По каким признакам эти группы различаются. Понятие и виды социальных групп

Главная / Без вложений

Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности и традиции. Скрепляющим фактором для социальной группы является социальный интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Принадлежность к группе предполагает, что человек обладает некоторыми характеристиками, которые в данной группе являются ценными и значимыми. С этой точки зрения выделяют ядро группы – тех ее членов, которые обладают данными характеристиками в большей степени. Остальные члены группы формируют ее периферию.

Характерными признаками социальной группы являются:

Определенный способ взаимодействия между ее членами, обусловленный их общими интересами и делом;

Осознание членства или чувство принадлежности к данной группе, которое проявляется в защите интересов группы в целом;

Осознание единства или восприятие всех членов группы как единого целого не только ими самими, но и окружающими их людьми.

Группы различаются по разнообразным признакам. По характеру социальных отношений группы делятся на реальные и условные. Реальная группа – совокупность людей, объединенных реальными социальными отношениями или видами деятельности (армейский взвод, футбольная команда). Наряду с ними существуют квазигруппы, характеризующиеся случайностью и стихийностью их образования, кратковременностью их существования и неустойчивостью (толпа). Условная группа – совокупность людей, объединенных по определенным признакам и являющихся объектом изучения социологии. Здесь индивиды не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом. Они условно объединяются в целях научного анализа – демографического, статистического.

По размерам социальные группы могут быть большими или малыми. Малая группа – относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами и ценностями. Большая группа – реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в общественную деятельность и систему соответствующих отношений и взаимодействий. Эти группы количественно не ограничены и способны расширяться.

В обществе люди взаимодействуют с разными группами, но не со всеми они отождествляют себя. В этой связи выделяются такие виды групп, как ингруппа и аутгруппа. Ингруппа – такая социальная общность, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими так, что он расценивает других членов группы как единое целое. Аутгруппа – социальная группа, взаимодействие с которой не ведет индивида к отождествлению себя с другими ее членами. Множество ин– и аутгрупповых связей может перекрещиваться создавая сложные взаимосвязи.

Человек участвует в общественной жизни не как изолированный индивид, а как член социальных общностей — семьи, дружеской компании, трудового коллектива, нации, класса и т.д. Его деятельность во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Соответственно в социологии общество выступает не только как абстракция, но и как совокупность конкретных социальных групп, находящихся в определенной зависимости друг от друга.

Строение всей общественной системы, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и социальных общностей, а также социальных институтов и отношений между ними есть социальная структура общества.

В социологии проблема разделения общества на группы (включая нации, классы), их взаимодействия является одной из кардинальных и характерна для всех уровней теории.

Понятие социальной группы

Группа является одним из главных элементов социальной структуры общества и представляет собой совокупность людей, объединенных любым существенным признаком — общей деятельностью, общими экономическими, демографическими, этнографическими, психологическими характеристиками. Это понятие употребляется в правоведении, экономике, истории, этнографии, демографии, психологии. В социологии обычно используется понятие «социальная группа».

Не всякое сообщество людей называют социальной группой. Если люди просто находятся в определенном месте (в автобусе, на стадионе), то такое временное сообщество можно назвать «агрегация». Социальная общность, которая объединяет людей только по одному или нескольким схожим признакам, также не называется группой; здесь употребляется термин «категория». Например, социолог может отнести учащихся от 14 до 18 лет к категории молодежи; пожилых людей, которым государство платит пособие, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, — к категории пенсионеров и т.д.

Социальная группа - это объективно существующая устойчивая общность, совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе нескольких признаков, в частности разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Понятие группы как самостоятельное наряду с понятиями личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. В Новое время Т. Гоббс первым определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом».

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

Понятие, формирование и типы социальных групп

Важнейшими элементами социальной структуры общества являются социальные группы и . Будучи формами социального взаимодействия, они представляют собой такие объединения людей, совместные, солидарные действия которых направлены на удовлетворение их потребностей.

В существует множество определений понятия «социальная группа». Так, по мнению одних российских социологов, социальная группа — это совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Он выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

  • устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;
  • относительно высокой степенью единства и сплоченности;
  • четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;
  • возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.

Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает необходимость в их классификации по определенным критериям.

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные (Приложение, схема 9).

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

2. В зависимости от способа организации и регулирования взаимодействия — формальные и неформальные.

Формальная группа — это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).

Неформальная группа возникает стихийно, на основе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами м о гут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.

3. В зависимости от принадлежности к ним индивидов - ингруппы и аутгруппы.

Ингруппа — это группа, к которой индивид чувствует непосредственную принадлежность и идентифицирует ее как «моя», «наша» (например, «моя семья», «мой класс», «моя компания» и т.д.).

Аутгруппа - это группа, к которой данный индивид не принадлежит и поэтому оценивает ее как «чужую», не свою (другие семьи, другая религиозная группа, другой этнос и т.д.). У каждого индивида ингруппы существует собственная шкала оценки аутгрупп: от индифферентной до агрессивно-враждебной. Поэтому социологи предлагают измерять степень принятия или закрытости по отношению к другим группам по так называемой «шкале социальной дистанции» Богардуса.

Референтная группа - это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей, норм и оценок которой служит для индивида эталоном. Термин впервые был предложен американским социальным психологом Хайменом. Референтная группа в системе отношений «личность — общество» выполняет две важные функции: нормативную , являясь для индивида источником норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации; сравнительную, выступая для индивида эталоном, позволяет ему определить свое место в социальной структуре общества, оценивать себя и других.

4. В зависимости от количественного состава и формы осуществления связей — малые и большие.

— это непосредственно контактирующая немногочисленная группа людей, объединенная для осуществления совместной деятельности.

Малая группа может принимать множество форм, но исходными являются «диада» и «триада», их называют простейшими молекулами малой группы. Диада состоит из двух человек и считается крайне непрочным объединением, в триаде активно взаимодействуют три человека, она более стабильна.

Характерными чертами малой группы являются:

  • малочисленный и стабильный состав (как правило, от 2 до 30 человек);
  • пространственная близость членов группы;
  • устойчивость и длительность существования:
  • высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и образцов поведения;
  • интенсивность межличностных отношений;
  • развитое чувство принадлежности к группе;
  • неформальный контроль и информационная насыщенность в группе.

Большая группа — это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействие в которой носит главным образом опосредованный характер (трудовые коллективы, предприятия и т.д.). Сюда же относятся многочисленные совокупности людей, имеющие общие интересы и занимающие одинаковое положение в социальной структуре общества. Например, социально-классовые, профессиональные, политические и другие организации.

Коллектив (лат. collectivus) — это социальная группа, в которой все жизненно важные связи между людьми опосредованы через общественно важные цели.

Характерные черты коллектива:

  • сочетание интересов индивида и общества;
  • общность целей и принципов, которые выступают для членов коллектива как ценностные ориентации и нормы деятельности. Коллектив выполняет следующие функции:
  • предметную - решение той задачи, ради которой он создается;
  • социально-воспитательную - сочетание интересов индивида и общества.

5. В зависимости от социально значимых признаков — реальные и номинальные.

Реальные группы — это группы, выделяемые по социально значимым критериям:

  • пол - мужчины и женщины;
  • возраст - дети, молодежь, взрослые, пожилые;
  • доход - богатые, бедные, зажиточные;
  • национальность - русские, французы, американцы;
  • семейное положение - женатые, холостые, разведенные;
  • профессия (род занятий) - врачи, экономисты, управленцы;
  • место жительства - горожане, сельские жители.

Номинальные (условные) группы, иногда их называют социальными категориями, — выделяют с целью проведения социологического исследования или статистического учета населения (например, чтобы узнать число пассажиров-льготников, матерей-одиночек, студентов, получающих именные стипендии и т.д.).

Наряду с социальными группами в социологии выделяют понятие «квазигруппа».

Квазигруппа — это неформальная, спонтанная, неустойчивая социальная общность, не имеющая определенной структуры и системы ценностей, взаимодействие людей в которой носит, как правило, сторонний и кратковременный характер.

Основными видами квазигрупп являются:

Аудитория — это социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором и получающая от него информацию. Неоднородность данного социального образования, обусловленная различием личностных качеств, а также культурных ценностей и норм входящих в него людей, определяет и разную степень восприятия и оценки получаемой информации.

— временное, относительно неорганизованное, бесструктурное скопление людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов, но при этом лишенных ясно осознаваемой цели и связанных между собой сходством эмоционального состояния. Выделяют общие характеристики толпы:

  • внушаемость - люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами;
  • анонимность - индивид, находясь в толпе, как бы сливается с ней, становится неузнаваемым, считая, что его сложно «вычислить»;
  • спонтанность (заражаемость) - люди в толпе подвержены быстрой передаче и смене эмоционального состояния;
  • бессознательность - индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, поэтому его действия «пропитываются» коллективными бессознательными инстинктами и становятся непредсказуемыми.

В зависимости от способа формирования толпы и поведения людей в ней различают следующие ее разновидности:

  • случайная толпа - неопределенная совокупность индивидов, образовавшаяся спонтанно без наличия какой-либо цели (понаблюдать за внезапно появившейся знаменитостью или дорожным происшествием);
  • конвенциональная толпа - относительно структурированное собрание людей, находящееся под воздействием запланированных заранее определенных норм (зрители в театре, болельщики на стадионе и т.д.);
  • экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, образующаяся для личного удовольствия ее членов, которая сама по себе уже является целью и результатом (дискотеки, рок-фестивали и т.д.);
  • действующая (активная) толпа - производящая какие-то действия группа, которая может выступать в виде: сборища - эмоционально возбужденной толпы, тяготеющей к насильственным действиям, и восставшей толпы - группы, характеризующейся особой агрессивностью и деструктивными действиями.

В истории развития социологической науки сложились различные теории, объясняющие механизмы образования толпы (Г. Лебон, Р. Тернер и др.). Но при всей несхожести точек зрения ясно одно: для управления повелением толпы важно: 1) выявить источники возникновения норм; 2) определить их носителей путем структурирования толпы; 3) целенаправленно воздействовать на их создателей, предлагая толпе значимые цели и алгоритмы дальнейших действий.

Среди квазигрупп наиболее близкими к социальным группам являются социальные круги.

Социальные круги — это социальные общности, которые создаются с целью обмена информацией между их членами.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет следующие разновидности социальных кругов: контактные - общности, постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий (интерес к спортивным соревнованиям, видам спорта и т.д.); профессиональные - собирающиеся для обмена информацией исключительно но профессиональному признаку; статусные - образующиеся по поводу обмена информацией между людьми с одинаковым социальным статусом (аристократические круги, женские или мужские круги и т.д.); дружеские - основанные на совместном проведении каких-либо мероприятий (компании, группы друзей).

В заключение отметим, что квазигруппы представляют собой некоторые переходные образования, которые с приобретением ими таких признаков, как организованность, устойчивость и структурированность, превращаются в социальную группу.

  • Чем похожи те группы, в которые ты входишь? По каким признакам эти группы различаются? Как ты себя в этих группах чувствуешь?
  • Каждый ученик обязан вести себя достойным образом, знать и придерживаться всех норм этики и морали. Каждый ученик проявляет уважение к старшим, оказывает помощь младшим, если она им необходима, бережно относится не только к своим, но и к чужим вещам, выполняет все просьбы и требования работников школьного заведения. Учащиеся не применяют физическую силу и грубые выражения, не вступают в конфликтные ситуации. Все ученики уступают дорогу взрослым, мальчики – девочкам, старшие – младшим. Запрещено покидать территорию школы во время уроков без ведома учителей или школьного руководства. Запрещено употребление или ношение с собой наркотических средств, алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих средств. Соблюдением всех этих норм и правил объединяются все школьные группы
  • Каждый ученик обязан вести себя достойным образом, знать и придерживаться всех норм этики и морали. Каждый ученик проявляет уважение к старшим, оказывает помощь младшим, если она им необходима, бережно относится не только к своим, но и к чужим вещам, выполняет все просьбы и требования работников школьного заведения. Учащиеся не применяют физическую силу и грубые выражения, не вступают в конфликтные ситуации. Все ученики уступают дорогу взрослым, мальчики – девочкам, старшие – младшим. Запрещено покидать территорию школы во время уроков без ведома учителей или школьного руководства. Запрещено употребление или ношение с собой наркотических средств, алкогольных напитков, сигарет, одурманивающих средств. Соблюдением всех этих норм и правил объединяются все школьные группы
  • В любой группе в которой мы состоим есть знакомые, приятели, товарищи, друзья.
    Рассмотрим пример групп семья и учебная группа. Учебная группа может дать нам новые знания, также как и семья может дать новые знания о жизни. Любой группе мы что-то даём, как и она нам.
    Но и есть в группах отличия: Наверное никто не сможет перепутать семью с учебной группой. В семье нас окружают родственники, а в учебной группе мало знакомые люди и т. д.
    В группах можно чувствовать себя по разному. В семье ты будешь понимать, что ты кому то нужен, а в учебной группе так не будет.
  • © 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний