Делает ли сойка запасы на зиму. Зимующие птицы

Главная / Заработок

Питание птиц

Питание птиц в зимний период

Потребность в пище возрастает при низкой температуре, так как больше энергии расходуется на теплопродукцию. Поэтому зимой птицы должны особенно усиленно питаться. Однако корм в это время года труднодоступен. Кроме того, возможности добывания пищи лимитируются коротким световым днем. Резкое ухудшение условий питания птицы научились переносить, откочевывая или регулярно мигрируя в области, где такого ухудшения не происходит. С другой стороны, многие полярные птицы - чечетки, пуночки, щуры свиристели - на зиму откочевывают в средние широты не потому, что здесь корма больше, а потому, что день длиннее. Насекомоядные птицы зимним днем кормятся почти непрерывно, чтобы пережить длинную морозную ночь. Оседлые птицы часто зимой меняют состав корма. Например, кормовой режим рябчика меняется в разные сезоны в зависимости от наличия того или иного растительного корма. Весной он питается в основном сережками берез, ив и осин, летом - насекомыми, семенами, ягодами, зелеными побегами трав, осенью - рябиной, почками, побегами деревьев. Большой пестрый дятел летом кормится насекомыми-ксилофагами, тлями, муравьями, зимой - шишками хвойных пород, весной пьет сок деревьев. Многие зимующие птицы переходят осенью с животных кормов на растительные, например поползень и все синицы. Они, кроме того, добывают скрывшихся под корой насекомых, выковыривают личинок из зимних гнезд. Многие птицы на зиму прибиваются к жилью человека - сороки, сойки, дятлы, а в последние годы - грачи и скворцы, остающиеся на зиму.

Суровый зимний период помогают пережить запасы, накопленные осенью. Роль запасов корма в жизни птиц часто преувеличивают. Многие виды, которым приписывают возможность оставаться зимовать благодаря запасам, делают их далеко не каждый год, а лишь в годы с очень хорошим урожаем кормов. И все же этот резерв может играть определенную роль в поддержании жизни птиц в зимнее время. Но сами птицы своих кладовых не помнят. Во время зимних кочевок запасы, как правило, находят совсем не те синицы или поползни, которые их делали. Исключение составляют совы и сычи, которые складывают в дупла "лишних" мышей про запас и потом регулярно посещают кладовые. Некоторые орнитологи считают, что сойки разыскивают свои запасы желудей и мелкого картофеля, руководствуясь обонянием, которое у них развито гораздо лучше, чем у других птиц. Этот вопрос остается пока открытым.

Птицы легко переносят низкие температуры, если они в достаточной степени обеспечены кормом. Дрозды остаются зимовать при обильном урожае рябины. Клесты появляются зимой исключительно там, где есть плодоносящие ели, сосны или лиственницы. Наличие в шишках спелых семян позволяет им гнездиться вплоть до того времени, пока семена не высыплются на снег.

Большую роль в переживании неблагоприятного времени года играет стайный образ жизни. Небольшие скопления, постоянно меняющие свой состав, птицы образуют сразу после окончания гнездования. В предосеннем лесу часто встречаются пестрые компании, состоящие из синиц, пеночек, славок, кочующих по общим маршрутам. Постепенно из этих скоплений отсеиваются перелетные птицы, и к зиме стайка обретает постоянный состав. Обычно в нее входят корольки, несколько видов синиц, поползень, пищухи, иногда малый пестрый дятел. Стаями кочуют свиристели, клесты, чечетки, чижи. Большинство перелетных птиц отправляется в дорогу также стаями. Всем известны тысячные стаи скворцов, шумно кочующие по садам и поймам, стаи грачей на сжатых полях. В одиночку путешествуют хищные птицы, козодои, кукши, совы, некоторые кулики. Преимущества стайного образа жизни очевидны - легче отыскивать корм и обнаруживать опасность. Многие мелкие птицы, объединившись, способны прогнать хищника - ворону, белку и даже сову. Криками они привлекают к ним внимание более сильных птиц. Те же мотивы побуждают объединяться в стаи почему-либо незагнездившихся птиц. В разгар лета иногда можно видеть стаи чибисов, вынужденных кочевать, стаи куликов, например больших веретенников, а на юге европейской части СССР - стаи серебристых чаек и лебедей-шипунов.

Когда бывает обильный урожай шишек хвойных деревьев, в леса прилетает множество клестов . Эти небольшие красивые птички стремятся сюда потому, что семенами еловых деревьев они питаются все зимние месяцы. Если гнутся под тяжестью шишек ветви душистых мохнатых елей, то там же, куда прилетели клесты, останавливаются и кочевые белки . Спасаясь от бескормицы, они массами переселяются в другие районы. В своем письме архангельский зоолог Наумов; рассказывал о таком переселении в 1935 году. Сотни и тысячи белок уходили тогда из лесов Урала и Коми АССР, где засушливое лето привело к преждевременному осыпанию еловых семян. Белок можно было встретить на полях и даже на окраинах сел. Они переплывали широкие быстрые реки, некоторые зверьки тонули в них, а перебравшиеся бежали дальше, ища богатые шишками леса. При перекочевках белки по дороге запасали корма - сушили грибы на ветках деревьев, закапывали в мох орехи, а сами стремились все дальше и дальше. В данном случае проявлялся инстинкт, полезный всему виду, спасающий многих белок от голода.

Запасы делают и другие кочевые звери, а также птицы. Нашим студентам-охотоведам однажды показалось, что синички гаички клюют осенью почки бузины. Присмотревшись, они увидели, что ошиблись: птички выбирали из бурьяна пустырника спелые семена и затем засовывали их под чешуйки толстых почек бузины. Здесь семена сохранялись всю зиму, в то время как пустырник после снегопадов осыпался. Было установлено, что другие синички, кочевавшие позднее по снегу, пользовались спрятанными семенами.

Всем известная сибирская кедровка набирает в подъязычный мешок орешки кедра, летит с ними километры, а потом закапывает их в мох. Находит ли она эти орешки потом? Вряд ли! Это видно из того, что многие кучки орешков остаются нетронутыми, а года через два прорастают целой щеткой всходов. Таким образом, при помощи птиц происходит распространение кедра и заселение им обширных гарей.

Но вернемся к елям, усыпанным шишками. В них хозяйничают стаи клестов. Птицы обрывают шишку за шишкой и, поклевав из них немного семян, бросают на землю с тем, чтобы сейчас же сорвать новую. В связи с такой расточительностью вставал вопрос: не объедают ли клесты белок? Нет, еды хватает на всех. Особенно много полноценных шишек сбрасывают птички в мороз, когда то и дело они греют озябшие лапки, подбирая их под перышки.

Уже с февраля начинаются днем капели, под лучами солнца взъерошиваются чешуйки у висящих на деревьях шишек, и их семена становятся доступными не только клестам, но и чижам , овсянкам , щеглам , чечеткам , снегирям и другим зерноядным пернатым, большие стан которых зимуют у нас и оживляют леса. Ветер качает ветви, из-под чешуек высыпаются крылатые семена и, кружась в воздухе, разносятся во все стороны. Однако не все шишки пустеют: у сброшенных ранее клестами на землю чешуя не взъерошивается; эти шишки семян не теряют, сохраняются более года и тем самым спасают белок от голода. Не беда, если землю покроют сугробы: белка чует шишку даже под толстым слоем снега, а раскопать его вовсе не трудно.

Значит, белка и клест - не конкуренты. Наоборот, клесты спасают белок от весенней бескормицы, когда эти зверьки выкармливают детенышей и нуждаются в усиленном питании. Когда белка - этот красивый зверек - ищет шишки, бегая по снегу, ее легче находит по следу собака. Охотники Севера знают, что так называемая белка-низовка обычна в тех лесах, куда прилетает много клестов. С любовью посматривают люди на маленькую птичку: она способствует добычливой охоте и оживляет зимой леса. Красные клесты-самцы весело распевают на морозе, а серовато-оливковые самочки греют своих птенцов в гнездышках, занесенных снегом. В это время отец приносит им в зобике еловые семена, отрыгивает матери, а та кормит ими малышей и питается сама.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока: продолжить начатое в 1-м классе знакомство с птицами; дать понятие о перелётных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе.

Планируемые результаты: понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края; научиться различать перелётных и зимующих птиц.

Ход урока

1. Повторение материала предыдущего урока.

Какова была тема предыдущего урока?

Шестиногие и восьминогие.

Кого мы называем шестиногими, а кого восьминогими?

Насекомых и пауков.

Какие изменения происходят осенью в их жизни? (ответы детей)

Можно провести разноуровневую проверочную работу по усвоению темы. (смотри "Приложение" )

2. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока "Птичьи секреты". (слайд 1)

Как вы думаете какие секреты могут быть у птиц? (Дети высказывают свои предположения)

3. Изучение нового материала с пошаговой подачей информации.

Замечали ли вы осенью стаи улетающих птиц? Какие это были птицы? Где вы их видели? Как называют таких птиц? (слайд 2)

Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной возвращаются. Таких птиц называют перелётными. (слайд 3)

Вот они перед вами. Назовите птиц, которых вы узнали на слайде. Это всё перелётные птицы. Почему их так назвали. (Ответы детей)

Откройте тетради на странице 56. Найдите перелётных птиц.

Куда же улетают перелётные птицы? Это первый птичий секрет, который люди очень долго не могли раскрыть. Предполагали даже, что птицы осенью улетают на...Луну. Но вы то знаете куда улетают птицы осенью? (Ответы детей)

Перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края.

А как об этом узнали люди? (Ответы детей)

Учёные узнали об этом надевая на лапки птицам лёгкие кольца. Когда птицу с кольцом видели в других странах об этом сообщали учёным. Так постепенно стали известны маршруты птичьих путешествий. (слайд5)

Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и Азию.

Как же птицы узнают, куда им лететь, ведь у них нет карты, компаса, навигатора? (Ответы детей)

(Слайды 6, 7)

Нужно признать, что пока учёные этого до конца не знают.

Одна из гипотез заключается в том, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению от северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими.

Учёные проводили опыты: на шею голубям вешали магнитные пластинки. Это мешало птицам ориентироваться, но полностью сбить их с пути магнитные пластинки не могли.

Дополнительными ориентирами для определения направления полета служат особенности ландшафтов (поворот реки, горы, группы деревьев). Возможно, что птицы ориентируются также по расположению солнца. При дальних перелетах наибольшее значение имеют, по-видимому, не наземные, а небесные ориентиры: солнце - днем, луна и звезды - ночью. скорее всего, птицы в перелетах используют все эти виды ориентиров: магнитное поле, астрономические и наземные ориентиры.

Кто видел стаи улетающих птиц? Как птицы летят в стае?

Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Кулики – шеренгой. Гуси и журавли клином. Утки - косяком. Одни летят днём - аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи, а другие ночью - мухоловки, славки, трясогузки.

Некоторые и летят и идут пешком. Например, коростель -дергач.

Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.

Почему одни птицы улетают, а другие остаются? (ответы детей)

Птицы улетают потому, что для них нет корма: исчезают насекомые, травянистые растения увядают, водоёмы замерзают.

Но вот второй птичий секрет. Многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм. Например ласточки и стрижи улетают первыми ещё в августе, когда повсюду много насекомых. Как они узнают о приближении голодного времени? (ответы детей)

Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора в дорогу.

Но не все птицы улетают, некоторые остаются. Каких птиц вы видели зимой рядом со своим домом, школой? (ответы детей)

Вот эти птицы. Назовите их. Как называются птицы, которые не улетают от нас на зиму в тёплые края?

Это зимующие птицы. Откройте тетрадь на странице 56 и найдите зимующих птиц.

Вот и третий птичий секрет, который надо раскрыть. Почему не улетают от нас зимующие птицы? (ответы детей)

Могут находить себе корм. Некоторые птицы осенью запасают корм.

А как вы думаете, какие птицы делают припасы на зиму? Что они запасают и где? (ответы детей)

(слайды 13,14,15)

Некоторые птицы осенью собирают запасы корма. Кедровка выклёвывает орешки кедровой сосны и, набивая ими ротовой мешок, уносит их на некоторое расстояние и закапывает порциями в несколько орешков в почву или лесную подстилку. Сооруженные запасы использует зимой лишь частично.

Подобным же образом сойки запасают жёлуди дуба.

Мохноногие и воробьиные сычи запасают к зиме мелких грызунов, которых они складывают в дупле деревьев. Максимально известная величина запаса – 86 трупиков полёвок.

Небольшие запасы корма делают вороны и сорока, припрятывая пищу под опавшими листьями или в снегу; позднее часть этого корма они находят и подают.

В октябре, ноябре, когда осыпаются шишки пихты и ели, занимаются заготовкой запасов пищи черноголовая гаичка и синица-московка. Синицы, достав семена из раскрытых шишек или подобрав их с земли, прячут добытый корм в щели коры, под наросты лишайников, пристраивают их снизу за отставшую кору боковых ветвей, то есть в те места, где эти места не будут засыпаны снегом.

Хохлатая синица собирает семена сосны и ели, а также личинок и гусениц, которых прячет по одиночке в разные места под сучками, под лишайниками на деревьях, причем делает это так, чтобы они были заметны только снизу. Зимой, когда снег покрывает ветви сверху, пищу легче отыскивать.

Создает себе запасы и поползень, закладывая крылатки клена, буковые орешки и прочий корм в трещины коры деревьев.

Зимние запасы помогают птицам пережить трудный в кормовом отношении сезон года – зиму. Именно поэтому птицы, запасающие корм, не улетают в тёплые страны, а зимуют там, где живут летом.Характерно, что каждая птица находит зимой только часть своих летних запасов и пользуется пищей, заготовленной другими птицами. Так птицы помогают друг другу.

Многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее всего вы видели как зимой воробьи, синицы, поползни что-то склёвывают на ветках. А вот что? Что ищут птицы в голых ветвях деревьев? (ответы детей)

Вспомним предыдущий урок. Откройте учебники на странице 90, прочитайте второй абзац. Так что ищут птицы на голых ветвях деревьев?

Вы все видели красавцев снегирей и свиристелей. Насекомыми они не питаются, а чем же они питаются зимой? (ответы детей)

Ягодами рябины, калины.

А как люди могут помочь зимующим птицам? (ответы детей)

4. Рефлексия.

Какие птичьи секреты мы с вами сегодня раскрыли?

Какой секрет вас больше всего удивил?

Что интересного вы узнали из жизни птиц осенью?

5. Проверим себя.

  • Какие птицы называются перелётными, а какие зимующими?
  • Почему перелётные птицы не могут оставаться на зиму в наших краях, а зимующие могут?
  • Как птицы узнают о том, что им пора отправляться в путь?
  • Какие зимующие птицы осенью запасают корм?

МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М. Р. Абросимова».

Мероприятие подготовила:

Учитель начальных классов

Горьковец Анна Геннадьевна

Верхопенье 2010

Внеклассное мероприятие «Покормите птиц!»

Пояснительная записка

Представленное мероприятие не традиционно по структуре, потому что интегрируется с мастер - классом по изготовлению кормушки. Именно благодаря необычности содержания, мероприятие влияет на развитие экологической культуры у ребят начальных классов, п овысит уровень экологического сознания младших школьников Ивнянского района, привлечёт внимание подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц, позволит научиться изготавливать кормушку из вторичного сырья.

Цели и задачи:

    Привлечь внимания подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц;

    воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности;

    вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц ;

    содействовать формированию экологической грамотности, содействовать развитию познавательного интереса к окружающему миру;

    воспитывать чувство понимания прекрасного, любви к природе, бережное отношение к птицам в разные времена года.

Форма проведения: групповая

Возраст обучающихся: 10 лет

Оборудование:

1. Компьютер.Презентация « Покормите птиц».

2. Пенопластовые ванночки, деревянные шпажки, бельевой шнур., карандаш.

Музыкальное оформление: фонограмма «Щебетание снегиря»

План мероприятия:

1. Организационное начало мероприятия

2. Игра «Распределите птиц».

3.Инсценировка « Воробей и куропатка».

4. Викторина. «Что ты знаешь о зимующих птицах?».

5. Игра “Определи корм”.

6. Мастер класс по изготовлению кормушки из пенопластовых ванночек.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент.

Звучит фонограмма ««Щебетание снегиря»

Ведущий:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой

Повязалась сосна. (Слайд 1)

Ребята, вы узнали кто щебечет в холодном зимнем лесу?

Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

Ответы детей. Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Ведущий: Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.

2. Объявляется игра “Распредели птиц на перелетных и зимующих”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.

Дети читают стихи:

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

(слайд 2)

На дворе белым-бело,

Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,

Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она

Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,

Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей!

И. Беляков.

СВИРИСТЕЛИ

(слайд 3)

Опять осеннею порой,

К нам в гости прилетели

И сели дружною семьей

На ветках свиристели.

Издалека летят они,

Сквозь ветры, дождь и град.

Рябины красные огни,

Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном

Повесим для гостей,

А вдруг и к нам заглянет в дом

Веселый свиристель.

ПОПОЛЗЕНЬ

(слайд 5)

Голубая спинка,

Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок,

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз;

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Вертит он головкой,

К дятлам заглянул,

Из-под черной бровки

Искоркой сверкнул,

Свистнул: “Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам по плечу!”

КЛЕСТЫ

(слайд 6)

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели, дарят птице

Золотые семена.

- Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Объявляется игра “Узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.

Птицы представляются.

- Воробей :

Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

- Дятел: (Слайд 7)У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

- Снегирь : (слайд 8)

У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

- Сорока: (Слайд 9)

Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона :

У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Дети читают стихи:

СИНИЦЫ (Слайд 10)

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек”.

Ю.Синицын

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

3. Инсценировка.

Ведущий: А сейчас мы подслушаем разговор птиц, как они готовились к зиме. «Воробей и куропатка» (слайд 19)

Ах, воробей, ты к зиме тоже вылинял?

Ничего я не вылинял! Это вы, куропаткам, зимние шубки понадевали. А я житель городской, круглый год в демисезонном пальто прыгаю.

Ты же был пестреньким, в пятнышках, а теперь сереньким стал!

Это у меня на перышках светлая каёмочка выросла, закрыла пятнышки. Вот я и посветлел.

И всегда таким будешь?

Как бы не так! За зиму перышки обтреплются, укоротятся, и к весне опять стану пестреньким.

4. Викторина «Что ты знаешь о зимующих птицах?».

Ведущий: Объявляем викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.

Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)

Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)

Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)

Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)

Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

Определяется победитель среди участников викторины.

Дети читают стихи.

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

1 чтец:

Как птице перезимовать?

Известно, что у птах,

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,

Когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

2 чтец:

Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

Спасибо вам великое!”

К. Мухаммади

Ученик читает стихотворение:

МОРОЗЫ

Морозы жестокие в этом году…

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку:

В ее конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышков, галок, синиц:

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Хором:

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко пережить холода.

Е. Благинина

Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

Семена репейника – основной корм щеглов.

Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

5. Игра «Определи корм»

Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Определи корм”. С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек.

- Ведущий: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц.

Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.

1. Чтец

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

6. Мастер- класс по изготовлению кормушки из пенопластовых ванночек.

Ведущий: Давайте рассмотрим виды кормушек. (Слайд 11, 12)

Сегодня мы предлагаем выполнить кормушку из пенопластовых ванночек. Наш мастер – класс проводит ученик 4 «а» класса Сухачев Никита.(Слайд 14)

Наша кормушка отвечает целому ряду условий: её можно повесить прямо за окном, и даёт возможность наблюдать за птахами, она удобна и безопасна, не позволяет таскать корм галкам и воронам. По этим причинам исключили доступные всем птицам открытые конструкции, тяжёлые деревянные и кормушки из пластиковых бутылок, имеющие острые края.

Пенопластовые ванночки идеально отвеча­ют поставленной задаче - доступный и мягкий строи­тельный материал, устойчи­вый к влаге и морозу. Кор­мушка получается очень простой, но надежной.

(Слайд 13)

Понадобится: четыре пенопластовых лотка, нож­ницы, шило, 1 м бельевого

шнура, зубочистки.

По дну двух лотков про­водим карандашом про­дольную черту, делящую их пополам. Отступив от краев 3-4 см, протыкаем в каждой по два сквозных от­верстия (см. рис.) . Остав­шиеся разрезаем на пря­моугольные кусочки раз­мером 3x4 см, в центре ко­торых также проделываем отверстия. Со стороны дна в отверстия нижнего лотка пропускаем концы шнура. Выравниваем и надеваем на них нарезанные кусочки, составляя два опорных столбика высотой примерно 15 см., надеваем второй лоток дном вверх, затем завязываем на каждом конце шнура по узлу максимально близко ко дну и связываем концы, образуя петлю. В заключение укрепляем кормушку острыми палочками, можно шпажками. К пенопласту очень удобно крепить сало для синиц заострённой спичкой или шпажкой. (Слайд15, 16, 17).

Ход праздника

Звучит фонограмма М. Свиридова “Метель”. На сцену выходит ведущий.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

Ответы детей. Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Ведущий: Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.

Объявляется игра “Распредели птиц на перелетных и зимующих”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.

Дети читают стихи:

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков.

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Объявляется игра “Узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.

Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Дети читают стихи:

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Ю.Синицын Ю. Синицын

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев А. Прокофьев

Ведущий: А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.

    Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

    Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

    Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

    Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

    Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

    Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

    Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

    Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)

    Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

    Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)

    Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

    Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

    Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

    Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть : большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)

    Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)

    Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются?(Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

    Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

Определяется победитель среди участников викторины.

Дети читают стихи.

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

К. Мухаммади

Ведущий: Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц? Проводится награждение победителей.

Ученик читает стихотворение:

МОРОЗЫ

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

Е. Благинина

Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

Семена репейника – основной корм щеглов.

Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Определи корм”. С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц.

    Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

    Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

    Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.

    Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. Но это после праздника. А сейчас развесим кормушки на школьной территории.

Использованная литература:

    Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.

    Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.

    Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

    ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.

4.Библиография детско-юношеской литературы о птицах Библиография детско-юношеской литературы о птицах

Название книги

Издательство, год издания, количество страниц

Примечание

Б.А.Кузнецов

«Определитель позвоночных животных фауны СССР»

Москва «Просвещение»1974 год. Количество страниц 300.

Часть вторая- птицы

В.Гребенников

«Мой удивительный мир»

Новосибирск. Западно -Сибирское книжное издание 1983 год. Количество страниц 159.

К.В.Авилова

«Позвоночные животные»

Москва «Просвещение» 1983 год. Количество страниц 151.

Птицы- изучение в школе.

«Приусадебное животноводство»

«Московский рабочий» 1983 год. Количество страниц 156.

4-е издание

Г.Скребицкий

«Про наших птиц»

«Детгиз»1954 год. Кол ичество страниц 104.

Е.В.Лукина

«Птичий городок»

«Деткиз»1958 год. Количество страниц 159.

Н.А.Гладков

«Как летают птицы»

«Современная наука»1952 год. Количество страниц 112.

С.С.Туров

«Жизнь птиц»

«Современная наука»

А. Н. Промптов

«Птицы в природе»

3 издание «Ленинград»1957 год. 490 стр.

А.ВМихеев

«Определитель птичьих гнезд»

«Учпедгиз»1957 год. Количество страниц 135.

«Певчие птицы»

«Современная наука»1956 год. Количество страниц 267.

Н.Пожарина

«Твоя красная книга»

«Молодая гвардия»1983 год. Количество страниц 60.

Н.Беляков

«Юным птицеводам»

«Детская литература»1966 год. Количество страниц 190.

А.Н.Формозов

«Среди природы»

«Инфолио-пресс» 1997 год. Количество страниц 245.

Ю.Дмитриев

«Соседи по планете»

«Детская литература» 1977 год. Количество страниц 260.

М.В.Черкасова

«Они должны жить. Птицы»

«Лесная промышленность» 1984 год. Количество страниц 60.

И.Акимушкин

«Мир животных. Птицы»

«Мысль» 1989 год. Количество страниц 470.

П.П.Второв, Н.Н.Дроздов

«Определитель птиц фауны СССР»

«Просвещение» 1980 год. Количество страниц 220.

5. Публикации

Название газеты

Название статьи

«Степная Нива»

«Перезимовали...»

Юные экологи.

«Наши пернатые друзья»

Юные экологи.

«Помоги зимующим птицам»

Юные экологи.

МОУ-Теренгульская СОШ

На конкурс «Журналина»

«Перезимовали»

Члены экологического объединения «Родник» Марченко Ирина 8 класс и Гроскрайц Мария 10 класс, руководитель Гроскрайц О.В.

…Красота! Выхожу из душного и шумного помещения на улицу, глоток воздуха –красота! Наступила весна! Тепло, играет переливами капель, солнышко весело подмигивает, щебечут на все голоса птички –перезимовали! Птицы наши верные друзья, первыми сообщают о приходе весны. В нашей местности в зимний период можно встретить таких птиц как: воробьи, синицы, снегири, дятлы, дрозды рябинники, свиристели, щеглы. Каждая птичка в суровую погоду ищет укромное местечко, где можно защититься от мороза, покормиться, передохнуть от перелета. Чтобы хоть как-то помочь нашим пернатым друзьям мы юные экологи из творческого объединения «Родник» решили в зимнее время помогать пернатым друзьям. Смастерили кормушки, развешали на территории школьного сада, ближайших березовых посадок, во дворе своих домов. Птичьи столовые наполнили вкусным и питательным кормом: семенами подсолнечника, овсом, хлебом, пшеном, кашами, свежим салом, кусочками фруктов. Каждый день мы наблюдали за веселыми стайками птиц, которых изо дня в день становилось все больше и больше возле кормушек, а мы в свою очередь не забывали пополнять запасы корма. Какие же они красавцы наши друзья – птицы! Каждая по- своему необычна, загадочна и привлекательна. Вот ветка березы в один миг превратилась в ветку яблони, как? Красавцы снегири своими ярко красными грудками украсили дерево. А стоящая по соседству сосна вдруг ожила от стайки беспокойных воробьев. Воробей птичка маленькая, серенькая, но по- своему хороша, щебечет весь день напролет, без нее невозможно представить ни один сельский двор. Всю зиму в школьном саду наш взор устремлялся на чудесных, хохлатых свиристелей. Они просто атаковывали местные яблони. Такими вкусными кажутся яблочки, которые они с удовольствием съедают, хочется самим попробовать вкусное зимнее лакомство припасенное природой для птиц. На наших кормушках частыми гостями были синички. Любят эти желтогрудые красавицы больше всего свежее сало. Головка черненькая, на щечках пятнышки, грудь и брюшко ярко –желтые с черной продольной полосой –хороша! Часто на стволах деревьев можно встретить дятла: малого пестрого, большого пестрого и очень красивого черного дятла – Желна. Эти птицы очень полезны, мы все называем их «лесными докторами». Трудятся дятлы и зимой на стволах старых деревьев, достают из-под коры личинки насекомых.

Всю долгую, холодную, жестокую зиму мы заботились о пернатых товарищах. И вот можно сказать все вместе –перезимовали! Весна, капель, солнышко! Птицы наши друзья не забывайте о них, и они отблагодарят нас своим пением, заботой о растениях и просто своей земной красотой.

6.Суперзадание Мы живём в новосибирской области, в Баганском районе, в селе Теренгуль. Наша местность славится прекрасными степями, которые при наступлении весеннего тепла цветут, образуя ровный и красочный покров – разнотравье. Несмотря на то, что растительность в наших краях очень скромная и не очень яркая, но зато своеобразная и полезная, ведь сколько хороших и востребованных лекарственных растений у нас произрастает. Но среди них есть не менее прекрасные по красоте степные зверьки и птички, порой скитающиеся в чужих краях, но всё равно возвращающиеся на родину –в п. Теренгуль. Среди них есть птицы: тетерев, дикий голубь, белая куропатка, серая куропатка, гусь, утка и дикие звери: косуля, заяц, лиса, корсак, куница, хорь, колонок, горностай, ласка, речная норка, ондатра, водяная крыса, барсук.

Большинство степных животных обитает в норках. Они прячутся там от врагов, спасаются от зноя и морозов. За исключением зайцев, норы роют все степные грызуны, лисицы, барсуки, ежи и даже некоторые птицы. Но большинство пернатых- перепела, серые куропатки, степные луни, соловьи, стрепеты- гнездятся прямо на земле. Некоторые обитатели степи заселяют чужие норы. Лисицы захватывают жилища у барсуков. В норах крупных грызунов поселяются мелкие четвероногие хищники-горностаи, ласки, хорьки, а из пернатых-утки пеганки и красные утки. В норах более мелких грызунов живут жабы и ящерицы.

С наступлением холодов степные пресмыкающиеся, насекомые, суслики, ежи, барсуки, впадают в зимнюю спячку. Но большая часть животных всю долгую зиму пытаются прокормиться самостоятельно. В нашей местности нет общества по помощи животным зимой. Но мы внимательно изучили литературу, побеседовали с местными охотниками и сделали ряд выводов о способах подкормки диких птиц и зверей в нашей Новосибирской области, Баганского района. Подкормка диких животных как одна из основных биотехнических работ применяется в охотничьих хозяйствах давно. К сожалению, не только рядовые охотники, но даже некоторые охотоведы в хозяйствах ограничиваются лишь подкормкой одного-двух видов дичи, да и то не систематически, а лишь во время зимних морозов.

Подкормка-не временное, аварийное мероприятие. Выкладка кормов для диких птиц и зверей только в самые суровые зимние месяцы в большинстве случаев не обеспечивает сохранения дичи. Животные, ограниченные в своих перемещениях глубокими снегами, истощенные недоеданием и не приученные заранее к подкормке, зачастую погибают даже в непосредственной близости от приготовленных для них кормов. Практика передовых охотничьих хозяйств показала, что заботиться об увеличении кормовых возможностей угодий нужно систематически. Дикие животные могут испытывать недостаток кормов не только зимой, но и в другие периоды, например, во время выкармливания молодняка, в половодье, в засуху и даже в летнее время при большой численности дичи или ограниченных кормовых ресурсах угодий.
Наибольшее значение подкормка имеет для таких животных, как олень и кабан, завезенных человеком в не свойственные данному виду условия. Даже такие, казалось бы, приспособленные к суровым природным условиям животные, как лось и заяц, охотно берут приготовленные для них корма и концентрируются возле мест подкормки.
В охотничьих хозяйствах подкормка дичи способствует решению следующих задач:

    спасение дичи от бескормицы в трудные периоды года, когда естественных кормов мало или они труднодоступны;

    привлечение дичи в определенные участки угодий, где легче обеспечить их охрану, вольный выпас, отлов или добывание;

    предотвращение потрав сельскохозяйственных посевов или лесных культур;

    удержание птиц и зверей от перекочевок;

    учет дичи на подкормке;

    поддержание в угодьях численности дичи, превышающей естественную емкость угодий;

    селекционный отстрел или отлов животных;

    лечение диких животных лекарствами, микроэлементами и т. п.

Правильное решение хотя бы части этих задач-одно из непременных условий ведения охотничьего хозяйства.
Чтобы иметь большие возможности воздействовать на диких животных и накапливать опыт на будущее, подкормкой все равно стоит заниматься, даже если она не может существенно повысить производительность угодий. Подкормка дичи может производиться выкладкой приготовленных кормов, а также выпасом животных на специально выращенных для этого посевах (посадках кормовых растений).
Успех подкормки определяется ее своевременностью, систематичностью, правильным выбором времени и места подкормки, ассортиментом и качеством кормов, а также знанием повадок дичи. Дикие птицы и звери очень настороженно относятся к человеку, к следам его пребывания в угодьях, к постройкам и сооружениям. Они весьма разборчивы в выборе кормов.
В зависимости от сезона и местных условий повадки диких животных сильно меняются. Работнику охотничьего хозяйства, а тем более охотнику-общественнику нужно хорошо знать эти особенности, чтобы выкладываемые корма не пропали. Чтобы животные взяли приготовленные для них корма, нужно тщательно выбирать места выкладывания, заранее отыскивать участки излюбленных жировок животных, постепенно приучать их к кормушкам, устраивать своеобразные кормовые дорожки к местам постоянной подкормки. Чтобы дикие птицы и звери не отвыкали самостоятельно добывать пищу, выкладываемые для них корма должны составлять лишь часть рациона, а остальное они должны добывать сами. Не следует допускать чрезмерной концентрации дичи возле двух-трех мест подкормки, а лучше подкормочные площадки равномерно размещать на территории всего хозяйства. При этом необходимо помнить и о том, как охранить дичь от браконьеров, а сельскохозяйственные культуры и лесонасаждения от потравы животными. Кормовые площадки для дичи надо распределять с учетом ее фактического размещения и тяготения к тем или иным угодьям.
Известно, что на протяжении суток, сезона, года и всей жизни животные разных видов обживают определенные участки угодий, так называемые индивидуальные ареалы. Эти ареалы, где известны все убежища, тропы и кормовые места, дичь покидает крайне неохотно. Даже под угрозой смертельной опасности, например, уходя от гончих, заяц, косуля да и другие звери держатся "своих" мест, где у них больше возможностей спастись от преследования и выжить.
В зависимости от характера угодий, сезона, местных особенностей животных и других причин размер индивидуальных ареалов птиц и зверей даже одного вида может меняться. Так сибирские косули приспособились к сезонным перекочевкам, они преодолевают громадные расстояния и переплывают широкие реки. Подкормочные площадки в хозяйстве нужно стараться создавать так, чтобы обитатели угодий могли пользоваться ими, не изменяя своим обжитым местам. В противном случае либо будет перегрузка угодий дичью в районах мест подкормки, либо часть животных не будет пользоваться ею.

В условиях нашего сравнительно сурового климата индивидуальные ареалы животных несколько больше. Практически подкормочные площадки приходится размещать так, чтобы животному приходилось удаляться от "своих" мест не далее одного километра. При систематическом проведении подкормки в одних и тех же удачно выбранных местах животные хорошо осваивают искусственные "столовые" и надолго их запоминают. Наибольший эффект дает комплексная подкормка, когда с осени для привлечения и удержания дичи используются кормовые поля, а по мере их стравливания или труднодоступности из-за промерзания почвы и глубокого снежного покрова животные переходят на выкладываемую для них здесь же подкормку. Необходимые для подкормки сооружения - кормушки, хранилища для кормов, а также вышки для наблюдений за животными лучше сооружать заранее, чтобы дичь своевременно привыкла к ним.
Чтобы животным было легче находить подкормку, полезно на подходах к местам ее выкладывания делать своеобразные дорожки из клочков сена для зайцев и копытных, из мякины для куропаток, из желудей и зерна для кабанов. Легче приучить к кормушкам зверей, если первое время разбрасывать корма прямо на землю или развешивать сено и веники вокруг кормушек на кусты и кочки. В отличие от домашних животных большинство видов дичи берут сено и веточный корм не подряд, а выборочно. Поэтому, когда в кормушках остается около половины заложенного в них корма (сена и веников), следует заменять его свежим.
Подкормка кабана, оленя, куропатки в условиях большинства охотничьих хозяйств положительно сказывается и на других видах, например лось, заяц-беляк и водоплавающая дичь, которые, казалось бы, хорошо обеспечены естественными кормами. В каждом охотничьем хозяйстве подкормка дичи должна планироваться заранее. Планы подкормки составляют на каждый сезон с учетом особенностей угодий, плотности имеющейся в них дичи и других условий. При этом следует четко определять задачи подкормки и ожидаемые результаты, от чего будут зависеть методы и объем планируемых мероприятий. Например, летне-осенняя подкормка дичи с целью привлечения животных в определенные угодья достигается скармливанием небольшого количества наиболее лакомых кормов, а при спасении дичи в трудное время или при повышенной численности животных в угодьях охотничье хозяйство вынуждено полностью обеспечивать их кормами.
В зависимости от места, вида дичи, поведения, местных особенностей и приваженности животных к подкормке оборудование подкормочных мест бывает различным. Птицы и звери, издавна привыкшие жировать на естественных кормах, с трудом и не сразу привыкают к фуражному довольствию, предлагаемому человеком. Первое время они боятся сооруженных кормушек и просто не знают, что в них заложен корм. Чтобы привадить животных к местам подкормки, вначале приходится использовать уже имеющиеся у дичи повадки, например, привычку косуль и зайцев кормиться возле стогов, склонность серых куропаток укрываться и жировать возле полевых токов, выход отощавших в глубокоснежье оленей к сеновозным дорогам. Иногда требуется не один год, чтобы животные хорошо освоили кормовую площадку. Даже в хозяйствах, где косули издавна привыкли к подкормке, они предпочитают старые кормушки новым. в нашей жизни», кормушек «Спешите делать добро», сочинений «Как я помогаю птицам зимой» ...

  • Межрегиональная Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций

    Литература

    Президент Межрегиональной общественной... дают возможность работать в рамках этой технологии. ... конкурсах учебно-исследовательских работ ...); птицы (определение птиц по... Л.И. Бродская «Зима на Оке»; К.Н. ... работе . Помогает ... отчетами о проделанной работе выступают...

  • Отчет по методической работе моу сош №1 р п мокроус за 2010 – 2011 учебный год

    Отчет

    ... Отчет по методической работе ... работы в образовательном учреждении в рамках ... «Образ зимы в... птиц биология 1 участие Вагнер Н.Н Муниципальный конкурс литература Районный конкурс ... 1 Межрегиональные конкурсы , On ... родителей, помогать им 2 ... проделанной работе ...

  • Учебно – воспитательный план работы

    Расписание

    Собрания в рамках акции « ... олимпиад, конкурсов Работа с учащимися Работа с... Ах, зимушка- зима» (соревнования « ... 4.День птиц 1.04. ... помогали учитывать работу ... 2012г. - Отчет о проделанной работе . - Организация... 3. Проведение межрегионального семинара учителей...

  • Социальная работа с различными группами населения

    Учебное пособие

    Игры помогают сформировать... межрегиональных , всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах ... работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе ... местности скот, птицу , комбикорма и др... Содержание работы в рамках этого... . Зимой постоянно...

  • © 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний