Статьи с нарушением этических норм. Нормы профессиональной этики руководителя

Главная / Малый бизнес

Этические нормы представлены ценностями и правилами этики, которые должны соблюдаться сотрудниками и руководителями организации. Могут быть разные варианты. 1. Этические и нормативные нормы соответствуют друг другу. За счет этого выполнение норм облегчается. В частности, следование законам, учитывая этичность законопослушания. 2. Поведение руководителя неэтично, но оно не противоречит законам. Обычно этичное поведение менеджера не регламентируется на законодательном уровне. В числе возможных проявлений нарушений моральных норм на практике стоит отметить:

  • · брань, грубость;
  • · неуважение чужой точки зрения;
  • · нарушение правил общественного поведения;
  • · неуважение к чужим физическим недостаткам;
  • · сокрытие изобретений;
  • · сплетни;
  • · не соблюдается данное слово;
  • · руководитель пренебрегает чувствами и здоровьем подчиненных;
  • · аморальное поведение в быту;
  • · унижение подчиненных;
  • · принцип знакомства при подборе кадров;
  • · подарки от подчиненных, заинтересованных и зависимых людей;
  • · отказ от обязательств, принятых на себя;
  • · раскрытие коммерческих и служебных секретов организации;
  • · невозвращение долга в положенный срок;
  • · раскрытие источника информации, которая была передана доверительным образом.

Механизмы регулирования поведения срабатывают тогда, когда наилучшим образом проявляются такие качества людей, как совесть, профессиональная честь, долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других. Этический уровень организации характеризуется степенью ориентации ее руководителей и ее рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы поведения. На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:

  • - демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
  • - его доступность, внимательность;
  • - умение создать товарищескую атмосферу доверия;
  • - вежливость и корректность в обращении;
  • - точность и ответственное отношение к данному слову.

Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему, влияет на социально психологический климат в коллективе. Эффективность работы коллектива, его способность решать поставленные задачи во многом зависит от морально-психологического климата, а также от господствующего в группе "настроя" сотрудников, который, при прочих равных условиях, обусловлен, во-первых, качественным составом персонала и, во-вторых, особенностями неформальных отношений между руководителем и подчиненным. Остановимся на этих проблемах более подробно. Научные исследования и обобщение опыта практической работы свидетельствуют о том, что наиболее продуктивными являются рабочие группы, состоящие из лиц разного возраста, пола и темперамента. Молодые работники лучше воспринимают новое, более энергичны, но порою самонадеянны, не склонны к компромиссам. Пожилые, напротив, достаточно консервативны, но обладают жизненным опытом, не склонны к авантюрам, способны принимать более взвешенные решения, как правило, избегают конфликтных ситуаций.

Далее, чисто женские и чисто мужские коллективы обладают специфическими недостатками: в женских коллективах чаще случаются мелочные склоки, больше потерь рабочего времени в связи с систематическим обсуждением житейских проблем и т.д., в то время как в некоторых мужских коллективах в рабочее время процветают сквернословие и "дурные привычки". Иными словами, совместная работа лиц разного пола как бы подтягивает работников, повышает самодисциплину, требовательность к себе. Не менее важно иметь в группе индивидов с разным темпераментом, поскольку каждый из них, как мы уже выяснили, имеет свои достоинства и недостатки. Неформальные отношения между руководителем и подчиненными заслуживают самого серьезного внимания. Наряду с умением выбрать оптимальный в данной ситуации стиль руководства, необходимо прежде всего знать типичные ошибки, присущие людям его статуса, и правильно строить межличностные отношения с персоналом. К типичным ошибкам относятся случаи, когда:

  • * руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненных большим количеством вопросов общего характера;
  • * "зациклен" на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой дисциплине;
  • * ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания;
  • * постоянно проповедует свои замыслы;
  • * не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем;
  • * увлекается бумаготворчеством;
  • * малодоступен территориально и во времени;
  • * не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу.

Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения. Основополагающее значение имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки.

Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что "сильный никогда не унижает" и, следовательно, недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа "лентяй", "бездельник", "тупица" и т.д. Если подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом заденет его самолюбие, он не простит этого.

Следовательно, при разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося. Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки. Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться ровно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству, вне зависимости от их возраста. Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя. Типичная ошибка молодых руководителей -- стремление стать "своим" среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства.

В противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен. Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и доносы. Любой начальник сталкивается с жалобами со стороны своих сотрудников по поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему, он обязан внимательно выслушать подчиненного. Недопустимо игнорировать обращения подчиненных, поскольку, как верно подметила американский социолог Диана Трейси, жалобщики -- не предатели.

Очень может статься, что жалобщик оказывает вам большую услугу, сообщая о ситуации, от которой страдают другие, но молчат. Таким образом, основа успеха любой современной коллективной деятельности отношения сотрудничества, взаимопомощи.

В начале главы уже было сказано о том, что попытки дать универсальное определение этики наталкиваются на определенные трудности, но еще труднее соблюдать правила этики при осуществлении ежедневной деятельности в области СО. В этой связи приведем еще одно определение этики:

Этика относится к системе ценностей, с помощью которых человек определяет, что правильно или неправильно, что добросовестно или недобросовестно, что справедливо или несправедливо. Этика проявляется в моральном поведении в конкретной ситуации.

Таким образом, этику можно рассматривать как суждение людей о том, правильны или неправильны определенные действия. К сожалению, формулирование таких суждений затруднено из‑за норм общественного поведения, существующих в данном обществе, в данный момент времени. Дополнительные трудности вносят и уровень образования индивида, и культурная среда, и специфика конкретной ситуации.

Соблюдение общественных интересов. Уже говорилось о том, что большая часть создаваемых в письменном или устном виде специалистом СО сведений так или иначе воздействует на общество, вызывает общественный резонанс. Все то, что законом определено как незаконное, одновременно является и неэтичным, и в этом закон и этические нормы полностью совпадают, а в подобных случаях говорят, что этика подтверждает закон. Связи с общественностью в своей деятельности наилучшим образом служат обществу посредством сообщения своевременной, правдивой, честной и объективной информации. Чтобы добиться этого, специалист СО должен избегать:

Подготовки письменных материалов, наносящих вред и подрывающих доверие к эффективному функционированию государственных институтов своей страны (если работа не ведется в интересах оппозиционной правительству партии, нет смысла подрывать экономические и другие устои в стране, где ведется бизнес);

Подготовки письменных материалов, призывающих к анархии, отмене Конституции и свержению законного правительства;

Продажи или передачи иностранным подданным государственных секретов, жизненно важных для обеспечения безопасности страны (это особенно важно в тех случаях, когда работодателем специалиста СО является иностранная фирма или частное лицо – иностранный подданный);

Подготовки письменных материалов, разжигающих расовые и другие виды ненависти, презрение, насмешки и насилие;

Составления неточных и уводящих от истины материалов.

Хороший вкус. Прежде всего следует избегать в своих письменных материалах употребления грубых слов, нецензурных выражений, унизительных и оскорбительных высказываний.

Порядочность. Следует избегать:

Составления материалов, которые подрывают репутацию других специалистов, также работающих в области СО (исключение могут составлять случаи, когда этот другой специалист «занимается неэтичной, незаконной, недобросовестной практикой» – см. в приложении ст. 14 и 15 Кодекса Американской ассоциации по связям с общественностью);

Использования или передачи другим лицам ради личной выгоды конфиденциальной информации, полученной от бывших и настоящих клиентов;

Принятия поручений от клиентов, конкурирующих с настоящим работодателем.

Последствия. Специалисты, нарушающие в письменной коммуникации нормы этического поведения:

Во многих случаях нарушают закон, таким образом нанося вред своей собственной карьере;

Разрушают личное достоинство, профессиональное и человеческое доверие по отношению к себе;

Разрушают репутацию и доверие к своим клиентам;

Своим поведением подрывают доверие ко всей профессиональной деятельности СО в целом.

Поскольку в данную книгу включена глава, посвященная составлению рекламных текстов, следует особо остановиться на законах и законодательных актах, регулирующих рекламную деятельность. В России Федеральный закон «О рекламе» был принят 18 июля 1995 г. Этим Законом прежде всего определяется круг общественных отношений, связанных с размещением и распространением рекламной продукции, защитой потребителя от рекламы недоброкачественных товаров, а самих рекламодателей – от недобросовестной конкуренции в области рекламы.

В ст. 2 Федерального закона «О рекламе» дается определение понятия «реклама», где разъясняется, что под рекламой понимается «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». Остальные статьи Закона подробно описывают и предписывают ограничения и запреты, накладываемые на рекламодателей, производителей рекламы и средства массовой информации, занимающиеся размещением и распространением рекламы.



В Законе дается также характеристика недобросовестной рекламы (ст. 6), которая описывается как скрытая, намеренно ложная, недостоверная, неэтичная.

Поскольку этическая составляющая в профессии специалиста по связям с общественностью занимает далеко не последнее место, остановимся на ст. 8 Закона «О рекламе», в которой подробно рассматривается проблема неэтичной рекламы.

Содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальных категорий, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;

Порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;

Порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы; порочит какое‑либо физическое или юридическое лицо, какую‑либо деятельность, профессию, товар, лицо. Неэтичная реклама не допускается.

Текст этой статьи и многих других статей, касающихся необходимости соблюдения в рекламе этических норм и универсальных ценностей, повторяет положения Международного кодекса рекламной практики. Обратимся к постулатам данного документа.

Соблюдать законность, пристойность, честность и достоверность;

Помнить об ответственности перед обществом;

Уважать и поддерживать общественные ценности;

Руководствоваться принципами добросовестной конкуренции. Реклама не должна:

Заканчивая рассмотрение вопроса о роли и значении соблюдения правовых и этических норм в деятельности специалиста по связям с общественностью, следует еще раз подчеркнуть и обозначить как основополагающую и приоритетную обязанность такого специалиста самому соблюдать эти нормы и проповедовать их соблюдение среди своих коллег по профессии, в своей организации, в обществе.

Вопросы для размышления

После ознакомления с содержанием Декларации профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО, Афинского кодекса и Кодекса Американской ассоциации по связям с общественностью, помещенных в приложениях в конце этой книги, составьте собственное мнение и примите решение по поводу следующих ситуаций.

1. Для того чтобы проиллюстрировать положение о том, как сложна и неоднозначна деятельность PR‑специалиста в разного рода сферах деятельности даже в рамках одной и той же ситуации, рассмотрим приведенный ниже случай.

В США, как и во многих других странах (в том числе и в России), особенно остро стоит вопрос с запретом на курение и производство табака еще и потому, что исторически именно США в течение столетий были главным производителем и экспортером табачных изделий. Ниже приводятся основные группы общественности, чьи интересы затрагиваются в данной ситуации. Владельцы табачных плантаций. Выращивание табака не запрещено законом, продукт зарегистрирован в сельскохозяйственных подкомитетах, иногда субсидируется государством.

Табачная промышленность. Производство разрешено законом, промышленность обеспечивает занятость значительной части населения. Курящие. Права человека нельзя ограничивать; если продукт производится законно, его можно употреблять.

Некурящие. Курящие наносят вред здоровью окружающих; если курящие имеют право курить, то некурящие имеют право на то, чтобы в их присутствии не курили.

Ассоциация врачей. Курение ограничивает срок жизни как курящих, так и некурящих. Лечение легочных заболеваний длительно и дорого; требуется введение ограничений прав курящих и деятельности табачной промышленности.

Государственное здравоохранение. Поскольку производство продукта разрешено законом, то государственным органам остается только информировать общество о вреде курения табака.

В каждой из приведенных групп общественности в этих организациях есть службы по связям с общественностью. Каким образом каждой из этих групп следует отстаивать интересы организации, учитывая интересы общества в целом или отдельных групп общества?

2. Вы являетесь специалистом по связям с общественностью и получаете задание от президента вашей компании написать ньюс‑релиз о выпуске нового товара. В ньюс‑релизе необходимо указать, что данный товар по своим качественным показателям в три раза превосходит аналогичные товары, производимые конкурирующими фирмами. Вам известно, что исследования, подтверждающие истинность этого положения, вашей фирмой не проводились. Каковы ваши действия как PR‑специалиста?

3. Ваша организация, для того чтобы наиболее надежным способом обеспечить публикацию своих ньюс‑релизов, приглашает редактора одной из городских газет на штатную должность консультанта, сохраняя при этом свое положение в газете. Видите ли вы здесь признаки неэтичного поведения как со стороны организации, так и со стороны редактора, если последний согласится принять это предложение? В чем заключаются эти признаки неэтичного поведения?

4. PR‑агентство, в котором вы работаете, в конкурентной борьбе за потенциального клиента гарантирует ему публикацию материалов о его фирме в самых престижных профессиональных журналах. Почему агентство неправомочно давать такие обещания?

5. Клиент вашего PR‑агентства просит у вас профессионального совета по вопросу о том, как избежать финансовых угроз при слиянии его компании с другой, более слабой. Вы не хотите принимать на себя ответственность, считая себя недостаточно компетентным в финансовых вопросах. Вы рекомендуете вашему клиенту обратиться к специалисту из другого PR‑агентства, вашему приятелю. Ваш приятель дал консультацию и получил щедрое вознаграждение. Он предлагает выслать вам чек на 30 000 рублей. Можете ли вы принять этот чек, не поставив об этом в известность руководство вашего агентства и клиента?

6. Руководитель строительной фирмы, в которой вы возглавляете отдел по связям с общественностью, предлагает вам подготовить тексты для серии его выступлений на встречах с населением в связи с планами фирмы, касающимися уплотнительной застройки в жилом квартале спального района города. Вам известно, что те обещания, которые руководитель требует включить в текст выступлений, не стоят в планах вашей строительной организации, практически трудно реализуемы и поэтому не будут выполнены. Ваши действия в данной ситуации?

7. Известный спортсмен обвиняется в продаже наркотиков, ему также предъявлено обвинение в планировании убийства молодой пары, его знакомых. Адвокат спортсмена обращается к своему приятелю, PR‑специалисту, за помощью в размещении публикаций в СМИ. Специалист принимает это предложение. Однако еще до судебного разбирательства из частных источников с высокой степенью достоверности PR‑специалист узнает, что спортсмен действительно занимался распространением наркотиков и принимал участие в убийстве. Адвокат уверяет своего друга, что полученная информация носит закрытый характер и не будет фигурировать на суде и что он намерен добиваться оправдательного приговора для своего подзащитного. Какие этические проблемы возникают в этой ситуации? Какие статьи профессионального кодекса здесь затронуты? Как должен поступить PR‑специалист, к которому обратился адвокат?

1. Этические нарушения в организации

Серьезные этические проблемы возникают в настоящее время на микроуровне, внутри организаций, в таких областях, как:

Принятие управленческих решений;

Взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

Служебные разоблачения;

Положение женщин в организации;

Взаимные услуги.

Выделяют четыре группы основных аргументов, обосновывающих принятие управленческих решений, неправильных с этической точки зрения:

Уверенность в том, что данная деятельность не выходит за рамки этических и юридических норм, т. е. на самом деле не является аморальной;

Уверенность в том, что данная деятельность отвечает интересам индивида или корпорации и что ожидаются именно подобные действия;

Уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», так как никогда не будет обнаружена и обнародована;

Уверенность в том, что поскольку данная деятельность помогает организации, то она отнесется снисходительно и даже защитит человека, ею занимающегося.

Значительное число людей, оказавшихся в двусмысленной деловой ситуации, считают правильными все те действия, что не были запрещены. Высшие руководители, как правило, редко прямо просят своих подчиненных о незаконных или неосторожных действиях, но часто дают понять, что кое о чём они предпочли бы не знать, намекая при этом на значительное вознаграждение. У менеджеров низового звена, как правило, нет четких инструкций относительно того, на какие аспекты их деятельности будут смотреть сквозь пальцы, а какие будут осуждать.

Амбициозные менеджеры ищут способы привлечь внимание, выделиться среди других. Некоторые полагают, что нетрудно хорошо выглядеть в краткосрочной перспективе, если избегать того, что даст результат только в долгосрочном плане (например, можно игнорировать службу ремонта, или переобучение, или проблему повышения качества обслуживания покупателей). Менеджеров часто продвигают по служебной лестнице на основании «огромных» результатов, достигнутых именно такими способами, а ответственность за принятые ранее решения несут их менее удачливые последователи. Многие случаи незаконного поведения в организациях никогда не расследуются. В моменты кризиса о границах недопустимых действий вообще «забывают».

Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность.

Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения. Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах ровесников, а позднее - сослуживцев или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точки зрения в таких ситуациях действительно существует нравственная дилемма. Возникает вопрос о критериях правильности такого рода информирования.

С каждым годом доля женщин на производстве, в управлении, на государственной службе непрерывно возрастает. Женщины все более завоевывают оплачиваемые сферы занятости и профессии. Но, несмотря на достигнутый прогресс в положении женщин в организации, они продолжают сталкиваться с серьезными проблемами, в том числе: заработок, в отличие от мужчин, работающих в той же области, ниже; ограничение карьерного продвижения на высшие управляющие должности (так называемый «стеклянный потолок»); сексуальные домогательства, оказывающие влияние на деятельность и дальнейшую карьеру.

Нередко в деловых отношениях проблемы решаются в нарушение существующего юридического, экономического, морального порядка, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам. В системе взаимных услуг получатель обязан возвратить услугу когда-нибудь в будущем, но - с «процентами». А когда услуга возвращена, то человек, ранее оказавший ее, снова обязан отплатить за эту еще большей услугой. Разрастаясь, система такого рода неформальных взаимоотношений по принципу «ты - мне, я - тебе» разрушает существующие официальные отношения между людьми и организациями. Ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров или услуг может принять этически более сложную форму, когда человек представляет не свои интересы, а интересы организации, т. е. ее персонала, клиентов, потребителей. Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, - это подарки. Сделать или получить подарок означает гораздо больше, чем просто дружеский жест. Трудности при традиционном обмене подарками связаны с установлением критериев отличия подарка от взятки и соответствующей оценкой поведения персонала.

На основании опроса руководителей различных организаций в США были выделены следующие этические проблемы, возникающие в деловых отношениях:

Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок;

Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;

Завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;

Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может привести к нанесению ущерба интересам компании;

Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;

Наличие фаворитов;

Невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков;

Невозможность уделять должное внимание семье или личным делам из-за обилия работы;

Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;

Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов компании;

Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;

Преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;

Перемещение по служебной лестнице «по головам» сослуживцев;

Обман работников с целью получения выгоды для компании;

Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;

Затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег компании;

Оказание негативного влияния на общественно-политический процесс путем внесения изменений в законодательство за взятки.

В значительной мере этот перечень проблем справедлив и для российских условий. Руководители и работники, которые сталкиваются с такими проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что узнали о морали в своих семьях, от учителей, в церкви и т. д. Нередко безнравственные решения принимаются и нелицеприятные поступки совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения. Современные деловые отношения чрезвычайно насыщены этическими проблемами. Для их решения необходима выработка определенных подходов, установление «правил игры», содействующих успешному выполнению профессиональных задач участниками деловых отношений и согласованию интересов деловой сферы и общества.

Николай С. проработав в страховой компании около года в должности экономиста, был назначен на должность руководителя отдела страхования гражданской ответственности. Этому способствовал ряд важных обстоятельств, которые учитывались руководством компании при принятии такого решения

Николай С. имел хорошее базовое образование, знал иностранные языки, был коммуникабелен, энергичен, исполнителен. За время работы в компании он очень вырос как специалист, продемонстрировав незаурядные способности. Однако первый же рабочий день Николая С. в качестве руководителя не удался. Если в целом коллектив отдела встретил его доброжелательно, но одна из опытных сотрудниц Валентина Григорьевна демонстративно отказалась признать нового руководителя. В ответ на просьбу Николая С., которую он адресовал всем сотрудникам, о представлении ему для ознакомления отчетов о работе за минувший месяц, Валентина Григорьевна заявила следующее:

«Я работаю в отделе двадцать лет. Ваш предшественник на посту руководителя отдела Иван Михайлович, которого мы недавно с почестями проводили на пенсию, никогда не проверял мою работу. Он всегда был уверен в моей квалификации и исполнительности. За работу, которую я выполняла в эти годы, меня неоднократно поощряли. Недоверие ко мне как к специалисту с вашей стороны меня оскорбляет».

Вопрос: Какое решение должен принять начальник отдела Николай С.? Предложите свой вариант последовательности действий менеджера в аналогичной ситуации.

На мой взгляд, Николай С. должен объяснить сотруднице, что это не проверка ее лично, это групповой отчет отдела перед вышестоящим руководством. Таким образом, Николай С., как опытный менеджер должен применить метод убеждения к сотруднице, что несомненно, даст положительные результаты.

Таким образом, действия Николая С. должны следовать следующему плану:

2. контроль

3. применение административных мер

Если сотрудница не поймет и не станет выполнять возложенные на нее обязанности, в таком случае менеджер имеет право применить к ней административные меры – от выговора вплоть до увольнения.

Если Вы менеджер, то какие из своих задач и полномочий вы могли бы, по вашему мнению, делегировать подчиненным?

Делегировать в любом случае надо:

Рутинную работу;

Специализированную деятельность (т.е. ту деятельность, которую ваши сотрудники могут выполнить лучше, чем вы);

Частные вопросы;

Подготовительную работу (проекты и т.д.). Вообще, в каждом конкретном случае проверяйте любое из предстоящих вам дел на возможность делегирования. Принцип здесь предельно прост - все, что могут делать сотрудники - должны делать сотрудники. Для начала попробуйте оценить такие виды работ, как:

o предварительная формулировка (но не окончательная фиксация!) целей, планов, программ и проектов, по которым вы должны принимать решения.

o участие вместо вас в совещаниях, на которых ваши проекты и предложения могут быть изложены вашими сотрудниками.

Никогда не подлежат делегированию:

Постановка целей;

Окончательное решение по стратегическим вопросам;

Контроль результатов;

Мотивация сотрудников;

Задачи особой важности (задачи группы А);

Задачи высокой степени риска;

Необычные, исключительные дела;

Актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки;

Конфиденциальные задачи.

Делегирование должно быть использовано в случае существенных изменений в рабочей ситуации, требующих перераспределения функций и полномочий, а именно:

При изменении структуры персонала (новое назначение, повышение по службе, увольнение и т.д.);

При реорганизации или структурной перестройке отдела (фирмы, подразделения);

В кризисных ситуациях;

В случае появления новых сфер деятельности или при изменении компетенции.

6. Прокомментируйте любые два высказывания: В рамках этого вопроса студентам необходимо привести по 5 цитат, афоризмов в области менеджмента (с указанием автора высказывания и источника, а также свое отношение к этому высказыванию).

«Если нет у человека данных, чтобы стать руководителем, его – учи не учи – не научишь». (А.П.Лукошин)

Сложно согласиться с данным мнением, на мой взгляд, руководителями не рождаются, руководителями становятся. И я уверена А.П.Лукошин сам с самого начала не являлся звездой руководства.

Все управление, в конечном счете, сводится к стимулированию активности других людей (Ли Якокка)

Одна из наиболее важных функций менеджера – стимулирование активного труда своих подчиненных. Если стимул у людей есть, тогда они будут трудиться в полную силу и функция контроля отойдет на последнее место.

Когда мы пытаемся вытащить что-либо одно, оказывается, что оно связано со всем остальным (Р.Мура). смысл высказывания в том, что не существует отдельных дел и проблем в организации – все взаимосвязано. Если менеджер решает одну проблему, то вполне возможно ему придется решать и другую.

Единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, бизнес и управление, - это процесс научно-технических инноваций. В нем воплощаются те знания, которые компетентный руководитель, эффективно работающий ученый, инженер, умный чиновник и просто образованный член общества должны иметь завтра. Это процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество (И.Р.Брайт). смысл высказывания в том, что в настоящее время для развития организации – самое важное – введение инноваций. Не случайно сегодня инновационный менеджмент активно развивается, - в этом залог стабильного развития и успеха.

Будь самим собой со всеми, кого ты встречаешь, но проявляй при этом самое лучшее, что в тебе есть (С. Голдвин). Фактически здесь мы видим повторение кантовского морального императива – менеджер должен задействовать в себе самое лучшее – на негативе отношение с персоналом не построишь.

Когда у вас уже есть штат, состоящий из подготовленных, умных и энергичных людей, в качестве следующего шага надо стимулировать их творческие способности (А. Мoрита). Стимулирование ставится этим менеджером во главу угла. Одна из наиболее важных функций менеджера – стимулирование активного труда своих подчиненных, а без этого нормальное функционирование организации невозможно.

Куда лучше, чтобы вы сами выявили и использовали свои сильные стороны и возможности, радовались им и двигались с их помощью вперед, нежели чувствовали себя, как в инвалидном кресле, которое везут за вами другие (С. Герман). Менеджер должен активно стимулировать сам себя, должен знать все плюсы и минусы своего характера и личности. Если у менеджера есть проблемы в какой-то области, то можно их делегировать компетентному лицу, не допуская до того, что бы ему оказывалась помощь сверху.

Список литературы

1. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами. – М.: ЭЛИТ-2000, 2002.

2. Воропаев В.И. Управление персоналом. - М.: Аланс, 2005.

3. Герчикова И.М. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

4. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. - Железнодорожный моск. обл.: ТОО ИПЦ «Крылья», 2004.

5. Кузнецов Ю. В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. - СПб.: ОЛБИС, 2007.

6. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кабанова. – М.: ИНФРА-М, 2005.

7. Управление проектами: справочное пособие / Под ред. И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2001.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

в профессиональной деятельности
медицинских работников

межличностных и профессиональных
отношений медицинских работников и их ответственность

Соблюдение этических норм в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях современной биомедицины – дело сложное и требующее высокого уровня морального самосознания от каждого медицинского работника. Взаимоотношения медицинской сестры и медлаборанта с пациентами и коллегами должны строиться в соответствии с принципами биомедицинской этики. Это требование зафиксировано в международном и российском кодексах медсестер.

В этическом Кодексе международного Совета медсестер в соответствии с принципом уважения прав и достоинств пациента сказано: «Оказывая помощь, медсестра старается создать атмосферу уважительного отношения к ценностям, обычаям и духовным убеждениям пациента».
В этическом Кодексе медицинской сестры России проблема отношений медсестры и пациентов занимает ведущее место. Все этические требования, изложенные в разделе «Медицинская сестра и пациент», раскрывают основополагающие принципы биомедицинской этики: уважения прав и достоинства пациента и принципа «не навреди».
Ответственность за пациента, клиента – это профессионально-этическая обязанность медсестры. В «Кодексе международного Совета медсестер» сказано: «Медсестра, как и другие граждане, несет ответственность за осуществление и поддержку мер, направленных на удовлетворение общественных запросов в области здравоохранения» Ответственность медсестры свидетельствует о том, что она делает для пациента, действует ли она во благо пациента. Медсестра имеет право принятия самостоятельного решения в своей профессиональной области. Это означает ответственность при принятии профессионального решения, Медсестра несет ответственность за качество своей работы перед клиентом, пациентом, его семьей, рабочей группой, руководителями и всем обществом. Медсестра несет также и юридическую ответственность. Ей необходимо соблюдать законодательство и другие нормативные акты по здравоохранению и социальной защите.
К главным этическим требованиям относится обязанность сохранения профессиональной (медицинской) тайны, которая предполагает сохранение в тайне всей конфиденциальной информации о пациенте, полученной в ходе профессиональной деятельности медицинской сестры. В статье 9 особо выделены этические требования общения и взаимодействия с умирающим больным.

В настоящее время в области биомедицинского этического знания не существует отдельного этического кодекса медицинского лабораторного техника. Профессиональное общение медлаборанта с пациентом имеет свою специфику. Оно, как правило, кратковременно, имеет целью получение конкретной информации о тех или иных особенностях жизнедеятельности организма пациента, но при этом должно осуществляться в соответствии с современными этическими принципами и нормами деятельности медработников.
Соблюдение этических принципов и норм в отношениях с пациентами и их родственниками требует учета и типа заболевания, и различных психологических особенностей личности пациента, и уровня его образования, возраста, пола, социального положения, условий, в которых происходит взаимодействие и общение с ними. Эти особенности больных достаточно хорошо изучены в медицинской психологии.

Контроль за соблюдением медицинскими работниками принципов и норм профессиональной этики осуществляют профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации. В статье 62 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» сказано, что эти ассоциации «принимают участие в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм».
В Этическом кодексе медицинской сестры России в статье 18 разъясняется вопрос ответственности медицинской сестры за нарушение норм и принципов данного кодекса. В ней сказано, что такая ответственность определяется Уставом Ассоциации медицин¬ских сестер России и за нарушение норм Кодекса «к членам Ассо¬циации могут быть применены следующие взыскания: 1) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии; 3) приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов Ассоциации с обязательным уведом¬лением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии».
Система профессиональных отношений медработника в условиях современной медицины включает в себя разнообразные типы взаимосвязей, как с отдельными личностями, так и с различными социальными группами и организациями. Это пациенты и их родственники, коллеги, представители общественных организаций, правоохранительных органов, органы социальной помощи и защиты, учреждения здравоохранения и системы образования. При таком многообразии отношений медработник может профессионально грамотно строить их только с учетом психологических особенностей личности, с которой он вступает во взаимодействие. В связи с многообразием индивидуальных личностных особенностей пациентов медицинский работник должен уметь выбрать и эффективно использовать наиболее подходящую для каждого конкретного случая модель взаимодействия с пациентом.
Этические требования к общению медицинского работника с пациентом вырабатывались в медицине со времен глубокой древности. Размышления об этих проблемах содержатся в трудах многих выдающихся врачей, начиная с трудов Гиппократа и заканчивая современными исследованиями в области биоэтики. Принцип уважения личности пациента, его прав и достоинства сформулирован в биомедицинской этике сравнительно недавно – во второй половине 20 века, но он фактически присутствовал в медицинской этике с начала ее эволюции. Этические требования соблюдения «медицинской тайны», непричинения вреда пациенту, направленности всей деятельности медика на благо больного – это проявление уважения к личности пациента.

В связи с многообразием индивидуальных личностных особенностей пациентов медицинский работник должен уметь выбрать и эффективно использовать наиболее подходящую для каждого конкретного случая модель взаимодействия с пациентом.
Отношения с коллегами в среде медицинских работников должны строиться на принципах уважения личности коллеги, взаимопомощи, доброжелательности, нацеленности на выполнение дела наилучшим образом. Объединяющим медработников нравственным мотивом должно быть благо больного, и в более широком смысле – благо каждого человека (родственника больного, коллеги и т.д.). В реальной действительности моральные принципы и нормы, которыми руководствуются медицинские работники в отношении с больными, их родственниками и своими коллегами, часто бывают далеки от требований профессиональной медицинской этики. Это ставит задачу самосовершенствования каждого медицинского работника, прежде всего в нравственной сфере, которой в отличие от области специальных профессиональных знаний и навыков, дающей возможность занимать определенную должность, уделяется недостаточное внимание.
Взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами, складывающиеся в процессе лечебно-диагностических мероприятий часто приобретают характер интимности, т.к. медработник вторгается в области жизни человека, которые скрываются от других людей, их показ вызывает чувство неловкости, стеснительности, стыда. Это и области тела, и области душевной жизни человека. В связи с этим могут формироваться как доверительные отношения, способствующие наиболее эффективному лечению, так и интимные отношения, которые считаются недопустимыми с позиций профессиональной медицинской этики. Это требование профессиональной медицинской этики было зафиксировано уже в «Клятве» Гиппократа и сохраняется до настоящего времени. Например, в 1991 г. Комитет по этическим и юридическим вопросам Американской медицинской ассоциации, рассмотрев этические аспекты отношений между врачами и пациентами, принял специальное решение: интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны.
Деятельность современного медицинского работника требует от него высокого уровня личной профессиональной ответственности. Профессиональная ответственность медицинского работника – явление сложное, включающее в себя и моральную, и административную, и правовую ответственность.

Моральная ответственность – это форма деятельности совести человека, которая включает в себя анализ собственного поведения (поступков, чувств, отношений и т.д.) и соотнесения его с этически должным. Применительно к профессиональной медицинской деятельности моральная ответственность представляет собой соотнесение реального поведения с эталоном, задаваемым требованиями профессиональной этики и деонтологии.
Несоответствие между реальным и должным поведением оценивается как невыполнение профессионального долга. В зависимости от степени несоответствия и уровня развития морального самосознания медработника, следуют угрызения совести, действия, направленные на устранение этого несоответствия и т.п. В случае значительных нарушений профессионального долга может последовать наказание в виде моральных, административных или правовых санкций.
Профессиональные медицинские объединения, медицинское сообщество и общество в целом осуществляют контроль за соблюдением медработниками принципов и норм профессиональной этики и деонтологии. В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» в статьях 66 и 68 зафиксирована ответственность медицинских работников за причинение вреда здоровью граждан и нарушение их прав в области охраны здоровья. Поскольку вред может быть нанесен и несоблюдением профессиональных этических норм, то содержание этих статей законодательства следует рассматривать как правовые критерии ответственности всех медицинских и фармацевтических работников за выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с принципами и нормами медицинской этики и деонтологии.

Проблема причинения вреда пациенту .
Профессиональный риск в деятельности медработника


Принцип «не навреди»
стал для медиков основополагающим этическим требованием в их профессиональной деятельности. Но парадоксальность медицинской деятельности заключается в том, что достижение блага больного идет через причинение ему определенной (в каждом случае своей) степени вреда. «Есть больные, которым нельзя помочь, но нет больных, которым нельзя навредить».
Применительно к медицинской деятельности вред – это негативные последствия, которые возникают в результате взаимодействия и общения медицинских работников, пациентов и их родственников.
В ходе медицинской деятельности могут быть причинены различные виды вреда как пациенту, так и медицинским работникам. Вред для пациента может быть материальный (затраты на лечение, потеря заработка за время болезни и т.д.), физический (ущерб здоровью вследствие профессиональных ошибок, от «побочных эффектов» лечебных и диагностических средств), психологический (ятрогении, соррогении), социальный (инвалидность, изменение социального статуса, качества жизни и т.д.), моральный (неуважение к личности пациента, оскорбление, грубость, пренебрежение и т.п.).
В основном вред пациенту причиняется без злого умысла. При наличии намерений причинить вред пациенту действия медицинского работника переходят из области профессиональной этики в область права. Умышленное причинение вреда другому человеку, в том числе и пациенту, - это преступление, которое наказуемо в соответствии с действующим законодательством и имеющее отрицательную моральную оценку.
Вред может быть причинен человеку не только действиями, но и несовершением их. Не помочь подняться упавшему человеку (например, поскользнувшемуся на льду) – это причинить ему вред. Применительно к деятельности медицинских работников данный вариант причинения вреда пациенту проявляется в этическом и правовом требовании оказывать медицинскую помощь нуждающемуся в ней во всех жизненных ситуациях. Неоказание медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку является для медицинского работника не только нарушением этической нормы, но и противоправным действием, за нарушение которой предусмотрено серьезное наказание. В УК РФ такие случаи квалифицируются как «неоказание помощи больному» (ст.124). Уголовно наказуемым является бездействие медицинских работников, которое могло повлечь (или повлекло) смерть человека или другие тяжелые последствия.

Вред может быть прямой и косвенный. Косвенный вред – это все негативные воздействия на пациента, которые сопутствуют основным действиям медицинских работников. К ним относятся все «побочные эффекты», возникающие при проведении медицинских манипуляций, использовании лекарственных средств, всех биомедицинских технологий в целом. Боль, аллергические реакции, облучение, нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, нейро-эндокринной, желудочно-кишечной и других систем организма, вызванные использованием лекарственных средств и различных биомедицинских технологий – это формы косвенного вреда, причиняемого в процессе оказания медицинской помощи людям. Косвенный вред является в настоящее время неотъемлемой частью большинства современных биомедицинских технологий лечения, диагностики и реабилитации пациентов.
«Primum non nocere!» («Прежде всего – не вредить!») – это моральный принцип, который позволяет в реальной практической деятельности медицинских работников выбирать варианты действий, в которых присутствовала бы наибольшая степень блага и наименьшая степень вреда для пациента.
В настоящее время в медицинской практике действует незыблемое правило: мера получаемой пользы должна всегда превышать меру причиняемого при этом вреда. Другими словами: ожидаемое от медицинского вмешательства благо пациента всегда должно превышать причиняемый ему вред. Данное правило отражено в известной фразе: «Никогда лекарство не должно быть горше болезни».
Моральный и психологический вред, причиняемый пациенту при оказании ему медицинской помощи, является хоть и менее заметным, но не менее значимым для человека, чем физический или материальный.
Моральный вред неразрывно связан с психологическим, т.к. осознание оскорбления личности, неуважения к ней, пренебрежение какими-либо ее правами и т.п. всегда сопровождается разнообразными негативными эмоциями, чувствами и переживаниями.

Формы поведения врачей и медсестер, причиняющие морально-психологический вред пациенту принято обозначать понятиями ятрогения и соррогения.
Понятие «ятрогения» ввел в начале ХХ века немецкий психиатр О.Бумке. Понятие «ятрогения» (jatros – врач, gennao – делать, производить) в настоящее время определяется как такой способ обследования, лечения или проведения профилактических мероприятий, в результате которых врач причиняет вред здоровью больного. Часто ятрогения понимается как болезнь, порожденная врачом. Исходя из буквального перевода этого слова, ятрогения – это все, повреждающие больного, что исходит от врача. Это и действия, и слова, и стиль поведения, и отсутствие внимания – всё поведение врача в целом. Поэтому под ятрогенией следует понимать все повреждения психической, соматической и духовной сфер жизнедеятельности пациента, возникшие в результате его взаимодействия и общения с врачом.
Понятие «соррогения» (sorror – сестра, gennao – делать, производить) обозначает вред, причиняемый медицинской сестрой.
Введение в биомедицинскую самостоятельного понятия для обозначения вреда, который причиняет в процессе своей профессиональной деятельности медицинская сестра пациенту и его родственникам, отражает степень значимости сестринской деятельности в современной системе оказания медицинской помощи людям.
В настоящее время понятие «ятрогения» часто используется в широком смысле для обозначения всех повреждений здоровья человека, вызванных действиями медицинских работников. Однако чаще о ятрогениях говорят в случае морально-психологических повреждений, а в случаях физических повреждений – о «врачебных ошибках», проступках, должностных преступлениях, повлекших причинение вреда здоровью.
Источниками ятрогении и соррогении могут быть: обстоятельства проведения медицинских манипуляций; недостоверная, неточная информация пациентов о достижениях медицинской науки и практике здравоохранения; качества личности медицинского работника, в т.ч. недостаточный уровень коммуникативных навыков.
Безапелляционные высказывания, рекомендации по изменению образа жизни, привычек и т.п. в соответствии со своими взглядами, но без учета мнения больного, его жизненной ситуации могут вызывать ятрогению или соррогению. Большой вред приносит больному критика медицинскими работниками своих коллег, лечивших ранее больного. В результате формируется недоверие к врачам, медсестрам, медлаборантам, обследованиям, лечению.

Известно выражение: «Слово лечит, но слово может и калечить». Нередко ятрогенное влияние оказывают неосторожные высказыва¬ния, комментарии врачей или других медицинских работников, сту¬дентов о характере имеющихся у больного изменений, возможном диагнозе, прогнозе заболевания.
Невнимательность, небрежность, недобросовестность, формальное отношение к своим обязанностям – это качества личности, наличие которых у медицинского работника может привести к действиям, причиняющим вред здоровью пациента.
Предупреждение ятрогений и соррогений - трудная, но очень важная задача в деятельности медицинских работников. Крупнейший отечественный невропатолог М.И.Аствацатуров, призывая к борьбе с ятрогенными расстройствами, тре¬бовал от врача «психической асептики» при постановке диагноза. В наше время следует говорить об этико-психологической асептике, нацеленной на предупреждение всех видов повреждающих воздействий медицинских работников на пациентов и их родственников.
Любая профессиональная деятельность содержит в себе риск причинения вреда человеку, который ее осуществляет. Медицинская деятельность несет в себе множество рисков для самих медицинских работников. Это физические, материальные, правовые, социальные, психологические, моральные риски.
Правовые риски связаны с вероятностью совершить профессиональную ошибку, за которую возможна юридическая ответственность. Физические риски связаны с вероятностью заражения, в том числе и смертельно опасными заболеваниями. Психологические риски связаны с напряженной в психологическом отношении деятельностью, в которой ответственность за жизнь и здоровье пациента сочетается со стрессовыми факторами – боль и страдания других людей, их волнения и переживания. Материальные риски связаны с вероятностью возмещения ущерба, причиненного здоровью пациента в процессе оказания ему медицинской помощи в соответствии с решением судебных инстанций. Этот вид профессиональных рисков возрастает по мере повышения правовой грамотности пациентов и их родственников. Социальные риски связаны с вероятностью потерять работу, социальный статус в связи с ошибками в профессиональной деятельности, реорганизацией системы здравоохранения, утратой собственного здоровья и т.п. Моральные риски связаны с ситуациями морального выбора, которые возникают в профессиональной деятельности медработника. Риск принять решение, не соответствующее требованиям профессиональной этики, в результате чего возникает внутриличностный конфликт, влияющий на все остальные области жизнедеятельности личности.
Снизить негативные последствия ситуаций профессионального риска для медицинского работника может глубокая убежденность в безусловности моральных принципов и норм биомедицинской этики и принятие их для себя в качестве единственных ориентиров профессиональной деятельности.

Проблема «медицинской тайны»

Медицинские работники, особенно врачи и медицинские сестры, в ходе своей профессиональной деятельности часто оказываются обладателями наиболее сокровенных, интимных сведений о жизни пациентов. Такая информация помогает наиболее точно поставить диагноз, выбрать методы лечения, проводить лечебно-диагностические мероприятия. Получение максимально полной информации о состоянии здоровья больного возможно только при доверительных отношениях пациента с врачом, доверии к медицинским работникам и медицине в целом. От степени полноты и точности этой информации зависит выбор методов лечения и реабилитации пациента, профилактики возможных заболеваний. Важность доверительных отношений между врачом и пациентом была признана медиками еще в глубокой древности.
Среди сведений, которые становятся известны медицинским работникам в процессе оказания консультативно-диагностической, лечебно-профилактической и реабилитационной помощи, оказываются такие, которые человек при других обстоятельствах никогда не сообщил бы никому. Это сведения, которые касаются интимных сторон человеческой жизни, различных физических недостатков, душевных переживаний, особенностей семейной и профессиональной деятельности и др.
В истории медицинской этики и права данная проблема традиционно обозначалась как «врачебная тайна». «Врачебная тайна» - это понятие, которое обозначает требование профессиональной медицинской этики и деонтологии сохранять в тайне всю информацию, которая становится известна врачу в процессе лечения больного. Сохранение «врачебной тайны» является одним из важнейших вопросов медицинской этики и деонтологии.
По мере усложнения медицинской деятельности и появления новых специальностей – фармацевта, медсестры, медицинского лаборанта – этическое требование сохранения в тайне конфиденциальной информации о пациенте распространялось и на них. В настоящее время все правовые и этические требования относительно сохранения медицинской (врачебной) тайны относятся не только к врачам, но и другим медицинским работникам. Такое понимание и оценка обществом проблемы необходимости сохранения в тайне информации, касающейся жизни и здоровья пациента, отразилось в изменении названия данной проблемы.
С изменением структуры медицинской деятельности, появлением среднего и младшего медицинского персонала, ее название преобразовалось в «медицинскую тайну», что подразумевает распространение соответствующих этических и правовых требований на всех медицинских работников и лиц немедицинских специальностей, работающих в медицинских учреждениях или вступающих в общение, взаимодействие с пациентами.

В настоящее время требование сохранять конфиденциальность информации о пациенте, ставшей известной медицинским работникам в процессе их профессиональной деятельности имеет этико-правовой статус.
В современном медицинском праве под медицинской (врачебной) тайной понимают «все сведения, полученные от больного или выявленные при медицинском обследовании либо лечении, не подлежащие разглашению без согласия больного» .
В биомедицинской этике понятие «медицинская тайна » обозначает этическое требование сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию о пациенте, полученную в процессе профессиональной деятельности медицинского работника, кроме случаев, оговоренных законодательством.
«С этической точки зрения, понятие «медицинская тайна», во-первых, есть конкретизация принципа гуманизма в медицине, уважения человеческого достоинства пациента, его законных прав, а во-вторых – распространение принципа непричинения вреда на все стороны жизнедеятельности, образа жизни пациента, его благополучие, которому может нанести ущерб разглашение медицинским работником конфиденциальной профессиональной информации» .
Понятие «врачебная тайна» более узкое, т.к. касается только деятельности врача. Понятие «медицинская тайна» отражает этические требования, относящиеся ко всем медицинским работникам, в том числе и врачам. В связи с тем, что врач является главным действующим лицом процесса диагностики и лечения больного, то соблюдение «врачебной тайны» требует большей ответственности. Именно врач предоставляет информацию о пациенте в случаях, оговоренных законом, именно он определяет меру медицинской информации о диагнозе, лечении и прогнозе заболевания конкретного пациента, которой должна владеть медсестра.
Это этическое требование было зафиксировано в «Клятве» Гиппократа. В «Клятве» Гиппократа сказано: «Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людей из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».
Позднее оно было законодательно закреплено в ряде правовых документов во многих странах мира. Сохранение «врачебной тайны» является одним из важнейших вопросов медицинской этики и деонтологии.

К концу 20 века этическое требование соблюдения профессиональной медицинской тайны («врачебной тайны») оказалось зафиксировано во всех значительных этико-правовых документах международного уровня.
В России – это «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Клятва врача России, Этический кодекс медицинской сестры России, Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта).
В 61-й статье «Основ законодательства РФ о охране здоровья граждан» сказано, что врачебную тайну составляет информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоро¬вья пациента, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении больного. Это сведения о функциональных и физических недостатках организма, наследственных болезнях, вредных привычках, диагнозе, осложнениях, прогнозе, семейной и интимной жизни, факт усыновления и удочерения, сведения о состоянии здоровья родственников. Сюда относятся также сведения немедицинского характера, высказанные врачу или другому медработнику, юристу в присутствии врача, касающиеся его завещания, наличия коллекций или иных ценностей, увлечений, личных взаимоотношений с близкими родственниками и др. Согласно этой статье, не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицам, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных Законом.
Обязательным условием квалификации разглашения информации как медицинской (врачебной) тайны является получение ее при исполнении профессиональных обязанностей, независимо от того, получена ли она в лечебном учреждении или вне его при оказании экстренной помощи. В законодательстве оговорены случаи, когда конфиденциальная информация может быть передана третьим лицам – представителям правоохранительных органов или учреждений здравоохранения. Это случаи, когда информация позволяет предотвратить серьезные негативные последствия для общества.

Согласно действующему в нашей стране законодательству передача сведений, составляющих врачебную тайну, допускается с согласия гражданина или его законных представи¬телей. Медицинская (врачебная) тайна сохраняется и после смерти больного, и может быть разглашена только после получения разрешения близких родственников или законных представителей.
При отсутствии последствий, наносящих моральный или материальный вред больному, за нарушение медицинской тайны предусмотрена дисциплинарная ответственность. Но «при возникновении последствий, связанных с причинением вреда здоровью или жизни больного, а также морального вреда, нанесение нравственных или физических страданий, влечет за собой уголовную или гражданскую ответственность. …Уголовная ответственность наступает, если умышленное или неосторожное причинение среднего или тяжкого вреда здоровью, наступление смерти пациента связано с нарушением порядка предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, в соответствии со ст. 61 «Основ законодательства…» .
За разглашение врачебной тайны предусмотрена дисциплинар¬ная, административная и гражданская ответственность в соответствии с законодательством РФ. К гражданской ответственности врач мо¬жет быть привлечен в случае предъявления пациентом иска о возме¬щении морального вреда, причиненного разглашением врачебной тайны. Обязанность сохранения врачебной тайны распространяется не только на врачей, но и на других медицинских работников, а также студентов медицинских вузов, училищ и колледжей.
Впервые отношение к проблеме сохранения медицинской тайны в профессиональной деятельности медицинской сестры было определено в Клятве Флоренс Найтингейл: «…Сохраню в тайне доверенные мне сведения, касающиеся личности пациента или семейных отношений, о которых мне довелось узнать в ходе моих визитов». В действующем этическом Кодексе Международного Совета медсестер среди этических требований к взаимоотношениям медсестры и пациента особо выделено: «Медсестра хранит полученную конфиденциальную личную информацию и делится ею с большой осторожностью».

В Этическом кодексе медицинской сестры России проблеме медицинской тайны применительно к деятельности медицинской сестры посвящена статья 8. В этом документе сохранение профессиональной тайны зафиксировано как моральная обязанность медсестры. Содержание этой статьи соответствует положениям статьи 61 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», что подтверждает единство морально-этических принципов и норм врачебной, сестринской, фармацевтической этики.
Единство этических подходов к проблеме медицинской тайны в современных этических кодексах медицинских работников отражает единую моральную основу биомедицинской этики в области принципиальных проблем сохранения жизни и здоровья человека.
В истории медицины, в том числе и отечественной, отношение к проблеме «врачебной тайны» неоднократно менялось.
В дореволюционной России врачи в этом вопросе руководствовались "Факультетским обещанием", в котором говорилось: "Обещаю.... свято хранить вверяемые мне семейные тайны и не употреблять во зло оказываемого мне доверия".
В советский период учение о врачебной тайне оценивалось по-разному – от полного отрицания необходимости ее соблюдения до дифференцированного подхода к сведениям, составляющим конфиденциальную информацию о пациенте.
В условиях РСФСР 20-е годы Наркомздрав во главе с Н.А.Семашко стоял на позиции отрицания необходимости соблюдения врачебной тайны. В основе такого подхода лежала идея о том, что болезнь не позор, а несчастье, и в условиях социалистического общества с его коммунистической моралью не следует делать тайну из своего несчастья, т.к. общество готово помочь каждому своему гражданину в его беде. В 1967 году в законодательство СССР и союзных республик вносятся изменения, согласно которым для медицинских работников становится обязательным соблюдение врачебной тайны и предусматривается ответственность за её разглашение.
Значимость соблюдения требования сохранять конфиденциальную информацию о пациенте обусловлена изменениями в области медицины и здравоохранения, которые произошли (и продолжают происходить) в конце 20 - начале 21 века. В связи с важностью проблемы сохранения медицинской тайны Европейское бюро ВОЗ приняло «Декларацию о политике в области обеспечения прав пациента в Европе». Положения Декларации, касающиеся конфиденциальной информации соответствуют положениям статьи 61 «Врачебная тайна» «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», однако отмечается, что компоненты человеческого тела, из которых можно извлечь идентификационную информацию, также должны храниться с соблюдением требований защиты. Данное положение имеет важное значение для деятельности всех медико-биологических лабораторий, в работе которых исследуется и используется биологический материал.
Особое значение и соответствующую регламентацию имеют вопросы сохранения врачебной тайны в отношении психических, ве¬нерических заболеваний, ВИЧ-инфекции. Так, больным венериче¬скими заболеваниями и ВИЧ-инфицированным гарантируется анонимное обследование и лечение при условии соблюдения ими режима, исключающего опасность заражения других лиц. При нарушении режима и уклонении от лечения они могут быть насиль¬ственно привлечены к лечению с участием органов правопорядка. В соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и га¬рантии прав граждан при ее оказании» (1993) запрещается дача све¬дений о характере заболевания по телефону, соседям и сотрудникам больного, государственным учреждениям, в том числе медицинским непсихиатрического профиля. Перечень инстанций и условия дачи им сведений содержатся в Законе.
Этические проблемы, связанные с сохранением медицинской тайны в современной медицине связаны с тем, что информация о состоянии здоровья больного, его жизни и личностных особенностях имеет множество источников и передается по различным каналам от одних людей к другим.
В связи с особенностями информационных процессов в современной медицине, информация о состоянии здоровья, результатах лечебно-диагностических мероприятий, наследственных болезнях и других особенностях состояния здоровья пациента фиксируется в медицинской документации, которая хранится не только на бумажных, но и электронных носителях, все чаще составляя электронную базу данных о пациентах отделений, больниц, поликлиник, диагностических центров и т.д. Эта информация оказывается в большей или меньшей степени доступна различным категориям медицинских работников, а в отдельных случаях и другим людям. Конфиденциальная информация становится известна и передается в процессе оказания медицинской помощи достаточно широкому кругу медицинских работников: работники регистратуры, санитары, медлаборанты, медсестры, врачи-консультанты, представители администрации лечебного учреждения, знакомые и родственники, студенты медицинских учебных заведений.
Таким образом, сохранение в тайне информации о состоянии здоровья пациента происходит в достаточно обширной области, границы которой варьируют в каждом конкретном случае. В зависимости от проблемы, возникшей со здоровьем у конкретного человека, в лечебно-диагностический и реабилитационный процесс вовлекается различное количество людей. Соответственно конфиденциальная информация может сохраняться на различных уровнях профессиональных и социальных взаимосвязей людей. Это микроуровнь (врач, медсестра, близкие родственники), мезоуровнь (несколько врачей, медсестер, санитарки, представители администрации, родственники, знакомые, коллеги по работе и т.д.), макроуровнь, на котором в систему взаимоотношений включаются представители нескольких медицинских учреждений и других организаций, и мегауровень, на котором конфиденциальная информация распространяется через средства массовой информации, научные и учебные издания.
На мезо- и макроуровне действует принцип презумпции согласия пациента на сообщение сведений о нем всем лицам, от которых зависит сохранение здоровья, а чаще всего, жизни пациента. При распространении конфиденциальной информации на мегауровне через средства массовой информации всегда имеется согласие пациента или его родственников, что соответствует этическим и правовым нормам в этом вопросе. При использовании информации о пациенте в научных и учебных изданиях также соблюдаются определенные этические требования: фамилия и имя обозначаются только инициалами, особенности личной жизни, кроме случаев из психиатрической практики, как правило, пропускаются, на фотографиях скрываются глаза.

Соблюдение медицинской тайны способствует созданию атмосферы доверия во взаимоотношениях между медицинскими работниками, пациентом и его родственниками. Любая неискренность и разглашение конфиденциальной информации представляет собой пренебрежение доверием, которое оказывается медицинским работникам людям, обращающимися к ним за помощью.
Особое значение сохранение медицинской тайны приобретает в случаях наличия у пациента заболевания, имеющего в общественном сознании статус «стыдного», неблагоприятного для взаимодействия с таким человеком (психическое заболевание, ВИЧ-инфекция и др.). По мере расширения области использования биомедицинских технологий к особо значимой информации, составляющей медицинскую тайну, начинают относиться сведения об искусственном оплодотворении, изменении пола, генетических особенностях.
Медсестра, сообщающая в присутствии третьих лиц врачу о том, что пациенту Н. сделана очистительная клизма, тем самым разглашает информацию, касающуюся интимных сторон его жизни и здоровья. Медлаборант, передающий бланк с результатами анализа пациенту через третье лиц без согласования с пациентом нарушает конфиденциальность медицинской информации о состоянии его здоровья. Фармацевт, работающий в аптеке и произносящий название лекарства, необходимого посетителю, так громко, что слышат другие посетители аптека, нарушает конфиденциальность медицинской информации о лекарственных средствах, применяемых данным человеком в лечении своего заболевания, и, как следствие, об имеющемся у него заболевании (типе заболевания или особенностях состояния здоровья).
Наибольший вред пациенту и/или его родственникам приносит нарушение конфиденциальности информации о жизни и здоровье пациента, затрагивающей его духовные и социальные ценности. Это информация о перемене пола, наличии неизлечимого заболевании, факты из личной жизни пациента.

Процессы дифференциации и специализации в области медицинской науки и практики, внедрение в практику новейших биомедицинских технологий, информатизация медицины отразились на процессе получения, хранения и передачи информации о пациенте в ходе лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий. В таких условиях сохранение в тайне конфиденциальной информации становится возможным только при наличии высокого уровня ответственности и этической грамотности у всех медицинских работников, включенных в лечебно-диагностический и реабилитационный процессы.
В 1991 г. Совет Европы принял документ «Принципы, относящиеся к автоматизированным банкам медицинских данных», имеющий важное значение в связи с расширением процессов компьютеризации практического здравоохранения. В нем определены особенности хранения информации в автоматизированных банках медицинских данных, правилах доступа к ней как медработников, так и других категорий граждан, включая самих пациентов. Основу этих принципов составляют этические нормы сохранения конфиденциальной информации, утвердившиеся в биомедицинской этике.

Литература:

1. Иванюшкин А.Я. Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. с. 297.
2. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок: Пер. с англ. – М.: Практика, 1994. С. 109.
3. Акопов В.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медсестер. (Основы медицинского права). – Москва: ИКЦ «Март», Ростов-н/Д: Издательский центр «Март», 2005, с. 234.
4. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003, с. 132.
5. Гиппократ. Клятва. Закон о враче. Наставления / Пер. с греч. В.И. Руднева. – Мн.: Современный литератор, 1998, с.10.
6. Акопов В.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медсестер. (Основы медицинского права). – Москва: ИКЦ «Март», Ростов-н/Д

Кодекс профессиональной этики медицинского работника здравоохранения Свердловской области (далее - Кодекс) является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

Нормы профессиональной этики медицинского работника устанавливаются на основании норм культуры, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, норм международного права. Настоящий Кодекс определяет высокую моральную ответственность медицинского работника перед обществом и пациентом за свою деятельность. Каждый медицинский работник должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса.

РАЗДЕЛ I . Общие положения

Статья 1. Понятие «медицинский работник»

Под медицинским работником в соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в настоящем Кодексе понимается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое являетсяиндивидуальнымпредпринимателем,непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Статья 2. Цель профессиональной деятельности

Цель профессиональной деятельности медицинского работника -сохранение жизни человека, участие в разработке и проведении мероприятий по охране его здоровья в пределах компетенции медицинского работника, надлежащее оказание всех видов диагностической, лечебной, профилактической, реабилитационной и паллиативной медицинской помощи.

Статья 3. Принципы деятельности

Медицинский работник должен использовать все свои знания и практические навыки, в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией для охраны здоровья граждан, обеспечения качества оказываемой им помощи на высоком уровне.

Медицинский работник обязан одинаково уважительно оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений.

Действия медицинского работника, его убеждения и ориентация при трансплантации человеческих органов и тканей, вмешательстве в геном человека, в репродуктивную функцию определяются этико-правовыми и законодательно-нормативными актами Российской Федерации.

Медицинский работник обязан постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, навыки.

Медицинский работник несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, принятыми клиническими рекомендациями, должностными инструкциями и служебными обязанностями.

Учитывая роль медицинского работника в обществе, он должен поддерживать и принимать участие в общественных мероприятиях, особенно по пропаганде здорового образа жизни.

Статья 4. Недопустимые действия медицинского работника

Злоупотребление знаниями и положением медицинского работника несовместимо с его профессиональной деятельностью.

Медицинский работник не вправе:

использовать свои знания и возможности не в целях охраны здоровья человека;

использовать методы медицинского воздействия на пациента по просьбе третьих лиц;

навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды;

использовать незарегистрированное в установленном порядке медицинское оборудование;

назначать и использовать незарегистрированныев РФ фармакологические препараты;

навязывать пациентам тот или иной вид лечения, лекарственные средства в корыстных целях;

наносить пациенту физический, нравственный или материальный ущерб намеренно либо по небрежности, безучастно относиться к действиям третьих лиц, причиняющих такой ущерб.

Личные предубеждения медицинского работника и иные субъективные мотивы не должны оказывать воздействия на выбор методов диагностики и лечения.

Медицинский работник при назначении курса лечения не вправе предоставлять пациенту недостоверную, неполную либо искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов и объема медицинской помощи, предоставляемой ему бесплатно в рамках программы государственных гарантий, установленной законодательством Российской Федерации.

Подарки от пациентов и пациентам крайне нежелательны, поскольку могут создать впечатление у пациентов, не дарящих и не получающих подарков, что им оказывают меньшую заботу. Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги.

Медицинский работник не имеет права, пользуясь своим профессиональным положением, психической несостоятельностью пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.

Медицинский работник не вправе скрывать от пациента информацию о состоянии его здоровья. В случае неблагоприятного прогноза для жизни пациента медицинский работник должен предельно деликатно и осторожно проинформировать об этом пациента при условии, что пациент изъявил желание получить такого рода информацию.

Медицинский работник не вправе скрывать от пациента и непосредственного руководителя информацию о развитии медико-техногенной патологии, непредвиденных реакций и осложнений в процессе лечения.

Статья 5. Профессиональная независимость

Долг медицинского работника - хранить свою профессиональную независимость. Оказывая медицинскую помощь, медицинский работник принимает на себя всю полноту ответственности за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки давления со стороны администрации, пациентов или иных лиц.

Медицинский работник вправе отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно требует от него действий противоречащих законодательству, этическим принципам, профессиональному долгу.

Участвуя в консилиумах, комиссиях, консультациях, экспертизах и т.п., медицинский работник обязан ясно и открыто заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случаях давления на него - прибегать к общественной и юридической защите, а также защите со стороны профессиональных медицинских сообществ.

РАЗДЕЛ II . Взаимоотношения медицинского работника и пациента

Статья 6. Уважение чести и достоинства пациента

Медицинский работник должен уважать честь и достоинство пациента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства, агрессии, неприязни или эгоизма либо выражение предпочтения кому-либо из пациентов со стороны медицинского работника недопустимы.

Статья 7. Условия оказания медицинской помощи

Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях сохранения принципов свободы выбора и человеческого достоинства пациента.

Все, кому требуется скорая медицинская помощь при состояниях, требующих экстренного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни), должны быть приняты и осмотрены медицинскими работниками с учетом специальности и независимо от платёжеспособности и наличия страхового медицинского полиса.

Статья 8. Конфликт интересов

При возникновении конфликта интересов медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Статья 9. Врачебная тайна

Пациент вправе рассчитывать на то, что медицинский работник сохранит втайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию. Медицинский работник не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью. Медицинский работник должен принять меры, препятствующие разглашению врачебной тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить врачебную тайну. Передача сведений, содержащих врачебную тайну, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Моральная поддержка пациента, находящегося при смерти

Медицинский работник не должен прибегать к эвтаназии, равно как привлекать к её исполнению других лиц, но обязан облегчить страдания больных, находящихся в терминальном состоянии, всеми доступными, известными и разрешёнными способами. Медицинский работник должен способствовать пациенту в осуществлении его права воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии обязан уважать права граждан относительно проведения посмертной экспертизы, с учетом действующего законодательства Российской Федерации.

Статья 11. Выбор медицинского работника

Медицинский работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту. Медицинский работник может рекомендовать пациенту другого специалиста в случаях:

если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам специалиста;

если имеются противоречия с пациентом или его родственниками в плане лечения и обследования.

РАЗДЕЛ III . Взаимоотношения медицинских работников

Статья 13. Взаимоотношения между медицинскими работниками

Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении и доверии.

Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.

Моральное право руководства другими медицинскими работниками требует высокого уровня профессиональной компетентности и высокой нравственности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и не оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

В трудных клинических случаях опытные медицинские работники должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. В соответствии с действующим законодательством всю полноту ответственности за процесс лечения несет только лечащий врач, которые вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.

РАЗДЕЛ IV . Пределы действия Кодекса, ответственность за его нарушение, порядок его пересмотра

Статья 14. Действие Кодекса

Настоящий Кодекс действует на всей территории Свердловской области.

Статья 15. Ответственность медицинского работника

Степень ответственности за нарушение профессиональной этики определяется комиссией по медицинской этике при Министерстве здравоохранения Свердловской области и комиссиями по этике в организациях здравоохранения.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, медицинский работник несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Пересмотр и толкование Кодекса

Пересмотр и толкование отдельных положений настоящего Кодекса осуществляется Министерством здравоохранения Свердловской области с учетом предложений профсоюза работников здравоохранения области, Ассоциаций медицинских работников и медицинского профессионального объединения врачей Свердловской области.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний