Конспект игрового занятия в младшей группе. Какую птицу выбрать для ребенка Изучаем птиц для детей 3 лет

Главная / Управление бизнесом

К. Д. Ушинский «Чужое яичко»

Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку. Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички; сбегает поклевать зёрнышек, попить водицы — и опять на место: даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая: шипит, квохчет, даже петушку не даёт подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в тёмном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклёвываться один за другим: проклюнет скорлупу носом, выскочит, отряхнётся и станет бегать, ножками пыль разгребать, червячков искать.

Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел, кругленький, пушистый, жёлтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыплёнок, — думает курица, — и клюёт, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается». Подивилась курица своему цыплёнку, однако же какой ни на есть, а всё сын. И любит, и бережёт его курица, как и прочих, и если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.

Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю свою семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыплёнок завидел воду, так прямо и кинулся в неё. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый раз в своей жизни заорал сиплым голоском: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди, братец тонет! Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапками. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу».

А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать бедную.

Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Чужое яичко». Все ли яички, на которых сидела курочка, были одинаковые? Какой был цыплёнок из зеленоватого яйца? Чем он отличался от других цыплят? Что сделал этот странный цыплёнок, когда увидел пруд? Почему курица стала кричать, рваться к пруду? Кем оказался этот странный цыплёнок? Кто тебе в рассказе понравился больше всего?

К. Д. Ушинский «Петушок с семьёй»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи- хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!»

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал ку-ка-ре-ку!

Вопросы для обсуждения с детьми

Как описывает петушка К. Д. Ушинский в своём рассказе «Петушок с семьёй»? Какой у него гребешок, какая бородка, какой нос, какой хвост? Что у петушка на хвосте? Какие узоры на хвосте могут быть у петушка? Что у петушка на ногах? Как петушок созывает свою семью? Как петушок наводит порядок в своей семье? Тебе понравился петушок? Нарисуй его. Что будет у петушка самое яркое, самое красивое?

М. Зощенко «Умная птичка»

Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали.

Они, наверное, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.

Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтобы принести его домой.

Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева, как камень, упала к его ногам какая-то пернатая птичка.

Она упала и лежит в траве.

Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Тогда мальчик побежал за ней. «Наверное, — думает, — эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».

Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и вновь немножко отбежала.

Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.

Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.

Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.

И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти.

Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.

Вопросы для обсуждения с детьми

Каких птиц ты знаешь? Где птицы строят свои гнёзда? Почему?

Тебе понравился рассказ М. Зощенко? Как он называется? Кто тебе больше понравился в рассказе — мальчик или птичка? Почему? Расскажи, как мальчик нашёл гнездо на земле. Почему он обрадовался? Как птичке удалось спасти своих птенцов?

И. С. Тургенев «Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться; как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Вопросы для обсуждения

Послушай рассказ И. С. Тургенева «Воробей». О ком этот рассказ? Кого заметила собака? Расскажи, какой был воробей. Это был старый или молодой воробей? Что с ним случилось?

Что делала собака, когда почуяла воробья? Кто спас молоденького воробышка от большой собаки? Что сделал старый воробей? Ему было страшно? А почему он бросился на защиту своего детёныша? Чем закончился рассказ? Кто тебе больше всех понравился в рассказе? Почему?

К. Д. Ушинский «Ласточка»

Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила. Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает. Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят. Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек.

Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы. Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет — милых деток ищет.

Вопросы для обсуждения

Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Ласточка». Для чего ласточка день-деньской летает, покою не знает? Чем занималась ласточка? Как ласточка названа в рассказе? Как ты понимаешь слова: «Придёт пора, птенцы оперятся...»?

Н. Романова «Умная ворона»

Когда я теперь по улице иду, я на птиц, которые на заборах сидят или по дорожкам бегают, смотрю внимательно. Поэтому ворону, про которую сейчас расскажу, я сразу приметила. Она была необычная. Вороны вообще от других птиц отличаются. Они как «учёные» среди них. Голова большая, клюв важный. И ходят они, а не прыгают, как воробьи.

У вороны, которую я заметила, показалось мне, крыло подбито. И вдруг я вижу — из подвала выходит кошка. У кошки глаза хитрые, всё она видит, всё понимает.

Сейчас, думаю, и я увижу, как птицы с кошками на воле живут.

Вот рядом с кошкой воробьи прыгают, но кошка на них внимания не обращает. Конечно же, ведь эта кошка дворовая, она не то что мой Котька — зря за птицами гоняться не будет. Она знает, что, сколько рядом птиц ни прыгает, поймать их всё равно очень трудно.

Другое дело — ворона с подбитым крылом. Эту ворону поймать можно. Смотрю, кошка к земле припала и начала красться. Только ворона кошку тоже видит, и вот что она придумала: ворона прямо ко мне идёт, мол, защити, не дай в обиду, прогони кошку. Тут кошка поняла, что я ей не позволю ворону поймать, красться перестала и сделала вид, будто и не нужна ей вовсе ворона.

Видно, все кошки умеют на себя безразличие напустить! Ведь мой Котька точь-в-точь такой же безразличный вид делал, когда хотел, чтобы я его с кенаром Ванечкой вдвоём оставила.

А ворона на дерево начала забираться. Прыг, прыг, крыло больное мешает, но тихо, спокойно всё выше и выше... забралась на дерево, удобно среди ветвей устроилась и сидит там, дремлет. Во сне все болезни проходят. Может, и ворона, когда проснётся, уже здоровой будет.

Вопросы для обсуждения

Как выглядит ворона? Какого она цвета? Что ест ворона? Как кричит ворона? Где чаще всего можно встретить ворону: в городе или в лесу?

Тебе понравился рассказ Н. Романовой «Умная ворона»? О ком этот рассказ? Чем отличаются вороны от других птиц? Что необычного было в этой вороне? Кто захотел поймать ворону с подбитым крылом? Как вела себя кошка, когда увидела ворону? Что придумала ворона, чтобы спастись от кошки? Кто тебе понравился в этом рассказе: кошка или ворона?

В. Бианки «Грачи открыли весну»

В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам на север — к себе на родину. По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути.

Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю...

Вопросы для обсуждения

Какие птицы прилетают в наши края самыми первыми весной? Где они проводят зиму? Послушай рассказ В. Бианки о грачах. Что случилось с грачами в пути? Какие грачи долетели первыми? Что они теперь делают? Что ищут грачи в земле?

Если у вашего ребенка есть время, терпение, он достаточно взрослый и ответсвенный, то можете смело завести птицу в качестве домашнего животного.

Птицы для детей

Эти птицы наиболее подходят для игры с детьми, не создают много шума, имеют приемлемый размер, не требуют тщательного ухода (по сравнению с большими попугаями и экзотическими птицами), не имеют сложных психических и эмоциональных потребностей, можно приобрести по приемлемой стоимости.


1. Зяблики и канарейки. За этими птицами легко ухаживать, они красивые и их щебет действует успокаивающе. Приблизительная продолжительность жизни зябликов - 7 лет, а канареек - 15 лет.


2. Они яркие и очень веселые, к тому же их можно научить говорить. За ними легко ухаживать и у них возникает эмоциональная связь с владельцами, что делает их отличными спутниками для детей. Волнистые попугаи живут до 15 лет.


3. Попугаи-неразлучники. Если ребенок не может уделять птице много внимания и попугай будет много времени проводить один, то лучше завести двух попугаев-неразлучников. Эти попугайчики не только отлично лазают по жердочкам и тренажерам, любят полетать и резво бегают по полу. Птички привязываются к своему юному хозяину, узнают, с удовольствием вступают в игру.

Когда не стоит заводить птицу дла ребенка

1. Если ребенок еще не достиг 12-летнего возраста, а ответственность по уходу за птицей должна лечь его плечи, с покупкой птицы лучше повременить. Малыши могут не осознавать своих действий: забыть накормить или напоить птицу, что является недопустимым обращением с домашними животными.

2. Вы не планируете выделать средства из семейного бюджета, если птице понадобиться ветеринарная помощь. В этом случае родители жестоко обращаются с животными и преподают ребенку плохой урок.

Народные песенки-потешки про птиц для детей

Летели птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели,

Как они садились,

Все люди дивились.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетели —

Зернышки клевали.

Дятел-вятел

Сел на сук.

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук!

Долбит сук.

Совушка-сова,

Большая голова

На суку сидела,

Головой вертела.

Во траву свалилася,

В яму провалилася.

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,

Лети скорей в лесок,

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,

— Гуси, гуси!

— Га! Га! Га!

— Есть хотите?

— Да! Да! Да!

— Ну, летите!

— Нет! Нет! Нет!

Серый волк под горой

Зубы точит,

Есть нас хочет!

— Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Хороша ворона-птица,

Да в певицы не годится.

Как откроет рот — кошмар,

Слышно только: «Кар-кар-кар!»

Ты, сорока-белобока,

Научи меня летать,

Невысоко, недалеко,

Только солнышко видать!

— Уточка да луговая,

Серая да полевая,

Где ты ноченьку ночевала?

— Под мостом, мосточком,

Под ивовым кусточком;

Уж я, утя, хожу,

Малых деток вожу,

А я, утя, поплыву,

Малых деток поведу.

— Птица-синица, где ты была?

— Я летала по садам,

Я бывала тут и там.

— Птица-синица,

Кто твоя сестрица?

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

Уж ты, ласточка,

Ты, касаточка,

Ты возьми ключи,

Лети на небо,

Ты запри зиму,

Отопри лето!

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас

Зиму холодную.

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек;

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Пригодится носок

Клевать колосок.

Стихи русских поэтов про птиц для детей

О. Высотская «Гости»

Для гостей

Сыплет Костя пшено.

Воду льет на блюдце —

Пусть они напьются.

Гости пьют

Не хотят,

Не даются

Вот какие гости

На окне у Кости!

Саша Черный «Дятел в дуб все тук да тук»

Дятел в дуб все тук да тук...

Дуб скрипит:

— Что там за стук?

Л. Чарская «Посмотри...» (отрывок)

Посмотри... На ветке липы

Зяблик песенку поет...

Он сейчас поймает мошку

И в гнездо себе снесет.

В. Жуковский «Птичка»

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты

Песню свою.

Э. Мошковская «Зяблик согрелся»

— Пинь! Пинь! Пинь!

Шубу скинь! Скинь! Скинь!

Зяблик распелся — зяблик согрелся!

Э. Мошковская «Кругом — снег»

Кругом — снег.

А на горке — нет!

Увидали грачи.

Каждый кричит,

Как матрос с корабля:

В. Жуковский «Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны...

А. Блок «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

О. Высотская «Птичий дом»

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики — скворечники

Мы сколотим из досок.

Тук-тук молотком,

Строим, строим птичий дом!

На дворе тепло и весело,

Лед ломается в реке,

Птичий домик мы повесили

На березовом сучке.

Ждем, ждем, птички, ждем,

Прилетайте в новый дом!

И. Тургенев «Синица» (отрывок)

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем

Саша Черный «Воробей»

Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону —

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну, еще немножко...

Фурх! удрал... какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Саша Черный «На заборе снег мохнатый»

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата...

Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора,

Головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро

Клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом —

На березовой макушке,

На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой —

Через форточку б махнул

И веселою нырялкой

В синем небе потонул...

С. Михалков «Скворец»

Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

Еще в полях туманы,

Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано,

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

Не ради всяких благ,

А просто в небо глядя,

От сердца! Просто так!

Выводит он рулады

По нескольку минут...

Не требуя награды

За свой талант и труд.

Н. Рубцов «Ворона»

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны.

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов «Воробей»

Чуть живой.

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей.

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

A. Майков «Ласточки»

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно!

Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу —

Пустое гнездо над окном:

В нем ласточек речи не слышу,

Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!

Как любо им было, когда

Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор...

Потом полетели, летуньи!

Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне —

Далёко, далёко, далёко...

О, если бы крылья и мне!

B. Маяковский «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?» (отрывок)

Несется клич

со всех концов,

несется клич

во все концы:

— Весна пришла!

Даешь скворцов.

Добро пожаловать, скворцы!

В самом лучшем месте

самой лучшей рощи

поразвесистей

готова жилплощадь.

И маленькая птица

с большим аппетитцем.

для кормежки и зерна,

Саша Черный «Аисты»

На вершине вяза,

Над чужим гнездом,

Аист долговязый

Сторожит свой дом.

А в гнезде супруга

С тройкою птенцов...

Ветер дунул с луга:

Не пора ль на лов?

Дрогнув красной ножкой,

Аист поднял клюв:

Слушает сторожко,

Шею изогнув...

Шух! Вспорхнул с макушки

И летит к лугам.

В ужасе лягушки

Прыгают к стогам.

Цап! Понес, как тряпку,

В ясной синеве.

Старшему даст лапку,

Младшему даст две...

А под вечер разом,

Только схлынет зной,

Он с вершины вяза

Затрещит с женой:

«Ночь идет, тра-та-та,

Спать! Тра-та, та-тан!»

Словно два солдата

Лупят в барабан.

А барбоска в будке

Носом тычет в грудь:

«Р-р!.. Ни на минутку

Не дадут заснуть!»

Рифмовки

Аист к нашему болоту

Прилетает на... (охоту).

Примостилась на суку —

И кричит: ...(«Ку-ку, ку-ку!»).

Мошек птичка поедает,

Как стрела она... (летает).

Дятел клювом-долотом

Строит дом с одним...(окном).

Воробьишки прилетели,

Крошки, зёрнышки все... (съели).

Сорока пестрая,

Птица длинно... (хвостая).

Днем, когда светло,

Сова летит в...(дупло).

Птичка-невиличка

Зовут ее... (синичка).

В розовой жилетке

Сидит снегирь на... (ветке).

Конспект образовательной ситуации для детей 3-4 лет

тема: «Поможем птицам».

Воспитатель МДОУ д.с.№172

г. Ярославль

Гусева Е.Г.

Конспект образовательной ситуации для детей второй младшей группы.

Тема: «Поможем птицам».

Возрастная группа: вторая младшая группа (3-4 года)

Тип непосредственной образовательной деятельности: интегрированного типа, образовательные области «Познание», «Художественное творчество».

Цель: закреплять знания детей о зимних явлениях в природе, расширять представления о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей представление о зимующих птицах;

Формировать представление о сезонных изменениях в природе;

Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования, (ватными палочками);

Учить отгадывать загадки.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц;

Развивать общую и мелкую моторику рук;

Прививать навыки аккуратной работы с гуашью.

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к птицам;

Желание помогать птицам в трудных зимних условиях;

Способствовать сплочению детского коллектива.

Материалы и оборудование:

Гуашь, альбомные листы, ватные палочки, аудио запись Чайковский «Зимнее утро», игрушка воробей.

Предварительная работа:

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художественных произведений.

Ход образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

-Ребята к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними.

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Замела дорожки, разукрасила окошки.

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Правильно, зимой.

А как мы узнаемчто пришла зима?

(Дети перечисляют:стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках). Посмотрите в окошко, полюбуйтесь на зиму!

Вот и к нам пришла зима:

На деревьях бахрома,

Мороз трещит на стёклах,

Сквозняк стучится в окна!

Воспитатель: А вы хотели-бы услышать песенку зимы?

(Звучит мелодия, Чайковского «Зимнее утро»).

Дети: Птичкам холодно, многие улетели в тёплые края.

Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! А вы хотите узнать какие птицы остались с нами зимовать? Давайте отгадаем загадки.

Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

Краской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?..

Воспитатель: Молодцы все загадки отгадали правильно! А теперь давайте немножко отдохнем, и полетаем как птички.

Физкультминутка: «Птички».
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали. (махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Как я зернышки люблю! (присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Чтобы были чище. (руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам. (прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.
Кыш - полетели,
На головку сели,
Сели, посидели и опять полетели,
Полетели, полетели,
На животик сели,
Полетели, полетели,
На плечи сели,
Сели, посидели и опять полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели…
Сели, посидели и совсем улетели.

Воспитатель: Дети, кто-то стучится к нам в окошко, кто же это:

Чик-чирик, к зёрнышку прыг,

Клюй, не робей!

Кто же это? (Воробей)

Воспитатель вносит игрушку воробья.

Воробей:

Я — весёлый воробьишка,

Серый маленький мальчишка,

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки!

Дни мои зимою тяжки:

Нет ни крошки, ни букашки!

Я, ребятки, еле жив

Чив-чив-чив!!!

Вы мне, детки, помогите

И от голода спасите!!!

Воспитатель: Ребята, чем же мы можем помочь нашим зимующим птицам?

Дети: Покормить их.

Воспитатель: Правильно молодцы! А вы хотите помочь нашему гостю?

Дети: Да хотим.

Воспитатель: Давайте нашему гостю воробышку нарисуем зёрнышки, чтобы он накормил своих друзей.

Воспитатель: А прежде чем мы начнем рисовать, давайте поиграем с нашим гостем, что бы он погрелся. (Проводится пальчиковая гимнастика «прогулка»).

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись,

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

Воспитатель: Хорошо поиграли, и воробушка повеселили. А теперь начнем рисовать. А рисоватьмы будем ватными палочками. Дети садятся за столы, на которых лежат (листы бумаги,гуашь, ватные палочки).Рисуют зёрнышки (нетрадиционная техника рисования).

Воспитатель: Держи, воробушек зёрнышки, наши дети для всех твоих друзей приготовили угощение, теперь вам будет легче пережить холода.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли!

Синица,воробей-сосед

Будет вам зимой обед!

Дети отдают свои работы Воробью.

Воробей:

Постарались вы, ребята,

Знаю птицы будут рады!

Я для вас тоже угощение принёс от белочки,(орешки) спасибо вам, дети за помощь моим друзьям и мне!

Воспитатель: До свидания, воробышек, прилетай к нам еще.

А вы, ребята, дома с родителями тоже приготовьте кормушки для пернатых друзей, зимой птицы нуждаются в нашей заботе!

Чтобы от разных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года

Будем птиц беречь, друзья!

3.Итог:

Ребята кто у нас сегодня был в гостях?

Зачем воробушек к нам прилетал?

Как мы помогли воробьишке?

Вам понравилось помогать птицам?

Цель. Углублять знания о птицах, полученные во время наблюдений и в ходе чтения произведений о птицах;развивать способность к обобщению; формировать навыки самооценки; воспитывать сочувствие к птицам и желание помогать им;формировать интерес к познавательным занятиям.

Словарная работа. Обогащать активный словарь глаголами, антонимами; учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Предварительная работа. Беседа о птицах: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы(В. Бианки. «Чей нос лучше?»; А. Алиш. «Болтливая утка» и др.), разгадывание загадок о птицах.Отображения своих впечатлений в рисунках и аппликации.Разучивание пальчиковых игр («Снежок», «Воробей» и др.).

Материал. Магнитофон, фонограммы, разрезные изображения птиц, карточки с загадками и карточки – условные обозначения, дидактическая игра «Птицы», раскраска «Птицы», плоскостные фигуры птиц, «волшебная корзина». Трафарет изображения галки, листы бумаги, простые карандаши (по количеству детей).

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся полукругом. Тихо звучит музыка (П.И. Чайковский. Пьеса, по выбору педагога, из цикла «Времена года»). Музыка затихает.

Воспитатель (держит в руках куклу в красной шапочке). Вышла Красная Шапочка из дому с корзиной в руках. Идет по дороге, по сторонам посматривает, примечает. Думает, зайду-ка я в гости к детям, поиграю с ними. Хотите поиграть с Красной Шапочкой?

Дети . Да!

Красная Шапочка. Я принесла загадки, попробуйте их отгадать.

Красная Шапочка загадывает загадки о вороне, сороке, воробье, синице, голубе, дятле (см. ).

Красная Шапочка. Молодцы! Отгадали все мои загадки. А давайте сейчас поиграем в игру «Кто это?» (см. ).

После игры Красная Шапочка задает вопросы детям.

Кто у вас в руках?(Птицы.)

Чем птицы похожи? (У всех есть голова, туловище, хвост, крылья, лапки, клюв, а тело покрыто перьями.)

А чем птицы отличаются друг от друга? (Птицы отличаются друг от друга клювом, окраской.)

А эти(показывает рисунки воробья и вороны) чем еще?(Воробей маленький, а ворона большая.)

. А эти (показывает рисунки снегиря и синички) чем? (У снегиря грудка красная, а у синички желтая.)

Красная Шапочка. Молодцы! А еще повадки у птиц разные. Зимой вороны любят сидеть на деревьях, воробьи – на кустах, голуби – на карнизах крыш. Они сидят, нахохлившись, прячут клювы и лапки, распушают перышки. Так они спасаются от холода и мороза.

Красная Шапочка задает вопросы и показывает рисунки с изображением лап, клюва, крыльев и перьев.

. Мы чем едим? (Ртом.)

А птицы? (Клювом.)

. У человека тело покрыто кожей, а у птиц чем? (Перьями.)

. У нас ноги. А у птиц? (Лапки.)

. У нас руки. А у птиц? (Крылья.)

Красная Шапочка. Молодцы, ребята! А сейчас время для игры.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре! (Загибают пальцы.)

Мы с тобой снежок слепили. (Имитируют лепку.)

Слепили: круглый, крепкий, гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.)

Раз! Подбросили! (Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок.)

Два! Поймали! (Приседая, ловят снежки.)

Три! Уронили! (Встают, роняют воображаемые снежки.)

И…сломали! (Топают ногой.)

Красная Шапочка. Что это у меня? (Поезд.) Сейчас мы посадим птичек в вагончики (каждый ребенок берет птичку-карточку – и «сажает» ее в вагончик) Молодцы! Скажите, а как разговаривают птички?

Дети дают ответы (индивидуальные или хоровые) вместе с Красной Шапочкой.

Ворона – кар! Значит, что делает ворона? (Каркает.)

Сорока – тр-тр! Значит, что делает сорока? (Стрекочет.)

Голубь – урр-урр! Значит, что делает голубь? (Воркует.)

Сова – ууху! Значит, что делает сова? (Ухает.)

Воробей – чик-чирик! Значит, что делает воробей? (Чирикает.)

Красная Шапочка. Вспомним игру «Что лишнее?». Ворона, дятел, кузнечик. Воробей, синичка, бабочка. (Лишние: кузнечик и бабочка – это насекомые.) Сколько птичек (показывает рисунок) спряталось? (Спрятались две птички, на рисунке видны четыре лапки, а у каждой птички две лапки.) Сейчас мы отдохнем!

Физкультминутка «Воробей»

Среди белых голубей (дети идут по кругу)

Скачет шустрый воробей (в центре ребенок, который скачет, как воробей).

Воробышек-пташка,

Серая рубашка (дети встают лицом в круг, идут приставным шагом).

Откликайся, воробей!

Вылетай-ка, не робей! (Воробей пытается вылететь из круга, а дети, взявшись за руки, не пускают его.)

Красная Шапочка. А чем мы можем помочь птичкам зимой? (Сделать кормушки. Насыпать в них корм для птиц. Если кормушек нет, то корм можно насыпать прямо на снег, например, в лесу.) Молодцы! Кто может сказать, какие звуки издает лес?

Дыхательно-звуковая гимнастика

Воздух в лесу свежий, мягкий, полезный. (Сначала короткий вдох, затем длинный выдох «Ах!».) Слышно, как качаются ветки, хрустит снежок под ногами. (Вдох, выдох с произнесением звука с-с-с! Вдох, выдох с произнесением звука ш-ш-ш!)

Красная Шапочка. Хотите очутиться в лесу и послушать голоса птиц?

(Слушают пение птиц, в записи.) Узнали голоса птиц? Они собрались у кормушки и кричат, щебечут, громко чирикают. Благодарят нас за заботу. А сейчас проходим к столам. На них лежат шаблоны птиц. Вам надо их обвести и дорисовать.

Дети проходят и садятся за столы. На подносах лежат листы бумаги, шаблоны и карандаши (см. ).

Красная Шапочка . Хорошо! Все справились. А кто скажет, какое сейчас время года? (Осень.) Послушайте стихотворение Г. Грубина «Между летом и зимой»

Между летом и зимой

Все впадает в сон.

Засыхает зверобой,

Опадает клен.

Дуб морозцем опален.

Спать идут медведи.

Люди этот сон

Осенью зовут.

Сентябрь,

Ноябрь –

Настоящий сон.

В первых буквах этих слов

Зашифрован он.

Красная Шапочка. Сегодня мы с вами играли, отгадывали загадки. Вам понравилось? А в какие игры вы хотели бы сыграть в следующий раз? Что труднее всего сегодня было сделать? О чем вы расскажите дома? (Ответы.) Сегодня вы все старались. Я хочу подарить вам вот эту раскраску, чтобы вы обо мне не забывали. До свидания!

Загрузить презентацию «Загадки о птицах»

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний