Является ли кфх индивидуальным предпринимателем. Чем отличается ип от ип кфх

Главная / Строительство и ремонт


Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
. Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
. Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
. В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
. Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности:

Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

Гражданин страны;
. Иностранец, или,
. Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

Не более чем из 3 семей, и,
. По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
. Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
. Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
. Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

Земельные участки,
. всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
. мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

ну, и, конечно:

Весь скот и птица,
. техника и оборудование,
. транспортные средства,
. инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно:

Вся продукция хозяйства,
. любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
. Порядок владения оговаривается в соглашении;
. Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
. Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
. Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
. Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
. Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
. Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
. Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
. 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
. Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

Люди, занимающиеся сельским хозяйством, которое является их основным источником дохода, нередко сталкиваются с ситуацией, когда требуется оформить деятельность согласно законодательству. Вариантов несколько, например, ИП или ООО, а также КФХ (расшифровка - крестьянское фермерское хозяйство). С другой стороны, не все знают, может ли быть ИП - глава КФХ, как оформить статус правильно и несут дополнительные расходы, которых можно было избежать.

Что такое КФХ

Крестьянское фермерское хозяйство - это группа людей, занимающихся сельским хозяйством для получения прибыли и имеющих совместное имущество. В состав может входить неограниченное количество граждан, возраст которых старше 16 лет.

Чаще всего это родственники, они могут производить любую продукцию, характерную для этой сферы (мясо, овощи, зерно и т. д.), а также заниматься ее обработкой, хранением, перевозкой и продажей. Во всех остальных случаях форма КФХ не подходит.

Отличия крестьянско-фермерского хозяйства от ИП

Понятие ИП подразумевает занятие любой коммерческой деятельностью одного лица. В КФХ рассматривается несколько человек, которых связывают родственные отношения или у них есть общее имущество, занимаются они только сельским хозяйством. Многие задаются вопросом, ИП КФХ - это юридическое или физическое лицо. На самом деле ни КФХ, ни ИП не может регистрироваться как юр. лицо. Теоретически это возможно для фермеров, но на деле такая регистрация не представляется возможной.

Главное отличие КФХ от ИП - это количество членов. Индивидуальный предприниматель несет ответственность и отвечает перед налоговой службой единолично находящимся в распоряжении имуществом, он должен платить как единственный владелец. В крестьянско-фермерском хозяйстве предусматривается субсидированная ответственность, т. е. при возникновении спорных ситуаций глава КФХ не берет на себя разрешение всех вопросов, все платежки ложатся на плечи указанных в соглашении членов.

Многие фермеры, ведущие совместное хозяйство несколькими семьями, пренебрегают регистрацией специального статуса, рискуя в дальнейшем столкнуться с многочисленными проблемами.

Одновременно глава КФХ и индивидуальный предприниматель

Если посмотреть статью 23 Гражданского кодекса, можно узнать, что глава КФХ является индивидуальным предпринимателем. Это дает ему право быть предпринимателем и стать представителем общины, действующим в интересах каждого из членов. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что регистрация КФХ при статусе ИП невозможна, однако закон говорит об обратном.

На ИП ГКФХ ложится ряд организационных вопросов:

  • организация работы;
  • совершение сделок;
  • наем работников;
  • ведение учета;
  • подготовка отчетности;
  • подпись на документах от имени всех участников хозяйства.

КФХ как предприятие оформлять не нужно только в тех случаях, когда глава фермерского хозяйства является индивидуальным предпринимателем.

Как зарегистрировать

В регламенте регистрационных действий для крестьянско-фермерских хозяйств никаких изменений на 2020 год не предусмотрено. Это касается как порядка действий, так и состава документов.

Если ведение деятельности КФХ допускается в любом регионе, то регистрация осуществляется только по месту прописки главы общины. В налоговые органы подают следующие документы:

  1. Заявление о регистрации в стандартной форме.
  2. При наличии в составе более двух членов (ИП как глава КФХ и один человек минимум) должно писаться соглашение о создании хозяйства.
  3. Квитанция об уплате госпошлины.
  4. Справка о регистрации и физическом проживании главы.

Обратите внимание! Крестьянское фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность в соответствии с соглашением, в котором учитывается информация о составе, обязанностях, системе распределения доходов, об управлении общим имуществом и т. д.

После подачи нужных документов заявка проходит процедура рассмотрения с последующей регистрацией. Данный процесс выглядит следующим образом:

  1. После предоставления документации в ИФНС глава КФХ получает регистрационный пакет.
  2. Получение письма из Росстата, где указывается информация о статистике.
  3. Из ПФР и ФСС приходит оповещение о присваивании ОГРН и постановке на учет.
  4. В банковском учреждении открывается расчетный счет.

В течение пяти дней от налоговой службы придет решение, при положительном ответе данные заносятся в ЕГРИП, а руководитель хозяйства получает свидетельство о регистрации и постановке на учет в органах ФНС, а также выписку из ЕГРП.

Кто может быть главой КФХ

Согласно той же статьи 23 Гражданского кодекса, в качестве главы КФХ может быть дееспособное лицо, зарегистрированное в статусе главы ИП. Это может быть гражданин РФ, граждане иностранных государств.

Если в составе хозяйства только одно физ. лицо, то глава КФХ может стать ИП и заниматься предпринимательством.

Преимущества КФХ

Крестьянское фермерское хозяйство имеет несколько основных преимуществ:

  • всесторонняя государственная поддержка;
  • льготы при налогообложении;
  • использование земельных угодий площадью свыше 2,5 гектар;
  • получение различных грантов в рамках специальных программ от государственных и частных фондов;
  • оформление работников по трудовому кодексу РФ;
  • низкая процентная ставка по целевым кредитам (земельные участки, спецтехника и оборудование);
  • не проверяется комиссиями органов местного самоуправления (если нет нарушений законодательства).

Поэтому многие жители сельской местности все чаще предпочитают создавать КФХ и работать на себя, получая стабильную прибыль. Привлекает и широкое разнообразие видов деятельности, начиная с животноводства и растениеводства, и заканчивая производством вина, выращиванием цветов и т. д. К тому же для многих это отличный вариант семейного бизнеса.

Впрочем, не обошлось и без слабых сторон, т. к. не существует идеальной формы коммерческой деятельности:

  • большие расходы на поднятие хозяйства;
  • нельзя использовать земельный участок не по назначению (например, запрещено пасти скот на земле, предназначенной для выращивания полезных культур).

Кроме того, что фермерские хозяйства могут рассчитывать на льготное получение земельных угодий, для них существует ряд специальных грантов. Например, в 2018 году размер одного такого поощрения в некоторых регионах достигал 3 000 000 рублей.

Государство всячески поддерживает такие хозяйства, выделяя различные гранты:

  • проведение инженерных коммуникаций и строительство объектов с/х назначения;
  • покупка птицы и животных;
  • модернизация;
  • частичное погашение долга по лизингу спецтехники;
  • возмещение затрат на приобретение средств для удобрения.

Чтобы получить поддержку, требуется подать заявление в местную администрацию, приложив пакет необходимых документов, список которых может отличаться в зависимости от вида деятельности и субъекта РФ.

Важно! Для получения гранта обязательно потребуется предоставить подробный бизнес-план, согласно которому выделяемые средства окупятся за период до 5 лет.

Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, сельское хозяйство все еще остается бизнесом с длительным периодом окупаемости. Поэтому данный вид деятельности выбирают в основном те, кто неразрывно связан с сельской местностью, ввиду отсутствия иной альтернативы получения дохода.


Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства. Правовой основой функционирования первых таких предприятий в современной России стал Закон РСФСР «О КФХ» №348-1 от 22.11.90 (утратил силу). На основании п. 3 заключительных положений 74-ФЗ, созданные согласно закону РСФСР хозяйства не обязаны приводить учредительные документы в соответствие с новым законодательством вплоть до 2021 года.

Профильным нормативным актом в рассматриваемой сфере выступает 74-ФЗ «О КФХ» от 11.06.03. Согласно ст. 1 упомянутого закона, КФХ представляет собой объединение граждан, связанных семейными узами . Установлено, что его члены совместно владеют активами и занимаются производством, хранением, переработкой и реализацией с/х продукции. Приведенное определение нужно воспринимать критично:

  • понятие «гражданин» подлежит расширенному трактованию, хозяйства могут создавать и иностранцы;
  • условие о наличии семейных уз весьма условно, члены КФХ могут состоять в достаточно далеком родстве и принадлежать к трем разным семьям, при этом пятеро из них могут не доказывать свое родство вовсе (ст. 3 74-ФЗ);
  • признается возможность реализации не только перечисленных, но и других видов деятельности при условии, что они непосредственно связаны с сельским хозяйством.

Особенности правовой регламентации согласно 74-ФЗ

  • Работа без создания юр. лица (п. 3 ст. 1).
  • Применение к КФХ предписаний ГК РФ, регламентирующих деятельность коммерческих структур.
  • Хозяйство может быть создано одним человеком, признающимся его главой.
  • Хотя его деятельность связана с с/х, оно по умолчанию не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, но может обрести такой статус.
  • Для целей взаимодействия с кредитными учреждениями и госструктурами к КФХ применимо законодательство о малом предпринимательстве (п. 1 ст. 2).
  • Взаимные права и обязанности участников регламентируются соглашением о создании КФХ.

Требования к организационной форме

Ныне действующим законодательством оговорено, что возможно два варианта:

  • КФХ осуществляет деятельность как юридическое лицо (ст. 86.1 ГК);
  • оно может не быть юр. лицом (п. 5 ст. 23 ГК).

Многочисленные законодательные изменения вынесли некоторую путаницу в вопрос допустимой организационной формы фермерских хозяйств. Рассмотрим вопрос в хронологическом аспекте:

  • с 90-х до 2003 года все КФХ – юр. лица;
  • с 2003 по 2013 все вновь созданные предприятия не имеют статуса юр. лица;
  • с 2013 года вновь созданные организации могут быть или не быть юр. лицами – выбор организационной формы находится в компетенции основателей;
  • до 2021 года просуществуют КФХ с учредительной документацией, соответствующей законодательству 90-х годов.

Человек, хозяйствующий на земле единолично, стоит перед выбором. Он вправе:

  • встать на учет в ИФНС по месту регистрации как ИП;
  • создать и возглавить хозяйство – юридическое лицо, в котором будет одновременно руководителем и единственным работником.

Если КФХ лишено статуса юр. лица, а его руководитель является ИП, возникают дополнительные сложности. В единой структуре предприятия параллельно существуют два субъекта хозяйствования, созданных без образования юридического лица:

  • фермерское хозяйство;
  • его глава.

Между ними устанавливаются гражданские правоотношения. Хозяйство имеет фирменное наименование, расчетные счета, печать, несет ответственность, самостоятельно выступает истцом и ответчиком в судопроизводстве. Оно осуществляет производственную деятельность. Его глава, будучи ИП, вступает в хозяйственные правоотношения от имени и в интересах предприятия.

Все нюансы регистрации данного объединения рассмотрены на следующем видео:

Регламентация по Гражданскому кодексу

Долгое время статус таких объединений регламентировался только 74-ФЗ. ГК РФ лишь признавал за гражданами право вести производственную деятельность в области с/х на основании соглашения о создании КФХ без создания юридического лица,.

30.12.12 был принят 302-Ф3, дополнивший §2 «Коммерческие корпоративные организации» главы 4 «Юрлица» новым разделом 3.1. «КФХ». Он содержит всего одну одноименную статью – 86.1. Однако ею внесены принципиальные изменения в регламентацию положения хозяйств. Начиная с 2013 года, отечественные фермеры сами решают: нужно им создавать юридическое лицо или нет .

Согласно дефиниции ст. 86.1 ГК, КФХ — это добровольное объединение граждан для хозяйственной деятельности в с/х сфере. Оно зиждется на принципах:

  • добровольного членства;
  • обязательного трудового участия в деятельности;
  • объединения имущественных вкладов.

Примечательно следующее:

  • Хозяйство названо «добровольным объединением». В других случаях эта характеристика применяется законодателем исключительно в отношении некоммерческих организаций. Однако структурное отнесение ст. 86.1. к §2 ГК исключает сомнения касательно его коммерческой природы.
  • Его члены являются одновременно его учредителями и работниками. Это создает для них дополнительные права в отношении участия в управлении (общие сборы – основной руководящий орган) и накладывает специфические обязательства в виде субсидиарной ответственности по долгам.
  • ГК не упоминает о родственных связях. Существует парадокс: члены хозяйства без статуса юр. лица должны быть родственниками, а члены КФХ-организации – нет.

Правовой режим активов

Режим имущества объединения без статуса юр. лица регламентирован 74-ФЗ. Имущество такого субъекта хозяйствования принадлежит его членам (п. 3 ст. 6). Нужно учесть, что данное предприятие не владеет общегражданской правосубъектностью. Оно является не самостоятельным субъектом права, а лишь объединением нескольких субъектов. Поэтому право собственности на активы (земельный участок, мелиоративные системы, хозяйственные сооружения, скот, оборудование, транспорт, инвентарь и т. п.) не может принадлежать хозяйству даже теоретически.

По общему правилу имущество КФХ принадлежит его участникам на праве общей совместной собственности.

В случае раздела имущества такие доли признаются номинально равными (ст. 244, 253 ГК). Примечательно, что названный режим по умолчанию применяется только к общенажитому имуществу супругов и считается неприменимым для коммерческой деятельности.

В соглашении о создании хозяйства его участники могут предусмотреть применение к активам предприятия режима общей долевой собственности. Никаких других вариантов не предусмотрено. Поскольку это объединение самостоятельных субъектов, к его имуществу применим исключительно режим общей (совместной или долевой – на выбор учредителей) собственности.

Сложность разрешения имущественных споров между участниками определяется тем, что в деятельности сосуществуют активы с разным правовым режимом, например:

  • общее имущество членов;
  • общенажитое имущество супругов, один или оба из которых – участники КФХ;
  • личное имущество членов.

В деле о разводе членов хозяйства исковое требование о разделении общенажитого имущества подлежит выделению в отдельное судопроизводство. К его слушанию в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлекаются все другие участники, поскольку вердикт суда затронет их интересы.

В случае юридического лица, оно наделено обычной общегражданской правосубъектностью. Согласно п. 2 ст. 86.1 ГК, имущество КФХ принадлежит ему на праве собственности. Примечательно, что ГК не определил минимальный уставный капитал, как это сделано в отношении АО или . Вместе с тем, будучи производственным предприятием, оно может успешно работать только при условии создания значимой материально-технической базы.

Плюсы и минусы

Выбор такой организационно-правовой формы обусловлен возможностью участия в федеральных и муниципальных госпрограммах под­держ­ки, суб­си­ди­ро­ва­ния и развития фермерства. Ими среди прочего может быть оговорен льготный порядок предоставления земли. По умолчанию (ст. 39.18 Земельного кодекса РФ) он таковым не является.

КФХ принципиально не подходит инвесторам, которые не видят себя сотрудниками с/х предприятия. Эта организационная форма предполагает обязательное личное участие в работе своего детища. Согласно п. 3 ст. 86.2 ГК, человек может быть членом только одного хозяйства со статусом юридического лица. Таким образом, лицам, заинтересованным в управлении субъектов хозяйствования через наемного управляющего, следует создавать ООО или АО.

Объедение со статусом юр. лица схоже с любыми другими коммерческими структурами. Преимуществом его создания является отсутствие минимального учредительного капитала. Однако эта медаль имеет и обратную сторону. Его учредители несут по долгам субсидиарную ответственность (п. 4 ст. 86.2 ГК). Если имущества предприятия не хватает для удовлетворения требований кредиторов, возможно взыскание личного имущества в недостающей части.

КФХ без статуса юр. лица — весьма проблемная форма ведения бизнеса. Таким структурам недоступны некоторые масштабные виды деятельности, например – племенное животноводство.

Сложны отношения хозяйства и его руководителя – ИП. В случае нетрудоспособности, старости или смерти главы возникает проблема правопреемства. Если ИП умер, то предприятие придется закрыть, а потом заново регистрировать на другого человека.

Объедение без статуса юр. лица может управляться только авторитарно при условии, что все другие члены всецело доверяют и полагаются на главу. 74-ФЗ предписывает последнему действовать добросовестно и разумно, не ущемляя интересы предприятия и его членов (ст. 16). Очевидно, что эта расплывчатая формулировка не поможет в разрешении споров.

Как ИП глава хозяйства отвечает по предпринимательским долгам всем личным имуществом.

Права и обязанности

КФХ вправе:

  • самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • реализовывать право собственности на посевы, посадки с/х культур, произведенную продукцию (касается предприятий, имеющих статус юр. лица);
  • с разрешения властей возводить хозяйственные постройки;
  • использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые (торф) и водные ресурсы;
  • проводить мелиоративные работы, создавать искусственные водоемы;
  • в случае изъятия земельного участка получить компенсацию расходов на повышение плодородия;
  • требовать установления/прекращения земельного сервитута;
  • передавать участок или его часть в аренду.

Оно обязано:

  • обеспечить целевое использование земель;
  • осуществлять мероприятия по их охране;
  • вносить плату за землю;
  • не посягать на права других землевладельцев, арендаторов;
  • своевременно рассчитываться с бюджетами всех уровней и коммерческими контрагентами.

Налоги и отчетность

Выбор системы бухучета, отчетности и налогообложения зависит от базовых факторов:

  • наличие/отсутствие статуса юридического лица;
  • наличие/отсутствие наемного персонала, не являющегося членами КФХ.

С зарплаты наемных сотрудников налоги и взносы во внебюджетные фонды уплачиваются так же, как и в отношении других нанимателей. Главы хозяйств платят фиксированную сумму взносов в ПФР за себя и участников.

Выбор системы налогообложения достаточно широк. Позволительно применение:

  • обычной традиционной схемы (ОСНО);
  • одного из вариантов ;

Последний вариант наиболее выгодный, а потому часто используемый. Предполагает применение ставки 6% от доходов, сокращенных на величину расходов.

Вновь зарегистрированное предприятие обязано уведомить территориальную инспекцию ФНС о выборе ЕСХН или УСН на протяжении 30 суток с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса). Это важно, поскольку по умолчанию применяется . Если 30-дневный срок пропущен, изменить схему уплаты налогов можно только перед началом нового налогового периода.

Учет доходов/расходов на ЕСХН ведется кассовым методом. Налоговый учет ведется на основании сведений бухучета.

Отчетность КФХ на ЕСХН при отсутствии наемного персонала включает:

  • подачу декларации по ЕСХН в ИФНС до 31.03 года, следующего за отчетным;
  • ведение в бумажном или электронном виде (до 2013 года она прошивалась в ИФНС, сегодня проверяется только при налоговых проверках);
  • подачу отчета формы РСВ-2 в территориальное отделение ПФР до 01.03 года, следующего за отчетным.

Оплата налогов и взносов:

  • не позднее 25 суток по окончании каждого полугодия отчисляется платеж по ЕСХН;
  • уплата с дохода до 300 тыс. руб. в 2016 году производится до 31.12.16 г.

Взносы по желанию могут уплачиваться ежемесячно или ежеквартально. Уплата взносов при годовом доходе более 300 тыс. руб. производится не позднее 01.04.17.

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

КонсультантПлюс: примечание.

О возможности государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица см. ст.

КФХ без юридического лица (Палько Е.А.)

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с Российской Федерации.

Распространенной формой ведения деятельности в сельском хозяйстве является создание крестьянского фермерского хозяйства (КФХ). В последнее время принимаются различные нормы, призванные оптимизировать регулирование деятельности такого рода, хотя, по нашему мнению, она до сих пор имеет изъяны в данном отношении.
КФХ могут создаваться в результате объединения нескольких граждан, при этом они образуют юридическое лицо. КФХ может и не иметь юридического лица. В статье остановимся на последнем случае: расскажем об особенностях налогообложения такого хозяйства.

Особый статус КФХ

В ГК РФ по данному поводу сказано, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее — Закон о КФХ). При этом глава КФХ должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23).
В то же время членом такого КФХ может быть не только его глава единолично, но и другие граждане. Поэтому, по нашему мнению, на такое КФХ, наравне с КФХ, созданным в форме юридического лица, распространяются нормы ст. ст. 257 и 258 ГК РФ о собственности КФХ и разделе его имущества при прекращении деятельности, что, впрочем, может быть оговорено в соглашении между членами КФХ при его создании.
Несмотря на то что КФХ могут создаваться в форме юридического лица, Закон о КФХ применим в первую очередь к КФХ без образования юридического лица (далее — фермерское хозяйство). Это вытекает, в частности, из однозначного указания, которое имеется в п. 3 ст. 1 данного Закона: фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Здесь же уточняется, что к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из данного Закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Обратите внимание! Гражданину запрещается быть членом более чем одного КФХ, созданного в форме юридического лица (п. 3 ст. 86.1 ГК РФ). В то же время он может быть одновременно как членом КФХ, созданным в форме юридического лица, так и членом КФХ без юридического лица, запрета на это нет.

Получение субсидии — важная часть деятельности фермерского хозяйства

Поскольку глава фермерского хозяйства исполняет соответствующие обязанности только при наличии у него статуса индивидуального предпринимателя, налоговое законодательство применяется в отношении его так же, как в отношении любого индивидуального предпринимателя. В целях НК РФ он считается именно индивидуальным предпринимателем без каких-либо особенностей (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ).
В то же время в отношении обложения НДФЛ доходов главы фермерского хозяйства есть особые нормы. Нередко лично он, находясь именно в своем качестве главы фермерского хозяйства, является при этом получателем государственной помощи <1>.
———————————
<1> См., например, Постановления Правительства Севастополя от 30.12.2014 N 678 «Об утверждении Положения о порядке предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство», Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 N 422 «Об утверждении порядков предоставления государственной поддержки начинающим фермерам и на развитие семейных животноводческих ферм в Республике Крым на 2015 — 2017 годы».

Согласно п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, полученные главой фермерского хозяйства счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, в виде:
— грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства;
— единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера;
— грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
— субсидий.
Данная льгота применяется именно в отношении обложения НДФЛ и не распространяется на доходы, полученные главой фермерского хозяйства в рамках УСНО или спецрежима в виде ЕСХН. Это пояснил Минфин России в Письме от 21.07.2014 N 03-04-07/35645 <2>.
———————————
<2> В соответствии с Письмом ФНС России от 12.08.2014 N ГД-4-3/15825@ размещено на сайте www.nalog.ru и обязательно для применения территориальными налоговыми органами.

Согласно ст. ст. 346.5 и 346.15 НК РФ в настоящее время названные налогоплательщики, как созданные в форме юридического лица, так и являющиеся индивидуальными предпринимателями, учитывают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 НК РФ, то есть по правилам гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ <3>. При определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
———————————
<3> Некоторые поправки, которые будут действовать с 01.01.2016, внесены в ст. ст. 346.5 и 346.15 НК РФ Федеральным законом от 06.04.2015 N 84-ФЗ, но при этом в них не изменится принципиальная отсылка к нормам гл. 25 НК РФ.

Финансисты отметили, что средства, полученные фермерским хозяйством, применяющим спецрежим в виде ЕСХН или УСНО, например, на создание и развитие собственного бизнеса, не являются грантами в целях ст.

251 НК РФ. Обозначенные средства следует учитывать в качестве налогооблагаемых внереализационных доходов.
Однако чиновники порекомендовали налогоплательщикам, перешедшим на уплату единого налога при УСНО или ЕСХН, воспользоваться пп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ, которыми предусмотрен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» налогоплательщиками, применяющими спецрежим в виде ЕСХН или УСНО <4>.Этот порядок позволяет уменьшать доходы на сумму расходов, осуществленных за счет указанных субсидий.
———————————
<4> Эта возможность предоставляется и «упрощенцам», выбравшим объект налогообложения в виде доходов, хотя в общем случае они не учитывают расходы (см., например, Письмо ФНС России от 20.03.2015 N ГД-3-3/1078@).

Из ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ следует, что фермерское хозяйство может относиться к субъектам малого (как правило) или среднего предпринимательства, если удовлетворяет условиям, касающимся численности работников (для малых предприятий — до 100 человек включительно), выручки от реализации товаров (работ, услуг) (для малых предприятий — не более 400 млн руб. в год без НДС).
В ст. 25 данного Закона специально указано, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может производиться в формах и видах, предусмотренных этим Законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» как одно из средств поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предусматривает предоставление им бюджетных средств, в том числе в виде субсидий.
В соответствии с п. п. 1, 3 и 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающих фермеров <5> гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются при наличии региональных программ по поддержке начинающих фермеров. Такие программы в Севастополе и Крыму утверждены Постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 N 512 и Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 29.10.2014 N 57.
———————————
<5> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166.

Получается, что средства, полученные крымским или севастопольским фермерским хозяйством, применяющим спецрежим в виде ЕСХН или УСНО, на его создание и развитие, а также на единовременную помощь на его бытовое обустройство, должны отражаться в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 5 ст. 346.5 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ. К подобным выводам пришли чиновники в своем разъяснении.

Об уплате НДФЛ

В отношении доходов, не относящихся к субсидиям, фермерское хозяйство облагается НДФЛ в том же порядке, что и иные индивидуальные предприниматели <6>. Но в отношении обложения этим налогом доходов членов такого хозяйства, в том числе в случае, когда глава фермерского хозяйства является его единственным членом <7>, действуют еще две льготы, которыми, впрочем, могут пользоваться и КФХ, созданные в форме юридического лица.
———————————
<6> Не следует забывать, что если фермерское хозяйство находится на общем режиме налогообложения (уплачивает с доходов НДФЛ), то оно является плательщиком НДС.
<7> См. Письмо Минфина России от 29.01.2015 N 03-04-05/3270.

В силу п. 14 ст. 217 НК РФ доходы членов фермерского хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, не облагаются НДФЛ в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
Кроме того, до 01.01.2016 будет действовать п. 43 ст. 217 НК РФ, согласно которому не облагаются НДФЛ доходы, полученные работниками в натуральной форме в качестве оплаты труда от фермерского хозяйства в виде сельскохозяйственной продукции его собственного производства и (или) работ (услуг), выполненных (оказанных) таким хозяйством в интересах работника, имущественных прав, переданных данным хозяйством работнику.
При этом должны выполняться следующие условия:
— общая сумма дохода, полученного работником в натуральной форме в соответствующем месяце, не превышает 4300 руб.;
— общая сумма такого дохода, полученного работником в соответствующем месяце, не превышает величину заработной платы за этот месяц, которая может быть выплачена в неденежной форме в соответствии с трудовым законодательством;
— доход от реализации упомянутой продукции (работ, услуг) фермерским хозяйством за предыдущий календарный год не превышает 100 млн руб.
Как индивидуальный предприниматель, глава фермерского хозяйства имеет право на получение профессиональных вычетов на основании п. 1 ст. 221 НК РФ. В их число он включает расходы, которые определяет в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ.
Если глава фермерского хозяйства не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в этом качестве, профессиональный налоговый вычет им производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.
Как и предприниматель, глава фермерского хозяйства в установленные сроки подает декларации по формам 3-НДФЛ, включая лист «В», и 4-НДФЛ.

Об уплате земельного налога

На основании п. 1 ст. 388 НК РФ глава фермерского хозяйства признается плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, который принадлежит ему на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и который используется для предпринимательской деятельности (см. Письмо Минфина России от 10.08.2012 N 03-01-11/4-222).
Статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такая категория налогоплательщиков, как главы крестьянских фермерских хозяйств, в данный перечень не включена.
В то же время из ст. 387 НК РФ следует, что земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на подведомственной им территории (в Севастополе — законом города), и им же предоставлено право устанавливать льготы по данному налогу.
Например, согласно п. 2.3 Решения Симферопольского горсовета Республики Крым от 28.11.2014 N 94 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства на территории Симферополя, определена ставка по земельному налогу в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка (в общем случае ставка составляет 1,5%).
Надо также учитывать, что не только глава фермерского хозяйства может считаться плательщиком земельного налога, поскольку на основании п.

3 ст. 6 Закона о КФХ имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. При этом доля каждого члена при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливается соглашением между ними. Соответственно этим долям определяется и база по земельному налогу для каждого члена фермерского хозяйства (п. 1 ст. 392 НК РФ). Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, устанавливается для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях (п. 2 ст. 392 НК РФ).

О страховых взносах и их учете

В целях уплаты страховых взносов главы фермерских хозяйств также приравниваются к индивидуальным предпринимателям (ст. 2 Закона о страховых взносах <8>). Однако имеются особенности в отношении исчисления и уплаты данных взносов.
———————————
<8> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о страховых взносах названные лица уплачивают их в фиксированном размере не только за себя, но и за каждого члена фермерского хозяйства. То есть общая сумма взноса по каждому виду обязательного социального страхования определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона о страховых взносах, увеличенное в 12 раз, и количества всех членов фермерского хозяйства, включая его главу.
Кроме этой суммы страховых взносов, никаких иных платежей в фонды фермерское хозяйство не уплачивает.
В связи с этим и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам они представляют в ПФР не ежеквартально, а раз в год до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом по форме РСВ-2 ПФР <9> (ч. 5 ст. 16 Закона о страховых взносах).
———————————
<9> Утверждена Приказом Минтруда России от 07.05.2014 N 294н.

Минфин России в Письме от 22.12.2014 N 03-11-06/2/66200 разъяснил, как уплаченные страховые взносы учитывают главы фермерских хозяйств, которые перешли на УСНО и выбрали объект налогообложения «доходы».

Является ли КФХ юридическим или физическим лицом?

Дело в том, что такие налогоплательщики в общем случае на сумму уплаченных страховых взносов уменьшают сумму единого налога на УСНО, но не более 50% величины этого налога с учетом еще некоторых расходов (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
На всю сумму уплаченных страховых взносов без какого-либо ограничения может уменьшить единый налог только предприниматель с объектом налогообложения «доходы», который не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивает указанные взносы в фиксированном размере.
Финансисты признали в данном случае ключевым именно то, что все взносы главой фермерского хозяйства уплачиваются в фиксированном размере, то есть они, по мнению чиновников, в полной сумме без ограничения уменьшают величину единого налога.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Узнай, что лучше КФХ или ИП в таблице отличий

Удачно развивая и строя планы на свое сельское хозяйство, человек задается вопросом, как оформлять свое дело в будущем относительно законодательства.

Что лучше для своего бизнеса: ИП или КФХ

Имеющиеся различные формы влияют на налогообложение, виды отчетности и ответственность. Фермер имеет возможность зарегистрировать КФХ, но не каждый может похвастаться большим багажом знаний в этих нюансах. Хотя это может повлечь за собой траты и убытки, которые не были взяты во внимание.

Таблица отличий, что лучше КФХ или ИП , смотрелась бы вместительней и ясней, но мы посчитали, что необходимо раскрыть этот вопрос обширнее и понятней.

Что собой представляют эти две организационно-правовые формы

ИП – индивидуальный предприниматель – одно физическое лицо, которому дается право законно заниматься коммерческой деятельностью.

КФХ – крестьянское (фермерское) хозяйство – община, объединение граждан, которые связаны между собой родственными отношениями или свойствами, которые дают основание обладать общим имуществом, и вести совместно сельскую деятельность.

В вышеизложенных двух вариантах нет места оформлению в виде юридического лица, хотя в законе встречается поправка относительно КФХ, что на деле не подтверждается. Отчет времени существования начинается со дня регистрации, чтобы закрыть дело, тоже нужна документация и оформление.

Основное различие в том, что фермерское сообщество регистрирует определенный круг людей, интерес которых направлен на сельское хозяйство. Средства от прибыли и траты распределяются на всех членов КФХ.

Начало – с чего приступить

Все чаще предприниматели выбирают крестьянское хозяйство. На второй план отходит индивидуальный предприниматель. Наибольшая заинтересованность в таком оформлении распространена среди жителей регионов с масштабным сельскохозяйственным уклоном.

Особенности регистрации КФХ:

  • регистрируется лишь избранный глава хозяйства;
  • вся община не проходит регистрацию;
  • подается заявление на создание КФХ с паспортом главы, который к этому моменту должен уже быть в статусе ИП;
  • срок регистрации 5 суток.

Принципы регистрации индивидуального предпринимателя:

  • по месту прописки или временной прописки в налоговую инстанцию сдаются документы;
  • предоставляется заявление и паспорт;
  • данные вносят в реестр ИП;
  • одно лицо правомерно на единоразовую регистрацию;
  • оформляется договор ИП действующий на основании свидетельства о государственной регистрации.

Важные нюансы

В ИП существует исключительно одно лицо, в отличие от чего КФХ может насчитывать неограниченное количество членов, которые связаны родством. Также в фермерское хозяйство можно включать людей не из семьи, но их максимум может быть 5. Покидая общину, возмещается сумма, равная конкретной доле.

В ИП вся ответственность ложится на одного человека, ему приходится документально отчитываться. В КФХ она поделена, и налогообложение выборочное — между упрощенной, общей системой или налогом сельского хозяйства.

Многие предпочитают КФХ из-за отсутствия налога в течение 5 лет на поступающий доход 13% относительного каждого лица хозяйства.

Интересное видео как фермер для себя определил, что лучше КФХ заработал свой первый миллион.

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крестьянские (фермерские) хозяйства занимают особое место в системе организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности.

Конституционной основой организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств служат ст. 8, 9, 34, 36 Конституции РФ. Кроме этого, их деятельность регламентируется ЗК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Закон определяет, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К его деятельности применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

В то же время ст. 86.1 ГК РФ устанавливает, что граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном уча- стии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

В связи с этим положения ст. 86.1 ГК РФ необходимо учесть в Федеральном законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако до сегодняшнего дня этого не сделано.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа им к финансовым и иным ресурсам. Вмешательство данных органов в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением установленных случаев.

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Членами фермерского хозяйства могут быть:

  • 1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;
  • 2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство. Оно подписывается всеми членами фермерского хозяйства. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение.

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации.

Важно знать!

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Определено, что имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли членов фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между ними.

Члены фермерского хозяйства сообща владеют, пользуются и распоряжаются имуществом фермерского хозяйства в соответствии с порядком, определенным соглашением. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, оно отвечает своим имуществом.

В Законе определены правовые последствия выхода членов из фермерского хозяйства. Установлено, что при выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

В то же время гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется но взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие нс достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства.

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с ГК РФ.

Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов РФ.

Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности.

В фермерское хозяйство могут приниматься новые члены. Их прием осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства. Выход осуществляется но его заявлению в письменной форме.

Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является его главой. Он должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов. Глава фермерского хозяйства: организует деятельность фермерского хозяйства; без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности; осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение; организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства; осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают но взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена.

Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

Важно знать!

Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки: сырья, кормов; произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней; семян; удобрений; горюче-смазочных материалов; иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут но договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Установлены случаи прекращения существования фермерского хозяйства:

  • а) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;
  • б) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;
  • в) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;
  • г) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;
  • д) на основании решения суда.

Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке. Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам ГК РФ.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний