Оценка обществом социальной значимости положения. Социальные роли и статусы

Главная / Бизнес 

2. Личный и социальный статус человека. Социальные роли

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.

Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНАЯ

- англ. evaluation, social; нем. Bewertung, soziale. Одобрение или неодобрение, к-рые проявляют группа, организация или общество по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявленных к ним требований.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНАЯ" в других словарях:

    ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНАЯ - англ. evaluation, social; нем. Bewertung, soziale. Одобрение или неодобрение, к рые проявляют группа, организация или общество по отношению к своим членам в ответ на выполнение или невыполнение предъявленных к ним требований … Толковый словарь по социологии

    Или анализ регуляторного воздействия (влияния), ОРВ/АРВ (англ. Impact Assessment, Regulatory Impact Assessment, Regulatory Impact Analysis, RIA, нем. Gesetzesfolgenabschätzung, GFA, фр. l évaluation des politiques publiques et aux… … Википедия

    Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

    Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА - СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, наука о закономерностях обществ. здоровья и здравоохранения. В отличие от медико биол. и клинич. дисциплин, изучающих организм здорового и больного индивида, С. г. возникла и развивалась в процессе дифференциации мед. и… … Демографический энциклопедический словарь

    социальная эпистемология - СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. social epistemology, нем. soziale Erkenntnistheorie) одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ один из видов оценки, акт выявления и обоснования моральной ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение (высказывание), выражающее… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА - всесторонняя оценка состояния социальных, в т. ч. трудовых, отношений в организации (организациях, расположенных в одном административно территориальном образовании) и разработка практических рекомендаций сторонам социального партнерства;… … Российская энциклопедия по охране труда

    Социальная технология совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные… … Википедия

    социальная перцепция - Автор. Дж.Брунер (1947 г.). Категория. Феномен восприятия. Специфика. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Литература. (Ред.) Андреева Г … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг , Шиморина Е.Ф.. Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3-го поколения по направлению подготовки Социальная работа. В пособии раскрыты основные…
  • Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг. Учебное пособие , Шиморина Е.Ф.. Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 3-го поколения по направлению подготовки «Социальная работа». В пособии раскрыты основные…

Тест по теме «Социальная сфера»

Учитель: Таран Елена Александровна

МОУ СОШ №1 г. Грязовец Вологодской области

Должность: учитель истории, обществознания

Примечание: Использовать тест можно как в классе базового уровня, так в профильного.

Вариант 1.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность 2) адаптация 3) престиж 4)санкция

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становились генералами. В данном случае армия выступает в качестве

1) социальной адаптации 3) социальной детерминанты

2) социального лифта 4) социального контроля

А 3. После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он перешел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) профессиональной дифференциации

А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной организации общества, называются

1) социальными отношениями 2) социальными структурами

3) социальной интеграцией 4) социальной дифференциацией

А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченной последовательности называется

1) адаптацией 2) стратификацией 3) мобильностью 4) социализацией

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 7. К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия 2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы 4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник. К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета 2) обычаи 3) нормы права 4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью 3) социальным неравенством

2) социальным статусом 4) социальными отношениями

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей - это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является получение рабочим руководящей должности на предприятии в связи с окончанием вуза.

А 12. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные, приведенные в таблице социального опроса, отражающего ответ на вопрос «Что такое успех?» Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

1) молодые люди во всех возрастных группах главным критерием успеха выделяли экономическую, самостоятельность, независимость от других

2) молодежь в возрасте до 25 лет важнейшим в жизни считает создание крепкой семьи

3) быть самым лучшим - критерий, характерный для молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Это связано со свойственным для них подростковым максимализмом

4) количество людей, считающих, что важнейшим в жизни является карьерный рост, с возрастом уменьшается

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями - межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.

Определите, какие положения носят

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) - распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус 2) группа 3) критерий

4) расслоение 5) профессия 6) престиж

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

Вариант 2.

А 1. Профессия программиста сегодня является особенно востребованной. Степень ее престижности определяется

1) высшими учебными заведениями 2) администрацией предприятия

3) обществом 4) законами

А 2. Действие какого социального лифта ограничивал «Циркуляр о кухаркиных детях», принятый в России в 1886 г.?

1) армия 2) церковь 3) школа 4) брак

А 3. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

А 4. Столкновение противоположных целей, мнений и взглядов субъектов взаимодействия - это

1) социальный контроль 3) социальная интеграция

2) социальная адаптация 4) социальный конфликт

А 5. Укажите признак, характерный для всех видов социальных норм.

1) закрепление в соответствующих нормативных актах, законах

2) передача из поколения в поколение в виде неписанных норм и правил

3) выполнение роли регулятора поведения людей

4) обеспеченность силой государственного принуждения

А 6. Какой признак необходимо указать для того, чтобы подтвердить, что семья Васильевых является расширенной?

1) Васильевы Н. и М. проживают в зарегистрированном браке более 15 лет

2) Васильевы Н. и М. имеют двух несовершеннолетних детей

3) Семья Васильевых состоит из супругов Васильевых, их детей, а также родителей супруги Н.

4) Васильевы имеют собственный бизнес

А 7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это...

1) род 2) семья 3) сословие 4) элита

А 8. Деятельность общества по предписанию и поощрению должного поведения его членов и применению санкций к нарушителям принятых норм называется

1) социальным контролем

2) социальной дифференциацией

3) социальной стратификацией

4) социальным прогрессом

А 9. «Приветствуя женщину или старшего по должности, мужчина должен встать. Женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника вставая, если он выше по должности» К какому виду социальных норм относится данная норма?

1) обычай 2) норма права 3) традиция 4) этикет

А 10. Тенденциями развития наций и межнациональных отношений являются

1) централизация и децентрализация 2) бюрократизация и демократизация

3) интеграция и дифференциация 4) коллективизация и индивидуализация

А 11. Какое суждение является верным?

А. Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечёт за собой изменения в его социальном статусе.

Б. В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А 12. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.

Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно-изобретательская деятельность.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

В 1. Проанализируйте данные социального опроса на тему «Как часто вы доверяете людям?». Какой вывод можно сделать на основании этих данных?

18-24

25-34

15-44

45-59

1) чем старше люди, тем они меньше доверяют другим

2) большинство людей не доверяют друг другу

3) самыми недоверчивыми являются люди, чье поколение окончило школу в конце 70 - первой половине 80-х годов двадцатого века

4) молодежь от 18-ти до 24-х лет характеризуется абсолютным отсутствием доверия к людям

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. На наш взгляд, девиантное поведение очень сильно отличается от требований социальных норм. Б. Оно влечет за собой применение санкций - от пожелания исправиться до наказания и изоляции нарушителя от общества. В. Оценка поведения человека как «девиантного» чрезвычайно зависит от эпохи, сложившихся в обществе норм и ценностей: то, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. Г. В социологии называется несколько причин девиантного поведения: биологические (врожденная предрасположенность части людей к алкоголизму, наркомании, преступности); психологические (связаны с психическими отклонениями личности); социальные (невозможность позитивной самореализации личности)..

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

" В

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Обострение национальных отношений выливается в ***(А). Это такая форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по ***(Б) признаку. Наиболее распространенными их причинами являются нарушение ***(В) представителей той или иной нации, нарушение справедливости и ***(Г) в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами ***(Д) - системой мер, осуществляемой государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Ее стратегия в РФ разработана и обоснована в Концепции национальной политики и Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Стратегической целью является укрепление единства и сплоченности всех народов па основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение ***(Е) и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности ~~ россияне.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

1) унитарное государство 2) межнациональные конфликты.

3) права человека 4) национальная политика

5) этнический 6) федеративные отношения

7) государство 8) административно-командные методы

9)толерантность

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «молодежь»? Составьте два предложения, раскрывающих сущность проблем современной молодежи.

Дополнительное задание для профильного уровня:

2. Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ по теме «Межнациональные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете выступать.

3. Текст. Современные миграционные процессы в России

Внешние миграционные процессы в России характеризуются качественными признаками в отношении эмигрирующего контингента. Напомним, что страна за последние 15 лет теряла ежегодно не менее 100 тыс. человек. Россию покидают наиболее образованные, профессионально подготовленные люди, на обучение которых затрачен огромный капитал. «Утечка умов» - это показатель, характеризующий социально-экономическое и политическое положение страны. Россию покидают в первую очередь ученые, врачи, техническая и творческая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие. Наши граждане, уезжая из страны, существенным образом способствуют росту научно-технического и интеллектуального потенциала Германии, Израиля, США и ряда других стран.

«Утечка мозгов» носит ярко выраженный перспективный характер. По результатам опросов студентов-выпускников ведущих естественно-технических вузов (МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ и др.), более 50% из них желали бы эмигрировать, а 10-12% уже имеют конкретные предложения для работы за границей. Сегодня каждый пятый эмигрант имеет высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40% (доля лиц с высшим образованием в России составляет лишь 13,3%). Отъезд специалиста высокой квалификации равнозначен для России потере 300 тыс. долл. в год. Ущерб выезда одного специалиста со степенью доктора наук в ряде случаев достигает 2 млн долл. По самым скромным оценкам экспертов по миграции населения, в ближайшие годы Россия из-за отъезда специалистов с высоким уровнем подготовки будет ежегодно нести потери в размере 30-35 млрд долл.

Парадоксальность качественной стороны иммиграционно-эмиграционного баланса определяется тем, что, отдавая ряду стран свои наиболее высококвалифицированные кадры, Россия приобретает весьма низкоквалифицированные кадры из части избыточного трудового потенциала сопредельных и даже отдаленных стран. Точного определения количества иммигрантов в Россию нет, по мнению многих специалистов, нелегальных иммигрантов не менее 1 млн человек. В ряде регионов страны нелегальная иммиграция самым существенным образом оказывает влияние на социально-экономическое, а нередко даже и на государственно-политическое положение. Например, выходцы из стран Юго-Восточной Азии (главным образом из Китая) сосредотачиваются на Дальнем Востоке. С учетом нарастающего оттока русскоязычного населения из регионов Дальнего Востока увеличение доли китайцев среди общего числа населения создает не только этнические и культурные проблемы, но и далеко идущие экономические, военно-стратегические и политические сложности.

Нелегальные иммигранты занимают самые непрестижные для местного населения рабочие места. Значительная их часть согласна работать не по специальности и без оформления своих трудовых отношений с работодателем. Такая ситуация создает особые социальные и экономические последствия. Работодатели в меньшей степени становятся заинтересованными в улучшении условий труда и внедрении новой, более совершенной техники; создаются благоприятные условия для развития теневой экономики; растет уровень травматизма и заболеваемости среди мигрантов.

Россия не способна сегодня избежать как легальной, так нелегальной иммиграции. Ее неизбежность предопределена демографической ситуацией в стране. Ради сохранения территории государству придется широко открыть двери для иммигрантов. Сдерживать нелегальную миграцию уже сегодня крайне сложно, придется ответить расширением легальных возможностей для иммиграции. Необходимо, не откладывая, разработать новое миграционное законодательство, учитывающее сегодняшние и завтрашние интересы России. Но одного только изменения законов недостаточно. Остро необходимы иные установки в отношении нации и гражданства, необходимо контролировать структуру иммиграции. Вместе с тем новые управленческие схемы и стремления должны быть направлены на оптимизацию демографической ситуации народа России, необходимо не завтра, а уже сегодня в реальности заботиться о его благосостоянии и здоровье.

П. Д. Павленок, Л. И. Савинов. «Социология»

С1. Что такое «утечка мозгов»? Почему автор считает ее показателем, характеризующим социально-экономическое положение в стране?

С2. Назовите не менее трех последствий «утечки мозгов».

СЗ. Какова качественная характеристика нелегальной иммиграции? Какие социальные и экономические проблемы возни кают в связи с ней? (Назовите не менее трех.)

Социальный статус

Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) личнос­ти - это положение человека в обществе, которое он занимает в соот­ветствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Социальный статус - это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:

1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, - личный и социальный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.

2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, - основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например - хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например - пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или за­бастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).

3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.

Предписанный (приписанный) статус - социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например - национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).

Достигаемый ( приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие - наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.

Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.

Социальная роль - это модель поведения, ориентирован­ная на определённый статус.

Социальная роль - это образец поведения, признанный целе­сообразным для людей данного статуса в данном обществе.

Роли определяются ожиданиями людей (например, в обществен­ном сознании укоренилось представление о том, что родители долж­ны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зави­симости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.

Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором соци­альных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.

Ролевой набор (ролевая система)

Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситу­ационные социальные роли.

Примеры основных социальных ролей:

1) труженик;

2) собственник;

3) потребитель;

4) гражданин;

5) член семьи (муж, жена, сын, дочь).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).

Конвенциональные роли принимаются по соглашению (чело­век может отказаться принять их).

Социальные роли связаны с социальным статусом, профес­сией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, про­давец).

Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биоло­гически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношени­ями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).

Ролевое поведение

От социальной роли как образца поведения следует отличать ре­альное ролевое поведение , которое означает не социально ожи­даемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной ро­ли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от сте­пени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.

Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

1) биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной соци­альной роли;

2) характер принятой в группе роли и особенности социаль­ного контроля, призванного следить за выполнением ролевого по­ведения;

3) личностный образец, определяющий комплекс поведенчес­ких характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

4) структура группы, её сплоченность и степень идентифика­ции индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут появляться оп­ределённые трудности, связанные с необходимостью человека ис­полнять в различных ситуациях множество ролей в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними проти­воречий и конфликтных отношений.

Ролевой конфликт и его виды

Ролевой конфликт - это ситуация, в которой человек стал­кивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Виды ролевых конфликтов:

Наименование вида

Его сущность

Внутриролевой

Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласко­вое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).

Межролевой

Конфликт, возникающий в ситуациях, когда тре­бования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выпол­нением ею домашних обязанностей).

Личностно-ролевой

Конфликтная ситуация, когда требования соци­альной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профес­сиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между видами статуса и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

ВИДЫ СТАТУСА

наследник престола

предписанный

чемпион мира

достигаемый

начальник отдела в фирме

2. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

1. Предписанный статус - женщина.

2. Достигнутые статусы - специалист с высшим образованием, замужняя дама и мать двоих детей.

3. Как мать своих детей она обязана нести за них моральную и юридическую ответственность, обеспечивать достойный уровень жизни. Также как мать своих детей она имеет право выбирать учебное заведение для них, с кем им общаться и пр.

в психологии) (social understanding), способ, с помощью к-рого люди оценивают собственное поведение и поведение др. Изучению С.о. посвящена работа австрийца по происх. Фрица Хайдера (1896-1988) Психология межличностных отношений (1958). Он считал, что люди зачастую придают смысл не всегда объяснимым фактам своей жизни, связывая их с неочевидными причинно-следственными факторами, напр., настроениями (в таких случаях большое значение имеет самовосприятие). Хайдер уделял также большое внимание предубеждениям при оценке поведения др. людей. Напр., мы явно впадаем в предубеждение, когда считаем, что др. человек наше мнение полностью разделяет. Мы также преувеличиваем роль таких факторов, как способность, характер, намерения, и недооцениваем роль мн. внеш. факторов вроде обществ, давления и трудности выполнения стоящей перед человеком задачи. Среди психологов существуют разногласия по поводу причин таких предубеждений. Согласно осуществляемым исследованиям, у людей выработались опред. представления (сценарии) относительно последствий поведения. Они не нуждаются в особом причинно-следственном анализе, т.к. сценарии дают готовые прогнозы и объяснения. Психологи опираются на идеи Хайдера, чтобы понять, как оценка, к-рую дают люди успехам и неудачам, влияет на мотивацию и предрасположенность к депрессии (восприятие межличностное, социальной идентичности теория).

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний