Термин и понятие в изобразительном искусстве. Плакат - это что такое? Значение и виды плакатов Из чего состоит плакат

Главная / Домашний

Московская областная государственная детская библиотека и Американский центр в Москве продолжают знакомить читателей с историей, культурой, литературой

Соединенных Штатов Америки.

Внимание! В конкурсе могут принимать участие жители Москвы и Московской области. К сожалению, наши возможности не позволяют расширить географию и пригласить к участию жителей других регионов.

Условия конкурса:

Возраст участников : 6 – 14 лет

Дорогие ребята! Предлагаем вам следующее задание. Нарисуйте плакат (постер) по книге американского автора.

Требования к предъявляемым работам:

· Сюжет плаката: книга (или книги) любого американского писателя, американские писатели, персонажи книг американских авторов – полезные цитаты, любая интересная информация для читателей. В сюжет плаката можно включать иллюстрации рисунки, фотографии, коллажи и т.п.

· Размер готового плаката 297 х 420 мм (формат А3).

· Работы должны быть выполнены на бумаге. Допускается применение разных техник и материала исполнения: карандаш, фломастер, гуашь, акварель, коллаж, фотография и т.п.

· Прежде чем приступить к рисованию вы должны понять, что такое плакат и чем он отличается от простого рисунка, составить его макет.

· Текст плаката должен быть на английском языке.

· У каждой работы может быть только один автор. На конкурс представляются только собственные авторские работы.

· Работы в этой номинации в электронном виде не принимаются .

Критерии оценки:

Раскрытие темы;

Оригинальность графического решения;

Знание английского языка;

Чувство юмора.

Работы принимаются только вместе с заполненным бланком заявки.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок принял решение участвовать в конкурсе плакатов. Это значит, что ему понадобится помощь.

Во-первых, необходимо выбрать такую книжку, которая нравится и которую хочется порекомендовать другим. Затем нужно помочь юному дизайнеру определиться с техникой выполнения работы.

Объясните ребёнку, что такое плакат и чем он отличается от простого рисунка.

Обсудите с ребенком прочитанную книгу и решите, какой текст поместить на плакат. Это могут быть как цитаты из книги, так и собственные мысли (а может, и то, и другое), или высказывание известного человека и т.п. Главное – ребёнок должен понимать, почемуон выбрал эти слова, что хочет ими выразить.

Помогите ребенку составить текст на английском языке. Не нужно писать за него, просто помогите найти нужные слова иностранного языка.

Подумайте над макетом плаката: как расположить изображения и текст. Можно создать несколько разных вариантов, а потом на семейном совете выбрать лучший. Старайтесь прислушиваться к детскому мнению и не пытайтесь сделать всю работу сами. «Взрослая рука» всегда видна в работах ребят.

Уверены, что наши маленькие художники справятся с заданием и надеемся, что работа доставит им удовольствие!

Плакат (нем. Plakat от фр. placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать) – броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

II. Номинация «Мои приключения на войне Севера и Юга». Пишем рассказ.

Возраст участников : 12 – 17 лет

Дорогие ребята! Предлагаем вам написать небольшой рассказ, о Гражданской войне в США в 1861-1865 годах или как ее еще называют «Войне Севера и Юга». Что вы знаете о ней? Какие чувства она вызывает у вас? Возможно, вы читали об этом книги, смотрели кинофильмы или, может быть, вам рассказывали об этих событиях учителя на уроке истории. В ходе войны произошло около двух тысяч сражений. В этой войне граждан США погибло больше, чем в любой другой из войн, в которых участвовали Соединенные Штаты Америки.

Представьте себе, что вы перенеслись во времени и стали участником этих событий Выберите какой-либо интересный для вас эпизод и сочините небольшой текст от своего имени или имени выдуманного вами героя. Не забудьте написать в своем рассказе, на какой стороне вы могли бы участвовать и почему.

  • У каждой работы должен быть только один автор.
  • Объем работы 1-3 печатные страниц.
  • Оформление работы рисунками приветствуется.
  • Работа должна быть выполнена только на английском языке .
  • Работы в этой номинации принимаются в печатном или в электронном виде.

К работам, представляемым в электронном виде, предъявляются следующие требования:

–файл не должен быть объемом более 3 Mb;

–файлы, если их несколько, должны быть правильно пронумерованы, иметь названия на латинском языке по фамилии автора работы, например: Petrov01.doc, Petrov02.doc, Ivanova01.jpg, Ivanova02.jpg.

– Внимание! Презентации PowerPoint не принимаются !

· Не забудьте заполнить бланк заявки.

III. Номинация «Создаём видеоролик о прочитанной книге» .

Возраст участников : 14 – 17 лет.

Дорогие ребята! Вы, конечно, любите смотреть видеоклипы. Вам предоставляется возможность сделать рекламный ролик о книге американского писателя. Попробуйте создать видеоролик так, чтобы ваши, друзья и знакомые, также любой человек, который увидел ролик, понял, о чем эта книга и захотел прочитать ее.

Вашу фантазию и творчество мы ничем не ограничиваем. На конкурс мы принимаем произведения видео-арта в любом жанре, исполненные в любой форме: мультфильм, видеофильм, музыкальный клип, рекламный ролик, компьютерная графика, флэш-анимация, и др. Вы можете использовать любую книгу, но обязательно американского писателя (даже если вы прочитали эту книгу на русском языке).

Требования к представляемым работам:

  • Видеоролик должен быть выполнен по книге американского писателя .
  • Работа должна быть выполнена только на английском языке .
  • Продолжительность ролика – не более 2 минут.
  • В этой номинации могут быть представлены как индивидуальные, так и групповые работы. Состав группы – не более 4 человек. При подаче заявки на конкурс обязательно указать состав группы (Ф.И.О., возраст каждого участника) и контактную информацию для всей группы.
  • Работа предоставляется в жюри на электронном носителе, по электронной почте (если объем файла не превышает 7-8 МБ) или пересылается через файлохранилище (Rapid Share, depositfiles и т.п.)
  • Работы могут быть выполнены в любом из указанных форматов .wmv, .mpg, .avi, .mpeg, .flv, .swf, .mov, .mkv, .divx, .ts.
  • На конкурс должны быть представлены оригинальные, незаимствованные материалы. Если вы решили использовать музыкальное сопровождение, то обязательным условием для принятия работы на конкурс является соблюдение авторских прав (подробнее см. информацию об использовании музыки для видео вы найдете здесь http://snimifilm.com/post/gde-vzyat-muzyku-dlya-filma). Работы, нарушающие авторские права к конкурсу допущены не будут.

Плакат Плакат

(нем. Plakat от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью; см. Фотомонтаж). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии, в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека ярко проявились специфические черты художественного языка плаката: обобщённость мгновенно запоминающихся, не лишённых гротескности форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Большинство плакатов конца XIX - начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики (работы Э. Грассе и чеха по происхождению А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Великобритании, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США). С начала 1910-х гг. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле "модерн", порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров; позже киноплакат приобрёл обзорный характер, дающий представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 20-30-х гг. развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уитца и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г. Пехштейн, Дж. Хартфилд и др.). В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой, стал ведущим видом искусства. Во время второй мировой войны 1939-45 важнейшую общественно-политическая роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Стилистически плакат 20-80-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. Хартфилд в Германии); на его эволюцию и сложение собственного островыразительного изобразительного языка повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.). В дореволюционной России высоко- художественные образцы театрального и выставочного плаката создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.

Советский политический плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905-07 и лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и другие создали, по существу, новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид тиражируемого с помощью трафарета плаката - "Окна РОСТА". В 20-х - начале 30-х гг. важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберги, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом: в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского плаката сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы - А. А. Пластов, И. А. Серебряный, Вл. А. Серов и др. Со второй половины 40-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках; в 60-80-х гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др.).

Д. С. Моор. "Врангель еще жив, добей его беспощады". 1920.



Дж. Хартфилд. Антифашистский плакат "Кровь и железо". 1934.



И. М. Тоидзе. "Родина-мать зовёт!". 1941.

Плакаты окружают нас повсюду – мы ежедневно видим их на улицах или в печатных изданиях. В основном это реклама и реже анонсы каких либо событий. Политический плакат появляется в поле нашего зрения непосредственно перед выборами, когда начинается агитация и поэтому встречается достаточно редко. Каким должен быть хороший плакат? Прежде всего плакат должен быть информативным. Люди должны мгновенно считывать сообщение – и задача дизайнера заключается в том, чтобы представить идею плаката в максимально понятной форме. И совершенно не важно, какими средствами это будет сделано – главное, чтобы люди сразу же понимали, что им хотят сообщить.

Как правило, дизайн плаката начинается с выбора его размера. В этом плане никаких ограничений не существует – плакат может быть небольшим, к примеру, формата А4 или наоборот, гигантским, размером со стену дома. Конечно, существуют определенные стандарты размеров, но это не вопрос дизайна, а вопрос возможностей типографской техники. Ориентация плаката может быть как вертикальной, так и горизонтальной, но чаще всего используется вертикальная ориентация.

Как отличить хороший плакат от плохого? Это, конечно, вопрос вкуса, однако правильно спроектированный плакат обладает некоторыми признаками. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 10 признаков хорошего плаката.

ХОРОШАЯ ЧИТАЕМОСТЬ

Допустим, у нас есть плакат, который сообщает о каком-либо приближающемся событии, например, о концерте популярного исполнителя. Ключевая информация, размещенная на плакате, должна считываться издалека и привлекать внимание людей. Соответственно, в тексте плаката должна присутствовать визуальная иерархия. Если текста достаточно много, то должно быть как минимум три иерархических слоя.

Заголовок . Это самый главный и самый большой текстовый элемент дизайна. Он должен быть контрастным по отношению к фону и набран таким шрифтом, который бы был хорошо различим даже с дальнего расстояния.

Подробности . Что? Где? Когда? Вся подобная информация располагается на втором уровне иерархии. Человек, которого заинтересовал плакат, обязательно захочет ознакомиться с подробной информацией, поэтому ее нужно представить в понятной, но в то же время сжатой форме. Для второго уровня используется шрифт меньшего размера, нежели в заголовке, так как нет необходимости в том, чтобы эта информация считывалась издалека.

Мелкий шрифт . На третьем уровне размещается дополнительная информация. Очень часто мелкий шрифт встречается на кинопостерах и рекламных плакатах.

КОНТРАСТНОСТЬ

У дизайнеров есть всего одна возможность привлечь внимание зрителя. Поэтому плакат должен «цеплять». Добиться этого можно при помощи контрастных элементов. Это в вебе можно сделать бледную иллюстрацию с плавным градиентом и модными тонкими шрифтами – для обычного плаката этот способ подходит плохо. Чем резче текст или иллюстрация контрастирует с фоном – тем заметнее плакат. Приступая к дизайну, нужно в первую очередь определиться с контрастом элементов и постоянно проверять его во время работы. Если дизайнер работает над цветным плакатом, нужно периодически проверять, как он выглядит в оттенках серого – контраст основных элементов должен быть хорошо различим и в этом режиме.

РАЗМЕР И РАСПОЛОЖЕНИЕ

Очень часто дизайнер заранее знает, где будет размещен его плакат. Исходя из этой информации, он должен правильно подобрать размер плаката. Важно, чтобы посылу плаката не мешали различные визуальные помехи – он должен занимать доминирующую позицию. Что касается цветовой гаммы, то тут тоже нужно исходить из реалий – если известно, что плакат будет висеть на стене, окрашенной в зеленый цвет, то лучше не использовать в плакате близкие к зеленому оттенки.

ПЛАКАТ РАБОТАЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ РАЗМЕРА

Очень часто начинающие дизайнеры отказываются от заданий, в которых требуется создать большой плакат, допустим, 10 на 6 метров. Им почему-то кажется, что создать такой плакат намного сложнее, чем какой-нибудь постер размером с лист А4. Это большое заблуждение. Если плакат скомпонован правильно, он будет одинаково хорошо смотреться независимо от размера и масштабирование на него никак не влияет. Если дизайнер получил заказ на создание плаката, который затем будет использоваться в рекламе и будет выпущен в самых разных размерах и форматах (в том числе и цифровом), он должен думать прежде всего о композиции и основной идее и не заботиться о том, где будет размещено его творение.

БОЛЬШИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Если в плакате используется изображение, то оно должно занимать доминирующую позицию, так же как и в случае с текстом. Изображение должно быть хорошо различимо издалека, при этом очень важно позаботиться об узнавании образа. Сильно усложнять визуальный ряд не стоит – нужно использовать столько элементов, сколько требуется, чтобы донести основную идею. Этот принцип применим ко всем видам плаката, в том числе и к кинопостерам, которые порой бывают слишком перегружены деталями.

НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Плакат не картина, поэтому дизайнеру просто необходимо работать со свободным пространством. Не стоит стремиться заполнить весь плакат – нужно «оставить воздух». Есть несколько действенных способов повысить читаемость плаката. Например, можно увеличить расстояние между буквами. Тесный кернинг, может быть, хорошо смотрится, на открытке, но для плаката все же важней читаемость. Если буквы расположены слишком близко, то издалека текст становится плохо различимым, что крайне не рекомендуется. Так же можно увеличить расстояние между строками – это тоже пойдет плакату на пользу.

ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ

Цель любого плаката – заставить людей совершить какое-то действие, например, посетить шоу, выставку, купить какой-либо товар или прийти на выборы. Призыв к действию – это самый главный, центральный элемент плаката и дизайнер должен уделить ему основное внимание. В отличие от веб-дизайна, в графике не работает интерактив, поэтому в обычном плакате нельзя использовать его принципы. У графического дизайнера другие инструменты донесения сообщения для людей и он должен приложить все усилия к тому, чтобы призыв к действию был понятен с первого взгляда.

НЕОБЫЧНАЯ ТИПОГРАФИКА

Плакат – это именно тот жанр, где можно смело экспериментировать с типографикой. Некоторые из самых известных плакатов сделаны без использования иллюстраций и графических элементов и при этом отлично выражают идею. Использование качественной типографики придаст плакату индивидуальность – главное, чтобы дизайнер не переусердствовал. Не стоит использовать 10 шрифтов в одном плакате – дизайн от этого лучше не станет. Лучше всего уделить внимание визуальной иерархии и использованию негативного пространства. Буквы сами по себе несут определенный посыл и правильное понимание принципов типографики позволит дизайнерам создавать эмоциональные и запоминающиеся плакаты.

РУЧНАЯ РАБОТА

Появление компьютерной графики явно не пошло на пользу искусству плаката. Раньше дизайнер работал с живыми материалами и плакаты выглядели совершенно не так, как в наши дни. Сегодня признаком хорошего плаката является его техника исполнения. И неважно, что дизайнер создал его на компьютере – если у плаката есть душа и создается впечатление, что дизайнер нарисовал его вручную – это хороший плакат. Ну а если плакат пошел в печать как раньше, с физического носителя – это вообще замечательно.

ДЕРЗОСТЬ

Любому хорошему плакату присущ некоторый эпатаж – это очень усиливает эмоциональный посыл. Так что не стоит бояться выходить за рамки и использовать в плакате необычные элементы. Нарушая какие-то устоявшиеся правила, дизайнер привлекает внимание к плакату, а это как раз то, что нужно.

ВЫВОД : Плакат очень интересный вид графики, который позволяет дизайнерам дать волю своему воображению. К тому же это отличный способ освоить новую технику или улучшить свои навыки. Иногда создание плаката дается очень трудно – ведь требуется донести идею, используя минимум средств. Но в любом случае это интересно – особенно когда плакат получился удачным и привлекающим внимание людей.

15.12.2014

Плакат представляет собой разновидность печатной рекламы или яркое рекламное издание, имеющее крупный формат. Вы поставили перед собой цель привлечь к своей рекламе внимание? Тогда вам помогут различные виды плакатов. Скажем, вы можете выбрать рекламный плакат или плакатный календарь.

Дизайн и концепция плакатов

Если исходить из цели создания, то плакаты могут быть классифицированы на:

  • Имиджевые;
  • Рекламные;
  • Агитационные;
  • Информационные;
  • Революционные.

Принято выделять несколько стандартов форматов, которые получили наибольшее распространение для плакатов:

  • А3 (бюджетные, относительно низкоэффективные);
  • А2 (оптимальные в большинстве случаев при больших и средних тиражах);
  • А1 (большие);
  • А0 и более (сверхширокие имиджевые плакаты).

При разработке композиции плакатов исходят из правила обобщения форм. Он должен содержать наиболее значимые элементы - графическое пятно и рекламное сообщение. Что касается цвета, то он должен быть максимально простым, а все внимание концентрируется на рекламируемом товаре. Покупай, чего ждать, и побольше…

Каждый плакат призван решать общую задачу - вызвать интерес со стороны прохожих и сообщить публике о чем-то.

Плакат должен иметь такое исполнение, чтобы его смогли увидеть издалека. Нужно иметь в виду, что в плакате не должен присутствовать синий холодный цвет, вызывающий состояние расслабленности. Важно, чтобы потребитель был сконцентрирован на товаре. Он должен вызвать у него желание к совершению покупки.

Виды плакатов

  1. Театральная афиша. Характерной чертой любого популярного на весь мир театра является наличие собственного фирменного стиля. Но отнюдь не всякий театр имеет его у себя. К тому же, в общем-то, для театра это не имеет большого значения. Все решают его актеры и их игра. В их распоряжении имеется не очень много денег, на которые невозможно купить декорации и костюмы. Это касается и афиш. В связи с этим нередко сами работники театра занимаются их созданием. Но постепенно все меняется. Все чаще возникают случаи, когда на организацию театральных постановок средства выделяет не муниципалитет, а частные лица. Ведь постановка отнимает немало времени и сил. Так что сильным будет разочарование, если информация о спектакле не дойдет до аудитории ввиду слабой медиа поддержки и дешевой визуальной рекламы.
  2. Политический агитационный плакат. Пусть сегодня и получили широкое распространение различные виды плакатов во многих сферах, все же до первой мировой войны им отводилась роль исключительно коммерческой рекламы. Но на фоне громких политических событий, произошедших в нашей стране и за рубежом, а помимо этого и войны актуальным стало новое направление в плакатах. Речь идет политической рекламе.
  3. Киноафиша. В наши дни при создании почти любого фильма обязательно учитываются затраты на рекламу, включая и создание серий плакатов. Серия обычно представлена группой плакатов, которые имеют общий внешний визуальный стиль. Создаваемые киноплакаты-афиши призваны рассказать об основном настроении фильма, какое эмоциональное состояние он несет с собой.
  4. Музыкальные афиши. Основу содержания музыкальных плакатов образуют table (индивидуальные и групповые портреты музыкантов), которые непременно дополнены лого музыкального коллектива или новым альбомом. Нередки случаи, когда в плакатах находит выражение символика, графика и фотографии альбома, который вот-вот выйдет или находится в стадии разработки. Не так часто в качестве основной темы плакатов используется определенная песня.
  5. Спортивный плакат. Такие плакаты часто можно увидеть в преддверии очередного чемпионата мирового или европейского уровня, чемпионата НХЛ или Кубка Стэнли. Основные надежды связаны со спортивными фанатами, которые не поскупятся приобрести портрет своего кумира. Здесь используются практически те же композиционные приемы, что и в случае с современными плакатами. Если говорить о маркетинговых ходах, то тут наблюдается полная аналогия, хотя обязательно приходится принимать во внимание особенности психологии болельщиков.
  6. Социальный плакат. Плакаты, отличающиеся резкой, решительной композицией, которая сразу же ударяет по глазам и сознанию, способны добиться наилучших результатов. Пусть при помощи социальных плакатов нельзя оказать серьёзного влияния на мир, все же они могут в очередной раз напомнить о том, что пора перемен давно наступила.
  7. Плакаты для выставок. Те, кто имеет розничный магазин, где предлагают покупателям жевательную резинку, приобретая в очередной раз оптовую партию данного товара, могут найти в этом же ящике плакат, на котором описаны достоинства данной резинки, пару стикеров, посвященных аналогичной теме, маленькую подставочку, на которой удобно хранить товар. В случае же покупки контейнера данной продукции продавца может ждать целая куча плакатов самых разных размеров, которые могут быть дополнены столиком и стульчиком, украшенным лейблом. Те же, кто покупает данный товар особо крупными партиями, может рассчитывать и на получение павильончиков из парусины, к которым будут прилагаться и обязательные вывески и щиты для плакатов.

В русском языке слово плакат (от немецкого «das Plakat») появилось в XIX веке. В Англии и Америке использовали слово poster, а во французском варианте это слово звучит как «affich» - афиша.

Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты (а вернее, их предтечи, поскольку эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.

Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и интересных торговых предложениях. В каком-то смысле, с тех пор мало что изменилось - до сих пор плакаты с успехом применяются, помимо прочего, и для этих целей.

Официальным днем рождения плаката считается 1482 г. Именно тогда английский книготорговец Батдольд, рекламируя новое издание «Геометрии Эвклида» впервые использовал для привлечения покупателей плакат. С этого времени начинается история возникновения плаката, но к сожалению, он не сохранился.

Современная жизнь плаката началась в XIX веке, именно тогда и появилось привычное для нас слово плакат - в переводе с немецкого "das Plakat". Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста "на ходу", лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама маскарадов, выставок.

Говоря о истории развития плаката, нельзя не упомянуть великого Анри де Тулуз-Лотрека. Афиши парижских кабаре, созданные им в 90-х годах XIX века, вознесли рекламное искусство плаката на недосягаемую высоту. Первый из них - плакат открывшегося в 1889 г. "Мулен Руж" со скандально известной танцовщицей Ла Гулю ("Ненасытная") - произвел фурор.

Долгое время многие рекламные художники использовали в качестве основы написания своих плакатов различные популярные на то время стили изобразительного искусства. Поэтому с течением времени рекламный плакат перешёл в раздел художественных произведений. На нём всё чаще старались изобразить мир в радужных красках, привлечь потенциального посетителя или покупателя.

История плаката неотъемлемо связана с процессами, происходившими в социальной среде.

Художники моментально реагировали на это, и выпускали в свет новые, шагающие в ногу со временем произведения.

Ближе к концу XIX века рекламный плакат, получил официальное признание культурного факта, а организатором и инициатором этого важного в истории плаката события стала Россия. В конце 1897 года в Санкт-Петербурге была открыта Всемирная выставка плакатов и афиш, на которую собралось множество талантливых рекламных художников. Они привезли с собой свои лучшие на тот момент произведения и представили их взгляду широкой публики. Выставка имела ошеломительный успех и завоевала всеобщее признание.

В современном понятии под словом плакат подразумевают графическое изображение, крупного формата нанесенное на бумагу или ее аналог. Современные плакаты - это продукт высоких технологий в сфере изобразительного искусства и печати.

В последнее время все чаще на обсуждениях и в печати поднимается разговор о специфике плакатного искусства. Этот действительно важный вопрос и по сей день остается неясным и своей нерешенностью мешает практической работе художников.

Плакат -- особая форма изобразительного искусства, отличная от станковой живописи и графики. В плакате самое важное--это заключенная в нем степень убедительности и умелая передача идеи.

Плакат с детских лет всюду сопутствует нам, начиная с почтовой марки на конверте до огромной рекламы на бигборде. Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Он прочно вошел в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны и всего мира, в наш быт и обычаи. Мы постоянно встречаем его на улицах, на заборах, на стенах учреждений или цехов, клубов, на фасадах кинотеатров, в витринах магазинов, на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог, и, наконец, зажигая газ или и закуривая, - держим и видим его в своих руках на спичечной коробке.

Словом, плакат знаком каждому из нас, но не все по-настоящему знают об особенностях, о специфике этого многообразного искусства.

Даже среди художников и искусствоведов до сих пор существует разноголосица в терминологии и классификации плаката в критериях, определяющих его качество и недостатки, в значении традиции и новаторства.

Всем известно, что плакаты бывают разные по величине. Но не только это отличает или роднит их между собой.

Название "плакат" происходит от позднелатинского "placatum" - объявление. Виды плакатов очень многообразны. Это наиболее массовый вид изобразительного искусства, выполняющий задачи наглядной агитации и пропаганды или служащий целям рекламы, инструктажа, информации и обучения.

Соответственно своему назначению плакаты (обычно представляющие собой изображение, сопровождающееся текстом) делятся на следующие:

политические -- агитационные, пропагандистские и лубки;

инструктивные -- по технике безопасности, сангигиене, агротехнике и т.д.;

информационные -- лотерейные, библиотечные и т. п.;

учебные -- пособия по различным областям знаний;

монографические,-- посвященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.

По технике воспроизведения плакаты бывают:

печатные, -- издающиеся массовым тиражом при помощи литографских или офсетных машин;

трафаретно-шелкографские,-- тиражируемые ручным способом при посредстве трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой (как очень прочной) сетке. Раньше этот способ использовался художниками-оформителями

рисованные от руки -- в одном или нескольких экземплярах, например: реклама фильмов на фасаде кинотеатров, торговая или другая реклама на многоэтажных зданиях, разные по содержанию плакаты на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог и т. д.;

световые -- статичные или динамичные, сочетающиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким использованием цветного неона и аргона (главным образом для городской рекламы) или обычных электрических ламп (при оформлении празднеств);

объемные -- сложные по конструкции сооружения, широко распространенные в зарубежной торговой рекламе.

Различны плакаты и по средствам исполнения оригинала художником. Эти средства бывают графическими или живописными,

В зависимости от них плакат делается плоскостным, объемно-пространственным или комбинированным, одноцветным или многоцветным.

Плакаты выполняются разными материалами: углем, сангиной, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом -- на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. д.; реже -- путем автолитографии, линогравюры или фотомонтажа.

В последнем случае имеется в виду творческое использование специальных фотоснимков, порой в сочетании с рисунком или цветными плоскостями, а не механическая склейка случайных фотографий.

Разнятся между собой плакаты по жанру.

Существуют плакаты призывные (героические) и сатирические, иногда сочетающие в себе ту и другую особенности, юмористические, декоративные и «чисто» шрифтовые.

И, наконец, самый важный признак различия в плакатах -- это степень их идейно-художественного качества. Об этом лучше всего можно судить по политическому плакату, так как это самый массовый вид изобразительного искусства, одна из самых действенных и доходчивых форм агитации, обращенной к широким массам зрителей.

Назначение плаката -- звать и убеждать. Он должен быть деловым, предельно ясным и доходчивым. А так как жизнь плаката проходит не в выставочных залах со специальным освещением, а в самых случайных местах -- и под дождем, и под солнцем, -- то плакат должен быть таким, чтобы при любых условиях делать свое дело. И содержание плаката, и его форма должны быть ударны. Таков идеал прекрасного в плакате. Такова его специфика. Мерило художественности в плакате другое, нежели в живописи или станковой графике.

Специфика заключается еще и в том, что большое содержание, большую идею надо высказать не на сотнях страниц романа, не в тысячах кадров кинофильма и не на любом размере холста многофигурной станковой композиции, а всего-навсего на одном стандартном листе бумаги. Вместе с тем при небольшом формате листа плакат обязан оперировать крупными изображениями, иначе он не будет достаточно заметен. Плакат, который демонстрируется в разных условиях, очень чувствителен и к формату и к размеру. И чем они больше и разнообразнее, тем лучше.

Работая над плакатом, художник обязан сделать его отточенным и острым и тем повысить уровень его воздействия на зрителя. Поэтому вопрос о сумме приемов, делающих плакат наиболее эффективным, не является излишним, а, наоборот, имеет практически важное значение.

Сейчас в плакатном искусстве прослеживается возросшее умение художников дать углубленную трактовку образа, видны определенные достижения в воплощении идеи.

Художник-плакатист порой встречается с такими темами, изобразить которые чрезвычайно трудно. Решая подобные темы, в ряде случаев надо прибегать к широкому использованию таких условных приемов, как сопоставление на одном листе разных сюжетов, разных пространств, разных масштабов; прибегать к локальной, обобщенной трактовке формы и цвета взамен неуместного в плакате пленера, «тонких» рефлексов и других художественных средств станкового произведения; применять символику; использовать натюрмортные и пейзажные решения. Расширение арсенала художественных средств -- одна из дорог к разнообразию, свежести и новизне решений, усилению активности плаката.

Иногда художники-плакатисты забывают о специфике и особенностях жанра, в котором они работают. Искусство плаката имеет свои законы, свое понимание красоты, чувство цвета, которые составляют его природу и отличают его от живописи. Плакатист должен использовать приемы, свойственные данному виду искусства. Естественно, что канонизированной суммы таких приемов не существует, есть лишь несколько обязательных требований, которые должны развиваться всякий раз в абсолютной зависимости от темы плаката, его идеи, целенаправленности, от индивидуальных творческих наклонностей. Плакат должен восприниматься издали, не дробиться, поэтому в нем применяется локальный цвет, форма моделируется крупными объемами и плоскостями.

Также большое значение в плакате имеют литературная формулировка и композиционное размещение текста. На деле смысловая и композиционная связь между текстом и изображением плаката зачастую оказывается очень слабой. Нередко это происходит потому, что окончательный текст устанавливается только после того, как плакат закончен художником. Из-за этого, как правило, текст пишется внизу плаката, что усиливает впечатление шаблона.

В идеале текст плаката должен быть слитным с изображением, должен органически включаться в изобразительную плоскость, то есть быть составной частью плаката не только в смысловом, но и в композиционном отношении. Не хорошо, когда текст многословен и плохо запоминается.

Лаконизм и выразительность текста плаката имеют огромное значение в достижении ударной силы плаката, страстности агитационного призыва, в том, что этот призыв, это краткое словесное определение идеи, органически связанное с изобразительным образом плаката, усиливало бы эмоциональное впечатление от него и, хочет того зритель или не хочет, укоренялось в его сознании, внушало ему определенную мысль, убеждение.

Между тем в выборе, текста мы часто допускаем перестраховку и в ущерб лаконизму «размазываем» его, стремясь предупредить мнимые недоумения, которые якобы могут возникнуть у зрителя.

Из-за недоверия к зрителю (а вдруг не поймет, вдруг истолкует не точно?) многие плакаты и поныне портятся многословными, неэнергичными, незапоминающимися подписями. Именно подписями, а не призывами. К тавтологии, к ненужному повторению в тексте того, что ясно из изображения, прибегают потому, что на формулировку призыва смотрят изолированно, как будто текст его будет жить самостоятельно, без изображения. А это вовсе не так.

Для плаката очень существенными признаками является лаконизм, краткость и четкость выражения. Лаконизм в плакате -- это отбор и обобщение как содержания, так и формы.

Существует суждение, что хорош тот плакат, который ясен и без подписи. Нет правил без исключения. Однако если быть принципиальным до конца, то это не совсем так.

Стремление молодых художников к поиску новых форм, методов и идей закономерно, так как рекламная деятельность, которой проникнута наша жизнь, требует от художников полнокровного, правдивого и в высшей степени эмоционального искусства.

Стремясь к обобщению и выразительности в плакате, художник проходит три стадии работы. Первая -- поиски композиции из элементов, выражающих идею плаката, его образ. Этой стадии присуще общее, схематическое или, как принято говорить, эскизное определение формы. На второй стадии идет изучение и разработка элементов, отобранных для плаката. На третьей -- такое обобщение формы, когда удаляется все лишнее и подчеркивается только существенное ради пластической выразительности формы, ради активности плакатного образа.

Коротко эти стадии можно определить тремя понятиями: схема, разработка, обобщение.

Ошибкой многих художников является то, что они начинают работу со схемы и ею же заканчивает. В результате они добиваются не обобщения, а обедненного упрощения формы. «Опущенные» детали в таких работах потому «не угадываются», что их не было. В глаза бросаются «непостроенность» и приблизительность формы. Эту приблизительность обычно пытаются оправдать плакатной условностью, ее спецификой.

То, что плакату действительно присуща условность, известно давно. Но этим никак нельзя оправдать приблизительность и схематизм. Художественность, а с нею и лаконизм в плакате -- плод большого творческого труда, при котором путь к простоте далеко не прост.

Схематизация плаката - это не примитивность, не упрощение, Это использование общих законов искусства, приспособленных для решения своей, специфической задачи. Художник-плакатист так же пишет пейзажи и так же рисует, как и любой другой художник, но, приступая к работе над плакатом, он отбрасывает многое, не свойственное этому виду искусства, и внимательно выбирает именно те средства, которые ему необходимы в работе, В этом и заключается профессиональность плакатиста, трудность и увлекательность его деятельности.

Плакат прежде всего должен быть произведением искусства -- броским, запоминающимся и обязательно образным. Хороший плакат всегда лаконичен. Если живописец предоставляет зрителю постепенно сделать нужный вывод, то плакат призывает к немедленному действию. Это то, о чем не должен забывать начинающий художник-плакатист. Чтобы лучше понять сказанное, можно вспомнить, как по-настоящему требовательный к себе художник Валентин Серов работал над иллюстрациями к басням И. А. Крылова. Добиваясь характерности, выразительности и лаконизма в своих работах, он без конца «калькировал» один вариант рисунка за другим, отсекая все лишнее и оставляя только существенное и необходимое, Это были иллюстрации. В плакате все иначе.

В плакате все должно быть собранным, концентрированным. Ведь только концентрированное, типичное производит большое впечатление.

В целях усиления активности плаката допустимы условные приемы: обобщение рисунка и цвета, опущение второстепенных деталей, совмещение разных масштабов и т. д.

Символичность образов является основным художественным свойством плаката. Это искусство обобщающего, органически вырастающего из жизни символа. Ведь лучшие плакаты, созданные на всем протяжении этого искусства, были всегда символичны.

Символика лучших плакатов всегда основывается на непосредственных жизненных впечатлениях. Всегда хорошо смотрятся и «работают» плакаты, в которых остроумно найдено узловое действие или деталь.

Известно много примеров, когда интересно, изобретательно освещенная подробность заставляет задуматься над сложными проблемами жизни, и мы знаем множество примеров того, когда безупречно в стилистическом отношении выполненная работа, но без яркого узла выдумки, оставляет нас равнодушными. Основное в плакате,-- находчивость сюжета, остроумие в раскрытии темы.

Основа специфики плаката та, что плакат -- это агитация средствами изобразительного искусства. В этой короткой формуле обе ее части одинаково важны -- если будет агитация, но выраженная антихудожественно, то не будет искусства, если же будет только художественность, то не будет агитации, Здесь нужен естественный синтез, и очень важен такт.

Важнейшей чертой плаката является сочетание в нем изобразительных и текстовых моментов. Текст должен органически входить в плакат, быть связанным с ним и цветом и композицией.

Текст должен быть красноречивым. Трудно, например, представить себе хорошего оратора, произносящего речь в одном тоне, без оттенков. Опытный оратор обогащает свою речь интонациями, «нажимая» на ударные слова и фразы, приглушая образы, подготавливающие и связывающие главные мысли. Надпись в плакате должна «говорить» со зрителем, поэтому художник не только вправе, но и обязан разнообразить ее формы.

В последнее время художественный уровень плакатов в рисунке, композиции и цвете намного повысился, приобрел свой стиль. Выпускаемые плакаты стали разнообразны по форме, смелее в решениях. Именно поэтому особенно нетерпимы некоторые недостатки в развитии этого важного участка изобразительного искусства. Многие художники и дизайнеры начали объединяться в группы.

Очень известна на сегодняшний день Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» - общественное объединение дизайнеров, арт-менеджеров, заинтересованных в решении экологических проблем средствами искусства. Эта Ассоциация создана на добровольной основе с целью поддержки и развития творческих инициатив в области экологии, дизайна и культуры.

Ассоциация «4-Блок» названа так в память о взрыве ядерного реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года. Основными направлениями ее деятельности являются: проведение Международной триеннале плаката экологического направления «4-й Блок» (триеннале проводится с 1991 г. один раз в три года); пополнение коллекции современного экологического плаката, графики и дизайнерских проектов, связанных с экологией; создание Дизайн-Центра для демонстрации и пропаганды экологических идей средствами графического дизайна и искусства. Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» является единственным от Украины членом Международного координационного совета Ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA.

Таким образом, современный тип печатного плаката зародился в XIX в. в Европе, в условиях быстрого развития экономики, расцвета шрифтового творчества и усовершенствования цветной литографии. Тогда же возник принцип уникального, субъективного подхода художника к созданию плаката - плакат стал действительно художественным, авторским. Возникнув в отношении к иллюстративной рекламе, этот принцип в дальнейшем стал применяться и в работе над шрифтовым плакатом.

Активнейшее развитие различных художественных течений в Украине и Европе в XX в. окончательно сформировало облик современного шрифтового художественного плаката: асимметричная композиция текста и функционализм (минимум и важность информации, ясность структуры, выражение сути текстового сообщения художественными средствами шрифта). Плакаты такого типа продолжают создаваться и сегодня, являясь почти универсальным решением в работе над шрифтовыми плакатами рекламного назначения. Помимо таких, функциональных, сегодня существует большое количество сложных и художественно или информационно насыщенных шрифтовых плакатов. Их наличие связано с возникшим в конце XX в. постмодернистическим направлением в искусстве, особенно активно развившимся после начала использования компьютера в дизайне в 1990-х гг.

На сегодняшний день можно выделить два основных художественных типа плаката: минималистично-функциональный и сложно-экспрессивный. Первый тип обязан своим появлением традиции стандартизированного текстового блока, а также функциональной типографике XX в. Второй тип вобрал в себя национальные особенности шрифтовых культур разных народов, традиции каллиграфии, принцип живой асимметрии и выражает собой не только суть представляемого зрителю сообщения, но и творческое лицо автора плаката. Следует также отметить, что минималистично-функциональный тип шрифтового художественного плаката является международным, носит черты наднационального современного дизайна, а сложно-экспрессивный тип - наоборот -- представляет собой современную интерпретацию национальных традиций и художественных особенностей конкретного народа.

Оба направления в настоящее время продолжают активно развиваться, возникают многочисленные произведения смежного типа. Многие факторы, в том числе непрекращающееся развитие компьютерных и полиграфических технологий, дают основания полагать, что настоящее столетие будет временем ещё более активных изменений в сфере художественного плаката.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний