Контроллинг как система управления современным предприятием. Контроллинг - это управление управлением Место контроллинга в системе управления

Главная / Агробизнес

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные концептуальные подходы к контроллингу. Контроллинг как функция управления и функция поддержки управления. Понятие институционализации контроллинга. Современное состояние контроллинга в России. Знания, навыки и способности контроллеров в России.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2010

    Сущность контроллинга - управления будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Концепции системы контроллинга и ее инструментарий. Взаимосвязь и отличия оперативного и стратегического контроллинга.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Понятие контроллинга, его сущность и виды. Рассмотрение структуры, а также характеристика разделов контроллинга. Реализация функций контроллинга. Установление цели предприятия, текущий сбор и обработка информации для принятия управленческих решений.

    реферат , добавлен 22.04.2015

    Понятие и сущность, задачи, функции и этапы формирования контроллинга в управлении, специфика внедрения в таможенном деле. Разработка концепции управления. Перспективы внедрения контроллинга в таможенное дело и систему Региональных таможенных управлений.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2014

    Исследование существующих научных концепций контроллинга и управления маркетингом и сбытом. Характеристика предприятия ГК "Конти". Основные функции контроллинга-сбыта на предприятии: планирование, обеспечение информацией, контроль, регулирование.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2010

    Понятие, структура и способы организации службы контроллинга. Место службы контроллинга в организационной структуре предприятия. Организация службы контроллинга в холдинге (корпорации). Особенности организации службы контроллинга в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

Для того, чтобы понять место контроллинга в системе управления предприятием, следует отметить, что система управления представляет собой формирование и организацию всего производственно-хозяйственного и финансово-экономического процесса, а также координацию и регулирование разных его элементов.

Сущность системы управления предприятием состоит вопределении его политики на продолжительную перспективу, в координации подразделений и служб, в стратегической политике персонала, в решении основных задач ведения бизнеса. При этом отдельные стадии управленческого процесса представляют собой логические связи и создают комплекс управленческого цикла, для которого характерны прямая и обратная связь.

Отдельными функциями управления предприятием являются планирование и контроль, структурирование организации и управление персоналом. С этими функциями пересекается информационное обеспечение.

Таким образом, система управления состоит из системы планирования и контроля, организационной системы, системы управления персоналом и информационной системы.

Специфическая функция контроллинга, определяющего цели предприятия, принципы управления и методы их реализации, состоит в объединении и координации названных систем.

Служба контроллинга имеет важное значение для достижения намеченных задач и целей на предприятии, хотя на большинстве украинских предприятий не выделенна в качестве самостоятельного подразделения.

Занимая особое место в системе управления, контроллинг осуществляет информационное обеспечение принятия управленческих решений с целью оптимального использования имеющихся возможностей, объективной оценки сильных и слабых сторон предприятия, а также, для избежания кризисных ситуаций и банкротства.

Контроллинг является принципиально новой концепцией в управлении предприятием, которая способна обеспечить поддержку внутреннего баланса экономики предприятия и эффективного его развития, путем формирования объективной информации о расходах и доходах, которая дает возможность принимать оптимальные управленческие решения. Он обеспечивает прогнозный результат деятельности и эффективную обратную связь, переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя и направляя деятельность разных служб и подразделений предприятия на достижение наиболее важных целей.

Место и роль контроллинга в системе управления предприятием представлены на

рисунке1.4.

Система производства
Система снабжения


Рис.1. 4.Контролинг в системе уnpавления предприятием

Контроллинг предоставляет менеджерам предприятия целый арсенал инструментов анализа и оценки проектов. По обыкновению его экономическая сущность определяется как система управления прибылью предприятия; как автоматизированная система управления отклонениями, которая содействует реализации финансово-хозяйственной деятельности согласно запланированным показателям; как функционально отделенное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической информационной функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений

В системе контроллинга заинтересованы все участники производственного процесса - от владельцев предприятий до простых исполнителей, поэтому следствием его реализации является достижение максимальной эффективности деятельности предприятия.

Вопрос управления на современном этапе приобретает особую актуальность . Усовершенствование управления и повышение эффективности производства - это генеральная стратегическая линия, которую необходимо вырабатывать всем руководителям предприятия на долгосрочную перспективу. Важность и актуальность вопросов качества управления определяются сегодня не только ростом масштабов и качества сдвигов в экономике нашей страны. Качество управления оказывает непосредственное влияние на эффективность производства, приобретает самое важное социальное значение. Когда качество рассматривается как основная стратегия деловой активности, система качества должна содействовать неуклонному развитию экономической деятельности предприятия, а также его успешной конкуренции с другими предприятиями с целью получения устойчивой прибыли. В этом смысле контроллинг является важным фактором такой системы.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение котроллинга, расскройте его экономическую сущность.

2. В чем заключается основная цель контроллинга?

3. Дайте определение понятию «управление».

4. В чем отличие американской и немецкой концепций контроллинга?

4. Дайте характеристику основным концепциям контроллинга.

6. Что является предметом конроллинга, назовите его объекты.

7. Какие функции присущи контроллингу?

8. Что собой представляет информационно-аналитическая функция?

9. Дайте определения сервисной (аналитической) функции.

10. Функция планирования и управления - это?

11. В чем назначение учетно-контрольной функции?

12. Какие цели организации (предприятия) вы знаете?

13. Какие задачи выполняет контроллинг?

14. Какие основные этапы развития контроллинга?

15. Какая разница между стратегическим и оперативным контроллингом?

16. Назовите основные задания стратегического контролинга.

17. Назовите основные задания оперативного контролинга.

18. Охарактеризуйте контроллинг в системе управления предприятием.

19. Как вы считаете, может ли современный бизнес обойтись без контроллинга?

20. Можно ли поставить знак равенства между тпонятиями «управленческий учет», «контроллинг», «внутрихозяфйственный учет»?

21. Дайте определение (понятие) централизованной службы контроллинга.

22. Назовите особенности децентрализованной службы контроллинга.

23. Какие особенности развития контроллинга в Западной Европе и странах американского континента?

24. Почему контроллинг считают одним из способов, инструментов и одновременно составляющей частью управления?

25. Какие необходимы предпосылки для внедрения контроллинга в деятельность отечественных предприятий и организаций?

Практические задания

Задание 1. Дайте определение таким понятиям:

Контроллинг;

Оперативный контроллинг,

Стратегический контроллинг;

Финансовый учет;

Поставщики информации.

Пользователи информации;

Задание 2. Ситуации и мысли.

1) Какую работу должен выполнять отдел контроллинга на предприятии?

2) Как вы думаете, какой вид учета важнее для предприятия: финансовый или управленческий?

3) Кому, по вашему мнению, нужно платить более высокую заработную плату: руководителю финансовой или управленческой бухгалтерии (отдел контроллинга)? Ответ аргументировать.

4. В разных странах контроллинг называют по-разному. По вашему мнению, какое название вы считаете правильным и почему?

5. Составьте перечень основных своих доходов и расходов и на его основе оцените уровень своего благосостояния в прошлом и текущем году. Попытайтесь их сравнить. Какие проблемы возникли у вас при этой оценке? Как вы их решили. Считаете ли вы, что оценка сделана правильно? Если нет, то почему?

6. Как сотрудник отдела кадров разработайте анкету, которая должна быть заполнена претендентами на вакантную должность специалиста:

По финансовому учету;

По управленческому учету;

По контроллингу.

Тесты

1. Контроллинг - это:

а) внутрихозяйственный учет;

б) анализ хозяйственной деятельности;

в) контроль;

г) планирование;

д) синтез элементов учета; анализа, контроля, планирования.

2. Котроллинг возник в:

а) Англии;

б) Франции;

в) Германии;

3. Контроллинг – это система:

а) управления предприятием;

б) управление будущим;

в) управления прибылью;

г) эффективного управления предприятием, его будущим для обеспечения длительного существования.

4. Контроллинг ориентируется на:

а) будущее;

б) соввременное;

в) прошлое и современное;

г) настоящее и будущее.

5. Для котроллинга является характерным:

а) системное, комплексное решение проблем;

б) узкое, ортодоксальное мышление управленцев;

в) обеспечение максимальной прибыли;

г) решение заданий, направленных на «выживание предприятия.

6. Наибольшая отдача контроллеров обеспечивается:

а) вхождением их в менеджмент;

б) выполнению роли стратегов фирмы;

в) подчинению директору или члену совета директоров фирмы;

г) наличием специального отдела «Контроллинг».

7. Основная цель контроллинга:

а) обеспечение ликвидности предприятия;

б) обеспечение конкурентоспособности предприятия;

в) обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

г) обеспечение прибыльности предприятия.

3. Контроллинг ориентирован прежде всего на:

а) планирование деятельности предприятия;

б) принятия управленческих решений;

в) информационную поддержку процессов принятия управленческих решений;

г) прогнозирование деятельности предприятия.

8. К функциям контроллинга относятся:

б) контроль и регулирование;

в) аналитическая;

г) управление;

д) планирование;

е) анализ;

ж) координация.

9. К основным причинам появления и развития контроллинга относятся:

а) переход Украины к рыночным отношениям;

б) нестабильность внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия;

в) необходимость изучения спроса на товары (работы, услуги);

г) увеличение объема информации, необходимой для управления;

д) осложнения предметного содержания информации, необходимой для управления;

е) функционирования предприятий на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

10. К задачам оперативного контроллинга относятся:

а) определение финансового результата;

б) сравнение плановых и фактических результатов;

в) изучение спроса на товары (работы, услуги);

г) мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений;

д) разработка альтернативных стратегий;

е) анализ экономической эффективности инвестиций.

11. К задачам стратегического контроллинга относятся:

а) руководство при планировании и разработке бюджетов;

б) участие в установлении количественных и качественных целей предприятия;

в) анализ экономической эффективности инвестиций;

г) определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;

д) определение "узких" и поиск слабых мест.

12. Основная цель оперативного контроллинга:

а) обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия;

б) обеспечение финансовой независимости предприятия;

в) обеспечение прибыльности;

г) обеспечение доходности и ликвидности.

13. Основная цель стратегического контроллинга:

а) обеспечение выживания предприятия;

б) проведение антикризисной политики недопущения банкротства;

в) обеспечение доходности и ликвидности;

г) обеспечение прибыльности;

д) обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия.

14. Образование ведущих контроллеров базируется на широких академических знаниях:

а) по маркетингу, менеджменту и обработке данных;

б) основ счетоводства и управлпения производственными процессами;

в) основных философских дисциплин.

15. Контроллинг можно использовать в Украине вначале как систему:

а) сравнения фактических данных с плановыми;

б) оперативного управления финансовыми результатами деятельности;

в) контроля за производственными затратами;

г) сопоставления (соотношения) выторга с затратами.

УДК 658.012.7

КОНТРОЛЛИНГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Б.Ч. МЕСХИ, В.Ю. ИВАНОВ

(Донской государственный технический университет)

Проведен анализ контроллинга как системы координации внешней и внутренней среды современного предприятия. Рассмотрены основные функции контроллинга, особенности их реализации.

Ключевые слова: контроллинг, координация, функции, субсистемы предприятия, менеджмент.

Введение. В последнее время в научном мире активно обсуждаются различные концепции контроллинга, которые пытаются объединить все практические и теоретические наработки, зачастую являясь лишь симбиозом различных методов и знаний, давно уже воспроизводимых в таких направлениях менеджмента, как планирование и контроль. Контроллинг не обеспечивает качественно новой дисциплины в экономике предприятия, это некий срез знаний и умений во всех сферах деятельности предприятия. Концепции контроллинга описывают лишь связующие моменты среди этих дисциплин.

Предприятие подразделяется на две субсистемы:

Управление, состоящее из системы планирования и контроля и системы информационного обеспечения;

Исполнение, ответственное за производство продукта предприятия.

Такое деление позволяет выделить приоритеты для управления сферы предприятия. Задача системы управления - определить цели предприятия и направить их на исполнение (первичная координация). Данная задача координации классическая, которая относится к таким задачам, как планирование, контроль, организация в смысле управления персоналом. Первичная координация также подразделяется на технократическую и ориентированную на персонал. Технократическая координация основывается на существующих нормах проведения процессов. Координационные действия четко установлены в статике и динамике отношений и процессов и в случае необходимости запрограммированно выполняются. Особенно ярко выражена такая координация на предприятиях общественного сектора.

Координация, ориентированная на персонал, является, с одной стороны, цепью индивидуальных указаний (вертикальное направление коммуникаций). Такое проявление типично для малых и средних предприятий. С другой стороны, возможен упор и на горизонтальное направление коммуникаций, при котором не работники, а группы работников решают проблемы посредством обсуждений и голосований.

По мере развития предприятий, их расширения и увеличения соответственно увеличивалась система управления, тем самым все более отдаляя субсистемы управления: планирование и контроль с информационным обеспечением. На основании этого появилась потребность в координации действий между разрозненными частями управления - вторичная координация. Первое теоретическое объяснение процессу дал Хорват, который разделял системообразующую и системосоединяющую вторичную координацию .

Системообразующая координация - создание структуры и процессов внутри общей системы под названием «предприятие» за счет двух действий:

Посредством построения функциональной субсистемы на предприятии становится возможным разделение работы, в результате чего предприятие лучше управляется и изменяется;

Институциональная субсистема создается с помощью четкого разграничения задач, людей и функциональных задач.

Во-первых, построение системы необходимо для сохранения эффективной первичной и вторичной координации между субсистемами. Во-вторых, даже, если уже система построена, то

выполнение определенных задач требует от нее единства и стабильности, этим и занимается системообъединяющая координация. Ее смысл заключается в координации созданных или создаваемых частей управленческой системы, что предполагает действия по расширению системы.

Кроме создания системы контроллинг должен содействовать и ее возможным изменениям. Контроллинг сам по себе представляет один из элементов системы управления, которая состоит из планирования, контроля и информационной системы (рис.1).

СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА

Система планирования и контроля

Координация

обеспечения

информацией

управления

персоналом

Системообразующая

Системообъединяющая

организации

Система исполнения

Рис.1. Представление предприятия субсистемами

Таким образом, система контроллинга представляет собой системообразующую и системообъединяющую функцию координации между различными частями систем управления. Эта вторичная координация должна направлять в едином и оптимальном для предприятия русле управленческие решения участников системы.

В рамках вторичной координации контроллер:

Направляет управленческие решения наилучшим для предприятия образом (управление по целям);

Реагирует на изменения окружающей среды и приспосабливается под них (функции адекватности и инновации);

Обеспечивает менеджера релевантной информацией (функции контроллинга). Остановимся на функциях контроллинга. Контроллинг, исходя из его сущности как вторичной

координации в рамках системы управления, можно описывать тремя направлениями (рис.2).

Рис.2. Функциональные направления реализации контроллинга

Во-первых, функциональная точка видения характеризует выполняемые функции контроллингом на предприятии. Во-вторых, институциональная направленность исследует перспективы отделения и ограничения контроллинга как самостоятельной дисциплины и самостоятельной сферы на предприятии. В-третьих, инструментальная направленность - на сегодняшний момент наиболее расширенная и описанная - структурирует инструменты и методы практического контроллинга.

На рис.3 представлены функции контроллинга в зависимости от характера решаемых задач.

Задачи контроллинга

Между организационной структурой предприятия Внутри организационной структурой предприятия

Планирование Приспособление

Контроль и Инновации

Управление

персоналом

Рис.3. Основные задачи контроллинга

Координация внутри управленческой системы. Контроллинг создает собственную систему планирования, которая отличается четкой регуляцией во времени и соблюдением горизонтального и вертикального планирования. Планирование соответствует следующим принципам:

Планы составляются по четким и фиксированным критериям;

Отдельные планы «консолидируются» в общий план;

Для каждого временного интервала составляется свой план, который также «консолидируется» в общий план; планы связаны между собой.

После этого необходимо разработать систему контроля, с ориентацией либо вперед, либо назад (feedback & feedforward). Во время планирования контроллер должен задаваться вопросом о соответствии плановых величин и систем контроля: «Способны ли выполнить данный план в будущем и как он соотносится с результатами прошлых периодов?».

Для координации внутри системы планирования существуют инструменты трансфертных цен и бюджетирования. Последняя позиция рассматривается как инструмент координации в контроллинге, так как:

Величины, задаваемые отдельному подразделению, входят в суммарный план всех подразделений, то есть предприятия;

В результате создаются коммуникации в рамках плана между подразделениями предприятия и ликвидируются узкие места;

Каждый менеджер назначается ответственным за свой участок работы или подразделение.

Однако бюджетирование не поможет, а наоборот, навредит малым предприятиям, где нет четко выраженной организационной структуры и развитой системы стимулирования и мотивации.

Планирование подразделений предприятия можно координировать через трансфертные цены таким образом, чтобы и со стороны подразделения, и со стороны центра планы были оптимальными, а не субоптимальными.

Для оптимального управления подразделениями предприятия посредством трансфертных цен решают проблему распределения и доступа к информации в рамках контроллинга. Вместе с координацией внутри управленческой системы контроллинг определяет стиль менеджмента и бизнес-процессы.

Координация между частями управленческой системы. Контроллинг также ответственен за координацию между различными частями системы управления. Это более значительный уровень координации. Планирование и контроль являются как необходимым условием данной координации, так и ее инструментом. Правила контроллинга вводятся для планирования и контроля. Вместе с тем должна контролироваться каждая фаза процесса планирования.

Таким образом, заранее выстраивается саморегулирующийся механизм планирования и контроля, который приводит к наилучшему планированию.

Для обеспечения долгосрочного развития предприятия необходимо не только реагировать на изменения окружающей среды, рынка, а самому находиться в положении постоянного поиска новых путей, которые могут изменить как само предприятие, так и окружающую среду.

Построение системы постоянного сравнения план-факт, а также анализа производимых отклонений и изучение их природы позволяет более углубленно анализировать как внутреннюю, так и внешнюю среду.

Задача контроллинга в координации между частями управленческой системы - постоянно прогнозировать состояние факта, и либо вовремя корректировать состояние плана, либо принимать меры по достижению плана.

В данном случае авторы придерживаются мнения исключения функции координации из функций контроллинга, так как данная функция присуща собственно системе управления . В этом случае авторы считают, что выполнение функции планирования и контроля необходимо для наиболее оптимального выполнения координации со стороны управления.

Функция обеспечения (поддержка управленческих решений). Поддержка решений менеджмента разделяется на две задачи: предложить адекватную ситуации модель принятия решений и обеспечить необходимой для ее функционирования информацией. Вторая задача: введение и сопровождение информационной системы, ориентированной на модель принятия решений.

Предлагаемая модель каждого решения состоит из нескольких моделей, которые в свою очередь обеспечивают различные варианты действий. Однако следует иметь в виду, что все предлагаемые модели не могут охватить весь возможный спектр действий и часть решений остается «за бортом» модели.

Вместе с поддержкой управленческих решений вводится планирование, ориентированное на успех с вычислением потенциальных направлений.

Функция обеспечения (информационное обеспечение). Задача обеспечение информацией для координации и поддержки управленческих решений способствует созданию контроллингом собственной информационной системы, ее внедрению и развитию. В информационной системе данные, вычислительные машины и методы должны быть соединены таким образом, чтобы учитывать потребности пользователя.

Следует различать оперативную и стратегическую информацию. Стратегическая информация сигнализирует об изменениях во внешней среде, потенциале предприятия, а оперативная -в сфере финансового и управленческого учета.

В последнее время на предприятиях оперативную информацию чаще всего используют в рамках стратегического информирования, конкретнее, при анализе выполнения стратегии пред-

приятия в данный период времени и места нахождения предприятия в «системе координат» клиентов, поставщиков, акционеров и т. д. Одним из ярких примеров сосредоточения двух направлений является применение системы сбалансированных показателей, что является основным инструментом сферы стратегического контроллинга при выполнении данной задачи. Вспомогательным же инструментом будет в данном случае корпоративная информационная система.

Заключение. С помощью созданной контроллингом информационной системы менеджмент предприятия в нужное время в нужном месте получает информацию в соответствующем объеме. Информационная система может содержать как точную информацию (например, финансовый учет), так и приблизительную. Контроллинг, обеспечивая контроль и координацию действий по управлению предприятием, обеспечивает его эффективное долгосрочное развитие. Библиографический список

1. Дайле А. Практика контроллинга / А. Дайле. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 343 с.

3. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления / Э. Майер. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 254 с.

4. Колпаков Я.М. Финансовый анализ на службе дистрибуции / Я.М. Колпаков // Консультант. - 2005. - №5. - С. 55-61.

Материал поступил в редакцию 20.06.2011.

1. Dajle A. Praktika kontrollinga / A. Dajle. - M.: Finansy" i statistika, 2001. - 343 s. - In Russian.

2. Ossadnik W. Controlling. 2-durches. Und. Verb. Aufl. / W. Ossadnik. - Muenchen; Wien: Ol-denbourg, 1998. - P.20.

3. Majer E". Kontrolling kak sistema my"shleniya i upravleniya / E". Majer. - M.: Finansy" i statistika, 1993. - 254 s. - In Russian.

4. Kolpakov Ya.M. Finansovy"j analiz na sluzhbe distribucii / Ya.M. Kolpakov // Konsul"tant. -2005. - #5. - S. 55-61. - In Russian.

CONTROLLING IN ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEM

B.C. MESKHI, V.Y. IVANOV

(Don State Technical University)

Controlling as a coordinate system of the external and internal environment of the modern enterprise is analyzed. The key functions of controlling, their implementation features are considered.

Keywords: controlling, coordination, function, enterprise subsystems, management.

Оценка качества системы управления предприятием

Качество системы управления проявляется в том, что все элементы системы задействованы, функционируют и используются согласно их назначения наиболее эффективно. Это системный эффект, что отражает как качественные и количественные характеристики каждого элемента управления как открытой системы, так и принципиально новое качество, возникшее в результате того, что управленческим трудом реализованы системные связи и отношения.

Для оценки качества системы управления разработана синтезированная система показателей, которая отражает особенности целей, задач, функций управления, специфику управленческого труда. При этом учитываются различные подходы к измерению эффекта управления, характеризующие аспекты качества управления предприятием. Центральное место в этой системе занимают измерители эффективности использования ресурсов управления, реализованных в форме усиления управленческого воздействия субъекта на объект управления.

Оценка уровня качества системы управления должна осуществляться на базе системы критериев, которые:

Отражают научно-технический уровень управления, эффективность использования технических средств; прогрессивных процессов, методов и структур управления;

Характеризуют качество, своевременность и экономичность принимаемых управленческих решений;

Показывают динамику качественного состава работников управления и интенсификацию управленческого труда;

Отражают масштабы и эффективность привлечения работников к управлению производством.

учитывая это, разработана система показателей, которые характеризуют эффективность субъекта управления:

o производительность труда одного управленческого работника;

o коэффициент оперативности деятельности аппарата управления;

o коэффициент эффективности использования информации;

o коэффициент надежности управления;

o коэффициент исполнительской дисциплины;

o эффективность труда управленческого аппарата предприятия;

o кадровый потенциал управления;

o интеллектуальный потенциал;

o уровень организационного климата.

Наиболее детальные расчеты выделенных показателей рассматриваются в работах С. Барсука и В. Герасимчука , но в предложенной системе выделены только наиболее существенные, обобщенные показатели оценки качества управления, синтез которых даст наибольший результат при определении уровня качества системы управления.

Производительность труда одного управленческого работника определяется по категориям персонала и по разным видам работ. Уровень производительности труда определенной категории управленческого персонала (77у) характеризуется объемом работ (операций), выполняемая одним работником определенной категории за единицу времени, и рассчитывается по формуле:

где Е - объем продукции (работ, операций), выполненных данной категорией работников за определенный период (год, квартал, месяц), в соответствующих единицах измерения;

Чу - число лиц управленческого персонала, занятого выполнением определенного объема работ (операции, продукции), чел., или затраты времени на выполнение данного объема работ, чел.-ч.

Коэффициент оперативности деятельности аппарата управления Коу отражает своевременность выполнения аппаратом управления функций в работе с административной документацией, степень оперативности выполнения постановлений, приказов, других документов и рассчитывается по формуле:

где Д1, Д2, Д" - установлен директивно или нормативный срок выполнения соответствующего вида документов, дней;

где <)2, д" - отставание от принятого нормативного срока выполнения соответствующего вида документов в днях (при досрочном исполнении документов д" = 0);

К1, К2, Кп - коэффициенты, условно характеризующих различные виды документации по степеням важности (К = 1,0 в случае документации вышестоящих организаций;

К = 0,8, если это документация заводоуправления; К = 0,6 - документация производственных и функциональных подразделений).

Коэффициент эффективного использования информации характеризует степень полезного использования информации, поступающей на предприятие, и исчисляется по формуле:

где Іе_в - количество случаев эффективного использования документа (показателя);

Іех - общее количество документов (показателей).

Коэффициент надежности управления рассчитывается по формуле:

где Кн,г - количество нереализованных решений; К - общее количество решений, принятых в подразделении. Коэффициент исполнительской дисциплины рассчитывается по формуле:

Где Дф. - количество фактически выполненных за определенный период документов (приказов, команд, мероприятий);

ДГІв - количество документов (приказов, команд, мероприятий), подлежащих исполнению за отчетный период, включая невыполненные за предыдущий период.

Эффективность труда управленческого аппарата предприятия определяется по формуле:

где В - объем реализованной продукции, тыс. грн.;

Чуп - среднесписочная численность управленческого персонала, чел.

По анализу потенциала управления, то он имеет такие составляющие: 1) кадровый потенциал; 2) организационный потенциал; 3) организационный климат.

Кадровый или квалификационный потенциал - это знания и навыки кадров управления. Кадровый потенциал надо определять комплексно по основным видам деятельности управленческого персонала. Квалификационный профиль управленческого персонала, как правило, определяют по четырем видам деятельности, а именно: 1) планирование действий; 2) организаторская работа; 3) аналитическая деятельность; 4) применение технических средств обработки информации (табл. 9.1).

Таблица 9.1. КОМПЕТЕНЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРСОНАЛА УПРАВЛЕНИЯ

Компетенция

Возможности

Оценка

Показатели

Способность, умение реагировать

Тип реагирования

Диапазон реакции.

Планирование действий

Способность решать проблемы обоснованно, последовательно, оригинально, подготавливать решения

Методы решения проблем

Исследовательский, проб и ошибок

Альтернативный

Творческий подъем

Организаторская деятельность

Способность организовать ро-ту, реализовать решения в одной или нескольких звеньях (масштабно)

Масштаб решения проблемы

Последовательная и постепенная реализация

Последовательно-параллельная реализация.

Параллельная масштабная реализация

Аналитическая деятельность

Способность вести поиск информации, анализировать ее ценность, избирательность и интуиция

Способы получения информации

Сбор фактических данных

Экстраполяция

Прогнозирование

Применение технических средств

Умение осуществлять компьютерный поиск и обработку информации (умение пользоваться ПК, знание базы данных, программирование, моделирование)

Методы обработки информации

Обработка большей части информации вручную

Использование стандартных программ

Построение системы поддержки решений.

Оценка квалификационного профиля дает возможность определить наличие возможности оперативного реагирования кадров на возникшие проблемы. Таблица 9.1 дает возможность оценить компетенцию и возможности персонала управления предприятий по вышеприведенным показателям.

Определение интеллектуального потенциала осуществляется на основании проведенного анкетирования, которое включает в себя оценку шести основных характеристик: 1) восприятие новых идей; 2) готовность критиковать; 3) видение перспективы; 4) уровень интеллекта; 5) целеустремленность и намерения; 6) управленческое мышление. Теоретические оценки интеллектуального потенциала могут быть в пределах 0-100 %.

Оценка организационного климата включает шесть показателей , связанных попарно взаимовлиянием, это:

1) отношение к изменениям - открытость мышления;

2) перспективность мышления - готовность к риску;

3) организационные цели и интересы коалиций - видение факторов успеха. Каждый из показателей имеет четыре варианта значений (табл. 9.2). Эти показатели определяются на основе метода наблюдений.

Таблица 9.2. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО КЛИМАТА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Показатель

Значение

Оценка

Общая оценка

Отношение к изменениям (мотивы изменений)

Изменения, нужны в условиях кризиса

Изменения, нужны за низких результатов

Изменения, которые дадут новые достижения.

Требуют изменений внешние факторы

Открытость мышления

Внимание к внутренним проблемам

Внутренние проблемы в сочетании с внешними

Оценка внешних факторов

Внимание к окружающей среде

Перспективность мышления

Ориентация на настоящее

Поиски ближайших перспектив

Среднесрочное планирование (2-3 года)

Приверженность к долгосрочной устойчивой деятельности.

Готовность к риску

Готовность к риску отсутствует

Готовность к временным трудностям

Готовность к преодолению трудностей и временных неудач

Неудачи не изменят готовности к риску

Организационные цели и интересы коалиции

Стремление к прибыли

Увеличение доли рынка

Гуманизация цен и завоевания престижа.

Сохранение коалиции и организации

Видение факторов успеха

Некоторая неопределенность относительно путей достижения успеха

Существование путей достижения успеха

Возможность прогнозирования достижения спеху

Четкая перспектива последовательности путей достижения успеха

На основании оценок по двум показателям по парам выводится общая оценка в баллах по девятибалльной шкале. Далее общие оценки усредняются с помощью табл. 9.3, и определяется средняя балльная оценка организационного климата.

Таблица 9.3. ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО КЛИМАТА

Отношение к изменениям - открытость мышления

Готовность к риску - перспективность мышления

Организационные цели - видение факторов успеха

Общая оценка климата

Характеристика

Баллы

Характеристика

Баллы

Характеристика.

Баллы

Изменения, нужны при угрозе банкротства

Ориентация на сегодняшние успехи, невозможность рисковать

Стремление к прибыли

Изменения, нужные при кризисных явлениях

Ориентация на краткосрочные планы без риска

Увеличение прибыли за счет экономии затрат и повышения цен

Изменения, нужны за низкие результаты хозяйствования

Ориентация на близкую перспективу.

Увеличение доли рынка при агрессивной конкуренции

Изменения, необходимые в связи с несоответствием хозяйственной деятельности обстановке

Планомерное развитие, которое основывается на взвешенных расчетах

Сохранение доли рынка за счет повышения качества

Изменения, необходимые в связи 3 недостатками в работе

Долгосрочные перспективы без рискованных шагов

Сохранение прибыльности за счет реорганизации производства

Изменения, вызванные новыми требованиями.

Готовность действовать в сложной ситуации

Сохранение коалиций и их доходности

Изменения, которые должны осуществляться при достижении новых результатов

Ориентация на долгосрочный плановый развитие

Интеграция коалиций - путь сохранения устойчивости

Изменения, которые диктуются внешними факторами

Готовность к долгосрочному развитию 3 возможными неудачами

Гуманизация внешней политики ради престижа.

Изменения, которые должны упреждать изменения окружающей среды

Приверженность к долгосрочному устойчивому развитию

Сохранение организации

На основе определенной оценки организационного климата проводится общая оценка потенциала управления предприятиями. Потенциал управления определяют по формуле:

где К - квалификационный потенциал; Кі - интеллектуальный потенциал;

К0.у, Кож - коэффициент, характеризующий соответственно организационные условия и состояние организационного климата.

Диагностика и анализ системы управления позволяет определить необходимые значения потенциала управления предприятиями. При этом на основе табл. 9.3 рассчитывается реальный потенциал системы управления предприятиями и определяется разница в потенциале (табл. 9.4).

Таблица 9.4. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ

в Конце оценки качества системы управления составляется прогноз развития реального потенциала - программа компетенции, увеличение возможностей управления и уменьшения разницы в потенциале. В то же время прогнозирование осуществляется только при разработке некоторой стратегии наращивания потенциала, изменений организационных условий и климата организации. При этом разные стратегии будут давать разные результаты в повышении качества системы управления.

Итак, рассмотренный подход к оценке качества системы управления должным образом отражает основные направления выше перечисленных подходов и их полезный эффект, что проявляется в своевременности принятых качественных управленческих решений.

Контроллинг является сравнительно новым направлением в теории и практике современного управления. Он возник на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента.

Единого определения «контроллинга» среди экспертов нет. Они сходятся лишь в том, что нельзя отождествлять контроллинг с контролем (англоязычный глагол «to control» переводится не только как «контролировать», но и как «управлять», «регулировать»). Расхождения касаются того, насколько широко следует трактовать этот термин. Самая узкая трактовка сводится к тому, что управленческий учет (management accounting) и контроллинг (controlling) – это синонимы, при этом первый термин пришел в русскоязычную бизнес-среду из англоязычной, где контроллинг рассматривается как элемент функции менеджмента, а второй – из немецкоязычной.

В большинстве немецких компаний существуют либо соответствующая должность, либо отдел контроллинга, выполняющий разнообразные функции. В немецкоязычной бизнес-среде контроллера иногда иронично называют «счетчиком гороха» (нем. Erbsenzaehler). Такой сотрудник носит очки и нарукавники, с точностью до восьмого знака после запятой регистрирует значения активов и пассивов в толстом «гроссбухе», является скучной и сухой личностью. Такое понимание деятельности контроллера соответствует отождествлению контроллинга и управленческого учета. При этом управленческий учет понимается как система сбора и обработки внутренней информации финансово-экономического характера: об активах, обязательствах и собственном капитале (баланс), доходах и расходах (отчет о прибылях и убытках), поступлениях и выплатах (отчет о движении денежных средств) (рис.18).

В отечественной литературе контроллинг определяют не только как систему учета и контроля, но и как управление.

В последнее время усиливается внимание к функции контроллинга как системы информационного обеспечения, необходимой для эффективного управления организацией.

Сегодня контроллинг реализуется не контроллером, а самими сотрудниками на местах, все больше превращаясь в самоконтроллинг. При этом отдел контроллинга (контроллер) начинает играть роль модератора, распространяющего идею контроллинга среди сотрудников компании. Это предполагает ориентацию сотрудников на достижение стоящих перед компанией целей с персонифицированной ответственностью за результаты и стремление в своей работе «выходить» за пределы какой-то одной функции.

Рис. 18. Особенности наиболее распространенных моделей контроллинга

Контроллинг можно рассматривать в двух аспектах:

Как процесс интеграции методов учета, анализа, планирования, нормирования и контроля в единую систему получения, обработки и обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений;

Как систему, управляющую экономикой организации и ориентированную не только на получение прибыли или минимизацию затрат, но и на обеспечение платежеспособного состояния компании и достижение глобальных стратегических целей.

Цели контроллинга состоят в следующем:

Идентифицировать представление об отклонениях и требованиях к адаптации, обеспечить своевременное наблюдение и разработку мероприятий по устранению отклонений;

Оказывать помощь в декомпозиции общих целей организации на более мелкие цели структурных подразделений;

Распознавать проблемы и управлять структурными подразделениями;

Способствовать оптимизации управления затратами и прибылью;

Оказывать помощь при разработке рациональной политики компании;

Помогать руководству компании в принятии решений, адекватных целям.

Особенностью контроллинга является ориентация на действующую концепцию управления, развитие компании и одновременно внимание к узким местам в организации.

Сущность контроллинга заключается в экономическом управлении, при котором информационные системы, планирование и контроль неразрывно связаны между собой. Контроллинг подразумевает расчет экономических результатов на основе анализа плановых и фактических показателей. Он подразделяется на оперативный и стратегический. Стратегический контроллинг направлен на координацию и выполнение долгосрочных целей организации. Качественные показатели плана или разрабатываемые стратегии дополняет конкретный цифровой материал оперативного контроллинга.

В современных отечественных компаниях контроллинг определяется как система управления затратами. Они должны быть сгруппированы так, чтобы четко прослеживалось влияние решений по затратам на результат деятельности организации. Контроллинг выполняет и функции внутреннего контроля, но в отличие от ревизии он ориентирован на текущие результаты и не связан с документальной проверкой.

К функциям контроллинга относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов и регулирование отклонений, информационно-аналитическое обеспечение и др.

Основные задачи контроллинга – выявление характера и степени воздействия факторов внешней и внутренней среды организации, а также принятие решений, направленных на обеспечение ее стабильного функционирования.

Для реализации поставленных задач необходим систематический анализ предпринимательской среды начиная с процесса маркетинговых исследований, который также осуществляется при планировании и разработке показателей, оперативном управлении и контроле за результатами хозяйственной деятельности организации.

Поддержка процесса планирования включает: создание информационной системы разработки основных планов, формирование и освоение всей системы планирования, установление потребности в информации и времени на выполнение отдельных этапов процесса планирования, координацию процесса обмена информацией, координацию и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию, составление сводного плана организации. Контроллинг определяет, как и когда следует планировать, а также оценивает возможность реализации запланированных действий. Важнейшим составным элементом системы планирования является бюджетирование.

В сфере учета выделяют задачи создания системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях, а также разработки и ведения системы внутреннего учета (унификации методов и критериев оценки деятельности организации и ее структурных подразделений). Система учета служит важнейшим источником информации.

В задачи контроля и регулирования входят: определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах; сравнение плановых и фактических величин и оценка степени достижения целей; определение границ отклонения величин; анализ отклонений и выработка предложений по уменьшению негативных последствий.

Информационно-аналитическое обеспечение предполагает разработку архитектуры и структуры информационной системы; стандартизацию информационных носителей и каналов; предоставление цифровых материалов для осуществления контроля и управления организацией; разработку инструментария для планирования, контроля и принятия решений; консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений; обеспечение экономичности функционирования информационной системы. Для построения системы информационного обеспечения необходимо определить потребности в информации, собрать и подготовить ее через систему учета и передать через систему отчетности. Вопросы организации системы планирования и контроля касаются, например, вида и числа планов, их содержания и временной последовательности процессов планирования.

Специальные функции объединяют решение конкретных экономических и финансовых задач, проведение специальных исследований, в том числе сбор и анализ данных о внешней среде (рынках денег и капиталов, правительственных экономических программах и т. д.); обоснование целесообразности сотрудничества, а также слияния или открытия филиалов; выполнение калькуляции для особых заказов и расчет эффективности инвестиционных проектов. Специальные функции составили отдельные направления: инвестиционный и инновационный контроллинг, контроллинг финансового оздоровления компании, реструктуризации капитала, реорганизации и реформирования компании и др.

Объем реализуемых функций и задач зависит в основном от следующих факторов:

Экономического состояния компании;

Понимания руководством и собственниками компании важности и полезности внедрения функций контроллинга;

Размера компании;

Уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции;

Сложившегося уровня конкурентности;

Квалификации управленческого персонала;

Квалификации сотрудников службы контроллинга.

Системы информационного обеспечения, а также планирования и контроля не могут быть построены независимо друг от друга, они взаимосвязаны. Эти взаимосвязи позволяют определить первую координирующую задачу контроллера – содержательно и формально согласованное построение системы информационного обеспечения и системы планирования и контроля.

Вторая координирующая задача контроллера – текущая настройка обеих систем. Это может выглядеть следующим образом: в системе информационного обеспечения регулярно готовятся фактические данные, информирующие руководство о степени реализации поставленных целей (например, о фактической выручке в течение первого полугодия). Сопоставление фактических данных с целевыми (плановыми), а также вырабатываемые на этой основе корректирующие мероприятия – типичный пример работы контроллера в сфере настройки рассматриваемых систем. Текущая настройка должна рассматриваться как реакция на изменение ситуации внутри и вне компании (как «управление помехами»). Рассмотренные взаимосвязи представлены на рис. 19.

Контроллинг является неотъемлемой частью процесса управления организацией, он пронизывает все подсистемы управления (рис.20).

Рис. 19. Система контроллинга

Процесс контроллинга характеризуется взаимосвязью систем информационного обеспечения и планирования. Отделы самостоятельно осуществляют детальное планирование на основе плановых значений, доводимых руководством организации. Планы отдельных подразделений консолидируются и согласовываются друг с другом на высшем уровне. Координирующая функция контроллинга определяется оперативным трехлетним планированием. Планы и управленческие мероприятия выражаются количественно – в виде системы показателей.

Для дальнейшего развития и совершенствования системы контроллинга и преодоления конфликтов между функциональными подразделениями необходимо организовать обучение сотрудников. Важно повысить привлекательность контроллинга, его основные идеи должны принять все сотрудники. Это позволит реализовать идеи самоконтроллинга, функционирующего без постоянного вмешательства специального подразделения, занимающегося контроллингом.

Рис. 20. Взаимодействие контроллинга в системе управления организацией

Работа контроллера (рис. 21) начинается с планирования, в ходе которого устанавливаются показатели результативности работы компании в течение определенного периода. Планирование, как правило, основывается на использовании исходной информации. Система информационного обеспечения ориентирована на улучшение качества данной информации. Плановые цифры сопоставляются с фактически достигнутыми значениями, и по результатам сравнения устанавливаются причины отклонений, устраняются ошибки и разрабатываются корректирующие мероприятия. После этого снова начинается процесс планирования – круг замыкается.

Важнейшей основой функционирования контроллинга «по кругу» является понимание того, что отклонения возникают вследствие изменений во внутренней и внешней среде. Поэтому нельзя воспринимать их как доказательства вины сотрудников. К отклонениям следует относиться как к основаниям для разработки корректирующих мероприятий, направленных на достижение запланированных целей либо на адаптацию к изменившимся условиям.

Задачи и ответственность контроллера, четко сформулированые Международной группой контроллинга (International Group of Contro-lling), заключаются в следующем:

Обеспечение прозрачности результатов, финансов, процессов и стратегий в целях достижения более высокой эффективности;

Координация подцелей и подпланов в рамках единого целого и организация системы внутрифирменной отчетности;

Рис. 21. Процедура работы контроллера

Организация процесса постановки целей, планирования и управления для ориентации сотрудников, принимающих решения, на цели компании;

Обеспечение сбора необходимых данных и информации;

Создание и обслуживние контроллинговых систем.

В варианте миссии контроллера, утвержденном в сентябре 2002 г., подчеркивается его ответственность за достижение целей компании. Это обусловлено ответственностью контроллера за правильность собранной и подготовленной информации, а также тем, что контроллер, организуя и сопровождая процесс целеполагания, планирования и управления, содействует оперативности и правильности принимаемых управленческих решений. Однако в конечном итоге ответственность за принятие решений лежит на руководстве.

Современные требования к контроллингу заключаются в воплощении идеи самоконтроллинга.

Целью самоконтроллинга является установление тесной взаимосвязи между индивидуальной мотивацией, эффективностью работы и целями компании и индивидуума. Самоконтроллинг следует рассматривать как открытую систему, находящуюся под воздействием внешних и внутренних факторов, нарушающих ее равновесное состояние. В открытых системах неравновесность служит своеобразной движущей силой их эволюционного развития на качественно новом уровне. Общим свойством таких систем является самоорганизация.

Субъектами самоконтроллинга являются работники компании, а объектом – компания (организация).

При самоконтроллинге контроллинг осуществляет методическую поддержку, регулирование, координацию, обучение инновации и обеспечение менеджеров необходимой информацией. В обобщенном виде эффективность системы самоконтроллинга можно представить как комплексную экономическую категорию, характеризующую степень удовлетворения запросов потребителей при заданном уровне затрат.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний