор
Преимущества:
- спокойная рабочая обстановка;
- возможность реализовать свой талант;
- работа в крупных проектах хорошо оплачивается.
Недостатки:
- сидячая работа. Практически все время проходит за компьютером;
- ограниченность деятельности. В отличии от популярных профессий, таких как , или , спрос на аниматоров не такой высокий.
Профессия мультипликатор в современном мире
Сегодня у мультипликатора есть отличные помощники – компьютерные программы, которые значительно упрощают работу. Большинство мультфильмов делают в 3D, технология позволяет добиться объемного изображения. Так же аниматоры стали востребованы в студиях по созданию компьютерных игр.
В современных картинах огромное множество деталей, персонажей, цветов и красок. Распределение участков работы между несколькими специалистами позволяет сэкономить время и повысить ответственность сотрудников, особенно, если речь идет о мультфильмах с продолжительностью от 60 минут.
В крупных проектах аниматоры делятся на группы. Одна может заниматься основной частью картины, вторая – прорисовкой деталей, третья – созданием трехмерной графики и т.п. Мультипликатор персонажей занимается созданием движений и диалогов персонажей, мультипликатор спецэффектов – прорисовкой природных явлений (дождя, снега), движения облаков, ветра. Отдельные специалисты занимаются созданием заднего плана – городских улиц, природных пейзажей и другого фона, который соответствует сюжету.
Мы все в детстве любили смотреть мультфильмы. А вот создавать образы и прорисовывать их – это особая наука, требующая профессионального подхода.
Востребованность
Оплачиваемость
Конкуренция
Входной барьер
Перспективы
Не требуется.
Из письма в редакцию:
«В 2008 году я оканчиваю среднюю школу. Моя мечта — стать мультипликатором (анималистом). Я очень люблю рисовать, но в художественную школу никогда не ходила. В основном я рисую животных. А мой конек — это такие зверюшки, как в мультфильмах. Поэтому мне хочется создавать мультфильмы! Мне не нужно смотреть никаких рисунков: мои персонажи возникают в голове. Раньше я писала сказки и сама к ним делала рисунки.
Моя проблема заключается в том, что я не знаю, где учат этой профессии и какие навыки нужны, чтобы пройти в вуз на данную специальность» (Ольга К., Бугульма).
Душа рисунка
Работа мультипликатора предполагает взрослый профессионализм и детское восприятие мира. Нужно понимать множество технологий — и в то же время чувствовать сказку, замысел, сюжет; уметь соединять скрупулезность работы с неуловимым течением творчества.
На художественный (готовящий мультипликаторов) факультет, как и на режиссерский, часто могут не захотеть брать юного человека: слишком неопытен — и в смысле проникновения в искусство, и вообще в жизни.
Сегодня профессии учат в московском ВГИКе им. С. А. Герасимова на ул. Вильгельма Пика; конкурс велик — и это оправданно. Больше, чем вузы государственного уровня, анимацией не занимается никто.
Но можно научиться рисовать мультики в анимационных колледжах, после которых мэтры часто с удовольствием берут в свои прославленные студии («Шар», «Пилот», «Гора самоцветов» и другие) набираться опыта. Один такой колледж есть на «Курской» в Москве — учатся там ребята два года, конкурс пройти довольно просто, заниматься интересно.
Во время обучения анимации студентам предоставляется возможность самостоятельно работать с новейшим оборудованием в творческих студиях и лабораториях: сегодня, помимо привычной ручной анимации, необходимо владеть и компьютерной. Ребята сами пишут сценарии, делают раскадровку, прорисовывают героев. На один мультфильм длиной примерно в 3 минуты студент тратит полгода! В мультипликации нужно обладать не только творческими талантами и навыками, но и терпением: работа мастера кропотлива.
Частая ошибка — абитуриент думает: «Я обожаю рисовать, например, животных, но не люблю и не умею делать этого точно и живо. Пойду не в художники, а в мультипликаторы ». Неверно: мультипликатор может и должен прекрасно рисовать, даже сегодня, когда он зачастую в плену у технологий, которые «сделают за тебя всё»!
Замечательный режиссер-оскароносец из Ярославля Александр Петров не так давно набирал курсы по специальностям аниматор, аниматор-живописец, компьютерный -ретушёр (он же компоузер). Написал объявление о наборе ребят с готовыми работами и способных выполнить на месте несколько заданий. Всё это объяснил тем, что «не хватает анимации молодых свежих сил». Его коллега, известный мультипликатор из Минска Михаил Тумеля по результатам набора курсов — мультипликаторами пожелали стать в основном девушки — сделал несколько выводов:
- На одного жаждущего заняться анимацией “гнома” (или “принца”, если угодно) приходится 12 “белоснежек”.
- Не идёт в анимацию крепкий рисовальщик. Видно, на самом деле, этот вид искусства — “антихудожественное” явление, с точки зрения станковой живописи и рисунка.
- Будем работать с теми, кого отобрали. Хотя им придется попыхтеть: стартовая база почти у всех абитуриентов слабовата».
Коллега и бывший сокурсник Тумели и Петрова, автор множества незабываемых мультфильмов («Ветер вдоль берега», «Болеро», «Школа» и других) Иван Максимов прекрасно рисует, пишет маслом, в его доме и мастерской всегда полно картин, написанных им самим. Подобно тому, как будущие врачи, прежде чем разойтись по специализациям, годами учат все вместе одно и то же, так и мультипликатор должен уметь всё в области изобразительного искусства.
Другой вопрос, если речь идет о какой-то невероятной специфике письма и рисунка, об особом почерке мультипликатора.
Но и почерк нарабатывается опытом, годами, работой в разных жанрах.
Это особая братия — художники анимационного кино. Цари, волхвы, волшебники, добрые гномы. Анимация — живое кино, одушевленное. И настоящий художник-мультипликатор, мультфильма — всегда человек очень живой. Он рефлексирует — как психолог; как врач — действует по принципу «Не навреди». Чуткость должна присутствовать в нем сразу — а с годами, с миллионами нарисованных, прочувствованных кадров, сюжетов и героев она просто не может не проступать в готовых работах и идеях, как солнечные лучи на замерзшем стекле после зимы.