Глобальное определение социальной работы. Специальность "Социальная работа": кем работать? Выбор профессии Чем заключается социальная работа

Главная / Малый бизнес

Жизнь любого общества – это сложнейший, многоплановый процесс, который сопряжён с большим количеством спорных ситуаций. Существуют социально незащищённые или проблемные группы людей, которые требуют помощи, материальной и моральной поддержки, человеческого участия. Раньше эти функции распределялись между правоохранительными органами, учреждениями образования и здравоохранения. Но с 1991 года в нашей стране появилась профессия социальный работник, деятельность представителей которой направлена на помощь и поддержку нуждающихся.

Сферы деятельности

  • Терапия социального характера на уровне личности или семьи, направленная на социальную адаптацию индивида или разрешение разного рода конфликтных ситуаций в окружающей его среде. К этой сфере относится работа с проблемным ребёнком, с его родителями, поддержка члена семьи в случае домашнего насилия, помощь одинокой пенсионерке и т. п.
  • Работа с группами населения. Они могут различаться по полу, возрасту, интересам или проблемам (отцы-одиночки, пенсионеры и т.п.). Зачастую социальному работнику приходится иметь дело с неблагополучными группами, либо с теми, у кого проблемы с криминалом – алкоголики, наркоманы, трудные подростки, которые состоят на учёте в правоохранительных органах и требуют контроля и реабилитации.
  • Работа в общине. Чаще всего требуется в небольших, достаточно тесных коллективах (например, в селе). Направлена на создание и укрепление межличностных связей в коллективе, организацию взаимопомощи.
  • Особая сфера деятельности профессионалов – социальные проекты. Это может быть организация помощи мирному населению при стихийных бедствиях, во время военных конфликтов. Как пример стоит упомянуть сбор пожертвований, необходимых вещей или питания беженцам.

Специфика профессии

Социальная работа внешне схожа с благотворительностью, которую добровольно оказывают те или иные люди нуждающимся. Однако ключевым моментом в деятельности профессионалов считается та теоретическая база и практические навыки, которые являются основной составляющей специальности. Желающие стать социальными работниками обучаются в вузах на одноимённых факультетах. Дисциплины, которые являются основными для студентов – педагогика, психология, социология. Особое место во время обучения занимает практика. Без неё молодой специалист будет плохо представлять себе, что ему предстоит. Практическая база поможет и в трудоустройстве, и в профессиональном становлении.

Социальную работу определяет квалифицированное содействие группам людей и отдельным личностям в решении их жизненных бед и проблем. Поскольку сложности и сообщества бывают разными, то и труд требует целого ряда навыков и знаний. Данную профессию можно охарактеризовать как носящую интегральный характер. То есть, она соединяет в себе знания, навыки и умения из смежных дисциплин.

Социальный работник, чтобы диагностировать проблемы своего подопечного, пользуется психологическими приёмами, для разрешения проблемы может применять юридические знания (если есть необходимость) или педагогические (в случае работы с подростком, ребёнком из проблемной семьи). Иногда социальная работа напрямую связана с помощью больному: например, реабилитация в случае необратимой травмы или тяжёлой болезни.

Особо следует сказать о деятельности в случае взаимодействия с человеком, пережившим насилие или потерявшим близкого. Здесь важными являются два аспекта: во-первых, теоретические знания и навыки из области психологии, позволяющие найти правильный подход к подопечному, а во-вторых, чуткость, такт, участие и искреннее желание помочь.

Масштаб деятельности социального работника способен быть самым разным. Он может содействовать трансформации личности клиента, а может управлять целой социальной сферой.

Подходы к деятельности

  • Воспитательный. Социальный работник действует как педагог, советчик. Он моделирует ситуации, поведение своего подопечного, устанавливает с ним обратную связь и даёт советы.
  • Адвакативный. Специалист выступает в роли адвоката. Он помогает в сборе документации, в аргументации собственной правоты, содействует клиенту в достижении успеха в той или иной проблемной сфере (например, выправить справки для пособия по инвалидности).
  • Фасилитативный. Подход, который подразумевает помощь в преодолении личностной апатии, дезорганизации. Профессионал моделирует поведение, подбадривает, ищет оптимальные варианты для своего клиента.

Категории соцработы

Специальность подразумевает множество вариантов деятельности, основными из которых являются следующие:

  • Социальная политика. Наиболее широкое направление, подразумевающее улучшение жизни общества в данной сфере, ряд мер, направленных на решение проблем, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей тех или иных групп населения.
  • Социальная защита. Такое направление необходимо для обеспечения деятельностного существования граждан, нормальных жизненных условий.
  • Социальное обслуживание. Предполагает бытовую, материальную, медицинскую, психологическую и иную помощь людям в трудной жизненной ситуации.
  • Социальное страхование. Включает защиту работающего населения в соответствии с федеральными законами.
  • Социальные гарантии. Это реализация системы мер, направленных на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан.
  • Социальная реабилитация. Особая область в специальности, которая помогает восстановить частично или полностью утраченные социальные функции личности. Сюда относится потеря близкого человека, шок после катастрофы, насилия, иногда восстановление способности жить в обществе после заключения и т. д.

Требования к специалисту

Описание профессии было бы неполным без упоминания о личностных качествах, которые необходимы соцработнику. Поскольку объектом его деятельности является человек, формальное отношение, чёрствость, меркантильность и равнодушие несовместимы с таким трудом. Следует не только понимать и осознавать важность собственной специальности, но искренне жалеть того, кто попал в трудную ситуацию, всей душой пытаться ему помочь. Только в этом случае деятельность принесёт реальные плоды.

Особого упоминания заслуживает и понятие социальной этики. Это одна из важнейших составляющих профессии, без которой продуктивность исключается. Этика важна потому, что соцработник занимается вопросами незащищённых слоёв населения, а также людей, которые приходят к нему с проблемами – алкоголиков, наркоманов, бывших заключённых, неимущих. Уважительное и гуманное отношение – неотъемлемая часть профессии.

Социальная работа – область, которая оплачивается скромно. К сожалению, в нашей стране зарплата работника этой сферы невелика. В среднем она составляет 12 тысяч рублей. Есть возможность брать подработки, получать небольшие надбавки и премии, иногда появляется вероятность уйти в сферу управления, где вознаграждение выше. В целом же, социальный работник – тот, для кого на первом месте стоит не зарплата, а то дело, ради которого он пришёл в свою профессию.

Понятие "социальная работа" в 1900 году было предложено Симоном Паттеном применительно к деятельности добровольных помощников в сеттльменте. Сегодня его семантическое значение значительно расширилось и не имеет однозначной интерпретации, поскольку это связано с различными стратегиями поддержки нуждающимся людям. В зависимости от узкого или широкого понимания социальной работы намечаются границы предметной познавательной области, которая во многих странах мира определяется по-разному, что является следствием национальных и культурных традиций.

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе, устремленную на оказание помощи различным категориям нуждающихся. Такая деятельность может выступать на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. На макроуровне социальная работа выступает в качестве определенных мер по улучшению среды обитания клиента. Эта деятельность связана с социальным администрированием, т.е. в нее входят вопросы о законодательных мерах, об организации инфраструктуры помощи, а также общественные и государственные вопросы регулирования социальных проблем:

  • - содействие и создание нормальных условий жизни человека в общности;
  • - предотвращение социально-политических и национально-этнических конфликтов;
  • -·выявление категорий граждан, нуждающихся в помощи и освоение источников финансирования.

Как видим, важнейшими формами деятельности и существования процесса помощи являются социально-политические акции, работа в области общественного образования, организация функционирования социальных служб, предназначенных регулировать общественные отношения в местах социальной напряженности.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи семье и различным группам нуждающихся, парадигма помощи здесь достаточно широка. С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством. Это будет связано с государственной социальной политикой и стратегией помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой стороны, приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны - от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни данных клиентов.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов клиента. На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социетальные и психоментальные связи индивида с социумом, группой или отдельным индивидом. Парадигма помощи в этом случае достаточно широка - от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах.

Социальная работа является определенным социокультурным институтом. В этом качестве социальная работа выступает системой поддержки и защиты различных субъектов, исходя из их социогенетических детерминант: пола, возраста, этноса, статуса, здоровья, образования. Различное сочетание этих детерминант у клиентов вызывает к жизни многообразие институтов поддержки, которые на основе социальной типологии образуют сферы помощи нуждающимся. Основные сферы социальной работы в этой связи такие: детская, геронтологическая, промышленная, медицинская, психиатрическая, юридическая, административная социальная работа, а также социальная работа в сфере свободного времени, и т.д.

Парадигма деятельностных форм достаточно обширна и зависит от социокультурного понимания роли и задач социальной работы как института помощи в той или иной области. Понятие "социальная работа" идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности в результате различных биосоциальных и социопсихологических факторов. Это понятие объединяет определенную логику научного подхода, который, с одной стороны, осмысляет самое себя как определенную реальность, а с другой стороны - личность и ее проблемы в обществе как специфическом пространственно- временном и социокультурном континууме. В этой связи мы говорим о разнонаправленности знания: знание как самопознающее и как познающее другую реальность. Отсюда мы наблюдаем достаточно большой разброс тем, суждений, связанных и объединенных общим понятием "социальная работа". Среди них: социальное планирование, социопсихологическое консультирование, социальное обслуживание, гештальт терапия, алкоголизм, физическая и психическая неполноценность, социальный менеджмент и т.д.

Помимо научных определений и описания сущности знания социальной работы, существуют и имплицитные подходы, связанные с обыденными представлениями о данном явлении. Эти представления существуют как у клиентов, субъектов, нуждающихся в помощи, так и у парапрофессионалов, имеющих отношение к социальной работе, но еще не присвоивших ее язык и профессиональные мифы. Так, студенты одной из французских школ социальной работы делились следующими представлениями о сущности социальной работы, которая им представлялась как:

  • -·фактор общественной эквилибристики;
  • -·фактор, закрепляющий общественный порядок;
  • -·осознанная форма социальной политики;
  • -·образная критика.

Несмотря на то что область знания возможно описать и структурировать, определить возможные границы, выделить предмет и объект познания, дать точное определение на сегодня не представляется возможным. Этот процесс наблюдается практически во всех странах, где существует социальная работа. И если в США знание социальной работы связывают с представлениями о специфической деятельности, позволяющей субъектам восстанавливать и сохранять способность к общественному функционированию, то в Англии это знание сфокусировано вокруг принципов организации индивидуальной помощи.

Разнополярность взглядов и представлений о сущности знания социальной работы пока не позволяет говорить о единстве подходов к феноменологии процесса помощи, однако многообразие подходов свидетельствует о его наличии. Видимо, философия познания социальной работы и раскрывается в этой противоречивой логике, когда единство проявляется в многообразии. Социальная работа - это понятие, которое идентифицирует определенную профессию в обществе. Однако понятие социальной работы объединяет разноплановую профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность, связанная с консультированием семьи по вопросам воспитания детей, и социальная работа по ресоциализации имеют не только разные объекты помощи, но и требуют конкретных умений, навыков и знаний при решении различных типов поставленных задач.

Социальная работа в контексте профессии расширяет и конкретизирует понимание процесса помощи применительно к тем или иным категориям субъектов, к тем или иным деятельностным формам. Отсюда важнейшими доминантами, раскрывающими метафорическое понятие "социальная работа" в контексте профессии, будут являться морфология деятельности, профессиональные роли социального работника, профессиональные мифы. Они в своей совокупности, в своем ключе представляют понятие - социальная работа.

Социальная работа - это базовое понятие, которое идентифицирует ряд дисциплин, раскрывающих процесс помощи и взаимопомощи в общности. Представляя собой ряд дисциплин, данная область знания призвана сформировать у будущих профессионалов целостное представление о сущности помощи в обществе, методах поддержки различных категорий населения, дать необходимую совокупность сведений о личности в дезадаптивных и аномических ситуациях. В этом отношении социальная работа как учебная дисциплина направлена на формирование когнитивных структур личности, на формирование понятийного поля профессионала и его профессиональной мифологии.

Социальная работа в аспекте подготовки специалиста может выступать и в качестве практики как специфической дисциплины, призванной определить и сформировать умения и навыки будущего профессионала. В этом аспекте социальная работа раскрывается через серию профессиональных стандартов, которые существуют в профессии и являются основой для профессиональной Я-концепции социального работника. Такими основными умениями и навыками являются коммуникативные умения, диагностические и интеракциональные навыки.

Сегодня компетентность профессионалов социальной сферы не может ограничиваться лишь способностью помогать людям в сложных жизненных ситуациях. Социальный работник должен знать и уметь предотвращать современные риски, выявлять причины уязвимости клиентов и способствовать достижению социального благополучия как отдельных индивидов, различных социальных групп, так и общества в целом.

Современное понимание социальной работы закреплено в «глобальном» определении, сформулированном Международной Федерации социальных работников (IFSW):
"Социальная работа является практической профессией и академической дисциплиной, которая способствует общественным изменениям и развитию, содействует социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе, их освобождению. Принципы социальной справедливости, прав человека и уважения многообразия являются центральными в социальной работе. Опираясь на теории социальной работы, общественные и гуманитарные науки, специализированные знания, социальная работа вовлекает людей и структуры в решение жизненно важных проблем и повышение благополучия. "
International Federation of Social Workers (IFSW), Global Definition of Social Work, 2014.

"Социальная работа сегодня - это сфера инновационных технологий, креативных подходов, возможностей карьерного роста, и самое главное, социальная работа - это реальная помощь людям. в том числе нашим близким". О.И. Бородкина, д. соц. н., профессор кафедры теории и практика социальной работы, эксперт учебно-методического объединения вузов России по направлению "Социология и социальная работа", со-организатор Международной Летней Академии "Социальная работа и общество"

"Социальная работа - эта та часть социальных наук, которая взяла на себя функции ранней социологии. В начале своего существования социологи-основатели хотели понять как можно переустроить мир, а сегодня социология отказалась от такой повестки и занимается только социальной диагностикой. А социальная работа занимается именно этим, т.е. улучшением общества, пусть и на микроуровне". И.А. Григорьева, д. соц. н., к. филос. н., профессор теории и практика социальной работы, член редколлегий "Журнала социологии и социальной антропологии», «Журнала исследований социальной политики»

"Социальная работа является деятельностью родственной врачеванию. Разновидностью социальной работы является медико-социальная работа, направленная на охрану и поддержку физического и психического здоровья (индивида, коллектива, населения в целом), способствующая достижению ими социального благополучия. Медико-социальная работа представляет собой организованную высокопрофессиональную деятельность в лечебно-профилактических учреждениях и вне их с особым упором на связанные со здоровьем социальные проблемы". В.М. Середа, д. мед. н., профессор кафедры теории и практики социальной работы, президент Межрегионального общественного благотворительного фонда «За здоровое поколение на пороге XXI века», консультант ЮНИСЕФ (Детского Фонда ООН).

Многие ли из вас знают, что такое социальная работа?

В нашем обществе существует странное понимание профессии «социальная работа». Чаще всего представление людей ограничивает поле деятельности социального работника рубкой дров старикам и доставкой продуктов больным. Более объективен и актуален на сегодняшний день взгляд, который рассматривает социальную работу, как средство коренного изменения общества, ликвидации не последствий, но причин социальных бед населения. В этом смысле суть социальной работы заключается в правильной организации процессов оказания социальной помощи населению. Для этого социальный работник должен быть хорошим организатором, человеком способным разрешать конфликтные ситуации, находить выход из любой, даже безнадежной ситуации, а также хорошо разбираться в разветвленной и развивающейся социальной структуре, понимать специфику многочисленных организаций, знать, где и какую помощь может получить человек.
Основной вопрос, который волнует всех абитуриентов, это возможность профессионального трудоустройства. Социальная работа в нашей стране имеет недолгую историю, но имеет тенденцию к стремительному развитию. Для того, чтобы студенты увидели поле своей будущей профессиональной деятельности, в течение первого года обучения мы показываем им необъятность этой сферы. Действительно, такой вариативности нет больше ни в одной профессии. Социальный работник может помогать детям и взрослым, пожилым и молодежи, безработным и военным, инвалидам и мигрантам, многодетным и сиротам. Можно быть организатором, консультантом, посредником, руководителем. А тем, кому скучно работать в уже устоявшихся, сформированных социальных учреждениях, можно предложить творческую работу по созданию и ведению собственных социально ориентированных проектов.

Социальные работники востребованы практически во всех областях социальной жизни: в здравоохранении, образовании, культуре, пенитенциарной системе, юриспруденции, политике, на различных предприятиях, в социально ориентированном бизнесе. Концепция церковного социального служения в настоящее время еще формируется, не вступая в противоречие с социальной работой.

Социальная сфера одна из тех областей экономики, которая предоставляет стабильные и перспективные рабочие места. Государство планирует делегировать часть полномочий по оказанию социальных услуг НКО - некоммерческим организациям. Таким образом, и эффективность работы и уровень дохода будет напрямую зависеть от профессионализма социального работника.

Социальная работа - это профессия будущего!
Вы не определились с выбором профессии?
Находитесь в поисках смысла?
Хотите изменить мир к лучшему?
Мы поможем Вам разглядеть истинные ценности жизни!

Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Как следует из определения социальной работы, принятого Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

Социальная работа как наука

Каждая наука должна иметь объект, предмет и методы исследования, принципы, закономерности, теоретические модели, понятийно-категориальный аппарат и своё место в системе наук. Не является исключением и социальная работа. Социальную работу как науку можно понимать как область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивида, семьи или общности в ситуациях нарушения социального функционирования (Б. В. Куприянов).

Объект исследования

Объект науки - определенная область действительности, совокупность тех или иных явлений, процессов, которые изучает данная наука.

Объект социальной работы - система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Некоторые считают, что объектом социальной работы является человек. Но при таком понимании человек рассматривается абстрактно от его социальных связей (а общество - это система). Объект социальной работы - это не только индивиды, но и социальные группы. В социальной философии Маркс говорил: «Личность понимается как система общественных отношений». Противники данной точки зрения считают, что при таком подходе теряется человек как индивидуальный неповторимый субъект, теряется его индивидуальное содержание: сведение индивидуального к социальному или индивидуальное растворяется в социальном. Если в качестве объекта рассматриваются индивиды или группы, то это нужно рассматривать в рамках тех социальных связей, в которые они включены в реальном обществе. Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология, например). Да, один и тот же объект изучается различными науками, но каждая из них выделяет и исследует свой специфический предмет. Объект социальной работы - это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который до сих пор не изучался специалистами ни одной науки.

Предмет исследования

Предмет исследования науки - это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект - это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.

Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы (И. С. Романычев)

Закономерности

Первая группа закономерностей социальной работы (закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы):

  1. взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе;
  2. взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы (хотя указанные цели формулируются в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития; в частности, определенное изменение приоритетов в деятельности служб социального обслуживания, которое начиналось преимущественно как деятельность по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последнее время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска и т. п.);
  3. зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;
  4. зависимость результативности социальной зашиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления.

Вторая группа закономерностей социальной работы (закономерности связи между субъектами и объектами социальной работы):

  1. общая заинтересованность социального работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решении проблем);
  2. соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;
  3. соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе.

Само по себе теоретическое знание закономерностей ещё не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Закономерности - это лишь некие ориентиры, которые должен знать специалист по социальной работе. Поэтому на практике социальный работник чаще всего исходит из типичности проблем клиентов, использует, в первую очередь, те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей.

Принципы

Принципы социальной работы являются важными структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности.

Группы принципов социальной работы:

  • общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия (принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития и др.);
  • социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства (единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, законность и справедливость деятельности социального работника);
  • организационные принципы (социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей);
  • психолого-педагогические принципы (выбор средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы).

Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению:

  • принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по каким-либо признакам)
  • принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав).
  • принцип социального реагирования
  • принцип профилактической направленности
  • принцип клиентоцентризма
  • принцип опоры на собственные силы
  • принцип максимизации социальных ресурсов
  • принцип конфиденциальности
  • принцип альтруизма
  • принцип толерантности.

Таким образом, система закономерностей и принципов социальной работы является фундаментом, на основе которого строится вся практическая деятельность специалиста по социальной работе (Л. И. Кононова)

Теоретические модели

  1. психолого-ориентированные (причины трудной жизненной ситуации в психике человека, поэтому помощь должна иметь психолого-педагогическую окраску; возможность регулирования ресурсов, имеющихся у человека);
  2. социолого-ориентированные (объект социальной работы - система общественных отношений, порождающих дезадаптацию личности, семьи, общества; остро критикуют традиционные подходы к пониманию сути, содержания, значимости социальной работы);
  3. комплексно-ориентированные (ориентируются на целостное видение проблемы защиты жизненных сил человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом) (Л. В. Топчий, И. С. Романычев)

Понятийно-категориальный аппарат

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путём фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во - вторых, понятия, образующиеся путём интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

  1. общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);
  2. понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);
  3. понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);
  4. специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).

Методы исследования

Метод - это совокупность приемов деятельности субъектов социальной работы, рассматривающая социальные проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деятельности в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Методы - способы познания действительности.

Методы социальных наук: социологии, психологии, социальной психологии.

  • эмпирические (методы сбора информации, не предполагающие воздействия на клиента):
    • наблюдение: включенное и обычное. В социальной работе как и во многих видах деятельности исследовательские задачи могут быть сопряжены с задачами практического воздействия, следовательно, некоторые методы могут иметь двойственный статус (как метод исследования и как метод практической деятельности), то есть могут сочетать в себе элементы того и другого, если даже не одновременно, то последовательно.
    • опрос: анкетирование, тестирование, интервьюирование (открытое и закрытое);
    • метод экспертных оценок;
    • социометрия;
    • диагностика;
  • методы обработки информации:
    • биографический (перед ним обычно следует какой-либо вид опроса): предполагает сбор информации и её обработки, используя дневники, мемуары, письма;
    • автобиографический;
    • метод семейной биографии;
  • методы теоретического анализа;
    • контент-анализ (сравнительный анализ);
    • системный подход.

Номотетические методы: направлены на обобщение эмпирических фактов и выявление общих объективных законов (закономерностей) - это генерализирующие методы, то есть общие. Предполагают переход от частных случаев к общим законам. Цель науки видят в открытии этих общих законов.

Идиографические методы. В современной науке главная методологическая оппозиция проявляется в противостоянии 2-х методологических подходов: парадигмы естественнонаучного познания и парадигмы социогуманитарного познания. Парадигма социогуманитарного познания основывается на идеях о том, что в жизни общества и человека во многих случаях невозможно установить общие закономерности, так как социальные системы более сложные, связи в системах носят открытый характер. Каждый человек, система отношений, в которую он включён, неповторимые, индивидуальные, уникальные, поэтому задача науки состоит во всестороннем изучении и описании этого индивидуального случая. Методы, которые используются при таком исследовании, получили название индивидуализирующие. Такого рода исследования в современных социальных науках получили название «работа со случаем» (М. В. Вдовина).

Место в системе наук

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало её междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания как социология, психология и т. д.

При исследовании причин, порождающих социальные проблемы, описание социальных процессов, социальных отношений, при анализе особенностей социальных групп, социальная работа как наука неизбежно пользуется научными представлениями, понятийным инструментарием других социальных наук, чей предмет близок к предмету социальной работы (социология, психология и т. д.) (И. С. Романычев)

Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

  1. общие профессиональные;
  2. дисциплины специализации.

История

Европа и США

Основатели профессии (Мэри Ричмонд)

Мировой опыт в сфере социальной работы говорит о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения. Для зарубежных стран основным источником финансирования остается государство. Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство. Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов:

Самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

Индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

Привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

Россия

История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать её прошлое, в нём искать ответы на современные вопросы. Историческое прошлое социальной работы - не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальности. Социальная работа в России как вид деятельности имеет многовековую историю. Обычно выделяют следующие периоды:

Архаический период (до X века)

Этот период характеризуется наличием родовых и общинных форм помощи у славян. В древнеславянских общинах можно выделить следующие формы помощи и взаимопомощи:

  • Культовые формы поддержки . Архаическая парадигма помощи тесно связана с языческим миросозерцанием, мироощущением. Это нашло и отражение в сложившихся способах помощи:
    • Институт волхвов - регулятор общественных отношений. Устраивали погребальные игры рода, принимали важные решения в кризисных ситуациях. Например, вдовы обмывали и обряжали умерших, за что получали в качестве «отдара» вещи покойного.
    • Коллективные формы помощи связаны с такими понятиями, как редистрибуция (перераспределение) и реципрокация (взаимообмен, см. Потлач). В частности, это нашло выражение в братчине (помощь в уборке урожая), в разделении труда.
    • Институт праздников. Тесно связаны с механизмами распределения и перераспределения.
  • Общинно-родовые формы помощи . Эти формы поддержки тесно связаны с вервью (круговой порукой), через которую и осуществлялась забота о слабых и немощных:
    • Родовые обряды почитания предков - тризны, погребальные состязания, игрища, трапезы. В эти дни жертвовалась определённая милостыня («справа»).
    • Институт старцев - различные формы поддержки стариков (в том числе кормление по домам).
    • Институт детского сиротства. Институт приймачества - приём в семью сироты людьми пожилого возраста, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или они не имели наследников. Фетимизация - назначение сироте, не имеющему хозяйства, «общественных» родителей (кормление по домам). Если у сироты было хозяйство, он назывался «выхованцем», «годованцем», и усыновления не происходило.
    • Институт вдов - помощь вдовам. Появляется незадолго до принятия христианства.
    • Хождение за «навалным» - своеобразный ритуал по оказанию помощи нуждающейся женщине, как правило, осенью после уборки урожая.
  • Хозяйственные формы помощи . Ранние формы помощи носили ритуальный характер, многие сохранили форму народных праздников.
    • «Помочи» . Внесезонные «помочи» связаны с кризисными ситуациями (пожары, наводнения, массовый падёж скота). При этом оказывалась помощь по хозяйству, отдавали часть продуктов, одежды, скота (например, «наряды миром», сиротские и вдовьи «помочи»). Сезонные «помочи» связаны с сельскохозяйственными работами. При этом происходил сбор продуктов на общественные нужды (поэтому такие праздники назывались ссыпками, мирщиной, ссыпщиной), это была и форма «общественной милостыни».
    • Толоки - вид помощи, включавший совместную обработку земли, перевозку сена, земли, навоза.
    • Складчина - совместное кормление, совместная заготовка корма для скота.
    • Супряга - совместное использование рабочего скота.
    • Культ героя. Наиболее яркое выражение - княжеские пиры, где принимали участие все желающие (в том числе нищие, больные).
    • Выкуп пленных.

Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности (X-XIII века)

Изменение парадигмы помощи связано с изменением социально-экономической и социокультурной ситуаций, в первую очередь с крещением Руси в 988 году. Христианизация оказала решающее влияние на все сферы жизни общества. Наибольшее значение имели идеи о спасении души, человеколюбии, духовности, милосердии, стыде и совести.

Период церковно-государственной помощи (XIV - вторая половина XVII века)

Период государственного призрения (вторая половина XVII века - вторая половина XIX века)

Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, издавшей в 1763 году указ об открытии Московского воспитательного дома, в который принимались даже сироты до 3 лет. В 1770 году такой дом был открыт в Санкт-Петербурге. В 1764 году - указ об основании воспитательного общества благородных девиц - Смольный институт. Через год при этом институте было открыто училище, в которое принимались девушки нищенского происхождения. Вступив в 1796 году на Российский престол сын Екатерины II Павел I, поставил во главе воспитательного общества свою жену Марию Федоровну. Через год она встала во главе императорских воспитательных домов и коммерческого училища для мальчиков. Ещё в 1776 году во всех губерниях России были созданы приказы общественного призрения, которые занимались вопросами помощи нуждающимся. Этими вопросами, позже, в XIX веке, активно занимались ведомство учреждений императрицы Марии. В связи с реформой местного самоуправления, начатое в России, в 60 годах XIX века, функции приказов общественного презрения к земству. К концу прошлого столетия в России был накоплен большой опыт в деле помощи нуждающимся, которых, однако казалось, в значительной мере не востребованным вплоть до наших дней.

Период общественного и частного призрения (конец XIX - начало XX веков)

Период государственного обеспечения (1917-1991 годы)

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем государственной политики в области социальной помощи. Начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Осенью 1918 г. был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31.10.1918 г. 20-30-е гг. - борьба с детской беспризорностью; 1923 г. - стали создаваться кооперативные организации инвалидов; 1923 г. - Всероссийское общество слепых; 1926 г. - Всероссийское общество глухонемых; 1928 г. - пенсии по старости рабочим текстильной промышленности; 1929 г. - введены пенсии по старости для рабочих тяжелой промышленности и транспорта, 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума ВС СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В июле 1944 г. увеличены льготы для матерей и беременных. После смерти Сталина внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, рост промышленности, улучшение жилищного строительства, увеличение заработной платы. К середине 80-х гг. с 10 до 20 % был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была введена скидка 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и её важной части - социального обеспечения. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

Период социальной работы (1991 - по настоящее время)

Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности - социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.

День социального работника

  • День социального работника в России отмечается 8 июня, согласно Указу Президента от 27 октября 2000 года № 1796.

Годом ранее, аналогичный праздник появился на Украине. В 1986 г. вышло Постановление государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам «О проведении эксперимента по организации отделений социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам»

Структура социальной работы

субъект - содержание (из вытекающих функций) - средства - управление - объект - цель,Объект, и предмет - основополагающие категории развития теории социальной работы. Для данной теории характерно разнообразие методологических подходов к их выделению. Так, в словаре-справочнике по социальной работе отмечено: "Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

Обучение социальной работе

Обучение социальной работе в России ведётся на данный момент по 47 специализациям, которые условно можно разделить на группы управленческих специализаций (например, Анализ, планирование и мониторинг социальной работы в организациях и учреждениях государственного и муниципального управления; Менеджмент в социальной работе), специализации работы в определённой социальной области (например, Социальная работа в системе образования; Социальная работа в системе здравоохранения; Социальная работа в вооружённых силах), специализации работы с конкретными группами населения (например, Социальная работа с семьёй и детьми; Социальная работа с инвалидами; Социальная работа с пожилыми людьми), специализации по технологиям социальной работы (например, Психосоциальная работа с населением; Консультирование и посредничество в социальной работе).

Обучение студентов по специальности Социальная работа началось в сентябре 1991 года в 20 вузах России. Сейчас получить высшее образование по данной специальности можно почти в 200 вузах страны. Координирующим вузом по научной и методической подготовке стал Российский государственный социальный университет. В настоящее время большинство вузов готовят специалистов по социальной работе, но в связи с Болонским процессом происходит постепенный переход на подготовку бакалавров и магистров в области социальной работы.

Есть возможность получения профессии и в рамках среднего специального (профессионального) образования. Однако учебные заведения здесь представлены не так широко. В настоящий момент подготовку социальных работников осуществляют в 52 учебных заведениях.

Социальная работа как профессиональная деятельность

"Социа́льная рабо́та - профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации."

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину.

Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа - целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны - поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы - это нахождение компромисса между этими двумя целями.

Сущность профессиональной соц.работы - это «троекратный образ» Гордона Гамельтона «личность-в-ситуации».

Социальная работа как учебная дисциплина

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин - донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

    общие гуманитарные и социально-экономические;

    общие математические и естественнонаучные;

    общие профессиональные;

    дисциплины специализации.

Минимальная заработная плата - официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты.

Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется (номинально всегда повышается).

Ка́чество жи́зни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п

Потребительская корзина - это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Индексация доходов населения - полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростомценна потребительские товары и услуги.

В мировой практике известны две основные формы индексации доходов населения:

    автоматическая , при которой индексация оплаты труда и других доходов повышается пропорционально росту цен;

    полуавтоматическая (договорная ), применяемая в странах Европейского союза. Суть данной индексации заключается в проведении переговоров с работодателями, профсоюзами и представителями государственных органов с привлечением учёных-экспертов. Результатом переговоров являются рекомендации, устанавливающие нижний порогсоциальной защитыдля заключенияколлективных договоров.

Сущность теории социальной работы

Первые теоретические исследования проблем социальной работы начались в России в 90-х гг. XX в. Такие ученые как С.И.Григорьев, Е.И.Холостова, В.И.Жуков, Л.Г.Гуслякова, М.В.Фирсов, Н.С.Данакин, Л.В.Топчий, А.С.Сорвина, В.Г.Бочарова, П.Д.Павленок, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, В.А.Никитин, А.М.Панов, В.Н.Ярская, Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки о помощи человеку в проблемных жизненных ситуациях. Предметное поле теории социальной работы, следовательно, формировалось как в рамках мирового опыта познания и социальной практики в этой сфере, так и в русле изучения специалистами особенностей функционирования и развития социальной сферы в России.

В результате сложились признаки научной идентификации социальной работы. Исследователям удалось определить границы социальной работы как вида деятельности и области познания, приступить к разработке ее теоретико-методологических основ, раскрыть содержание и методику процесса подготовки специалистов высшей квалификации. Был обозначен системный подход к формированию научной дисциплины; удалось выявить основную функцию теории социальной работы, состоящую в выработке объективных знаний в области социозащитной деятельности общества; обозначились контуры предмета, объекта, принципов и закономерностей науки.

В настоящее время в российской науке продолжается теоретическое осмысление социальной работы, основанное на постоянном приращении научного материала. При этом, если в начальный период развития теоретической основы российской социальной работы исследователи в основном исходили из объективного подхода к миру, предполагающего позитивистское понимание реальности, то в XXI в. многие авторы обращаются и к субъективистской, фе-номенологической методологии изучения социальных проблем.

Специалисты говорят о формировании научных школ и направлений разработки проблем теории, практики и образования в области социальной работы, возглавляемых такими исследователями как В.И.Жуков, А.В.Мартыненко, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов и др. Эти научные школы в настоящее время сосредоточили свое внимание на создании единой концептуальной основы социальной работы как теоретического знания, профессии и института общества.

Между тем, следует констатировать, что официально социальная работа как область научного знания в России не признана, так как в документах ВАК отсутствует данная научная специальность, и, следовательно, теория социальной работы не имеет прочного правового статуса.

Становление методологических основ теории СР не только в России, но и во всем мире шло и идет в постоянных дискуссиях. Большинство российских ученых характеризуют теорию социальной работы как науку о закономерностях и принципах развития социальных процессов, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности в обществе. Многие авторы при этом обращают внимание на характер, направленность и динамику развития социальных процессов, а также на их эффективность с точки зрения социального самочувствия и благополучия людей.

Можно дать следующее определение: теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах развития и оптимизации гуманистической социальной деятельности – социальной работы.

Многоуровневость понятия «теория социальной работы» находит отражение прежде всего в её определениях. Существуют различные подходы к определению сущности теории СР.

К первой группе можно отнести следующие определения.

Теория СР – это прикладная наука оказания помощи людям в достижении ими достаточного уровня психосоциального функционирования (Баркер Р. «Словарь социальной работы», издан в России в 1994 г.).

Социальная работа – это ответ на социальные недостатки, как государственные мероприятия по оказанию помощи в трудной ситуации, с одной стороны, и культурная образовательная деятельность – с другой; как помощь по адаптации в обществе или как критика и изменение общества; как попечение (социальное обеспечение) и контроль или как помощь и воспитание самопомощи (Вальтер Т.).

Теория СР – это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности – социальной сфере и социальной работе.

К второй группе можно отнести определения, рассматривающие теорию СР как состоящую из двух частей – теоретической и эмпирической, и раскрывающие это понятие в широком и узком смысле.

Теория СР – наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите её прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую её социальную среду.

В данном определении наиболее ярко выделяется активный элемент пространства социальной работы – социальные изменения как процесс гармонизации отношений всех ее субъектов, объектов и среды их жизнедеятельности. Эффективность этого процесса зависит от степени разработанности теории, степени ее соответствия нуждам конкретного общества.

Существуют различия в определении предмета и объекта науки.

Общепринятым является пониманием предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения его под определенным углом зрения. Объект науки – это реально существующая действительность (природная или социальная). Каждый объект имеет много сторон и свойств, которые могут стать предметом самостоятельного изучения, т.е. выступить предметом какой-то науки. Например, такой объект изучения, как человек, может рассматриваться с разных точек зрения (Например Б.А.Ананьев, в работе «Человек как предмет познания» приводит классификацию таких наук).

Определить объект и предмет СР – это значит выделить тот уровень анализа и характер фактов (явлений, процессов), которые ею изучаются.

Объектом теории СР являются социальные отношения, проблемы (индивидуальные, семейные и т.д.) (1990 г.).

Объектом исследования СР является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе (Энциклопедия по социальной работе / Под ред. В.И.Жукова. – М.: Из-во РГСУ, 2008).

Объектом теории социальной работы признаются социальные отношения между ее субъектами и объектами, связанные с оптимизацией их функционирования в социальной сфере. Социальные отношения выступают здесь как специфические отношения между людьми и социальными группами по поводу удовлетворения потребностей в материальных благах, условиях труда, улучшении быта и досуга, медицинском обслуживании и социальном обеспечении, получении образования и доступа к предметам духовной культуры и пр. (30).

К определению предмета СР важное значение имеет системно-интегративный подход. Не во всх определениях он присутствует.

Предмет СР – это закономерности и принципы функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Предметом теории социальной работы выступают социальные процессы, обусловливающие оптимизацию жизнедеятельности и взаимоотношений людей и окружающей их социальной среды в системе практики социальной работы.

Следовательно, теория социальной работы рассматривает процессы реализации социальных изменений через установление оптимальных взаимоотношений между людьми в социально-экологической среде.

В Российской энциклопедии социальной работы сделан вывод, чтопредметом СР являются закономерности, обусловливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе. Объектом исследования является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе.

На основе интеграции различных подходов можно определить объект и предмет СР.

Объект исследования – социальные отношения и способы их регулирования с целью обеспечения и защиты социальных прав и свобод личности в обществе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В связи с формированием в России принципиально новой системы социальной защиты и обслуживания населения, отвечающей новым условиям развития российского общества, появилась потребность в соответствующих методических разработках и кадрах социальных работников новой формации. В начале 90-х годов в стране стала создаваться адекватная материально-техническая база и система подготовки кадров для социальной работы. Специальность «социальная работа» была введена в апреле 1991 года, и в этом же году «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе». После тщательного обсуждения в профессиональной среде российскими специалистами было выработано и принято следующее определение социальной работы:

Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.

Раздел 3:

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний