Социальная мобильность общества п сорокина. Социальный лифт: понятие, примеры

Главная / Из-за Рубежа

Понятие социальной мобильности ввел П. Сорокин , определивший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Классифицировав мобильность на горизонтальную и вертикальную, восходящую и нисходящую, он раскрыл механизм их реализации и показал, что основу восходящей мобильности составляют потребность индивидов в социальном признании и успехе, а также непрерывный процесс образования и вертикального перемещения новых социальных групп. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Среди современных социологических подходов к проблеме социальной мобильности следует выделить концепцию М. Липсета и Р. Бендикса, связывавших развитие индустриального общества с расширением вертикальной мобильности. Согласно концепции Липсета и Бендикса, индустриальные общества характеризуются высоким уровнем восходящей мобильности. С одной стороны, широкие возможности неограниченного социального роста выступают как бы «предохранительным клапаном», переключающим энергию наиболее энергичных и талантливых представителей социальных низов и снижающим риск революционных преобразований; иначе говоря, мобильность выполняет функцию стабилизации общества. С другой стороны, индустриальное общество предъявляет высокие интеллектуальные требования к индивиду, поэтому развитие и продуктивное использование индивидуальных дарований независимо от социального положения их носителя является принципиальной особенностью такого общества, отличающей его от других.

П. Блау и ряд других социологов связывали феномен мобильности с идеей социальной справедливости и эффективности социальной системы.

Значительное место социальной мобильности отводилось в теориях индустриального общества, популярных в середине XX в. В частности, теория конвергенции подчеркивала, что тенденция к росту вертикальной мобильности в равной мере присуща всем индустриальным обществам независимо от социального строя и политической системы. Согласно этой теории, процесс индустриализации способствует росту вертикальной мобильности и выравниванию социальных возможностей выходцев из разных классов и слоев.

Критически направленные теории индустриального общества, напротив, доказывали, что индустриализация неизбежно ведет к расширению нисходящей мобильности, поскольку рост требований к квалификации и деловым качествам работников, а также широкая механизация и автоматизация производства способствуют росту безработицы, выталкиванию вниз и маргинализации все большего числа работающих.

В последнем десятилетии XX в. выделяются исследования Б. Дюрье, обратившегося к методологии изучения мобильности и обосновавшего особую значимость компаративного анализа для понимания ее перспектив, а также исследования Дж. Голдторпа и Р. Эриксона, которые провели сравнение уровней мобильности в разных индустриальных обществах и пришли к выводу о близости показателей социальной мобильности во всех индустриальных странах независимо от социального строя.

Механизмы социальной мобильности

Общие принципы социальной мобильности сформулировал Питирим Сорокин. Он считал, что едва ли возможно такое общество, страты которого не допускали бы никакого движения через свои границы. Даже кастовая система знает исключения. Далее, Сорокин полагал, что история не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, т. е. переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без сопротивления. Он также утверждал, что более современное общество отличается большей интенсивностью передвижения индивидов по вертикали.

Поднимаются и опускаются но ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многие преодолевают сравнительно легко. В случае успеха индивиды меняют социально-профессиональную группу. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и дослужившийся до министерского портфеля или избранный в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей прежней профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место, но и возможность заниматься привычным делом.

Сорокин выделил и основные механизмы социальной мобильности. Он пишет, что «...все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот». Роль такого «сита» выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификацию. Это (1) социальные институты , регулирующие движение по вертикали, и (2) своеобразие культуры (ценностей и норм), образа жизни каждого социального слоя, проверяющего каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие ценностям и нормам страты, в которую он перемещается.

Сорокин показал, как различные институты выполняют роль механизмов социальной циркуляции, своеобразных социальных лифтов, перемещающих людей вверх и вниз. Так, система экономики обеспечивает и социализацию личности, и се вертикальную мобильность с точки зрения профессионального мастерства и обеспеченности. Политическая система (государство, партии, организации) формирует политическую элиту, институт права собственности и наследования укрепляет класс собственников. Система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но в роли своеобразного социального лифта позволяет способным и упорным подняться на высшие этажи социальной иерархии.

Использования движущей силы какого-то социального института для подъема наверх не всегда достаточно. Для закрепления в новой страте необходимо принять ее образ жизни, строить свое поведение в соответствии с ее нормами и ценностями. Процесс адаптации может протекать достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, нормами, ценностями, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует психологического напряжения.

Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы. Если социальные институты можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразную селекцию. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он обречен стать изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он остается за дверью, ведущей в самую страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, находиться в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень. Часто он не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир и испытывает психологические затруднения. Я уже упоминал этот феномен пребывания человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве и называемый маргинальностью.

Россия в настоящее время переживает период смены политической и экономической элит. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, к 1998 г. укрепил свои позиции, претендуя на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Поднялась и новая политическая элита во главе с Б. Ельциным: ее подъем произошел как путем вытеснения старой номенклатурной элиты советского периода, так и путем перехода части последней в состояние новоявленных предпринимателей и «демократов».

Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением материального благосостояния, ростом безработицы, увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной роста наиболее обездоленной части населения, составляющей основание пирамиды социальной иерархии. Перемещение по нисходящей линии охватывает целые группы — работников нерентабельных предприятий и отраслей. Так произошло со стратами военных, работников ВПК, ученых в постсоветской России. Понижение социальной группы может быть временным, а может приобрести устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается в привычный социальный статус. Во втором — нисхождение оказывается окончательным, и начинает адаптироваться к новому месту в социальной иерархии. Так, в частности, произошло с бывшей «советской интеллигенцией» в нынешней России.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность... Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Б.А. Исаев

Какие изменения социальной структуры на микроуровне отмечены в тексте? Какой пример излишней социальной мобильности приводит автор? Какие показатели, по его мнению, не влияют на положение человека в демократическом обществе? (Назовите любые два показателя.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Ответ на первый вопрос:

На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами.

2) Ответ на второй вопрос:

Большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

3) Ответ на третий вопрос:

Социальные ограничения;

Национальные ограничения.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Источник: ЕГЭ - 2018. До­сроч­ная волна

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы любые три «лифта для подъёма и спуска» и приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

1) Вступление в брак с представителем более высокой социальной страты. Например, гражданка Иванова из среднего класса вышла замуж за принца Великобритании и улучшила свой соц. статус - стала принцессой.

2) Образование. Например, г-ка Петрова, рожденная в семье рабочих, получила высшее образование и устроилась работать директором завода.

3) Профессиональные институты (работа). Например, г-н Егоров, устроившийся после школы на работу кассиром магазина, был повышен до уровня директора этого магазина.


План

План …………………………………………………………………… ……….. 2

Введение ………………………………………………………… ……...……... 3

Теория социальной мобильности П.Сорокина …………………… …... 4

1.Концепция социальной мобильности и ее форма………………………….. 5
2.Характеристики социальной мобильности…………………… ……………. 7
3.Каналы вертикальной социальной мобильности…………………………… 8

Заключение…………………………………………………… ………11

…………………………...……….. 12

Вве дение

К началу второго десятилетия ХХ века на горизонте российской науки появляется яркая фигура молодого ученого социолога, возвестившего новую эру в изучении социальных отношений. С первых же шагов в науке П.А. Сорокин обращает внимание на необходимость разработки новых методов изучения социальных явлений и замены изживших себя средств. Обоснованию научной программы он посвящает свое фундаментальное исследование – двухтомный труд «Система социологии». Здесь сформулированы все идеи Сорокина: понятие взаимодействия как основное в теории общества, учение о посредниках, теория групп, теория социальной мобильности и социальной стратификации и многие другие.
Предметом моего реферата является социальная мобильность, то есть перемещение индивида внутри социального пространства. На сегодняшний день проблемы социальной мобильности очень актуальны, так как мы, имеем возможность, каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой. Сталкиваясь с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение, почти каждый день. Определить, как осуществляются эти процессы перемещения в социальном пространстве – вот основная цель данной работы.

Теория социальной мобильности П.Сорокина

Теория социальной мобильности получила высокую оценку еще у современников П. Сорокина. Р. Мертон писал: «Это был изумительный синтез теоретического и практического материала». Здоровое, стабильное, развивающееся общество – это открытое демократическое общество, общество интенсивной социальной мобильности. Под социальной мобильностью П.Сорокин разумел, во-первых, перемещение индивидов из одной социальной группы в другую. Во-вторых, исчезновение одних и появление других социальных групп. Наконец, в-третьих, исчезновение целой совокупности групп элементарного и кумулятивного характера и замена ее полностью другой.
Причина социальной мобильности кроется в состоянии общества. Нет общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого его члена. Однако, хотя бы частичная реализация этого принципа ведет к усилению социальной мобильности, обновлению состава высших страт. Если этого нет, то в высшей страте с течением времени накапливается большое количество вялых и неспособных людей. И, напротив, в более низких стратах – талантливых. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе назреет протест в более низких стратах, и они представят собой горючий в социальном плане материал. Произойдет революция, которая на какой-то короткий период выровняет положение. Чтобы этой катастрофы не произошло, общество не должно иметь жесткой социальной структуры. Практические выводы, к которым приводит П.Сорокина теория социальной мобильности, состоят в следующем: никогда не существовали общества, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления; необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и установить постоянный контроль за нею, с тем чтобы осуществлять ее постоянно и своевременно.

1. Концепция социальной мобильности и ее формы

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, например, перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.
Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность, которая подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Пример – международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего слоя в высший слой; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий слой на уровень с уже существующими группами этого слоя или вместо них. Нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом. По выражению Питирима Сорокина, «первый случай упадка напоминает нам падение человека с корабля, второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту». Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Вторую форму социального подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее. Приведем следующие исторические примеры. Историки кастового общества Индии сообщают, что каста брахманов не всегда находилась в позиции неоспоримого превосходства, которую она занимает последние два тысячелетия. В далеком прошлом касты воинов, правителей и кшатриев не располагались ниже брахманов, они стали высшей кастой только после долгой борьбы. Если эта гипотеза верна, то продвижение ранга касты брахманов через все другие этажи является примером второго типа социального восхождения. Возвысилась вся группа в целом. До принятия христианства Константином статусы христианского епископа или христианского служителя культа были невысокими среди других социальных рангов Римской империи. В последующие несколько веков социальная позиция и ранг христианской церкви поднялись. Вследствие этого возвышения представители духовенства также поднялись до самых высоких страт средневекового общества. И наоборот, падение авторитета христианской церкви в последние два столетия привело к понижению социальных рангов высшего духовенства среди прочих рангов современного общества. Престиж папы или кардинала еще высок, но он, несомненно, ниже, чем был в средние века. Большевики в России до революции не имели какого-либо признанного высокого положения. Во время революции эта группа преодолела огромную социальную дистанцию и заняла самое высокое положение в русском обществе. В результате все ее члены были подняты до статуса, занимаемого ранее царской аристократией. Подобные явления наблюдаются и в экономической стратификации. Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником - нефтяником или автомобилистом - значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

2. Характеристики социальной мобильности

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и скорость вертикальной мобильности. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 40 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Ели мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 40 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.
Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или количество страт - экономических, профессиональных или политических, - которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение пяти лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, - должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как он преодолел больше статусных уровней за указанный промежуток времени.
Соединив интенсивность и скорость мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой показатель может быть рассчитан отдельно по экономической, политической или профессиональной сфере деятельности.

3. Каналы вертикальной социальной мобильности.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются по социальной лестнице, называются каналами вертикальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «мембраны», «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, собственность, семья.
Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Во время войны солдаты, проявляя отвагу и храбрость, награждаются очередным званием и используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств путем захвата трофеев, рабов и т.д. Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого звания, начав с низших чинов; из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере; Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы относились к сословию простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и многие другие командующие достигли самого высокого положения благодаря карьере, сделанной в армии.
Церковь как канал социальной мобильности возвысила большое число людей: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом, Папа Георгий VII–сыном плотника. Питирим Сорокин, изучив биографии 144 римских католических пап, установил, что 28 из них вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены – среди них было немало королей, герцогов, князей, аристократов и дворян высоких рангов.
Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. «Длинный лифт» существовал в древнем Китае. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от статуса их семей переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных денег и богатств. Именно они представляют собой один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. То же отмечалось и в последние периоды истории Древней Греции и Рима. По мнению П.Сорокина, лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств: в 29% случаев это фабрикант, в 21% - банкир и биржевик, в 12% - торговец. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не предоставляют таких возможностей.
Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если брачный союз заключают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, чего им недоставало. Пример нисходящей мобильности можно найти в античном мире: согласно римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.
Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Нормой для аристократии была забота о наилучшем воспитании детей, а в бедных семьях родители не могли дать подобающего воспитания и образования. Из членов знатных семей создавалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Зак лючение

Итак, проанализировав данный материал, можно сказать, что социальная мобильность–естественное и неизбежное явление. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которой люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям . По степени перемещений справедливо различать подвижные и неподвижные типы обществ. Также едва ли существует такое общество, в котором бы вертикальная мобильность была бы свободной, то есть, отсутствовали бы барьеры.
Таким образом, работа Питирима Сорокина о социальной мобильности считается наиболее важной за всю историю русской социологии, так как он затронул самые главные проблемы общества. Я со всей уверенностью могу заявить, что Питирим Сорокин является самым главным русским социологом, чьи труды продолжают иметь огромное значение в современной не только русской, но и зарубежной социологии. Он относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

Список использованной литературы

    Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 624.
    Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002. – с. 688.
    Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.-3-е изд., перераб. и дополн.-М.:Центр, 2000.-244 с.: ил.
    Социология /Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.
    и т.д.................

Социальный лифт: понятие, примеры

Социальный лифт — это очень интересный социальный механизм. Эту тему знать просто необходимо для ориентирования в материале по обществознанию. Сколько я ни говорю, что важно уметь приводить факты, ориентироваться в примерах, материале — все как в пустоту говорю. Все какие-то книжки читают, какие-то тесты решают... Просто жесть. В общем завтра будут Разные разговоры #3. Расскажу что не так делаете. А сейчас про социальные лифты.

Понятие социального лифта

Социальный лифт — это механизм повышения (или понижения) социального статуса. Понятие социального лифта напрямую связано в понятием . Но в большей степени — с социальной мобильностью. Социальные лифты повышают (или понижают) четыре основных социальных признака: уровень власти, доходов, престижа и образования.

Названные признаки могут повышаться по одному или все разом. Например, уровень власти — это то количество человек, которое находится у вас в подчинении. Чем больше — тем больше уровень власти. Понятно, что социальным лифтом здесь может служить любая организация, где есть иерархия должностей и статусов.

Доход — это вся совокупность материальных ценностей, которые получает индивид за определенный период. Доход, как и власть, в одном социальном лифте может повышаться, а в другом — нет. Например, вы можете быть архивариусом (статус-то какой!), но зарплата может быть просто нищенской.

Что такое престиж и уровень образования более детально, равно как и два предыдущих признака социальной мобильности, разбирали в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

Примеры социального лифта

Питирим Сорокин — нобелевский лауреат и российско-американский социолог признавал лишь три социальных лифта: армия, семья и церковь.

В армии можно выслужиться с рядового до генерала — при усердии и должном трудолюбии. К примеру, возьмем какого-нибудь паренька из деревни «Ключи», которая находится в сердце Камчатки. Как вы понимаете, туда прилетает вертолет, выбрасывает медикаменты, продукты раз в месяц и улетает. Какие реальные шансы у паренька из такой деревни «выбиться в люди»? ЕГЭ он не сдаст, потому что на весь район одна школа, и там всего 3-4 учителя, которые ведут все дисциплины.

Кстати, мне как-то писала девочка вот из такой глухомани — приобрела у меня видеокурс по истории и сдала — на баллы — лучшие в регионе... Поступила в вуз и счастья ее не было предела. Ну а нашему пареньку-то как быть? Усердием он особо не отличается — ему бы по лесу бегать, да в футбол гонять... Армия — единственный доступный социальный лифт, куда его с руками и ногами возьмут вот за просто так. А он-то здоровый — небось в отправится. Вот армия и будет для него офигенным социальным лифтом.

Церковь — тоже классный социальный лифт. К примеру, был ты обычным пареньком — а стал священнослужителем. Тут и карьерный рост есть, и едой, жильем (кельей) обеспечат. Словом, ничего себе . Только надо греческий да латынь подтянуть.

Семья — как пример социального лифта. Если ты родился в семье со связями, то тебе гарантирована серьезная карьера. Папа — директор завода, мама — мэр города, дядя — глава МВД -выбирай, что называется — не прогадаешь. Однако сегодня, в постиндустриальное общество появились и другие социальные лифты. Например, образование и Интернет.

Примером такого случая может служить Игорь Растеряев. Кто знал этого талантливого певца и музыканта до 2011 года, когда он на ютубе спел свою знаменитую песню про комбайнеров? Да никто. А после того, как его клип посмотрели и оценили 10 миллионов человек, стал востребованным певцом и музыкантом! Про образование как социальный лифт — сами додумаетесь — ничего сложного.

Подписывайтесь на новые статьи! Пишите в комментах ваши примеры социальных лифтов.

С уважением, Андрей Пучков

Самое полное описание каналов вертикальной мобильнос­ти дано П. Сорокиным. Только он их называет «каналами вер­тикальной циркуляции». Он считает, что между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «лифты», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты - армия, церковь, школа, семья, собственность, которые исполь­зуются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий и более низких чинов. В военное время солдаты продвига­ются благодаря таланту и храбрости.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого ранга, начав с низших чинов. Из 65 византийских императо­ров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им коро­ли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашинг­тон и тысячи других командующих достигли самого высоко­го положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции перемес­тила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 - из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должност­ных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Сре­ди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обще­стве «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

В эпоху Конфуция школы были открыты для всех клас­сов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие уче­ники независимо от их семейного статуса отбирались и пере­водились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Таким образом, китайская школа постоянно возвыша­ла простых людей и препятствовала продвижению пред­ставителей высших слоев, если они не соответствовали тре­бованиям.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным к риалом социальной циркуляции.


Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатства и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной цир­куляции в том случае, если в союз вступают представители раз­ных социальных статусов. В европейском обществе распрост­раненным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получая то, что каждый хотел.

Социальная структура современного российского общества. Определение социальной структуры современного российского общества затруднено из-за постоянной динамики социальных процессов.

Вместе с тем, имеется ряд исследований, определяющих модель социальной структуры нашего общества.

Так Н.М. Римашевская выделяет следующие социальные группы:

1. «Общероссийский элитные группы»

2. «Региональные и корпоративные элиты»

3. Российский «верхний средний класс»

4. Российский «динамический средний класс»

5. «Аутсайдеры».

6. «Маргиналы».

7. «Криминалитет».

Другую модель социальной структуры предложила акад. Т.И. Заславская.

Наиболее привилегированным, но самым малочисленным (7%), является «верхний слой». К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие важные позиции в системе государственного управления, а также в экономических и силовых структурах. При этом непосредственно правящая политическая и экономическая элита составляет лишь 0,5%, а остальная часть (6,5%) приходится на крупных и средних предпринимателей, директоров крупных и средних приватизированных предприятий.

Следом за верхним идет «средний слой». Он включает в себя мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, офицеров, наиболее квалифицированных специалистов и рабочих.

Наиболее многочисленным является «базовый слой». Его составляют интеллигенция, «полуинтеллигенция», служащие из технического персонала, работники массовых профессий в сфере торговли и сервиса, а также рабочие (около 60% населения нашей страны).

«Нижний слой» представлен малоквалифицированными и неквалифицированными работниками, безработными, беженцами и др. Их удельный вес в структуре населения – 8%.

И, наконец, «социальное дно» (5%). В него входят преступные и полуприступные элементы.

В последнее десятилетие было отмечено серьезными количественными и качественными сдвигами в социальной структуре российского общества. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, ин направления и темпы.

По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность. Она затронула практически все классы и социальные группы.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний