День космонавтики в школе: сценарий праздника. Классный час и другие мероприятия ко Дню космонавтики в начальной школе

Главная / Бизнес планы

Цели и задачи:
● Познакомить детей с днем космонавтики. Научить высказывать свои мысли. Воспитывать доброту, чувство любви к людям, а также уважение к старшим;
● развивать творческие способности обучающихся, внимание, память, углубление знаний о космосе, воспитание патриотизма;
● научить понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию: космический корабль, МКС, стыковочные узлы, предстартовая площадка, космический экипаж;
● развивать логическое мышление, умение слышать друг друга, конструктивные способности, воображение;
● воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников.

Оборудование:
● Плакаты с изображением солнечной системы,
● Портреты космонавтов,
● Рисунки детей о теме «Космос»,
● Наборы геометрических фигур и 2 контейнера,
● Письмо с текстом.
● Обручи по количеству детей.
● Кукольный театр: ширма, декорации Вселенной, Солнце, Земля.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение книг о космосе и космонавтах, изготовление макета Солнечной системы, рисование на мятой бумаге, аппликация и лепка на темы: «Встреча в космосе», «Полет на Луну», «Наш космодром», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» и т.п.

Ход мероприятия

Вступительная беседа.
Здравствуйте дорогие ребята! Кто догадается, чему будет посвящен наш праздник? Может быть, кто-то скажет, какой праздник отмечался 12 апреля? Правильно, День космонавтики.
Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым побывал в Космосе (показ картины с изображением Юрия Гагарина) 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса впервые забилось живое сердце.
В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.

За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки).

Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова.
С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы.

Мы только стоим на пороге новой эры – космической. Несмотря на то, что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем лишь первые шаги. Было открыто, что наша планета Земля вращается вокруг огромной звезды — Солнца. Также люди получили представления о том, что наша планета и несколько других входят в Солнечную систему.

Ребята, праздник День космонавтики известен во всём мире. И вчера поздно вечером около нашего детского сада мы обнаружили необычное послание – вот оно. Это послание от инопланетян, жителей другой планеты. Они прислали нам письмо и необычный подарок.

Мы – жители очень далёкой галактики, находящейся в Туманности Андромеды. Мы видели вашу планету в телескоп, и надеемся, что на ней живут живые существа. Если кто-то читает это письмо, значит Ваша планета Земля — обитаема и мы будем ждать ответного послания от Вас!

А что же прислали нам инопланетные жители, давайте посмотрим вместе.
Ну что, дети, надо хорошенько подумать, как рассказать инопланетянам о том, какая она – наша планета. А чтобы лучше думалось, нужно немного размяться и поиграть. Одну замечательную игру прислали нам инопланетяне. Давайте проверим и поиграем!

Игра «Раз – планета…» (на полу находятся обручи по количеству детей, во время музык дети веселятся, музыка смолкает- дети занимают один обруч каждый, с каждым этапом количество обручей уменьшается, выбывшие дети располагаются на стульчиках. Выигрывает один оставшийся).

Ребята, сейчас присядьте и вместе решим, что же на нашей планете – самое важное. О чём нужно рассказать в нашем послании.
Для этого у меня есть небольшие подсказки.
Вот послушайте следующие названия, и скажите – как можно сказать о них одним словом.

1. Яблоко, груша, виноград, банан, персик, апельсин, ананас (фрукты).
2. Роза, ромашка, тюльпан, фиалка, нарцисс, георгин (цветы).
3. Акула, карась, кит, форель, окунь, лосось (рыбы).
4. Медведь, тигр, лев, жираф, леопард, обезьяна (Животные).
5. Дождь, гроза, снег, ветер, закат, облака, радуга (явления природы).
6. Ноги, руки, голова, спина, живот, туловище (части тела).
7. Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра (родственники).

Молодцы ребята, оказывается, вы очень много знаете о нашей планете – планете Земля.

Ребята, а вы знаете, где живёт, как живёт и с кем дружит наш планета Земля, как называется её дом? Солнечная система. Вот посмотрите и послушайте.

Сказка «Солнышко и шарик» (театрализованная).

Кукольный театр за ширмой.

Когда-то, очень-очень давно, жила звезда. Она была красивая и яркая. Свет её с каждым разом становился всё ярче и сильнее. И вот пришло время, когда устала звезда светить так ярко. Она вспыхнула сильнее обычного и рассыпалась на мелкие кусочки. Их было так много, и они совсем были разные, эти кусочки, и не похожие друг на друга. А один оказался ровненький, гладенький и очень круглый, как шарик. Летал этот шарик долго-долго один в пространстве, и скучно ему стало. Приостановился он немного и, загрустив, промолвил.
«Вот я, совсем один, в тёмном пространстве, и нет никого со мной рядом. Плохо мне без друга!»- промолвил и заплакал.
И, вдруг, яркий свет и тепло окутали его. И так ему стало хорошо и весело!
«А можно мне стать твоим другом?» — услышал Шарик, — «Я буду тебя согревать и оберегать, мы будем с тобой играть!»
«А как мы будем с тобой играть? – поинтересовался Шарик, — да и кто ты?»
«Я – Солнце, я тоже звезда, дарю всем свет и тепло!»
«Да, да, да!» – воскликнул Шарик, – «а давай играть в догонялки!»
«Давай!» — ответило Солнышко, — «я покажу тебе дорогу, чтобы ты больше не заблудился в пространстве».

И так стали дружить Солнышко и Шарик. Когда они, играя в догонялки, приближались друг к другу, Шарик всегда кричал: «Ой, ой, ой, ой! Мне очень жарко! Очень! Хочу попрохладнее!» — и, убегая от Солнышка, поворачивал к нему другой свой бок.

Так появились времена года. А когда друзья играли в жмурки, то ночь сменяла день.

От солнечного тепла и света Шарик стал расти. Он становился всё больше и больше, и на его поверхности стали появляться реки, моря и суша, животные, рыбы и птицы, а после появились и люди. И Шарик наш вырос. Он превратился в огромную красивую планету, которую назвали Земля. И мы с вами – Земляне, потому что Земля – наш общий дом, здесь наша Родина.

Ну, а что дружба? До сих пор дружит наша планета с солнцем. И ещё очень-очень долго будет продолжаться эта дружба, потому что без друзей жить нельзя.

(Раздается звуковой сигнал, дети садятся на ковер.)

появляется Инопланетянин.

Инопланетянин: (говорит медленно, на одной ноте). Здравствуйте, земляне!

Воспитатель: Здравствуй, уважаемый Инопланетянин! С твоего космического корабля наши экипажи приняли тревожный сигнал. Что у вас случилось? Может, мы сумеем помочь?

Инопланетянин. Я не могу вернуться на свою планету, пока не соберу космические кристаллы.

Воспитатель: (обращаясь к детям). Кристаллы нужно разложить в отсеки: в красные - кристаллы красного цвета, в зеленые в зеленые.

Игра «Найди свой цвет»

Инопланетянин. Как у вас ловко получилось собрать космические кристаллы! Молодцы, земляне!

Земляне! Вы замечательно справились с моим заданием! А что вы знаете о планетах и вселенной еще?

СТИХИ:
***
Мы пока что только дети,

Но придет желанный час-

На космической ракете

Дружно полетим на Марс

В небе звезды ярко светят

И ракету нашу ждут

К дальней сказочной планете-

Наш космический маршрут

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Планета Земля — родимый наш дом

Но много ль, ребята, мы знаем о нем?

Земля несравненна! Чудо природы!

Её населяют зверьё и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка

Плохо её защищаем пока.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел отсчет.

Меркурий - раз, Венера - два,

Три - Земля, четыре - Марс,

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Кто не видит - выйди вон!

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

Воспитатель: Да, стать космонавтом очень не легко- нужно хорошо ориентироваться в пространстве и много знать и уметь.

Проводится упражнение «Внимание, космонавты!». Итоги занятия. Закрепляем понятия.

Ничего не говори, лишь руками покажи - высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко.

Взрослый называет различные понятия и объекты космической тематики, дети руками показывают их местонахождение.

Ведущий . Наш сегодняшний праздник посвящен одной из самых интересных сфер человеческой деятельности — космонавтике. Вы ведь знаете, почему именно в этот день мы отмечаем этот праздник? Именно 12 апреля все услышали по своим радиоприемникам: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время — 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич».

Ведущая . Да, именно Юрию Алексеевичу Гагарину мы обязаны этим праздником. Он был первым человеком, который вышел в космос. Звездное небо с давних времен манило людей, и человечество прошло долгий путь развития от своих теоретических размышлений до настоящих практических открытий. Давайте вместе вспомним, как же все начиналось.

Ученик 1 . Изучение космоса привлекло людей еще в античности, когда философы задумывались над проблемами мироздания и системой движения планет. Только несколько небесных тел можно увидеть невооруженным глазом. Это Солнце, Луна, пять планет и наиболее яркие звезды. Но впервые изучением космоса занялся Галилей. Он первый изготовил подзорную трубу.

Ученик 2 . Галилей несколько раз подбирал линзы, и наконец его попытки обрели успех. Первая его труба состояла из двух линз — вогнутой и выгнутой. А после нескольких попыток Галилею удалось изготовить трубу с тридцатикратным увеличением. Она имела длину 1245 мм; объективом у нее была выпуклая очковая линза диаметром 53 мм, а плосковогнутый окуляр имел оптическую силу — 25 диоптрий. Эта труба до сих пор хранится в музее во Флоренции.

Ученик 3 . Галилей первым понял, что основное научное назначение зрительной трубы — это наблюдение небесных тел. Галилей занимался изучением Луны. Он первый увидел на ней многочисленные кратеры и горные вершины. А изучая Млечный путь, Галилео Галилей определил, что это огромное скопление звезд.

Ученик 4 . Да, Галилео Галилей внес огромный вклад в изучение космоса. За его первой зрительной трубой последовали многочисленные телескопы, которые год от года совершенствовались. Так, сначала появился оптический телескоп. Он создает изображение с помощью света, который собирает на линзы или зеркала.

Ученик 5 . Но он имел множество минусов. Изображение было в виде размытого пятна неправильной формы. Астрономы стали искать способ устранения этой проблемы. Они стали использовать объективы с очень большим фокусным расстоянием. Телескопы были огромными по размеру и неудобными в использовании. Чуть позже появились телескопы на штативах, которые просуществовали вплоть до XVIII века. Но и они имели свои недостатки. Из-за ветра астрономы получали плохое изображение.

Ученик 6 . За оптическим последовал радиотелескоп, который собирает на свои тарелки исходящие от космических объектов импульсы и сигналы. У истоков его изобретения стоял Рональд Брейсвелл. Первоначально радиотелескоп был назван спектрогелиограф и предназначался для изучения микроволнового фона Солнца.

Ученик 7 . Другое достижение человечества — это космические телескопы, которые устанавливают в открытом космосе. Они дают многократное увеличение и возможность различать самые мелкие предметы на дальних расстояниях. Самый большой телескоп сооружен в Мексике. Он находится на вершине вулкана Сьерра Негра, который расположен на высоте 4580 метров. Диаметр антенны самого большого телескопа составляет рекордные 50 метров.

Ученик 8 . Чем дальше уходило изучение космоса, тем больше росло желание человека лично освоить это пространство. С запуском первого искусственного спутника Земли человечество вышло на новый уровень. Это случилось 4 октября 1957 года. «Спутник-1» — первый искусственный спутник Земли. Его кодовое обозначение — ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там», впоследствии переименованного в космодром Байконур, при помощи ракеты-носителя «Спутник».

Ученик 9 . С тех пор на околоземной орбите были высажены тысячи спутников, которые отслеживают все земные и космические процессы. Но самое главное событие — это все- таки первый полет в космос человека. А для нас главное, что это полет нашего соотечественника, русского человека Юрия Алексеевича Гагарина.

Ведущий . Юрию Алексеевичу пришлось проделать огромный путь. Давайте вместе проследим его дорогу от маленького мальчика до великого покорителя космоса.

Ученик 10 . Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино. Он был выходцем из крестьянской семьи. Его отец — Алексей Иванович Гагарин был плотником, а мать — Анна Тимофеевна Матвеева — свинаркой. Гагарин учился сначала в деревенской школе, потом, когда его семья переехала в Гжатск, в местной школе. Затем он поступил в Люберецкое ремесленное училище. В августе 1951 Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, а 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.

Ученик 11. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву, где он прошел всестороннее медицинское обследование в Центральном научно- исследовательском авиационном госпитале. Вначале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина он был зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

Ученик 12. Кроме Гагарина на место первого космонавта претендовали еще двадцать офицеров-летчиков. Затем из двадцати выбрали только шестерых. Человека, который полетит в космос, определили только в последний момент. На заседании ГК выбрали Гагарина, его дублером стал Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полете Гагарина в космос. Первое было об успешном полете, второе — обращение к правительству других стран, если вдруг корабль-спутник упадет на территорию других стран или же в океан, и третье — трагическое сообщение.

Ученик 13 . Старт был дан в 9:07 по московскому времени с космодрома Байконур. Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Он приземлился в Саратовской области, недалеко от Энгельса. Первыми людьми, которые встретили космонавта, стали жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита.

Ученик 14 . После полета Гагарин стал поистине героем, который прославил нашу страну. Сразу после приземления он получил звание майора. Юрию Алексеевичу в Москве был организован грандиозный прием. От самолета, на котором прилетел Гагарин, до здания правительства была постелена красная ковровая дорожка. На Красной площади Никита Хрущев наградил Юрия Гагарина Золотой Звездой «Героя Советского Союза» и новым званием «Летчик-космонавт СССР».

Ученик 15. Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время тренировочного полета 27 марта 1968 года в 10:30 утра. Вместе с Гагариным в кабине самолета находился его инструктор, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин.

Ученик 16 . Сегодня имя Юрия Алексеевича Гагарина знают все. Во многих городах существуют улицы, проспекты, аллеи, школы имени Гагарина. Его имя носят: город Гагарин (бывший Гжатск) и район (бывший Гжатский), кратер на обратной стороне Луны, астероид № 1772, золотая медаль ФАИ, которая присуждается с 1968 года, площадь в Москве, где стоит памятник космонавту.

Ведущая. Сегодня мы многое узнали о человеке, который первым покорил вселенское пространство. Бесконечно добрый, сильный, талантливый и упорный, он проделал огромный путь. Огромное мужество потребовалось Гагарину, чтобы преодолеть не только физические, но и психологические нагрузки. Он действительно был Человеком с большой буквы, который вывел свою страну на новый уровень.

Ведущий . А теперь давайте посмотрим, как внимательно вы слушали наших выступающих. Мы зададим вам несколько вопросов.

Вопросы для викторины:

1. Кем была изобретена первая зрительная труба? (Галилео Галилеем)

2. Какие линзы использовал Галилео Галилей? (Вогнутую и выгнутую)

3. Какие еще виды телескопов существуют? (Оптический, радиотелескоп, космический)

4. Какой недостаток имеют оптические телескопы? (Нечеткое изображение)

5. Где построен самый большой телескоп? (В Мексике)

7. Какое кодовое обозначение имел первый искусственный спутник Земли? (ПС-1)

9. Имя первого человека, покорившего космос? (Юрий Алексеевич Гагарин)

10. Сколько длился первый полет человека в космос? (108 минут)

11. Кто был выбран дублером Юрия Алексеевича Гагарина? (Герман Титов)

12. Как назывался корабль-спутник, на котором Гагарин совершил полет? («Восток»)

13. Где приземлился Юрий Алексеевич Гагарин? (В Саратовской области)

14. Какое звание получил Юрий Алексеевич Гагарин сразу после приземления? (Майор)

15. Какой город сейчас носит имя Гагарина? (Гжатск)

За 26 лет до выхода на орбиту земля советского космического корабля « Восток» с человеком на борту Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства. Представляю его открытое «русское лицо, глаза сокола». Эти слова произнесены великим учёным в 1938 году. Юре Гагарину было в то время около года. Кто мог предречь тогда, что именно этот мальчик, рожденный в семье смоленских колхозников, станет первым из тех обитателей планеты, на чью долю выпадает, разорвав путы земного притяжения, проникнуть в межпланетное пространство? И всё же портрет космонавта, нарисованный Циолковским, удивительно точно предвосхищает и внешний облик Юрия Гагарина, и содержание его внутреннего мира. Каждый уголок земли русской имеет свою историю. Есть она и у села Клушина, где прошли детские годы первого космонавта земли 9 марта 1934 года здесь родился Юрий Алексеевич Гагарин. Отец Гагарина Алексей Иванович Гагарин - сын смоленского крестьянина - бедняка. Образование у него было два класса церковноприходской школы. Но человек любознательный и много добился благодаря этому. В селе Клушино он слыл мастером на все руки. Он все умел делать в крестьянском хозяйстве, но больше всего плотничал и столярничал. Мать – Анна Тимофеевна так же в молодости не получила образования. Но она могла правильно ответить на любой вопрос детей. А детей в семье было четверо: старший брат Валентин 1924 года рождения, сестра Зоя тремя годами моложе, брат Юрий и младший брат Борис. В семье авторитет отца был непререкаем. Строгий, но справедливый, он преподал детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду. В год, когда Юра должен был пойти в школу, началась Великая Отечественная война. Наступил сентябрь и Юра Гагарин вместе со сверстниками отправился в школу. Но фашисты оказались слишком близко. Как раз в этот день над селом Клушино пролетели 2 самолета с красными звездами на крыльях. Это были первые самолеты, которые пришлось увидеть Юре Гагарину. Один из самолетов был подбит и летчик едва тянул за болото. Самолет упал, а пилот удачно выпрыгнул. Все мальчишки побежали туда. Летчик расстегнул кожаную куртку, и Юра вместе с ребятами увидел ордена, блеснувшие на груди у летчика. Фронт приближался. Село Клушино долгое время было отрезано от всего мира. Школу пришлось оставить. Вскоре отец ушел в армию. Брата Валентина и сестру Зою немцы угнали в Германию. Все ждали окончания войны. И вот как-то раз мать, пахнущая распаханной землей, обняла Юру, расцеловала и сказала: «Гитлеру капут, наши войска взяли Берлин». После двухлетнего перерыва Юра вернулся в школу. В пятый класс Юра пошел в другую школу. Там вступил в пионерскую организацию. В школе пионеры организовали технический кружок. Здесь впервые ребята вместе с Юрой сделали первую модель самолета. То-то было радости, когда эта модель взмыла в воздух и, набирая высоту, полетела. Окончив в Гжатске 6 классов, он всерьез подумывал о том, что надо получить рабочую квалификацию, поступить на завод, а затем уже продолжать образование. Юрий сдаёт вступительные экзамены на «отлично» в ремесленное училище сельскохозяйственных машин в Люберцах – московском пригороде, по специальности – металлург-литейщик. На Люберецком заводе учили специальности формовщика. Ремесленное училище Юрий окончил с отличием и был аттестован на 5-й разряд литейщика-формовщика. По окончании школы рабочей молодежи ему вручена похвальная грамота за отличные успехи и примерное поведение. Это давало ему право поступать в Саратовский техникум, (куда направило его училище), без экзаменов. Отделение Гагарин выбрал литейное. В новой робе вошёл он мальчишкой в литейку И застыл на мгновенье: там пламя и дым! Звонко брызги металла из формы летели, Как осколки единой огромной звезды. С детских лет он познал: то пожнёшь, что посеешь. …Льётся жидкий металл, раскалённый, как век! Мастер хитро прищурился: - Нечто робеешь? Привыкай… управляет огнём человек. В техникуме Юрию поручили сделать доклад о Константине Эдуардовиче Циолковском, его учении, о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. Гагарин прочел очень много книг этой тематики. Позднее он вспоминал… «Циолковский перевернул мне душу, Это было посильнее Жюля Верна и Герберта Уэллса, да и других научных фантастов. Все сказанное ученым подтвердилось наукой и его собственными опытами… И, может быть, именно с этого дня у меня появилась неудержимая тяга в небо, в атмосферу, в космос». В Саратове был аэроклуб, и 26 октября 1954 года Юрий Гагарин зачислен туда пилотом, согласно личному заявлению. В дипломе об окончании Саратовского техникума значатся 32 предмета, по 31 предмету у Гагарина - отличные оценки, (лишь одна четверка по психологии). Аэроклуб Гагарин окончил с оценками только «отлично». После экзаменов получил направление в Оренбургское авиационное училище, которое закончил в 1957 году и получил специальность военного летчика-истребителя. К месту службы – истребительный авиационный полк Северного флота – младший лейтенант Юрий Гагарин прибыл с молодой женой Валентиной. Весной 1960 года Юрий Гагарин был включен в состав кандидатов в космонавты. В семье Гагариных пополнение: родилась дочка Леночка. В марте 1961 года еще одно знаменательное событие: рождение второй дочери – Галины, и успешные испытания корабля с собакой и манекеном в пилотном кресле. В последних числах марта отряд космонавтов вылетел на космодром Байконур. Первого космонавта выбирали наставники и государственная комиссия. Но за несколько дней до старта главный конструктор, Сергей Павлович Королев, предложил будущим космонавтам самим выбрать первого и аргументировать свой выбор. Мнения комиссии и пилотов совпали - почти все предложили послать Гагарина. А что было написано в листке самого Юрия? По его мнению, первым должен лететь Павел Беляев. «Он настоящий человек, с него можно брать пример. Нам, молодым, ещё многому надо учиться у него. Он успел даже повоевать на фронте. Я думаю, что и мы успеем слетать в космос. Я очень хочу слетать! Страстно! Хочу и надеюсь, что нас не будут долго задерживать на Земле!» ОДИН ЗА ВСЕХ... Разноголосый, шумный, необъятный, Своими жил заботами эфир. И грома реактивного раскаты – ГАГАРИН! – не гремели на весь мир. А он к ракете шёл. Вдруг оглянулся, Чтоб улыбнуться всем, кто провожал. К плечу,- на счастье,- кто-то прикоснулся, А кто-то руку от души пожал. Все шло обычно, как на тренировке, И необычным станет все потом, Когда ракету оторвёт от кромки Огня кинжальный, реактивный гром! На Германа взглянул он, как на брата, На верного дублёра своего. И провожавшим выкрикнул: - Ребята! Один за всех и все за одного… Сообщение ТАСС 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – Спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Сообщение ТАСС После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Вот как вспоминал о своем полете Юрий Гагарин: «Когда я летел в космическом корабле «Восток» и впервые увидел нашу землю со стороны. Это было потрясающее зрелище! В голубоватой дымке атмосферы подо мной проносилась планета, на которой живем все мы – люди…» Через день Космонавта №1 встречала Москва. Когда он появился на трибуне Мавзолея, восторженный рев толпы покатился над Красной площадью…Так первого космонавта встречали везде. Юрий Алексеевич сначала облетел, а затем объехал весь земной шар. Но Гагарин считал, что в какой-то мере счастливый случай сделал его первым космонавтом. В сентябре 1961 года Юрий Гагарин приступил к занятиям в Военно-воздушной академии имени Жуковского. И оставался летающим космонавтом. Когда на землю он вернулся, Закончив звёздные дела, Так белозубо улыбнулся, Улыбка так была тепла! В ней только доброта сила, Ни капли превосходства нет. Как будто роща излучила Берёзовый озёрный свет. Она объединила мудро Движенье воли и ума. Так солнечным морозным утром Смеётся русская зима. Она, как чудо, нам открылась, И был таков её размах, Такая искренность искрилась В чуть-чуть прищуренных глазах! Нам с ней легко в пути великом, Душе теплей в её тепле. Да, без гагаринской улыбки Темнее б было на земле! 27 марта 1968 года Юрий Гагарин под руководством опытного конструктора Владимира Серегина выполнял обычный тренировочный полет на истребителе УТИ МИГ-15. Самолет потерпел аварию в трех километрах от села Новоселова Киржачского района Владимирской области. Полностью выводы комиссии, расследовавшей это происшествие, были засекречены (и таковыми являются до сих пор). Все это породило вокруг смерти Юрия Гагарина немало слухов и легенд. Март скорбел И таяли снежинки От печали Приднепровских лоз, И текли Горючие слезинки По щекам Заплаканных берез. Было небо розовато-синим, Замолкали Рощи и поля – Горевала о погибшем сыне Больше всех Смоленская земля. Ели кремлевские хмурые В последнем стоят карауле… Давно ли встречали Юрия В апрельском победном гуле? Тогда он вошел в бессмертие Земной и небесный сразу… Глотая полынь, не верьте, Что умер герой сероглазый. Память Клочков Светлые шторы - матовый свет Светлая мебель. Его кабинет Глобусы, карты, портрет Королева. Звёздные трассы заманчиво новые. График полётов на столе лежит. Светлая работа! Светлая жизнь! Торопил минуты, звёздно видел сны, Но остановились на стене часы… Уходя оставил яркую, как пламя. Светлую, светлую, светлую память. 50 лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звездных просторах. Первого космонавта планета запомнила обаятельным, с открытой улыбкой. Его знали все. И все увидели в нем родного и близкого человека! На родине Гагарина – весна. Ручьи как струны звонкого апреля! Над тихой Гжатью домик в три окна Роняет с крыши чистые капели. Сегодня даль небесная ясна. Ракеты в космос мирные влетели. Гагаринским мальчишкам не до сна. Они мечтают о высокой цели. Березняки распахнуты ветрам, Шумят в разливах солнечного света. Все громче с каждым утром птичий гам, Добра и мира верная примета. … Он улыбнулся звездам и мирам,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РБ

Методическая разработка мероприятия

«День космонавтики»

Цели мероприятия:

Ведущий: Дорогие ребята, гости! 12 апреля наша страна и весь мир отмечает Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня для нас кажется привычным, что с Земли стартуют космические корабли, на космических станциях трудятся космонавты… но так было не всегда….

Сценка «На чём земля стоит?»

Бабушка, скажи, на чём Земля стоит?

На китах дитятка. На больших-больших китах! И как те киты пошевелятся, бывают и землетрясения.

А на чём же киты, дедушка?

На земле, дитятко.

А земля на чём?

Какая же ты беспонятливая! Ведь сказано тебе, что земля на китах стоит!!!

Ведущий: Действительно, много-много лет никто ничего не знал о космосе. Лишь 4 октября1957 года был запущен искусственный спутник. Именно с этого дня началась эра освоения космоса. Многие ученые, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в этой работе. Руководил ими гениальный советский учёный Сергей Павлович Королев.

Портрет С.П. КОРОЛЕВА

12 апреля 1961 с космодрома Байканур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.

Стихотворение «Юрий Гагарин»

В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Портрет Ю.А. Гагарина

Юрий Алексеевич Гагарин, открывший дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и совершил посадку в заданном районе. Осуществилась давняя мечта человека - обрести крылья и взлететь над землёй.

Сценка «Хочу быть космонавтом»

За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.

ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Сережа не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.

На середину зала выходит мальчик Сережа.

СЕРЕЖА: Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!

ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.

Сережа подходит к папе.

СЕРЕЖА: Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?

ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.

СЕРЕЖА: Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.

ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.

ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.

Папа и Сережа изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.
На последние слова ведущего Сережа садится устало на стул.

ПАПА: Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?

СЕРЕЖА: Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.

Ведущий: В настоящее время много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами. Они собирают данные о погоде. В космических полётах участвуют космонавты из разных стран; могут полететь в космос и космические туристы. Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие сквозь пространства и времена, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя. Итак, у нас на нашем космодроме собрались 4 экипажа и сейчас вы покажете свою готовность к полёту.

Внимание! Внимание ! Говорит пульт управления. Мы с вами находимся в районе стартовой площадки космодрома « Дружба». Сюда прибыли первые пассажиры, участники первого пассажирского рейса Земля – Марс – Земля.

Всем экипажам приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Включить контакты! 54321 – ПУСК! (звук взлетающей ракеты)

Вед . Поднимается ракета, чертит небо ярким светом!

Оказались на орбите. Мы в космосе!

Внимание! Невесомость! (экипажи изображают поведение при невесомости).

А теперь посмотрим в иллюминатор,

Первыми словами Ю.Гагарина были « Красота - то, какая! Как прекрасна наша планета!»

Ведущий: Итак, внимание экипажам первое задание:а что же может взять космонавт с собою в космос?( каждому экипажу вручается набор картинок с изображениями: книга, скафандр, яблоко, кошка и т.д.) Учащиеся выбирают нужное.

Загадки болельщикам:

1. Голубая простыня весь свет одевает (небо).

2. Золотые цветы вечером расцветают, а утром исчезаю (звёзды).

3. Искры небо прожигают, а до нас не долетают (метеориты).

4. Чудо – птица, алый хвост, прилетела в стаю звёзд (ракета)

Ведущий: Да, пищу, космонавт берёт с собой. Но в открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, то есть, все становится легким, как пух. И поэтому есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывет. И все продукты у космонавтов в виде пюре в тюбиках, как у зубной пасты. И воду, компоты и чай они пьют через трубочку. Давайте представим, что мы в открытом космосе, и поиграем в игру "Завтрак космонавта".

Игра "Завтрак космонавта".
Две команды по 4-5 человек. По пути стоят конусы, через которые нужно проходить, в конце пути стоит стол. На столе стоит пакетик (0,5 л) с соком или компотом. Каждому участнику выдается трубочка для коктейля. По сигналу первый участник команды бежит между конусов к столу, где стоит пакетик, выпивает немного (!) сока через трубочку, затем бежит обратно, передавая эстафету следующему участнику. Участники бегают к столу, пока в пакетике не закончится сок. Побеждает команда, у которой пакетик быстрее станет пустым, но при этом каждый участник команды смог выпить сока хотя бы по разу.

Ведущий: Ну, а сейчас мы проверим здоровье наших космонавтов , на первых минутах полёта. От каждого экипажа по 4человека. Нужно будет надуть шары, завязать их, а затем связать между собой.

Ведущий: Молодцы ребята, справились с заданием. Ну, а теперь немного отдохнём и посмотрим опять в иллюминаторы. Что вы видите?

Как называется эта планета? Какого она цвета? Почему? Поверхность на Марсе покрыта слоем красной пыли. Это ржавчина. Красную пыль со скал сильнейшие бури разносят по поверхности планеты. На Марсе пыль настолько мелкая, что она как взвесь постоянно находится в атмосфере, окрашивая её в красно – охристый цвет.

Итак, мы на Марсе. (выбегает ИНОПЛАНЕТЯНИН, звучит космическая музыка.)

- Добрый день!

Как вас много! Вы что ж, все марсиане? Не думал, что встречу так много марсиан, а говорили, что на Марсе нет жизни, а тут глянь, видимо – невидимо! Вот здорово!

Вед . - Мы не марсиане!

А кто же вы?

Дети. Земляне?!

Здравствуйте жители Земли, Я – инопланетный астронавт, меня зовут…Шмунтик…Я прибыл с планеты…Геоназис. Очень рад вас видеть. Мне говорили, что земляне очень дружелюбны и умны. Правда ли это?

ВЕДУЩАЯ: Я предлагаю проверить ваши знания. Проведем мини-викторину. Я буду задавать вопросы о космосе, а вы попробуете их отгадать.

Естественный спутник земли.
(Луна)

Человек, который летает в космос.
(космонавт)

Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?
(космический корабль)

Как называется и животное, и созвездие?
(медведица)

Почему на земле есть день и ночь?
(планета вращается вокруг себя)

Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?
(Юрий Гагарин)

Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?
("Восток")

Ведущий: Молодцы, ребята! Иногда в космосе могут случиться и неполадки с оборудованием. Следующий конкурс «собери ракету».

Ведущий: А вы знаете, что наша планета не единственная во Вселенной? Планет о-очень много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. А сколько планет в солнечной системе, нам расскажет... (имя ребенка)

РЕБЕНОК: По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ведущий: Из всех перечисленных планет, наша планета прекрасна, и многие инопланетные жители, наверное, могут позавидовать нам. И задача всех людей …..

БЕРЕЧЬ, ОХРАНЯТЬ, ЛЮБИТЬ НАШУ ПЛАНЕТУ!

Нам пора возвращаться, а чтобы веселее это происходило, давайте споём песню «Наш весёлый экипаж»

Подведение итогов, награждение.

Добрый день, юные космонавты! Как вы знаете, дорогие мои, 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник - День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди начали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник. Интересные игры, конкурсы, сценарии

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня день?

Ответы детей: День космонавтики!

Вед. 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет. А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе?

Ответы детей. Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара.

Вед: Наша планета не единственная во Вселенной, их много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. А сколько планет в солнечной системе, нам расскажет

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

Вед: Молодцы, действительно все планеты знаете, а вот скажите что такое Луна?

Ответы: Спутник Земли. Поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких.

Вед: Я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие по планетам. Готовы? И мы с вами отправляемся на планету Меркурий.

П/и «Ракеты»

Вед: Мы и прибыли на планету Меркурии - самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

В зале появляется Инопланетянин

Инопланетянин: Здравствуйте земляне! Рад приветствовать вас на планете Меркурий. Меркурий самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. А вчера на планету упало много метеоров. И я хочу попросить вас помочь убрать их. Поможете?

Эстафета «Метеорит»

Дети встают цепочкой и передают друг другу шарики. Побеждает команда первая собравшая в корзину все шарики.

Инопланетянин: Молодцы ребята! Cправились с заданием и я приглашаю вас на следующую планету Венера.

П/и «Ракеты»

Инопланетянин: Планета Венера — вторая внутренняя планета Солнечной систем. Венера - третья по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Чтобы продолжить путешествие, вам необходимо выложить на полу созвездия из звездочек. Чей экипаж справиться быстрей мы сейчас увидим.

Игра «Созвездие»

(Дети на полу по образцу выкладывают созвездие большой медведицы из звездочек) .

Танец»Дружное созвездие»

Инопланетянин: Молодцы земляне! Летим на следующую планету.

П/и «Ракеты»

Инопланетянен: Планета Марс. На ней мы с вами будем исследователями. Вы знаете, что поверхность марса — пустыни, кратеры, горы. И нам нужно взять песок на исследования, но нужно это сделать очень быстро.

Игра «Кто быстрей соберет песок»

(Дети должны с ведерком в руках преодолевая препятствия добежать до стойки вернуться обратно)

Инопланетянен: Молодцы ребята! Ну, а мне пора. До свидания земляне!

Ведущий: Следующая наше путешествие на Юпитер — самая большая планета солнечной системы. Названа в честь главного римского бога.

Ведущий: Ребята в открытом космосе множества Метеоритов нужно преодолеть космическое пространство, стараясь не повредить скафандр.

Игра «Преодолей препятствие»

(Нужно пролезть через натянутые ленты и не зацепить колокольчик) .

Ведущий: Вот мы и на планете Юпитер.

В зале появляется житель планеты Юпитер.

Житель Ю: Вы кто такие и откуда?

Ответ детей: Мы земляне, жители планеты Земля!

Житель Ю: Очень рад видеть вас Земляне. На нашей планете очень сыро, кругом вода и слякоть, предлагаю вам надеть наши планетоходы, и вам станет легче ходить по планете.

Эстафета «Планетоходы»

(Кто быстрее доедет до стойки на самокате и вернется обратно) .

П/и «Ракеты»

Житель Ю: Планета Сатурн — это самая необычная по внешнему виду планета ее окружают яркие кольца. Они образованы различными частицами, камнями, льдом, снегом.

Эстафета «Кольца Сатурна»

(Ребята пролезают в обруч, добегают до стойки и возвращаются обратно)

Житель Ю: Молодцы земляне! Летим на следующую планету.

П/и «Ракеты»

Ведущий: А вы знаешь, что едят настоящие космонавты?

Ответы детей: кашу, суп.

Ведущий: Да все едят, и каши, и супы, и овощи, и фрукты. Борщ, компот.

А как они едят, в кружки наливают чай и пьют?

Ответы детей: Из тюбиков.

Ведущий: В открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, то есть, все становится легким, как пух. И поэтому есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывет. Все продукты у космонавтов в виде пюре в тюбиках, как у зубной пасты. Воду, компоты и чай они пьют через трубочку. Давайте представим, что мы в открытом космосе, и поиграем в игру «Завтрак космонавта».

Игра «Завтрак космонавта».

(Ребята пьют сок с трубочкой) .

Житель Ю: Уран – холодная планета. Как и у Сатурна у него есть кольца. На этой планете нет воздуха, придется одевать скафандры.

Эстафета «Бег в скафандрах»

Житель Ю: Нептун — назван в честь бога моря. Это громадный шар из газа и жидкости, и поэтому нам нужно немного взять на исследование эту жидкость.

Эстафета «Перенеси шарик в ложке»

Житель Юпитера прощается с ребятами и уходит.

Ведущий: Ребята, что бы нам отправиться на планету Земля нам нужно ответить на очень сложные вопросы. Готовы?

Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце)

Человек, который летает в космос. (Космонавт)

Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)

Как называется и животное, и созвездие? (медведица)

Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)

Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)

Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)

Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики) 50 лет со дня полета первого человека в космос.

Ведущий: Ну, все экипажи вы справились с заданием этой планете можно лететь домой.

П/и «Ракеты»

Ведущий: : Поздравляю вас ребята с возращением на планету Земля.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний