К недостаткам компромисса относятся. Смотреть страницы где упоминается термин компромиссное решение

Главная / Полезное

Тест 1. КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1. Сколько периодов выделяют А.Анцупов и А.Шипилов в истории отечественной конфликтологии?

А) 1 B)2 C)3 D)4

2. Под конфликтом понимается:

А) Наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций;

С) Отношения продолжительной взаимной враждебности между группами, в которой одна из них потерпела ущерб от другой и стремится к возмездию.

D) Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия.

3. Какие конфликты являются объектом журналистской конфликтологии?

А) Социальные B)Зооконфликты

C)Внутриличностные D)Межличностные

4. Какое условие является необходимым для возникновения конфликта:

А) Наличие у субъектов социального взаимодействия личной неприязни

В) Наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений.

D)Наличие трудностей в жизни

5. Какие уровни включает структура психики:

А) Бессознательный, подсознание, сознание, надсознание

В) Подсознание, сознание, надсознание

С) Бессознательный, подсознание, сознание

D) Надсознание, подсознание, бессознательный

6.Какой из уровней психики является первоначальным:

А) Сознание В) Надсознание С) Бессознательный D) Подсознание

7. Общие признаки трудной ситуации:

А) Наличие трудности, осознание личностью угрозы

В) Состояние психической напряженности как реакция личности на трудность,

С) Заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения.

D) Все варианты

8. Какие существуют основные виды трудных ситуаций:

А) Ситуация деятельности, ситуация социального взаимодействия, ситуация внутриличностного плана;

В) Ситуация бездействия, ситуация отчуждения, предконфликтная ситуация

С) Ситуация внутриличностного плана, ситуация деятельности, ситуация личной неприязни;

D) Ситуация социального взаимодействия, ситуация отчуждения, ситуация личной неприязни

9. О какой трудной ситуации идёт речь – «в этой ситуации человек противостоит другой человек или группа»:

А) Ситуация деятельности

В) Ситуация социального взаимодействия

С) Ситуация внутриличностного плана

D) Ситуация личной неприязни

10. Под внутриличностными затруднениями понимают:

А) Наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций

В) Крайнее проявление трудных ситуаций

С) Состояние психической напряжённости

D) Относительно несложные проблемы внутренней жизни человека

11. Что такое психологическая устойчивость:

А) Это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций.

С) Целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт

D) Относительно несложные проблемы внутренней жизни человека.

12.Что является объектом изучения конфликтологии:

А) Причины возникновения конфликта

В) Закономерности возникновения конфликтов

С) Конфликты

D)Способы разрешения конфликтов

13. Что является предметом изучения конфликтов:

А) Конфликты

В) Общие закономерности развития конфликтов

С) Способы разрешения

D) Причины возникновения конфликта

Ответы к тесту 1.

Тест 2. ТИПОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТРУКТУРА КОНФЛИКТОВ.

1. Какие существуют причины конфликтов:

А) Объективные

В) Организационно-управленческие

С) Социально психологические

D) Все варианты

2. Какими могут быть объективные причины:

А) Реальными или мнимыми

В) Объективными и субъективными

С) Социальными или внутриличностными

D) Социальные или духовные

3. К чему приводят объективные причины:

А) К конфликту

В) К созданию предконфликтной обстановки

С) К разрешению конфликта

D) К перерастанию предконфликтной обстановки в конфликт

4. К объективным причинам относят:

А) Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.

В) Внутригрупповой фаворитизм

С) Естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в

процессе жизнедеятельности

D) Значительные потери информации и искажение информации в процессе

межличностной и межгрупповой коммуникации

5. Под трансакцией понимают:

заданием их позиций.

В) Определение места и времени переговоров по существу конфликта;

С) Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и

соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте.

D) Достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя;

6. Какие группы ролей выделяют в конфликте:

А) Свидетели, участники, группа поддержки.

В) Ребёнок, родитель, учитель

С) Посредники, конфликтанты, инициаторы

D) Ребёнок, родитель, взрослый

А) Д. Скотт

В) В.П.Шейнин

С) Э. Берн

D) А. Маслоу

8. Основные участники конфликта – это..:

А) Субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга.

В) Ключевое звено любого конфликта

С) Субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта.

D) Нет правильного варианта

9. Что относится к объективным составляющим конфликта:

А) Мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтных ситуаций

В) Мотивы сторон, предмет конфликта, объект конфликта, информационные модели конфликтных ситуаций

С) Участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, микро и макро среда.

D) Участники конфликта, Мотивы сторон, конфликтное поведение.

10. Что относится к субъективным составляющим конфликта:

А) Мотивы сторон, предмет конфликта, объект конфликта, информационные модели конфликтных ситуаций

В) Участники конфликта, предмет конфликта, объект конфликта, микро и макро среда.

С) Участники конфликта, Мотивы сторон, конфликтное поведение.

D) Мотивы сторон, конфликтное поведение, информационные модели конфликтных ситуаций

11. Мотивы сторон – это..:

А) Единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся

заданием их позиций.

В) Наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности

С) Побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта

D) Истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту

12. О каком виде стратегии идёт речь «предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны:

А) Соперничество

В) Сотрудничество

С) Компромисс

D) Приспособление

Ответы к тесту 2

Тест 3 ФУНКЦИИ И ДИНАМИКА КОНФЛИКТОВ

1. Какие функции конфликта существуют по отношению к участникам конфликта:

А) Конструктивные и деструктивные

В) Регулирующие и деструктивные

С) Стимулирующие и регулирующие

D) Стимулирующие и конструктивные

2. К деструктивным функциям относится:

А) Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека

В) Конфликт проявляет общественное мнение.

С) Конфликт может выполнять функцию сплочения группы

D) Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

3. К конструктивным функциям относится:

А) Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности

В) Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

С) Конфликт проявляет общественное мнение.

D) Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта.

4. Какое условие считается достаточным для начала конфликта:

А) Один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику

В) Второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

С) Второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

D) Все варианты

5. Сколько этапов включает в себя латентный период конфликта:

А) 1 B)2 C)3 D)

6. Эскалация – это..:

А) Первое столкновение сторон.

В) Резкая интенсификация борьбы оппонентов.

С)Восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.

D) Прекращение действий друг против друга

7. Какой из признаков НЕ ОТНОСИТСЯ к эскалации:

А) Возникновение объективной проблемной ситуации

В) Применение насилия

С) Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам

D) Рост эмоционального напряжения

8. Какие виды агрессии выделяют:

А) Частичная, полная

В) Реальная, мнимая

С) Враждебная, инструментальная

D)Внутриличностная, межличностная

9. «Переход к поиску решения проблемы» - о каком этапе идёт речь:

А)Латентный период

В)Открытый период

С)Завершение конфликта

D) Послеконфликтный период

10. Назовите основные формы завершения конфликта:

А) Разрешение или урегулирование

В) Затухание

С) Устранение или перерастание

D) Все варианты

11. К какому периоду относятся этапы частичной и полной нормализации отношений:

А) Латентный период

В) Открытый период

С) Завершение конфликта

D) Послеконфликтный период

12. Инцидент – это..

А) Резкая интенсификация борьбы оппонентов

В) Первое столкновение сторон

С) Прекращение действий друг против друга

D)Восприятие реальности как проблемной и понимание необходимости предпринять какие-то действия.

Ответы к тесту 3

Тест 4. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ.

1. Какие существуют показатели внутриличностного конфликта:

А) Когнитивная сфера, эмоциональная сфера, поведенческая сфера, интегральные показатели

В) Враждебная сфера, инструментальные показатели

С) Неврастения, эйфория, регрессия, проекция

D)Номадизм, рационализм

2. Какой признак относится к когнитивной сфере:

В) Снижение качества и интенсивности деятельности

С) Ухудшение механизма адаптации

D) Снижение самооценки

3. Какой признак относится к эмоциональной сфере:

А) Глубокие сомнения в истинности принципов

В) Частые и значительные отрицательные переживания

С) Негативный эмоциональный фон общения

D) Усиление стресса

4. Какой признак относится к поведенческой сфере:

А) Психоэмоциональное напряжение

В) Глубокие сомнения в истинности принципов

С) Снижение удовлетворения деятельностью

D) Ухудшение механизма адаптации

5. Какой признак относится к интегральным показателям:

А) Усиление стресса

В) Психоэмоциональное напряжение

С) Задержка принятия решения

D) Глубокие сомнения в истинности принципов

6. Какие симптомы относятся к эйфории:

А) Показное веселье, выражение радости неадекватно ситуации

В) Подавленное настроение, плохой сон

С) Головные боли, критика других

D) Самооправдание своих поступков, уход от ответственности

7. Какой из симптомов НЕ ОТНОСИТСЯ к номадизму:

А) Частое изменение места жительства

В) Частые разрывы отношений с друзьями

С) Изменение привычек

D) Обращение к примитивным формам поведения

8. Какой из симптомов можно отнести к неврастении:

А) Показное веселье

В) Снижение работоспособности

С) «Смех сквозь слёзы»

9. Какой из симптомов можно отнести к рационализму:

А) Невыносимость к сильным раздражителям

В) Уход от ответственности

С) Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых

D) Критика других, часто необоснованная

10. Какие симптомы можно отнести к регрессии:

А) Обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности

В) Плохой сон, снижение работоспособности

С) Выражение радости неадекватно ситуации, «смех сквозь слёзы»

D) Критика других, частое изменение места жительства

11. Какой из симптомов можно отнести к проекции:

А) Самооправдание своих поступков

В) Показное веселье

С) Подавленное настроение

D) Приписывание негативных качеств другому

12. Какие выделяют внутриличностные конфликты:

А) Мотивационный и нравственный конфликт

В) Конфликт нереализованного желания, ролевой конфликт

С) адаптационный конфликт, конфликт неадекватной самооценки

D) Все варианты

Ответы к тесту 4


Тест 5 Межличностные конфликты

1. Какой из признаков НЕ ОТНОСИТСЯ к межличностным конфликтам:

А) Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных

В) Конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир

С) Затрагивают интересы окружения

D) Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

2. Групповой конфликт – это..:

А) Трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями

В) Взаимная вражда, сопровождающаяся полным прекращением отношений, серьезная размолвка.

С) Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия.

D) Противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой.

3. К групповым конфликтам относятся:

А) Личность-группа

В)Группа-группа

С) Личность-группа, группа-группа

D) Микрогруппа- руководитель

4. Групповые нормы – это..:

А) Общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы

В) Реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений

С) Официальное, определяемое должностью положение

D) Определение места и времени переговоров по существу конфликта;

5. Выберите причину конфликта «руководитель-коллектив»:

В) Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

С) нарушение групповых норм

D) Изменение группового сознания

6. Какая из причин НЕ ОТНОСИТСЯ к конфликту «лидер-группа»:

А) Низкая профессиональная подготовка

В) Применение компромата против лидера

С) Превышение полномочий лидера

D) Стиль управления

7. Какие виды межгрупповых конфликтов существуют:

А) Трудовой, межэтнический, внутриполитический

В) Деловой, культурный

С) Односторонний, безразличный

D) Деловой, межэтнический, внутриполитический

8. Какая из причин относится к трудовому конфликту:

А) Неудовлетворительные условия труда

В) Система распределении ресурсов

С) Выполнение договоренностей

D) Все варианты

9. Выберите формы трудовых конфликтов:

А) Забастовка, пикеты

В) Забастовка, демонстрация, обращение к СМИ, пикеты

С) Споры, дискуссии

D) Демонстрации, обращение к СМИ, споры, дискуссии

10. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации проявляется из-за:

А)Наличия у подчиненного множества начальников, наличия у руководителя нескольких подчинённых

В) Нового руководителя назначенного со стороны, сильного влияния отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

С) Неадекватности внутренней установки статуса

D) Применение компромата против лидера, превышение полномочий лидерства

11. Что относится к управленческим причинам конфликта в звене «руководитель подчинённый»:

А) Низкая культура общения

В) Стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой

С) Необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения

D) Психологические особенности участников взаимодействия

12. Что относится к личностным причинам конфликта в звене «руководитель - подчинённый»:

А) Необоснованные, неоптимальные и ошибочные решения

В) Излишняя опека и контроль подчиненных со стороны руководства

С) Неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных

D) Стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой


Ответы к тесту 5

Тест 6 ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА. КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

1. Выберите этапы управления конфликтом:

А) Анализ, прогнозирование, регулирование, разрешение

В)Эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие, разрешение

С) Анализ, симптоматика, речевое противодействие, разрешение

D) Симптоматика, диагностика, прогнозирование, разрешение

2. Выберите принцип профилактики конфликта:

А) Не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его.

В)Создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия

С)Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте

D)Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе

3. К социально-психологическим условиям профилактики конфликта относятся:

А) Соблюдение баланса ролей, баланс взаимных услуг

В) Соблюдение баланса взаимозависимостей, баланс ущерба

С) Сбалансированность самооценки и внешней оценки

D) Все варианты

4. Какими формами поведения можно предупредить конфликт:

А) Добиваясь взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником

В) Влияя на свое поведение и воздействуя на психику оппонента.

С)Овладевая инициативой в споре

D)Добиваясь соглашения даже ценой серьезной уступки соперника

5. Разрешение конфликта – это..:

А) Временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта

В)Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и

соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте;

С) Совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.

D) Воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

6. Выберите причину затухания конфликта:

А) истощение ресурсов обоих сторон

В) Потеря мотива к борьбе

С) Переориентация мотива

D) Все варианты

7. Что из перечисленного НЕ ОТНОСИТСЯ к способу устранения конфликта:

А) Вмешательство юридического лица для урегулирования конфликта;

В) Изъятие из конфликта одного из оппонентов

С) Устранение объекта

D) Устранение дефицита объекта

8. Исход конфликта – это..:

А) Разрешение текущих проблем

В) Результат борьбы с точки зрения сторон

С) Достижение соглашения между конфликтующими сторонами

D) Прекращение существования конфликта в любой форме

9. Из скольки этапов состоит Разрешение конфликта:

А) 4 B)5 C)6 D)8

10. Какие факторы относятся к стратегии типа «Выигрыш-проигрыш»:

А) Запугивание в форме угроз; низкие волевые качества,

В) Адекватен образ конфликтной ситуации; наличие благоприятных условий для конструктивного разрешения проблемы

С) Неадекватен образ конфликтной ситуации; личность конфликтующих; отсутствия видения других вариантов решения проблем

D) Предмет конфликта; поддержка конфликтанта в форме подстрекательства со стороны участников социального взаимодействия; конфликтная личность

11. Выберите цель стратегии типа « Выигрыш-выигрыш»:

А) Достижение взаимовыгодных соглашений

В) Самопожертвование во имя гибели противника

С) Уход от конфликта

D)Выигрыш за счёт проигрыша оппонента

12. К недостаткам компромисса относятся:

А) Речевое противодействие, ухудшение отношений

В) Урезанные соглашения, почвы для уловок, ухудшение отношений

С) Почвы для уловок, отделение людей от проблемы

D) Урезанные соглашения, речевое противодействие, почвы для уловок


Ответы к тесту 6

Тест 7 УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ

1.Медиация – это..:

А) Процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который бы соответствовал их интересам.

В) Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и

соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте;

С) Достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя;

D) Создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию

конфликтного взаимодействия;

2. Официальным медиатором является:

А) Психологи

В) Юристы

С) Социальные педагоги

D) Межгосударственные организации

3. Неофициальным медиатором является:

А) Общественные организации

В) Представители религиозных организаций

С) Государственные правовые институты

D)Представители правоохранительных органов

4. Какие типы медиаторов существуют:

А) Судья, посредник, конфликтант, инициатор, жертва;

В) Субъект, жертва, подстрекатель, союзник, посредник, организатор;

С) Третейский судья, арбитр, посредник, помощник, наблюдатель

D) Судья, арбитр, союзник, организатор

5. Медиатор типа «наблюдатель»:

А) Своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение

В) Организует встречу, но не участвует в обсуждении

С) Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам

D) Обладает максимальными возможностями для решения проблемы.

    «Нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам» - определите тип медиатора:

А) Наблюдатель

В) Помощник

С) Арбитр

D) Посредник

7. Из скольки этапов состоит процесс медиации:

А) 4 B)5 C)6 D)8

8. Какое правило нужно соблюдать при проведении переговоров:

А) Выслушивайте всех по одиночке

В) Отделите «что» от «как»

С) Предупреждайте выпады в адрес оппонента

D) Все варианты

9. Рекордер – это..:

А) Человек, который. Не обращая внимания на ход диалога, постоянно вмешивается и говорит об одном и том же.

В) Это человек, который записывает ход событий и точки зрения оппонентов так, чтобы те могли их видеть и проверять правильность записи.

С) форма привлечения общественности для разрешения конфликта

D) Создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия

10. «Человек, который. Не обращая внимания на ход диалога, постоянно вмешивается и говорит об одном и том же.» - укажите тип сложного человека:

А) Заевший патефон

В) Ворчливый Билл

С) Качающий головой

D) Отсутствующий

11. «Говорит много и громко» - укажите тип сложного человека:

А) Отсутствующий

В) Переводчик

С) Крикун

D) Нападающий

12. « Выражает свое отрицательное мнение без слов, одним видом.» -укажите тип сложного человека:

А) Заевший патефон

В) Переводчик

С) Шептун

D) Качающий головой

Ответы к тесту 7

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Вы когда-нибудь пробовали найти двух абсолютно идентичных людей? Даже если найдутся те, кто может ответить на этот вопрос утвердительно, вероятность того, что их поиски увенчались успехом, очень мала, ведь двух одинаковых людей, так же как и двух одинаковых отпечатков пальцев или двух одинаковых радужек глаз, быть не может. Это и является, пожалуй, одной из причин, по которым время от времени между людьми возникают конфликты.

И для того чтобы иметь возможность эффективно разрешать конфликтные ситуации, человеку просто необходимо знать о том, как нужно себя вести при их возникновении, т.е. уметь подобрать такую манеру поведения, которая в наибольшей степени подойдёт к особенностям каждой конкретной ситуации. Но многие люди во время конфликтного взаимодействия ведут себя всегда одинаково, совершенно не имея понятия о том, что можно изменить стратегию своего поведения. Именно о стратегиях поведения в конфликте мы и расскажем сегодня.

Но сперва стоит сказать о том, что один из наиболее выдающихся конфликтологов Кеннет Томас разделил все типы поведения в конфликтных ситуациях на два основных направления – это стремление субъекта конфликта отстоять свои личные интересы и стремление субъекта конфликта учитывать интересы других людей. Именно на основании данных критериев можно выделить основные стратегии поведения людей в конфликте. Всего их выделяется пять:

  • Соперничество
  • Приспособление
  • Уклонение
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Мы, конечно же, рассмотрим их все. Но в то время как для большинства подобных работ эти пять стратегий являются исчерпывающими, мы с вами разберём ещё две эффективные стратегии. А именно:

  • Подавление
  • Переговоры

Итак, не будем, как говорится, без надобности использовать «эфирное время», и приступим к главной теме сегодняшней статьи.

Основные стратегии поведения в конфликте

И первая стратегия, которую мы рассмотрим – это соперничество.

Соперничество

Соперничество является таким видом поведения, когда субъект стремится к удовлетворению своих собственных интересов, принося ущерб интересам противоположного субъекта. Следуя представленной стратегии, человек уверен, что одержать верх в конфликте возможно только для одного участника, а сама победа для одного всегда будет означать поражение для другого. Человек, предпочитающий соперничество, будет «гнуть свою линию» всеми доступными ему способами. Противоположная же позиция браться во внимание им не будет.

Основные действия человека при стратегии «Соперничество»

  • Жёсткий контроль над действиями оппонента
  • Постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами
  • Применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону
  • Провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов
  • Нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенности

Плюсы и минусы стратегии «Соперничество»

Жёсткое отстаивание своей позиции, конечно же, может помочь субъекту одержать верх в случае конфликта. Но такая стратегия не может быть применима, если последующее взаимодействие людей подразумевает длительные отношения, например, совместную работу, дружбу, любовь. Ведь отношения могут развиваться и вообще иметь право на существование только в том случае, когда в расчёт берутся желания и интересы всех людей, а поражение одного будет означать поражение для каждого. Поэтому, если человек, с которым у вас возник конфликт, дорог вам или отношения с ним по какой-либо причине для вас важны, стратегию соперничества для разрешения конфликта лучше не применять.

Приспособление

Приспособление как способ поведения в конфликте характеризуется тем, что субъект готов убрать на задний план свои потребности, желания и интересы и пойти на уступки оппоненту, чтобы не допустить конфронтации. Подобную стратегию нередко выбирают люди с заниженной самооценкой, неуверенные в себе и считающие, что их позиция и мнение не должны браться в расчёт.

Основные действия человека при стратегии «Приспособление»

  • Постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему
  • Активная демонстрация пассивной позиции
  • Отсутствие претензии на победу и сопротивление
  • Лесть, потакание оппоненту

Плюсы и минусы стратегии «Приспособление»

В том случае, если предмет конфликта не представляет особой важности, а главным является сохранение конструктивного взаимодействия, позволить человеку одержать верх, тем самым самоутвердившись, может стать самым эффективным способом разрешения конфликта. Однако если причиной конфликта является нечто существенное, что-то, что затрагивает чувства всех вовлечённых в конфликт людей, то такая стратегия не принесёт должного результата. В этом случае итогом станут только негативные эмоции того, кто пошёл на уступки, а между участниками может вовсе исчезнуть всякое доверие, взаимопонимание и уважение.

Избегание

Суть данной стратегии заключается в том, что человек старается сделать всё возможное, чтобы отложить конфликт и принятие важных решений на потом. При такой стратегии человек не только не отстаивает свои интересы, но и не проявляет внимания к интересам оппонента.

Основные действия человека при стратегии «Избегание»

  • Отказ от взаимодействия с оппонентом
  • Тактика демонстративного ухода
  • Отказ от применения силовых методов
  • Игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов
  • Отрицание важности и серьёзности конфликта
  • Преднамеренное замедление в принятии решений
  • Страх сделать ответный ход

Плюсы и минусы стратегии «Избегание»

Стратегия «Избегание» может оказаться полезной в ситуации, когда суть конфликта не особо важна или когда отношения с оппонентом поддерживать не планируется. Но здесь опять же: если отношения с человеком важны для вас, то уклонением от ответственности, перекладыванием проблем на чужие плечи ситуацию не разрешить, иначе это грозит не только усугублением положения дел, но и ухудшением отношений и даже их окончательным разрывом.

Компромисс

Компромисс является частичным удовлетворением интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия.

Основные действия человека при стратегии «Компромисс»

  • Ориентированность на равенство позиций
  • Предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента
  • Иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения
  • Стремление к поиску взаимовыгодного решения

Плюсы и минусы стратегии «Компромисс»

Несмотря на то, что компромисс подразумевает удовлетворение интересов всех субъектов конфликтного взаимодействия, что, по сути, является справедливым, важно иметь в виду, что в большинстве ситуаций данная стратегия должна рассматриваться только в качестве промежуточного этапа разрешения ситуации, предшествующего поиску наиболее оптимального решения, полностью устраивающего конфликтующие стороны.

Сотрудничество

Выбирая стратегию сотрудничества, субъект конфликта настроен на разрешение конфликта таким образом, чтобы это было выгодно всем участникам. Причём, здесь не просто учитывается позиция оппонента или оппонентов, но и присутствует стремление к тому, чтобы их требования были максимально удовлетворены, как и свои собственные.

Основные действия человека при стратегии «Сотрудничество»

  • Сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте
  • Подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения
  • Открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить
  • Рассмотрение предложений оппонента

Плюсы и минусы стратегии «Сотрудничество»

Сотрудничество ориентировано, главным образом, на понимание противоположной позиции, внимание к точке зрения оппонента и поиск устраивающего всех решения. Благодаря такому подходу можно добиться взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, что самым лучшим образом способствует развитию долгосрочных, крепких и стабильных отношений. Наиболее эффективно сотрудничество, когда предмет конфликта важен для всего его сторон. Однако важно отметить, что в некоторых ситуациях найти устраивающее всех решение может быть очень трудно, в особенности, если оппонент не настроен сотрудничать. В таком случае стратегия «Сотрудничество» может лишь усложнить конфликт и отсрочить его решение на неопределённый срок.

Таковы пять основных стратегий поведения в конфликте. Как правило, именно их принято использовать при конфронтации с другими людьми. И это вполне оправданно, т.к. их эффективность неоспорима. Но, вместе с этим, для урегулирования конфликтов можно применять и другие не менее эффективные стратегии, такие как подавление и переговоры.

Дополнительные стратегии поведения в конфликте

Рассмотрим каждую из них отдельно.

Подавление

Подавление применяется, главным образом, в том случае, если не ясен предмет конфликта или же если он перешёл в деструктивную фазу, т.е. стал представлять непосредственную угрозу для участников; а также тогда, когда в невозможно вступить в открытый конфликт по каким-либо причинам или когда есть риск «упасть лицом в грязь», потерять авторитет и т.п.

Основные действия человека при стратегии «Подавление»

  • Целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов
  • Разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами
  • Создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

Плюсы и минусы стратегии «Подавление»

Эффективное подавление конфликта возможно, если суть конфликта недостаточно ясна, т.к. это сведёт на «нет» взаимные нападки оппонентов и убережёт их от бессмысленной траты своей энергии. Также подавление может быть эффективным, когда продолжение конфликта может нанести серьёзный ущерб обеим сторонам. Но, прибегая к подавлению, важно грамотно рассчитывать свои силы, в противном случае ситуация может усугубиться и обернуться против вас (если оппонент окажется сильнее или у него будет больше ресурсов). К вопросу подавления следует подходить, продумывая все детали.

Переговоры

Проведение переговоров является одной из наиболее распространённых стратегий разрешения конфликтов. При помощи переговоров разрешаются как микроконфликты (в семьях, организациях), так и конфликты макроуровня, т.е. конфликты мирового и государственного масштаба.

Основные действия человека при стратегии «Переговоры»

  • Ориентированность на поиск взаимовыгодного решения
  • Прекращение любых агрессивных действий
  • Проявление внимания к позиции оппонента
  • Тщательное обдумывание последующих действий
  • Использование посредника

Плюсы и минусы стратегии «Переговоры»

Стратегия «Переговоры» позволяет противоборствующим сторонам найти общий язык, не неся при этом никаких потерь. Она очень эффективна, т.к. нейтрализует агрессивное противостояние и сглаживает ситуацию, а также предоставляет сторонам время на обдумывание происходящего и поиск новых решений. Однако если вдруг переговоры по какой-то причине затягиваются, это может быть расценено какой-либо из сторон, как уход от конфликта или нежелание решать проблему, что может повлечь за собой ещё более агрессивные наступательные действия.

Выбирать стратегию поведения в конфликте следует максимально обдуманно, осознанно и с учётом особенностей самой ситуации. Правильно подобранная стратегия даст максимальный результат, а неверно подобранная, напротив, может только усугубить положение дел. Поэтому, ещё раз внимательно изучите данный материал и старайтесь применять полученные знания на практике даже в мелочах, ведь, научившись разрешать малые конфликты, вы сможете эффективно воздействовать и на крупные. И запомните, что лучше всего предупредить возникновение конфликтной ситуации, чем устранять уже «бушующее разгоревшееся пламя».

Мир вашему дому!


Стратегия компромисса. Компромисс как стиль поведение занимает срединное место и означает расположенность участников конфликта к урегулированию разногласий на основе взаимных уступок, достижения частичного удовлетворения своих интересов. Компромиссная стратегия характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Компромиссное поведение может проявляться в том, что субъект поддерживает дружеские отношения, ищет справедливого исхода, делит объект желаний поровну, избегает напоминания о своем первенстве в чем либо, стремится получить что-то и для себя, но избегает лобовых столкновений, немного уступает ради сохранения отношений. Он предполагает в равной мере активные и пассивные действия. Активная форма компромисса может проявиться в заключение четких договоров, в принятии каких-то обязательств и т.п. Пассивный компромисс это не что иное, как отказ от каких либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях.

Эффективность использования этой стратегии зависит от следующих условий:


    • субъекты конфликта хорошо осведомлены о его причинах и развитии, чтобы судить о реально складывающихся обстоятельствах;

    • необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны;

    • сотрудничество или конкуренция не приводят к успеху;

    • есть возможность принять временное решение;

    • позиция имеет не слишком большое значение, и можно несколько изменить поставленную вначале цель;

    • компромисс позволяет сохранить взаимоотношения и не потерять все.
Во всех случаях подразумевается, что в процессе раздела нужды всех ее участников не могут быть полностью удовлетворены. При этом даже решение о равноправном использовании объекта воспринимается как достижение.

Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблем.

Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов обеих сторон ровно наполовину. Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом выхода из конфликта. Быть гибким не значит пресмыкаться. Каждая из сторон получает что-то устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все. Однако, компромисс является лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью и основа для конфликта остается. Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится выше.

Способность к компромиссу признак реализма и высокой культуры общения, т.е. качество, особо ценимое в управленческой практике. Компромисс предполагает уважительное отношение к позиции и интересам друг друга. Стремясь к компромиссу, каждая сторона придерживается в своих делах определенных правил. Компромисс не служит способом полного разрешения конфликта, однако, он является действенным методом его регулирования.

^ Стратегия сотрудничества (интеграции). Сотрудничество, как и конфронтация, нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. Но в отличие от конкурентного стиля сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, которое отвечает устремлениям всех сторон. Это возможно при своевременной и точной диагностике проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснения, как внешних проявлений, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей цели.

В отличие от компромисса, где проблема частично решается на уровне позиций, для сотрудничества необходим переход с уровня позиций на более глубокий уровень принципиальных интересов. В результате взамен кажущейся неразрешимости проблемы обнаруживается совместимость и общность интересов.

Стиль сотрудничества охотно используется теми, кто воспринимает конфликт как естественное явление социальной жизни, как потребность решить ту или иную проблему без нанесения ущерба какой-либо стороне. Именно он лежит в основе установки толерантности. В конфликтной ситуации возможность сотрудничества появляется в тех случаях, когда:


    • проблема, вызвавшая разногласия, представляется важной для конфликтующих сторон и каждая из них не намерена уклоняться от ее совместного решения;

    • конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг, потенциал или статус;

    • каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы, с тем, чтобы, в конечном счете, прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;

    • стороны, вовлеченные в конфликт, поступают как партнеры, доверяют друг другу, считаются с потребностями, опасениями и предпочтениями оппонента;

    • имеются необходимые ресурсы (в том числе временные) для разрешения конфликта.
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. С.М. Емельянов считает, что, если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одной или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Там, где выигрывают обе стороны, люди более склонны к исполнению решений. Но данная стратегия может использоваться лишь в случае готовности обеих сторон идти на сближение, в чем и состоит главная трудность. Первые шаги по преодолению конфликта особенно не просты, необходимо преодолеть ряд барьеров: агрессию, страх, недоверие, опасения, затрудняющие адекватное восприятие конфликтной ситуации.

Целесообразное решение состоит в том, чтобы соотнести наиболее желательный для нас исход с вероятностью его достижения и принять решение о выборе стратегии. Для ее реализации необходима следующая последовательность действий:


    • прояснение потребностей и интересов своих и другой стороны;

    • выявить взаимодополняющие моменты в требованиях сторон;

    • найти новые варианты решений, учитывающие потребности обеих сторон;

    • обеспечить партнерство, а не противостояние.
Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимуме потерь. Но такой путь разрешения конфликта очень не прост. Он требует времени, энергии, терпения, затрат других ресурсов, а также высокой конфликтологической компетентности обеих сторон в равной мере. Это единственный способ выхода из конфликта без урона для обеих сторон. Поэтому сегодня общепризнано, что эта стратегия является стратегией успеха. В частности западная конфликтологическая практика строится именно на этой основе.

^ Способы(тактики) поиска интегративного решения. «Увеличение размеров пирога». Если борьба ведется из-за того, кому должен принадлежать некоторый ресурс, конфликт может быть исчерпан простым увеличением ресурса. Например, если спор ведется из-за того, какую телепрограмму смотреть, то интегративное предложение может состоять в том, что обе стороны могут принять участие в покупке второго телевизора. Эта тактика может осуществляться без анализа глубинных интересов оппонента.

«Состыковка интересов». Стороны ищут альтернативу, устраивающую обоих. Ниже перечислены некоторые возможные различия в акцентах, позволяющие увязывать интересы сторон. Различия могут быть: В ценностях. То, что ценно для вас, может быть менее ценно для других. Во времени. Для одного может быть важен настоящий момент, другого беспокоит перспектива. Например, одному важно получить немного денег сейчас, другой же предпочитает большую сумму в будущем. В прогнозах. Мастер хочет за ремонт квартиры NNN рублей, потому что считает ремонт будет высокого качества. Заказчик подозревает, что качество будет невысоким, предлагает NN рублей, хотя не против заплатить и больше. Они могут решить договориться о плате NN и еще N, если обои не отклеятся через неделю. В нежелании рисковать . Покупатель может заплатить несколько больше, если ему предложено гарантированное обслуживание. Или, наоборот, - он может предпочесть более дешевую вещь, даже если его предупредить, что за ремонт придется платить.

Редко бывает так, чтобы найденное решение могло состыковать все интересы сторон конфликта. Чаще учитываются высокоприоритетные интересы, а менее приоритетные отбрасываются. В поисках состыковочного решения обычно опираются на представление о природе интересов конфликтующих сторон и о приоритетности этих интересов. При состыковке интересов ни одна, ни другая сторона конфликта не получает того, что требовала сначала, но появляется новый выбор, который отвечает наиболее важным интересам, лежащим в основе этих требований. «Взаимные услуги». Решение проблемы посредством оказания взаимных услуг состоит в следующем: каждая сторона соглашается уступить в том, что не очень важно для нее, но очень важно для другой стороны. Таким образом, каждая сторона удовлетворяет ту часть своих требований, которая представляется ей самой важной. Дают то, что не жалко, но нужно оппоненту, и просят нужное для себя, но бесполезное для него. «Снижение издержек». В решениях, достигаемых снижением издержек, одна из сторон получает то, что хочет, а издержки, которые при этом терпит другая сторона, снижаются или вообще ликвидируются. Результат оказывается взаимовыгодным не потому, что первая сторона пожертвовала своей позицией, а потому, что вторая пострадала меньше, чем могла бы. Снижение издержек часто принимает форму специфической компенсации, при которой уступающая сторона получает взамен своих уступок нечто, в точности соответствующее потерям. Пример: мать просит дочь не трогать молоко в холодильнике, потому что вечером хочет испечь блины. Дочь, несмотря на просьбу, выпивает молоко днем, но к вечеру покупает новый пакет. «Неспецифическая компенсация». В случае неспецифической компенсации одна сторона получает то, что она хочет, а другой стороне платят чем-то, никак не связанным с тем, что получила первая сторона. Компенсация является неспецифической, когда она не имеет отношения к характеру понесенных издержек. Примером может быть начальник, который выписывает работнику премию за его согласие работать без обеденного перерыва, чтобы сдать работу в срок.

Завершая данное описание, отметим, что не существует ни одной стратегии, однозначно приемлемой в любой ситуации. Каждая стратегия хорошо срабатывает в конкретных обстоятельствах, определенных выше как условия эффективности стиля поведения. Большинство людей склонны употреблять привычные сценарии конфликтного взаимодействия, имея в репертуаре одну-две стратегии поведения, тогда как высокая конфликтологическая компетентность состоит в том, чтобы уметь варьировать ими и адекватно осуществлять выбор необходимой для данных отношений.

Санитарно-гигиенические условия

6Экономические факторы (задержка оплаты, несовершенная система премирования)

Субъективные причины - связаны с личностью как самого руководителя, так и работниками.

Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:

1Нарушение служебной этики: грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным, навязывание своего мнения, невыполнение обещаний, нетерпимость критики, неумение критиковать правильно.

2Нарушение трудового законодательства

3Несправедливая оценка результатов труда

Несправедливая оценка работников и результатов их труда встречается нередко, значит, руководитель не умеет мотивировать.

Недопустимо сознательное занижение заслуг подчиненного из-за боязни, что тот перейдет на место руководителя. Не следует использовать в работе с коллективом прием огульной критики. Огульная критика всегда не корректна, обидна и т.д. Кроме того, обвиняемые могут сплотиться против руководителя. Открытый конфликт – конфликт, когда ясны его мотивы и противоборствующие стороны его не скрывают. Скрытый конфликт – конфликт, мотив которого тщательно маскируется.

На стадии конфликтной ситуации уместна методика «Совета», т.е. руководитель должен оценить позиции каждого работника по отношению к проблеме и руководитель может собрать собрание.

Правила такого собрания:

Позиция руководителя должна быть объективной и нейтральной

Руководитель никогда не должен выступать первым

Обмен мнениями должен начинаться с менее авторитетных сотрудников

Следует дать возможность высказаться одинаково по времени всем работникам

Самое главное для руководителя – не ввязываться в конфликт, не вставать на чью-либо сторону

Если конфликт перешел в расширенную стадию, то обычно руководитель либо уволен, либо переведен на новое место работы.

На этапе всеобщего конфликта уже не действует ни программа, ни личный пример руководителя.

Существуют стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях:

1Применима при низкой напористости и кооперации. Характеристика такой позиции: источник разногласий несущественен, необходимо время, что бы разобраться в ситуации, ослабить накал в группе. Работники сами могут решить конфликт, руководитель не ввязывается.

2Примениа при высокой напористости. Цель поведения при такой стратегии – настоять на своем путем открытой борьбы. Характеристика: необходимы быстрые действия.

3Применима при высокой кооперативности и низкой напористости. Цель: сохранение благоприятных отношений. Характеристика: предмет разногласий более существенен для оппонента, чем для вас.


4Применима при среднем значении кооперации и напористости. Цель: стремление урегулировать разногласия путем обмена взаимными уступками.

Тема: «Конструктивное разрешение конфликта».

  1. Формы и критерии завершения конфликта.
  2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта.
  3. Стратегии и способы разрешения конфликта.

1) Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершения конфликта , т.е. прекращение его существования в любой форме.

Используются и другие понятия, характеризующие суть процесса завершения конфликта:

1Затухание – временное прекращение противодействий

Причины затухания:

Истощение ресурсов обеих сторон

Потеря мотива к борьбе

Переориентация мотива

2Преодоление

3Пресечение

4Пригашение

5Саморазрешение – активность обеих сторон

6Урегулирование – принимает участие третья сторона

7Устранение – воздействие на конфликт в результате которого ликвидируются его основные компоненты.

Способы устранения:

Изъятие из конфликта одного оппонента

Исключение взаимодействия оппонентов на длительное время

Устранение объекта

Перерастание в другой конфликт

8Улаживание

Основные формы завершения конфликта:

Исходом конфликта могут быть: приостановка конфликта, победа одного из участников, деление объекта конфликта, согласие о правилах совместного использования объекта, компенсация одной из сторон за обладание объектом.

Основной критерий разреженности конфликта это удовлетворенность обеих сторон.

2)Условия:

Прекращение конфликтного взаимодействия

Поиск близких или даже общих точек соприкосновения

Снижение интенсивности негативных эмоций

Устранение образа врага

Объективный взгляд на проблему

Учет статусов друг друга

Выбор оптимальной стратегии разрешения. Факторы:

2Участиве третьих лиц

3Своевременность

4Равновесие сил

6Отношения

3) Разрешение конфликта – многоэтапный процесс:

1Аналитический этап – сбор и оценка информации по следующим проблемам:

Объект конфликта

Оппонент

Собственная позиция

Причины и повод

Социальная среда

2Прогнозирование варианта решения:

Наиболее благоприятный

Наименее благоприятный

Что будет, если прекратить действия

3Действия по реализации намеченного плана

4Коррекуция плана

5Контроль эффективности действий

6Оценка результатов конфликта

В стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Сводится к 4 вариантам:

1Односторонний выигрыш

2Односторонний проигрыш

3Взаимный проигрыш

4Взаимный выигрыш

Установки и ориентиры формируются у субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на анализ:

1Личностные качества конфликтующего (мышление, характер, темперамент)

2Информация, которой располагает субъект о себе и противнике.

3Другие субъекты социального взаимодействия (группа поддержки)

Наиболее вероятно использование компромисса как шага навстречу, который делает хотя бы одна сторона для того, что бы разрешить конфликт. В основе компромисса лежит технология уступок, сближения или торг.

Недостатки компромисса:

1Урезанные соглашения

2Почва для уловок

3Ухудшение отношений

Максимально эффективен для полного разрешения конфликта способ сотрудничества . Он сводится к следующему:

1Отделение людей от проблемы

2Внимание к интересам, а не позициям

3Предлагайте взаимовыгодные варианты

4Используйте объективные критерии

Пять стилей конфликтного поведения:

1Уклонение

2Приспособление

3Конфонтация

4Сотрудничество

5Компромисс

Предупреждение конфликта:

1Психоанализ

2Когнитивистские теории

3Терапия Роджерса

4Гешальт-терапия

5Экзистенциональная терапия Франкла

6Поведенческая терапия (переработанный бихевиоризм)

Тема: «Сотрудничество при преодолении конфликтов».

  1. Роль коллектива в преодолении конфликтов.
  2. Общение в коллективе.

1) Отношение человека к делу, его заинтересованность в результатах своего труда, свойственная ему реакция на общественные инициативы, это психологические и социальные аспекты деятельности трудовых коллективов, которые имеют решающее значение для успешного функционирования организации в целом.

Под трудовым коллективом понимается общность людей, входящих в одно структурное подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих одну производственную задачу. Коллектив – высшая форма социальной группы, в которой объединены 2 компонента:

1Материальный (люди)

2Духовный (переживания людей, чувства, направленность)

Право называться коллективом социальная группа обретает при условии, если она обладает рядом признаков, включая общественно-полезную цель, сплоченность, наличие органов управления. Развитый коллектив представляет собой самоуправляемую и саморегулируемую систему.

Духовную сторону жизни трудового коллектива составляют его идеология (совокупность идей и взглядов) и психология (определенные социально-психологические явления).

Среди последних выделяются:

1Социально-психологические факторы (взаимные оценки, требования, авторитет)

2Общественные мнения (коллективные взгляды, установки, суждения)

3Социальные чувства и коллективные настроения (коллективные привычки, обычаи)

В коллективе выделяются три сферы отношений:

1Профессиональная (трудовая) – взаимоотношения между работниками. Включает: субординарные отношения (старший - младший, руководитель - подчиненный), координационные и в некоторых случаях человек – техника.

2Общественно-политическая

3Жизнедеятельность

Поскольку в коллективе объединяются люди, обладающие различными личностными особенностями, приходится сталкиваться с так называемыми конфликтными личностями. Знание особенностей поведения таких людей, своевременное выявление их в коллективе, служат частью мер по предупреждению конфликтной ситуации.

Общение в трудовом коллективе – сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия. В его основе находится совместная трудовая деятельность людей, необходимость согласования и соотнесения действий работников, взаимосвязи и взаимозависимости, которые возникают в коллективе.

Соответственно, основная функция, которую выполняет общение в коллективе, заключена в организации совместной деятельности людей, имеющих единую цель, ориентация их на достижение общего конечного результата.

В процессе совместной деятельности, разного рода контактов и взаимодействий, возникающих между людьми, идет постоянное формирование представлений друг о друге, складываются образы друг друга.

Чем более развит коллектив, тем более определяющую роль играют в нем деловые отношения. В деловые отношения входит авторитетность, статусность, ранги.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний