Участие коллег в общей работе. Формы и методы сплочения коллектива организации

Главная / Интернет

Дружный, сплоченный коллектив, готовый сделать все возможное для достижения поставленных целей, является мечтой любого руководителя. При этом каждый топ-менеджер желает видеть у себя на предприятии настоящую команду. В широком смысле это понятие означает трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, каждый член которого обладает приверженностью общим целям, а также ценностям организации. Команда - это не что иное, как группа единомышленников, идущих к своей цели под руководством лидера. Им и является высшее должностное лицо данной организации.

Но как создать такую команду?

Сформировать подобный коллектив помогает тимбилдинг. С английского языка данный термин переводится как «создание, построение команды». Другими словами, командообразование. Так что такое тимбилдинг, и какие он применяет методики?

На заре истории

Еще в самом начале развития человеческого общества люди, утрачивая свою агрессивность и социализируясь, начали обретать возможность сотрудничества и взаимовыручки. Появившаяся групповая территориальность способствовала консолидации всех членов племени. Это дало возможность ведения коллективной трудовой деятельности на охоте и в быту. Если рассматривать современное понятие, то можно сказать следующее: то, что мы называем сегодня тимбилдингом, возникло еще в далекие времена. Подобное явление стало вынужденной мерой, призванной повысить эффективность коллективных действий определенной группы людей, во главе которых всегда находился лидер (вождь, вожак) или группа лидеров.

В античные времена важность поддержания на должном уровне командного духа стала одной из основных целей полководцев. Для того чтобы добиться сплоченности армии, среди ее солдат проводились соревнования на изобретательность, выносливость и силу.

Проходили столетия, одно поколение приходило на смену другому. Но эта идея не была заброшена. Ее начали внедрять в жизнь руководители крупных компаний. Именно они первыми задумались об использовании методики, которая была призвана повысить эффективность группового труда. Особенно актуальная эта проблема стояла в годы промышленной революции. Тем не менее научные разработки в данной области в то время так и не были созданы.

Внедрение игровых методик

Активное проведение командообразующих мероприятий началось в 40-х годах прошлого века в США, Франции и Великобритании. Для этого использовались групповые и спортивные игры. Целью подобных мероприятий являлось сплочение недостаточно хорошо знакомых между собой людей, которым впоследствии предстояло выполнение общей задачи. В результате применения таких игр стала очевидна их результативность. В те годы проведение командообразующих мероприятий активно использовалось во время тренировок военнослужащих.

Развитие концепции

В литературе по ведению бизнеса найти точную дату, когда впервые упоминается термин «командообразование», просто невозможно. Но родоначальником этой концепции считается американский социолог и психолог, профессор Эптон Мэйо. Этот ученый в свое время занимался исследованием влияния разнообразных факторов на рост производительности труда. Его исследования проводились на одном из чикагских промышленных предприятий. Мэйо сумел доказать особую роль группового и человеческого фактора. По утверждению ученого:

  • на производительность оказывают непосредственное влияние взаимоотношения, складывающиеся между подчиненными и руководителем;
  • увеличение объемов выпуска продукции зависит от рабочих норм;
  • людям очень важна поддержка и забота, они стимулируют больше, чем улучшение условий труда;
  • рабочее место обладает своей культурой.

Все эти выводы, сделанные в ходе эксперимента, и явились первым импульсом, позволившим зародиться концепции тимбилдинга.

Современная теория менеджмента

Командообразующее мероприятие - что это? Теория менеджмента рассматривает тимбилдинг с различных точек зрения. С одной стороны считается, что командообразующее мероприятие - это процесс, позволяющий сплотить коллектив. При этом он основывается на таких научных направлениях, как организационное развитие и динамика, психология группы и групповая динамика. Развитием данной концепции занимаются многие видные деятели психологии и менеджмента.

С другой стороны, командообразующие мероприятия рассматриваются как альтернативное направление в развитии и обучении. Подтверждением тому становится коренное отличие этого процесса от классических форм получения умений и знаний. Ведь часто проводят командообразующие мероприятия на природе. При этом их участники обучаются благодаря имеющемуся у них опыту и активному взаимодействию.

Необходимость тимбилдинга

Нужны ли коллективу вашей организации командообразующие мероприятия? Без всякого сомнения. Дело в том, что на сегодняшний день наблюдается постоянный рост конкуренции на экономических рынках. Именно поэтому компаниям, работающим в современных условиях, приходится прилагать огромные усилия в поисках нестандартных решений, которые бы позволили ей стать лидером в своей сфере, а после этого удерживаться на самых высоких позициях.

Не менее острая конкурентная борьба наблюдается и среди специалистов. Для подъема по служебной лестнице и получения достойной зарплаты сотруднику приходится постоянно доказывать своему руководителю, что в своем деле он самый лучший. Подобная тенденция нередко сказывается на взаимоотношениях между членами коллектива. Но ведь руководителю нужна слаженная Только в таком случае можно будет повысить рейтинг компании на рынке. Именно поэтому и необходимо налаживать продуктивную коммуникацию сотрудников. В этом руководителю помогут командообразующие мероприятия для коллектива. Они представляют собой самые совместно проведенные вечера, выезды на природу и соревнования, способствующие формированию общей корпоративной философии и сплочению сотрудников.

Профессиональная помощь

Каким образом можно организовать командообразующие мероприятия? В этом руководителю компании способны помочь профессионалы. Например, совсем не сложно заказать командообразующее мероприятие в Москве на 250 человек и более. Для этого специализированные организации предлагают свои площадки для активного отдыха, а также для проведения банкетов и фуршетов.

Проводятся командообразующие мероприятия каждый день. Руководителю предприятия необходимо только выбрать любой из них. Понадобится также согласовать сценарий командообразующего мероприятия. Он может быть самой разной направленности.

Например, некоторые компании выбирают туристические походы, при проведении которых специалисты используют элементы тимбилдинга. В самой интересной и оригинальной форме такой активный отдых будет способствовать:

  • формированию мотивации, направленной на совместное достижение результата;
  • созданию высокого эмоционального фона и благоприятных условий для физической разрядки сотрудников;
  • предоставлению возможности реализации имеющегося у специалистов потенциала в нестандартной обстановке;
  • созданию условий для сплочения людей и принятия коллективного решения при постановке задач.

Весьма популярным на сегодняшний день является сценарий под названием «Цепная реакция». Это уникальная недавно разработанная программа тимбилдинга. Ее реализация предполагает раскрепощение сотрудников, развитие их творческого потенциала и неформальных отношений, а также повышение эффективности групповой работы и способности к достижению общего результата.

Проведение подобных командообразующих мероприятий позволяет людям получить положительные эмоции, отвлекает их от ежедневной рутины. Но помимо выстраивания отношений в коллективе подобный отдых является яркой демонстрацией заботы и внимания начальства, проявляемых к своим сотрудникам. Весьма полезным является командообразующее мероприятие для руководителей компании. Директору и начальникам отделов предоставляется возможность лучше узнать своих работников, открыв для себя их возможности, позволяющие принимать решения в самых сложных ситуациях.

Сколько стоит организация командообразующих мероприятий? Конкретная сумма будет находиться в зависимости от численности коллектива, места проведения, а также необходимости использования специального оборудования и т.д. Исходя из существующей практики, эта стоимость, как правило, оказывается меньшей, чем та, в которую выливается организация обычных вечеринок. Однако производимый от мероприятий тимбилдинга эффект оказывается намного сильнее.

Позитивные результаты для компании

Качественная организация тимбилдинга позволяет выработать у сотрудников корпоративную культуру, сформировать в коллективе единый дух и ориентировать на совместную деятельность. Помимо этого, целью командообразующих мероприятий является:

  • снятие стресса у сотрудников;
  • увеличение уровня доверия в коллективе;
  • психологическое расслабление людей;
  • мягкая адаптация в коллективе новых специалистов;
  • быстрое пресечение неблагоприятных моментов, которые имеют место в общении между людьми.

В чем же заключается польза корпоративного тимбилдинга? На сегодняшний день такое совместное проведение времени становится прекрасным вариантом, направленным на стимулирование сотрудников. При регулярном графике командообразующих мероприятий они обладают большим эффектом, чем премии и бонусы для работников. К тому же качественная организация тимбилдинга позволяет укрепить имидж компании на рынке и привлечь в ее ряды специалистов, обладающих самой высокой квалификацией.

Позитивные результаты для работников

Организация тимбилдинга помогает каждому из сотрудников лучше узнать коллег по работе и сблизиться с ними, раскрыв при этом свои самые лучшие качества. В ходе подобных мероприятий каждый человек получает уверенность в том, что он имеет значимость для компании.

При организации тимбилдинга могут быть использованы различные варианты. Рассмотрим их подробнее.

Однодневные программы

Ознакомимся с примерами командообразующих мероприятий. Как один из вариантов организации тимбилдинга - игра, которая проводится на тематической площадке и связана с увлекательными приключениями. Сюда же могут входить и спортивные задания. Это, например, командообразующее мероприятие «Веревочный курс», а также «Лазертаг» и т.д., проводимые на природе. Сотрудники компании выезжают в живописное место и находятся на свежем воздухе. Это способствует их психологическому и физическому оздоровлению.

Помимо этого, все члены коллектива получают навыки совместного принятия решений, и брать на себя ответственность за все действия партнеров.

Выезд на выходные

Такие мероприятия являются интересным и веселым времяпровождением. Они сближают даже тех людей, которые мало знакомы друг с другом. Выезд с коллективом на выходные позволяет замечательно сплотить команду. В этом случае создаются исключительные условия для преодоления стоящих на пути трудностей.

Проведение подобных командообразующих мероприятий, как правило, организуется на лесных полянах, живописных берегах, в санаториях и т.д. При наличии необходимых средств руководство может организовать тимбилдинг за границей, включив обучающие и познавательные мероприятия в виде тренингов, мастер-классов, посещений выставок и т.д.

Выходные, проходящие под лозунгом командообразования, остаются в памяти как динамичные и увлекательные.

Офисный тимбилдинг

Командообразующие мероприятия в этом случае организуются непосредственно на рабочих местах. Такой вид тимбилдинга для руководства является самым экономичным. Тем не менее при небольших затратах возможно получение самого высокого результата.

Кроме экономии средств офисный вариант выгоден из-за скорости подготовки. Это дает возможность уплотнить график командообразующих мероприятий. Проводить их можно будет даже в рабочие дни. Подобный ход позволит обеспечить присутствие 100 % сотрудников. Примеров командообразующих мероприятий для коллектива, проводимых в офисе, довольно много. Это могут быть различные сценарии, в числе которых развлекательные и деловые, интеллектуальные и т.д.

Игры и задачи, используемые для организации подобного мероприятия в офисе, подбираются в зависимости от размера помещений, количества сотрудников, а также от целей, которые ставит перед собой руководитель.

Идеи тимбилдинга

Как провести командообразующее мероприятие на самом высоком уровне? Для этого понадобится со всей ответственностью подойти к его подготовке. Например, чтобы наладить отношения между сотрудниками, лучше всего, если будет использован «Веревочный курс».

Еще до проведения мероприятия понадобится сформировать команду, не учитывая при этом личные симпатии работников. Одновременно с этим выбирается капитан команды, придумывается ее девиз и название. Порой участников заранее знакомят с правилами игры. Все задания должны быть подобраны таким образом, чтобы они максимально соответствовали особенностям коллектива.

Активный тимбилдинг

Подобные программы позволят повысить доверие между сотрудниками. Примеров командообразующих мероприятий для коллектива, проводимых в активной форме, достаточно много. Так, может быть проведена игра в строителей. Она способствует повышению концентрации внимания и научит собранности.

По сценарию игры, участникам предлагается выполнение задания, за что они должны получить виртуальные деньги. Далее за полученные баллы члены команды имеют право «купить» все необходимые материалы. При этом чем лучше игроки будут справляться со своими заданиями, тем большим будет список приобретенного ими. Во время проведения мероприятия в задачу ведущего входит правильное перераспределение ролей в команде. Это и сориентирует людей на достижение общих целей.

Фотоохота

Это одна из самых замечательных идей для организации тимбилдинга. При проведении такого мероприятия у его участников развивается фантазия, раскрываются скрытые таланты. При этом создаются все необходимые условия, позволяющие сплотить коллектив.

Организовать фотоохоту довольно просто. Ведущему понадобится просто задать тему, которой должны быть посвящены фотоснимки, а также время на их выполнение. За самые яркие работы участникам выдаются ценные призы. Задание при этом должно быть выдано конкретное. Это может быть, например, подборка снимков случайных прохожих для социальной рекламы, коллажа и т.д. В выполнении заданий фотоохоты должен учитываться не профессионализм, а творческие способности и креативность участников.

Проведение такого мероприятия не потребует больших финансовых затрат. Однако оно позволит получить прекрасные результаты в достижении цели командообразования.

Квесты и приключения

Это один из наиболее интересных вариантов для проведения командообразующих мероприятий. Сценарий в этом случае может быть самым разным. Нередко в качестве основы используется принцип всем известной игры «Форт Боярд». Участники такого квеста должны справляться с различными заданиями, успешное выполнение которых возможно лишь при эффективных действиях каждого из членов команды.

Самым лучшим временем для проведения такого мероприятия является теплый сезон. Это позволит сотрудникам отвлечься от офисной суеты, побывать на природе. Квест, проводимый на свежем воздухе, непременно сблизит людей.

Творческие мастер-классы

Такие мероприятия рекомендуется проводить для раскрытия креативного потенциала сотрудников. При этом могут быть задействованы самые различные направления. Среди них кулинария и живопись, гончарное искусство и проч. При выборе того или иного варианта следует учитывать особенности коллектива.

Для подобных мероприятий понадобится привлечь специалиста. С его помощью можно будет познать азы мастерства в выбранной области творчества.

Команда в этом случае должна быть настроена на дружеский лад. Очень важно, чтобы моменты соперничества между участниками были полностью исключены.

«Веревочный курс»

Подобный тренинг является эффективной технологией, позволяющей сформировать команду и развить лидерство. Задания «Веревочного курса» предусматривают преодоление физических, эмоциональных и интеллектуальных препятствий, что позволяет улучшить навыки работы в коллективе и отношения внутри его. Программа предусматривает прохождение командных диагностических упражнений, а также выполнение заданий, в которых необходим личностный порыв.

Сильной стороной «Веревочного курса» является вовлечение всех участников группы в работу без какого-либо предварительного обучения. В этом случае сотрудников компании привозят на площадку тренинга, которой, как правило, является лес. В течение целого дня их здесь ждут разнообразные приключения, которые и являются обучением.

Характер поставленных задач необычен для участников. Именно это и лишает их возможности услышать подсказку со стороны своих более опытных сослуживцев. Большинство испытаний не имеет ни одного верного способа выполнения. Порой число правильных вариантов доходит до десятка и более. Именно поэтому способ, позволяющий решить задачу, должен быть выбран всей группой.

Перед каждым упражнением участниками вырабатывается стратегия и тактика выполнения задания, а между членами команды заранее распределяются все роли с назначением ответственных. При необходимости группа делает пробные попытки, оттачивая или дополняя заранее составленный план. Только после этого команда получает возможность без ошибок выполнить стоящую перед ней задачу. В связи с имеющимися четкими критериями выполнения или невыполнения упражнений группе предоставляется возможность увидеть степень своей эффективности. Это позволяет сформировать ответственность - персональную и коллективную.

Обязательным условием при прохождении «Веревочного курса» является участие в нем всех членов команды. Это может быть любой доступный способ, а именно эмоциональная поддержка, совет или подставленная коленка. В этом случае тот участник, который по имеющимся у него объективным ограничениям физически не способен выполнять упражнения, порой становится главным стратегом.

Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи .

Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)

Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

Задачами организатора и ведущего являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.

План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

Пример №1

Цель: Снятие напряжения

Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

Правила:
если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
разговаривать запрещено;
допустимо использование мимики, жестов.
задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

Пример №2

Цель: Установление контакта

Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

Пример №3

Цель: Построение коллектива

Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).

Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.

Пример №4

Цель: Построение коммуникации в группе

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

Пример:

В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.

Пример №5

Цель: Повышение доверия

Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
члены команды должны удержать падающего человека;
при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
«принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

Пример №6

Цель: Близкое знакомство

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам:
по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
по месяцу рождения;
по возрасту.

Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

Пример №7

Цель: Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Пример №8

Цель: Творческий подход

Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты - ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.

Предполагаемый результат тренингов

Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

В результате ожидается:
— оптимизация отношений внутри коллектива;
— развитие умения действовать сообща;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
— продуктивный рабочий процесс.

Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).

Заказать бесплатную консультацию по организации и проведению тренингов по тимбилдингу, коммуникациям, менеджменту, продажам для персонала

Внеклассное мероприятие на сплочение коллектива

Классный час

«Мы вместе, и это здорово!»

Цель: достижение внутригруппового сплочения

Задачи:

Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; развивать умение оказывать

и принимать поддержку окружающих;

Осмыслить себя как члена группы

Вовлечь родителей в активную деятельность совместно с детьми

Участники: ученики 7 «В» класса

Ход классного часа:

1.Тренинг «Круг с закрытыми глазами»
Цели и возможности применения: дать возможность осознать, что для выполнения общей цели требуется сплочение всего коллектива, определить средства, помогающие в этом; развивать умение прогнозировать ситуацию и взаимодействовать друг с другом
Время: 1-3 минуты Процедура: участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде классного руководителя все закрывают глаза и, не произнося ни слова, пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут по команде классного руководителя все замирают и открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.
Обсуждение и выводы: теперь все обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе. Учащиеся должны придти к выводу о том, что они в своей группе сейчас как слепые котята и ничего добить пока не могут. Для успешного достижения цели (получения профессии и сплочения группы) им необходимо узнать друг друга и научиться взаимодействовать.

2.Тренинг «Я и мои соседи»
Цели и возможности применения: знакомство учащихся
Время: 5 минут
Процедура: участники стоят в кругу, взявшись за руки (классный руководитель и мастер с ними в кругу). Начиная с классного руководителя каждый называет свои фамилию и имя и что-то о себе (например: «Меня зовут …….. Я хочу с вами подружиться»). После этого следующий учащийся (по часовой стрелке) тоже называет себя и повторяет то, что сказал классный руководитель. Третий учащийся называет себя, и предыдущего представившегося. Когда весь круг назовет себя и соседа, классный руководитель просит случайно выбранного учащегося назвать того, кто стоит напротив него в кругу. Так до тех пор пока кто-то не вспомнит имени противостоящего учащегося.
Обсуждение и выводы: затруднение в назывании друг друга возникло из-за избытка информации (много учащихся и информации о них, а так же из за того, что каждый во время тренинга больше думал, что сказать о себе и старался запомнить соседа, пропуская при этом информацию о других. Чтобы взаимодействие было успешным надо научиться слышать друг друга и учиться усваивать много информации сразу, что и ждет учащихся в училище. Но важно помнить, что многую информацию можно переспросить у учителей и товарищей, т.е. находясь в группе, ты всегда можешь получить помощь и оказать ее другим.
Учащиеся садятся за столы на свои места.

3.Тренинг «Игра в лотерею»
Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе
Время: 5 минут
Необходимый материал: карточки из картона трех цветов (это необходимо для следующего тренинга «Автобусная остановка»), авторучки (все по количеству учащихся)
Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.
Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь, вы пришли учиться в училище осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий профессиональный разряд по окончании училища.

4.Тренинг «Автобусная остановка»
Цели и возможности применения: сбор ожиданий учащихся от обучения в училище, нацеливание на учебу
Время: 5 минут
Необходимый материал: три ватманских листа с надписями наверху «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ»; три маркера
Процедура: учащиеся делятся на три группы (по цвету той карточки, которая осталась у каждого от предыдущего тренинга). Каждой группе предлагается стать у одного из ватманов, повешенных на противоположных стенах кабинета написать маркером, все то, что ждет и хочет получить от обучения в училище (примерно три ожидания от группы, можно совещаться). Теперь, как автобусы двигаются по городу и останавливаются на каждой остановке, каждая группа должна по сигналу классного руководителя «проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку». Теперь каждая группа опять вписывает уже на эти ватманы свои ожидания от учебы, но повторять, то, что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое. Затем классный руководитель вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, учащиеся садятся на свои места.
Обсуждение и выводы: вместо обсуждения классный руководитель просто зачитывает то, что записали учащиеся на ватманах и, тем самым, нацеливает учащихся на дальнейшее обучение.

5.Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»
Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и качество обучения профессии
Время: 5 минут
Процедура: Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в училище. Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени:
Учителя
Родители
Условия обучения
Сокурсники и друзья
Я
Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях.
6.Законы нашего коллектива

Каждая группа должна сформулировать законы для нашего коллектива. Представители от групп защищают свои законы, аргументируя их.

( принятые законы сдаются)

А давайте немного поиграем? У нас уже есть 3 группы.

7.Игра называется "Жадина"

Команды получают по шоколадке. Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.

8.Следующая игра "Атомы - молекулы".

Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: "Атомы". Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова "молекула по трое" играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

9.«По порядку становись!»

1этап. 2 Команды учеников становится напротив друг-друга. По команде они должны построится по алфавиту, начиная с буквы «А». (по именам)

2 этап. Команды остаются в таком же положении. По команде должны выстроится по датам дня рождения. Начиная с января месяца. Подводится итог, кто быстрее справился.

10.«Маленькие зелененькие человечки» Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"
В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

11."Путаница"

Выбирается один ведущий, который должен отвернуться от ребят. Ребята становятся в круг. По команде дети должны запутаться. Как только ученики запутаются, ведущий должен их распутать.

Руки расцеплять нельзя. Игру можно повторить несколько раз с разными ведущими.

12.Мы вместе

Представьте, что наш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова. С помощью волшебного шара мы попробуем высказать свое отношение к нашему классу. Передавая шар друг другу, каждый из нас дает определение нашему классу. Например, неугомонный и т.д.

(Учитель все определения записывает в силуэте, который нарисован в центре ватмана)

Каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив может стать самым сплоченным. Друзьям всегда хочется сказать что-нибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочке-смайлике написать самое лучшее качество того человека, имя которого там уже написано. (Эти смайлики ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта.).

Какой замечательный портрет класса у нас получился! А сегодня все приняли законы нашего классного коллектива, по которым мы с вами и будем жить. Этот портрет мы оставим в классном уголке.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

Утверждение

На тренинге я приобрел много новой информации

В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно

Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем

Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.

В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме занятия!

13.«Я желаю тебе завтра…»

Перед конкурсом всех ребят построить в большой круг и каждому дать надувной шарик. Ребята надувают шарики. Когда все шарики будут надуты объяснить правила.
Все стоят в кругу и, по очереди, дарят шарик и желают соседу справа, чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

5. Заключение
На этой прекрасной ноте мы с вами и закончим нашу встречу.!!!

Мы показали, какие все сплоченные, дружные.

" № 6/2013

Открытые конфликты, закулисные интриги и пересуды неминуемо сказываются на душевном состоянии сотрудников, а потому и на работе компании в целом. Помочь людям найти общий язык можно разными способами: простыми беседами или же программами по team-building. Как общаться с коллегами и налаживать благоприятную атмосферу в офисе, рассказал бизнес-тренер Александр Иванов .

Не знаю людей, которым бы нравилось приходить на работу и ежедневно окунаться в бесконечные интриги, терпеть напряжение и скованность в общении с коллегами, мучиться от неподходящих внутрикорпоративных правил. Согласитесь, все мы хотим работать в сплоченном коллективе, знать лично каждого сослуживца, с радостью принимать в команду новичков, превращать коллег в друзей, общаться и после работы. Противиться этому не станет ни один руководитель – налаженные дружественные контакты способствуют дисциплине и помогают достичь отличных производственных показателей.

Вот пример: секретарь компании распространяет сплетни о некоторых сотрудниках. Сначала женщина просто от скуки перемывает косточки, чтобы занять свободное время. Она даже не замечает, как постепенно настраивает одно подразделение против другого. И вот уже все сослуживцы прониклись взаимной неприязнью друг к другу, делятся на «своих» и «чужих», тратят энергию на нерабочие вопросы, а деловые проблемы решают исключительно путем громких споров. Сами знаете, в таких компаниях рушится вся система конструктивного общения, чуть что – летят головы с плеч. А из-за постоянного стресса люди теряют здоровье.

Впрочем, отношения могут быть испорчены и без чьего-либо участия. Вот другой пример: в кабинете бухгалтерии все сидят молчком, угрюмые, загруженные, с потухшим взором. Просто сначала как следует все не познакомились, потом огрызнулись пару раз, затем личные отношения начали влиять на работу. Споры стали еще шумнее и в итоге привели к тому, что все сотрудники замкнулись и друг другу лишний раз слова не скажут.

Так вот, назову три главных правила, которых надо придерживаться, чтобы наладить отношения. Это открытое общение, своевременная реакция на возникшую проблему и общее желание ее устранить. Нужно в первую очередь урегулировать личные взаимоотношения.

Как устранить вражду между конкретными сотрудниками

Мы уже определили, что все проблемы в коллективе начинаются из-за неумения людей общаться друг с другом. Коллеги упрямо не принимают иную точку зрения, потому что не могут признать чужое «я». Истоки проблемы однозначно назвать сложно. Это может быть и слепая уверенность в себе, и, напротив, нерешительность. Или плохое настроение. Или ложное мнение о человеке, которое сформировалось из-за злых языков. В конце концов, нельзя отрицать, что один банально может испытывать к другому личную неприязнь.

Искоренить откровенную недоброжелательность между сослуживцами можно простой игрой. Предложите непримиримым соперникам прилюдно высказать все накопленные претензии перед небольшим числом коллег. А потом, если они согласятся, по очереди сделать друг другу… массаж шеи, плеч и спины. Не удивляйтесь, если к концу манипуляций злость и недоверие пропадут и люди начнут облегченно улыбаться. Секрет метода очевиден: только близким людям мы позволяем прикасаться к себе, только любимых нам приятно гладить. Этот способ по закону природы уничтожит конфронтацию между сослуживцами. Кстати, лучшим окончанием упражнения окажется рукопожатие или дружелюбные хлопки по плечам. Так стороны официально выражают почтение и закрепляют между собой мир.

Как объединить и сплотить коллектив целого отдела

Если вы замечаете, что в коллективе до предела накалились страсти и людское терпение заканчивается, освободите время (хоть на весь день!) и разберитесь с проблемой с помощью тренинга. Закажите переговорную комнату или просто с сослуживцами закройтесь в кабинете. Проверьте, чтобы все сотрудники отдела были на месте. Затем по одному приглашайте их в центр комнаты. Таким образом, каждый из отдела окажется в окружении своих напарников, подчиненных и руководства. Все они поочередно будут высказывать центральному позитивную информацию: теплую благодарность и признательность за конкретный поступок, похвалу и искренние комплименты. После этого человеку нужно будет выслушать от всех коллег еще и критику. Причем за полученные замечания и пожелания, пусть даже они будут несправедливыми, придется выразить благодарность. Так каждый человек узнает свои слабые стороны и то, каким его видят сослуживцы. Ведь они в лицо, а не за спиной выскажут, чем обусловлено раздражение, как человек усложняет совместную работу изо дня в день.

Это упражнение очень сложное – одномоментно всплывает яд зависти, злости, недоброжелательства. Возможно, кто-нибудь не сможет сдержать замешательства, слез, всплесков ярости. И все равно сотрудник, желающий найти общий язык со своими коллегами, без обиды ответит каждому: «Большое спасибо. Мне очень важно слышать то, что ты мне сказал. Я обязательно подумаю над твоими словами и прислушаюсь». Пусть даже фраза иной раз будет произнесена через силу, но в итоге натужность, острота между людьми сойдет. К общему языку коллеги придут спонтанно, ведь они очистились от прошлых переживаний, с этого испытания их взаимоотношения начались заново.

Как выстроить систему внутрикорпоративных коммуникаций

Внутренние взаимоотношения в компании зависят от этапа ее развития. Понятно, что на этапе создания, когда количество сотрудников совсем небольшое и все друг друга знают, проблем с коммуникациями почти не возникает. А если они появляются, решить их можно во время спокойных переговоров.

Но вот по мере роста организации появляются новые сотрудники, образовываются отделы и подразделения. Поэтому, чтобы в будущем взаимоотношения между десятками и сотнями людей складывались хорошо, нужно выстроить систему внутренних коммуникаций. То есть изначально разработать каналы передачи информации, предоставить техническое оснащение, наладить горизонтальные связи между подразделениями.

Далее рабочий процесс придется поддерживать, подпитывать коммуникации изнутри. На схеме (см. ниже. – Примеч. ред. ) приведен алгоритм построения внутрикорпоративных коммуникаций, цель которых – создать позитивное отношение всех работников к компании, сформировать привлекательный корпоративный имидж организации в их глазах, повысить лояльность к работодателю.

Как создать систему оптимальных внутрикорпоративных коммуникаций

Руководство компании, которое даже не думает создавать внутреннюю культуру, упускает стопроцентный шанс сплотить коллектив, создать сильную команду. Ведь корпоративные праздники, спортивные и торжественные мероприятия, общие традиции, тренинги, совместные выезды за пределы офиса налаживают неформальное общение, позволяют сотрудникам узнать друг о друге много нового.

Подчеркну: вне зависимости от размеров компании через какое-то время нужно обязательно проводить командообразующие мероприятия. Скажем, team-building помогает людям познакомиться, сплотить коллектив. Каждый сотрудник должен ясно осознавать свою роль в команде. Испытания и игры подскажут способы работы в кризисных ситуациях, оптимальные методы мотивации.

Team-spirit поможет определить общие цели, поднять корпоративный дух, повысить доверие сотрудников к руководству. Ведь интересные задания и экстремальные ситуации в непривычной обстановке помогают вскрыть серьезные рабочие проблемы и принять командное решение. Ничего, что вы находитесь в таежном лесу или сплавляетесь по горной реке. Выездные тренинги показывают вещи под другим углом, раскрывают потенциал участников, новые стороны характера, придают каждому уверенность в себе. Возможно, офисные лидеры в стрессовой ситуации окажутся боязливее, чем их незаметные коллеги. А значит, тренинг даст последним стимул повысить самооценку, их рабочий настрой и отношение к делу изменится.

Существует бесчисленное количество игр и программ по командообразованию. Совместно работники могут проходить веревочный курс на высоте до трех метров, что проблематично без взаимовыручки. Могут объединенными усилиями искать спрятанный клад. Тут главное, чтобы победа досталась всей команде, а не конкретным участникам. Устройте себе приятный кулинарный поединок или конкурс КВН, викторины, дискотеку. В общем, не зацикливайтесь на работе, когда дело касается достижений высоких результатов в бизнесе. И будьте уверены: если вы хотя бы один день совместного отдыха закончите в состоянии эмоционального подъема, то долгую рабочую неделю точно встретите с радостью и воодушевлением.

Главной целью любого руководителя компании считается получение прибыли. Однако в этом процессе принимает участие не только сам руководитель, но и подчиненные. Идеальный вариант - коллектив, увлеченный своей работой. Коллектив, состоящий из профессионалов, который стремится к общей цели и умеет ее добиваться. И главное, в котором царит здоровая психологическая атмосфера.

Как добиться гармонии в своем офисе? Как создать команду сотрудников, которая будет максимально эффективно решать задачи компании, одновременно общаясь между собой в доброжелательном, благоприятном режиме? Сегодня все больше руководителей задается этими вопросами. Существует два способа, как решить данные задачи:

1. Западный стиль - нанять в команду психолога или специалиста по кадрам, который сочетает в себе функции психолога и будет заниматься созданием позитивного настроения в офисе и сплочением коллектива.

Вся ответственность за настроение в корпоративной команде в данном случае полностью перекладывается на нанятого специалиста. Руководитель же просто наблюдает за тем, насколько хорошо у него будет это получаться.

2. Стиль a la russe - самостоятельно провести ряд мероприятий, направленных на «оздоровление офисной обстановки» компании.

Если выбран этот вариант, то руководителю будут полезны следующие советы по улучшению психологического климата в коллективе.

1. Основы благополучия

Практика показывает, что сотрудники, которым нравится работа, показывают гораздо лучшие результаты, чем те, кто ходит на работу лишь за зарплатой. Руководителю не стоит игнорировать своих подчиненных именно по этой причине.

Стоит также учитывать, что высокая зарплата и перспективы карьерного роста не обязательно заставят человека остаться в вашей компании. Чаще всего намного эффективнее действует коллектив. Работается гораздо лучше и легче там, где преобладает хорошее настроение и желание поддержать друг друга. Хорошие взаимоотношения внутри коллектива очень важны не только для сотрудников, но и непосредственно для компании:

Работники намного реже рассматривают возможность поменять работу;
. повышается лояльность, например, сотрудники охотнее соглашаются отрабатывать лишние часы;
. коллектив, на протяжении многих лет без изменений работающий в компании, добивается лучших результатов, чем в тех случаях, когда постоянно появляются новые люди, возникает «текучка», меняются должности и начинается своеобразное «брожение».

Чтобы получить и использовать в дальнейшем все эти преимущества, необходимо работать над обстановкой в своей компании. Тем самым вы сможете значительно улучшить атмосферу в коллективе и, как следствие, повысить работоспособность своих сотрудников и компании в целом.

«В большинстве случаев взгляд руководителя на работу персонала очень примитивен и склоняется к тому, что перед ним какие-то технические системы или механизмы,- говорит антикризисный менеджер, бизнес-тренер и коуч Иван Новичихин. - Например, котел, в который чем больше кинул энергии в виде денег, как угля или газа, тем больше получишь результат. Но это работает не всегда и не везде».

2. Комфортные условия в офисе

Позаботьтесь, чтобы у ваших подчиненных было не только «жизненно необходимое», а несколько больше. Хорошо оборудованные рабочие места, комфортные уборные, возможность попить чай-кофе… Все эти кажущиеся мелочи на самом деле играют значительную роль в жизни, поэтому стоит постараться, чтобы вашим работникам не на что было жаловаться.

3. Откровенность с коллективом

Всегда сообщайте своим сотрудникам об успехах или же неудачах компании. К примеру, это можно делать по итогам месяца или квартала. Если дела идут хорошо, будет повод порадоваться вместе, если не очень - поработать над улучшением ситуации совместными усилиями.

4. Умение прислушиваться

Постарайтесь хотя бы иногда выделять время на разговоры с сотрудниками. Выясняйте у каждого из них, какие проблемы на сегодняшний день существуют на его направлении деятельности, в его отделе и т.д. Узнайте, какие меры вы, как руководитель, можете предпринять для их решения. Обязательно рассматривайте предложения коллектива о повышении производительности и эффективности работы компании. Порой могут прозвучать действительно хорошие идеи, так как сотрудники находятся внутри рабочего процесса и часто им виднее, как этот процесс можно улучшить. К тому же такие разговоры повышают степень уважения к руководству и в целом создают положительный настрой в офисе.

«Основная проблема в том, что руководители не умеют правильно ставить цели. Целью компании не могут быть деньги или прибыль. Такая компания обречена на быструю или медленную смерть, - считает Иван Новичихин. - Прибыль же - это один из показателей качеств эффективной деятельности компании в удовлетворении потребностей клиентов в товаре или услуге. Если в постановке целей участвуют сотрудники, их голос услышан, озвучен, принят даже к определенной обработке, тогда вероятность достижения таких целей очень велика. Но если цель ставится ради обогащения руководителя или собственника, сотрудники противятся, даже несмотря на то, что им дается возможность чуть больше заработать. Есть такое выражение «забастовка по-итальянски», это когда люди исполняют свою работу, согласно инструкциям. И все, такое предприятие терпит крах, потому что все случаи или моменты, как себя вести и что делать, на бумаге не пропишешь!»

5. Поощрение успехов

Не забывайте благодарить своих работников за хорошие результаты, причем делать это нужно не только и не столько в личном разговоре, как публично. Благодарность, выраженная при всем коллективе, является хорошей мотивацией (периодические денежные премии - тоже). Однако здесь следует соблюдать осторожность: если вы станете хвалить и поощрять только одного работника (создадите «любимчика»), остальные могут настроиться негативно, причем не только по отношению к нему, но и к вам.

6. Немного личного

Узнайте, чем интересуются и увлекаются ваши работники. Можно даже выяснить немного о личной жизни. Иногда такую информацию можно использовать в личном разговоре. «Сергей Иванович, как вам вчерашний матч?», «Наталья Валентиновна, как здоровье ребенка?», «Кость, попал на концерт?». Подобные вопросы помогают стать ближе к сотрудникам и зарекомендовать себя как приятного и внимательного руководителя.

«Многие предприниматели считают, что любое участие в жизни подчиненных им не выгодно и, оправдываясь этим, нещадно эксплуатируют людей, - рассказывает Иван Новичихин. - Мотивация - это не только денежное вознаграждение, но в гораздо большей мере вознаграждение психологическое, лежащее в области нравственности и положительного духа людей. Только дремучее сознание может этого не понимать».

7. Ближе к коллективу

Не избегайте общих корпоративных праздников: устраивайте вечеринки, отмечайте Новый год, 23 февраля и 8 марта, скидывайтесь на подарки, присутствуйте на днях рождения сотрудников. Не скрывайте и свой день рождения. Еще одно хорошее решение для корпоративов - отмечать дату основания компании или день, связанный с направлением деятельности (как день бухгалтера, например). Корпоративные мероприятия создают неформальную обстановку, где работники становятся более раскрепощенными и открытыми.

Этот комплекс мероприятий, направленных на создание здоровой и приятной атмосферы в коллективе, позволит вам избежать конфликтов, скандалов и других проблем и одновременно существенно повысит производительность работы компании, а значит, и уровень финансовой прибыли.

Наш эксперт Иван Новичихин, в свою очередь, рекомендует руководителям начать с критического взгляда на самих себя: «Я не проводил статистику, но, как антикризисный менеджер, скажу, что все проблемы на предприятиях лежат в области мировоззрения, мировосприятия, психологии, образования собственника или руководителя. Какая самая главная проблема предпринимателей? Отчего в 99% случаев на этот вопрос бизнесмены отвечают, что главная проблема - это нехватка денег? Никто и не задумывается, почему их не хватает, и не ищет проблему в себе. Сколько можно наступать на грабли, не понимая одного, самого главного?.. Только ВЫ в ответе за результаты деятельности вашего предприятия, но не плохие сотрудники, конкуренты или правительство!»

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний