Портативный постановщик помех. Классификация помех

Главная / Строительство и ремонт

Получило первый самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик», созданный Экспериментальным машиностроительным заводом им. Мясищева на базе самолета Ил-18, сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации. Новейший комплекс способен избирательно подавлять электронику противника сильнейшими помехами, сохраняя боеготовность отечественной боевой техники.

О завершении государственных испытаний опытного образца самолета с рекомендацией о принятии его на вооружение ВКС России директор ЭМЗ им. Мясищева доложил министру обороны во время единого дня военной приемки 21 октября 2016 года, говорится в сообщении .

В ноябре 2016 года планируется передача заказчику еще двух серийных самолетов.

Аппаратура комплекса позволяет эффективно бороться с современными самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS ВВС США, радиотехническими средствами комплексов ПВО типа Patriot и глушить каналы управления военными беспилотниками.

Также Ил-22ПП способен вести радиоэлектронную разведку и групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ противника.

Вся передовая радиоэлектронная начинка самолета Ил-22ПП разработана предприятиями и институтами, входящими в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (), рассказал «Газете.Ru» советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир .

«Боевые возможности «Порубщика» намного превышают все, что было создано в этой сфере ранее. У Ил-22ПП очень хорошие характеристики по ведению разведки, эти самолеты могут работать в составе группы, и оборудование на его борту самое современное — цифровая техника и фазированные антенные решетки.

Что касается турбовинтового самолета, на базе которого размещен комплекс РЭБ, так и у американцев самолеты С-130 до сих пор в строю», — объяснил Михеев.

Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 создавалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18 (по кодификации Coot — «Лысуха»), который в СССР начали серийно выпускать еще в конце 1950-х. Ил-18 заинтересовал военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.

На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения. В частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники, самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты Ил-22.

Существует несколько разновидностей этих машин. Одна из них — Ил-22М11 — последняя версия российского воздушного командного пункта. Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма».

«Порубщик» — последняя модификация этого самолета. Этот самолет оснащен самыми последними средствами радиоэлектронной борьбы, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров.

При создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, благодаря которым у «Порубщика» появилась способность воздействовать исключительно на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.

Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих средств.

Перед включением системы активных помех «Порубщика» он сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника, рассказал «Газете.Ru» представитель КРЭТ. В это время сам самолет ничего не излучает и аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования ставят помехи в требуемом диапазоне частот.

Несколько таких самолетов смогут нарушить или даже полностью парализовать на большой территории самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, летающие командные пункты, системы ПВО, авиацию и беспилотники противника.

Опытно-конструкторские работы над проектом «Порубщик» начались еще в рамках госконтракта от 8 ноября 2009 года, рассказал «Газете.Ru» заместитель директора .

«Опытный образец Ил-22П (регистрационный номер RA-75903) начал летно-конструкторские испытания в 2011 году, государственные совместные испытания были начаты в 2014 году и завершены в прошлом году. Переоборудование второго (первого серийного) самолета Ил-22ПП осуществлялось заводом имени Мясищева по контракту 2012 года (регистрационный номер самолета — RF-90786). Переоборудование третьего (второго серийного) самолета Ил-22ПП было выполнено по контракту от 11 июня 2014 года. Все три самолета были переделаны из воздушных пунктов управления Ил-22».

Построенную в конце 1970-х машину перед установкой аппаратуры РЭБ отремонтировали и модернизировали. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой модификации стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.

Самые современные концепции войны немыслимы без использования самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и самых разных дронов. И самолеты Ил-22ПП с «Порубщиком» могут стать главной угрозой для потенциального противника, парализуя его каналы связи и системы обнаружения.

Определение координат и параметров движения

В зависимости от количества РЛС могут применяться способы одновременного пеленгования (триангуляционный способ по данным двух и более РЛС) и последовательного пеленгования (по данным одной РЛС).

Основным способом определения текущих координат и параметров полета постановщика активных помех является способ триангуляции.

Сущность его заключается в том, что место постановщика помех (область возможного нахождения) определяется в точке пересечения биссектрис углов засвеченных секторов на экранах двух и более взаимодействуюших РЛС. (Рис. 17.3.)

ОБУ, зная местоположение взаимодействующей РЛС (азимут, дальность), принимает от оператора РЛС значения азимутов постановщика помех и наносит их стеклографом на экран ИКО относительно взаимодействующей РЛС. Одновременно ОБУ наносит линии азимутов постановщика помех относительно своей РЛС.

Рис. 17.3. Определение координат постановщика активных помех

триангуляци­онным способом

По положению точек пересечения азимутов на экране ИКО определяются координаты постановщика помех (азимут и дальность), а по направлению и скорости перемещения точек пересечения азимутов – параметры движения постановщика помех (курс и скорость). (Рис. 17.4).

Рис. 17.4. Определение параметров движения постановщика

активных помех триангуляци­онным способом

Точность определения координат и параметров движения постановщика помех зависит от способа определения.

Для триангуляционного способа характерно следующее:

На дальности начала постановки помех 200÷ 250 км от РЛС среднеквадратические ошибки определения места постановщика составляют 6÷ 9 км;

На дальности 100÷ 120 км ошибки уменьшаются до 2÷ 2,5 км;

На дальности 200÷ 250 км ошибки в определении курса и скорости настолько велики, что пользоваться такими параметрами для решения задачи наведения нецелесообразно. Ошибки в определении курса достигают 30°, а в скорости – 300 км/ч.

При уменьшении дальности до 100 км ошибки в определении курса, скорости составляют 5° и 100 км/ч соответственно. Это обеспечивает решение задачи наведения с достаточной точностью.

При наличии одной РЛС координаты и параметры полета постановщика помех можно определить способом последовательного пеленгования.

Сущность способа заключается в том, что по предполагаемой скорости постановщика помех строится линейка масштабно-временных отрезков ∆S=Vц×∆t, состоящая из двух отрезков, и выполняется трехкратное пеленгование постановщика помех через время ∆t.



На ИКО наносятся линии азимутов постановщика помех Aз1, Aз2, Аз3 . Линейка прикладывается к ИКО таким образом, чтобы концы отрезков ∆S совпали с линиями азимутов.

Рис. 17.5. Определение параметров движения постановщика активных

помех при помощи линейки масштабно-временных отрезков

По положению конца второго отрезка и линии третьего азимута определяется местоположение постановщика помех (азимут, дальность), а по направлению отрезка ∆S – курс постановщика помех (Рис. 17.5.).

Высота полета постановщика помех определяется по экрану высотомера.

Для этого необходимо:

Медленным вращением антенны ПРВ определить средний азимут сектора помех по максимальному сигналу помехи;

Способом триангуляции определить азимут и дальность постановщика;

Повернуть антенну высотомера на азимут постановщика;

Провести линию посредине засвеченного сектора;

По соответствующей дальности найти точку пересечения указанной линии с линией сектора помех;

Определить высоту постановщика помех.

В настоящем справочном пособии представлены материалы о промышленных образцах специальной техники отечественного и зарубежною производства, предназначенной для защиты информации.

В доступной форме приведены сведения о методах завиты и контроля информации при помощи технических средств.

Приведены более 100 принципиальных схем устройств защиты информации и объектов, описана логика и принципы действия этих устройств, даны рекомендации по монтажу и настройке. Рассмотрены методы и средства защиты информации пользователей персональных компьютеров от несанкционированного доступа. Даны краткие описания и рекомендации по использованию программных продуктов и систем ограниченного доступа.

Книга предназначена для широкого круга читателей, подготовленных радиолюбителей, желающих применить свои знания в области защиты объектов и информации, специалистов, занимающихся вопросами обеспечения защиты информации.

Представляет интерес для ознакомления руководителей государственных и других организаций, заинтересованных в защите коммерческой информации.

Постановщики помех различного вида и диапазона являются эффективными устройствами для защиты переговоров от подслушивания, а также для глушения радиомикрофонов и зашумлення проводных линий. На рынке России эти устройства представлены почти исключительно генераторами шума радио- и звукового диапазонов, а также их комбинациями.

В каталогах ведущих фирм не представлены постановщики помех инфракрасного и СВЧ диапазонов. Это связано также с тем, что передатчики и приемники этих диапазонов имеют острую диаграмму направленности, и, чтобы подавить сигнал передатчиков этих диапазонов, постановщик помехи должен точно угадать расположение приемного устройства, иначе помеха будет малоэффективна. Из сказанного очевидно, что чем более направленными антеннами обладают радиомикрофоны и их приемные устройства, тем труднее поставить против них помеху. Кроме того, при том же уровне сигнала такие радиолинии обладают большей дальностью действия.

Сигналы помехи радиодиапазона принято делить на заградительные и прицельные. Заградительная помеха ставится на весь диапазон частот, в котором предполагается работа радиопередатчика, а прицельная - точно на частоте этого радиопередающего устройства.

Спектр сигнала заградительной помехи носит, как правило, шумовой пли псевдошумовой характер. Это могут быть генераторы на газоразрядной шумовой трубке, на шумовом диоде, на тепловом источнике шума и т. д. В последнее время все чаще используются импульсные сигналы, носящие псевдослучайный характер.

Многие специалисты скептически относятся к возможности эффективной постановки заградительной помехи против передатчиков коммерческой разведки. Это связано прежде всего с тем, что необходимо поставить помеху в очень большом диапазоне частот, приблизительно от 20 МГц до 1 ГГц, и это значит, что передатчик помех должен иметь неприемлемо большую мощность для помещений, в которых находятся люди. Тем не менее, в каталогах ведущих фирм присутствуют такие устройства. Например, отечественный портативный генератор шума радиодиапазона Г-1, который закрывает полосу от 50 до 450 МГц и имеет мощность от аккумуляторов 1,5 Вт, от сети - 3 Вт. Такой генератор может работать от внутренних аккумуляторов в течение одного часа.

Более эффективными представляются устройства, ставящие прицельную помеху. Схема такого постановщика помехи изображена на рис. 5.13.


Рис. 5.13 Структурная схема постановщика прицельной помехи

Постановщик помехи работает в автоматическом режиме. Приемник-сканер сканирует весь радиодиапазон, частотомер измеряет частоты обнаруженных радиопередатчиков, микропроцессор анализирует поступающие данные, сравнивая их с записанными в память, и при появлении не внесенных в память сигналов дает команду радиопередатчику на постановку прицельной помехи. Вид такого программно-аппаратного комплекса представлен на рис. 5.14.


Рис. 5.14. Программно-аппаратный комплекс постановки прицельной помехи

Естественно, что недостатком такого устройства является намного более высокая стоимость.

Существуют генераторы помехи, предназначенные для защиты от утечки информации по каналам побочных электромагнитных излучений от электронно-вычислительной техники. Поскольку спектр побочных излучений в основном заранее известен, то нетрудно рассчитать и спектр постановщика помехи.

Один из примеров такого устройства отечественный стационарный генератор шума "Гном-3".

Уровень выходного сигнала на выходных разъемах генератора в диапазонах частот:

от 10 кГц до 150 кГц……………….не менее 70 дБ;

от 150 кГц до 30 кГц………………не менее 70 дБ;

от 30 МГц до 400 кГц………………не менее 75 дБ;

от 400 МГц до 1 ГГц………………..не менее 45 дБ.

Наибольшее распространение получили постановщики помех акустического диапазона. Эти относительно простые и недорогие устройства создают пространственное зашумление в основном спектре звуковых частот, что обеспечивает маскировку разговора и снижает эффективность устройств подслушивания, Наибольшую эффективность дают устройства, вибраторы которых устанавливаются по периметру всего помещения, в том числе на пол, потолок, стены, вентиляционные отверстия и т. д. Для примера опишем несколько таких устройств.

Акустический генератор шума ANG-2000

ANG-2000 подавляет шумовым сигналом такие подслушивающие приборы, как:

Проводные микрофоны, вмонтированные в стену:

Контактные (стетоскопы);

Направленные микрофоны;

Радиопередатчики;

Лазерные устройства подслушивания через оконное стекло.

Это достигается специально разработанным устройством, генерирующим шум и защищающим речь от прослушивания. ANG-2000 является устройством, дополняющим другие специальные средства защиты, а также может использоваться самостоятельно для обеспечения круговой защиты помещений от прослушивания.

В комплект генератора ANG-2000 входят разнообразные акустические преобразователи (адаптеры) для двойных стен, потолков, окон, водопроводно-канализационной сети, вентиляционных каналов и т. д.

Технические характеристики:

Диапазон частот………широкополосный шум 250 Гц - 5 кГц

Выходное напряжение….от 0 до 14 В

Вес………………………1,4 кг

Размеры………………..43x152x254 мм

Питание…………………от сети

Преобразователь:

Размеры…………101x38 мм

Вес……………….0,906 кг

Стационарный генератор акустического шума АД-24

Внешний вид стационарного генератора акустического шума, размещенного в чемоданчике, изображен на рис. 5.15.


Рис. 5.15. Генератор акустического шума АД-24

Этот прибор представляет собой профессиональную систему зашумления для больших помещений. К генератору подключаются вибраторы, устанавливаемые на пол, потолок, стены. Число вибраторов зависит от размеров помещения. Питание от сети.

Генератор белого шума Г-002 (Россия)

Излучает так называемый "белый шум" в основном спектре звуковых частот. Г-002 эффективен, в первую очередь, благодаря воздействию непосредственно на входные низкочастотные тракты подслушивающих устройств. Компактный корпус, эстетичный внешний вид, питание как от сети 220 В, так и от встроенной батареи наряду с простотой использования делают Г-002 полезным не только для профессионалов, но и для широкого круга лиц, не связанных с подобного рода техникой. Цена такого прибора около 110 $.

Настольный генератор аудиопомех АД-23 (США)

Внешний вид прибора изображен на рис. 5.16


Рис. 5.16. Настольный генератор аудиопомех АД-23

АД-23 представляет собой экономичный звуковой генератор помех для использования в офисе, дома или на совещании. Динамик зашумления и электронный блок выполнены в одном корпусе. Площадь зашумления достигает 25 м 2 . Диапазон частот помехи - от 20 Гц до 20 кГц. Выходная мощность динамика - до 4 Вт. Электропитание - от сети или встроенных аккумуляторов. Продолжительность работы от аккумуляторов 3 часа. Размеры: 220x160x100 мм. Вес 560 г.

Генератор аудиопомех АД-22 (США)

Внешний вид прибора изображен на рис. 5.17


Рис. 5.17. Генератор аудиопомех АД-22 (США)

Устройство представляет собой карманный шумовой генератор для защиты от прослушивания и вырабатывает шумовой сигнал-помеху с изменяющейся амплитудой и частотой. Уровень помехи регулируется.

Площадь зашумления - до 16 м 2 . Питание от батарей. Габариты 120x78x55 мм, вес 560 г.

Отдельное место занимают комбинированные генераторы помех. Например, отечественный генератор Гном-4 предназначен для зашумления радиоэфира, электросети и подавления телефонных закладок.

Диапазон частот зашумления радиоэфира…от 1 до 1800 МГц,

Мощность………………………………5 Вт.

Диапазон частот для электросети…….от 3 до 1000 МГц.

Мощность………………………………4 Вт.

Для телефонных линий принцип работы основан на размывании спектра телефонных закладок. Цена такого устройства около 1300 $.

Комбинированный отечественный генератор помехи ГБРШ встроен в однокассетную магнитолу и имеет режимы зашумления в акустическом и радиодиапазонах. Режим акустического зашумления аналогичен режиму прибора Г-002. Радиопомеха ставится в диапазоне от 50 до 900 МГц. Мощность 3–4 Вт.

КОМПЛЕКС СРЕДСТВ РАДИОПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЯК-28ПП

Самолет Як-28ПП мог создавать комплексные помехи радиоэлектронным средствам (РЭС) противника, т. к. в составе его специализированного оборудования имелись как активные, так и пассивные средства радиопротиводействия (РПД).

Активные средства включали три типа помеховых станций, которые в соответствии со своим назначением подразделялись на средства групповой защиты ("Букет" и "Фасоль") и индивидуальной защиты ("Сирень"). Первые позволяли прикрыть помехами целую группу самолетов, вторые служили для самообороны (либо взаимной обороны двух и более машин).

РЭС подразделяются на две группы: средства управления войсками и средства управления оружием. К первым относятся станции дальнего обнаружения, станции наведения и целеуказания, станции просто целеуказания, а также станции обнаружения и наведения. Все эти РЛС работают в
режиме обзора, просматривая пространство либо в круговом режиме (на 360°), либо в определенном угловом секторе. Задача таких станций - обнаруживать цели либо обеспечивать наблюдение за объектами сопровождения и выдавать их текущие координаты. У них широкие диаграммы направленности, поэтому и азимут, и дальность, и высоту они измеряют довольно грубо, зато в любой момент выдают на ИКО или планшеты полную тактическую обстановку в наблюдаемом районе.

Если обнаруженная цель не отвечает на сигналы опознавания "свой-чужой" и принято решение на
ее уничтожение, "эстафету" принимают средства управления оружием. Эти станции предназначены
непосредственно для наведения ракет либо пушек. К ним относятся бортовые РЛС перехвата и прицеливания истребителей, РЛС сопровождения, слежения за целью и ракетой зенитно-ракетных комплексов, головки самонаведения ракет "воздух-воздух" и "земля-воздух", станции орудийной наводки зенитной артиллерии и другие. Такие РЛС работают в режиме обзора только до момента
захвата цели, а затем переходят в режим сопровождения, когда регулярно облучают и регулярно измеряют координаты и наводят оружие. Измерение координат и наведение проводится с высокой точностью, но только в ограниченном секторе пространства.

Самолет Як-28ПП специально был создан для подавления РЭС управления войсками и линий свя-
зи. Для этой цели на нем были установлены станции групповой защиты "Букет" и "Фасоль".

"Букет" - это "открытое" общее название станций активных радиоэлектронных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55. Фактически это одна и та же станция, но настроенная на разные частотные диапазоны. Литеры указывали на различия по диапазону частот: СПС-22 генерировала помехи в диапазон волн 22-30 см, СПС-33 - 12.5 - 22 см, СПС-44 - 10-12.5 см и СПС-55 - 8-10 см. Для идентификации по самолету-носителю в их названия входили еще две цифры: например, для Як-28ПП полный индекс был СПС-22-28, СПС-33-28 и т.д., для Ту-16П - СПС-22-16, СПС-33-16 и т.д. В целом комплект станций СПС различных литеров позволял перекрывать радиопомехами весь спектр частот, использовавшихся РЭС управления войсками "вероятного противника" в 60-х годах. Все станции были взаимозаменяемы: в случае необходимости легко можно было снять с самолета спецконтейнер, например, с СПС-22 и на его место установить с СПС-55 и т.п.

Станция СПС - автоматическая, хотя в техописании она называется полуавтоматической. У нее
есть свой анализатор и передатчики помех. У каждого литера - четыре или шесть передатчиков, которые перекрывают диаграмму направленности подавляемой РЛС (один - на один сектор, второй - на второй и т.п.). Она может создавать заградительные либо прицельные помехи, причем выбор производится автоматически в зависимости от радиоэлектронной обстановки.

После включения СПС вначале анализирует обстановку. Если фиксируется облучение от РЛС противника, блок анализатора определяет его рабочую частоту и мощность. Затем передатчики генерируют на данной частоте помехи необходимой мощности. Определенный интервал времени (примерно 2.5 - 3 мин.) она излучает помехи, потом прекращает и снова анализирует сигнал РЛС. Если противник начинает менять частоту излучения своих радаров, СПС автоматически отслеживает эти изменения и формирует помехи в зависимости от режима их работы. Аналоговый анализатор - схема логики, выполненная на реле (50-е годы!), определяет, сколько сигналов приходит в данном частотном диапазоне и как они между собой расположены. У него есть несколько режимов работы, которые выбираются автоматически. Если, например, приходят пять сигналов от пяти РЛС, и их частоты сильно отличаются, то он создает пять прицельных участков помех, расставив их по диапазону. Если после очередного анализа окажется, что две или более РЛС сблизились по рабочей частоте, то их "накроют" общей заградительной помехой, а оставшиеся будут подавляться прицельными помехами (после подстройки на их новые частоты).

В зависимости от состава группировки РЭС противника по маршруту полета и диапазона их рабочих частот на Як-28ПП устанавливалась одна из станций СПС: СПС-22, СПС-33 или иная. Для
того, чтобы перекрыть весь нужный диапазон, на один самолет ставят, допустим, СПС-22, на другой - СПС-44, на третий - СПС-55, и все эти три самолета либо идут в боевых порядках, либо барражируют в зонах.

Для конца 60-х СПС была весьма неплохой станцией: она отвечала предъявляемым требованиям и по энергетическим, и по оперативным характеристикам. Иначе говоря, мощности ее передатчиков хватало для подавления отраженных сигналов РЛС ротивника, а быстродействие позволяло своевременно реагировать на изменения радиоэлектронной обстановки (то есть если противник переходил на другую рабочую частоту, СПС быстро ее "ловила" и снова "забивала" помехами). Но с начала 70-х годов у вероятного противника появились станции, которые намного быстрее (в том числе скачкообразно) могли перестраивать свою частоту. Возросла мощность импульсов их излучения, появились более узкие диаграммы направленности. Позднее вообще были созданы РЛС нового типа, с фазированными решетками, которые просматривали не весь диапазон, а лишь нужные участки, задерживаясь больше на них и, соответственно, накапливая энергию отраженного сигнала.

Ламповые "Букеты", созданные в конце 50-х и имевшие изрядную инерцию, стали "запаздывать":
пока они определяли параметры излучения и создавали помеху, противник уже беспрепятственно работал на другой частоте, да и мощности для подавления эхо-сигналов стало нехватать. Ввиду потери эффективности они были сняты с вооружения, причем вместе с самолетами Як-28ПП и Ту-16П: в России - в 1993 году, в Украине - годом позднее.

Вторая станция групповой защиты, установленная на Як-28ПП - это СПС-5-28 литера ПП-1, или "Фасоль". Ее саблеобразные передающие антенны на нижних внешних сторонах гондол двигателей характерны только для Як-28ПП и позволяют легко визуально выделить его из многочисленного мейства "двадцать восьмых".

СПС-5, как и ее более современная модель СПС-5М - станция прямошумовых помех. Она не втоматическая - включать ее должен либо летчик, либо штурман-оператор. При прокладке маршрута просто отмечают участки, где она должна работать. Подлетают к начальной точке - включают и ставят шумовые помехи. Подлетают к конечной - выключают и т.д. Станция имеет четыре сменных передатчика (А,Б,В и Г), отличающиеся параметрами генерируемого излучения. Несмотря на "возраст" (она древнее "Букета") и простоту конструкции, "Фасоль" все еще находится на вооружении.

Станции "Букет" и "Фасоль" установлены в спецконтейнере самолета Як-28ПП.

Антенны "Букета" находятся в нижней части спецконтейнера и закрыты общим выпуклым радиопрозрачным обтекателем.

Радарам управления огнем Як-28ПП мог ставить помехи только в порядке самообороны. Для
этого он имел на борту станцию индивидуальной защиты из комплекта "Сирень".

"Сирень" - это "открытое" название станций имитирующих радиоэлектронных помех СПС-141,
СПС-142 и СПС-143. Все станции взаимозаменяемы, в зависимости от характера задания на самолет могли устанавливать любую из них. Блоки размещены по правому борту в нише между шпангоутами №6 и №10, передающий - в носу кабины штурмана. Ниша закрывалась съемной крышкой, в нижней передней части которой находился весьма скромных размеров воздухозаборник: имитирующие помехи, генерируемые этой станцией, не требовали большой мощности и, соответственно, интенсивного охлаждения. Передающие антенны - в малых каплеобразных обтекателях по бокам корневой части штанги ПВД, приемные - с обоих бортов за кабиной пилота.

Станция ставила уводящие помехи (по дальности и по скорости) как импульсным, так и доплеровским РЛС управления оружием (бортовым РЛ прицелам истребителей, станциям наведения ЗРК, ЗУР и УР "воздух-воздух" с РЛ ГСН). Она принимала облучающий импульс, автоматически определяла его параметры и формировала серию аналогичных ложных ответных сигналов с временной задержкой, которые и приводили к срыву наведения (отметка от реальной цели терялась среди ложных).

В качестве пассивных средств РПД на Як-28ПП применялись неуправляемые авиационные ракеты
(НАР) С-5П и устройства сброса "Автомат-211".

Под плоскостью крыла самолета на балочных держателях устанавливались два 16-ствольных универсальных пусковых блока УБ-16-57УМ с противорадиолокационными НАР С-5П (ПАРС-57) калибра 57 мм. Залпом этих ракет можно было моментально создать завесу пассивных помех по курсу полета в виде облачка из тонких металлизированных волокон. Такая завеса способна была "прикрыть" ударные самолеты от обзорных РЛС противника на срок от 10 минут до часа (в зависимости от высоты и метеоусловий). На борту не было прицелов, поэтому НАР отстреливали прямо по курсу: самолет просто набирал нужную высоту либо приподнимал нос.

Ракета С-5П была принята на вооружение 31.12.64 г. Ее масса составляла 5 кг, длина 1.073м,
скорость полета 450-480 м/с. Через определенное время после пуска она выбрасывала поочередно три пакета с диполями из металлизированного стекловолокна, которые, разлетаясь, и образовывали завесу. БЧ могла снаряжаться различными видами диполей. Позднее была заменена модернизированной ракетой С-5П1.

Устройство "Автомат-2И" (КДС-19) с двумя симметричными балками устанавливалось под гондолами двигателей. Оно предназначалось для создания помех РЛС перехвата самолета путем сбрасывания противорадиолокационных дипольных отражателей из металлизированного стекловолокна в
заднюю полусферу. Сброс производился вручную (нажатием кнопок отстрела, установленных на
сдвоенном пульте управления при включенном автомате защиты "Помеха") или автоматически по
сигналам станции предупреждения об облучении РЛС противника "Сирена-3". Кроме того, устройство АСО-2И отстреливало спецпатроны ("тепловые ловушки"), создававшие помехи самонаводящимся ракетам с ИК (тепловыми) ГСН.


Ту-16СПС. Станции постановки активных радиопомех СПС-1 и СПС-2, которые устанавливались на Ту-16 в 1950-е гг., предназначались для групповой защиты летящих в строю ударных машин от РЛС, разработанных в сороковые годы, и обладали сравнительно невысокими характеристиками - недостаточной мощностью излучения, большими габаритами и весом. Для их применения требовался еще один член экипажа - оператор спецаппаратуры, который должен был вначале обнаружить работающий радар, определить его частоту, после чего настроить на нее передатчик помех. Для этого, даже при хорошей подготовке, оператору требовалось примерно 3 минуты. За это время, особенно при полетах на малых высотах, самолет успевал проскочить зону, из которой мощность бортовой аппаратуры позволяла подавить данную РЛС. Кроме того, СПС-1 и СПС-2 не обеспечивали эффективного подавления многоканальных и перестраиваемых станций.

Тем не менее, завод №1 в 1955-57 гг. выпустил 42 Ту-16, оборудованных СПС-1, и 102 - с СПС-2, из них четыре - заправляемых топливом в полете. Как и на Ту-16Р, в задней части грузоотсека этих машин устанавливалась герметичная съемная кабина спецоператора. В передней части грузоотсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Две антенны станции СПС-2, закрытые каплевидными обтекателями, размещались в нижней части фюзеляжа перед и за грузоотсеком. Штыревые антенны СПС-1 могли размещаться в двух местах: сверху фюзеляжа (за блистером штурмана-оператора) или снизу фюзеляжа (перед грузоотсеком). Эти варианты Ту-16 получили обозначение Ту-16СПС, иногда их называли Ту-16П. Первоначально Ту-16СПС не оснащались автоматами сброса отражателей АСО-16, и отсутствие их выводных горловин на створках бомбового отсека являлось внешним отличительным признаком от последующих Ту-16Е. Но позже автоматы стали устанавливать на этот тип самолета, и внешнее отличие исчезло. В 1960-е гг. практически все находившиеся в строю Ту-16СПС были оборудованы системой постановки активных помех «Букет».

Ту-16П. Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему «Букет» входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот. Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете - СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс «Н» означал, что станция предназначена для изделия «Н»). Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП» (иногда - Ту-16П «Букет» или Ту-16 «Букет»). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000-11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000-5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600-700 км.

Для своего времени «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один - типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту~16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа - управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.

Начиная с 1962 г, системой «Букет» было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 - СПС-ЗЗН, 28 - СПС-44Н и 20 - СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 «Елка» (см. ниже), а также некоторые другие модификации самолета.

Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов. Поэтому «Букет» в 1972 г. пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча, 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой «Фикус». Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами №34 и №45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту- 16П № 1882409 и № 1883117.


Постановщик помех Ту-16СПС



Постановщик помех Ту-16Е известен в НАТО под обозначением Badger-H



Ту-16А, задействованный для испытаний станции РЭП «Сирень»


На одну из серийных куйбышевских машин (№1882106) планировали установить опытную аппаратуру «Силикат», комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 г. Несколько позднее вместо «Силиката» на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех «Фонарь», однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х гг. серийный Ту-16П №5202907 оборудовали станцией СПС-100 «Резеда-АК». С самолета сняли прицел «Аргон» и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 «Сирена-3». В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 гм некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 «Кактус», блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.

В течение 1970-80 гг. оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций «Сирень» располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.

Ту-16П с РПЗ-59. 21 июля 1959 г. вышло Постановление Совмина №832-372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту* 16. На основании этого документа на базе серийной УР класса «воздух-воздух» К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 «Автострада-1». После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П №8204130 до начала 1964 г и показали, что в данном виде она неприемлема: полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 г. развернулось создание новой противорадиолокационной системы «Пилон», включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией «Букет» и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 г. небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.

Ту-16 «Елка» и Ту-16Е. Параллельно с созданием постановщика активных помех Ту- 16СПС в ОКБ-156 разрабатывался постановщик пассивных помех, получивший обозначение Ту-16 «Елка». Во всю длину его грузоотсека располагались 7 автоматов сброса пассивных помех АСО-16. В створках отсека имелись вырезы (на левой - три, на правой - четыре) для выводных горловин автоматов. В незанятом объеме отсека можно было подвешивать бомбовое вооружение. Кроме того, на Ту-16 «Елка» устанавливалась помеховая станция СПС-4 «Модуляция», ее обтекатель каплевидной формы крепился перед грузоотсеком. При снятии АСО-16 самолет превращался в полноценный бомбардировщик. В 60-е гг. на машины этой модификации в дополнение к семи АСО-16 стали устанавливать два автомата АПП-22. В этом случае места для размещения бомб уже не оставалось.

В 1957 г. завод №1 выпустил 42 серийных Ту-16 «Елка» с системой дозаправки топливом в полете, еще 10 машин в том же году сдал ВВС завод №64. Кроме того, 19 бомбардировщиков завода №22 были переоборудованы в этот вариант (все они имели систему дозаправки). Таким образом, в общей сложности ВВС получили 71 постановщик помех этой модификации. В дальнейшем самолеты Ту-16 «Елка» неоднократно модернизировались и дорабатывались, постепенно приближаясь по характеристикам к Ту-16ПТ становясь комбинированными постановщиками активных и пассивных помех.

Еще один вариант постановщика пассивных помех, получивший обозначение Ту-16Е или изделие «НЕ» (в частях эту модификацию также часто называли «Елка»), по составу помехового оборудования был близок к Ту-16Р. Так же, как и на разведчике, на нем в задней части грузоотсека устанавливалась кабина спецоператора и одна из станций СПС-1, СПС-2 или СПС-2К «Пион». Там же устанавливались два блока АСО-16. В передней части отсека сохранялись бомбодержатели, но со временем место бомб заняли дополнительные АСО-16, ставились также два автомата АПП-22. С 1957 г. в течение трех лет на заводе №1 был выпущен 51 Ту-16Е. Еще 38 машин в 1958 г. выпустил завод №22, все с системой дозаправки топливом в воздухе. Внешне Ту-16Е отличались от Ту-16 «Елка» вырезами в створках грузоотсека под входной люк кабины оператора.



Отличительным внешним признаком Ту-16 «Елка» стали выводные горловины для сброса дипольных отражателей



В грузоотсеках некоторых Ту-16 «Елка» и Ту-16Е установили станции СПС-61, СПС-62 , СПС-63, СПС-64, СПС-65 или СПС-66, которые объединялись общим названием «Азалия». В экипаж самолета, получившего обозначение Ту-16Е «Азалия», спецоператор не входил. На машинах с СПС-61, СПС-62 и СПС-63 устанавливались также станции СПС-6 «Лось», а на самолетах с СПС-64, СПС-65 и СПС-66 - станции СПС-5 «Фасоль». В незанятой части грузоотсека подвешивались бомбы или автоматы АСО-16 и АПП-22. На Ту-16 «Елка» антенна «Азалии» располагалась в передней части грузоотсека, а на Ту-16Е - на месте входного люка демонтированной подвесной гермокабины. На большинстве самолетов Ту-16Е «Азалия» вместо ДК-7 устанавливался хвостовой обтекатель.

В некоторых Ту-16 «Елка» и Ту-16Е «Азалия» устанавливались также станции постановки активных помех СПС-100А и СПС-100М, на части машин устанавливалась система оповещения об облучении СПО-15 «Береза». В конце 1970-х гг. на этих постановщиках помех начали размещать станции СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта «Сирень». В эксплуатации машины постоянно дорабатывались как по составу оборудования, так и по самолетным системам. Несколько Ту-16Е было переоборудовано в вариант Ту-16ЕР, на котором вместо станции СПС-2 установили станции радиотехнической разведки СРС-1.

Ту-16Е-ХР. Еще один вариант постановщика помех обозначался в документах Ту-16Е, а в обиходе - Ту-16Е-ХР (химический разведчик). Этот самолет предназначался для ведения фотографической, радиотехнической, радиационной и химической разведки и по составу оборудования был очень близок к Ту-16РР Наличие на борту средств радиопротиводействия лишь способствовало выполнению задач воздушной разведки. Экипаж Ту-16Е-ХР состоял из семи человек. В носовой части грузоотсека на качающихся платформах размещались два аэрофотоаппарата АФА-42/100. в задней части отсека - подвесная гермокабина оператора. В средней части грузоотсека можно было подвешивать бомбы или до четырех автоматов АСО-16. Конструкцию крыла усилили, под крылом на пилонах подвешивались два контейнера для забора проб воздуха. Средства радиопротиводействия, кроме АСО-16, включали станции СПС-5, СПС-151 и два комплекта СПС-1. Антенны

СПС-5 располагались снизу фюзеляжа перед грузовым отсеком, СПС-151 - возле воздухозаборников двигателей, СПС-1

За подвесной гермокабиной снизу и сверху фюзеляжа. Подобным образом переоборудовали два самолета, выпущенных заводом №1. Один из них до 1978 г. эксплуатировался в 226-м ОАП РЭП (отдельном авиационном полку радиоэлектронного противодействия) в Полтаве, затем в 1978-80 гг. - в Прилуках, а с 1980 г.

В Спаске-Дальнем, где вторая машина отлетала всю свою жизнь. В 1979-80 гг. в процессе ремонта самолеты оснастили станциями «Роговица» и СПС-152 (дополнительные антенны установили на фонаре кабины штурмана-навигатора).

Общее количество вариантов постановщиков помех на базе Ту-16 однозначно определить практически невозможно. Так, например, 226-й ОАП РЭП имел в своем составе порядка тридцати Ту-16 с аппаратурой постановки помех, и каждый из них отличался от других составом и типом оборудования. С появлением на вооружении армий вероятного противника ракет с тепловыми головками самонаведения на части Ту-16, в том числе и на Ту-16П, стали размещать аппаратуру постановки инфракрасных помех типа АСО-2И-7ЕР, блоки которой устанавливались в обтекателях шасси и в хвостовой части фюзеляжа. Велись и другие работы по совершенствованию систем радиоэлектронного противодействия.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний