Технический переворот и его последствия таблица 10. Промышленная революция

Главная / Регистрация фирмы

В ХIХ в. завершилось формирование индустриальной цивилизации, во многом ставшей следствием научных открытий и промышленного переворота. Понятие промышленный переворот (или промышленная революция) охватывает совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным способом производства.

Первой страной, применившей новый способ (основанный на применении машин и индустриальных технологий) в промышленном производстве, была Великобритания, в которой «старый порядок» уступил уже в ХVII в. место парламентаризму и гражданскому равенству. Пример этой страны свидетельствует о том, что важнейшей предпосылкой промышленного переворота, являются либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности. Не менее существенной предпосылкой промышленной революции считается высокая производительность сельского хозяйства вследствие, так называемой, аграрной революции. Аграрная революция заключалась в переходе от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что обеспечивало его продуктивность и рентабельность. Родиной аграрной революции была также Великобритания, где «благодаря» политике огораживания (непрерывной проводившейся с конца ХVII и весь ХVIII век) происходили глубокие перемены в производственных отношениях сельского хозяйства, и наблюдалось постоянное повышение производительности сельского хозяйства. Географический и природно-климатический факторы также обеспечили Великобритании лидерство в промышленном перевороте. Так, островное положение страны создали ей «бесплатную» защиту от разрушительных континентальных войн и дешевый транспорт. Длинная береговая линия, природные бухты и множество судоходных рек сняли зависимость от наземного транспорта, неразвитость которого задерживала рост торговли и промышленности. Достаточные запасы каменного угля в Англии способствовали быстрому переходу английской металлургии от древесного угля к каменному. Это позволило к концу ХVIII в. английской металлургии выйти на первое место в мире.

Таким образом, необходимыми предпосылками промышленного переворота является причинно-следственная связь географических, природно-климатических и социально-политических факторов. Факторами ускорения промышленного переворота считаются свободный рынок капиталов, рабочей силы и демографический рост.

В Великобритании раньше, чем в других странах были сделаны важнейшие из изобретений в хлопчатобумажной промышленности, открывшие эру промышленного переворота (изобретение «летучего челнока», создание прядильной машины, изобретение ткацкого станка Картрайта). Полностью использовать преимущества машинного производства оказалось возможным после изобретения универсального парового двигателя лондонским университетским механиком Джеймс Уаттом (1782г.). Начало использования энергии пара в промышленном производстве – центральное событие промышленного переворота. В дальнейшем паровые машины постоянно совершенствовались.

Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что, в свою очередь, вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции (товаров) потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. английским механиком Саймингтоном был построен первый в мире пароход. В 1814 г. англичанин Дж.Стефенсон построил первый паровоз. В 1825г. под его руководством в Юго-Западной Англии была сооружена железная дорога (56 км) для перевозки угля. Сконструированный Дж. Стефенсоном паровоз «Ракета» ознаменовал начало «железнодорожной революции» в Европе. В конце ХIХ- нач. ХХ в. наступила очередь, так называемых, сопутствующих производств: телеграфа, телефона, радио. К завершению промышленного переворота Великобритания стала ведущей экономической державой.

Основные последствия промышленного переворота:

    возникновение фабрично-заводского производства;

    зарождение машиностроения;

    снижение цен на товары широкого потребления;

    перестройка рынка: не покупательский спрос формировал развитие производства, а производство подталкивало расширение рынков и формировало спрос;

    увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы;

    появление промышленных кризисов – кризисов перепроизводства;

    ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы;

    ускорение процесса урбанизации, изменение соотношения между городским и сельским населением.

Великая индустриальная революция, достижения и проблемы которой будут рассмотрены в статье, началась в Англии (середина XVIII века) и постепенно охватила всю мировую цивилизацию. Она привела к механизации производства, росту экономики и созданию современного индустриального общества. Тема рассматривается в курсе истории восьмого класса и будет полезна как ученикам, так и родителям.

Основное понятие

Развёрнутое определение понятия можно видеть на картинке выше. Впервые его применил экономист из Франции Адольф Бланки в 1830 году. Развили теорию марксисты и Арнольд Тойнби (английский историк). Индустриальная революция - это не эволюционный процесс, связанный с появлением на базе научно-технических открытий новых машин (некоторые существовали уже в начале XVIII века), а массовый переход на новую организацию труда - машинное производство на крупных фабриках, пришедшее на смену ручному труду мануфактур.

В книгах встречаются и другие определения этого явления, в том числе промышленный переворот. Он применим к начальному этапу революции, в ходе которой их выделяют три:

  • Промышленный переворот: появление новой отрасли - машиностроения и создание парового двигателя (с середины XVIII века - до первой половины XIX века).
  • Организация поточного производства за счёт использования химикатов и электричества (со второй половины XIX века - до начала XX века). Впервые этап выделил Дэвид Лэндис.
  • Использование в производстве информационно-коммуникационных технологий (с конца XX века - по настоящее время). В науке по поводу третьего этапа нет единого мнения.

Индустриальная революция (промышленный переворот): основные предпосылки

Для организации фабричного производства необходим ряд условий, главными из которых являются:

  • Наличие рабочей силы - людей, лишённых собственности.
  • Возможность реализации товара (рынки сбыта).
  • Существование богатых людей, имеющих денежные накопления.

Раньше всего эти условия сформировались в Англии, где после революции XVII века к власти пришла буржуазия. Изымание земли у крестьян и разорение ремесленников в острой конкуренции с мануфактурами создали огромную армию обездоленных, нуждающихся в заработках. Переселение бывших земледельцев в города привело к ослаблению натурального хозяйства. Если сельчане сами производили для себя одежду и утварь, то горожане были вынуждены их покупать. Вывозились товары и за границу, так как в стране было хорошо развито овцеводство. В руках буржуазии скапливались прибыли от работорговли, ограбления колоний и вывоза богатств из Индии. Индустриальная революция (переход от ручного труда к машинному) стала реальностью благодаря ряду серьёзных изобретений.

Прядильное производство

Промышленный переворот сначала коснулся хлопчатобумажной промышленности, наиболее развитой в стране. Этапы её механизации можно увидеть в представленной таблице.

Эдмунд Картрайт усовершенствовал ткацкий станок (1785), ибо ткачи уже не могли перерабатывать столько пряжи, сколько производили на фабриках Англии. Повышение производительности в 40 раз - лучшее подтверждение того, что наступила индустриальная революция. Достижения и проблемы (таблица) будут представлены в статье. Они связаны с возникшей необходимостью изобретения особой двигательной силы, не зависящей от близости воды.

Паровой двигатель

Поиск нового источника энергии был важен не только в но и в горной промышленности, где труд был особенно тяжёл. Уже в 1711 году была предпринята попытка создания парового насоса с поршнем и цилиндром, внутрь которого впрыскивалась вода. Это была первая серьёзная попытка применения пара. Автором усовершенствованного парового двигателя в 1763 году стал В 1784-м была запатентована первая паровая машина двойного действия, используемая на прядильной фабрике. Введение патентов сделало возможным защиту авторских прав изобретателей, что способствовало их мотивации к новым достижениям. Без этого шага вряд ли была возможна индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица представлена на картинке ниже) показывают, что паровой двигатель способствовал промышленному перевороту в развитии транспорта. Появление первых паровозов на гладких рельсах связано с именем Джорджа Стефенсона (1814), лично управлявшего в 1825-м поездом из 33 вагонов на первой в истории железной дороге для граждан. Её маршрут протяжённостью в 30 км соединил Стоктон и Дарлингтон. К середине века вся Англия была опоясана сетью железных дорог. Чуть раньше американцем работавшим во Франции, был испытан первый пароход (1803).

Успехи машиностроения

В представленной выше таблице следует выделить достижение, без которого была бы невозможна индустриальная революция - переход от мануфактуры к фабрике. Это изобретение токарного станка, дающего возможность нарезать гайки и винты. Механик из Англии Генри Модсли совершил прорыв в развитии промышленности, фактически создав новую отрасль - машиностроение (1798-1800). Чтобы обеспечить станками работников фабрики, должны быть созданы машины, производящие другие машины. Вскоре появились строгальный и фрезерный станки (1817, 1818). Машиностроение способствовало развитию металлургии и добыче каменного угля, что позволило Англии наводнить другие страны дешёвыми промышленными товарами. За это она получила название «мастерской мира».

Коллективный труд с развитием станкостроения стал необходимостью. Сформировался работник нового типа - выполняющий только одну операцию и не способный произвести готовый продукт от начала до конца. Произошло отделение интеллектуальных сил от физического труда, что повлекло за собой появление квалифицированных специалистов, составивших основу среднего класса. Индустриальная революция - это не только технический аспект, но и серьёзные социальные последствия.

Социальные последствия

Главный результат промышленного переворота - создание индустриального общества. Его характеризуют:

  • Личная свобода граждан.
  • Рыночные отношения.
  • Техническая модернизация.
  • Новая структура общества (преобладание городских жителей, классовое расслоение).
  • Конкуренция.

Появились новые технические возможности (транспорт, связь), что повышало качество жизни людей. Но в погоне за прибылью буржуазия искала пути удешевления стоимости рабочей силы, что привело к повсеместному использованию труда женщин и детей. Общество раскололось на два противоборствующих класса: буржуазию и пролетариат.

Разоряющиеся крестьяне и ремесленники не могли устроиться на работу из-за недостатка рабочих мест. Виновниками они считали машины, заменившие их труд, поэтому размах получило движение против станков. Рабочие громили оборудование фабрик, что положило начало классовой борьбе против эксплуататоров. Рост банков и увеличение капиталов, ввозимых в Англию в начале XIX века, привёл к низкой платежеспособности других стран, что вызвало кризис перепроизводства в 1825 году. Это те последствия, которые вызвала индустриальная революция.

Достижения и проблемы (таблица): итоги промышленного переворота

Таблица про индустриальные революции (достижения и проблемы) будет неполной без учёта внешнеполитического аспекта. Большую часть XIX века экономическое превосходство Англии было неоспоримым. Она господствовала на мировом торговом рынке, который стремительно развивался. На первом этапе конкуренцию ей составляла только Франция благодаря целенаправленной политике Наполеона Бонапарта. Неравномерность экономического развития стран можно увидеть на картинке ниже.

Второй этап революции: возникновение монополий

Технические достижения второго этапа представлены выше (см. картинку № 4). Главные среди них: изобретение новых средств связи (телефон, радио, телеграф), двигателя внутреннего сгорания и печи для выплавки стали. Появление новых источников энергии связано с открытием месторождений нефти. Это позволило впервые создать автомобиль на бензиновом двигателе (1885). На службу человеку пришла химия, благодаря которой стали создаваться прочные синтетические материалы.

Для новых производств (по разработке месторождений нефти, например), требовались значительные капиталы. Усилился процесс их концентрации путём объединения компаний, а также их сращивания с банками, чья роль значительно возросла. Появляются монополии - мощные предприятия, контролирующие как производство, так и сбыт продукции. Их породили индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица будет представлена ниже) связаны с последствиями возникновения монополистического капитализма. представлены на картинке.

Последствия второго этапа промышленной революции

Неравномерность развития стран и возникновение крупных корпораций привели к войнам за передел мира, захват рынков сбыта и новых источников сырья. За период с 1870 по 1955 год произошло двадцать серьёзных военных конфликтов. В две мировые войны было вовлечено огромное количество стран. Создание международных монополий привело к экономическому разделу мира при господстве финансовой олигархии. Вместо вывоза товара крупные корпорации начали вывозить капитал, создавая производства в странах с дешёвой рабочей силой. Внутри стран господствуют монополии, разоряя и поглощая более мелкие предприятия.

Но и много положительного несут индустриальные революции. Достижения и проблемы (таблица представлена в последнем подзаголовке) второго этапа - это овладение результатами научно-технических открытий, создание развитой инфраструктуры общества, приспособление к новым условиям жизни. Монополистический капитализм - самая развитая форма капиталистического способа производства, в котором все противоречия и проблемы буржуазного строя проявляются наиболее полно.

Итоги второго этапа

Индустриальная революция: достижения и проблемы (таблица)

Достижения Проблемы
Технический аспект
  1. Технический прогресс.
  2. Возникновение новых отраслей промышленности.
  3. Экономический рост.
  4. Вовлечение в мировую экономику менее развитых стран.
  1. Необходимость вмешательства государства в экономику (регулирование жизненно-важных отраслей: энергетической, нефтедобывающей, металлургической).
  2. Мировые кризисы экономики (1858 - 1-й в истории мировой кризис).
  3. Обострение экологических проблем.
Социальный аспект
  1. Создание развитой социальной инфраструктуры.
  2. Повышение значимости интеллектуального труда.
  3. Рост среднего класса.
  1. Передел мира.
  2. Обострение социальных противоречий внутри страны.
  3. Необходимость вмешательства государства в урегулирование отношений работников и работодателей.

Индустриальная революция, достижения и проблемы которой представлены в двух таблицах (по итогам первого и второго этапов), - величайшее достижение цивилизации. Переход к фабричному производству сопровождался техническим прогрессом. Однако риск военных и экологических катастроф требует того, чтобы развитие современных технологий и использование новых источников энергии находились под контролем гуманистических общественных институтов.

Начало промышленного переворота.

Технические достижения. В конце ХVIII в. в промышленности ряда стран Европы начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства. Этот переход называется промышленным переворотом, повлекшим за собой важные последствия.

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети ХVIII в. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретении в области механики. В 1733 г., например, был изоб­ретен «летучий челнок» для выделки сукна, что значительно ус­корило производство тканей. Изобретение это стимулировало ра­боту прядильщиков: вскоре была создана машина, прявшая нить без участия человека. Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была изобретена знаменитая прялка «Дженни», а еще через несколько лет в Англии появилась первая прядильная фабрика, на которой машины работали с помощью водяного колеса.

В других отраслях промышленности тоже в это время произош­ли существенные изменения. В 1765 г. Джеймс Уатт построил па­ровую машину, а спустя шесть лет усовершенствовал ее. Изобре­тение паровой машины привело со временем к повсеместному распространению фабрики.

Для работы машин нужен был уголь, поэтому стала усиленно развиваться его добыча. Возросла потребность в металле, что при­вело к усовершенствованию металлургии. Острая конкуренция предпринимателей в XIX в. потребовала от владельцев предприя­тий постоянного внедрения на производстве последних достиже­ний науки. Накопленные знания позволили получить из угля кокс и с его помощью резко снизить затраты при производстве чугуна.

Еще в 1722 г. французский естествоиспытатель А.Реомюр от­крыл секрет производства стали. Рецепты Реомюра стали осуще­ствимыми после того, как в 1856 г. англичанин Г Бессемер нашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгора­ния из него излишнего кислорода и превращения в сталь. Практи­чески одновременно братья Э. и П. Мартены создали специальную печь для восстановления чугуна, названную их именем.

В 1825 г. Дж. Стефенсон провел пассажирский состав. Протя­женность железных дорог росла очень быстро. В 1830 г. стокилометровый рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. Англия покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровоза и вагоностроения.

Зарождение индустриального общества.

Начавшаяся в Англии промышленная революция позже распространилась на другие стра­ны Европы, США. Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество. Зародилось и мировоззре­ние, ставшее идейной основой индустриального общества.

Индустриальное общество должно быть основано на идеях сво­боды, равенства и независимости: предприниматели не зависели от власти государства, покупатели и продавцы были равны, каж­дый член общества должен быть свободным в своих действиях.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получи­ло в Англии. Здесь еще во второй половине ХVII в. была установ­лена свобода промыслов. Складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции. Развитию свободной конку­ренции в Англии способствовало отсутствие внутренних таможенных пошлин.

Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т. е. людей, нуждавшихся в покупке изделий промышлен­ности) сочетались в Англии с бурным процессом так называемо­го первоначального накопления капитала. Капитал - это деньги, приносящие доход. В ХVII - ХVIII вв. денежные средства скопились в Англии в таком количестве, что образовался целый слои богатых людей, искавших прибыльного помещения для своих капиталов.

Возникает и промышленный пролетариат - люди, работающие на фабриках. Труд их был тогда очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, зарплата была низкой. Изобретение новых машин приводило к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Это выражалось в периодической поломке машин и орудий труда (луддизм). По закону порча машин каралась смертью.

Завершение промышленного переворота в Англии.

В первой половине XIX в. промышленный переворот в Англии завершился. Именно в этой стране он приобрел наиболее зрелые, классиче­ские формы своего развития. Англия превратилась в XIX в. в «мас­терскую мира» и оставалась ею почти до конца века.

Наиболее восприимчивой к новым веяниям оказалась легкая промышленность. Это обусловлено тем, что быструю прибыль мо­жет дать лишь продукция, необходимая рядовому потребителю, ­одежда, обувь, ткани. Станки и машины, необходимые произво­дителям, приносят прибыль лишь спустя какое-то время.

Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX в.

В XIX век Великобритания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызванного непрерывными войнами с Францией. Выдержать страшное напряжение войны помогало лишь опасение вторжения со стороны Франции, объединявшее нацию. Континентальная блокада, введенная Наполеоном, резко подняла цены на продовольствие, что породило «голодные бунты».

Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала континенталь­ную блокаду, но вызвала новые проблемы. Из армии и флота были уволены до полумиллиона человек. Правительство сократило свои заказы. В Англию стало поступать дешевое европейское зерно. Па­дение цен породило панику, охватившую не только фермеров, но и аристократию - лендлордов. Был снижен, а затем и вовсе отме­нен подоходный налог, падавший в основном на богатых, и по­вышены косвенные налоги, ложившиеся бременем на основную массу населения. В 1815 г. были приняты «хлебные законы», фак­тически запрещался ввоз хлеба в страну. В результате цены на хлеб неимоверно выросли. Основной пищей трудовых семей надолго стали картофель и репа.

Несмотря на значительные трудности, ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства в Англии продолжалось.

Экономическое развитие другой ведущей западноевропейской страны - Франции в первой половине XIX в. также продвигалось успешно. В первом десятилетии XIX в. промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных стран, протекционист­ская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако сами войны Наполеона способствовали подрыву экономики. Пораже­ние в борьбе с антифранцузской коалицией нанесло серьезный удар по французской экономике, от которого ей, однако, удалось довольно быстро оправиться. В период правления Бурбонов в про­мышленности ручной труд продолжал сменяться машинным. Рос­ло количество фабрик и заводов.

В экономическом плане в 30 - 40-е гг. XIX в. Франция являлась наиболее развитой (после Англии) страной Европы. К концу пер­вой половины XIX в. фабрично-заводской тип производства лиди­ровал в черной металлургии и интенсивно внедрялся в машино­строение. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на 2/3. Быстро развивались новые отрасли, прежде всего химическая.

Особенности экономического развития во второй половине XIX в.

Во второй половине XIX в. в экономике передовых стран Европы вновь происходят перемены. Они повлияли на жизнь общества и политическое развитие этих стран и всего мира.

Эти перемены связаны с зарождением монополий. Монополиями считаются круп­ные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собствен­ности, которая может быть индивидуальной, групповой, акцио­нерной, и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производ­ства и капитала с целью установления повышенных цен и извле­чения повышенных прибылей.

Появление монополий было вызвано прогрессом в технике, усложнением производственного процесса. Для него требовалось все больше капитала, так как все дороже становились машины и сырье. Поэтому предприниматели начинали объединяться.

Ускорению этого объединения способствовали экономические кризисы. Внедрение новой техники вело к сокращению рабочих, в результате они переставали покупать про изводимые товары. Так возникал кризис перепроизводства. Первый такой кризис про­изошел в Англии еще в 1825 г. В 1858 г. начался первый мировой экономический кризис. Во время кризисов многие предприятия за­крывались, предприниматели разорялись. Объединению предпри­нимателей было проще преодолеть последствия кризисов.

Важнейшей стороной развития монополий стала новая роль банков и других финансовых учреждений в экономике. Рост кон­центрации производства и капитала заставлял промышленные ком­пании искать с банками прочные связи для получения долгосроч­ных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из посредников превращаются во всесиль­ных монополистов. Во второй половине XIX в. ускорился процесс сращивания производства и капитала. Существовали монополии следующих типов: синдикат, трест, картель, концерн.

Картель - объединение самостоятельных предприятий, осно­ванное на временном соглашении с целью установления контро­ля над рынком определенного товара, повышения цен на этот товар и обеспечения монопольно высокой прибыли. Чем выше концентрация производства и капитала в той или иной отрасли, чем меньше в связи с этим число господствующих в ней предприятий, тем больше возможностей сговора между ними для контро­ля над рынком. На определенной стадии концентрации такой сго­вор становится необходимостью.

Картель может предусматривать установление обязательных для всех участников минимальных цен на товары, разграничение рай­онов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в нем каждого участника.

Синдикат представляет собой объединение самостоятельных предприятий какой-либо отрасли промышленности, основанное на соглашении о совместном сбыте товаров. Синдикат создается с целью обеспечения монопольного господства на рынке, установ­ления монопольных цен и получения наивысшей прибыли. Участ­никами синдиката являются как отдельные предприятия, так и целые тресты и концерны, которые используют синдикат для под­чинения своему контролю мелких предприятий и расширения своего влияния на внутренних и внешних рынках.

Трест - это форма объединения, при которой объединяющиеся предприятия теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению. Владельцы вошедших в трест предприятий лишаются права распоряжаться ими непосредственно.

Высшей формой монополий были концерны - объединения; предприятий, банков, торговых фирм на основе общей финансовой зависимости от определенной группы капиталистов.

Нередко формально самостоятельные концерны объединялись в финансовые группы посредством системы участий в финансовой зависимости от головного общества - «финансового дома» (Морганов, Рокфеллеров в США).

После мирового экономического кризиса 1873 г. начинается процесс развития картелей, которые, правда, быстро распадались. К концу XIX столетия картели были одной из основ евро­пейской экономики. К началу ХХ в. число концернов и трестов в США увеличилось с 185 до 250. Новым явлением стало появление международных картелей в добывающей, химической, металлургической, электротехнической и других отраслях промышленности.

Роль государства в экономике.

В первой половине XIX в. резко сократилось государственное вмешательство в экономику. Банки­ры, владельцы промышленных предприятий настойчиво отстаи­вали свободу предпринимательства. По их мнению, роль государства должна была ограничиться лишь охраной общих условий, благоприятствующих развитию хозяйственной жизни страны (пути сообщения, средства связи, поддержание устойчивости денежно­го обращения), и защитой их внешних интересов.

Однако во второй половине XIX в. возрастает роль государства в управлении колониями, а войны (например, франко-прусская 1870-1871 п.) содействуют получению страной-победительницей огромных военных контрибуций. Государственное вмешательство в экономическую жизнь заключал ось также во введении фабричного и государственного законодательства страхования рабочих.

Старые государственные предприятия еще сохраняются, прежде всего, в военной области, но уже теряют свое былое значение. Го­сударственные земли, недра, леса постепенно переходят в част­ные руки. Во владении государства остаются только транспорт и дороги, имеющие важный стратегический характер.

Наиболее сильное влияние государства на экономику было в Германии. Здесь происходило огосударствление железных дорог, была введена табачная монополия.

К началу ХХ столетия происходит сращивание крупнейших мо­нополий с государственным аппаратом. Государственные чиновни­ки возглавляли монополистические объединения. В некоторых слу­чаях монополии наделяются функциями государственной власти. Нередко государственные и частные монополии переплетались между собой.

Перемены в экономике крупнейших стран.

Франция окончательно превратилась в страну монополистического капитала в начале ХХ в. В эти годы происходили быстрый рост концентрации производ­ства, увеличение монополий и их укрепление.

В 1897 г. в стране начался экономический подъем, который ох­ватил все отрасли промышленного производства, особенно ме­таллургическую. Экономический подъем сопровождался ростом внешней торговли, усиленным ввозом сырья и машин, ростом внутреннего движения грузов, повышением доходов железных дорог и увеличением стоимости векселей французского банка.

К концу XIX в. на первое место по темпам роста промышлен­ности выходят США и Германия.

Развитие производства потребовало защиты прав рабочих, ру­ками которых и создавалось национальное богатство государств. Раньше всего это было предпринято в Германии, где было введе­но государственное страхование рабочих.

В Англии также узаконили профсоюзы (тред-юнионы), предо­ставив им статус юридического лица и судебную защиту их фон­дов. Был запрещен труд детей до 10 лет на производстве. В 1891 г. принят закон о бесплатном начальном образовании.

Особенно велико было значение профсоюзов в США, где ра­бочее движение приняло широкий размах. Американские профсоюзы (ОРТ и АФТ) возглавили движение рабочих за свои права. Борьба эта проходила в форме стачек, массовых выступлений, нередко сопровождавшихся столкновениями с полицией. Главными тре­бованиями рабочих было увеличение заработной платы, введения 8-часового рабочего дня, охраны труда на производстве.

1. Какие изменения произошли в промышленном производстве в XIX в.? Какую роль стали играть в развитии промышленности новые отрасли?

Со времён Средних веков ведущую роль в производстве играл текстиль. Именно из-за поставок шерсти для текстильного производства происходил процесс огораживания, в этой отрасли наиболее активно развивались мануфактуры, именно там, в основном появлялись новые промышленные изобретения на протяжении XVIII века. Однако в XIX веке акцент постепенно начинает смещаться на тяжёлую промышленность. Текстиль обеспечивает лишь одну потребность человека, в то время как чугун и сталь нужны для удовлетворения многих потребностей в бурно развивавшейся промышленности и на транспорте. Потому именно тяжёлая промышленность стала быстро занимать лидирующие позиции.

2. Заполните таблицу.

Технический переворот

3. Сделайте вывод о том, как изменилось общество в результате внедрения технических достижений. Укажите особенности промышленного развития отдельных регионов Европы. Назовите страны, ставшие лидерами промышленного развития.

В результате внедрения технических новшеств изменились все стороны жизни общества. Другой стала повседневная жизнь людей, их трудовая деятельность. Нельзя также забывать о процессе урбанизации. В XIX веке население Европы становится преимущественно городским, что означает совсем другую повседневную культуру. При этом не все страны шли по пути индустриализации с одинаковой скоростью. Опережала всех в этом отношении Англия – к середине XIX века половина её населения жила в городах. Несколько отставала от Англии, но быстро навёрстывала упущенное Франция, догоняли их Пруссия и Австрия. В то же время та же Италия (в первой половине XIX века ещё разделённая) оставалась мало затронутой индустриализации. Однако такие страны всё равно не могли жить по старому, потому что промышленные товары проникали по всей Европе и по всему миру, меняя его.

4. Какие противоречия в обществе углубила промышленная эпоха? Каковы были социальные последствия второй промышленной революции?

В странах, в которых прошли буржуазные революции противоречия между привилегированными и не привилегированными сословиями уже были неактуальны. Например, в Великобритании таковых уже не существовало. Однако промышленный переворот усугубил столь же древние противоречия между имущими и неимущими, в данном случае – взаимоотношения наёмных рабочих (пролетариев) и их нанимателей. Одним из главных социальных последствий промышленной революции было создание и укрепление рабочего класса, который в развитых странах постепенно становился одной из основных групп в обществе.

5. Охарактеризуйте положение рабочего класса промышленных стран.

Рабочий класс не имел других средств к существованию, кроме продажи собственного труда, из-за этого полностью зависел от конъюнктуры рынка: во время кризисов безработица росла, зарплаты снижались, условия труда падали. При этом даже между кризисами положение рабочих нельзя назвать завидным, потому что в начале не было никаких законодательных норм, которые могли бы ограничить их эксплуатацию, а сами они вынуждены были соглашаться на любые условия, так как не могли заработать на жизнь другим путём. При этом рабочие изначально были склонны к коллективной борьбе за права. На самом производстве они работали большими коллективами, кроме того, постоянно видели общность своего образа жизни и своих потребностей.


Внутрипредметные связи. Промышленная революция. Аграрная революция. Технические изобретения конца XVIII в. Паровой двигатель.
Основные факты и понятия. Правительственная политика поощрения отечественной промышленности, ее формы.

Протекционизм. Технический переворот, переход к машинному производству машин. Железнодорожная революция.

Первый вариант проведения урока
План урока Правительственная политика поощрения промышленности. Технические изобретения. Формирование новых промышленных районов. Железнодорожная революция.
Ход урока Материал о правительственном поощрении промышленности (протекционизме) знаком ученикам из курсов Новой истории 7 класса и Истории России ХVП- ХVШ вв., поэтому он требует скорее повторения и закрепления, нежели объяснения. Что побуждало консервативные правительства заботиться о развитии промышленности, ведь интересы аристократов и дворян этого не требовали? Вспомните, что такое политика протекционизма. Каковы были формы государственной поддержки промышленности? Проводило ли английское правительство политику протекционизма? Объясните свое мнение. В чем состояли положительные и отрицательные результаты политики протекционизма для развития промышленности европейских стран? Вопрос о технических изобретениях первой половины XIX в. можно изучать на основе небольших сообщений учащихся, или чтения по группам пунктов параграфа «Технический переворот в текстильной промышленности», «Соперничество воды и пара», «Индустриализация металлургии», «Рождение парового судоходства», «Железнодорожная революция», или рассказа учителя. Любая форма работы сопровождается заполнением таблицы «Важнейшие технические изобретения XIX в.». При изучении материала целесообразно обращать внимание учеников на иллюстрации изучаемых изобретений, которые помещены в учебнике.

Важнейшие технические изобретения XIX в.


Отрасль
промышлен
ности

Дата
изобрете
ния

Страна

Изобретение

Значение
изобретения

Текстильная
промышлен
ность

1801 г.

Франция

Шелкоткацкий станок

Увеличение количества производимой продукции


1810 г.

Франция

Льнопрядильная машина

Увеличение
скорости
прядения


20-е гг. XIX в.

Англия

Автоматическая прядильная машина

Увеличение
скорости
прядения


20-е гг. XIX в.

США

Хлопкоочис
тительная
машина

Увеличение
производства
хлопка-сырца


Середина XIX в.

США

Швейная машина («Зингер»)

Облегчение
процесса
шитья

Металлургическая про- мышлен- ность

1784 г.

Англия

Новый метод выплавки чугуна и железа - пудлингование

Улучшение качества металла


Середина 50-х гг. XIX в.

Англия

Бессемеровский метод переплавки чугуна в сталь

Получение из чугуна стали - гибкого, твердого и прочного материала


Середина 60-х гг. XIX в.

Франция

Мартеновская печь

Получение стали не только из чугуна, но и из металлического лома

Машино
строение

Первая половина XIX в.

Англия

Увеличение мощности парового двигателя до нескольких сотен лошадиных сил

Увеличение производительности машин в несколько сотен раз

Окончание

После заполнения таблицы в сильном классе можно предложить вопросы и задания для ее анализа. Определите, в каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первыми в области технических изобретений. Какая новая отрасль промышленности появилась в первой половине XIX в.? Почему технические новшества в сельском хозяйстве появились гораздо позже, чем в промышленности, и очень медленно распространялись? 4. Вопрос о формировании новых промышленных районов и строительстве железных дорог можно изучать на основе информационного сообщения учителя и работы с двумя картами учебника: «Промышленная революция в Европе» (с. 127) и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» (с. 140).
Учитель говорит о том, что новой чертой развития промышленности в XIX в. стало формирование новых промышленных районов, в которых концентрировалась крупная индустрия. Это происходило в связи с необходимостью приблизить производство к источникам сырья, в частности каменного угля. Данные процессы отражены на карте «Промышленная революция в Европе». Важным фактором
развития промышленности стала революция в системе транспорта. Появление железных дорог существенно сократило время и увеличило объемы перевозимых товаров. О темпах железнодорожного строительства свидетельствует карта «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». Подробный анализ карт можно предложить ученикам в качестве домашней практической работы. Соотнесите размеры территорий, на которых преобладало сельское хозяйство, и территорий, на которых развивалась промышленность. Сделайте выводы. Найдите на карте места добычи угля. Назовите города или реки, рядом с которыми они находятся. Какие производства расположены рядом с угледобывающими? Случайно ли это? Почему многие предприятия расположены рядом с реками? В каких странах больше всего промышленных предприятий? Объясните почему. Изучите карту «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и определите, в каких районах железные дороги строились в первую очередь, а в каких - позднее. Какие районы Европы почти не покрыты сетью железных дорог? Предположите почему. Сравните карты «Промышленная революция в Европе» и «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.». В каких районах Европы количество железных дорог было самым большим? Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между промышленным развитием и строительством железных дорог? Поясните свой ответ с помощью карт.
Второй вариант проведения урока
В сильном классе урок проводится в форме лабораторно-практического занятия.
Опережающее домашнее задание. Класс делится на четыре группы, каждая из которых будет представ
лять одну из стран: Великобританию, Францию, Германию, США, Бельгию. В учебнике изучаются материалы параграфа и выполняются следующие задания:
а) от имени правительства страны подготовить выступление о политике в отношении промышленности;
б) отдельные учащиеся готовят сообщения о технических изобретениях, сделанных в XIX в., и об их значении.
План урока Правительственная политика поощрения промышленности. Технические изобретения. Развитие основных отраслей промышленности. Железнодорожная революция.
Ход урока Изучение вопроса о промышленной политике правительств ведущих стран начинается с выступлений групп, подготовленных дома. В дополнение к учебнику учащимся можно предложить следующие материалы.
Материалы для учащихся
В 30-е гг. радикалы Великобритании ставили вопрос о введении свободы торговли, ибо мастерской мира нечего было опасаться конкуренции зарубежных товаров. Правительство не могло игнорировать развернувшуюся кампанию. Премьер-министр лорд Мельбурн решил разобраться в системе таможенных сборов. Созданная для этого комиссия обнаружила 500 видов товаров, облагавшихся таможенными сборами. Из них 10 приносили 80% дохода, а остальные - смехотворную мелочь. Так, среднегодовой сбор от ввоза стеклянных глаз для кукол (существовал и такой!) составлял один шиллинг три с половиной пенса,
т. е. меньше тогдашнего российского полтинника. В результате реформы таможенной системы в 1846 г. в Англии были отменены хлебные законы, в 1849 г. - Навигационные акты, защищавшие британский торговый флот от иностранной конкуренции. Таким образом, правительство проводило принцип свободы торговли.
Железнодорожное строительство в США поощрялось федеральными кредитами и земельными пожалованиями железнодорожным компаниям. К концу века железные дороги соединили все штаты, а четыре магистрали - тихоокеанское и атлантическое побережья.
В 1834 г. в Германии был создан Немецкий таможенный союз, который постепенно расширялся. В 1854 г. Таможенный союз охватывал практически все земли Германии, за исключением Австрии. Требуя единых таможенных правил и решений, он обеспечивал своим членам
невысокие ввозные пошлины и способствовал включению германских государств в международный товарооборот.
Далее организуется самостоятельная работа групп с текстами документов учебника, характеризующих правительственную политику: для Германии - документ и вопрос к нему на с. 162-163; для Великобритании и Франции - документ и задание к нему на с. 163.
Представитель каждой группы сообщает классу о результатах проделанной работы. Группа, представляющая США, обобщает эти результаты, и в классе формулируются основные направления деятельности правительств в области поощрения промышленности. Вопрос о технических изобретениях предлагаем изучить в ходе учебной игры «Всемирная промышленная выставка». Учитель говорит о том, что в 1851 г. в Лондоне впервые прошла всемирная выставка, на которой были представлены успехи промышленного развития и технические изобретения (материал об этом см. в § 15). Учащиеся представляют пять «павильонов» выставки (соответственно пяти отраслям промышленности), в которых были сделаны важнейшие изобретения. На столах расставлены изображения, представляющие эти изобретения. Каждая группа рассказывает об изобретениях в своей отрасли, а остальные определяют значение этих изобретений для развития промышленности. Развитие основных отраслей промышленности и их соотношение в разных странах изучается на основе анализа трех статистических таблиц, помещенных в учебнике на с. 167. Изучите данные о развитии каждой отрасли промышленности в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось производство в каждой отрасли. Сравните итоговые цифры (к концу XIX в.), полученные в вашей стране, с аналогичными показателями других стран. Сделайте выводы об общем уровне развития вашей страны по сравнению с другими. Определите причины таких показателей.
Группе, представляющей США, предлагается фрагмент документа, содержащего статистические данные о развитии этой страны.
Общие данные о развитии промышленности США
Почти во всех частях страны, в особенности на Атлантическом побережье, имеется в изобилии водяная энергия, которая широко применялась для различных промышлен
ных целей. Создание гидравлических машин, стационарных и подвижных паровых двигателей и разных механизмов, используемых в шахтах, на заводах, в доменных печах, кузнечных цехах, на фабриках, на строительстве дорог, мостов, каналов, железных дорог и т. д., приобрело большое значение. Годовая продукция машиностроительных предприятий, согласно переписи 1850 г., оценивалась в 27 998 344 долл., а в 1860 г. - в 47 118 550 долл., без учета швейных машин. Средние штаты, давшие свыше 48% всей продукции, рассматриваются как самые крупные поставщики, но по темпу развития в южных и западных штатах отмечено сравнительно большее увеличение. Относительный рост виден из следующих данных: Новая Англия - 16,4%, средние штаты - 55,2%, южные штаты - 387% и западные - 127%.
Первое место по стоимости продукции и величине вложенного капитала занимает хлопчатобумажная промышленность. Она выросла с невиданной быстротой. Общая стоимость хлопчатобумажных товаров, изготовленных в Новой Англии, увеличилась на 83,4%. Определите, какие отрасли промышленности занимали ведущее место в США. На сколько процентов увеличилась годовая продукция машиностроения за 10 лет? Как вы думаете, это много или мало? Оцените темпы развития промышленности в разных штатах за 10 лет. В каких штатах они были выше всего? Как вы думаете, какая промышленность была особенно развита в южных штатах? Последний этап урока посвящен изучению системы железных дорог в Европе. Учащиеся работают с картой «Железные дороги в Европе в 1850-1885 гг.» и статистической таблицей «Протяженность железных дорог в отдельно взятых странах» (с. 168). Изучите статистические данные о протяженности железных дорог в вашей стране. Подсчитайте, во сколько раз она увеличилась с 1840 по 1900 г. В какой период строительство дорог было наиболее интенсивным? Сравните итоговые цифры (к 1900 г.), полученные в вашей стране, с аналогичными показателями других стран. Определите место страны по протяженности железных дорог. Не забудьте, что объективно оценить масштабы железнодорожного строительства можно только при соотнесении данных о протяженности дорог с размерами территории страны.

На завершающем этапе урока подводятся итоги промышленного развития изучаемых стран и Европы в целом к концу XIX в., определяются лидирующие в экономическом положении государства, выясняются причины подобного положения.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний