Профориентация в школе: нужна ли она. Или: кем вырастут наши дети

Главная / Строительство и ремонт

Что такое профориентация для школьников?

Профориентация для школьников - это процесс поиска ответа на вопрос "кем быть школьнику". Для того, чтобы этот ответ найти, нужно исследовать данного школьника на предмет его способностей, потребностей, ценностей, умений и знаний.

Это профориентолог делает в присутствии родителей и с участием родителей. Это глубокая совместная работа. Конечно, школьнику будут даны задания, чтобы определить свойства его интеллекта и личности.

У нас в центре ПрофГид всё это делает не компьютерная программа, а живой человек. Мы считаем, что это принципиально ценно для принятия точного решения о судьбе ребёнка.

В каком возрасте уже можно выбирать профессию?

В 14-15 лет человеку можно определить профессию достаточно безошибочно. Но сделаем оговорку: если он готов к работе по выбору профессии. Это значит, что если у него достаточно опыта взаимодействия с разными сторонами реальности, если он готов не согласиться с утверждением взрослого человека, если у него есть привычка к умственному и физическому труду и если он психически здоров.

А до 12 лет возможна профориентация?

До 12 лет профессию можно выбрать далеко не каждому, и очень приблизительно. Причин две. Во-первых, ребёнок ещё не изучал химию, физику, биологию в школе. Во-вторых, у него маленький социальный опыт. Поэтому в этом возрасте не стоит ребёнка ограничивать, загоняя в определённые сферы. Пусть он развивается всесторонне, изучая себя и мир вокруг себя.

И всё же к 12 годам основные направления возможного развития и основные ограничения в способностях уже просматриваются. Важно очень аккуратно выявить эти ограничения, свойства ребёнка — как личностные, так и интеллекутальные. Можно и нужно разработать план интеллектуального и личностного развития до 15 лет, определить специализацию класса, школы, направить ребёнка в кружки и секции, дать список книг, необходимых к прочтению и список умений, которыми он должен овладеть к 14-15 годам.

Этим занимается нейропсихолог Анна Андреева, выявляя способности детей до 12 лет и разбирая сложнейшие случаи .

Когда проходят консультации?

Мы можем принять вас в любой удобный для вас день. Профориентация начинается в 10, 13, 16 и в 19 часов по московскому времени.
Профориентация возможна как в офисе в Москве, так и онлайн (skype, viber).

А по интернету консультация не хуже?

Консультация по скайпу или вайберу не хуже, если хорошая связь и мы видим и слышим друг друга. Как правило, связь хорошая.

Конечно! Это очень важная часть профориентации. Мы стараемся найти вузы и колледжи, подходящие вам по месту расположения (город, страна), по цене, по баллам ЕГЭ, по набору предметов, по тому, есть ли военная кафедра, общежитие, по другим параметрам.

А если мой ребёнок совсем не знает, чего он хочет?

Так не бывает, чтобы подросток ничего не хотел. Он не хочет только то, что вы ему предлагаете. Но для него существуют очень приятные подарки судьбы. Просто вы про это пока не знаете. Мы всегда находим приятную для ребёнка деятельность. Всегда.

Обычно на профориентацию старшеклассники приходят с полной неразберихой в умных своих головах. Отчего неразбериха? А вот от чего. Неизвестно, чем руководствоваться, выбирая профессию. Самое очевидное: школьные предметы.

От них, что ли, плясать? Хорошо идет обществознание - пойду туда, где его сдают. А это экономические вузы. А хочешь ли ты работать экономистом? Нет? А кем же? Вот и разбираемся. Или: хорошо идет физика с математикой - пойду в инженерный вуз. А хочешь ли ты потом с этим работать? С чертежами, расчетами? В конструкторском бюро? Или на заводе или на стройке? Нет? Значит, надо разбираться.

Всю "карту ребенка" разложить на столе и увидеть сильные стороны и склонности (интересы). Склонности могут быть до такой степени странными и разными - что, ну, просто ничего не понятно. ни старшекласснику, ни его родителям. Всё хочет ребенок. И вот сидим разбираемся. Это надо сделать, надо. Со всех сторон всё рассмотреть, всё увидеть и принять обоснованное решение. Нет людей ни к чему непригодных. Нет. И в вашем ребенке - клад. Давайте вместе искать клад.

Как замечательно бывает, когда ребенок, проявив способности к какой-либо деятельности, стал в ней развиваться и в будущем - это стало его любимой профессией!

А как быть, если дети к возрасту старшего школьника так и не смогли определиться с тем, каким бы делом они хотели заниматься в жизни?

Соответственно, назревает проблема в выборе высшего учебного заведения и специальности.

Почему важна профориентация для детей?
- В каком возрасте начать затрагивать эту тему?
- Всегда ли генетические способности заявляют о себе?
- Какие составляющие нужны для того, чтобы хобби стало профессией?
- Полушария головного мозга и их роль в развитии.
- Какие методы донесения информации до детей работают?
- Как быть, если упущено время и нужно определяться?
- Давать ли ребенку свободу выбора?
Это основные вопросы, которые будут разобраны в статье.

У каждого человека есть своя история и свои предпосылки, посредством которых он пришел к выбору профессии. Проанализировав десятки тысяч жизненных ситуаций (в ходе профессиональной практики психолога) и проведя более тысячи собеседований с соискателями (в период работы в отделе развития персонала в крупной компании), я пришла к выводу, что к выбору профессии далеко не все подходили взвешенно и по собственному решению.

Обобщив данные, получилась следующая статистика:

  • 30% людей к выбору профессии пришли благодаря тому, что с детства их ориентировали, исходя из способностей и желания. Принятие решения родители оставляли за детьми;
  • 50% людей определялись к концу периода школьной жизни. Из них - у половины выбор был обусловлен решением родителей (не все испытывают по этому поводу благодарность). Многие из них не стали работать по полученной специальности. Есть отдельные случаи, когда выбор ВУЗа и факультета был обусловлен подходящим набором баллов для гранта.
  • 20% - это те люди, которые, к сожалению, не сформировали понимание своего предназначения. В период детства и взросления информация проходила мимо них. (Это может быть обусловлено обстоятельствами, связанными с неверной позицией родителей и отсутствием у них понимания в вопросе: «Кто, если не они, будет проводником для их детей в жизни?»).

Чтобы эта статистическая «двадцатка» не расширялась, а сокращалась - цель данного материала.

Веренмся к вопросу «В каком возрасте заниматься темой профориентации?» - бытует мнение, что это должно быть на этапе старших классов. Есть уточнение - это уже период определения и нахождения предполагаемых вариантов.

В психологии есть два метода: наблюдение и эксперимент.
В жизни - эти два процесса постоянно сопровождают нас. Но не всеми и не всегда им придается ценность.

Пример ситуации с женщиной 30 лет, родители которой игнорировали ее способности к рисованию и настояли, чтобы она поступила на факультет «Бухгалтерский учет и аудит».

Девочка рисовала с раннего возраста. Ей хватало простого карандаша и листка бумаги для того, чтобы творить. Ее картины не были удостоены чести быть замеченными родителями. Более того, за некоторые свои работы она была награждена немалой критикой. Когда она им заявила о том, что намерена поступить на «Художественно-графический» факультет, ее обсмеяли и сказали, что художники все бедные, и у этой профессии нет будущего.

Девушка с муками закончила навязанный ей ВУЗ и получила специальность бухгалтера. Но, проработав менее года, она, не ощущая на тот момент препятствий, пошла на курсы (одни, другие), занималась самообразованием и заочно поступила в желаемый ВУЗ.

В настоящее время она - один из лучших дизайнеров интерьера в своем городе. К своим успешным дизайнерским решениям она добавляет в интерьер авторские картины. У нее все получилось!

К сожалению, не все смогли исправить ошибки родителей и прийти к желаемой профессии, несмотря ни на что. И как важно нам, взрослым людям, наблюдать за тем, к какой деятельности у ребенка проявляются способности, что он выполняет с желанием.

Большая часть родителей могут признать, что хобби далеко не всегда определяют дети. Типичная ситуация.

У знакомых (друзей, родственников) ребенок занимается гимнастикой (к примеру). Родителям тоже захотелось свою дочь, которой четыре года, отдать заниматься этим видом спорта. Она ничего о ней не знает и ей по началу может понравиться идея одеть гимнастический купальник и балетки. Родители счастливы и уже готовы через год видеть ее участницей соревнований.

Но один нюанс: они не учли, что нужно понаблюдать за тем, как ребенок ощущает себя в этом виде спорта. И в случае, если ему не нравится (трудно дается, не проявились способности или нет желания), то стоит этот опыт расценить как эксперимент и не искать виновных (потому что виновной будет именно девочка).

Воспользуйтесь советом: присмотритесь к ребенку.
Занимаясь с ним различными видами деятельности, обратите внимание на то, какую работу он делает с удовольствием, и в чем проявляется его талант.Вот и появится повод попробовать какое-то новое занятие.

Есть задатки и способности, которые обусловлены генетически, как мы знаем. Это касается и абсолютного музыкального слуха, и таланта художника, и спортивных наклонностей. Но абсолютный слух не проявит себя, если с ребенком не петь. Более того, родители (если они не музыканты) его и не обнаружат. Но это может проверить специалист. То же самое касается и других задатков…

В связи с этим родители, наблюдая за детьми, имеют право на то, чтобы в порядке эксперимента дать возможность проявить ребенку свои способности.

Чтобы хобби стало профессией необходимы три составляющие:

  1. способности, данные от природы;
  2. возможности для их реализации;
  3. желание ребенка.

Очень важно, чтобы оба полушария головного мозга развивались гармонично в дошкольный период.

  • Если дети будут:
    - тренировать память, запоминая стихи и пересказывая рассказы и сказки;
    - решать логические задачки, соответствующие возрасту, считать и складывать цифры, хотя бы на палочках;
    - параллельно осваивать еще один язык,
    то левое полушарие мозга наберет те обороты, которые необходимы для успешной учебы в школе.
  • Развитию правого полушария способствуют все виды творчества и не только по заданной родителями (или учителями) теме, но и на собственную фантазию.

В дошкольный период жизни и в начальной школе ненавязчиво нужно рассказывать детям о том, что из себя представляет та или иная профессия.

Постепенно задача расширяется. В средней школе появляется целый ряд сложных предметов (физика, химия, биология), которые некоторым детям сложно даются и не вызывают интерес. Задача родителей не пугать плохими оценками и наказаниями, а объяснить значимость предметов для получения профессии.

Будущему финансисту (банкиру, экономисту) очень важно еще в школе уделить особое внимание математике. Дипломату, как минимум, важно знать иностранный язык, всемирную историю, географию, основы права.

На практике неоднократно сталкивалась с тем, что выпускник школы выбрал для себя специальность, но мало что о ней знает.

Вот пример крика души молодого человека, который поздно понял, что для получения медицинского образования он ничего не сделал, когда учился в школе. У парня был опыт трех попыток неудачного поступления в медицинскую академию. Они привели его к большой травме и пониманию того, что мечту придется оставить.

«Если бы я знал, что мне так будут нужны знания по химии и биологии!!!» - это те слова сожаления, которые были сказаны им спустя три года после окончания школы. В дальнейшем он выбрал техническую специальность. У него получилось, но тоска долгое время не покидала его…

В подростковом возрасте дети готовы к пониманию серьезных тем. Если в привычке у родителей есть совместное обсуждение с ребенком событий, происходящих не только в семье, но и в мире, просмотр передач, фильмов, то будет масса способов для того, чтобы расширять его знания в том, какая профессия что из себя представляет.

Например, идет ток-шоу, выступают юристы, политики, эксперты различных областей, - объясняйте детям, чем занимаются эти специалисты. Художественные фильмы - прекрасный «тренажер» не только для расширения знаний, связанных с профессиями, но и других важных жизненных составляющих.

Общаясь с родителями, которые упустили поэтапное развитие детей в направлении профориентации , рекомендую искать пути для восстановления этого пробела, как посредством всего того, что приведено выше (но в более динамичном ритме), так и с привлечением специалистов. Одно условие - это система, которую не сформируешь одним днем (месяцем). Терпение и внимательное отношение к детям - главные составляющие успеха.

Если у ребенка и родителей за процессом обсуждения выбора профессии стоит продолжительная совместная работа, то и решение в большинстве случаев совпадает. При возникновении противоречий важно учитывать, что авторитарно навязанная специальность может сделать ребенка несчастливым в его взрослой жизни.

Помогая детям созревать, родители формируют прекрасную основу для того, чтобы доверять их решениям.

Профориентация детей имеет свои особенности, по сравнению с профориентацией для взрослых. Родители нередко задают вопрос:

– В каком возрасте необходимо проводить первую профориентацию детей?

Однозначного ответа нет. О профориентации чаще всего начинают думать в спешке, в 15-16 лет, когда пришло время поступать в вуз, но в какой – совершенно непонятно. Тогда родители в панике, по принципу «скорой помощи» начинают подыскивать для чада профориентацию. И это уже не профориентация детей, а вообще не понятно что. Что делать, если после профориентации специалист заявит, что нужно идти в тот вуз, к которому подросток не подготовлен, а за оставшийся год шансов подготовиться практически нет? Не осталось времени… А время быстро летит.

Будет большой ошибкой думать, что профориентация нужна только одна. Это всё равно что сказать: стоматолог больше никогда будет Вам не нужен! Я всё вылечил! «Вылечить всё» абсолютно невозможно. К профориентации, в том числе к профориентации детей, надо прибегать в разном возрасте и несколько раз, у разных специалистов и по разным методикам. Почему? Да потому, что область сложнейшая – дифференциальная диагностика способностей и талантов.

Это намного труднее, чем определить источник заболевания или, скажем, источник проблемы в компьютере. Ведь речь идёт не о компьютере, а о человеческом мозге и душе. Именно поэтому не поскупитесь на тестирование. Когда «искателей» много, больше вероятность, что хоть одному повезёт и он найдёт клад!

Может быть полезна в возрасте, скажем, 5, 7, 9, 11, 13, 15 лет. Я работаю по авторской методике выявления способностей в ребёнке. Иногда, чтобы выявить эти способности, с ребёнком нужно долго и кропотливо заниматься несколько раз в неделю, чтобы сделать его таланты видимыми, заметными. Чем раньше – тем лучше.

Любой родитель хочет помочь своему ребёнку , а каждый ребёнок с детства слышит вопрос: «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Оказание помощи подросткам и молодёжи в подготовке к выбору професии с учётом особенности личности, называется профориентацией. Специалисты имеют большой арсенал необходимых технологий, которые включают в себя диагностические методики, беседу, групповую тренинговую работу и многие другие. Существуют специальные профориентационные лагеря, центры и другие учреждения, где трудятся разные специалисты – педагоги, психологи и . Большинство таких заведений и мероприятий рассчитаны на ребят подросткового возраста по причине того, что дети уже должны иметь представление о мире профессий. Современная российская система образования построена таким образом, что в средней школе нередко классы уже разделены на профили, а от детей требуют определиться, какие профильные экзамены они будут сдавать.

Профинформация

Одно из самых важных направлений профориентационной работы – профинформация. Ребёнок должен понимать, насколько разнообразен мир профессий, насколько специфична каждая из них. Нередко в своей работе я сталкиваюсь с вопросами подростков: «а какие вообще специальности существуют?», и это действительно серьёзная проблема. Дети не могут выбрать себе профессию не потому, что не могут определиться со своими интересами и желаниями, а потому, что не представляют, из чего выбирать. В старшем подростковом возрасте заниматься профинформацией необходимо, но можно делать это и раньше, начиная с , когда дети впитывают в себя информацию, словно губка, и хотят примерить на себя все роли. В предоставлении ребёнку информации о разных профессиях важно следить, чтобы профинформация не переросла в профагитацию, информирование должно быть объективным и непредвзятым.

Знакомство с миром профессий

Становится ведущей деятельностью у детей после 3-х лет. Дошкольники пробуют на себе разные роли, среди которых нередко можно найти и профессиональные амплуа: игры в продавца, врача, полицейского, учителя. Если не препятствовать малышу в таких играх, а поддерживать, то уже в этом возрасте можно заметить некоторые тенденции в профессиональном самоопределении. Некоторые дети с удовольствием будут продавать листочки бумаги, другие – считать полученные «деньги», кто-то будет наслаждаться возможностью общаться с другими людьми, в то время как некоторые малыши скорее захотят в одиночестве рисовать, например, «входные билеты в театр». По такому выбору ребёнка можно определить даже не сферу или направленность, а лишь общий характер деятельности, подходящей малышу. Разумеется, через 10-15 лет этот ребёнок будет совсем другим человеком, но, например, темперамент останется прежним – это врождённая совокупность свойств психики, которая впоследствии становится базой для формирования характера.

Чем старше становится ребёнок, тем более подробно можно знакомить его с миром профессий. Если ребёнок проявляет интерес к какой-либо специальности, можно попросить кого-то из знакомых, работающих в этой области, рассказать о своей специальности ребёнку, провести экскурсию по месту работы, рассказать о специфике деятельности, возможно, дать ребёнку попробовать что-то сделать самостоятельно. Даже если впоследствии малыш выберет совершенно другую профессию, яркие впечатления о приключении, когда он на пару часов оказался, например, помощником повара, запомнятся ему на всю жизнь.

А вот грузить ребёнка до достижения младшего подросткового возраста не стоит. Во-первых, большинство опросников рассчитаны на старший подростковый, а некоторые и на юношеский возраст. Во-вторых, все диагностические методики построены по принципу выбора между некоторыми предложенными видами деятельности, а значит, ребёнок уже должен иметь представления о большинстве профессий. Нередко психологи сталкиваются с ситуациями, когда при диагностической работе больше всего времени уходит на объяснение подростку названий профессий и принципов этой работы. В-третьих, диагностика – достаточно скучный процесс для ребёнка, а значит, продуктивным он являться не будет.

Переоценить пользу ранней профориентации сложно: пробовать себя в разных видах деятельности очень полезно. Чем раньше выявятся , выяснится, чем интересно заниматься, тем больше будет времени для тренировки этих способностей, для подготовки к главному выбору в жизни. Тогда к окончанию школы выбор специальности и учебного заведения будет намного более продуманным, осознанным и продуктивным.

Екатерина Сафонова

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка успешным человеком. Именно семья должна подсказать и направить ребенка в правильное русло, распознать зачатки таланта в определенной области. Но в настоящее время существует большое количество специализаций. Зачастую это в момент выбора будущей профессии ставит в тупик не только подростков, но и взрослых. Для таких случаев разработан специальный тест, и многие родители задаются вопросом: «Где пройти тест на профориентацию в Москве?». Для этого достаточно обратиться в наш французский психолого – педагогический центр «Сократ».

В процессе профессиональной ориентации важным является изучение многих компонентов личности, а именно:

  • Доминирующий тип мышления;
  • Тип высшей нервной деятельности;
  • Степень социальной адаптации;
  • Уровень социальной одаренности;
  • Уровень интеллектуальных способностей;
  • Одаренность ребенка в различных областях деятельности;
  • Структура мотивации;
  • Уровень самооценки.

Учитывая все компоненты психологического портрета ребёнка, специалист максимально точно сможет подобрать будущую профессию, которая позволит подростку реализовать себя как высококлассного специалиста.

Данный вид тестирования особенно актуален для подростков, которые стоят перед выбором высших учебных заведений. Благодаря многофакторной оценке психологического портрета, можно рекомендовать список ВУЗов и уровень образовательной нагрузки, который будет оптимален для каждого ребенка в отдельности. Грамотный и индивидуальный подход к выбору будущей профессии – залог счастливого будущего вашего ребенка.

Что такое тест на профориентацию?

Тестирование на профориентаця – это мероприятие, на котором проходя тесты и задания различного характера, ребёнку подбирается будущая профессия. При выборе места, где пройти профориентацию, важно учитывать, чтобы его специалисты применяли индивидуальный подход, а не действовали шаблонно. Психологи центра «Сократ» используют не только тесты международного научного сообщества, но и методы личностного взаимодействия с ребенком. Поэтому наши результаты достоверно отражают профессиональные возможности подростка.

Как проходит тест на профессиональную ориентацию?

Если ребенок ощущает трудности в выборе будущей профессии, делать выбор наугад не рекомендуется. В худшем случае вы можете получить неудовлетворенного жизнью человека, который всем сердцем будет ненавидеть свою работу. В этой ситуации важно вовремя обратиться к грамотному клиническому психологу. Пройти профориентацию в Москве можно в нашем психолого – педагогическом центре «Сократ», в котором работают ведущие клинические психологи.

Профориентационное тестирование включает в себя батарею тестов, как в письменной, так и устной форме. Формат тестирования определяется психологом во время первой встречи. Благодаря диалогу с психологом, проводится более глубокая оценка всех граней личности подростка.

В ходе тестирования определяется, в каких областях подросток наиболее заинтересован и способен. В завершении исследования ребенку и его родителям предоставляют список профессий, которые больше всего подходят под его тип личности.

Работа с детьми в нашем центре «Сократ» проходит в 3 этапа:

  • Первая встреча – это знакомство клинического психолога, ребенка и его родителей. В ходе данной встречи специалист определяет круг проблем, выстраивает примерный план работы, мягко подготавливает ребенка к работе и начинает процедуру тестирования;
  • Вторая встреча – продолжение и завершение тестирования. Ребенку предлагаются разнообразные задания в устной и письменной форме. Это довольно увлекательный процесс, поэтому тестирование проходит в непринужденной форме и не заставляет ребенка нервничать. После второй встречи специалист проводит глубокий анализ всей собранной информации – от первых сказанных фраз и жестов ребенка до анализа количественных показателей пройденных тестовых заданий. Аналитическая работа психолога занимает от 8 до 12 часов;
  • Третья встреча – оглашение ребенку и родителям результатов теста. Психолог дает рекомендации относительно не только будущей профессии, но и занятий в кружках и секциях, которые позволят максимально развить в ребенке его лучшие стороны. Определяется дальнейший план работы с детьми и их родителями, возможно составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Неоднократная встреча ребенка и специалиста нашего центра является ключевым компонентом диагностики. Часто психологи встречаются с проблемой замкнутости детей и подростков. С каждой новой встречей барьер в общении между психологом и ребенком уменьшается, что позволяет оценить его психологический портрет максимально точно. В результате эта тактика позволяет специалисту давать более компетентные рекомендации относительно каждого клиента. Именно поэтому на вопрос «Где пройти профориентацию школьнику?», мы предлагаем психолого-педагогический центр «Сократ».

Почему стоит выбрать психолого – диагностический центр «Сократ»

Перед выбором, где пройти тестирование на профориентацию, важно изучить информацию о центре, куда Вы хотите обратиться. Для определения профессиональной ориентации требуется индивидуальный подход. Личность каждого ребенка и подростка не только интересна, но и очень сложна, поэтому разобраться в ее тонкой структуре может лишь опытный специалист. В нашем центре работают ведущие клинические психологи с многолетним стажем работы. Они уделяют особое внимание каждому клиенту.

При желании вы можете пройти пробную бесплатную версию онлайн-тестирования на сайте нашего центра http://сайт/test.

Помимо теста на профориентацию центр «Сократ» предлагает и другие виды тестирования, которые помогут семье в воспитании успешного человека:

  • Диагностика и коррекция нарушений личностного развития и поведения детей и подростков;
  • Уровень интеллекта детей и подростков;
  • Ведущие тенденции личностного развития;
  • Готовность ребенка к обучению в школе;
  • Готовность ребенка к обучению в профильных классах или к обучению за рубежом;
  • Определение доминирующего типа мышления;
  • Определение склонностей и специальных способностей ребенка.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний