Что такое информация подтверждающая добросовестность участника закупки. Добросовестность и деловая репутация участника закупки

Главная / Домашний

Далеко не всегда стремление «отдать» контракт знакомым обязательно обусловлено коррупцией — часто здесь присутствует элемент личного доверия. Доверяю поставщику — с ним и заключаю договор: «этот не подведет». К поставщикам, появляющимся из конкурса, такого доверия нет: сорвет сделку, поставит некачественный товар, нарушит сроки… В ситуации, когда большинство контрактов заключается «в последний момент», срыв контракта нанесет удар не только по репутации, но и по финансированию бюджетополучателя в будущем.

В законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» усилению мер, стимулирующих добросовестность обеих сторон, было уделено особое внимание.

Остановимся на нескольких из них подробнее.

1. Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Включение в реестр недобросовестных поставщиков не только (и не столько) имиджевая потеря, сколько вполне реальная юридическая ответственность (в форме ограничения правомочности), суть которой «заградительная». Лицо, включенное в такой реестр, в течение двух лет может быть не допущено к участию в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это одна из самых ощутимых для поставщиков санкций.

Несмотря на отсутствие отличий в названиях, реестров недобросовестных поставщиков на данный момент три. Реестр , сформированный в порядке, установленном законом № 94-ФЗ (который по данным на 31 января 2014 года включает 4455 субъектов), реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 44-ФЗ, и реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 223-ФЗ.

В течение двух лет со дня вступления в силу нового закона (то есть вплоть до окончания 2015 года) заказчик вправе будет устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике закупки и в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном по закону № 94-ФЗ. В начале 2016 года данный реестр будет заархивирован и удален из публичного доступа как неактуальный. Как уже упоминалось выше, по истечении двух лет лицо, включенное в реестр, должно быть исключено из него.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Условия, при которых поставщик может быть включен в РНП, в 94-ФЗ () и в 44-ФЗ () практически идентичны. Напомним, это:

  • уклонение от заключения контракта (в том числе непредоставление в срок обеспечения исполнения контракта);
  • расторжение контракта по решению суда (в 94-ФЗ была оговорка: «при существенном нарушении условий контракта»);
  • принятие заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта в связи с существенным нарушением его условий второй стороной.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом ().

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ().

2. Обеспечение исполнения контракта и антидемпинговые меры

Обращаем внимание, что отныне заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта почти во всех случаях осуществления закупок (небольшие исключения указаны в ).

«Вилка» размеров обеспечения исполнения контракта установлена в :

  • от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса.

Обеспечение исполнения контракта может увеличиться по итогам проведения конкурсных процедур. Это правило установлено в , именуемой «антидемпинговые меры». Строго говоря, описанные в ней меры не антидемпинговые, а именно гарантирующие.

Антидемпинговые меры — это защита «справедливой цены». В 44-ФЗ цену (какой бы низкой, то есть «демпинговой», она ни была) никто не оспорит, если поставщик подтвердит свою добросовестность. Сделать это можно в данном случае тремя путями.

Первый — предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере.

Он применяется, когда в ходе проведения конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижается на 25 % и более:

  • если сумма сделки составляет более 15 млн. руб., поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере (но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса) ();
  • если сумма сделки 15 млн. руб. и менее, то поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере или подтверждает свою добросовестность на дату подачи заявки ().

Второй — подтверждение добросовестности поставщика документально во время подачи заявки.

Как видно из предыдущего абзаца — применяется он при условии, что сумма сделки составляет 15 млн. руб. и менее, в случаях, когда в ходе проведения конкурса или аукциона максимальная цена контракта снижается на 25 % и более.

Добросовестность поставщика может подтвердить информация, которая содержится в реестре контрактов. Эта информация должна свидетельствовать об одном из следующих фактов:

  • Участник закупки исполнил 3 и более контрактов в течение 1 года до подачи заявки без неустоек;
  • Участник исполнил 4 и более контрактов в течение 2 лет до подачи заявки, из них без штрафов и пеней исполнено не менее чем 75% контрактов;
  • Участник в течение 3 лет до подачи заявки исполнил 3 и более контрактов без штрафов и пеней.

При этом в каждом из описанных случаев цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены ().

Информация, подтверждающая добросовестность поставщика, который уменьшил сумму контракта по итогам конкурса на 25 % и более, предоставляется поставщиком заблаговременно. Если участник не сообщает сведения о своей добросовестности в составе заявки на участие в конкурсе, то контракт с ним заключается после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта по описанной в первом варианте модели ().

При проведении электронного аукциона информация о добросовестности поставщика передается при направлении заказчику подписанного проекта контракта. Если поставщик не выполняет это требование или же предоставленные сведения признаются недостоверными, контракт с ним не заключается, а участник признается уклонившимся от контракта ().

Третий — обоснование предлагаемой цены.

Этот способ подтверждения добросовестности применяется, когда предметом контракта является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства оказания медицинской помощи, лекарства, топливо и пр.).

Если участник такого конкурса или аукциона предложил цену контракта на 25 % ниже максимальной, он обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены. Это может быть гарантийное письмо от производителя или иные документы и расчеты ().

Единственной действительно антидемпинговой мерой в статье 37 закона № 44-ФЗ является право заказчика установить разные величины значимости критериев оценки заявок, которые предлагают цену менее чем на 25 % ниже максимальной и на 25 % и более ниже максимальной.

3. Исключение конфликта интересов и профилактика коррупции

Борьба с «заинтересованными лицами» в российском законодательстве пока робкая. Но тут главное — начать. По сравнению с законом № 94-ФЗ прогресс есть.

Первый шаг — появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов».

Под конфликтом интересов в контрактной системе понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, занимающих посты директоров, президентов либо иных органов управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами — участниками закупки либо являются близкими родственниками указанных физических лиц ().

Третий шаг — раскрытие информации обо всех соисполнителях и субподрядчиках.

В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки превышает 1 млрд. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд) либо 100 млн. рублей (при осуществлении закупки для региональных и муниципальных нужд) в контракте должна быть указана обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших субдоговор(ы) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта ().

Эта информация предоставляется заказчику исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем (субподрядчиком). При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с исполнителя пени за каждый день просрочки исполнения такого обязательства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Правда, вся ответственность ограничивается только финансовыми санкциями. Непредоставление указанной информации исполнителем не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

Надежда Абакумова , эксперт ЦЭПМ «Консультант»

Подтверждение добросовестности - одна из предусмотренных Законом 44-ФЗ антидемпинговых мер. Эти меры призваны предотвратить намеренное занижение цены в торгах с целью устранить конкурентов и победить. Как подтвердить добросовестность и когда это необходимо, расскажем далее.

Когда нужно подтверждать добросовестность

Об антидемпинговых мерах говорится в ст. 37 Закона 44-ФЗ. Это дополнительные шаги, которые нужно пройти победителю, снизившему начальную цену на 25% или больше, перед подписанием контракта. Таким образом, организаторы тендеров борются против намеренного снижения цены.

Какие меры против демпинга применяются, зависит от стоимости контракта, указанной в документации. Если она более 15 млн руб., участник должен предоставить обеспечение, увеличенное в 1,5 раза. Если она меньше 15 млн, от победителя требуется подтвердить добросовестность.

Какие меры применяется в конкретной процедуре, смотрите в документации. Обратите внимание, что они используются только в конкурсах и аукционах.

Как подтвердить добросовестность

Участнику нужно предоставить не менее 3 контрактов в течение 3 последних лет. По каждому из них не должно быть начислено штрафов и пени. А цена каждого должна составлять 20% от начальной цены контракта в этой процедуре, на которую подается заявка. Предоставьте копии этих контрактов со всеми приложениями, а также сопроводительное письмо.

Как подтвердить свою добросовестность, чтобы сохранить больше денег на счету

Если участник тендера демпингует, он обязан предоставить увеличенное в полтора раза обеспечение контракта - это защитная антидемпинговая мера для заказчиков. Но если цена контракта ниже 15 млн руб. претендент вправе внести стандартное обеспечение в размере согласно извещению и дополнительно подтвердить свою добросовестность. Читайте, как участникам подтвердить добросовестность, чтобы сэкономить на обеспечении и сохранить больше свободных денег на своих счетах, и каким условиям должны отвечать сведения из реестра контрактов, чтобы заказчик их принял.

То, как именно подавать информацию о добросовестности, зависит от вида закупочной процедуры. Например, в любых видах конкурса их необходимо включать непосредственно в заявку. Если проводится аукцион, предоставьте данные вместе с проектом контракта, когда будете подписывать его на ЭТП.

Не обязательно поднимать из архива контракты, достаточно знать номер тех документов, которые вы хотите предъявить в качестве подтверждения добросовестности. Всю информацию о них можно посмотреть в реестре контрактов.

Обратите внимание: если предметом контракта выступает товар, необходимый для нормальной работы скорой помощи (ч. 9 ст. 37 Закона 44-ФЗ), порядок немного меняется. Участнику придется обосновать свою цену, то есть объяснить, почему он предложил именно такую стоимость. Это может быть гарантийное письмо от производителя товара, в котором подтверждается цена товара, или бумаги, которые доказывают, что продукция у поставщика в наличии (акты приема-передачи, договоры купли-продажи и т.д.). Это лишний раз доказывает, что он в силах исполнить контракт по заявленной цене.

Письмо о добросовестности для заказчика

В письме победитель кратко рассказывает заказчику о том, какие контракты подтверждают его добросовестность. Рекомендуем оформлять его в виде таблицы, разбить которую можно по годам. Включите в нее следующие столбцы:

  • номер контракта в реестре;
  • наименование контрагента (с кем заключен контракт);
  • предмет контракта;
  • дата заключения;
  • срок исполнения;
  • цена контракта;
  • пени, неустойки, штрафы, если они были начислены.

Если вы подали заявку с ценой, которая на 25% отличается от начальной, лучше сразу готовить исполненные контракты, а не делать это перед самим подписанием контракта. Вы рискуете не успеть и оказаться в РНП.

Как не нужно делать

Чтобы не стать уклонистом (победителем, уклонившимся от заключения контракта), не нужно повторять опыт участника аукциона на поставку товаров хозяйственного назначения. Начальная цена составила 169 800 руб. Победитель предложил 97 635 руб. Поскольку разница составила больше 25%, нужно было подтвердить добросовестность, что участник и сделал.

Однако при проверке организатор торгов обнаружил, что контракты с реестровыми записями № 1434509333118000180 и № 2434601121119000439 находятся в стадии исполнения. А значит предоставленная участником информация не подтверждает добросовестность.

Его признали уклонистом, после чего организатор торгов обратился в ФАС с просьбой включить его в реестр недобросовестных поставщиков. На заседании комиссии УФАС выяснилось, что контракты направлены по ошибке (так заявил сам участник). В итоге его решили не включать в РНП. Тем не менее тендера он лишился.

Вложенные файлы

Если цена во время торгов уменьшается более чем на 25 процентов, участник, ставший победителем, обязан подтвердить свою добросовестность. Это называется антидемпинговыми мерами. В статье читайте о том, как доказать добросовестность по 44-ФЗ.

Сейчас конкуренция на рынке очень большая, а на рынке госзаказа еще больше. Участники тендеров бьются на торгах до последнего. И порой снижают цену до минимума. При этом заказчики начинают сомневаться, что товар или услугу, которые они приобретают, вообще могут получить.

Поэтому в 44-ФЗ есть требование к таким участникам тендеров. Если при торгах цена снижается больше чем на 25% от НМЦК, к таким участникам применяют антидемпинговые меры. Или по-простому – участник должен доказать свою добросовестность в тендере. При этом мало того, что участник отсутствует в РНП.

Когда доказать свою добросовестность в тендере по 44-ФЗ

В тендерах, где участники снижают цену больше чем на 25%, должны доказывать свою добросовестность. Как только завершились торги, и заказчик определил победителя тендера, начинается отсчет 10 дней на подготовку и подписание контракта. Перед подписанием контракта участником, ему необходимо предоставить заказчику доказательство добросовестности.

Все изменения в закупках для участников тендеров 2019-2020

В ходе вебинара Вы узнаете:
Какие изменения для участников тендеров уже вступили в силу к концу 2019 года, а какие вступят с 2020 года;
Какие изменения для участников в обеспечении заявки и контракта;
Что такое обеспечение гарантийных обязательств;
Каким образом и для чего регистрироваться в ЕРУЗ;
Что изменилось в авансировании по госконтрактам;
Что надо знать о планах заказчиков на 2020 год.

Причем если участник – победитель тендера не предоставит заказчику свою добросовестность его могут внести в РНП. Поэтому стоит внимательно подходить к этому вопросу, следить за сроками и вовремя готовить письмо на заказчика и направлять обеспечение контракта.

Как доказать свою добросовестность

При мерах антидемпинга участнику тендера необходимо направить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раза больше, чем оно было обозначено изначально. А также предоставить документы, которые будут подтверждать, что участник ранее исполнял контракты без штрафов и пеней. При чем контракты должны быть за последние 3 года. А общая сумма контрактов должна быть больше НМЦК этого тендера на 20%.

Но есть небольшая поблажка для участников, в части предмета контрактов. Те контракты, которые участник будет предоставлять могут быть на разные предметы контрактов. Самое главное, что бы на момент подачи заявки они были уже исполнены и в ЕИС были в статусе «исполнение завершено».

Важным будет то, что если в проекте контракта была указана выплата аванса, то обеспечение будет выплачиваться не 1,5 раза больше от суммы НМЦК, а будет составлять сумму авансирования. При этом сам аванс заказчиком при антидемпинге выплачиваться не будет. Это условие должно быть прописано в проекте контракта.

Как подтвердить свою добросовестность, чтобы сохранить больше денег на счету

Если участник тендера демпингует, он обязан предоставить увеличенное в полтора раза обеспечение контракта - это защитная антидемпинговая мера для заказчиков. Но если цена контракта ниже 15 млн руб. претендент вправе внести стандартное обеспечение в размере согласно извещению и дополнительно подтвердить свою добросовестность.
Читайте, как участникам подтвердить добросовестность, чтобы сэкономить на обеспечении и сохранить больше свободных денег на своих счетах, и каким условиям должны отвечать сведения из реестра контрактов, чтобы заказчик их принял.

Как оформляется подтверждение добросовестности

Форма подтверждения добросовестности не установлена ни 44-ФЗ, ни подзаконными нормативными актами. Участник тендера может предоставить информацию в виде декларации, гарантийного письма или простого письма – уведомления. Главное, чтобы такая форма была подписана руководителем организации с печатью.

Вся информация, которую участник тендера предоставляет заказчику находится в общем доступе в ЕИС. Участнику тендера просто необходимо собрать все на одном листе.

Что нужно указать в письме о подтверждении добросовестности

Как будет оформлять участник тендера это письмо не важно. Важно, какие данные он укажет в своем письме. Обязательно нужно в письме о добросовестности указать реестровые номера контрактов, которые были исполнены за 3 года. Сведения о заказчиках с кем были заключены контракты (их наименования и ИНН). Цены, каждого из контрактов, и возможно лучше их даже просуммировать и показать этим, что общая сумма больше на 20% чем НМЦК этого тендера. Также нужно указать предметы исполненных контрактов и сроки заключения и исполнения.

Важно

Информация должна совпадать с той информацией, которая находится в реестре контрактов ЕИС . Если заказчик увидит несоответствие информации, то он признает участника тендера уклонившимся от заключения контракта и направит в РНП.

Всю информацию лучше всего предоставить в табличной форме. Направлять заказчику копии самих контрактов актов, товарных накладных, а также платежек не стоит. Эту информацию заказчик и сам проверит в ЕИС.

Какие есть исключения из правил

Исключением из правил в мерах антидемпинга будут тендеры на оказание скорой медицинской помощи, лекарств, топлива и продовольствия. В таких тендерах участнику при снижении больше чем на 25%, нужно будет предоставить гарантийное письмо от производителя или какие-то либо еще документы, которые смогут подтвердить исполнение контракта по той цене, которую предложил участник.

Также антидемпинг не применяют, когда в условиях тендера нет обеспечения исполнения контракта.

В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о . В этой статье подчеркнем важные нюансы:

  • Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
  • В ЕИС отдельно ведется реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
  • Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).

Обеспечение контракта

Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:

  • от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
  • от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
  • не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.

Антидемпинговые меры

44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность (ст. 37 № 44-ФЗ ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:

  1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
  2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Что учесть:
  • Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  • Таких контрактов должно быть не меньше трех, а заключены они должны быть не позже трех лет до заключения текущего контракта.
  • Все они должны быть исполнены без штрафов и пеней.
  • Сумма минимум одного из контрактов должна быть не меньше 20% от суммы закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность (ч. 3 ст. 37 44-ФЗ ).
  • Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.
  • Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 300 или 600 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 44-ФЗ ).

Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.

Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.

В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы (ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Качественные критерии при оценке заявки

Акцент на качество

В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.

  1. Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
  2. Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
  3. Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.

Чем подтвердить добросовестность?

Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

  • Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.
  • Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
  • Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.

В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:

  • Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
  • Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.

Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:

  • Наличие договоров на территории определенного региона.
  • Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
  • Исполненных контрактов на сумму больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.

Разный вес у “справедливой” и “демпинговой”цены

44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать “вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной. Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок. Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг (ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

Что хотят добавить?

В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р ).

  • Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
  • Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц , привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

Понятие демпинга

Демпинг (от английского dumping - сброс) - в экономической теории продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, не являются экономически обоснованными, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги.

Демпинг в госзакупках преследует цель включения поставщика в рынок закупок для государственных нужд и вытеснение конкурентов и выражается в заключении поставщиком контракта с заказчиком посредством значительного занижения цены при участии в торгах.

Проблема демпинга распространилась в процессе проведения открытых аукционов в электронной форме рамках закона №94-ФЗ. Любые поставщики из всех регионов России могли участвовать в торгах и подавать предложения цен ниже рыночных. Бывали случаи, когда участники снижали НМЦ до нуля, а затем проводились торги на повышение цены.

Негативные последствия демпинга

  • Неисполнение обязательств по заключенным контактам. Зачастую после неоправданного снижения НМЦ и заключения контракта поставщики понимали, что не могут поставить товары, оказать услуги или выполнить работы по предложенной цене.
  • Поставка товара, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества. В первую очередь, это касалось торгов на поставки продуктов питания: победители торгов поставляли некачественный или просроченный товар, чтобы уложиться в предложенную ими цену.
  • Расторжение контракта в судебном порядке.
  • Затраты времени на проведение повторных процедур закупок.

Реформа законодательства в области государственных и муниципальных закупок была призвана, в том числе, решить проблему демпинга. В связи с этим в 44-ФЗ введена норма, предусматривающая антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона . Норма закреплена в статье 37 Закона о контрактной системе. Применение антидемпинговых мер при проведении закупок другими способами является нарушением закона №44-ФЗ и поставщики имеют право обжаловать такие действия заказчика.

Варианты применения антидемпинговых мер в госзакупках

1. Если НМЦ контракта составляет 15 млн рублей или менее, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить:

  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника

2. Если НМЦ контракта составляет более 15 млн рублей, а участник закупки предложил цену ниже на 25% и более, то он обязан предоставить только

Обеспечение исполнения контракта, в 1,5 раза превышающее размер, указанный в документации

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки

Зачастую участникам закупки сложно предоставить обеспечение в размере, превышающем указанный в документации в 1,5 раза, потому что оно может составлять довольно крупные суммы. Поэтому законодатель предусмотрел возможность подтверждения добросовестности участника. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками , и подтверждающая исполнение таким участником обязательств по контрактам:

  • в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней);
  • если поставщик не участвовал в государственных и муниципальных закупках в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе, то он может предоставить информацию, подтверждающую исполнение им обязательств по четырем и более контрактам в течение двух лет (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) ;
  • либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) .

Внимание!

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены , по которой участником закупки предложено заключить контракт. Например, если цена контракта 100 млн руб., то участник закупки должен представить информацию об исполнении контрактов за предыдущий период, цена одного из которых составляла не менее 20 млн руб.


Однако если НМЦ более 15 млн руб., а участник закупки предложил цены ниже на 25% и более, то он уже не имеет альтернативы в виде возможности документального подтверждения своей добросовестности, а обязан предоставить повышенное обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер, указанный в документации.

Порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки

Внимание!

Комиссия по осуществлению закупок отклоняет заявку в случае признания этой информации недостоверной . Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Если участником в составе конкурсной заявки не предоставлена информация , подтверждающая его добросовестность, контракт с ним заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).


Конкурс

В случае участия в конкурсе сведения предоставляются участником в составе заявки на участие конкурсе. На практике это означает, что поставщик, ознакомившись с конкурсной документацией и рассчитав, что может предложить цену ниже начальной, например, на 30%, в составе конкурсной заявки предоставляет документы, подтверждающие его добросовестность, в соответствии с градацией, установленной в ст. 37 Закона о контрактной системе. Заказчик, получив такую заявку, проверяет достоверность информации о добросовестности участника в реестре контрактов по номеру реестровой записи: факт наличия такого контракта; соответствие цены указанному размеру; отсутствие неустоек, штрафов, пеней, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по этому контракту.

Аукцион

Внимание!

При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок представленной информации недостоверной, контракт с таким участником не заключается, а он признается .

В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников аукциона не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.


При участии в аукционе участник предоставляет информацию, подтверждающую его добросовестность, при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения . Участник закупки, не выполнивший данное требование, признается уклонившимся от заключения контракта . В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Примеры из практики

1.Включение в РНП сведений об участнике, занявшем второе место, правомерно

Пример 1.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта .

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015

Пример 2.

Победитель уклонился от заключения контракта и заказчик предложил заключить его участнику аукциона, заявке которого присвоен второй номер, с чем участник согласился. Однако предложенная им цена контракта была на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта. Следовательно, к этому участнику должны применяться антидемпинговые меры: представление повышенного обеспечения исполнения контракта или информации, подтверждающей добросовестность.

Указанные требования участником не были исполнены. На этом основании антимонопольный орган включил сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Арбитражный суд оставил решение антимонопольного органа в силе. Если участник, заявке которого присвоен второй номер, согласился заключить контракт, он считается победителем. В случае когда требования ст. 37 Закона не выполнены, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

(Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2015 по делу N А75-2002/2015)

2. Добросовестность участника подтверждается не только сведениями из реестра контрактов

Пример 3.

Победитель аукциона, снизивший цену контракта более чем на 25%, при заключении контракта представил заказчику сведения из реестра контрактов, подтверждающие добросовестность. Заказчик, посчитав, что участник не подтвердил свою добросовестность должным образом, отказался от заключения контракта и направил сведения о победителе в антимонопольный орган. Данные сведения были включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение антимонопольного органа недействительным.

Как было установлено судами, победитель для подтверждения своей добросовестности представил в том числе акты выполненных работ по нескольким контрактам. Однако, по мнению антимонопольного органа, в отношении победителя аукциона в реестре контрактов количество записей со статусом "исполнение завершено" не соответствует требованиям ст. 37 Закона 44-ФЗ.

Указанный довод не был принят , поскольку расхождение данных реестра и представленных победителем сведений о количестве исполненных контрактов, возможно, возникло ввиду неполного или несвоевременного внесения заказчиками информации в реестр .

(Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2015 N 17АП-980/2015-АК по делу N А60-39881/2014).

Закон №44-ФЗ предусматривает право поставщика при участии в аукционе предоставлять информацию, подтверждающую добросовестность, или обеспечение исполнения контракта с использованием протоколов разногласий (с целью увеличения времени на подписание контракта и предоставления информации). Необходимо помнить, что в соответствии с частью 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, если победитель электронного аукциона не направит заказчику подписанный проект контракта или протокол разногласий по истечении тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона, то он признается уклонившимся от заключения контракта.

Особенности применения антидемпинговых мер

1. Законом 44-ФЗ предусмотрено применение особого порядка антидемпинговых мер при проведении специальных закупок. Например, к таким закупкам относится проведение конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, а также на оказание консультативных услуг.

В таких закупках заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже НМЦ контракта.

В случае, если предложение о цене контракта по этим закупкам на 25% и более ниже НМЦ контракта, величина значимости такого критерия как цена контракта устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявок, которая проводится согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 для указанных видов работ (услуг) установлены, в пределах от 20 до 80%.

2. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта . Оно может включать в себя:

гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара,

документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки (договор, товарная накладная и т.п.),

иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

При участии в конкурсе участник предоставляет обоснование в составе заявки на участие в конкурсе.

Если закупочная комиссия при оценке заявки признает, что данный документ должен быть, но не предоставлен, то такую заявку комиссия вправе отклонить. Такое решение комиссии фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

Если проводится аукцион , то гарантийное письмо или документы, подтверждающие наличие товара представляются участником заказчику при направлении подписанного проекта контракта.

Если участник не выполняет данное требование, не направляет необходимые документы, он признается уклонившимся от заключения контракта.

На рассмотрение в Госдуму внесен проект изменений в 44-ФЗ, предлагающий исключить из закона положения об антидемпинговых мерах, которые применяются при поставках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения.

Новое в антидемпинговых мерах

В июне 2014 года в ст. 37 закона 44-ФЗ была включена часть 12, которая предусматривает возможность неприменения антидемпинговых мер при соблюдении двух условий:

  1. осуществляется закупка лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
  2. участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

Ответы на вопросы

Необходимо ли прописывать в аукционной документации, что если поставщик снизит цену на продукты питания более чем на 25%, то он должен предоставить обоснование такой цены?

Ответ : На поставщика возлагается такая обязанность в силу 44-ФЗ, и если заказчик не указал соответствующее требование в документации, он все равно вправе требовать обоснование и расчет такой цены, а также необходимые документы, или отклонить заявку за их непредоставление. Однако чтобы избежать споров лучше предусмотреть в документации условие и случаи предоставления обоснования.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний