Пассат, малый ракетный корабль. Дивизион плохой погоды

Главная / Полезное

К началу 1980-х годов СССР располагал солидным «москитным флотом». В его состав входили ракетные катера проектов 205 и 206МР, на замену которым строили большие ракетные катера проекта 12411. Их дополняли малые ракетные корабли проектов 1234 и 1234.1.

Последние считались весьма современными кораблями и строились вплоть до распада СССР. Однако еще в 1970-е годы началась проработка замены для МРК проекта 1234. Военные моряки стремились получить корабль, построенный по самым передовым технологиям и обладающий высокими скоростными и мореходными качествами. Это требовало перехода от традиционных водоизмещающих конструкций к кораблям с динамическими принципами поддержания. Поначалу сделали ставку на глубокопогруженные подводные крылья. В 1981 году был построен опытный малый ракетный корабль МРК-5 (проект 1240), использовавший этот принцип. Но по ряду причин в серию он не пошел. Более перспективной признали концепцию скегового корабля на воздушной подушке (КВП). Такой корабль является своеобразным катамараном, корпуса которого служат ограждением для воздушной подушки, создаваемой нагнетателями. Спереди и сзади удержание воздушной подушки обеспечивается гибким ограждением. В отличие от амфибийных КВП с мягким ограждением воздушной подушки, на ходу скользящих над водой, у скеговых КВП при движении нижняя часть боковых корпусов остается погруженной в воду. Это делает возможными применять обычные гребные винты, а не воздушные пропеллеры (как у амфибийных КВП).

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Заказ на создание ударного корабля ближней морской зоны по схеме скегового КВП выдали в 1972 году Центральному морскому конструкторскому бюро «Алмаз». Проект получил номер 1239 и шифр «Сивуч». Главным конструктором назначили Л. Ельского. В тактическом смысле он был развитием МРК проектов 1234 и 1234.1, но отличался от них целым рядом технических особенностей. В частности, характерной чертой катамарана стала большая площадь палубы, что позволило избежать ограничений в размещении оружия, присущих традиционным однокорпусным кораблям, и создать более комфортные условия для экипажа. Конструкторам, создававшим проект 1239, пришлось решить целый ряд проблем, впервые вставших перед кораблестроителями. В том числе разработать движительный и нагнетательный комплексы, которые обеспечивали высокую живучесть и экономичность. Создать устройство уборки гибких ограждений воздушной подушки при движении корабля в водоизмещающем режиме. Обеспечить многорежимность движения (от малых скоростей в водоизмещающем режиме до полного хода на воздушной подушке при выходе в ракетную атаку).

Для всесторонней отработки конструкторских решений построили небольшие опытные катера «Стрепет» и «Икар», отличавшиеся обводами боковых корпусов-скег. «Стрепет» показал лучшие гидродинамические качества, но «Икар» оказался более мореходным. В итоге именно его выбрали в качестве образца для «Сивуча».

Параллельно шла и разработка главной энергетической установки. После оценки нескольких вариантов выбор остановили на дизель-газотурбинной установке схемы CODAG (с совместной работой дизелей и газовых турбин на полном ходу). Для высокоскоростного режима предусмотрели поворотные опускные колонки с винтами, приводимыми в действие газовыми турбинами. Конструкция их аналогична соответствующим узлам МРК-5 (проект 1240), также разработанного в конструкторском бюро «Алмаз».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

МРК проекта 1239 является водоизмещающим катамараном с аэростатической разгрузкой — то есть воздушная подушка, создаваемая нагнетателями, не полностью разгружает корпус, приподнимая его из воды. В носовой и кормовой части удержание воздушной подушки обеспечивает надувное гибкое ограждение. Корабли представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой длиной 64 и шириной 18 м. Корабль имеет малую осадку только на высокой скорости, но даже и в этом случае в воду на несколько метров погружены колонки с соосными гребными винтами. Если необходим скоростной рывок, просвет между корпусами в носу и корме закрывается надувными ограждениями, бортовые колонки с гребными винтами опускаются в рабочее положение, запускаются установленные на верхней палубе дизеля-нагнетатели. За счет наддува воздуха в пространство между корпусами осадка уменьшается с 3,3 до 1,5 м и, соответственно, резко снижается волновое сопротивление и сопротивление трения воды. Поднявшись на воздушную подушку, корабль может разогнаться до скорости 55 узлов и пройти в таком положении 500 миль.

Корабли проекта 1239 оборудованы комбинированной силовой установкой. Она включает два дизеля крейсерского хода (работающих и на полном ходу), две газовые турбины полного хода и два дизеля-нагнетателя для создания воздушной подушки.

Под дизелями корабль способен разогнаться до 27 узлов, но крейсерская скорость составляет 12 узлов. При такой скорости МРК может пройти до 2500 миль. Даже если и маршевые двигатели, и газовые турбины выйдут из строя, корабль сможет двигаться на дизелях-нагнетателях со скоростью до трех узлов за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму.

ВООРУЖЕНИЕ И РАДИО-ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Главным элементом вооружения «Сивуча» является противокорабельный ракетный комплекс «Москит» с ракетами 3М80 (или их усовершенствованными модификациями). Восемь ПКР размещены в двух четырехзарядных пусковых установках, размещенных по бокам надстройки. Целеуказание для ракет обеспечивает РЛС МР-144 «Монолит» с антенной, установленной на крыше ходовой рубки под большим обтекателем. Все остальное вооружение малого ракетного корабля предназначено главным образом для самообороны.

В кормовой части надстройки размещен ЗРК «Оса-МА2» с опускаемой спаренной пусковой установкой. В его боекомплект входит 20 ракет. Главный калибр артиллерийского вооружения «Сивуча» — 76-мм артустановка АК-176, размещенная перед надстройкой (боекомплект 316 снарядов). Для управления ее огнем применяется РЛС МР-123-01 «Вымпел-А». Для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет и авиации противника служат две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М, размещенные в оконечностях корабля (боекомплект по 3 тыс. снарядов). Целеуказание они получают от РЛС «Вымпел-А», имеются также резервные прицельные устройства — визирные колонки.

Обнаружение воздушных и надводных целей обеспечивает радар МР-352 «Позитив». Имеется также навигационная РЛС малой дальности МР-244-1 «Экран», в 2008 году замененная на более совершенный радар МР-231-1 «Пал». Корабль оборудован навигационным комплексом «Приток», комплексом РЭБ «Вымпел-Р2» и комплексом радиосвязи «Буран-7».

ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА

Постройка кораблей проекта 1239 осуществлялась на судостроительном заводе им. М. Горького в Зеленодольке. Головной корабль, поначалу обозначавшийся МРК-27, а в 1992 году получивший название «Бора», был принят в опытную эксплуатацию 30 декабря 1989 года и вошел в состав Черноморского флота. В 1991 году во время очередного выхода в море МРК-27 попал в сильнейший шторм в Керченском проливе. Волнами сорвало крышку носового ограждения, и вода начала поступать внутрь корпуса. Чтобы спасти корабль, командиру пришлось развернуть его и малым ходом возвращаться в базу кормой вперед. В следующем году МРК-27 отремонтировали, использовав детали с недостроенной третьей единицы проекта. В последующие годы «Бора» оставался в составе Черноморского флота.

Второй корабль МРК-17 (в марте 1992 года переименованный в «Самум») прибыл на Черное море для испытаний в ноябре 1992 года. В 1993-1994 годах он в несколько этапов был переведен по внутренним водным путям на Балтику. Некоторое время находился на отстое в Санкт-Петербурге, а в декабре 1996 года приступил к государственным испытаниям. Завершились они лишь в феврале 2000 года, когда корабль официально ввели в состав флота. В июле 2002 года «Самум» вернулся на Черное море. В настоящее время оба МРК входят в состав 166-го дивизиона малых ракетных кораблей 41 -й бригады ракетных катеров Черноморского флота. Помимо боевой подготовки в Черном море они с 2014 года поочередно совершают походы в Средиземное море.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Несмотря на свои уникальные характеристики, корабли проекта 1239 массово не строились — серия ограничилась всего двумя единицами. Причин тому несколько, и одна из них — колоссальная стоимость корабля, превосходящая в 5,5 раза цену ракетного катера проекта 12411. «Ахиллесовой пятой» «Сивуча» стала его техническая сложность. Хотя на воздушной подушке корабль способен разогнаться до 55 узлов (более 100 км/ч), процесс перехода из водоизмещающего режима на подушку может занять десятки минут. Особые требования накладывает и материал корпуса — алюминиево-магниевый сплав, который подвержен коррозии. Паспортный срок службы корпуса составляет 15 лет (хотя в настоящее время оба «Сивуча» значительно превысили этот предел). Недостаточной считается и автономность корабля. Поэтому постройку МРК проекта 1239 для ВМФ Российской Федерации прекратили. Не удалось заинтересовать проектом и зарубежных заказчиков.

Возможно вам будет интересно:


В предыдущей статье мы немного коснулись состояния «москитных» сил нашего флота на примере малых противолодочных кораблей и вынуждены были констатировать, что данный класс в ВМФ РФ возобновления и развития не получил. Как мы уже говорили ранее, в составе ВМФ РФ было 99 МПК водоизмещением от 320 до 830 т, а к концу 2015 г. в строю оставалось 27 единиц, построенных в 80-е года прошлого столетия, которым также скоро «пора на пенсию», тем более что их возможности против подводных лодок 4-го поколения крайне сомнительны. Но новых МПК не строят: создание кораблей этого класса прекращено, видимо, в расчете на то, что их роль выполнят корветы. Которые, увы, в силу своей малочисленности, разумеется, не смогут решать задачи советских СКР и МПК хоть в сколько-то полном объеме.

Ну а сейчас посмотрим на ударную компоненту «москитных» сил – малые ракетные корабли (МРК) и катера (РК). Дабы не травмировать психику, не будем вспоминать о том, сколько МРК и РК несло службу под советским флагом, а примем за точку отсчета 1 декабря 2015 г. и перечислим только те корабли, которые закладывались еще в СССР.

МРК проекта 1239 «Сивуч» - 2 ед.

Уникальные корабли на воздушной подушке скегового типа, т.е, по сути, катамараны с двумя узкими корпусами и широкой палубой. Скорость – 55 узлов (интересно, что на сайте Зеленодольского завода указано «около 45 уз». Опечатка?), вооружение – 8 ПКР «Москит», ЗРК «Оса-М», одна 76-мм установка АК-176 и две 30-мм АК-630. Помимо впечатляющей скорости, обладают вполне приемлемой мореходностью: МРК этого типа могут применять свое при волнении 5 баллов на скорости 30-40 узлов и в водоизмещающем положении – до 8 баллов включительно.

Заложены в СССР в 80-ых годах, достроены уже в РФ в 1997-1999 гг., так что можно рассчитывать, что корабли этого типа прослужат еще лет 15-20. И это замечательно. Возобновление создания кораблей данного типа вряд ли рационально, поскольку стоимость их наверняка очень и очень высока (специфический корпус, сверхмощная энергетическая установка), но те, что уже построены следует сохранять в составе ВМФ РФ как можно дольше, своевременно производя ремонт и модернизации.

МРК проекта 1234.1 «Овод» (по классификации НАТО) – 12 ед.

Имея стандартное водоизмещение 610 т, эти корабли располагали весьма развитым и сбалансированным по составу вооружением, включающим в себя две строенные пусковые установки для противокорабельных ракет П-120 «Малахит», один двухбалочный ЗРК «Оса-МА», 76-мм артиллерийскую установку и 30-мм «металлорезку». Скорость МРК данного проекта тоже внушала уважение – 35 узлов, при том, что ракетное оружие могло применяться при волнении до 5 баллов.

Эти корабли закладывались в период с 1975 по 1989 гг., а те из них, что до сих пор остались в строю, пополнили ряды флота в период с 1979 по 1992 гг. Соответственно, на сегодняшний день их возраст составляет от 26 до 40 лет, причем 9 «Оводов» еще не перешагнули тридцатилетнего рубежа. Исходя из этого можно предполагать, что существует техническая возможность сохранять их в составе флота еще в пределах десятилетия. Другой вопрос, нужно ли это делать?

Дело в том, что основное оружие МРК, ПКР П-120 «Малахит», разрабатывалась еще в 60-х годах прошлого столетия и даже на момент развала СССР оно находилось уже далеко не на пике технического прогресса. Его предельная дальность полета составляла 150 км, скорость (по различным данным) 0,9-1 М, высота полета на маршевом участке – 60 м. Однозначными плюсами ракеты являлось смешанное самонаведение (активная радиолокационная ГСН дополнялась инфракрасным датчиком "Дрофа"), и очень мощная 800-кг боевая часть, но на сегодняшний день эта ПКР совершенно устарела. В то же время модернизировать почти тридцатилетние корабли под новые ракеты особого смысла уже не имеет, так что дальнейшее их нахождение в составе флота будет носить больше декоративную, нежели практическую функцию.

МРК проекта 1234.7 «Накат» – 1 ед.

Тот же МРК «Овод», только вместо шести П-120 «Малахит» нес 12 (!) П-800 «Оникс». Вероятно, был опытным кораблем, на сегодняшний день выведен из состава флота. По некоторым данным, был списан еще в 2012 г., но справочник С.С. Бережнова, на который ориентируется автор статьи, числит его на конец 2015 г. в составе ВМФ, поэтому все же «Накат» попадает в наш список.

МРК проекта 11661 и 11661М «Татарстан» - 2 ед.

Корабли этого типа создавались как замена малым противолодочным кораблям проекта 1124, но, будучи заложены в 1990-1991 гг. достраивались уже в РФ как сторожевые (и ракетные) корабли. «Татарстан» имел стандартное водоизмещение 1 560 т, скорость 28 уз, вооружался восемью ПКР «Уран», ЗРК «Оса-МА», одна 76-мм артустановка, два 30-мм АК-630 и столько же 14,5 пулеметов КПВТ. «Дагестан» обладал теми же характеристиками, но вместо «Уран» получил восемь «Калибров», а вместо «металлорезок» - ЗАК «Палаш». «Татарстан» вступил в строй в 2003 г, «Дагестан» - в 2012 г., оба корабля служат в Каспийской флотилии.

Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-М) «Молния» – 18 ед.

Основной ракетный катер ВМФ РФ. Стандартное водоизмещение – 392 т, 42 узла, четыре сверхзвуковых П-270 «Москита», 76-мм АК-176 и две 30-мм АК-630. На один из катеров («Буря») вместо двух «металлорезок» установлен ЗАК «Палаш». Основная масса этих катеров вступала в строй в 1988-1992 гг, один – в 1994 г, а «Чувашия», заложенный в 1991 г – даже и в 2000 г. Соответственно, возраст 16 ракетных катеров составляет 26-30 лет, благодаря оснащению ПКР «Москит» корабли все еще сохраняют свою актуальность и, по всей видимости, могут быть сохранены в составе флота еще 7-10 лет. В составе ВМФ РФ находится и девятнадцатый корабль этого типа, но с него демонтированы пусковые установки для «Москитов», отчего числить его в ракетных катерах было бы неправильно.

РК проекта 12411 (1241-Т) – 4 ед

Игнорируем малозначимые нюансы. Получилось так: в СССР был разработан ракетный катер под новейшие сверхзвуковые ракеты «Москит», но ПКР несколько запаздывали, отчего первая серия «Молний» была вооружена старенькими «Термитами» при той же артиллерии. Корабли вводились в строй в 1984-1986 гг, на сегодняшний день им от 32 до 34 лет, а их основное вооружение утратило боевое значение в 80-х годах прошлого столетия. Модернизировать эти корабли бессмысленно в силу их возраста, сохранять в составе ВМФ – тоже, так что следует ожидать их списания в ближайшие 5 лет.

РК проекта 1241.7 «Шуя» - 1 ед.

Вступил в строй в 1985 г. «Молния» первой серии с «Термитами», но с демонтированными «металлорезками» и установленным вместо них ЗРАК «Кортик», который, впоследствии, также был демонтирован. Очевидно, этот корабль в ближайшие 5 лет ждет вывод из состава флота.

РК проекта 206 МР – 2 ед.

Маленькие (233 т) катера на подводных крыльях. 42 узла, 2 ракеты «Термит», 76-мм артустановка и один автомат АК-630. Оба катера вошли в строй в 1983 г, сейчас им 35 лет и оба очевидные кандидаты на списание в самом ближайшем будущем.

Таким образом, из «советского наследия» по состоянию на 1 декабря 2015 г. в ВМФ РФ служили 44 малых ракетных корабля и ракетных катера, из которых реальной боевую ценностью обладали 22, в т.ч. два «Сивуча» и 18 «Молний», вооруженных ПКР «Москит», а также два каспийских «Татарстана». Тем не менее, до 2025 г основная масса этих кораблей вполне может оставаться в строю – на сегодня из состава флота выбыл «Накат», и следует ожидать, что за ним в самом скором времени последуют 7 катеров, вооруженных ракетами «Термит», но остальные вполне могут служить до 2025 г. и далее.

Возможно, именно поэтому ГПВ 2011-2020 гг. не предусматривала массового строительства ударных «москитных» сил – предполагалось ввести в строй только несколько кораблей проекта 21631 «Буян-М». Данные корабли представляют собой увеличенный и «ракетизированный» вариант малого артиллерийского корабля проекта 21630. При водоизмещении 949 т «Буян-М» способен развить 25 узлов, вооружение его составляют УКСК с 8 ячейками, способная применять семейство ракет «Калибр», 100-мм АУ-190 и 30-мм АК-630М-2 «Дуэт» и ЗРК «Гибка-Р» с ракетами 9М39 «Игла».

Но, с учетом малой скорости и того, что «Буян-М» относится к кораблям класса «река - море», его вряд ли можно рассматривать как замену малым ракетным кораблям и катерам, ориентированным на удары по корабельным группам противника в нашей ближней морской зоне. Вероятнее всего «Буян-М» - это просто «чехол» для крылатых (не противокорабельных!) ракет «Калибр». Как известно, наземное развертывание крылатых ракет малой (500-1 000 км) и средней (1 000 – 5 500 км) дальности запрещено договором РСМД от 8 декабря 1987 года, тем не менее вооруженные силы США и РФ, безусловно, испытывают потребность в подобных боеприпасах. Американцы компенсировали отсутствие подобных ракет развертыванием КР «Томагавк» морского базирования, у нас же, после гибели флота СССР подобной возможности не было. В этой ситуации превращение наших «Калибров» в ракеты «речного развертывания» является логичным, и не нарушающим международные договоры шагом. Система речных каналов Российской Федерации позволяет перемещать «Буяны-М» между Каспийским, Черным и Балтийским морями, на реках эти корабли могут быть надежно прикрыты наземными ЗРК и авиацией, а осуществлять пуски ракет они могут из любой точки маршрута.

Вероятно, при крайней необходимости «Буяны-М» в состоянии действовать и в море, получив на вооружение противокорабельный вариант «Калибров», но, очевидно, что это не их профиль. На это же «намекает» их состав радиолокационного вооружения, но об этом мы поговорим чуть позже.

Настоящим восстановлением «москитного» флота можно считать строительство серии малых ракетных кораблей проекта 22380 «Каракурт». Это небольшие, узкоспециализированные ударные корабли, полное водоизмещение которых не достигает и 800 т. В качестве энергетической установки используются три дизельных двигателя М-507Д-1 производства ПАО «Звезда», мощностью по 8 000 л.с. каждый – вместе они сообщают «Каракурту» скорость около 30 узлов. Основное вооружение корабля – УКСК на 8 ячеек для ракет «Калибр»/«Оникс», 76-мм артиллерийская установка АК-176МА и ЗРАК «Панцирь-МЕ», а также два 12,7-мм пулемета «Корд». На первых двух кораблях серии, вместо «Панциря» устанавливались два 30-мм АК-630.

В ряде источников указывается, что в дополнение к «металлорезкам» МРК оснащаются ПЗРК, но здесь, судя по всему, речь идет не о «Гибке», а просто об обычном ПЗРК (труба на плече).

Радиолокационное вооружение проекта 22800 подчеркивает его ударную, противокорабельную направленность. На «Каракурты» устанавливается РЛС общего обнаружения «Минерал-М», возможности которой чрезвычайно велики для корабля, чье водоизмещение «не дотягивает» даже до 1 000 т.

Помимо обычных для РЛС такого типа задач обнаружения и сопровождения надводных и воздушных целей, «Минерал-М» способен осуществлять:

1) автоматизированный прием, обработка и отображение информации по надводной обстановке, поступающей от совместимых комплексов, размещенных на наземных средствах или кораблях тактической группы, от внешних источников (командных систем управления, выносных наблюдательных пунктов, размещенных на кораблях, вертолетах и других летательных аппаратах), используя внешние средства радиосвязи;

2) прием, обработку и отображение информации по надводной обстановке, поступающей от корабельных источников информации: боевых информационно-управляющих систем, радиолокационных станций, навигационных станций, гидроакустических систем;

3) управление совместными боевыми действиями кораблей тактической группы.

Иными словами, «Минерал-М» до ужаса сетецентричен: он может получать (и очевидно, предоставлять) информацию группировке разнородных сил, реализуя принцип «видит один – видят все», и может выступить в роли координационного центра, но и это еще не все достоинства данного комплекса. Дело в том, что «Минерал-М» умеет работать не только в активном, но и в пассивном режиме, ничего не излучая самостоятельно, но обнаруживая и определяя местоположение неприятеля по его излучению. При этом, в зависимости от диапазона излучения, дальность обнаружения радиолокационых систем колеблется от 80 до 450 км. В активном режиме РЛС «Минерал-М» способна давать загоризонтное целеуказание, дальность обнаружения цели размером с эсминец достигает 250 км. Здесь, конечно, следует отметить, что «загоризонтный» режим работы РЛС возможен далеко не всегда и зависит от состояния атмосферы. Приведенные 250 км дальности, например, возможны только при условии сверхрефракции. Тем не менее, полезность этого режима работы РЛС для носителя дальнобойных противокорабельных ракет невозможно переоценить. В целом же можно констатировать, что подобная РЛС весьма неплохо смотрелась бы даже на куда более крупном корабле.

А вот на «Буяне-М» размещается РЛС МР-352 «Позитив», представляющая собой (как смог понять автор, не являющийся экспертом в области радиолокации) РЛС общего назначения в традиционном понимании этих слов, т.е. без многочисленных «плюшек» - загоризонтного целеуказания и т.д. То есть «Позитив» обеспечивает освещения воздушной и надводной обстановки на дистанции до 128 км, и не предназначен для управления оружием. В принципе, «Позитив» может давать целеуказание и для ракет, и для артиллерийской стрельбы, но делает это не так хорошо, как специализированные РЛС, потому что это для него все же побочная функция. Отсутствие на «Буяне-М» РЛС наподобие «Минерала-М» как раз и позволяет предположить, что данный МРК не рассматривается руководством флота как средство морского боя.

Темпы строительства «москитного» флота для ВМФ РФ весьма впечатляют, и значительно превосходят планы ГПВ 2011-2020 гг. Начиная с 2010 г заложено 10 МРК типа «Буян-М», а еще на два подписан контракт. Пять кораблей этого типа вошли в состав флота в 2015-2017гг, при этом длительность постройки составляет порядка трех лет. Мягко говоря, это не слишком хороший показатель для серийных кораблей водоизмещением менее 1 000 т, тем более – серийных, но во всяком случае не приходиться сомневаться, что остальные пять, крайний из которых – «Град» - войдут в состав флота до 2020 г.

Что же до «Каракуртов», то первая их пара была заложена в декабре 2015 г, оба спущены на воду в 2017 г, сдача их флоту планируется на 2018 г и, в принципе, эти сроки реалистичны. А всего в настоящее время строится девять «Каракуртов» (7 – на «Пелле» и 2 – на Зеленодольском заводе), готовится закладка десятого, и еще на три подписан контракт. Итого – тринадцать кораблей проекта 22800, но ожидается заключение контракта с Амурским судостроительным заводом еще на шесть кораблей этого типа. Соответственно, вполне можно ожидать что до 2020 г в состав ВМФ РФ войдут девять «Каракуртов», а до 2025 г их станет как минимум 19, и это если не будет принято решение о дальнейшем строительстве МРК данного типа.

В целом же можно говорить о том, что постройкой «Буянов-М» Российская Федерация обеспечила себе абсолютное превосходство в Каспийском море и в известной мере усилила арсенал дальнобойного высокоточного оружия отечественных вооруженных сил, но говорить о «Буянах-М» как о средстве противокорабельной борьбы, по мнению автора, все же нельзя.

Но и без учета «Буянов» широко развернутое строительство «Каракуртов», в общем-то, гарантирует воспроизводство отечественных москитных сил. Как мы уже говорили выше, критическая, «обвальная» точка для них наступит через 7-10 лет, когда сроки службы ракетных катеров типа «Молния» вплотную подойдут к 40 годам и их необходимо будет выводить из состава флота. Прочие МРК и ракетные катера, за исключением «Самум», «Бора», «Татарстан» и «Дагестан», нужно будет списывать еще раньше, таким образом «наследство СССР» к 2025-2028 гг сократится на порядок (с 44 по состоянию на 01.12.2015 до 4 единиц).

Тем не менее, если все же будет заключен контракт на строительство шести кораблей проекта 22800 для Тихоокеанского флота, то 19 «Каракуртов» заменят 18 «Молний», а прочие ракетные катера и МРК типа «Овод» уже сегодня практически не имеют боевой ценности в силу крайней устарелости вооружения. Таким образом, можно говорить о том, что сокращение численности наших МРК и РК не приведет к падению уровня их боеспособности. Наоборот, благодаря тому, что в строй будут вводиться корабли с самым современным ракетным вооружением (не нужно забывать и о том, что мифический «Циркон» может быть использован из стандартных УВП для «Оникса» и «Калибра») следует говорить о расширении возможностей ударной компоненты нашего «москитного» флота. Кроме того, со вступлением в строй «Каракуртов» «москитный флот» приобретет возможность наносить удары дальнобойными крылатыми ракетами по сухопутной инфраструктуре неприятеля - так, как это было сделано в Сирии.

К сожалению, невозможно предсказать, сколько «Каракуртов» будет заложено в ближайшие годы по новой ГПВ 2018-2025 гг. Тут, возможно, как увеличение серии до 25-30 кораблей, так и отказ от их дальнейшего строительства, ограничивающий серию 13 кораблями. Тем не менее, есть как минимум 2 причины, по которым стоит ожидать постройки тихоокеанских «Каракуртов».

Во-первых, руководство страны после демонстрации возможностей Каспийской флотилии по поражению целей в Сирии должно смотреть на малые ракетные корабли благосклонно. Во-вторых, адмиралы нашего ВМФ, имея чудовищный провал по надводным кораблям, за неимением фрегатов и корветов, очевидно будут рады усилить флот хотя бы «Каракуртами».

Соответственно, будущее нашего «москитного» флота как будто не вызывает опасений… Однако автор настоящей статьи рискнет поставить другой вопрос, который для многих будет выглядеть настоящей крамолой

А нужен ли вообще России морской ударный «москитный» флот?

Для начала постараемся разобраться со стоимостью данных кораблей. Проще всего определить стоимость «Буянов-М». Как печатало РИА « »:

«Подписанный на форуме "Армия-2016" контракт между Минобороны и Зеленодольским судостроительным заводом составляет 27 миллиардов рублей и предусматривает строительство трех кораблей класса "Буян-М", сообщил РИА Новости гендиректор завода Ренат Мистахов».

Соответственно, один корабль проекта 21631 стоит 9 млрд. руб.

Во многих публикациях указывается, что цена одного «Каракурта» составляет 2 млрд. руб. Однако, в большинстве случаев, в качестве источника этой информации указывают оценку заместителя Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова. К сожалению автору не удалось найти документы, которые подтвердили бы правомерность данной оценки. С другой стороны, ряд источников называет совершенно иные цифры. Так, например, Сергей Веревкин, исполнительный директор обособленного подразделения Ленинградского судостроительного завода «Пелла» утверждал, что:

«Стоимость таких кораблей в три раза меньше, чем фрегата».

И даже если мы возьмем самый дешевый отечественный фрегат (проекта 11356) по докризисным ценам – это 18 млрд. руб., соответственно «Каракурт», согласно заявлению С. Веревкина, стоит не менее 6 млрд. руб. Это вроде бы подтверждается также и сообщениями о том, что «Пелла» передала феодосийскому судозаводу «Море» заказ на строительство одного «Каракурта», причем стоимость контракта составит 5-6 млрд. руб., но вопрос в том, что сумма не точна – новость ссылается на мнение неназванных экспертов.

А что, если С. Веревкин имел ввиду не фрегат «адмиральской» серии проекта 11356, а новейший 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»?

Ведь цифра в 6 млрд. руб. за один «Каракурт» вызывает большие сомнения. Да, «Буян-М» несколько крупнее корабля проекта 22800, но при этом «Каракурт» несет куда более сложное, а значит и дорогое вооружение (ЗРАК «Панцирь-МЕ» и оборудование (РЛС «Минерал-М»), правда, на «Буяне-М» реализован водометный движитель, что, вероятно, дороже классического. Но в целом следует ожидать, что «Каракурт» стоит никак не меньше, а даже больше «Буяна-М».

Основная полезность «Буяна-М» заключается в том, что он представляет собой мобильную пусковую установку для дальнобойных крылатых ракет. Но следует принять во внимание, что 9 млрд. руб. за подобную мобильность выглядят чрезмерно дорого. А ведь есть и другие варианты: например,… те самые контейнерные установки «Калибров», о которые в свое время было сломано столько копий.

По мнению людей, незнакомых с морской тематикой, подобные контейнеры представляют собой убервундерваффе, которое легко скрыть на палубе океанского контейнеровоза, а в случае начала войны – быстренько «помножить на ноль» АУГ США. Мы не будем никого разочаровывать, напоминая о том, что вооруженное торговое судно, не несущее военно-морского флага какой-либо страны, является пиратским, со всеми вытекающими отсюда последствиями для его самого и его экипажа, а просто вспомним о том, что «мирному речному контейнеровозу», плывущему себе где-то посреди Волги, никто и никогда не выдвинет обвинения в пиратстве. Для соблюдения договора РСМД Российской Федерации достаточно будет включить в состав флота несколько «вспомогательных речных крейсеров», а вот в случае реального обострения отношений с НАТО, подобные контейнеры могу быть размещены на любых подходящих речных судах.

Более того. Поскольку в том случае, если на горизонте замаячит реальное столкновение с США и НАТО, то на договоры уже никто не будет обращать внимания, а в этом случае, кто мешает установить контейнер с ракетами… скажем, на поезде? Или вообще вот так:

Таким образом, мы можем констатировать, что задача насыщения отечественных вооруженных сил крылатыми ракетами дальностью от 500 до 5 500 км вполне может быть решена без участия «Буянов-М». Для того, чтобы обеспечить нам абсолютное превосходство на Каспии, в дополнение к уже имеющимся кораблям хватило бы 4-5 «Буянов-М», причем их не обязательно было бы вооружать «Калибрами» - для поражения катеров, составляющих основу прочих каспийских флотов, «Уран» более чем достаточен. Цена вопроса? Отказ от 5-6 «Буянов-М» позволил бы ВМФ РФ профинансировать покупку полка морской авиации (речь о Су-35, стоявших порядка 2 млрд. руб. в том же 2016г), что, по мнению автора настоящей статьи, было бы для флота намного полезнее.

С «Каракуртами» тоже не все однозначно. Дело в том, что ракетные катера появились как средство борьбы с надводными силами противника в прибрежной зоне, но сегодня весьма сложно представить себе надводные корабли неприятеля рядом с нашим побережьем. С учетом чрезвычайной опасности, которую для современных кораблей представляет авиация, «заглянуть на огонек» к нам способна разве что авианосная ударная группировка, но и той нет смысла подходить ближе, чем на несколько сотен километров до нашей береговой черты. Но отправлять в море соединение «Каракуртов» против АУГ сродни самоубийству: если морских сражений нас чему-то учит, так только крайне низкой устойчивости малых ракетных кораблей (корветов и ракетных катеров) к средствам воздушного нападения. Достаточно вспомнить, например, разгром иракского флота в ирано-иракской войне, когда два иранских F-4 «Фантом» едва ли не за пять минут пустили ко дну 4 торпедных и ракетный катер ВМС Ирака, а еще 2 ракетных катера повредили – хотя не располагали специализированным противокорабельным оружием. Да, наши корабли проекта 22800 оснащены «Панцирями-МЕ», это очень серьезное оружие, но нужно учитывать, что кораблик водоизмещением менее 800 т – крайне неустойчивая платформа для подобной техники.

Кроме того, как ни печально, но «Каракурты» не обладают достаточной скоростью для лихих «кавалерийских» атак. Для них указывают скорость «около 30 узлов», и это весьма немного, особенно если вспомнить, что при волнении малые корабли сильно теряют в скорости. Иными словами, в условиях того же Дальнего востока наши «Каракурты» окажутся заведомо тихоходнее, чем, скажем, «Арли Берк» - у того максимальная скорость 32 узла, но в условиях волнения он теряет ее намного меньше маленьких кораблей проекта 22800.

Конечно, кроме глобальных, бывают еще и локальные конфликты, но дело в том, что для них мощь «Каракуртов» избыточна. Так, например, в общеизвестном эпизоде столкновения отряда надводных кораблей черноморского флота РФ с катерами Грузии применение ПКР «Калибр» было бы совершенно не оправдано. Может быть было бы преувеличением заявить, что все пять грузинских катеров стоили дешевле одной такой ракеты, но…

По мнению автора, в полномасштабном конфликте с НАТО «Каракурт» может быть использован разве что в качестве мобильной ракетной батареи береговой обороны, при помощи которой можно относительно быстро прикрыть объекты, которым угрожает атака с моря. Но в этом качестве они едва ли не проигрывают автомобильным комплексам по скорости перемещения, кроме этого наземный комплекс проще маскировать. В общем, и тут приходится констатировать, что полк современных истребителей-бомбардировщиков был бы для флота много полезнее, чем 6 «Каракуртов», а по стоимости они, по всей видимости, вполне сопоставимы.

И тем не менее, автор предполагает, что в будущем нас ждут новости об увеличении производства «Каракуртов». По той причине, что количество надводных кораблей нашего ВМФ, способных выйти в море, сокращается год от году, и промышленность продолжает срывать все мыслимые сроки строительства новых кораблей - от корвета и выше. И если первые корабли проекта 22800 войдут в строй по графику (что подтвердит нашу способность строить их относительно быстро), то будут новые заказы. Не потому, что «Каракурты» являются вундерваффе или панацеей, а потому, что хоть какие-то надводные корабли флоту все же нужны.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Малые ракетные корабли 1234Э

Постройка и служба

10 ед. Заказано
10 ед. Построено
1974-1984 гг. Годы постройки
1976-... гг. Годы службы
Производств.объед.«Алмаз»
г. Ленинград.
Судостроительный завод
«Вымпел» им. Володарского
г. Рыбинск.
Место строительства

Общие данные

Вооружение

Построенные корабли

Vijaydurg, Sindhudurg, Hosdurg,
Ain Mara, Ain el Gazala, Ain Zara, Ain Zaquit,
Raïs Hamidou, Salah Raïs, Raïs Ali
.

Проект 1234Э (шифр «Овод-Э», обозначение по коду НАТО – Nanuchka-II ) – экспортная модификация малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 «Овод». Эти корабли поставлялись в три дружественных СССР государства: Индию (три единицы), Алжир (три единицы) и Ливию (четыре единицы). Но как такового, специального проектирования экспортного варианта не проводилось, модификация состояла лишь в упрощенном составе вооружения .

История создания.

ПКР П-20 «Термит» и пусковая установка КТ-15М.

ПКР П-120 «Малахит» в пусковых установках.

МРК 1234/1234Э обладают хорошей маневренностью: время поворота на 360 ° не превышает 200 с (при угле перекладки руля - 25 °), а диаметр тактической циркуляции не больше 30 длин корабля. Расстояние пробега от полного хода до полной остановки - не более 75 длин корабля, аварийная остановка возможна за 55 с.

Экипаж и обитаемость.

Экипаж МРК - 49 человек, включая 7 офицеров. На МРК проекта 1234Э впервые были установлены кондиционеры и дополнительный холодильник для улучшения бытовых условий. В конструкции корпуса корабля предусматривались три разных типа изолирующих материалов: для снижения воздушного шума, для защиты от проникающего импульсного шума и для защиты помещений от охлаждения.

Вооружение.

Противокорабельное вооружение.

В состав вооружения кораблей проекта 1234Э входило четыре крылатых противокорабельных ракеты П-20 (обозначение по коду НАТО - SS-N-2C Styx ), которые представляли собой экспортные версии ПКР П-15М «Термит». Ракеты размещались побортно на верхней палубе в четырех ненаводящихся, нестабилизированных, небронированных, неамортизированных стартовых ПУ КТ-15М. Ракеты П-20 оснащались инфракрасной ГСН и имели дальность стрельбы до 83 км. На маршевом участке высота полета ракет составляла 100–300 м, а на конечном - не более 2–5 м. Скорость полета на маршевом участке 1134 км/час. Вес боевой части - 515 кг, в т.ч. масса ВВ 375 кг. Управлялась ракета при помощи РЛС «Рангоут-Э». Стартовый вес одной противокорабельной ракеты - 2471 кг (в т.ч. масса стартового порохового реактивного двигателя – 346 кг), длина 6550 мм, наибольший диаметр корпуса ПКР - 760 мм, размах крыльев в полёте - 2400 мм. Тип ГСН - комбинированный, с радиолокационным и тепловым каналами. Скорость схода ракеты с направляющих 39-56 м/с, скорость полета - 1100 км/ч. Время готовности к пуску при предварительном прогреве - 60 с. Вероятность попадания в типичную цель без учета противодействия – 0,8.

Применение противокорабельного оружия на МРК проекта 1234Э возможно при волнении моря не более 5 баллов. При сильной волне с кормовых углов на стрельбу ракетным комплексом налагаются серьезные ограничения. Например, из-за того, что корабль при сильном волнении моря не может лечь на боевой курс , интервал схода крылатых ракет может составлять до 1,5 минут.

Зенитное ракетное вооружение.

Зенитный ракетный комплекс «Оса-М»

На кораблях проекта 1234Э в носовой части устанавливался зенитный ракетный комплекс «Оса-М», предназначенный для противовоздушной защиты и уничтожения одиночных воздушных целей. В состав ЗРК входили двухбалочная пусковая установка «ЗиФ-122», система подачи и перезарядки ракет, система управления 4Р-33 и боекомплект из 20 зенитных ракет 9М-33. Скорострельность ЗРК составляла два пуска в минуту при стрельбе по воздушным целям и 2,8 пуска при стрельбе по надводным целям, время перезарядки ПУ не превышало 16-21 с.

ЗРК «Оса-М» мог поражать воздушные цели, летящие со скоростью 300 м/с на высоте 200-5000 м с дальностью до 9000 м, и сверхзвукове цели - до 7100 м. На малых высотах (50-100) дальность поражения снижалась до 4000-6000 м. Низкая скорострельность ЗРК семейства «Оса» не давала им отражать одновременные атаки нескольких воздушных целей или ПКР , поэтому к началу XXI века все модификации ЗРК «Оса» были признаны устаревшим и малоэффективным оружием.

Артиллерийское вооружение.

Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 состояла из одной двухствольной башенной артиллерийской установки АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня АУ не бронировалась, изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм. В башне АУ , в одной люльке, размещались два 57-мм/75 автомата «ЗиФ-74» с общим боезапасом 1100 выстрелов, темпом стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения - 200 ° на оба борта, расчёт АУ - 2 человека, масса АУ - 3,9 т. Дальность стрельбы - 8420 м (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от РЛС управления огнем МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.

Радиотехническое вооружение.

Для управления стрельбой ПКР П-20 использовалась корабельная РЛС целеуказания МР-331 «Рангоут-Э», работающая в диапазоне 8-12 ГГц на четырех фиксированных частотах, разнесенных в диапазоне шириной ±10 МГц. У «Рангоут-Э» два уровня мощности (20 и 100 Вт) и возможность кругового обзора с частотой 4 или 12 об/мин. При благоприятных условиях дальность обнаружения крупной цели достигала 60 морских миль (112 км). После обнаружения цели подключался корабельный прибор управления стрельбой «Клен-М». Для выработки выдаваемого на борт ракеты полетного задания наряду с данными о координатах, скорости и курсе цели, поступающими в аппаратуру «Клен-М» от РЛС «Рангоут», в нее вводятся величины собственной скорости и курса стреляющего корабля, текущие параметры килевой и бортовой качки.

Для управления стрельбой ЗРК «Оса-М» использовался СУО 4Р-33, а для управления артиллерийской стрельбой - РЛСУ «Барс» с РЛС МР-103. Масса ПУС МР-103 около 3900 кг, дальность обнаружения целей - 40 км. Для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач устанавливалась навигационная РЛС 3-см диапазона «Дон». Антенный пост РЛС размещался на топе мачты . Станция «Дон» могла обнаруживать воздушные цели на дистанции до 50 км и надводные цели - на расстоянии до 25 км.

Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Для радиотехнической разведки использовалась РЛС РТР МРП-11-12 «Залив». Для радиоэлектронной борьбы МРК проекта 1234Э оснащались двумя шестнадцатиствольными дистанционно управляемыми пусковыми установками ПК-16 для постановки пассивных помех, ведущими стрельбу 82-мм снарядами с дипольными отражателями или тепловыми ловушками.

Постройка и испытания.

Большинство кораблей проекта закладывались и строились на Судостроительном заводе «Вымпел» им. Володарского в г. Рыбинске, затем перегонялись в г. Ленинград на ПО «Алмаз» для достройки и испытаний. Самые первые корабли («Ураган», «Прибой», «Прилив»), предназначавшиеся для ВМФ СССР , изначально закладывались на «Алмазе». Для проведения испытаний и обучения экипажа заказчика все корабли временно зачислялись в состав Балтийского флота ВМФ СССР , и только после передачи корабля заказчику исключались из ВМФ. Передача всех кораблей заказчикам происходила в г. Риге.

Модернизация.

1234Э до модернизации и 1234ЭМ после модернизации

В середине 1990-х годов в руководстве Алжирских ВМС решили провести ремонт и модернизацию МРК проекта 1234Э, поставленных Алжиру из СССР. Проект модернизации, получивший номер 1234ЭМ, разрабатывался в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Ю. В. Арсеньева. Устаревший ПКРК П-20 заменялся на ПКРК 3К24Э «Уран-Э» с 4 счетверенными пусковыми установками с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э». Зенитное вооружение усиливалось шестиствольной 30-мм АУ АК-630М, размещенной в кормовой надстройке, а вместо РЛС «Рангоут-Э» на крыше рубки устанавливалась антенна радиолокационного комплекса «Гарпун-Э», и на мачте - трехкоординатная РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ», РЛС система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка», оптико-электронная система управления огнем артиллерии «Ракурс» и радионавигационная система «Горизонт-25». Совместимость работы российского радиотехнического вооружения с зарубежным обеспечивала система обмена данными типа СОД -1234ЭМ. Помимо установки новых вооружений, на корабле заменялись устаревшие виды электрооборудования и судовых систем.

В 1997-2000 годах корабль 802 Salah Reïs проходил модернизацию по проекту 1234ЭМ на Кронштадтском морском заводе , при этом модернизация сопровождалась срывом сроков и претензиями к качеству работ. В связи с этим дальнейшая модернизация и модернизация двух других алжирских кораблей осуществлялась по отдельному контракту 2006 года с «Рособоронэкспортом», и новым исполнителем в лице «Северной верфи » (г. Санкт-Петербург), причем по упрощенному варианту. В октябре 2007 года по этому же проекту на судостроительном предприятии «Северная верфь » была начата модернизация второго алжирского корвета, а в 2008 году - третьего. Малый ракетный корабль 801 Rеïs Hamidou после модернизации на «Северной верфи» был передан алжирской стороне в феврале 2011 года, затем предприятие приступило к модернизации третьего корабля серии (803 Reïs Ali. ). В 2012 работы на Reïs Ali завершены и он был передан заказчику. В Алжире на 802 Salah Reïs установили китайскую систему РЭБ NRJ-6A и две китайских шестиствольных пусковых установки PJ46 для постановки пассивных помех, вместо демонтированных при модернизации советских ПК-16.

Список модернизаций по проекту 1234ЭМ

802 Salah Reïs проходил на Кронштадтском морском заводе (1997-2000 гг), на «Северной верфи» (2006), получил:

  • АУ 1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов);
  • РЛК 3Ц-25Э «Гарпун-Э»;
  • РНС «Горизонт-25».

801 Raïs Hamidou проходил на «Северной верфи» (2007-2011 гг);
803 Raïs Ali проходил на «Северной верфи» (2011-2012 гг); получили:

  • 4х4 ПУ ПКР 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит»;
  • СУ «Ласка-Э» и опто-электронную СУ СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс»;
  • РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо РЛС «Рангоут»;
  • РНС «Горизонт-25».

Модернизация 802 Salah Raïs

1 – Зенитный ракетный комплекс «Оса-М»
2 – Система управления огнем 4Р-33
11 – 57-мм артиллерийская установка АК-725
12 – Счетверенная ПУ KT-184Э противокорабельных ракет 3М24Э «Уран-Э»
13 – Радиолокационный комплекс 3Ц-25Э «Гарпун-Э»
14 – Система радиоэлектронной борьбы NRJ-6A китайского производства
15 – РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1»
16 – Оптико-электронная система управления огнём артиллерии СП-521 «Ракурс»
17 – Шестиствольная пусковая установка PJ46 для постановки пассивных помех китайского производства
18 – Система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка-Э»
19 – 30 мм артиллерийская установка АК-630М

Судьбы десяти кораблей.

Индийские МРК.

  • К71 Vijaydurg . МРК «Ураган» (строительный номер 65) был заложен ПО «Алмаз» в г. Ленинград 1 мая 1974 года, а 5 июня того же года зачислен в состав ВМФ СССР , одновременно с К72 и К73. Все три Индийские МРК достраивались уже по проекту 1234 «Овод - Э», но временно вводились в состав Балтийского флота ВМФ СССР . К71 служил ВМС Индии до исключения из состава 3 сентября 2002 года, дальнейшая его судьба неизвестна.
  • К72 Sindhudurg . МРК «Прибой» (строительный номер 66) был заложен ПО «Алмаз» г. Ленинград 22 января 1975 года, служил ВМС Индии до исключения из состава 24 сентября 2004, а 15 апреля 2005 был потоплен как мишень крылатой ракетой BrahMos .
  • К73 Hosdurg . МРК «Прилив» (строительный номер 67) был заложен ПО «Алмаз» г. Ленинград 22 января 1975 года, служил ВМС Индии до исключения из состава 5 июня 1999 года, а в июне 2000 потоплен как мишень противокорабельной ракетой Sea Eagle , выпущенной с истребителя-бомбардировщика «Jaguar» IS .
Название Заложен Зачислен в состав
ВМФ СССР
Спущен на воду Вступил в строй Зачислен в состав
ВМС Индии
Передан Индии Исключен из состава
ВМФ СССР
Исключен из состава
ВМС Индии
Vijaydurg 01.05.1974 05.06.1974 16.04.1976 30.09.1976 25.12.1976 04.1977 31.08.1977 03.09.2002
Sindhudurg 22.01.1975 05.06.1974 02.10.1976 18.02.1977 29.05.1977 09.1977 06.10.1977 24.09.2004
Hosdurg 22.01.1975 05.06.1974 14.04.1977 29.09.1977 29.05.1977 04.1978 06.10.1977 05.06.1999

Ливийские МРК.

  • 416 Ain Mara (с 1991 Tariq ibn Ziyad ). МРК-9 (строительный номер 203) заложен Судостроительным заводом «Вымпел» им. Володарского в г. Рыбинске 21 апреля 1979, временно вводился в состав

в Избранное в Избранном из Избранного 0

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания - корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж - более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.


Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран. Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции - корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода. Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.


Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах. С одной стороны корабль пр.1239 - это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.


Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел». Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.


На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения. Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.


Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире). Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.


Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства.Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора». В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта - «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.


Размещение вооружения на ракетном корабле на ПВ проекта 1239

1 - 76,2-мм универсальная артустановка АК-176; 2 - 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М; 3 - четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»; 4 -обтекатель навигационной РЛС; 5 - обтекатель антенны РЛСцелеуказания ПКРК «Дубрава»; 6 -носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М; 7 - обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК; 8 - стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 9 - обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»; 10 - антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»; 11 - станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»; 12 - ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16; 13 - ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10; 14 - выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

. «БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

. «САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

Стандартное — 850

Полное— 1.050

Основные размерения , м

Длина наибольшая (по КВЛ) — 63,9

Ширина наибольшая (по КВЛ) — 17,2

Осадка на ходу на воздушной подушке — >1

Осадка на ходу в водоизмещающем режиме— 3,3

Главная энергетическая установка :ДГТУ

2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 36.000 (26.500)

2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)

2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)

Газотурбогенераторы, мощность, кВтн/д

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах

Скорость хода, уз:

Наибольшая — 53

Экономическая— 12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)2500 (12)

800 (45)

Автономность, сут.10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)68 (9)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» — 2 Х 4

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn»)— 8

Зенитное ракетное:

ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» — 1 Х 2

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko»)— 20

Артиллерийское:

76,2-мм АУ АК-176— 1 Х 1

30-мм ЗАК АК-630М—2 Х 6

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения1 х «Позитив» (Cross Dome)

1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК

НРЛС 1 х н/д

средства РЭБ. «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A)

комплексы выстреливаемых помех2 Х 16 ПУ ПК-16

4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

РЛС управления огнем 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»

2 Х(Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»

1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

средства связи. «Буран-7» комплекс

РЛС госопознавания. «Нихром» (Square Head; Salt Pot)


Возможная модернизация.

Спуск на воду и прием в боевой состав Российского Флота нового корабля - это всегда событие. Чем больше водоизмещение, разнообразнее системы вооружений и внушительнее мореходные качества, тем ярче освещается торжественная церемония средствами массовой информации. В 2014 году к празднованию Дня Военно-Морского Флота была приурочена сдача оборонному ведомству двух новых единиц, усиливающих Каспийскую флотилию. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М», получившие в название имена старинных русских городов «Углич» и «Град Свияжск», на первый взгляд, не внушают такого почтения, как атомные крейсера и подводные ракетоносцы. Но их роль в обороноспособности России еще предстоит оценить по достоинству.

Корабль для закрытых морей

Проект «Буян-М» изначально задумывался как тип корабля, предназначенного не для океанских просторов, а для действий в закрытом море. Об этом сегодня известно из открытых источников, но специалисту по судам и так ясно, что водоизмещение в 950 тонн при довольно низких бортах и небольшой осадке не предполагает плаванья в водах с возможным волнением свыше пяти баллов. Закрытых морей, омывающих берега Российской Федерации, всего три: Каспийское, Черное и Азовское. Последние два водных объекта, кстати, совсем недавно представляли в аспекте национальной безопасности довольно небольшой интерес. Рост активности флотов стран НАТО в черноморском бассейне наблюдается лишь в последнее время, после начала известных событий в Украине.

Обстановка на Каспии

Что касается то флотилия, отвечающая за стабильность морской обстановки в регионе, безусловно, нуждалась в обновлении и усилении. Именно для этого оперативного сектора и предназначались корабли проекта 21631 «Буян-М». При этом в качестве вероятного противника рассматривались отнюдь не Республика Казахстан - стратегический партнер России и проводит дружественную внешнюю политику. На настоящий момент Азербайджан (тоже не враждебный) практически не имеет военно-морского потенциала. Туркмения закупает технику в Российской Федерации и, проводя независимую внешнеполитическую линию, заинтересована во взаимовыгодных торгово-экономических отношениях и сотрудничестве в оборонной сфере. Эти страны, бывшие в исторически недавнем прошлом республиками Советского Союза, угрозы безопасности нашим границам не представляют. Остается только Иран. Это находится в экономической изоляции, и заподозрить его в агрессивных поползновениях по отношению к великому северному соседу тоже очень трудно. Что называется, своих забот хватает.

Можно было бы сделать вывод об отсутствии региональных угроз для России в прикаспийском пространстве. Так зачем же нужен здесь малый ракетный корабль проекта 21631? Для ответа на этот вопрос следует изучить характеристики его систем вооружений, мореходные данные и особенности конструкции.

Река-море

Создавался проект и строился корабль в Татарстане. Завод им. А. М. Горького находится в славном волжском городе Зеленодольске. Уже сам по себе этот факт говорит о многом. Корпус судна позволяет ему ходить не только по морям, но и запросто путешествовать по голубым артериям рек, пронизывающим всю страну с Севера на Юг и с Запада на Восток. Значение для обороны теоретически имеют и речные флотилии, им довелось повоевать в годы Великой Отечественной, но с тех пор военная доктрина претерпела серьезные изменения. МРК проекта 21631 «Буян-М» не годится для использования в качестве монитора (класс кораблей, предназначенный для поддержки пехоты, - фактически плавучая артиллерийская батарея). Об этом говорит и довольно скромное пушечное вооружение: всего два стомиллиметровых орудия. К тому же для действий в речных протоках среди островов не требуются столь серьезные меры по поддержанию скрытности, да и скорость великовата (25 узлов). А еще в пользу преимущественно морского характера красноречиво говорит состав ракетного вооружения. Способность к речному плавания кораблей «Буян-М» проекта 21631 предполагает широкие возможности переброски этих боевых единиц практически на любой вероятный театр военных действий. В случае надобности, конечно.

Артиллерия и ПВО

Радиус боевого применения относительно невелик. Автономность составляет десять суток. Малый ракетный корабль проекта 21631 может осуществлять плавание в не более, чем на две с половиной тысячи миль. Помимо уже упомянутых 100-мм орудий «Универсал» (А-190М), бортовая артиллерия представлена спаренной установкой «Дуэт» на корме, двумя тумбовыми пулеметными установками МТПУ калибра 14,5 мм и еще тремя скорострельными 7,62-мм стволами.

Средствами корабельной ПВО служат две установки «Гибка», в основе которой - распространенные в сухопутных войсках и эффективные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Для отражения массированной воздушной атаки этого оружия может не хватить, оно предназначено для борьбы со штурмовой авиацией и ударными вертолетами. Главная ставка сделана на другие приемы, позволяющие избежать авиаудара, но об этом несколько позже.

Главный калибр

МРК проекта 21631 «Буян-М» создавался для ведения ракетного огня по кораблям и береговым базам вероятного противника. Для этого и предназначено его основное вооружение, составляющее в совокупности УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс). В корпусе размещены восемь шахт, из которых может осуществляться вертикальный пуск ракет, как дозвуковых (противокорабельных 3М54, класса «поверхность - суша» 3М14, противолодочных 91РТ), так и сверхзвуковых («Оникс» 3М55). Таким образом, при очень скромных размерах и малочисленном экипаже (примерно 35 человек) малые ракетные крейсеры «Буян-М» проекта 21631 могут оказаться очень опасным противникам для морских целей намного большего тоннажа.

Стратегический корвет

Комплекс «Калибр», платформой для которого могут стать ракетные корабли проекта 21631, оснащен крылатыми ракетами с дальностью боевого применения, равной 2600 км. С географической точки зрения, это означает, что «Оникс», запущенный из точек, расположенных в акваториях Каспийского и Черного морей, теоретически может достигнуть целей, находящихся в Персидском заливе, Красном и Средиземном морях и в других метах, очерченных на карте Евразии окружностью указанного радиуса, включая и стратегически важный Суэцкий канал.

Традиционно корветы, к классу которых относится проект 21631 (шифр «Буян-М»), считаются боевыми единицами тактического звена. Характеристики вооружений «Града Свияжска» и «Углича», состоящих в настоящее время на вооружении Каспийской флотилии, ненавязчиво намекают на их стратегическую природу.

Корабль-невидимка

Очертания современного малого ракетного корабля в сочетании с его высокой скоростью, водометом и относительно небольшими размерами (74 метра), дают основания рассчитывать на то, что обнаружить его в водах, насыщенных самыми разными судами, будет непросто. На экране радара отличить «Буян-М» проекта 21631 от рыболовецкого сейнера или даже крупной яхты трудно. К тому же он, как и все строившиеся в России боевые корабли, снабжен всем комплексом электронного противодействия, способным вывести из строя системы связи и РЛС средств поражения вероятного противника. Поглощающие высокочастотные излучения покрытия и наклонные плоскости силуэта еще более уменьшают вероятность обнаружения этого быстрого и маневренного корабля с мощным ракетным вооружением.

Ситуация на Черном море

В процессе постройки или ходовых испытаний сейчас пребывают пять кораблей «Буян-М» проекта 21631. Это «Великий Устюг», «Вышний Волочек», «Серпухов», «Орехово-Зуево» и «Зеленый Дол». Первоначально все они предназначались для службы на Каспии, но стремительно изменившаяся в последний год геополитическая картина в районе черноморского бассейна побудило командование Российского флота пересмотреть эти намерения. «Серпухов» и «Зеленый Дол» будут направлены в Севастополь. Морские силы ЧФ нуждаются в пополнении новейшими единицами, способными оказывать противодействие так называемой «минно-тральной группе НАТО», составляющей немалую силу. Разумеется, в случае военного конфликта Крым не остался бы беззащитным, и при нынешнем положении дел его прикрытие могли бы обеспечить комплексы «Бал» и «Бастион», способные контролировать всю акваторию вплоть до Босфорского пролива, но для надежного обеспечения мира требуется постоянное присутствие боевых единиц и демонстрация их возможностей. Основная нагрузка выполнения этой задачи ляжет на фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и РК «Москва», но и «Буянам» работы хватит.

Прибрежные корабли с дальним прицелом

Из истории флотов и морских сражения вдумчивый политик может сделать вывод о том, что не бывает универсального оружия, годящегося на все случаи и способного успешно действовать при любых сценариях развития конфликта. В некоторых ситуациях нужны мощные крейсера и линкоры больших размеров, в других не обойтись без авианосных соединений, в третьих наиболее эффективным средством могут стать только подводные лодки. В наш неспокойный век мобильные ракетные корабли «Буян-М» проекта 21631 также занимают свое место во флотском строю, защищающим интересы России в непосредственной близости от ее берегов, но с дальним прицелом.

Заказно еще пять кораблей этого типа.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний