Классовая система стратификации типична для традиционного общества. Социальная структура общества

Главная / Развитие бизнеса

Независимо от форм, которые принимает социальная стратифи­кация, ее существование универсально. Известны четыре основ­ные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства..

Причины рабства . Неотъемлемой чертой рабства является владе­ние одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физи­ческим трудом, благодаря чему свободные граждане имели воз­можность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотни­ков и собирателей, а наибольшее распространение оно получило в аграрных обществах.

Обычно указывают на три причины рабства. Во-первых, долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоя­нии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору. Во-вторых, нарушение законов, когда казнь убийцы или гра­бителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали постра­давшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб. В-третьих, война, набеги, покорение, когда одна груп­па людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Условия рабства. Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В некоторых странах раб­ство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Так, израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год, каждые 50 лет. Рабы в Древнем Риме, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку со своим хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Однако во многих случаях рабство было пожизнен­ным; в частности осужденные на пожизненные работы преступ­ники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Не везде статус раба передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в боль­шинстве стран дети рабов автоматически тоже становились раба­ми, хотя в некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослу­жившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников нарав­не с остальными детьми хозяев. Как правило, рабы не имели ни имущества, ни власти. Однако, например, в Древнем Риме, рабы имели возможность скопить какую-то собственность и даже до­биться высокого положения в обществе.

Рабство в Новом Свете берет свое начало со службы европейцев по договору. Эта служба в Новом Свете представляла собой нечто среднее между контрактом о найме работника и рабством.

Многие европейцы, решившие начать новую жизнь в американских колониях, были не в состоянии заплатить за билет. Капитаны судов, отплывающих в Амери­ку, соглашались перевозить таких пассажиров в кредит при условии, что после их прибытия на место найдется кто-нибудь, кто заплатит их долг капитану. Таким образом неимущие получали возможность добраться до американских колоний, капитан получал плату за их провоз, а состоятельные колонисты полу­чали бесплатных слуг на определенный срок.

Общие характеристики рабства . Хотя рабовладельческая практи­ка была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основ­ным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы:

    патриархальное рабство – раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными; его запрещалось убивать;

    классическое рабство – раба окончательно закабалили; он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, в брак не вступал и семьи не имел, он считался собственностью хозяина.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяческих прав и свобод.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением..

Достиг­нутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратифика­ции, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собст­венной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чисто­ты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принци­пах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четы­ре основные индийские касты, или варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представи­тели каждой касты и каждой джати занимаются каким-то опре­деленным ремеслом; так, брахманы могут быть только священно­служителями или учеными, касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи - купцы и искусные ремесленники; шудры - простые рабочие и крестьяне; хариджан - отвержен­ные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене кас­товой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые чело­век проходит при своем рождении, бракосочетании, смерти, дик­туются кастовыми законами. Однако индустриализация и урба­низация разрушают кастовую систему, поскольку сложно соблю­дать кастовые разграничения в переполненном незнакомыми людьми городе.

До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой еще один пример общества, в кото­ром социальная стратификация была основана на кастовой сис­теме. Европейцы голландского происхождения - многочислен­ное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над правительством, полицией и ар­мией, проводило в жизнь идеи о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид - разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (чер­ные), цветные (смешанная раса) и азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла, где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или смотреть кино - белым и не-белым запрещалось находиться вместе в общественных местах. После деся­тилетий международных торговых санкций, спортивных бойко­тов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему.

После отмены рабства в Соединенных Штатах (1 января 1863 г.) оно было «заменено» расовой кастовой системой - рождение человека накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение со­хранялось даже в первой половине XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в Индии и Южной Африке, белые - представители высшей касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздель­ных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах.

Клан – род или родственная группа, связанная хозяйственными и общественными узами..

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принад­лежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязаннос­тью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану опреде­ляется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления со­юзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые бра­ком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов. Процессы индустриализации и урбанизации превра­щают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Кланы особенно сплачиваются в период опасности, как видно из следующего примера.

Класс – большая социальная группа людей не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода..

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кла­нах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, на­столько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система го­раздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не сущест­вует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы со­циальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социаль­ной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социаль­ной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего соци­ального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рожде­ния, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным «скатиться вниз» по клас­совой лестнице.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ЕЕ ТИПЫ

Понятие «социальной мобильности» было введено П.Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации. Возможности и динамика социальной мобильности различаются в различных исторических условиях.

Варианты социальной мобильности разнообразны:

    индивидуальная и коллективная;

    вертикальная и горизонтальная;

    внутрипоколенная и межпоколенная.

Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация). Горизонтальная мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение в стратификационной системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители.

К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д.

Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции. По мнению исследователей средний класс современного индустриального общества определяет стабильность социальной системы и в то же время обеспечивает ей динамизм, поскольку средний класс – это прежде всего высокопродуктивный и высококвалифицированный, инициативный и предприимчивый работник. Россию относят к смешанному типу стратификации. У нас средний класс находится на стадии становления, и этот процесс имеет ключевое и широкое значение для формирования новой социальной структуры.

Социальная структура (от лат. structure - строение, распо­ложение, порядок) общества - строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соци­альных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.

Роль социальной структуры:

1) организует общество в единое целое;

2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

Социальные отношения - это определённые устойчи­вые связи между людьми как представителями социаль­ных групп.

Два характера социальных отношений

Сотрудничество

Соперничество

1) Выражено в обоюдной заинтересованности, вы­годности отношений для обеих сторон.

2) Направлено на дости­жение возникающей сов­местной цели, что содейс­твует также укреплению взаимопонимания, парт­нёрства, дружбы.

3) Связано с такими ка­чествами, как верность, признательность, уваже­ние, поддержка и т. п.

1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничто­жить соперника.

2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона счи­тает соперника, его соци­альные позиции, дейс­твия препятствием на пути достижения цели.

Соперничество в социальных отношениях часто приводит к социальным конфликтам .

В зависимости от состава участников социальные от­ношения подразделяются на следующие виды:

1) Социально-групповые - отношения между классами, социальными слоями и др.

2) Социально-демографические - отношения между мужчинами, женщина­ми, детьми, молодежью, пенсионерами и др.

3) Социально-этнические - отношения между нациями, народностя­ми, национальными и этнографическими группами и др.

4) Социально-профессиональные - отношения между трудовыми коллекти­вами, профессиональными объединениями.

5) Межличностные - отношения человека с окружающими его людьми.

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой, настил и facere - делать) - это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Страта - это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).

Социальная дифференциация (от лат differentia - различие) - это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.

Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения.

Стратификация имеет две существенные характеристики:

1) верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям;

2) верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

Различные социальные группы занимают разное по­ложение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязан­ностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Исторические типы стратификационных систем

Наименование

системы

Её сущность
Рабство Рабство - это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод. Форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.
Кастовая система Каста - социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своему рождению. Существует детальная регламентация в деятельности каждой касты.
Сословная система Сословие - социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству. Права и обязанности каждого сословия определяются законом и освящаются религией.
Классовая система Класс - большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передаётся по наследству.

Исторические типы стратификации

Наимено­вание социаль­ной группы

Её сущность

Возник­новение

Каста (от лат. castus - чистый)

Социальная груп­па, обладающая пожизненно за­креплённым от рождения религи­озным правилом и передаваемыми по наследству правами и обязан­ностями.

Брахманы (священ­ники), кшатрии (вои­ны), вайшии (земледельцы), шудры (слуги).

Древ­няя Ин­дия

Сословие

Социальная груп­па, обладающая закрепленными обычаем или за­коном и передава­емыми по на­следству правами и обязанностями.

Высшие сословия (дворянство, духо­венство), непривиле­гированное третье со­словие (ремесленни­ки, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в.: дворянство, духо­венство, купечество, крестьянство, ме­щанство (средние го­родские слои).

Средне­вековая

Социальная груп­па, различающая­ся по её роли во всех сферах жиз­недеятельности общества, кото­рая формируется и функционирует на основе корен­ных социальных интересов.

Рабы и рабовладель­цы; феодалы и зави­симые крестьяне; буржуазия и наём­ные рабочие.

Классо­вое

обще­ство

Наиболее распространённые подходы к анализу социальной структуры общества - стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».

Основное различие стратификационного и классового подходов: в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учёта не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жёсткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой.

Социальная стратификация:

1) является методом выявления социальных слоёв данного общества;

2) формирует представление о социальном портрете этого общества.

Развернуть

Питирим Александрович Сорокин (1889−1968) - русско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Член партии социалистов-революционеров (эсеров) (1906), занимался пропагандой революционных идей. Редактор газеты «Народная мысль» (1915), приват-доцент (1916). Осудил Октябрьскую революцию, в 1918 году отказался от политической деятельности и членства в партии эсеров, занимался научной и преподавательской деятельностью. Выслан за границу (1922, «Философский пароход»). Принял американское гражданство (1930), основал и руководил социологическим факультетом в Гарвардском университете (1931), президент Американской социологической ассоциации (1965).

Поддерживал идеи психологической школы права. Например, квалифицировал преступное деяние на основе переживаний индивида, совершившего его, т. е. его осознания собственного поступка как преступного. Занимался исследованием шаблонов поведения, принятых в обществе, санкций, применяемых к тем, кто нарушает нормы и предписания.

Определял право как общеобязательные правила поведения, вводимые и контролируемые государством, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека. Рассматривал право как конституирующее начало любой общественной группы.

Отмечал неразвитость и неструктурированность социологического знания, считал, что социология должна стать метатеорией, обобщающей всё гуманитарное знание в единую систему. Рассматривал общество как социокультурную систему.

Основой его социологического анализа является теория социальной стратификации. Он изучал социальные группы, классифицировал их. Выделил два типа социальной мобильности (горизонтальную и вертикальную).

Мы всё ещё знаем так мало о «загадочном» мире социальных событий, что любое реальное приближённое знание имеет большую ценность. Теории прогресса с их оценками хорошего и плохого, прогрессивного и регрессивного могут выражать лишь субъективные вкусы их авторов, и ничего больше. Если социология хочет быть наукой точной, ей надо освобождаться от таких ценностных суждений.

Всякая длительная и жестокая война, как и всякая революция, деградирует людей в морально-правовом отношении.

Характеристики социальной стратификации

Социальная стратификация выступает в качестве центральной темы, которая рассматривается в рамках социологической науки. По сути, социальная стратификация направлена на то, чтобы описать социальное неравенство, присутствующее в обществе, деление социума на слои, происходящее по следующим признакам:

  1. Уровень доходов;
  2. Образ жизни;
  3. Наличие или отсутствие определенных привилегий.

В рамках первобытного общества неравенство было незначительным, поэтому в то время стратификация практически отсутствовала. Люди еще не осознавали возможности сотрудничества для достижения каких-либо благ или удовлетворения более серьезных потребностей, чем потребность в пище и продолжении рода. Отсюда и отсутствие видимого деления первобытного общества на сословия, отсутствие стратификации как таковой. Но по мере того, как усложнялось общество, усиливалось и социальное неравенство: именно оно поделило людей по некоторым признакам, которые уже были указаны нами выше: уровень доходов, образ жизни и наличие привилегий и властных полномочий.

Постепенно формируются касты, а затем сословия. Чуть позже общество начинает подразделяться на классы. Переходы из одного социального слоя в другой в разных сообществах осуществляется в различной степени. Где-то это достаточно просто сделать, а где-то человеку его статус передается по наследству от более старшего поколения, и изменить он его не в состоянии, поскольку в обществе данная привилегия не предусматривается. В целом, свобода социальных перемещений, любого вида мобильности определяется тем, каким является само общество – открытым или закрытым.

Социальная стратификация подразумевает отсутствие однородной социальной системы, а также равенства людей друг с другом. У кого-то имеется больше доходов и ресурсов, некоторые же граждане испытывают недостаток в материальной части для того, чтобы удовлетворить свои интересы и потребности. По этой причине происходит разделение общества, а его элементы могут как сотрудничать друг с другом, так и вступать друг с другом в видимую конфронтацию, что сказывается на качестве жизни всего социума в целом. По этой причине создаются особые социальные нормы и ориентиры, которые позволяют контролировать общество и взаимоотношения между лицами, которые представляют различные социальные категории граждан.

Эти нормы также сформировались не сразу. В самой первой стратификационной системе, самой примитивной, которая возникла в первобытный период, вовсе отсутствовали какие-либо регулирующие компоненты, что в целом не волновало людей. Они не боролись за власть или навязывание своих правил и интересов: в первобытном обществе была цель выжить, а также сохранить свой род, свое здоровье без негативных последствий.

Особенности системы социальной стратификации

Замечание 1

В основании социальной стратификации лежит особая социальная дифференциация. Она подразумевает под собой разделение людей по некоторым признакам на социальные группы.

Данные группы могут соотноситься между собой как по горизонтальной шкале, так и по вертикальной. Много зависит от того, каким является общество, где организуется данное разделение, и какими признаками оно обладает (в особой степени учитывается уровень закрытости и открытости). Наиболее распространенной является социальная стратификация общества, которая обоснована на некоторых важнейших признаках:

  1. Доход, под которым подразумевают количество денег, которые получает отдельный индивид или члены его семьи в общем за определенный временной промежуток;
  2. Богатство – это совокупность всего движимого и недвижимого имущества, которое также включает в себя наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений, которые используются человеком в необходимой жизненной ситуации;
  3. Власть как третий фактор отражает возможности и способности индивида управлять другими людьми, принимать за них особые решения;
  4. Престиж – степень уважения в обществе к той или иной профессии, которая может также подразумевать высокий уровень доходов, богатства и наличие в руках индивида власти, которой он должен распоряжаться в соответствии с действующим законодательством.

В истории есть несколько систем социальной стратификации, которые развивались в различные исторические периоды и отражали особенности общественного строения того времени. Многое зависит от того, к какому типу относится социальная система – к открытому или закрытому. Так, в открытых системах индивидам всегда было достаточно просто изменить собственный социальный статус, поскольку они не обладали жесткими ограничениями, и могли принимать самостоятельные решения в отношении тех или иных ситуаций. Любой член социальной системы мог как подниматься вверх, так и опускаться вниз по социальной лестнице, преимущественно это было сугубо его личное решение, и зависели такие перемещения тоже в основном только от него.

Говоря о закрытых системах социальной стратификации, стоит подчеркнуть, что они предполагают безусловность предписанного статуса человека. Этот статус мог передаваться из поколения в поколение (например, статуса раба), и человеку было сложно или практически невозможно изменить собственное социальное положение. Такие системы преимущественно свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом (кастовая система). К тому же, в закрытых системах стратификации существовало большее разнообразие социальных страт и систем, которые отражали специфику строения общества того времени. Например, сюда относятся рабская система, кастовая и сословная системы, классовая система. Две последние, впрочем, предполагали более свободное перемещение индивидов, а также осуществление их социальной стратификации.

Замечание 2

Таким образом, система социальной стратификации подразумевает наличие групп индивидов, которые отличаются друг от друга по уровню доходов, наличием или отсутствие власти и богатства, а также престижа, который определяет значимость профессионального статуса индивида в общественной системе.

В настоящее время существует большое количество моделей классовых структур.

Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наиболее известной следует считать модель У. Уотсона, которая явилась результатом исследований, проведенных в 30-х годах в США. Следует сказать, что все современные западные модели классовой структуры общества в той или иной степени содержат элементы модели Уотсона.

При проведении исследования Уотсон и его коллеги первоначально ориентировались на достаточно простую трехзвенную систему классового разделения общества: высший класс, средний класс, низший класс. Однако результаты исследования показали, что целесообразно внутри каждого из этих укрупненных классов выделить промежуточные классы. В итоге модель Уотсона приобрела следующий окончательный вид:

1. Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падений курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе.

2. Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики,
владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший-высший класс, так как либо считаются выскочками (с точки зрения представителей высшего-высшего класса), либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества.

3. Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства, однако в довольно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво.

4. Низший-средний класс составляют наемные работники - инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс в развитых западных странах наиболее многочисленен. Основные его устремления - повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера.

5. Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие,
которые создают прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих отношениях зависимым от высших классов в отношении получения средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования боролся за улучшение условий жизни.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.


Опыт использования модели Уотсона показал, что в представленном виде она в большинстве случаев неприемлема для стран Восточной Европы и России, где в ходе исторических процессов складывалась иная социальная структура, существовали принципиально иные статусные группы. Однако в настоящее время, в связи с изменениями, происшедшими в нашем обществе, многие элементы структуры Уотсона могут быть использованы в ходе изучения состава социальных классов России. Например, социальная структура нашего общества в исследованиях Н.М. Римашевской выглядит следующим образом:

1.«Общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне.

2.«Региональные и корпоративные элиты», обладающие значительными по российским масштабам состоянием и влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

3.Российский «верхний средний класс», обладающий собственностью и доходами, обеспечивающими западные стандарты потребления, притязаниями на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.

4.Российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления.

5.«Аутсайдеры», характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

6.«Маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

7.«Криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.

Как можно заметить, модель Римашевской во многих чертах схожа с моделью Уотсона. Прежде всего это отмечается в отношении значения «динамического среднего класса», который находится в стадии формирования, что во многом влияет на существование значительной социальной нестабильности в современной России. Римашевская подчеркивает этот момент развития российского общества: «Если удастся поддерживать такой тип социальной динамики, ориентировать его на постепенный перевод социальных ожиданий в соответствующие статусные позиции, уровень доходов, то это будет означать, что «динамический средний класс» начнет трансформироваться в классическую опору стабильности и социального порядка».

В качестве выводов можно сказать следующее: социально-классовая структура строится на основании неравенства с учетом такой характеристики, как гетерогенность. Система неравенства формируется исходя из базовых параметров общества, к которым относятся доход, происхождение, должность, власть, образование и другие ранговые показатели. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев, которые помимо разницы в вознаграждениях имеют разные установки, нормы поведения, идеалы и т.д.

Социальные слои можно объединить в социальные классы, которые обладают определенным отношением к средствам производства, собственной субкультурой и возможностями для занятия более привлекательных социальных статусов. Классовая структура общества обладает уникальными специфическими чертами и подвержена изменениям в ходе общественного развития.

Вопросы для самопроверки:

1. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «История всех существующих до сих пор обществ была историей борьбы классов». В свою очередь, М. Ганди отмечал: «На Западе возник вечный конфликт между капиталистами и рабочими. Каждая сторона рассматривает другую как естественного врага. Если бы обе стороны поняли, что они зависят друг от друга, у них было бы мало поводов для ссоры». Сопоставьте эти два высказывания , эти две позиции. Какова Ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ.

2. Из словаря по социологии выпишите значения основных понятий: неравенство, равенство социальное, стратификация, структура социальная, структура социально-демографическая, структура социально-классовая, структура социально-профессиональная, структура социально-территориальная, класс, рабочий класс, буржуазия, капитализм, средний класс, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, маргинальность.

3. Убедитесь, что освоили основные понятия темы, указав соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) восходящая мобильность, ж) престиж,

б) групповая мобильность, з) вертикальная мобильность,

в) социальная структура, и) социальная мобильность,

г) статусная группа, к) социальная маргинальность,

д) горизонтальная мобильность, л) нисходящая мобильность,

е) социальная стратификация, м) класс.

Определения:

1. изменение социальной позиции, сопровождающееся сохранением социального статуса;

2. особым образом организованное неравенство между различными социальными слоями и общностями;

3. перемещение, связанное с изменением социального статуса;

4. промежуточное положение в социальной структуре, которое характеризуется не только отсутствием четко определенной позиции, но и утратой определенных социальных норм, правил и моделей поведения;

5. мобильность, связанная с понижением статуса;

6. мобильность, связанная с изменением статуса целых социальных групп;

7. степень уважения определенного статуса;

8. совокупность индивидов, занимающих схожие позиции по трем признакам: богатство, престиж, власть;

9. изменение положения индивида или группы в социальном пространстве, т.е. переход от одной социальной позиции к другой;

10. совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающие схожими жизненными шансами (М. Вебер);

11. определенный порядок взаимосвязей между элементами социальной системы;

12. социальное перемещение, связанное с повышением социального статуса.

4.Прокомментируйте приводимые ниже определения классов. Какие теоретические подходы к анализу стратификации они отражают? В чем заключаются различия между ними? Какой из подходов к определению классов кажется Вам наиболее корректным и теоретически перспективным?

Класс - это совокупность статусных групп, занимающих схожие рыночные позиции и обладающих схожими жизненными шансами (М. Вебер).

Классы - это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. В антагонистическом обществе одна из этих групп присваивает себе труд другой (В.И. Ленин).

Класс - это совокупность агентов со сходной позицией в социальном пространстве (П. Бурдье).

“Класс определяется... его местом в общественном разделении труда в целом. Что включает также политические и идеологические отношения...” (Н. Пуланцас).

“Класс - обозначает конфликтные группы, которые возникают в результате дифференцированного распределения авторитета в императивно координированных ассоциациях” (Р. Дарендорф).

“Говоря о классе, мы имеем в виду не слишком строго определенную группу людей, разделяющих общие интересы, социальный опыт, традиции и системы ценностей, людей, предрасположенных вести себя как класс, определять себя в своих действиях и в своем сознании как класс по отношению к другим группам людей” (Э. Томпсон).

“Определяющей чертой класса является способ коллективного действия” (Ф. Паркин).

“Основанием для выделения класса может служить критерий наличия или отсутствия экономической власти, признаками которого выступают: возможности контроля (распоряжения экономическими ресурсами), размеры собственности (юридическое владение ресурсами), рыночные позиции (способности и квалификация)” (У. Рансимен).

5. В специализированных изданиях найдите данные социологических исследований для характеристики социальной дифференциации современного российского общества (например, в практикуме по социологии Казариновой Н.В., Филатовой О.Г., Хренова А.Е. -М., 2000. С. 135-136). О чем свидетельствуют приведенные факты? Чем обусловлен высокий уровень дифференциации доходов населения?

6. По данным социолога Т.И. Заславской, доля лиц, входящих в средний класс российского общества, составляет примерно 11 % от экономически активного населения (в Венгрии - 18,5 %, в Чехии - 16,9 %). К каким социальным, экономическим, политическим последствиям может привести малочисленность и неразвитость среднего класса в России? Укажите, какие меры могли бы активизировать процесс формирования среднего класса в нашей стране?

7. Подготовьтесь к дискуссии в группе на тему: “Проблемы происхождения неравенства”. Возможно ли в современном обществе достижение социального равенства и справедливости? Или это только мечта, миф, утопия?

8. Сравните стратификационные системы Российской империи, советского общества и современной России. Какие процессы и отношения послужили источником произошедших изменений?

Основная литература:

1. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Практикум по социологии. М., 2000.

2. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология: Учебник для вузов. М., 1999.

  1. Кравченко А.И. Общая социология: Учебное пособие для вузов.-М., 2001.

4. Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 2000.

  1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие.-М., 1999.
  2. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник.-М.: Фаир-Пресс, 2000.
  3. Масионис Дж. Социология. -СПб., 2004.
  4. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие для ВУЗов.-М., 1996.
  5. Средний класс в современном российском обществе. / Российский независимый институт социальных и национальных проблем.-М., 1999.

10. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии.-М., 1996.

11. Фролов C.С. Социология: Учебник.-М.: Гардарики, 2000.

Дополнительная литература:

1. Авраамова Е. К проблеме формирования среднего класса в России // Вопросы экономики. 1998. № 7.

2. Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания // Социологические исследования. 1995. № 1.

3. Арутюнян Ю.В. О трансформации социальной структуры постсоветстких наций // Социологические исследования. 1998. № 4.

4. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.

5. Воронкова В.М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социологические исследования. 1995. № 2.

6. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 11.

7. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социологические исследования. 1996. № 8.

8. Голенкова З.Т. Британские социологи о современном среднем классе // Социологические исследования. 1996. № 10.

9. Головачев Б.В., Косова Л.Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету // Социально-политический журнал. 1996. № 1.

10. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

11. Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10.

12. Социальная мобильность // Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Екатеринбург, 1998.


Необходимо оговориться, что из данного положения можно встретить массу исключений. Например, в некоторых обществах номинальные параметры могут превращаться в ранговые: пол является ранговым параметром в большинстве стран Востока; В США до 1960-х гг, а в ЮАР до падения системы апартеида раса была стопроцентным ранговым параметром и до сих пор во многом таким остается; в бывших советских прибалтийских республиках незнание национального языка стало поводом для массовой дискриминации русского и русскоязычного населения; в современной Германии выходцы из ГДР получают меньшую зарплату, чем уроженцы ФРГ и т.д.

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация - разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

  • 1) доход - то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;
  • 2) богатство - движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;
  • 3) власть - возможность и способность управлять другими людьми;
  • 4) престиж - степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой больших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год - каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика - наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляла правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система - закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора - в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Кассовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний