Обязательно ли организация питания в учреждениях спо. Интернат: Питание - Сетевая версия

Главная / Строительство и ремонт

Статистические данные говорят о том, что предоставление горячего питания школьникам положительно сказывается на их трудоспособности и успеваемости.

В связи с чем педагогический и медицинский состав школы должны приложить максимальные усилия для воплощения в реальность данных рекомендаций.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» процедура организации школьного питания полностью лежит на плечах образовательного учреждения.

Здесь же содержится информация о разработанных нормах питания и санитарных условиях, но нет ни слова об оплате детских обедов.

Кроме того законодательство требует наличия в образовательных учреждениях длительного перерыва, достаточного для принятия пищи.

Применяемые нормы

Меню представляет собой бумагу, информирующую учеников и родителей о том, какой пищей располагает школьная столовая.

При составлении данного документа учитываются следующие принципы :

При разработке меню обязательно должны быть учтены нормативно-технические и методические документы . Достичь широкого ассортимента блюд можно посредством использования в отношении 1 продукта нескольких способов тепловой обработки, например, мясо можно отварить, пожарить, припустить или потушить.

Правила осуществления

Правильная организация питания влияет не только на уровень успеваемости, но и на состояние здоровья детей. Поэтому очень важно заботиться о режиме приема пищи. Так, школьнику горячая пища нужна 2 раза в день (речь идет о завтраке и обеде). Если ребенок после уроков не идет домой, а отправляется в продленку, то нельзя обойтись и без полдника.

Если ребенок круглосуточно пребывает в образовательном учреждении , то принимать пищу ему полагается не менее 5 раз в день с интервалом от 3,5 до 4 часов. При этом второй ужин (за 1 час до сна) представляет собой кисломолочный продукт в количестве 1 стакана.

Все сотрудники пищеблока обязаны соблюдать правила личной гигиены .

К работе может быть допущен здоровый гражданин, добросовестно прошедший процедуру медицинского осмотра в соответствии с требованиями законодательства, а также прошедший гигиеническую подготовку.

Каждый сотрудник должен располагать личной медицинской книжкой с внесенными результатами медицинского обследования, информацией о перенесенных заболеваниях инфекционного происхождения, а также о сданном санитарном минимуме.

Обязательными к соблюдению являются следующие правила :

  • чистая рабочая одежда и обувь;
  • оставление верхней одежды, головного убора и других личных вещей в гардеробе;
  • наличие только коротко остриженных ногтей;
  • тщательно вымытые руки перед началом трудовой деятельности;
  • хранение чистой санитарной одежды в соответствующем помещении;
  • обязательное использование мыла (желательно дезинфицирующего) после посещения туалетной комнаты;
  • обязательное посещение медицинского учреждения, если появились признаки таких заболеваний, как простуда и кишечная дисфункция.

Во время приготовления кулинарного или кондитерского изделия нельзя :

  • красить ногти лаком;
  • использовать для застегивания спецодежды булавки;
  • осуществлять прием пищи;
  • курить на рабочем месте.

В обязанности медицинского работника образовательного учреждения входит ежедневный осмотр сотрудника пищеблока на предмет наличия признаков какого-либо гнойничкового заболевания. Выявление нагноившегося пореза, ожога, ссадины или катары верхних дыхательных путей требует перевода работника на другую должность.

За согласование организации и рациона питания отвечает Роспотребнадзор .

Горячая пища должна быть отпущена учащимся школы на большой перемене, продолжительность которой составляет не менее 20 минут.

Если речь идет об интернате , то питание производится в соответствии с режимом дня.

Каждому классу выделяется определенный обеденный стол.

Горячее питание может быть предоставлено учащимся при помощи предварительно накрытых столов или линии раздачи. Первый вариант предусматривает привлечение дежурных школьников старше 14 лет, которыми руководит ответственный преподаватель.

Учащимся запрещено посещать производственные помещения столовой, а также выполнять кухонные работы, такие как: приготовление блюд, чистка овощей, раздача готовой пищи, резка хлеба, мытье посуды или полов.

Для школьников, больных сахарным диабетом

Школа обязательно должна знать о том, что их ученик страдает от такого заболевания, как сахарный диабет. Введение инсулина ведет к постоянному снижению уровня глюкозы в крови вне зависимости от приема пищи. Школьное меню в данном случае заслуживает особого внимания. Только при помощи перекусов в определенное время можно предотвратить наступление гипогликемического состояния.

Учитель не имеет права задерживать школьника, страдающего от сахарного диабета или отнимать у него время, отведенное на перемену.

Школы-интернаты

Питание в школе-интернате обычно организовано следующим образом:

Осуществление контроля

В текущий момент времени выявлением нарушений в школьном питании разрешается заниматься не только государственным надзорным органам, но и руководству образовательного учреждения.

Так, директор школы может наделить соответствующими обязанностями управляющий совет или назначить инициативную группу и предложить родителям войти в ее состав.

Именно эти люди контролируют качество блюд, норму выработки, необходимое время приготовления, своевременность поставок, срок реализации готового продукта, температурный режим, обоснованность при осуществлении замены одного блюда на другое, калорийность и т.д.

Если все вышеперечисленные мероприятия так и не успокоили директора, то он имеет право привлечь независимого эксперта и провести ряд необходимых лабораторных исследований.

В случае, если комплексную услугу по организации питания школьников оказывает сторонняя организация, руководство школы может осуществлять контроль любого этапа приготовления блюд, не нанося при этом урона хозяйственной деятельности компании.

Пример организации питания для школьников представлен в следующем видеосюжете:

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗВЕНИГОРОД

143180, Московская область, г. Звенигород, ул. Ленина, д. 28

ОТЧЕТ № 1

по результатам проверки организации питания в муниципальных дошкольных

образовательных учреждениях городского округа Звенигород

Настоящий отчет составлен председателем Контрольно-счетной палаты городского округа Звенигород Рыдаевой Е.Н., по проверке эффективности и целевого использования средств, выделенных в 2011 году на организацию питания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.о. Звенигород.

Проверка проведена в соответствии с Положением «О контрольно-счетной палате городского округа Звенигород», утвержденным решением Совета депутатов городского округа Звенигород от 18.11.2008 г. № 15/7, планом работы контрольно-счетной палаты на 2012 г., утвержденным решением Совета депутатов городского округа Звенигород от 22.03.2012 г. № 5/13, распоряжением председателя контрольно-счетной палаты на проведение проверки от 20.03.2012 г. № 1.

При проверке были охвачены следующие объекты контроля:

Централизованная бухгалтерия учреждений образования, культуры, спорта, туризма;

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Солнышко» г.о. Звенигород (далее МДОУ «Детский сад №1»);



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Сказка»

Должностными лицами в течение проверяемого периода являлись:

Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии учреждений образования Г.Н. Корнюхина;

Заведующая МДОУ «Детский сад №1» – Н.Н.Крылова;

Заведующая МДОУ «Детский сад №7» – Л.Н.Круглова.

Проверка проводилась выборочным методом.

По результатам проверки составлены акты от 17.04.2012 г. №1 и №2.

Указанные акты подписаны проверяемой стороной.

Проверкой установлено:

Организация питания в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г.о. Звенигород осуществляется в соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91» Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

МДОУ действуют на основании утвержденного Устава, являются юридическим лицом, имеют самостоятельный баланс, смету доходов и расходов, лицевые счета.

Между МУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования, культуры, спорта, туризма» и МДОУ заключены договора от 01.01.2011 года на оказание услуг по ведению планово-экономической деятельности и бухгалтерскому обслуживанию финансово-хозяйственной деятельности, ведению бухгалтерского, налогового и статистического учета и отчетности.

Для осуществления образовательной деятельности Министерством образования

Московской области выданы лицензии:

МДОУ «Детский сад № 1» лицензия серии РО № 008081. Срок действия лицензии до 18 октября 2015 года.

МДОУ «Детский сад № 7» лицензия серии А № 337229. Срок действия лицензии до 29 сентября 2015 года.

Согласно Устава, режим работы дошкольного образовательного учреждения с 7 часов 00 мин. до 19 часов 00 мин (12часов) с пятидневной рабочей неделей.

Плановое количество воспитанников согласно выданной лицензии составляет:

МДОУ «Детский сад № 1» - 160 человек.

Из общей численности детей имели льготы по родительской плате в 2011 году 35 воспитанников или 28 % от общей численности.

МДОУ «Детский сад № 7» - 120 человек.

Из общей численности детей имели льготы по родительской плате в 2011 году 42 воспитанника или 35 % от общей численности.

Финансирование МДОУ на приобретение продуктов питания осуществлялось за счет средств местного бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств дошкольным учреждениям на приобретение продуктов питания на 2010 год утверждены для МДОУ «Детский сад № 1» в сумме 3 065,4 тыс. руб., для МДОУ «Детский сад № 7» в сумме 2 015,4 тыс. руб.

Кассовые расходы за 2011 год по статье 340 «Продукты питания» составили:

МДОУ «Детский сад № 1» в сумме 2 569,2 тыс.руб., или 84 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств.

МДОУ «Детский сад № 7» в сумме 1730,0 тыс.руб., 1 794,2 тыс. руб., или 89 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Кредиторская задолженность МДОУ по расчетам с поставщиками по состоянию на 01.01.2012 год отсутствует.

Решением Совета депутатов г.о. Звенигород от 05.11.2009 года № 34/6 «Об установлении с 01.01.2010 г. стоимости родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования «Городской округ Звенигород» установлен размер родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в сумме 1700 рублей в месяц.

Стоимость питания на 1 ребенка в день по плану в 2011 году в МДОУ «Д/сад № 1» составляла 122 рубля 86 копеек.

Среднегодовая стоимость питания на одного ребенка в день фактически в МДОУ «Д/сад № 1» составила 105 рублей 58 копеек.

Отклонение фактической стоимости питания на 1 ребенка в день от плановой составило 17 рублей 28 копеек.

Стоимость питания на 1 ребенка в день по плану в 2011 году в МДОУ «Д/сад № 7»

составляла:

сад - 122 рубля 86 копеек:

ясли - 101 рубль 31 копейка.

Среднегодовая стоимость питания на одного ребенка в день фактически в МДОУ «Д/сад № 7» в 2011 году составляла:

сад - 114 рублей 36 копеек;

ясли – 100 рублей 40 копеек.

Отклонение фактической стоимости питания на 1 ребенка в день от плановой составило:

сад - 8 рублей 50копеек;

ясли – 0 рублей 91 копейка.

Следует отметить, что в МДОУ «Д/сад № 7» среднегодовая стоимость питания на 1 ребенка в день в группе кратковременного пребывания за 2011 год составляла 77 рублей 29 копеек.

В соответствии с законом от 21.07.05г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

в 2011 году были заключены договора на поставку продуктов питания МДОУ «Д/сад № 1» с ООО «Курортбаза», ООО «Объединенные хлебзаводы», ООО «Митпрофит», ООО «Молторг».

На основании примерного 10-ти дневного меню, которое утверждено заведующей детского сада и согласовано с Роспотребнадзором, ежедневно составляется менютребование, в соответствии с нормами закладки продуктов питания и данными о количестве довольствующихся лиц.

Списание продуктов питания осуществляется на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания, которое передается в централизованную бухгалтерию заведующими детских садов.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

1. Вопросами организации питания в дошкольном учреждении занимаются несколько служебных подразделений: административное, медицинское, хозяйственное.

Контроль за соблюдением натуральных норм питания осуществляется путем проверок заявок, составляемых заведующей и кладовщиком, соответствия их утвержденным нормам питания детей в ДОУ. Контроль за правильным состоянием менюраскладок, а также проведение периодических расчетов химического состава и калорийности питания детей, проводится один раз в месяц.

Из Приложений 1,2 видно, что за 2011 год в МДОУ питание детей было не сбалансированное.

Также в МДОУ «Д/сад № 7» имеется группа кратковременного пребывания, по которой анализ по питанию не ведется. На основании приложения к приказу № 44/1 от 01.09.2009г, утвержденного заведующей детским учреждением, дети в данной группе завтракают и обедают. Согласно п 16.6 Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91» Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-10 «для групп кратковременного пребывания детей в дошкольных организациях (3-5 часов) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник) в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня).

Согласно СанПина 2.4.1.2660-10, если при проведении анализа по питанию за месяц выявлены значительные отклонения от нормы, то медицинская сестра должна принять оперативные меры (внести необходимую коррекцию при составлении менюраскладок, добиваясь необходимого содержания в них полноценных продуктов и соответствия химического рационов действующим нормам). Это должно быть подтверждено расчетами питания.

Ежемесячно экономический отдел Централизованной бухгалтерии делал данный анализ и передавал данные в Комитет образования, где дошкольный отдел должен был бы обратить внимание на отклонения от норм по питанию.

2. В МДОУ было выявлено несоответствие продуктов, находящихся на складе, продуктам, указанным в спецификации муниципального контракта.

Из Приложений 4,5 видно, что полученные продукты МДОУ не соответствуют спецификации к муниципальным контрактам, соответственно, они дешевле, чем прописано в муниципальных контрактах.

Согласно п.1.1 муниципальных контрактов, Поставщик продает, а Покупатель закупает продукты питания в количестве и ассортименте, предусмотренном настоящим Контрактом и спецификацией, которая является неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Согласно п 4.4 муниципальных контрактов, в случае неисполнения условий Контракта Поставщик несет ответственность в пределах цены контракта.

3. При проверке меню-требований на выдачу продуктов питания (ф.299) имеют место следующие нарушения:

факты накопления продуктов питания выше среднедневной потребности (сок фруктовый, ряженка, йогурт выдавались детям в разном количестве) округление норм списания на одного ребенка при составлении меню-требований приводит:

К списанию продуктов сверх установленных норм,

Недовложению продуктов питания,

Нарушению технологии приготовления блюд:

Постановлением Главы городского округа № 998 от 18.12.2009 в МДОУ с 01.01.2010 года введены ставки калькулятора, Постановлением № 279 от 06.04.2011г. введены ставки кладовщика. Однако, данные должности в 2011 году совмещались и никакой пользы не принесли для составления меню-требований.

4. По состоянию на 04 апреля 2012 года в МДОУ «Д/сад № 1» была проведена проверка ассортимента блюд, приготовленных на завтрак. По результатам проверки выявлено, что на завтрак в меню прописано блюдо «творожная запеканка со сметаной», вместо него приготовлены «сырники творожные запеченные». В меню-требовании закладка продуктов питания для приготовления данного блюда не соответствует нормам по технологической карте, но при этом выход порции на 1 ребенка стоит по норме.

5. В нарушении Санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91 систематически, при наличии остатка мяса на складе, использовалась тушенка для приготовления первых и вторых блюд (голубцы ленивые с тушенкой, рагу овощное с тушенкой, картофель по-домашнему, плов с тушенкой). По данным бухгалтерского учета в 2011 году на приготовление блюд списано тушенки в количестве 56 кг 225 гр.

Согласно Приложению 8 к СанПин 2.4.1.2660-10 консервы «говядина тушеная», используются в виде исключения при отсутствии мяса, для приготовления первых блюд.

В результате данного нарушения неэффективное расходование средств местного бюджета составило в сумме 12 685 рублей.

6. В нарушение санитарных норм, в МДОУ «Д/сад № 1» на кухню входят свободно любые сотрудники детского сада без халатов и специальной обуви.

1.При организации питания в МДОУ «Д/сад № 1» г.о. Звенигород соблюдать санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, установленные Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 года № 91» Об утверждении СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

2. В меню – требовинии на выдачу продуктов питания точно указывать расход продуктов на каждое блюдо в отдельности и соблюдать рецептуру.

3. Разработать технологические карты на каждое блюдо согласно 10-дневного меню.

4. Комитету образования города Звенигорода усилить контроль за учетом продуктов питания, соблюдением норм питания на детей.

5. Неэффективное расходование средств местного бюджета составило в сумме 12 685 рублей.

6.Усилить контроль и соблюдать условия по муниципальным контрактам на поставку продуктов питания.

–  –  –

Паста томатная /1513412/, Паста томатная – жестяная стеклянная банка, не более 1 кг. банка, 800гр Изюм /1513564/, - фасовка в Изюм, - фасовка в пакете 10 кг.

пакетах до 1 кг.

Шиповник /1513563/, -фасовка не Шиповник, - фасовка – 10 кг.

более 5 кг.

Лавровый лист /1549592/,фасовка Лавровый лист,- фасовка – 20гр.

Муниципальный контракт № 8 от 26.12.2011г на сумму 113 244,0 рублей.

–  –  –

Ягоды свежезамороженные / Ягоды свежезамороженные – 1513112/, фасовка 450гр., (клюква, фасовка 10кг.,(черная вишня, малина, черника, смородина) клубника) Муниципальный контракт № 9 от 26.12.2011г на сумму 218 990,0 рублей.

–  –  –

Похожие работы:

«ГРАМАДСКАЕ АБ’ЯДНАННЕ «БЕЛАРУСКАЕ ГЕАГРАФІЧНАЕ ТАВАРЫСТВА» МАГІЛЁЎСКІ АБЛАСНЫ АДДЗЕЛ МАГІЛЁЎСКІ МЕРЫДЫЯН ТоМ пЯТНАццАТЫ ВЫпУСКІ пЕРшЫ-ТРэцІ (2015 – № 1 – 3 (28 – 30) НАВУКОВАЕ ВЫДАННЕ ВЫДАЕццА З САКАВІКА 2001 ГоДА пЯТНАццАТЫ ГоД ВЫДАННЯ Магілёў УДК 911+371.3+910.2:911.3 ББК 26.8 + 74.262.6 М12 РЭДАКЦЫЙНАЯ РАДА: РЭДАКЦЫЙНАЯ КАЛЕГІЯ: АРОНАЎ А.Г., д-р фіз. – матэм. навук, ГАРКУНОЎ В.А., д-р сельскагаспад. прафесар (г. Мінск), навук, прафесар (галоўны рэдактар) АТАСОЙ Эмін, д-р навук АГЕЕЎ А.Р.,...»

«FOR IMMEDIATE RELEASE Women with Deep Ties to Ireland Offer Inspiration and Motivation in New Book “Wise Irish Women will make you laugh, and cry, and think, and love.” -Mary Higgins Clark International Bestselling Author (Dallas, TX and El Paso, TX)-Inspired by their own Irish ancestry, two cousins compiled generations of wisdom, gleaned from women of all walks of life, with one thing in common: a deep and abiding connection to Ireland. Wise Irish Women: A Journey of Love, Loyalty, and...»

«Утвержден: Решением Совета директоров ОАО «Свердловская пригородная компания» Заседание «_» 200_ г. Протокол № от «» 200_г. Председатель Совета директоров _ В.Н. Супрун ГОДОВОЙ ОТЧЕТ акционерного общества «Свердловская пригородная компания» по результатам работы за 2008 год г. Екатеринбург, 2009 год № п/п СОДЕРЖАНИЕ: Стр. Обращение к акционерам Председателя Совета директоров и 1 Генерального директора Общества 1.1. Основные финансовые и производственные показатели отчетного года 6 1.2....»

«Антонец М.В., Лендел А.В. Методы и инструменты финансового мониторинга инвестиционных проектов предприятия УДК 336.8 Антонец М.В., аспирант, ДонНУ Лендел А.В., аспирант, ДонНУ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ В статье рассмотрены основные инструментальные средства финансового мониторинга инвестиционных проектов предприятия, позволяющие обеспечить реализацию принципов рационального финансирования деятельности предприятий в условиях риска. Ключевые...»

«ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ (сценарии) ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ГУМАНИТАРНОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ «Умницы и умники» 2014-2015 СОДЕРЖАНИЕ Стр.: Открытие телесезона. Отборочные встречи и четвертьфиналы 1 Полуфиналы 138 Финал 2014-2015 учебного года 209 Темы конкурсов красноречия 226 Сценарии региональных отборочных туров 228 (вышедших в эфир) Первая встреча. Горчаков Объявления и представления в студии. Пролог Конкурс русского языка Написано: И не ведал никто путь какой для него уготован Где слетит голова где...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Отчет о работе

по организации питания обучающихся

в 2015 – 2016 учебном году

Питание является одним из важнейших факторов, определяющим здоровье детей и подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.

Для достижения поставленных целей была организована работа по координации и контролю в сфере школьного питания, проведены мероприятия по улучшению форм обслуживания и материально-технической базы школьной столовой.

В ходе работы по организации и качеству питания были достигнуты следующие результаты: улучшено качество питания обучающихся за счет внедрения новых по технологическому приготовлению и сохранению продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности, и на основе этого:

снижены риски заболеваемости детей алиментарно-зависимыми заболеваниями; обеспечено сбалансированное питание школьников;

усилена система производственного контроля на этапах хранения, транспортировки и реализации продуктов питания в школьной столовой, с конечной целью добиться высокого качества и безопасности питания детей и подростков;

организована укомплектованность столовой-раздаточной необходимым количеством работников.

Повышения качества, сбалансированности и обеспечение безопасности питания обучающихся. В настоящее время организацию питания обучающихся в нашей школе осуществляет ООО « Комбинат питания «КОНКОРД» с использованием современных технологий приготовления и доставки блюд. Квалифицированные кадры комбината профессионально помогают осуществлять производственный контроль.

Компания ООО «Комбинат питания «КОНКОРД» (199034, г. Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта, 7, лит. Б) оказывает услуги по организации питания обучающихся кадетс кой школы по Государственному контракту № 1702-П, соисполнителем контракта является ОАО «Социальное питание «Север». Срок действия контракта 1.5 года. Меню (см. вложение) для каждой категории питающихся в школе. Меню разработано Отделом детского питания ГУНИИ питания РАМН, Московским Фондом содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и Отделом надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по г.Москве. На каждое блюдо получена декларация соответствия.

На сегодняшний день в школе используется традиционный метод организации питания обучающихся. Ношение спецодежды для работников пищеблока является обязательным. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы. Комбинат питания поставляет продукты, требующие наименьшей дополнительной обработки, мясные полуфабрикаты, очищенные и герметично упакованные овощи, что дает возможность сохранить не только их вкусовые качества, но и пищевую ценность.

С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала, она должна быть оснащена полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды. Школьная столовая укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются разрешенные средства дезинфекции.

Оснащенность пищеблока

В школе работает посудомоечная машина, обеспечивающая мытье и ошпаривание посуды. В работе постоянно находятся два комплекта столовых приборов. Это позволяет увеличить время дезинфекции до одних суток. В помещении столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, улучшения рациона питания обучающихся школы, улучшение качества блюд, повышение культуры обслуживания, соблюдение санитарно-гигиенического режима в школьной столовой – ключевая цель организации питания.

Создан информационный стенда в интерьере школьной столовой; проводится проверка и ремонт теплового и холодильного оборудования. Режим питания и работа столовой.

В школе организовано 3-х разовое горячее питание школьников бесплатным, трехразовым питание охвачены 100% обучающихся кадетской школы. Школу обслуживается ОАО «Социальное питание «Север» продукцией ООО « Комбинат питания «КОНКОРД». Тип пищеблока – столовая - раздаточная. Питание обучающихся осуществляется согласно разработанному и утвержденному 24-дневному меню, на переменах, продолжительностью не менее 15 минут. Обед – по окончании основных уроков, полдник с 16.00.

График питания и ежедневное меню размещены в помещении столовой, а также на сайте школы - все участники образовательного процесса и их родители с графиком и меню на каждый день ознакомлены. Организовано дежурство по столовой, учащиеся питаются в присутствии классного руководителя, воспитателя или дежурного педагога. Питьевой режим и режим мытья рук организованы.

На начало учебного года в школе изданы все необходимые приказы по организации питания, создана комиссия по контролю за организацией и качеством питания, разработан план работы комиссии. Вся необходимая документация имеется и заполняется в соответствии с требованиями. Санитарное состояние пищеблока и обеденного зала соответствует нормам.

Количество посадочных мест - 100. Контроль за санитарным состоянием пищеблока и обеденного зала осуществляется комиссией школы по контролю за организацией и качеством питания. Оборудование и уборочный инвентарь промаркированы. Моющие средства поставляются ООО « Комбинат питания «КОНКОРД» своевременно и в достаточном количестве. Температурный режим холодильного и теплового оборудования соблюдается.

Хранение продуктов осуществляется в соответствии с санитарными нормами. Технологические карты на приготовление блюд имеются. Анализ меню позволяет сделать вывод, что ассортимент блюд разнообразен. Контроль за поступлением и качеством продуктов осуществляется комиссией школы по контролю за организацией и качеством питания.

Очень важным считается в школе вопрос организации питьевого режима. В свободном доступе для детей оборудовано место в школьной столовой, а также в течение дня питьевой режим соблюдается во всех классах начальной школы и в классных кабинетах средней и старшей школы.

В школе использовался традиционный метод организации питания учащихся. В сентябре 2015 года был создан и утвержден резервный список учащихся из социально-незащищенных семей, для распределения лишних рационов. Передача невостребованных порций регистрировалась в журналах. Вся информация о питании вывешивалась на стенде в школьной столовой.

Охват буфетной продукцией

Столовая в полной мере обеспечена качественной, доступной по цене и разнообразной по ассортименту буфетной продукцией. Платными услугами школьного буфета пользуются порядка 100 уче­ников 1-11 классов ежедневно, что составляет 50%, а так же учителя и обслуживающий персонал школы. В ассортименте школьного буфета всегда имелись в продаже: кондитерские изделия, сок, печенье, вафли, минеральная и фруктовая вода, чай в индивидуальной упаковке.

Планируется, ежегодно проводимый, опрос учащихся 1-11 классов, классных руководителей, родителей учеников о работе школьной столовой и буфета. Основной задачей опроса является повышение эффективности обеспечения учащихся рациональным питанием с учетом физиологических особенностей организма, а также повышения уровня обслуживания в столовой и улучшения качества готовой продукции.

Согласно ранее проведенных опросов, в основном дети удовлетворены рационами питания, ассортиментом буфета и качеством обслуживания.

Документация

    Приказ о назначении ответственного за организацию питания;

    Приказ о создании комиссии по контролю за организацией и качеством питания;

    Приказ школы об организации питания на текущий год – имеется;

    Резервный список – имеется;

    Табель учёта присутствующих, отсутствующих – имеется, ведется надлежащим образом; Приказ «О порядке использования лишних рационов питания при организации питания обучающихся» - имеется;

    Наличие медицинского работника – имеется;

    Государственный контракт № 1702- П – имеется;

    Паспорт готовности образовательного учреждения к новому году – имеется;

    Акт Роспотребнадзора по санитарному состоянию – имеется;

    Санитарно-эпидемиологическое заключение на пищеблок – имеется;

    Договор с предприятием питания – имеется;

    Договор с организацией поставляющей питьевую воду – имеется.

Работа комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся

Вопрос организации питания учащихся очень ответственный, потому в школе создана комиссия по контролю за организацией и качеством питания учащихся. Разработан план работы комиссии. В состав комиссии вошли представители администрации, профсоюзного комитета школы, медицинский работник, представители Управляющего совета школы.

Основными направлениями деятельности комиссии являются:

Утверждение основных и резервных списков;

Контроль за целевым использованием продуктов питания;

За качеством завтраков, обедов и полдников;

За санитарным состоянием пищеблока;

За соблюдением срока поставки и реализации продукции;

За дежурством учителей и учащихся в школьной столовой.

Члены комиссии проводят бракераж сырой и готовой продукции, ведут контроль за организацией торговли в школьном буфете, соответствие контрольному весу выдачи порций завтраков и обедов. Питание учащихся находится под постоянным контролем, как комиссией так и специалистов ООО « Комбинат питания «КОНКОРД». На протяжении всего года комиссия решает вопросы своевременного и качественного обслуживания питания учащихся с ведением протоколов заседаний (10 протоколов) с размещением их на официальном сайте школы.

Регламенты по проходу и питанию

    Обеспечение государственной услуги "Проход в школу"

    Регламент №2 оборота постоянных и временных карт в кадетской школе.

Задачи на 2016 - 2017 учебный год:

1. Продолжить создание банка данных по всем категориям нуждающихся в социальной защите.

2. Совместно с медицинской сестрой школы продолжить работу по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил. Следить за состоянием здоровья школьников, нормами питания. Провести мониторинг диспансеризации учащихся начальной школы для перехода в среднее звено.

3. Вести борьбу за чистоту и порядок в школьной столовой, за общую высокую культуру во время приема пищи.

4. Совместно с классными руководителями и зам. по воспитательной работе продолжать работу по привитию культуры поведения учащимся в школе.

5. Вести пропаганду здорового образа жизни с использованием средств информации. дифференцированной работы с обучающимися ... течение 2015 -2016 учебного года были проведены проверки работы классных руководителей по выполнению...

  • Анализ деятельности школы за 2015-2016 учебный год. Задачи на новый учебный год

    Документ

    Совершенствование организации питания ... 2015 2016 уч. году обучающихся на дому было – 3 человека. Они успешно закончили учебный год ... работе над созданием условий для развития творческих способностей учащихся. Отчет по итогам 2015 -2016 учебного года по ...

  • Финансовый отчет по поступлению и расходованию денежных средств на развитие материально-технической базы маоу «Центр образования» за период 2015 2016 учебного года (Мухарлямова Фагима Мусовна, директор центра)

    Отчет

    В 2016 – 2017 учебном году (Валеева Ирина Леонидовна, куратор ПДОУ, учитель математики). Организация питания обучающихся в 2016 – 2017 учебном году (Миниахметова...

  • Работы мку «Детский дом «Остров надежды» на 2016-2017 учебный год

    Документ

    На 2015 -2016 учебный год не вносились. В сентябре месяце были предоставлены педагогами отчеты о работе за лето, по ... к началу учебного года . Питание . 2 неделя сентября Зам. директора по УВР,ВР 4 Контроль организации дежурства по детскому...

  • Пища - единственный источник жизненно важных веществ, необходимых для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

    Рациональное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает нормальное гармоничное развитие ребёнка, повышает его устойчивость к различным неблагоприятным факторам, способствует выработке иммунитета к различным инфекциям.

    Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребёнка, предупреждает возникновение отклонений в развитии и росте.

    Питание оказывает определяющее воздействие и на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности. В наше время - время больших перегрузок, ускорение темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание в детстве во многом поможет преодолеть сложности жизни.

    Дети поступают в детский дом из социально-неблагополучных семей, они не имеют понятия о культуре питания, о режиме питания, о здоровом образе жизни, о сбалансированности питания. Поэтому нашей задачей является: укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни воспитанников, а также организации рационального питания.

    Обязательным условием рационального питания является правильно составленное меню. Основу меню составляет утвержденный набор продуктов, при разработке меню принимаются сложившиеся традиции и привычки,

    разнообразие блюд, введение свежих фруктов и овощей в натуральном виде и в виде салатов, так же учитывается совместимость продуктов и наилучшее сочетание блюд. Следует учитывать, что одни продукты включаются в меню ежедневно, а другие через 2-3 дня. Ежедневно используется молоко, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, мясо. В тоже время рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать через 2-3 дня, но в увеличенных количествах, компенсирующих их отсутствие в предыдущие дни.

    С января 2012 года сумма ассигнований на питание одного ребёнка была увеличена до 180 рублей в будни и до 198 рублей в праздничные и выходные дни. В связи с этим, мы полностью обеспечиваем физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии.

    Определенного внимания требует организация питания детей в период летней оздоровительной кампании, когда на питание детей выделяются дополнительные ассигнования. Калорийность питания летом должна быть несколько повышена, учитывая большие затраты энергии детьми в связи с длительным пребыванием на свежем воздухе, большей подвижностью, активным проведением закаливающих мероприятий, а аппетит детей в жаркие дни снижается, в рацион питания детей следует включать больше кисломолочных продуктов, свежих фруктов, ягод, соков, свежую зелень; в качестве питья использовать овощные и фруктовые отвары, настой шиповника. Следует также изменить режим питания: перенести обед на более поздние часы, а в жаркое полуденное время дать второй завтрак в виде кисломолочных продуктов, фруктов, соков.

    В нашем детском доме разработано примерное 10-дневное меню, в соответствии с рекомендованной формой и заверенное руководителем детского дома и согласованное с СанЭпиднадзором. Меню разработано с учётом сезонности (осенне-зимнее, весенне-летнее), необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности рациона, разделенного по возрастным группам воспитанников(7-11 лет, 11-18 лет). Примерное меню

    содержит информацию о количественном составе блюд, энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ.

    При составлении меню, мы учитываем вкусовые желания детей. Дети с удовольствием едят выпечку (пироги, булочки), поэтому мы уменьшили норму хлеба. Большинство ребят предпочитают мясо рыбе - это учитывается, и недостаток корректируется заменой по белкам. Мы завели книгу отзывов и предложений, где дети пишут свои пожелания, какие блюда они хотели бы попробовать. Это очень помогает в разработке новых блюд, а новые блюда мы вводим в рацион постоянно. Детям при помощи воспитателей и медработников рассказывают о пользе этого блюда, и как его ингредиенты влияют на физическое и психологическое развитие.

    Медицинские работники нашего детского дома ежедневно контролируют проведение завтраков, обедов, полдников и ужинов, обращая внимание на организацию питания вновь поступивших детей, детей, вернувшихся в коллектив после перенесенного заболевания, а также, детей с различными отклонениями в развитии и состоянии здоровья.

    В каждом образовательном учреждении имеются дети с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья (с аллергическими заболеваниями, избытком или недостатком массы тела, хроническими заболеваниями органов пищеварения и др.), которые выявляются по результатам ежегодной диспансеризации.

    В нашем учреждении на сегодняшний день 60% детей, т.е. большая часть воспитанников, имеет перечисленные патологии. Поэтому, контролируя организацию питания детей в учреждении, мы заботимся об обеспечении всех детей щадящим питанием с исключением продуктов, вызывающих аллергические реакции и вызывающих обострение заболеваний ЖКТ (солёное, жареное, жирное, копченое), выделяем дополнительное питание для детей с отставанием массы тела, а для детей с избыточной массой заменяем каши и макаронные изделия овощными блюдами, готовим третье блюдо с меньшим содержанием сахара и т.п. В сезонные периоды обострения заболеваний ЖКТ

    при назначении врачом строгой диеты этим воспитанникам пища готовится по отдельному меню.

    Дети-выпускники на практических занятиях по приготовлению пищи знакомятся с простыми рецептами блюд. Серия наших занятий так и называется «Студенческие рецепты», мы учим воспитанников из минимального набора продуктов приготовить полноценный, питательный обед.

    Организация приёма пищи осуществляется в соответствии с режимом дня по гибкому графику. У нас организованно 6-ти разовое питание.

    Контроль за правильной организацией питания детей в детском доме осуществляется на всех этапах. В нашем учреждении разработана и функционирует

    ПРОГРАММА

    по осуществлению контроля организации питания

    воспитанников ОГОБУ «Детский дом №3»

    В эту программу включены следующие блоки:

    I. Входной контроль качества и безопасности поступающего на пищеблоки продовольственного сырья и пищевых продуктов

    Документация поставщика на право поставок продовольствия

    При заключении договоров

    Главный бухгалтер

    Договор поставки продуктов питания.

    Сопроводительная документация на пищевые продукты, наличие сертификатов соответствия. Соблюдение сроков годности.

    Каждая поступа-ющая партия

    Кладовщик продуктового склада

    Товарно-транспортные накладные. Журнал бракеража сырой продукции

    Условия транспортировки

    Каждая поступающая партия

    Медицинские работники

    Акт, составленный при выявлении нарушений условий транспортировки.

    Помещения для хранения продуктов, соблюдение условий и сроков хранения продуктов

    Ежедневно

    Медицинские работники

    Санитарный журнал пищеблока. Журнал температурного режима и относительной влажности.

    Холодильное оборудование (холодильные и морозильные камеры)

    Ежедневно 1 раз в 6 мес.

    Медицинские работники; зам. директора по САР и АХР

    Журнал температурного режима.

    Инвентарь и оборудование пищеблока

    1 раз в год

    Медицинские работники; зам. директора по АХР

    Визуальный контроль. Акт технического состояния.

    II. Контроль качества и безопасности выпускаемой готовой продукции

    Соответствие объема вырабатыва-емой продукции ассортиментному перечню и производственным мощ-ностям пищеблока

    Ежемесячно

    Диетсестра

    Согласно утверждённому меню

    Качество готовой продукции

    Ежедневно

    Диетсестра, дежурный медицинский работник, дежурный администратор

    Суточная проба

    Ежедневно

    Повар, медработник

    Журнал бракеража готовой продукции

    Контрольная порция

    Ежедневно

    Диетсестра, дежурный администратор

    Журнал бракеража готовой продукции

    Режим питания

    Ежедневно

    Медицинский работник

    График приёма пищи

    Гигиена приёма пищи

    Ежедневно

    Медицинский работник, дежурный администратор

    Акты проверок, бракеражный журнал

    Анализ питания

    Ежемесячно, ежеквартально, полугодовой, годовой

    Диетсестра

    Анализ

    III. Контроль рациона питания воспитанников, соблюдения санитарных правил в технологическом процессе

    Рацион питания

    1 раз в 10 дней

    Комиссия по контролю за организацией питания, медицинские работники, бухгалтер

    Примерное меню на 10 дней, согласованное с Роспотребнадзором

    Наличие нормативно-технической и технологической документации

    1 раз в 6 месяцев

    Комиссия по контролю за организацией питания, зам. директора по САР

    Сборники рецептур, технологиче-ские и калькуляционные карты, ГОСТы

    Технологическое оборудование

    1 раз в 3 месяца

    Зам. директора по АХР, Специалист по ОТ

    Журнал регистрации температуры, журнал обслуживания оборудования.

    Контроль тепловой обработки блюд

    Ежедневно

    Медицинские работники

    Журнал бракеража готовой продукции.

    Контроль за потоками чистой и грязной посудой

    Ежедневно

    Медицинские работники

    Соблюдение СанПиНов

    Контроль за условиями труда сотрудников, состоянием производственной среды пищеблока

    Ежедневно

    Инженер по ОТ и ТБ, комиссия по контролю за организацией питания

    Визуальный контроль

    IV. Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий на пищеблоке

    Сотрудники пищеблоков

    Ежедневно

    Медицинские работники

    Медицинские книжки сотрудников. Журнал осмотра сотрудников на гнойничковые заболевания

    Санитарно-противоэпидемический режим

    1 раз в неделю

    Комиссия по контролю за качеством организации питания, медицинский персонал

    Инструкции режима обработки оборудования, инвентаря, тары, столовой посуды. График генеральных уборок помещений.

    В целях удовлетворения потребностей детского дома, закупка продуктов питания осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Каждый квартал подсчитывается количество продуктов питания. По одноимённым группам товаров, превышающих сумму в сто тысяч рублей, проводятся торги способом запроса котировок. Остальные продукты закупаются по договору. Контроль по закупке продуктов осуществляет комиссия, созданная в д/д, а также комитет образования.

    Под контролем диетсестры приём пищевых продуктов на склад осуществляет кладовщик. При приёме продуктов проверяются соответствующие документы (удостоверение качества и безопасности продуктов, документы ветеринарно-санитарной экспертизы, документы

    изготовителя, поставщика пищевых продуктов подтверждающих их происхождение, сертификат соответствия, декларация соответствия) подтверждающие их качество и безопасность, в соответствии с законодательством РФ. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в «Журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья».

    Контроль за соответствием пищевых рационов физиологическим потребностям детей проводится диетсестрой путем подсчета химического состава и калорийности питания по официальным таблицам химического состава пищевых продуктов. Расчёты питания по содержанию белков, жиров, углеводов и калорий проводятся 1 раз в месяц.

    Большого внимания требует качество приготовления пищи, строгий контроль за соблюдением правил кулинарной обработки продуктов, проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений.

    Следует неуклонно следить за соблюдением работниками пищеблока правил обработки сырых и варёных продуктов (на разных столах, с использованием специальных маркированных разделочных досок, ножей, мясорубок); выполнением всех технологических требований приготовления пищи (обработка овощей без длительного вымачивания, выдерживание необходимого срока термической обработки, своевременность приготовления блюд и др.).

    Особое внимание необходимо обращать на недопустимость использования продуктов и блюд, не разрешаемых санитарной службой для питания детей в организованных коллективах. Так, Санитарными правилами запрещается изготовление простокваши-самокваса (прокисшее молоко может быть использовано только для приготовления теста), творога и других кисломолочных продуктов, а также блинчиков с мясом, макарон по-флотски, зельцев, кремов, напитков, морсов, форшмаков, изделий во фритюре, студней, паштетов. Категорически запрещается употребление грибов в пищу, использование фляжного и бочкового молока без кипячения, творога и сметаны

    без термической обработки, яиц и мяса водоплавающей птицы, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления.

    Контроль за качеством приготовления пищи предусматривает также присутствие медицинских работников при закладке основных продуктов в котел и проверку выхода блюд. Проверка правильности закладки основных продуктов (масло, мясо, рыба и др.) проводится путем контрольного взвешивания продуктов, выделенных на приготовление данного блюда, и сопоставления полученных данных с меню-раскладкой. Важно обращать внимание на соответствие объемов приготовленного питания количеству детей и объему разовых порций, не допуская приготовления излишних количеств пищи, особенно I блюда, что приводит к снижению калорийности питания, понижению его биологической ценности и к большему количеству остатков пищи.

    Для удобства контроля за выходом блюд посуда на кухне должна быть вымерена, на котлах для I и III блюд сделаны соответствующие отметки. Выход II блюд проверяется взвешиванием нескольких порций и сравнения среднего

    веса порции с установленным выходом по раскладке.

    Контроль за доброкачественностью пищи заканчивается проведением

    бракеража готовой продукции, который проводится, в основном, органолептическим методом. Выдачу готовой пищи детям следует проводить только после снятия пробы и записи медработником в «Журнале бракеража готовой кулинарной продукции» результатов оценки готовых блюд и разрешения их к выдаче. При этом в журнале необходимо отмечать результат пробы каждого блюда, а не рациона в целом, обращая внимание на такие показатели, как внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенция, жесткость, сочность и др. Полное и своевременное ведение учетно-отчётной документации на пищеблоке - важное условие эффективного контроля при организации питания воспитанников.

    Ежедневно должна оставляться суточная проба готовых блюд. Отбор и хранение суточных проб находятся под постоянным контролем медицинских работников. Пробу следует отбирать в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры отбираются в отдельную посуду) и хранить в специально отведенном в холодильнике месте при температуре 6-8°.

    В обязанность диетсестры входит проведение С-витаминизации готовой пищи в соответствии с Инструкцией. Витаминизируются, как правило, III блюда непосредственно перед раздачей. Дата, время витаминизации, количество порций, количество вводимого препарата регистрируется в «Журнале витаминизации третьих и сладких блюд».

    Ежедневно проводится осмотр работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи, ангин. Результат осмотра заносят в «Журнал здоровья».

    С целью контроля за соблюдением условий и сроков хранения скоропортящихся продуктов, требующих особых условий хранения, проводится контроль температурных режимов хранения в холодильном оборудовании, информация заносится в «Журнал учета температурного режима холодильного оборудования».

    Для контроля за качественным и количественным составом рациона питания ведется «Ведомость контроля за питанием». Один раз в 10 дней, осуществляется подсчет и сравнение со среднесуточными нормами питания.

    Контроль за санитарным состоянием пищеблока заключается в
    ежедневной проверке качества уборки кухни и всех подсобных помещений,
    соблюдения правил мытья посуды, оборудования, использования
    соответствующих моющих средств и других моментов, предусмотренных
    Санитарными правилами.

    Для определения в пищевых продуктах пищевой ценности и подтверждение безопасности приготовляемых блюд, на соответствие их гигиеническим требованиям, а также подтверждение безопасности

    контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения, проводятся лабораторные и инструментальные исследования.

    1 раз в год берутся микробиологические исследования смывов на наличие санитарно-показательноймикрофлоры(БПКП).

    1 раз в квартал проводятся микробиологические исследования проб готовых блюд.

    1 раз в год калорийность, выход блюд и соответствие химического
    состава блюд рецептуре.

    2 раза в год контроль проводимой витаминизации блюд.

    1 раз в год микробиологические исследования смывов на наличие возбудителей иерсиниозов.

    1 раз в год исследование смывов на наличие яиц гельминтов.

    Исследование питьевой воды по химическим показателям 1 раз в год, по микробиологическим 2 раза в год.

    При правильном контроле за организацией питания в детском доме является оценка его эффективности. Наиболее объективными показателями адекватности питания детей, соответствия рационов физиологическим потребностям детского организма следует считать клинико-физиологические параметры: общий статус ребёнка, уровень его физического и нервно-психического развития, заболеваемость, некоторые лабораторные данные.

    При питании, соответствующем потребностям и функциональным возможностям организма, у ребёнка наблюдается хороший аппетит, радостное эмоциональное настроение, активное поведение; он охотно вступает в контакт с другими детьми, обслуживающим персоналом, принимает участие в играх. Физическое и нервно-психическое развитие такого ребёнка соответствует возрасту. Процесс адаптации к некоторым отрицательным воздействиям у него проходит благоприятно.

    Реферат

    Организация питания в детских дошкольных учреждениях


    Введение


    Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, посещающих детские дошкольные учреждения, одно из первых мест занимает рациональное питание. От того, насколько четко и правильно будет построено питание в дошкольном учреждении, во многом зависит физическое развитие детей, их работоспособность, состояние иммунологической реактивности, уровень заболеваемости.

    рациональный питание дошкольный иммунологический


    1. Построение питания в ДОУ


    Питание в детских дошкольных учреждениях должно строиться в зависимости от возраста, длительности пребывания детей в учреждении, состояния их здоровья. Большинство детей находится в учреждении от 9 до 12 ч, однако часть детей посещают группы с круглосуточным пребыванием, и их питание в течение недели полностью обеспечивается дошкольным учреждением. Имеются санаторные дошкольные учреждения для детей с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза, где питанию принадлежит ведущая роль в организации лечебно-оздоровительной работы. В последние годы в дошкольных учреждениях широко организуются группы для часто болеющих детей, для которых правильная организация питания также имеет немаловажное значение.

    В связи с различной потребностью детей до 3 лет и старше в основных пищевых веществах и энергии наборы продуктов, рекомендуемые для детских дошкольных учреждений, построены с учетом этого возрастного деления. Для санаторных дошкольных учреждений разработаны специальные наборы продуктов, позволяющие обеспечить ослабленных детей необходимыми пищевыми веществами. Согласно существующему положению, детские ясли и ясельные группы яслей-садов должны принимать детей, начиная с двухмесячного возраста. При организации питания детей первого года жизни необходимо стремиться максимально сохранять грудное вскармливание, своевременно вводить в рацион ребенка соки, витамины, различные виды прикорма; при недостатке грудного молока обеспечить ребенку наиболее рациональное смешанное или искусственное вскармливание, учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, систематически контролировать соответствие рациона его физиологическим потребностям в основных пищевых веществах.

    Каждому ребенку первого года жизни следует назначать индивидуальное питание, определяя необходимое число кормлений, объем пищи, ее состав. Не реже 1 раза в месяц, а при необходимости и чаще, следует проводить расчет химического состава пищи, определять количество белков, жиров, углеводов, фактически получаемых ребенком на 1 кг массы тела, и вносить соответствующую коррекцию. С этой целью в грудных группах на каждого ребенка в возрасте до 9 мес следует вести листы записи питания, в которых врач записывает назначенное питание, а воспитатель отмечает количество пищи, фактически полученное ребенком за каждое кормление.

    Дети в возрасте 1-3 лет получают питание в соответствии с возрастными возможностями пищеварительной системы. Разовые и суточные объемы питания должны соответствовать рекомендуемым величинам для детей этого возраста. Кулинарная обработка пищи должна быть щадящей, без использования острых и жареных блюд.

    Для детей от 1 до 1,5 лет желательно иметь отдельное меню, предусматривающее соответствующую химическую и механическую обработку, при которой используются пюрированные, протертые, приготовленные на пару блюда.

    При составлении меню-раскладок следует учитывать суточный набор продуктов, необходимый для детей различных возрастных групп с различной длительностью пребывания в учреждении, численность детей, объем каждого блюда, а также стоимость суточного рациона. Рекомендуется составлять 10-дневное меню, что позволяет добиться достаточного разнообразия блюд. Составляя перспективное меню, следует суточное количество продуктов умножить на 10 дней, а затем распределить их на отдельные дни с учетом пищевой ценности и калорийности. Для составления равноценных меню удобно пользоваться картотекой блюд, в которой указан набор и количество продуктов, выход порции, химический состав, стоимость каждого отдельного блюда. При отсутствии каких-либо продуктов можно легко заменить одно блюдо другим, равным ему по пищевой ценности.

    Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9-10,5 ч, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед - 35-40%, полдник - 15-20%. Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 ч, должны получать четырехразовое питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10-12%, а калорийность ужина составляет 20-25%. В некоторых дошкольных учреждениях при пребывании детей в течение 12 ч практикуется трехразовое питание, так как многих детей родители забирают домой несколько раньше, и они не успевают поужинать в учреждении. В таком случае полдник делают более калорийным (до 25-30% суточной калорийности). При круглосуточном пребывании в дошкольном учреждении дети получают четырехразовое питание и дополнительно к полднику - фрукты.

    В меню детей необходимо широко включать салаты из сырых овощей (детям до 2 лет в протертом виде), свежую зелень, фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки и фруктовые пюре для детского питания. Желательно, чтобы дети в течение дня получали два овощных блюда и только одно крупяное. Ко второму блюду рекомендуется готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей.


    2. Время приема пищи в ДОУ


    В дошкольном учреждении необходимо строго соблюдать режим питания, не допускать отклонений от установленных часов приема пищи более, чем на 10 - 15 мин, что в значительной степени зависит от четкой работы пищеблока.

    Очень важно правильно построить режим питания детей в младшей группе, где могут воспитываться дети, имеющие один и два дневных сна. В этом случае жизнь в группе должна быть построена так, чтобы часы кормления этих подгрупп не совпадали.

    В правильной организации питания детей, особенно раннего возраста, большое значение имеет обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой; удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Не умеющих хорошо самостоятельно есть необходимо докармливать. Однако детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока, чтобы запивать твердую пищу. В некоторых случаях таким детям можно сначала дать второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т.п.


    3. Преемственность питания в ДОУ и дома


    Для правильной организации питания детей в дошкольном учреждении необходимо заботиться о соблюдении преемственности между питанием в учреждении и дома, добиваться, чтобы домашний рацион ребенка стал дополнением к ясельному. С этой целью в детских группах следует вывешивать рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом того, какие продукты дети получали в течение дня. Питание в выходные и праздничные дни для детей раннего возраста рационально строить таким образом, чтобы оно не слишком отличалось от питания в дошкольном учреждении, так как дети этого возраста довольно консервативны в своих привычках.

    В летнее время, особенно при выезде на дачу, жизнь детей связана с повышенной затратой энергии, обусловленной усилением двигательной активности, длительными прогулками, посильным трудом и т.п. В связи с этим калорийность питания в летний период следует повышать примерно на 10 - 15%. Это достигается увеличением количества молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков, а также овощей и фруктов. В летнее время в рацион детей следует широко включать свежую зелень - укроп, петрушку, салат, зеленый лук, чеснок, щавель. Свежие овощи и зелень делают блюда не только более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус, что особенно важно в жаркое время, когда у детей может понизиться аппетит. Учитывая последнее обстоятельство, в летнее время рекомендуется изменять режим питания, заменяя обед вторым завтраком (за счет полдника). Обед при этом переносится на более позднее время, после дневного сна. Такой режим питания в летний период особенно рационален в республиках Средней Азии, Закавказья, где в полуденные часы особенно высока температура воздуха.

    Летом у детей значительно повышается потребность в жидкости. Поэтому в группе всегда должен быть запас свежей кипяченой воды или настоя шиповника. Питье следует предлагать детям после возвращения с прогулки, перед проведением водных процедур, в особенно жаркие дни можно дать питье перед едой. Во время прогулок, особенно длительных экскурсий, дети также должны быть обеспечены каким-либо питьем. С этой целью воспитатели, отправляясь на экскурсию, должны взять с собой запас кипяченой воды и стаканчики по числу детей.


    4. Организация питания в санаториях


    Организация питания детей, находящихся в санаторных дошкольных учреждениях (группах), имеет некоторые особенности. Дополнительное количество продуктов питания, входящих в набор для дошкольных учреждений данного типа, позволяет значительно разнообразить меню, вводить в него дополнительные блюда, расширить ассортимент овощных блюд, широко включать в рационы детей сезонные овощи, в том числе и свежую зелень. Овощи лучше использовать в сыром виде для приготовления салатов, которые можно давать не только на обед, но и на завтрак и ужин. Фрукты и ягоды, количество которых также увеличено, можно давать свежими или в виде соков, муссов, желе, добавляя к обеду в качестве десерта, а также на полдник или к ужину.

    В связи с увеличением количества молочных продуктов в санаторных учреждениях (группах) рекомендуется увеличить число приемов пищи за счет назначения перед сном стакана молока, кефира или любого другого кисломолочного напитка. Творог для данных учреждений можно получать на молочных кухнях, что позволит давать его детям без тепловой обработки на завтрак или полдник. В то же время следует подчеркнуть, что творог, получаемый с продуктовых баз, должен обязательно подвергаться тепловой обработке. Его можно использовать для приготовления запеканок, пудингов, сырников и др.


    5. Составление меню для детей с отклонениями в состоянии здоровья


    В детских дошкольных учреждениях определенная часть детей имеет некоторые отклонения в состоянии здоровья (аллергическая настроенность, хронические заболевания печени и желчевыводящих путей, избыток или недостаток массы тела и др.). Питание таких детей строится индивидуально с учетом имеющейся патологии.

    Большого внимания также требует организация питания вновь поступивших в учреждение детей, а также детей, вернувшихся после перенесенного заболевания. В ряде случаев этим детям, как и детям с отклонениями в состоянии здоровья, требуется назначение индивидуального питания с учетом их уровня развития, состояния здоровья и имеющихся навыков.

    Для достаточного обеспечения детей витаминами в детских дошкольных учреждениях предусмотрено проведение круглогодичной С-витаминизации пищи. Витаминизируют обычно первые или третьи блюда (из расчета по 35 мг на каждого ребенка в возрасте до 3 лет), витамины растворяют в небольшом количестве жидкой части блюда и выливают в котел, снятый с огня. На пищеблоке дошкольного учреждения ведется специальный журнал по С-витаминизации пищи. Медицинская сестра или другой работник учреждения, в присутствии которого производится С-витаминизация пищи, ежедневно отмечает в нем название витаминизированного блюда, число порций, общее количество введенной аскорбиновой кислоты, время проведения витаминизации. С-витаминизация питания в детских учреждениях должна проводиться регулярно, не допуская перерывов даже в течение летне-осеннего периода, когда пищевые продукты более богаты витаминами.

    Как показали проведенные за последние годы научные исследования [Спиричев В.Б., 1984; Ладодо К.С., Спиричев В.Б., 1986; By Тхи Дык Тхо и др., 1987], даже при правильно организованном питании детей потребность их в витаминах удовлетворяется недостаточно, в том числе и в летне-осенний период. Это дало основание предложить проведение в дошкольных учреждениях дополнительной поливитаминизации детей с использованием поливитаминных препаратов («Гексавит»). Дополнительная поливитаминизация в первую очередь рекомендуется детям с неудовлетворительным соматическим статусом (отстающим в физическом развитии, часто болеющим, с пониженным аппетитом), а также детям, воспитывающимся в круглосуточных группах, у которых выявляется значительный дефицит витаминов С, группы В, РР, А. В период распространения острых респираторных заболеваний дополнительная поливитаминизация рекомендуется всем детям. Поливитаминизация должна проводиться длительное время - не менее 4 мес (в основном в зимне-весенний период).

    Поливитаминизацию детей рекомендуется начинать при благоприятной эпидемиологической ситуации с конца ноября - начала декабря, при эпидемии гриппа, вспышке заболеваний острыми респираторно-вирусными инфекциями - с момента возникновения угрозы распространения заболеваний (с сентября-октября). Поливитаминные препараты («Гексавит») дают детям во время завтрака или обеда через день (в понедельник, среду, пятницу) по 1 драже. Длительность приема препаратов - не менее 4 мес. При показаниях (сезонный подъем респираторных заболеваний) поливитаминизацию можно продлить на 1-2 мес. При проведении дополнительной поливитаминизации детей С-витаминизация питания не прекращается.


    Заключение


    Организация детского питания, является сложным, но в то же время важным моментом в развитии ребенка. Поскольку может как профилактировать, так и лечить многие аллиментарные болезни и другие типы болезней.

    При организации питания, следует учитывать комплекс различных факторов, таких как:

    ·Возраст

    ·Географическое положение

    ·Индивидуальную переносимость

    ·Взаимоотношение питания в ДОУ и питания дома

    И так же ряд других, не менее важных факторов, поскольку правильное питание должно полностью соответствовать индивидуальным требованиям организма ребенка.


    Список используемой литературы


    1.Тамова М.Ю., Зайко Г.М., Шамкова Н.Т., Злобина Н.В. Примерное Шамкова Н.Т., Зайко Г.М., Подлозная В.И., Тамова М.Ю.

    2.Научно-практические основы организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях / Учебное пособие. Краснодар: Издательство КубГТУ, ООО «Издательский дом-Юг», 2007. 208 сменю для организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях / Монография. Краснодар, 2009. 136 с

    3.Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» Статья: Технологические карты рецептур первых блюд

    4.Журнал «Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ» Статья Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования по контролю за предоставлением комплексной услуги по организации питания


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    © 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний