Основы командной строки Windows. Эволюция командных оболочек Linux Командная оболочка linux

Главная / Полезное

В данной статье будут рассмотрены основы командной строки Windows , а именно:

  • Понятие командной строки;
  • Справочник по командам командной оболочки;
  • Последовательность событий при выполнение команды;
  • Создание сценариев командной строки;
  • Управление отображением текста и команд;
  • Команды для изучение системной информации;
  • Команды для использования реестра;
  • Управление системными службами;
  • Перезагрузка и выключение систем из командной строки;
  • Управление приложениями и процессами из командной строки.

Понятие командной строки

Поддержка командной строки встроена в операционную систему Microsoft Windows и доступна через окно командной оболочки. Командная строка поддерживается во всех версиях Windows и служит для запуска встроенных команд, утилит и сценариев. Несмотря на мощь и гибкость командной строки, некоторые администраторы Windows никогда ее не используют. Если вам хватает графических средств администрирования, можно применять только их, щелкая мышью элементы пользовательского интерфейса.

Однако опытные администраторы Windows, квалифицированные специалисты по технической поддержке и «продвинутые» пользователи не могут обойтись без командной строки. Зная, как правильно применять командную строку, в частности, какие средства командной строки выбрать, как и когда их использовать, чтобы они работали эффективно, можно избежать многочисленных проблем и добиться четкого выполнения операций. Если вы занимаетесь поддержкой нескольких доменов или сетей, то для автоматизации ежедневных операций не только важно, но и необходимо иметь представление об экономящих время способах работы с командной строкой.

С каждой новой версией Windows командная строка совершенствовалась, а ее возможности расширялись. Командная строка претерпела значительные изменения, связанные не только с повышением производительности, но и с увеличением гибкости. Теперь с помощью командной строки Windows можно решать задачи, которые нельзя было решить в предыдущих версиях Windows.

Среду командной оболочки Windows запускают разными способами, в частности указывая параметры при запуске Cmd.exe или используя собственный стартовый файл, хранящийся в каталоге %SystemRoot%\System32 .

Кроме того, командная строка может работать в пакетном режиме для выполнения набора команд. В пакетном режиме командная строка считывает и выполняет команды одну за другой.

Работая с командной строкой Windows, Вы должны понимать, откуда берутся используемые Вами команды. «Родные» команды (встроенные в операционную систему) бывают двух видов:

  • Внутренние – существуют внутри командной оболочки, у них нет отдельных исполняемых файлов;
  • Внешние — реализованы в отдельных исполняемых файлах, которые обычно хранятся в каталоге %SystemRoot% \System32.

Краткий справочник по командам командной оболочки (Cmd.exe)

  • assoc — выводит или изменяет сопоставления (associations ) типов файлов;
  • break — задает точки останова при отладке
  • call — вызывает из сценария процедуру или другой сценарий;
  • cd (chdir) — показывает имя текущего каталога или выполняет смену текущего каталога;
  • cls — очищает окно командной строки и буфер экрана;
  • color — задает цвета текста и фона окна командной оболочки;
  • сору — копирует файлы или выполняет конкатенацию файлов;
  • date — показывает или устанавливает текущую дату;
  • del (erase) — удаляет заданный файл, группу файлов или каталог;
  • dir — показывает список подкаталогов и файлов в текущем или заданном каталоге;
  • echo — выводит текст в окно командной строки или задает, надо ли отображать команды на экране (on|off);
  • endlocal — отмечает конец локализации (локальной области видимости ) переменных;
  • exit — выход из оболочки командной строки;
  • for — выполняет заданную команду для каждого файла в наборе;
  • ftype выводит или изменяет текущие типы файлов в сопоставлениях расширений файлов с программами;
  • goto — указывает, что интерпретатор команд должен перейти на строку с заданной меткой в пакетном сценарии;
  • if — выполняет команды по условию;
  • md (mkdir) — создает подкаталог в текущем или заданном каталоге;
  • move — перемещает файл или группу файлов из текущего или заданного исходного каталога в указанный каталог. Также может переименовывать каталог;
  • path — показывает или задает путь к командам, используемый операционной системой при поиске исполняемых файлов и сценариев;
  • pause — останавливает выполнение пакетного файла и ожидает ввода с клавиатуры;
  • popd — делает текущим каталог, имя которого было сохранено командой PUSHD;
  • prompt — указывает, какой текст должен показываться в строке приглашения;
  • pushd — сохраняет имя текущего каталога и при необходимости делает текущим заданный каталог;
  • rd (rmdir) — удаляет каталог или каталог вместе с его подкаталогами;
  • rem — помечает комментарии в пакетном сценарии или Config.nt;
  • ren (rename) — Переименовывает файл или группу файлов;
  • set — показывает текущие переменные окружения или задает временные переменные для текущей командной оболочки;
  • setlocal — отмечает начало локализации (локальной области видимости ) переменных в пакетных сценариях;
  • shift — сдвигает позицию замещаемых параметров в пакетных сценариях;
  • start — запускает заданную программу или команду в отдельном окне;
  • time — показывает или устанавливает системное время;
  • title — задает заголовок окна командной оболочки;
  • type — показывает содержимое текстового файла;
  • verify — включает режим проверки файлов после записи на диск;
  • vol — показывает метку и серийный номер дискового тома.

Синтаксис любой внутренней команды (и большинства внешних ) можно получить, введя в командной строке имя команды и /?, например:

Командная оболочка - весьма мощная среда работы с командами и сценариями. В командной строке можно запускать команды разных типов: встроенные команды, утилиты Windows и версии приложений, рассчитанные на командную строку. Независимо от типа каждая команда, которую вы будете использовать, должна соответствовать одним и тем же синтаксическим правилам. Согласно этим правилам, за именем команды идут обязательные или необязательные аргументы. Кроме того, аргументы могут использовать перенаправление ввода, вывода или стандартных ошибок.

Последовательность событий при выполнение команды

  • Командная оболочка заменяет любые переменные, введенные в тексте команд, их текущими — значениями;
  • Если введена группа или цепочка из нескольких команд, строка разбивается на отдельные команды, которые в свою очередь разбиваются на имя и аргументы команды. Далее команды обрабатываются по отдельности;
  • Если в имени команды указан путь, командная оболочка ищет команду по этому пути. Если в указанном каталоге такой команды нет, командная оболочка возвращает ошибку;
  • Если в имени команды не задан путь, командная оболочка сначала пытается разрешить имя команды на внутреннем уровне. Если найдена внутренняя команда с таким именем, значит, вызвана внутренняя команда, которую сразу же можно выполнить. Если внутренней команды с таким именем нет, командная оболочка сначала ищет исполняемый файл команды в текущем каталоге, а затем в каталогах, перечне в переменной окружения PATH. Если файла команды нет ни в одном из этих каталогов, командная оболочка возвращает ошибку;
  • Если команда найдена, она выполняется с заданными аргументами и при необходимости ввод считывается из источника, указанного в этих аргументах. Вывод и ошибки команд показываются в окне командной строки или направляются заданному приемнику вывода и ошибок.
  • Как видите, на выполнение команд влияют многие факторы, в том числе пути к командам, перенаправление ввода-вывода, группирование или создание цепочек команд.

При работе с командной оболочкой Вы, вероятно, запускали ее, открывая меню Start (Пуск ) и выбирая Programs (Программы ) или All Programs (Все программы ), затем Accessories (Стандартные ) и Command Prompt (Командная строка ). Другие способы запуска командной строки - диалоговое окно Run (Запуск программы ) или ввод cmd в другом, уже открытом окне командной оболочки. Эти способы позволяют при запуске командной строки указывать аргументы: ключи, управляющие работой командной строки, и параметры, инициирующие выполнение дополнительных команд. Например, можно запустить командную оболочку в «молчаливом» режиме (т. е. отключить эхо-вывод ) командой cmd /q или сделать так, чтобы командная оболочка выполнила заданную команду и завершила свою работу, — для этого нужно ввести cmd /с, а затем текст команды в кавычках.

В следующем примере командная оболочка запускается, выполняет команду ipconfig с выводом результатов в файл и завершается:

Cmd /c "ipconfig > c:\ipconfig.txt"

Создание сценариев командной строки

Сценарии командной строки — текстовые файлы с командами, которые вы хотите выполнить. Это те же команды, которые обычно вводятся в командной оболочке Windows. Однако вместо того чтобы вводить команды каждый раз, когда они понадобятся, можно создать соответствующий сценарий и упростить себе жизнь.

Поскольку сценарии состоят из стандартных текстовых символов, их можно создавать и редактировать в любом стандартном текстовом редакторе, скажем, в Notepad (блокнот ). Вводя команды, убедитесь, что каждая команда или группа команд, которые должны выполняться совместно, разметаются с новой строки. Это обеспечит их корректное выполнение. Закончив создание сценария командной строки, сохраните файл сценария с расширением.bat или.cmd. Оба расширения работают одинаково. Например, если вам надо создать сценарий для вывода имени системы, версии Windows и конфигурации IP, включите в файл SysInfo.bat или SysInfo.cmd следующие три команды:

Hostname ver ipconfig -all

Управление отображением текста и команд

Команда ECHO служит двум целям: для записи текста в вывод (например, в окно командной оболочки или текстовый файл ) и для включения/выключения эхо-отображения команд. Обычно при выполнении команд сценария сами команды и вывод этих команд отображаются в консольном окне. Это называется эхо-отображением команд (comand echoing ).

Чтобы использовать команду ECHO для отображения текста, введите echo и текст, который надо вывести:

Echo The system host name Is: hostname

Чтобы с помощью ECHO управлять эхо-отображением команд, введите echo off или echo on, например:

Echo off echo The system host name is: hostname

Чтобы направить вывод в файл, а не в окно командной оболочки, используйте перенаправление вывода, например:

Echo off echo The system host name is: > current.txt hostname » current.txt

Теперь посмотрим, как подавляется эхо-отображение команд. Запустите командную оболочку, введите echo off, затем другие команды. Вы увидите, что приглашение командной строки больше не выводится. Вместо него появляется только то, что набирается в консольном окне, и вывод выполненных команд. В сценариях команда ECHO OFF отключает эхо-отображение команд и приглашение командной строки. Добавляя в свои сценарии команду ECHO OFF, вы предотвращаете загромождение окна командной оболочки или файла текстом команд, если Вас интересует лишь вывод от этих команд.

Изучение системной информации

Часто при работе с компьютером пользователя или удаленным сервером возникает необходимость в получении базовой информации о системе вроде имени зарегистрированного в ней пользователя, текущего системного времени или местоположения определенного файла. Команды, которые позволяют собрать основную информацию о системе, включают:

  • NOW — отображает текущую системную дату и время в 24-часовом формате, например Sal May 9 12:30:45 2003. Доступна только в Windows Server 2003 Resource Kit;
  • WHOAMI — сообщает имя пользователя, зарегистрированного в системе на данный момент, например adatum\admi-nistrator;
  • WHERE — выполняет поиск файлов по шаблону поиска (search pattern ) и возвращает список совпавших результатов.

Чтобы использовать NOW или WHOAMI, просто введите команду в окне командной оболочки и нажмите Enter. Наиболее распространенный синтаксис для WHERE выглядит так:

Where /r базовый_каталог_имя_файла

Здесь параметр /r указан для рекурсивного поиска, начиная от указанного каталога (базовый_каталог) и включая все его подкаталоги, а имя_файла - полное или частичное имя искомого файла, которое может включать символы подстановки (wildcards): знак? заменяет один символ, а знак * - группу символов, например data???.txt или data*.*. В следующем примере в каталоге С:\ и всех его подкаталогах выполняется поиск всех текстовых файлов, имена которых начинаются с data.

Where /r C:\ data*.txt

Также можно найти файлы всех типов, имена которых начинаются с data:

Where /r C:\ data*.*

Иногда нужно получить информацию о конфигурации системы или о системном окружении. В критически важных системах эту информацию можно сохранить или распечатать для справки. Ниже перечислены команды, позволяющие собирать информацию о системе.

  • DRIVERQUERY — выводит список всех установленных драйверов устройств и их свойства, в том числе имя модуля (module name), отображаемое имя (display name ), тип драйвера и дату сборки (driver link date ). В режиме отображения всей информации (/V) сообщается статус (status) и состояние (state) драйвера, режим запуска, сведения об использовании памяти и путь в файловой системе. Параметр /V также включает вывод детальной информации обо всех неподписанных драйверах.
  • SYSTEMINFO — выдает подробную информацию о конфигурации системы, в том числе сведения о версии, типе и изготовителе операционной системы, процессоре, версии BIOS, объеме памяти, региональных стандартах, часовом поясе и конфигурации сетевого адаптера.
  • NLSINFO — отображает подробную информацию о региональных стандартах, включая язык по умолчанию (default language ), кодовую страницу Windows, форматы отображения времени и чисел, часовой пояс и установленные кодовые страницы. Эта команда доступна лишь в Windows Server 2003 Resource Kit.

Чтобы использовать эти команды на локальном компьютере, просто введите имя нужной команды в окне командной оболочки и нажмите Enter.

Команды для использования реестра

Реестр Windows хранит конфигурационную информацию операционной системы, приложений, пользователей и оборудования. Эти данные содержатся в разделах (keys ) и параметрах (values ) реестра, которые размещаются в определенном корневом разделе (root key ), который контролирует, как и когда используются разделы и параметры.

Если Вы знаете пути к разделам и понимаете допустимые типы данных в разделах, то можете использовать команду REG для просмотра разделов и параметров и манипуляций над ними самыми разнообразными способами. REG поддерживает несколько подкоманд:

  • REG add — добавляет в реестр новый подраздел или элемент;
  • REG delete — удаляет из реестра подраздел или элемент;
  • REG query — выводит список элементов раздела и имена подразделов (если они есть );
  • REG compare — сравнивает подразделы или элементы реестра;
  • REG сору — копирует элемент реестра по указанному пути раздела на локальной или удаленной системе;
  • REG restore — записывает в реестр ранее сохраненные подразделы, элементы и параметры;
  • REG save — сохраняет копию указанных подразделов, элементов и параметров реестра в файл.

Управление системными службами

Службы обеспечивают ключевые функции рабочих станций и серверов. Для управления системными службами на локальных и удаленных системах используется команда контроллера служб (service controller command ) SC , имеющая набор подкоманд, ниже описывается лишь их часть:

  • SC config — настройка учетных записей регистрации и запуска служб;
  • SC query — вывод списка всех служб, настроенных на компьютере;
  • SC qc — отображение конфигурации определенной службы;
  • SC start — запуск служб;
  • SC stop — остановка служб;
  • SC pause — приостановка работы служб;
  • SC continue — возобновление работы служб;
  • SC failure — задание действий, выполняемых при сбое службы;
  • SC qfailure — просмотр действий, выполняемых при сбое службы.

Во всех командах можно указывать имя удаленного компьютера, со службами которого Вы хотите работать. Для этого вставьте UNC-имя или IP-адрес компьютера перед используемой подкомандой. Вот синтаксис:

Sc ИмяСервера Подкоманда

Перезагрузка и выключение систем из командной строки

Системы нередко приходится перезагружать или выключать. Один из способов - использовать для этого утилиту Shutdown, которая позволяет работать с локальной и удаленными системами. Другой способ управлять выключением или перезагрузкой системы - назначить задание для выключения. Здесь можно использовать Schtasks, чтобы указать время выключения, или создать сценарий со списком команд выключения для индивидуальных систем.

Управлять перезагрузкой и выключением локальной системы позволяют следующие команды.

Выключение локальной системы:

Shutdown /s /t ЗадержкаВыключения /1 /f

Shutdown /r /t ЗадержкаВыключения /1 /f

Управление приложениями, процессами и производительностью

Всякий раз, когда операционная система или пользователь запускает службу, приложение или команду, Microsoft Windows запускает один или более процессов для управления соответствующей программой. Несколько утилит командной строки упростят вам мониторинг программ и управление ими. К этим утилитам относятся:

  • Pmon (Process Resource Manager ) — показывает статистические данные по производительности, включая использование памяти и процессора, а также список всех процессов, выполняемых в локальной системе. Позволяет получать детальные «снимки » задействованных ресурсов и выполняемых процессов. Pmon поставляется с Windows Resource Kit;
  • Tasklist (Task List ) — перечисляет все выполняемые процессы по имени и идентификатору процесса, сообщает информацию о сеансе пользователя и занимаемой памяти;
  • Taskkill (Task Kill ) — останавливает выполнение процесса, заданного по имени или идентификатору. С помощью фильтров можно останавливать процессы в зависимости от их состояния, номера сеанса, процессорного времени, занимаемой памяти, имени пользователя и других параметров.

Вот в принципе все, что я хотел рассказать об основах командной строки Windows.

Работа с командной строкой

Антон Бояршинов, Кирилл Маслинский

Эффективная профессиональная работа в Linux немыслима без использования командной строки . Пользователям, привыкшим работать в системах с графическим интерфейсом, работа с командной строкой может показаться неудобной: то, что можно сделать одним перетаскиванием мышью в командной строке потребует ввода с клавиатуры нескольких слов: команды с аргументами. Однако в Linux этот вид интерфейса всегда был основным, а поэтому и хорошо развитым. В командных оболочках, используемых в Linux , есть масса способов экономии усилий (нажатий на клавиши) при выполнении наиболее распространённых действий: автоматическое дополнение длинных названий команд или имён файлов, поиск и повторное выполнение команды, уже когда-то исполнявшейся раньше, подстановка списков имён файлов по некоторому шаблону и многое другое. Преимущества командной строки становятся особенно очевидны, когда требуется выполнять однотипные операции над множеством объектов. В системе с графическим интерфейсом потребуется столько перетаскиваний мышью, сколько есть объектов, в командной строке будет достаточно одной (пусть длинной и сложной) команды.

В этом разделе будут описаны основные инструменты, позволяющие при помощи командной строки решать любые задачи пользователя: от тривиальных операций с файлами и каталогами (копирование, переименование, поиск) до сложных задач, требующих массовых однотипных операций, которые возникают как в прикладной работе пользователя, при работе с большими массивами данных или текста, так и в системном администрировании. В первую очередь будут описаны инструменты, предоставляющие возможность работы с командной строкой в дистрибутиве ALT Linux 2.4 Master (командные оболочки и эмуляторы терминала), а затем основные утилиты командной строки, выполняющие важнейшие операции с файловой системой и данными.

Командные оболочки (shells)

Общая информация об оболочках

Командная оболочка (или интерпретатор команд) - это программа, задача которой состоит в том, чтобы передавать ваши команды операционной системе и прикладным программам, а их ответы - вам. По своим задачам ему соответствует command.com в MS-DOS или cmd.exe в Windows , но функционально оболочки в Linux несравненно богаче. На языке командной оболочки можно писать небольшие программы для выполнения ряда последовательных операций с файлами и содержащимися в них данными - сценарии (скрипты).

Зарегистрировавшись в системе (введя имя пользователя и пароль), вы увидите приглашение командной строки - строку, оканчивающуюся символом $ (далее этот символ будет использоваться для обозначения командной строки). В случае, если при установке был настроен запуск графического интерфейса при загрузке системы, то добраться до командной строки можно на любой виртуальной текстовой консоли (нажав Ctrl -Alt -F1 - Ctrl -Alt -F6 ) или при помощи любой программы эмуляции терминала, например xterm. Подробнее об эмуляторах терминала см. раздел Терминалы. В дистрибутиве ALT Linux 2.4 Master доступны следующие командные оболочки:


Самая распространённая оболочка под Linux . Она умеет дополнять имена команд и файлов, ведёт историю команд и предоставляет возможность их редактирования.

Клон korn shell, хорошо известной в системах UNIX командной оболочки.

Особенность этой оболочки состоит в том, что она не зависит ни от каких разделяемых библиотек и включает в себя упрощённые реализации некоторых важнейших утилит, таких какls , dd и gzip . Поэтому sash особенно полезна при восстановлении после некоторых системных сбоев или при обновлении версии важнейших разделяемых библиотек.

Улучшенная версия C shell.

Новейшая из перечисленных здесь оболочек, в ней реализованы расширенные возможности автодополнения аргументов команд и множество других функций, делающих работу с оболочкой ещё более удобной и эффективной. Однако обратите внимание, что все расширения zsh по умолчанию отключены, поэтому прежде чем начать пользоваться этой командной оболочкой, необходимо прочесть документацию к ней и включить те функции, которые вам необходимы.

Оболочкой по умолчанию является bash (Bourne Again Shell ). Чтобы проверить, какую оболочку вы используете, наберите команду: echo $SHELL .

Оболочки отличаются друг от друга не только возможностями, но и синтаксисом команд. Если вы - начинающий пользователь, мы рекомендуем вам использовать bash, дальнейшие примеры описывают работу именно в этой облочке.

Командная оболочка bash

Командная строка в bash составляется из имени команды, за которым могут следовать ключи (опции) - указания, модифицирующие поведение команды. Ключи начинаются с символа - или -- , и зачастую состоят из одной буквы. Кроме ключей, после команды могут следовать аргументы (параметры) - названия объектов, над которыми должна быть выполнена команда (часто - имена файлов и каталогов).

Ввод команды завершается нажатием клавиши Enter , после чего команда передаётся оболочке на исполнение. В результате выполнения команды на терминале пользователя могут появиться сообщения о ходе выполнения команды или об ошибках, а появление очередного приглашения командной строки (оканчивающегося символом $ ) - знак того, что выполнение команды завершено и можно вводить следующую.

В bash имеется несколько приёмов, облегчающих ввод и редактирование командной строки. Например, используя клавиатуру, вы можете:

перейти на начало строки, это же можно сделать, нажав клавишу Home ;

удалить текущую строку;

Прервать выполнение текущей команды.

Вы можете использовать символ ; для того, чтобы ввести несколько команд в одну строку. bash записывает историю всех выполненных команд, поэтому несложно повторить или отредактировать одну из предыдущих команд. Для этого достаточно выбрать нужную команду из истории: клавиша вверх выводит предыдущую команду, вниз - последующую. Для того, чтобы найти конкретную команду среди уже выполненных, не пролистывая всю историю, наберите Ctrl -R и введите какое-нибудь ключевое слово, употребленное в той команде, которую вы ищете.

Команды, присутствующие в истории, отображаются в списке пронумерованными. Для того, чтобы запустить конкретную команду, наберите:

! номер команды

Если ввести !! , запустится последняя из набранных команд.

Иногда в Linux имена программ и команд слишком длинны. К счастью, bash сам может завершать имена. Нажав клавишу Tab , вы можете завершить имя команды, программы или каталога. Например, предположим, что вы хотите использовать программу декомпрессии bunzip2. Для этого наберите:

Затем нажмите Tab . Если ничего не происходит - значит, существует несколько возможных вариантов завершения команды. Нажав клавишу Tab ещё раз, вы получите список имён, начинающихся с bu .

Например, в системе есть программы buildhash, builtin, bunzip2 :

$ bu buildhash builtin bunzip2 $ bu

Наберите n > (bunzip - это единственное имя, третьей буквой которого является n ), а затем нажмите Tab . Оболочка дополнит имя и остаётся лишь нажать Enter , чтобы запустить команду!

Заметим, что программу, вызываемую из командной строки, bash ищет в каталогах, определяемых в системной переменной PATH . По умолчанию в этот перечень каталогов не входит текущий каталог, обозначаемый ./ (точка слэш). Поэтому для запуска программы prog из текущего каталога надо дать команду ./prog .

Базовые команды

Первые задачи, которые приходится решать в любой системе: работа с данными (обычно хранящимися в файлах) и управление работающими в системе программами (процессами ). Ниже перечислены команды, позволяющие выполнять наиболее важные операции по работе с файлами и процессами. Только первая из них - cd - является составляющей частью собственно командной оболочки, остальные распространяются отдельно, но всегда доступны в любой системе Linux . Все команды, приведённые ниже, могут быть запущены как в текстовой консоли, так и в графическом режиме (xterm, консоль KDE). Для получения более подробной информации по каждой из команд используйте команду man , например:

Man ls

Позволяет сменить текущий каталог (перемещаться по файловой системе). Она работает как с абсолютными, так и с относительными путями. Предположим, что вы находитесь в своём домашнем каталоге и хотите перейти в его подкаталог tmp/ . Для этого, введите относительный путь:

Чтобы перейти в каталог /usr/bin , наберите (абсолютный путь):

Cd /usr/bin/

Некоторые варианты использования команды:

позволяет вам сделать текущим родительский каталог (обратите внимание на пробел между cd и .. ).

позволяет вам вернуться в предыдущий каталог. Команда cd без параметров возвращает оболочку в домашний каталог.

ls (list ) выдаёт список файлов в текущем каталоге. Две основные опции: -a - просмотр всех файлов, включая скрытые, -l - отображение более подробной информации.

Эта команда используется для удаления файлов. Внимание: удалив файл, вы не сможете его восстановить! . Синтаксис: rm имя_файла .

У данной программы существует ряд параметров. Самые часто используемые: -i - запрос на удаление файла, -r - рекурсивное удаление (т. е. удаление, включая подкаталоги и скрытые файлы). Пример:

Rm -i ~/html/*.html

Удаляет все файлы .html , в вашем каталоге html .

Mkdir, rmdir

Команда mkdir позволяет вам создать каталог, тогда как rmdir удаляет каталог при условии, что он пуст. Синтаксис:

Mkdir имя_каталога rmdir имя_каталога

Команда rmdir часто заменяется командой rm -rf , которая позволяет вам удалять каталоги, даже если они не пусты .

less позволяет вам постранично просматривать текст. Синтаксис:

Less имя_файла

Бывает полезно просмотреть файл перед тем, как его редактировать; основное же применение данной команды - конечное звено цепочки программ, выводящей существенное количество текста, которое не умещается на одном экране и в противном случае слишком быстро промелькнёт . Для выхода из less нажмите q (quit ).

Данная команда позволяет найти строку символов в файле. Обратите внимание, что grep осуществляет поиск по регулярному выражению , то есть предоставляет возможность задавать шаблон для поиска сразу целого класса слов. На языке регулярных выражений можно составлять шаблоны, описывающие6 например, такие классы строк: «четыре цифры подряд, окружённые пробелами». Очевидно, такое выражение можно использовать для поиска в тексте всех годов, записанных цифрами. Возможности поиска по регулярному выражению очень широки, за более подробными сведениями вы можете обратиться к экранной документации по grep (man grep ). Синтаксис:

Grep шаблон_поискафайл

Отображает список текущих процессов. Колонка команд указывает имя процесса, PID (идентификатор процесса) - номер процесса (используется для операций с процессом - например, отправки сигналов командой kill ). Синтаксис:

Ps аргументы

Аргумент u предоставляет вам больше информации, ax позволяет вам просмотреть те процессы, которые не принадлежат вам.

Если программа перестала отвечать или зависла, используйте данную команду, чтобы её завершить. Синтаксис:

Kill PID_номер

PID_номер здесь - идентификационный номер процесса, вы можете узнать номер процесса для каждой выполняемой программы при помощи команды ps . Обычно команда kill отправляет процессу сигнал нормального завершения, однако иногда это не срабатывает и необходимо будет использовать kill -9 PID_number - в этом случае команда будет немедленно завершена системой без возможности сохранения данных (аварийное завершение). Список сигналов, которые команда kill может отправлять процессу можно получить, отдав команду kill -l .

Midnight Commander

Если вы многие годы работали в MS-DOS / Windows , то, наверное, ощущаете себя немного «не в своей тарелке». Для того, чтобы попасть в привычную среду, запустите Midnight Commanderкомандой mc . Midnight Commander - это свободный аналог Norton Commander и его популярного ныне потомка - Far. Если вы в какой-то момент сочтёте, что Midnight Commander что-то не умеет, то это, скорее всего, неверно. Ознакомьтесь с его описанием в /usr/share/doc/mc-номер_версии или дайте команду man mc .

Пакет coreutils

Антон Бояршинов

Пакет coreutils содержит множество маленьких утилит для работы с файлами и каталогами (создание, копирование и проч.) и текстовыми строками (объединение, сортировка и проч.). Принцип работы этих утилит унаследован от операционной системы UNIX : все они не имеют графического интерфейса и вызываются из командной строки с различными аргументами, работают с данными в простом текстовом формате и используют механизм стандартного ввода/вывода, что позволяет передавать вывод одной команды прямо на вход другой для последующей обработки, не используя промежуточных файлов (т. н. конвейер ).

Эффективная работа с этими утилитами заключается именно в их комбинировании, они позволяют производить массовые однотипные операции по работе с файлами и текстовыми данными одной (пусть достаточно длинной) командой, что экономит огромное количество человеческого времени. Утилиты из этого пакета часто используются при написании сценариев командной оболочки. Далее описана большая часть утилит, входящих в пакет coreutils , для каждой утилиты приведено краткое описание ее функций. Более подробное описание по каждой утилите на русском языке вы можете получить, вызвав эту утилиту с ключом --help , а наиболее полную документацию (к сожалению, только на английском языке) - отдав команду info утилита .



Сценарии командной оболочки помогают системным администраторам и программистам автоматизировать рутинные задачи с тех самых пор, как появились первые компьютеры. С момента выхода первого издания этой книги в 2004 году многое изменилось, однако командная оболочка bash только упрочила свои лидирующие позиции. Поэтому умение использовать все ее возможности становится насущной необходимостью для системных администраторов, инженеров и энтузиастов. В этой книге описываются типичные проблемы, с которыми можно столкнуться, например, при сборке программного обеспечения или координации действий других программ. А решения даются так, что их легко можно взять за основу и экстраполировать на другие схожие задачи.

Цель этой книги - продемонстрировать практические приемы программирования сценариев на bash и познакомить с самыми распространенными утилитами на коротких и компактных примерах, не вдаваясь в излишние подробности. Экспериментируйте с этими сценариями - ломайте, исправляйте и приспосабливайте их под свои нужды, чтобы понять, как они работают. Только так вы сможете решать самые сложные задачи.

Что исчезло во втором издании

В этой книге описываются типичные сложности, с которыми можно столкнуться при попытке написать переносимое автоматизированное решение, например, для сборки программного обеспечения или координации действий других программ, и способы их преодоления. Решения в книге подаются так, чтобы вы могли взять их за основу и экстраполировать на другие схожие задачи. Например, в главе 1 мы напишем переносимую версию программы echo в виде небольшого сценария-обертки. Многим системным администраторам может пригодиться этот конкретный сценарий, но основная идея заключается в том, чтобы создать сценарий-обертку, гарантирующий единообразие поведения на разных платформах. Далее в книге мы разберем некоторые интересные особенности сценариев на языке bash и типичные утилиты, доступные в системах Unix и дающие нам самые широкие возможности.

Эта книга для вас, если...

Bash остается основным инструментом для всех, кто работает с серверами или рабочими станциями, действующими под управлением Unix-подобных операционных систем, в том числе и для веб-разработчиков (многие из которых ведут разработку в OS X и развертывают свои приложения на серверах под Linux), аналитиков, разработчиков мобильных приложений и программистов. Кроме того, все больше появляется энтузиастов, запускающих Linux на своих микрокомпьютерах с открытой архитектурой, таких как Raspberry Pi, для автоматизации бытовых приборов. Сценарии командной оболочки отлично походят для всех этих случаев.

Представленные в книге сценарии будут, безусловно, полезны и тем, кто желает расширить и без того немалый опыт владения bash за счет изучения практических примеров, и тем, кто пользуется терминалом или сценариями командной оболочки лишь изредка. Если вы принадлежите ко второму лагерю, вам, вероятно, потребуется освежить знания или дополнить их, прочитав введение в продвинутые возможности bash.

Эта книга - не учебник! Наша цель - продемонстрировать практические приемы программирования сценариев на bash и познакомить с распространенными утилитами на (в большинстве) коротких и компактных примерах, но мы не описываем их строку за строкой. Мы объясняем только самые основные части, а опытные создатели сценариев смогут сами понять, как действует остальной код, прочитав его. Мы надеемся, что вы, уважаемый читатель, будете экспериментировать с этими сценариями - ломать их, исправлять и приспосабливать под свои нужды - чтобы понять, как они работают. Главная наша цель - показать, как решать типичные задачи, такие как управление сетью или синхронизация файлов, которые встают перед любым техническим специалистом.

Структура книги

Это второе издание включает дополненные оригинальные 12 глав и 3 новые главы. Каждая глава демонстрирует новые особенности или варианты использования сценариев командной оболочки, и вместе они охватывают всю широту возможностей сценариев для более простой работы в Unix. Большинство сценариев, представленных в книге, будет работать и в Linux, и в OS X. В иных случаях мы напишем об этом прямо.

Глава 0: Краткое введение в сценарии командной оболочки
Это совершенно новая глава, появившаяся во втором издании, которая послужит начинающим пользователям Unix кратким введением в синтаксис языка командной оболочки bash и особенности его использования. Эта глава быстро и без лирических отступлений расскажет все, что потребуется для успешного чтения главы 1: от простого определения сценариев командной оболочки до создания и выполнения незамысловатых примеров.

Глава 1: Отсутствующая библиотека
Языки программирования, широко используемые в окружении Unix, такие как C, Perl и Python, имеют обширные библиотеки разнообразных функций и утилит для проверки форматов чисел, вычисления интервалов времени между датами и решения многих других задач. Но, работая с командной оболочкой, мы почти со всем вынуждены справляться самостоятельно, поэтому в данной главе рассказывается об инструментах и приемах, которые сделают сценарии командной оболочки более дружественными. Все, что вы узнаете в первой главе, поможет вам читать сценарии, с которыми вы встретитесь в этой книге, и писать свои. Мы включили сюда разные функции проверки ввода, простой и мощный интерфейс к bc, инструмент быстрого добавления запятых для улучшения читаемости больших чисел, прием для разновидностей Unix, в которых команда echo не поддерживает полезный флаг -n, и сценарий для использования ANSI-последовательностей определения цвета в сценариях.

Главы 2 и 3: Усовершенствование пользовательских команд и Создание утилит
Эти две главы представляют новые команды, дополняющие и расширяющие стандартный инструментарий Unix. В конце концов, постоянное развитие и совершенствование - одна из отличительных черт Unix. Мы также причастны к этому процессу и в главах 2 и 3 предлагаем сценарии, которые реализуют: дружественный интерактивный калькулятор, инструмент удаления файлов, не стирающий их с диска, две системы напоминаний и слежения за событиями, усовершенствованную версию команды locate, команду date с поддержкой нескольких часовых поясов и новую версию команды ls, добавляющую в списки содержимого каталогов дополнительные данные.

Глава 4: Тонкая настройка Unix
Может прозвучать как ересь, но некоторые аспекты Unix выглядят недоработанными даже спустя десятилетия развития. Если вам доведется пользоваться разными версиями Unix, например переходить со свободно распространяемых дистрибутивов Linux на коммерческие версии Unix, такие как OS X, Solaris или Red Hat, вы столкнетесь с отсутствующими флагами и командами, с противоречивым поведением некоторых команд и другими подобными проблемами. Поэтому в данной главе будут представлены переделанные версии и интерфейсы к командам Unix, которые делают их чуть более дружественными или более согласованными с другими разновидностями Unix. Среди всего прочего здесь описывается способ добавления длинных флагов в стиле GNU в команды, не являющиеся командами GNU. Здесь же вы найдете пару интеллектуальных сценариев, упрощающих работу с разными утилитами сжатия файлов.

Главы 5 и 6: Системное администрирование: управление пользователями и обслуживание системы
Если вас заинтересовала наша книга, вполне вероятно, что у вас есть привилегии администратора и вы несете ответственность за администрирование одной или нескольких систем Unix, даже если речь идет всего лишь о персональном компьютере с Ubuntu или BSD. Эти две главы содержат несколько сценариев, которые помогут вам в администрировании, в том числе: утилиты для анализа использования дискового пространства, система дисковых квот, которая автоматически извещает пользователей по электронной почте о превышении выделенного им места на диске, улучшенная реализация команды killall, сценарий проверки crontab, инструмент ротации файлов журналов и пара утилит для создания резервных копий.

Глава 7: Пользователи Интернета
Эта глава включает пакет по-настоящему интересных сценариев командной оболочки, демонстрирующих некоторые замечательные и простые приемы использования командной строки Unix для работы с ресурсами в Интернете. В том числе: инструмент для извлечения адресов URL из любой веб-страницы, инструмент для получения прогноза погоды, инструмент поиска в базах данных видеофильмов и инструмент для обнаружения изменений на веб-сайте, который автоматически сообщает о них по электронной почте.

Глава 8: Инструменты веб-мастера
Если вы веб-мастер и поддерживаете веб-сайт, действующий в вашей собственной системе Unix или на удаленном сервере где-то в сети, в этой главе вы найдете очень интересные инструменты для конструирования веб-страниц на лету, создания веб-альбомов с фотографиями и даже журналирования результатов веб-поиска.

Главы 9 и 10: Администрирование веб-сервера и Администрирование интернет-сервера
Эти две главы описывают решение проблем, с которыми часто сталкиваются администраторы серверов, имеющих выход в Интернет. Здесь вы найдете два сценария, анализирующие разные аспекты журналирования трафика веб-сервера, инструменты для выявления недействительных внутренних или внешних ссылок, имеющихся на веб-сайте, а также удобный инструмент управления паролями на веб-сервере Apache, упрощающий поддержку файлов.htaccess. Помимо этого исследуются приемы зеркалирования каталогов и целых веб-сайтов.

Глава 11: Сценарии для OS X
OS X, с ее коммерчески успешным и привлекательным графическим интерфейсом, стала огромным шагом вперед в превращении Unix в дружественную операционную систему. Что еще более важно, OS X - это полноценная операционная система Unix, скрытая за симпатичным интерфейсом, а значит, для нее можно написать много полезных и поучительных сценариев. Именно об этом рассказывается в данной главе. В дополнение к инструменту для автоматизации захвата изображения на экране, в этой главе представлены сценарии, помогающие исследовать структуру библиотеки музыкальных произведений iTunes, изменять заголовки окон программы Terminal и усовершенствовать команду open.

Глава 12: Сценарии для игр и забав
Что это за книга о программировании, если в ней не будет хотя бы пары игрушек? Глава 12 объединяет многие идеи и приемы, представленные ранее, и описывает создание шести забавных и довольно сложных игр. Хотя глава написана, чтобы вас развлечь, код каждой игры весьма поучителен. Особенно примечательна игра «Виселица», демонстрирующая некоторые хитрости и необычные приемы программирования сценариев.

Глава 13: Работа в облаке
С момента выхода первого издания этой книги Интернет занимал все больше и больше места в нашей повседневной жизни. Особенно важна для нас тема синхронизации устройств и файлов с облачными службами, такими как iCloud, Dropbox и Google Drive. В главе демонстрируются сценарии командной оболочки, позволяющие в полной мере использовать эти службы и гарантировать своевременную синхронизацию и копирование файлов и каталогов. Кроме того, здесь вы найдете пару сценариев, использующих особенности OS X для работы с фотографиями и озвучивания текста.

Глава 14: ImageMagick и обработка графических файлов
Приложения командной строки могут обрабатывать не только текстовые данные, но и графику. Эта глава посвящена идентификации и обработке изображений из командной строки с использованием комплекта инструментов для работы с графикой, включая открытое программное обеспечение ImageMagick. Сценарии в этой главе реализуют типичные операции с изображениями, от определения их типов до кадрирования и добавления водяных знаков, плюс еще несколько случаев использования.

Глава 15: Дни и даты
Заключительная глава демонстрирует приемы, упрощающие операции с датами и временем: сколько дней разделяют две даты, на какой день недели приходится число или сколько дней осталось до него. Мы решим эти задачи с помощью простых в использовании сценариев командной оболочки.

Приложение A: Установка Bash в Windows 10
Пока мы работали над вторым изданием, компания Microsoft существенно изменила свое отношение к открытому программному обеспечению и в 2016 году даже выпустила полноценную систему bash для Windows 10. Несмотря на то что примеры из книги не тестировались в этой версии bash, многие идеи и решения будет нетрудно перенести в нее. В приложении мы опишем установку bash в Windows 10, чтобы вы могли попробовать свои силы в создании сценариев на компьютере с Windows!

Приложение Б: Дополнительные сценарии
Любой хороший скаут знает, что всегда должен быть запасной план! Работая над этой книгой, мы создавали запасные сценарии на случай, если нам понадобится заменить какой-нибудь из основных. В итоге резервные сценарии нам не потребовались, но с нашей стороны было бы некрасиво держать их в секрете от вас, наших друзей. Это приложение включает три дополнительных сценария: для массового переименования файлов, для массового выполнения команд и для вычисления фаз луны, - которые мы не могли утаить после того, как показали вам 101 сценарий.

Об авторах

Дейв Тейлор (Dave Taylor) работает в компьютерной индустрии с 1980 года. Участвовал в создании BSD 4.4 UNIX, его программы включены во все основные дистрибутивы UNIX. Выдающийся оратор и автор тысяч статей для журналов и газет. Написал более 20 книг, включая «Learning Unix for OS X» (O’Reilly Media), «Solaris 9 for Dummies» (Wiley Publishing) и «Sams Teach Yourself Unix in 24 Hours» (Sams Publishing). Популярный колумнист журнала «Linux Journal» и основатель веб-сайта askdavetaylor.com, где осуществляет техническую поддержку пользователей и выкладывает обзоры новых гаджетов.

Брендон Перри (Brandon Perry) начал писать приложения на C# с выходом открытой реализации.NET - Mono. В свободное время любит писать модули для фреймворка Metasploit, исследовать двоичные файлы и тестировать всякие штуки.

О научном рецензенте

Джорди Гутьеррес Эрмосо (Jordi Gutierrez Hermoso) - программист, математик и вольный хакер. Начиная с 2002 года пользуется исключительно Debian GNU/Linux не только дома, но и на работе. Джорди участвует в разработке GNU Octave, бесплатной вычислительной среды, во многом совместимой с Matlab, а также Mercurial, распределенной системы управления версиями. Увлекается чистой и прикладной математикой, катанием на коньках, плаванием и вязанием. В последнее время много думает о проблемах выброса парниковых газов и участвует в акциях по сохранению носорогов.

» Более подробно с книгой можно ознакомиться на

В большинстве дистрибутивов Linux по умолчанию установлена командная оболочка Bash. Отметим, что между всеми командными оболочками, соответствующими стандарту POSIX Unix-подобных операционных систем, разница небольшая.

Bash запускается в текстовом режиме или приложении "Терминал" и работает интерактивно. Это значит, что он ожидает ввод пользователя, далее интерпретирует введенную строку как команду, которую надо выполнить. Команды бывают разными: запуск программы, операции с файлами, выполнение скрипта на языке самого Bash и др.

Unix разрабатывалась как многопользовательская операционная система, доступ к которой пользователи осуществляли через терминалы. Например, в здании был один мощный компьютер, а в рабочих помещениях специалистов располагались терминалы – точки доступа к ресурсам общей машины.

В связи с распространением персональных компьютеров, начавшимся в 80-х годах, многопользовательские ОС оказались не востребованными массовым потребителем. Однако для серверов они стали хорошим выбором.

Представьте, что подключаетесь по протоколу SSH к веб-серверу, на котором размещаете файлы сайта. Работая в ОС GNU/Linux и запустив программу "Терминал", вы даете Bash"у команду на подключение к удаленной машине под конкретным именем пользователя. Сервер отвечает вам и требует ввести пароль этого пользователя. Все потому, что пользоваться данным компьютером-сервером может далеко не один человек.

На локальном компьютере в текстовом режиме Linux (если вы нажмете, например, Ctrl + Alt + F2) эмулируется удаленный доступ к машине через терминал. Здесь Bash первым делом предлагает вам ввести логин, после чего – пароль. При вводе пароля на экране ничего не отображается. Так сделано специально, чтобы нельзя было подсмотреть даже количество вводимых символов. Если введенная пара логин/пароль соответствуют какому-либо ранее зарегистрированному в системе пользователю, то вы увидите приглашение командной строки Bash"а на ввод команды. В случае ошибки потребуется заново вводить логин/пароль.

В графическом режиме приложение "Терминал" автоматически "берет" данные запустившего его пользователя и передает Bash"у. Таким образом, вы уже оказываетесь представленными системе и первое, что видите, – приглашение командной строки.

Приглашение командной строки имеет относительно стандартный синтаксис и выглядит примерно так: имя_пользователя@имя_компьютра:текущий_каталог знак.

На скриншоте pl – имя пользователя, comp – имя компьютера. Символ тильды ~ в Linux-системах – это сокращенное обозначение домашнего каталога пользователя (/home/user). Именно эту директорию Bash делает текущей по умолчанию. Знак доллара $ обозначает, что мы работаем под непривилегированным пользователем. Если находиться в системе под администратором, вместо доллара будет знак решетки #.

После приглашения автоматически ставится пробел и ожидается ввод команды. На рисунке выше сначала был просто нажат Enter. Во второй строке была введена команда перехода в другую директорию. В третьей строке мы видим результат ее выполнения – текущим каталогом стал /opt, что отображено в приглашении.

Существует множество команд, которые можно отдавать в Bash. В основном это команды запуска той или иной программы, которые находятся в каталогах /bin, /usr/bin и ряде других. Проверяемые каталоги записаны в переменной $PATH оболочки:

Здесь с помощью команды echo мы просим Bash выдать нам значение переменной $PATH. В выводе каталоги отделены друг от друга с помощью двоеточия.

Можно посмотреть, какие программы установлены в том или ином каталоге, после чего запустить одну из них:

Если приложение имеет только графический интерфейс, то оно так и запустится (если вы находитесь в графическом режиме, в случае текстового произойдет ошибка). При этом Bash будет ожидать завершения работы программы, то есть другие команды вводить не получится. Однако в "Терминале" вы можете открыть вторую вкладку или создать второе окно. При этом запустится другой процесс для Bash.

Существуют программы с текстовым интерфейсом. Например, редактор Nano:

В данном случае Bash"у была дана команда nano, и прямо в терминале был открыт редактор GNU Nano. В нем была введена пара слов. Чтобы завершить работу редактора, надо нажать Ctrl + X, подтвердить сохранение или отказаться от него. После этого произойдет возврат к командной строке Bash.

Многие из запускаемых в Bash программ не предполагают взаимодействие с пользователем в интерактивном режиме (в режиме диалога). По смыслу их правильнее называть командами, а не программами. Пользователь вводит команду, она выполняется и передает управление обратно Bash. Что делает команда, зависит от команды.

В Bash можно выполнять программы, находящиеся не только в каталогах, перечисленных в $PATH. Однако в этом случае адрес до нее надо указывать явно. Кроме того, следует не забывать, что у файла должно быть право на исполнение.

Здесь в домашнем каталоге был создан файл test.py, содержащий код на языке программирования Python, выводящий на экран число 10. Код был написан в Nano (на скриншоте не показано). Далее мы пытаемся выполнить программу, обратившись к файлу по его адресу. Точкой обозначается текущий каталог. В данном случае он домашний, поэтому это равносильно ~/test.py или /home/pl/test.py .

При первом вызове мы получаем ошибку, так как у нас нет прав на исполнение программы. С помощью команды chmod мы добавляем такое право (параметр +x).

Существует множество команд. Знать их все как минимум затруднительно. Однако есть ряд наиболее востребованных. Это команды для совершения операций над файлами, установки программ, просмотра директорий и файлов, перемещения по дереву каталогов и т. п., то есть всего того, что мы делаем в графическом режиме операционной системы. Многие из них будут рассмотрены в данном курсе. С некоторыми мы уже немного познакомились (cd, ls, echo, chmod).

Потребность в остальных возникает реже. В этих случаях на помощь приходят доступные через Bash справочные руководства, иные источники. В курсе в первую очередь будет уделено внимание особенностям работы в Bash.

Также не будем забывать, что Bash – это еще и скриптовый язык программирования. В файл, обычно с расширением.sh, может быть записан не только список команд, но также инструкции языка (условный оператор, циклы и др.), "говорящие" как и в каких случаях исполнять те или иные команды. Программирование в Bash в данном курсе не изучается.

Задание

Исследуйте самостоятельно, что делают следующие команды: date, cal, pwd, who, clear, exit. С помощью команды which выясните, в каких каталогах находятся исполняемые файлы этих программ.

Курс с ответами к заданиям и дополнительными уроками:

Командные оболочки появились в самом начале развития Unix, они были необходимы, поскольку это был единственный способ взаимодействия с системой. За это время они прошли очень долгий путь развития и получили много новых функций. Не так просто оценить эволюцию командных оболочек Linux. Об этом можно писать очень долго и одной статьи точно не хватит. Мы постараемся только охватить самое основное не погружаясь очень глубоко. Давайте сначала рассмотрим что такое командная оболочка Linux и какие оболочки бывают.

Что такое командная оболочка Linux / Unix

Unix оболочка - это интерпретатор командной строки, который выполняет команды, вводимые пользователем. Мы вводим команду, она интерпретируется, выполняется а затем мы получаем результат ее выполнения. Оболочка обеспечивает традиционный интерфейс ввода команд Unix, к которому мы привыкли. Это, как правило, черный экран и белый текст. Мы вводим команды в виде обычного текста, а также можем создавать скрипты из одной или нескольких команд.

Оболочка - это ваш интерфейс взаимодействия с системой. После входа в систему Unix, вы оказываетесь в программе, которая называется оболочка.

Thompson Shell

Если верить истории и многим-интернет источникам, то самой первой оболочкой была Thompson Shell, написанная Кеном Томсоном в Bell Labs. Всего было 6 версий и распространялась она с 1971 по 1975 год. Поддерживались такие функции, как: перенаправление ввода / вывода и простые управляющие конструкции - if, goto. Эти функции поддерживают все современные командные оболочки в линукс.

PWB Shell

Оболочка PWB - это модификация оболочки Томсона разработанная Джоном Машеу. Она была написана для увеличения удобства Shell программирования. Появились такие интересные структуры, как if-then-else-endif, switch и циклы while.

Bourne Shell

Свой подъем Unix начал с оболочкой Борна. Она была написана Стефаном Борном в Bell Labs и использовалась как оболочка по умолчанию в Unix версии 7 от 1979 года. Здесь уже было реализовано большое количество возможностей доступных в современных оболочках - дополнение имен файлов, автодополнение команд, стандартные переменные окружения и встроенные управляющие структуры. Bourne Shell называлась sh и размещалась в файловой системе Unix по адресу /bin/sh.

Во многих системах программа оболочки Борна (sh) - это символическая или жесткая ссылка на одну из ее альтернатив:

  • Almquist shell (ash)
  • Bourne-Again shell (bash)
  • Korn shell (ksh)
  • Z shell (zsh)

Пример скрипта для Bourne Shell:

!/bin/sh
echo "Hello World 1!"
echo "Hello World 2!"

Almquist shell (ash)

Almquist shell, еще известная как A Shell. Это легкая оболочка Unix первоначально написанная Кеннетом Альмквистом. Она была разработана в конце 1980х. Это модификация оболочки Борна и она заменила оригинал в BSD Unix выпущенной в 1990 году. Сейчас ее можно использовать в таких дистрибутивах, как Debian и Ubuntu в виде версии ash под названием dash (Debian Almquist shell) Также эта оболочка популярна на встраиваемых Unix дистрибутивах.

Это быстрая, компактная и совместимая со спецификациями стандарта POSTIX оболочка Unux, и может быть именно поэтому она часто используется на встраиваемых устройствах. Но ash не поддерживает истории команд. Хотя в современных версиях эта функция уже добавлена.

Bourne-Again Shell (Bash)

Написанная Браеном Фоксом в рамках проекта GNU как бесплатная и свободная замена для оболочки Борна. Bash -наиболее популярная и широко используемая из всех оболочек. Все дистрибутивы Linux поставляются по умолчанию с этой оболочкой. Она расширяет набор функций Bourne Shell. В большинстве систем Unix / Linux эта оболочка может быть найдена в файловой системе по адресу /bin/bash. Она была выпущена в 1989 году.

Благодаря такой популярности она была портирована на Windows и распространяется вместе с набором компиляторов Cygwin и MinGW. Также Bash используется в Android, для доступа к ней можно использовать различные эмуляторы терминала.

Здесь поддерживается автодополнение, перенаправление ввода / вывода, дополнение команд, переменные и управляющие структуры для принятия решения (if-then-elese if) и циклы (loop).

Bash скрипты начинаются с такой строки:

Эта командная оболочка linux также поддерживает чтение команд из файла и перенаправление вывода в файл или другую команду.

Пример кода на Bash:

!/bin/sh
if [ $days -gt 365 ]
then
echo This is over a year.
fi

Korn shell (ksh)

Написана Девидом Кроном и основана на исходниках оболочки Борна. KornShell (ksh) это оболочка, разработанная в Bell Labs еще в 1980. Она имеет обратную совместимость с Bourne Shell, а также включает многие черты оболочки С.

Есть следующие версии и модификации:

  • Dtksh
  • MKS Korn shell

Пример скрипта:

!/bin/ksh
print Disk space usage
du -k
exit 0

Z shell (zsh)

Пол Фальстад написал первую версию командой оболочки zsh в 1990 году. Это командная оболочка Linux, которая может быть использована как интерактивная оболочка входа в систему, очень мощный интерпретатор команд. На самом деле Zsh это расширенная оболочка Борна с большим количеством улучшений, которая включает некоторые функции из Bash, KSH и Tcsh.

Имя Zsh происходит от имени Йельского профессора Чжун Шао (Zhong Shao) так как Пол был студентом Принстонского университета.

Поддерживаются такие интересные функции:

  • Автозавершение строк
  • Совместная история команд для всех сеансов оболочки
  • Улучшена работа с переменными и массивами
  • Редактирование нескольких строк в одном буфере
  • Коррекция орфографии и много другое.

C shell

Оболочка C также известна как Csh. Ее разработал Бил Джой когда был студентом Калифорнийского университета. Эта оболочка очень распространена в системах BSD Linux. Здесь есть много интересных особенностей, в том числе контрольные структуры и грамматические выражения. Эта оболочка также впервые представила большое количество интересных функций, таких как история и механизмы редактирования, псевдонимы, CDPATH, управление задачами и хеширование, перенаправление вывода, присоединение, замена переменных, выполнение в фоне и т д.

Как и другие виды командных оболочек Linux здесь поддерживаются файлы скриптов, перенаправление и управляющие структуры. Csh сейчас используется в виде tcsh во многих системах, например, MacOS X и Red Hat Linux. В Debian можно использовать оба варианта CSH и Tcsh.

Пример кода на C Shell:

!/bin/csh
if ($days > 365) then
echo This is over a year.
endif

Fish

Fish или Friendly Interactive Shell - это командная оболочка Linux нового поколения. Она разработана чтобы облегчить пользователю выполнение команд, есть подсветка синтаксиса, подсветка правильных адресов файлов, быстрый поиск по истории, веб-конфигуратор, а также особый синтаксис скриптов.

Это новая командная оболочка в Linux и ее синтаксис непохож ни на одну из современных командных оболочек, а скорее на язык программирования Python.

Пример создания функции на fish:

!/usr/bin/fish
funced su
function su
/bin/su --shell=/usr/bin/fish $argv
end
funcsave su

Более подробное сравнение командных оболочек в Linux вы можете посмотреть по ссылке .

Это все на сегодня. Надеюсь вам было интересно.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний