Финансовая деятельность включает следующие виды. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности

Главная / Управление бизнесом

Любое общество для обеспечения нормального (достаточно комфортного) уровня своей жизнедеятельности осуществляет множество видов конкретного труда. С этой целью создаются определенные организации, которые совместно выполняют ту или иную миссию и действуют на основе определенных правил и процедур. Предприятие (организация) - это организационно выделенное и экономически самостоятельное основное (первичное) звено производственной сферы народного хозяйства, изготавливающее продукцию, выполняющее работу или предоставляющее услуги.

В практике хозяйствования каждое предприятие как сложная производственно-экономическая система осуществляет много конкретных видов деятельности. Каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы (стратегию) развития, исходя из спроса на изготовляемую продукцию (работу, выполняемые услуги) и необходимости постоянного увеличения собственной прибыли, а также осуществляет материально-техническое обеспечение производства.

Функционирование предприятия сопровождается непрерывным кругооборотом средств, осуществляемым в виде затрат ресурсов и получения доходов, их распределения и использования.

У каждого предприятия есть определенная цель. Целей может быть и несколько, ставят их обычно собственники, а для достижения используются материальные и кадровые ресурсы, с помощью которых осуществляется финансово-хозяйственная деятельность. То есть по сути своей финансово-хозяйственная деятельность является инструментом для достижения иерархических, экономических и других целей, стоящих перед конкретным предприятием.

Финансово-хозяйственная деятельность - это целенаправленно осуществляемый процесс практической реализации функций предприятия, связанных с формированием и использованием его финансовых ресурсов для обеспечения экономического и социального развития. Она осуществляется на всех стадиях жизненного цикла предприятия: от момента его рождения и до момента его ликвидации как самостоятельного субъекта хозяйствования. Процесс осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется широким спектром его финансовых отношений с различными субъектами финансовой системы страны.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется, прежде всего, количеством и ассортиментом выпускаемой продукции, а также объемом ее реализации. Объем выпускаемой продукции напрямую зависит от наличия и качества производственных мощностей, наличия необходимого сырья, материалов или комплектующих, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции.

В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия - себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние предприятия.


Финансово-хозяйственная деятельность предприятий - это целенаправленная деятельность на основе принимаемых решений, каждое из которых оптимизируется на основе интуиции или расчетов. Под риском принятия решения понимается вероятность несоответствия полученных результатов реализованного решения поставленным целям.

Факторов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия или организации, достаточно много. Не все их можно проанализировать. Важнейшими являются имеющиеся в наличии ресурсы - финансовые, материальные, кадровые.

Цель финансово-хозяйственной деятельности - получение максимально возможных результатов. Задачами, которые решаются при достижении цели являются: обеспечение производственного процесса ресурсами и управление ими; организация производственно-технологического процесса; формирование положительных результатов. Задачами управления финансово-хозяйственной деятельности являются: планирование, контроль, корректировка, анализ, повышение эффективности.

Финансово-хозяйственная деятельность выступает деятельностью, прежде всего, по поводу ее основы - финансов предприятия. Однако эффективность организации финансов выступает как финансовое состояние предприятия. Последнее зависит от эффективной организации всего денежного оборота. Поэтому финансово-хозяйственная деятельность как понятие охватывает широкий спектр деятельности в рамках предприятия, состоящий из контроля за обеспечением денежных расчетов, получением денежных доходов и осуществлением расходов, формированием и распределением денежных накоплений и финансовых ресурсов.

Многообразная финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется на основании планово-прогнозных текущих и оперативных финансовых документов. Объектами планирования, регулирования и контроля в них выступают денежные и финансовые отношения, материализованные в соответствующие показатели. Главными объектами финансово-хозяйственной деятельности выступают те многообразные денежно-финансовые отношения предприятий, которые составляют содержание финансов предприятий.

Под эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует понимать её результат, полученный или потенциально возможный в процессе преобразования определённых ресурсов в конечный продукт (работу, услугу). Уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется уровнем его затрат, результатов и финансового состояния. Именно поэтому для того, чтобы определить уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо рассчитать комплекс показателей, характеризующих его затратоёмкость, результативность и финансовое состояние.

Для определения сущности финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо дать определение основных составляющих его элементов. Такими элементами являются: финансы предприятия, структура средств предприятия, структура имущества предприятия, цели финансового анализа, субъекты анализа.

Савицкая Г.В. пишет, что в условиях рынка финансы предприятий приобретают особенно важное значение. Возрастающую роль финансов предприятий следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире.

Основной целью оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, по мнению Стражева В.П., является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, о которых пойдет речь в следующем параграфе выпускной квалификационной работы.

ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова» (ИЭУП)

Антошкин Дмитрий

Михайлович

Курс заочного отделения

Ускоренные сроки обучения

Юридического факультета

Гр. 261-у

Контрольная работа

Пофинансовому праву

Вариант № 1

За 3 семестр 2017/2018 уч. года

Телефон (89083472151)

Казань-2017

1. Что понимается под финансовой деятельностью государства? Какова ее конституционнаяоснова……………………………………………………………3

2. Назовите, по каким критериям можно ограничить финансовое право от административного и гражданского права, приведите примеры……………..….7

3. Каковы субъекты (резиденты и нерезиденты) и объекты валютных отношений………………………………………………………………………......11

4. Раскройте отчетную стадию бюджетного процесса………………………….17

5. Задача: Индивидуальный предприниматель О. попал в автомобильную катастрофу, в результате чего 2 месяца пролежал в больнице и не уплатил своевременно сумму налога. Налоговый орган установил, что образовалась недоимка в сумме 50 тыс. рублей, и вынес решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности. О. отказался оплатить штраф, сославшись на то, что данное правонарушение было совершенно им вследствие болезненного состояния. Как, по вашему мнению, следует разрешить возникший конфликт………………………………………………………………21

6. Список использованных нормативно-правовых актов, специальной и учебной литературы………………………………………………………………..22


Что понимается под финансовой деятельностью государства. Какова ее конституционная основа.

Необходимость использования финансов (финансовой систе­мы) обусловила осуществление государством и муниципальны­ми обра­зованиями специальной, а именно финансовой деятель­ности. В ходе финансовой деятельности производится планомер­ное и це­ленаправленное образование (формирование), распреде­ление и ис­пользование государственных и муниципальных цен­трализован­ных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, поддержания деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целяхреализации социально-экономических задач местного значения иобеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана с общей направленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами.

Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемый элемент каждой из них - функции контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов,обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Конституция РФ имеет большое значение для всех источников права как основополагающий документ.Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин​ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав​ливаются федеральнымизакономи; нормы ст. 71, закрепляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;ч. 5 ст. 101, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая норму о том, (например обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; в ст. 114, устанавливается, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государствен​ной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде​рального бюджета.

Финансово-правовые нормы содержатся также в законода​тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конститу​цией РФ). В их числе - Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г., принятый в соот​ветствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ и определяющий компе​тенцию и порядок деятельности органа государственного финан​сового контроля.

Также значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции РФ, закрепляющие федеративное устройство России (ст.1, 5, 65, 66), разграничивающие компетенцию между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст.12, 71-73, 130-133), определяющие формы и содержание права собственности (ст.8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента РФ (ст.80, 84, 90), Федерального собрания (ст.101, 104, 106), Правительства (ст.114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57).

Конституционные основы оказывают влияние на всю правовую систему, но в особенности на законодательство.

Содержание финансовой деятельности предпри­ятия рассматривается обычно в широком и узком ее зна­чении. В широком понимании под финансовой деятель­ностью предприятия понимаются все аспекты управления финансами отдельного хозяйствующего субъекта; это управление выделилось в начале XX века в специальную область знаний, получившую название “финансовый менеджмент”.

В узком значении под финансовой дея­тельностью предприятия понимается управление денеж­ными потоками, связанными с привлечением и обслу­живанием внешних источников его финансирования. Эти денежные потоки оказывают прямое влияние на форми­
рование общей прибыли предприятия; поэтому в данной работе мы ограничимся только такой узкой трактовкой финансовой деятельности предприятия, сформулировав ее следующим образом: “Под финансовой деятельностью предприятия понимается целенаправленная система мер по обеспечению привлечения необходимого объема капитала из внешних источников и своевременного и полного вы­полнения обязательств по его обслуживанию и возврату”.

Для того, чтобы полнее представить объект финан­совой деятельности предприятия, формирующей соответ­ствующие денежные потоки, рассмотрим состав внеш­них источников формирования его финансовых ресурсов (рис. 14.1).

Рисунок 14.1. Состав внешних источников формирования финансовых ресурсов предприятия

Как видно из данных рисунка, состав внешних ис­точников формирования финансовых ресурсов предпри­ятия весьма многообразен, что предопределяет сложность формирования денежных потоков, связанных с финан­совой деятельностью и оказывающих существенное вли­яние на эффективность их функционирования.

Финансовая деятельность предприятия (в рассматри­ваемом нами значении) характеризуется следующими основными особенностями:

1. Она является главной формой обеспечения разви­тия операционной и инвестиционной деятельности предпри­ятия. Задачи финансовой деятельности и ее масштабы определяются стратегией развития операционной дея­тельности предприятия и его инвестиционной политикой. Обеспечивая приток финансовых ресурсов для развития операционной и инвестиционной деятельности, она спо­собствует реализации стратегических целей предприятия. Вместе с тем, по отношению к операционной и инвес­тиционной деятельности предприятия, финансовая его деятельность носит подчиненный характер. Это связа­но с тем, что формирование финансовых ресурсов из внешних источников не является для предприятия са­моцелью, а всегда подчинено задачам эффективного их использования в процессе операционной и инвестици­онной деятельности.

2. Финансовая деятельность предприятия носит ста­бильный характер, т.е. осуществляется постоянно. Это

связано с тем, что каждое предприятие в той или иной степени в процессе своего развития нуждается во внеш­нем финансировании, а соответственно и обеспечивает его обслуживание. Только предприятие, свертывающее объемы операционной и инвестиционной деятельности, может позволить себе “передышку” в осуществлении фи­нансовой деятельности по привлечению денежных ре­сурсов из внешних источников.

3. Формы и объемы финансовой деятельности в зна­чительной мере зависят от отраслевых особенностей и организационно-правовых форм деятельности предприятия.

Отраслевые особенности деятельности предприятия, фор­мирующие продолжительность операционного цикла, его сезонность, общую капиталоемкость производства и реа­
лизации продукции, определяют пропорции в исполь­зовании собственного и заемного денежного капитала, а также в объемах привлечения финансовых средств из внешних источников по отдельным периодам, Организа­ционно-правовые формы деятельности влияют на состав источников привлечения внешнего капитала (дополни­тельную эмиссию акций; привлечение дополнительного паевого капитала и т.п.).

4. Финансовая деятельность предприятия генерирует свои специфические виды рисков, объединяемые понятием “финансовый риск”. Главными из этих рисков являются риск неплатежеспособности и риск потери финансовой устойчивости предприятия. Риск неплатежеспособности вызывается существенным возрастанием объема обяза­тельств предприятия в процессе привлечения денежных ресурсов, которые в периоды спада конъюктуры товар­ного рынка не могут быть обеспечены активами в высо­коликвидной форме (формируя так называемый “спазм ликвидности”). Риск потери финансовой устойчивости генерируется несовершенством структуры капитала (чрез­мерной долей привлечения и использования заемных средств). По своим финансовым последствиям оба эти риска относятся к числу наиболее опасных, формируя непосредственную угрозу банкротства предприятия. Ме­ханизм осуществления финансовой деятельности пред­приятия строится в тесной связи с уровнем финансового риска.

5. Финансовая деятельность определяет специфичес­кий характер формируемых ею денежных потоков предпри­ятия. Эта специфика заключается в том, что в процессе финансовой деятельности положительный денежный по­ток (поступление финансовых ресурсов из внешних источников) всегда в итоге этой деятельности ниже по объему, чем отрицательный денежный поток (обслужива­ние и возврат внешнего долга), хотя в отдельные пери­оды времени этот процесс может временно носить об­ратный характер. Естественно речь идет о денежных потоках, приведенных к настоящей стоимости, так как по каждой финансовой операции они осуществляются с разрывом во времени.

Такая ситуация вызывается тем, что любой кредитор (по привлекаемым заемным средствам) или инвестор (по 506

привлекаемому из внешних источников дополнитель- ному паевому или акционерному капиталу) рассчиты­вает на получение дополнительной прибыли на вложен­ные средства (в форме процента, дивиденда и т.п.)- И конечно, предприятие, привлекая необходимый капитал, сознательно идет на эти дополнительные финансовые расходы.

6. Финансовая деятельность предприятия связана не­посредственно с финансовым рынком - рынком денег и рынком капитала. Объемы и результаты этой деятель­ности в значительной степени подвержены колебаниям конъюктуры отдельных сегментов финансового рынка. Если направленность колебаний конъюнктуры товарного и финансового рынков не совпадает (например, при уве­личении спроса на товарном рынке на продукцию предприятия на финансовом рынке снижается предло­жение свободного капитала с соответствующим ростом его стоимости), это создает серьезные проблемы в раз­витии предприятия.

7. Финансовая деятельность оказывает опосредство­ванное влияние на формирование чистого денежного потока предприятия. Так как отрицательный денежный поток в процессе финансовой деятельности всегда превышает положительный, прямое формирование прибыли в про­цессе этой деятельности отсутствует. Вместе с тем, при­влечение дополнительного объема внешнего капитала увеличивает сумму операционных доходов предприятия, а снижение стоимости привлечения этого капитала поз­воляет предприятию соответственно снижать уровень опе­рационных затрат. Таким образом, формирование чис­того денежного потока предприятия в процессе его финансовой деятельности опосредствуется дополнитель­ным формированием его операционной прибыли. Уро­вень дополнительно формируемой в процессе финансовой деятельности операционной прибыли характеризуется раз­ницей между уровнем рентабельности операционных акти­вов и уровнем стоимости дополнительно привлекаемого ка­питала из внешних источников. Этот показатель является важнейшим критерием оценки результативности финан­совой деятельности предприятия.

Необходимость использования финансов обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Фин. деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию муниц. ден. фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Осуществление эффективной финансовой деятельности государства является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон последней.

Посредством фин. деят-ти создается материальная основа, необходимая для функционир-я органов гос. власти и управления, правоохр. органов, обеспеч-я обороноспособности и безопасности страны.

Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И, напротив, могут применяться меры ограничительного характера.

Фин. деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления. Важной ее стороной является распределение фин. ресурсов между фед. органами и субъектами Федерации, а также муниц. образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в РФ должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов финансовая деятельность содержит широкие возможности воздействия на развитие рыночных отношений.

При характеристике финансовой деятельности РФ на современном этапе важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ. Россия исходит при этом из задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных ее экономических отношений с этими государствами, развития интеграционных отношений с ними. Для регулирования и развития такого сотрудничества создан специальный орган - Министерство по делам Содружества Независимых Государств. В рамках СНГ имеется Межгосударственный экономический комитет, состоящий из заместителей глав правительств и являющийся постоянно действующим органом Экономического союза. Заключаются соглашения и по отдельным вопросам финансовой деятельности (например, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов).

Внешнеэкономические связи осуществляют также субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также договорами между федеральными органами власти и субъектами РФ. Общий порядок координации этих связей установлен специальным федеральным законом. Результаты международных и внешнеэкономических связей находят отражение в доходах и расходах государственных денежных фондов Федерации и ее субъектов.

Вопрос 5. Основные принципы публичной фин. деятельности, их конституционное закрепление.

Фин. деятельность гос-ва и органов местного самоупр. основана на определенных принципах , т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционир-я российского гос-ва, так и специально относящихся к его фин. деят-ти, и конкретизируется в нормах фин. права. В силу своего содержания (направл-ть на рег-е отношений в области фин. деят-ти гос-ва и муниц. образований) и закрепления в нормах фин. права они, в сущности, являются принципами фин. права. Среди них можно выделить следующие.

Пр. приоритета публичных интересов в пр. рег-и отношений в области фин. деят-ти гос-ва и муниц. образований. Этот принцип предполаг. использ-е фин.-правовых институтов в целях гос. рег-я экономики, исходя из общезначимых задач общ-ва. В конечном итоге реализация этого принципа отраж-ся на частных интересах личности. Особо важное значе-ние его действие приобр. в кризисных экономич. условиях.

Принцип федерализма , согласно которому в фин. деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми фин. ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом.

Единство фин. политики и денежной системы . Самост-ть субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ Фед. фин. политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в фед. бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране устанавливаются фед. законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый поряи финансирования бюджетных расходов и т.д. Единство финансовой политики и денежной системы является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств.

Равноправие субъектов Федерации в области фин. деят-ти определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется фед. фин. законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осущ-т собственное правовое рег-е фин. отношений и самостоятельную фин. деят-ть, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность фин. деят-ти органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деят-ти законодательством РФ и соотв. субъекта Федерации. Они самост. утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные фонды, уст-т местные налоги и сборы в соотв. с фед. законод-м и зак-ом субъекта Федерации.

Социальная направленности фин. деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное гос-во, политика которого направлена на создание уровня, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда и т.д.

Распределение функций в области фин. деят-ти на основе разделения законод. и исполнит. властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законод. и исполнит. органов власти. Так, Гос. Дума принимает ФЗ (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам фед. бюджета, фед. налогов и сборов, фин-го, валютного, кредитного рег-я, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Гос. Думе проекта фед. бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой фин., кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Принцип гласности . Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими офиц. опубликования законов, что непоср-но относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости выражается в том, что деят-ть гос-ва и муниц. образований по формир-ю, распределению и использованию фин. ресурсов осущ-ся на основе фин. планов, разрабатываемых в соответствии с гос. и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности означает необх-ть строгого соблюдения требований фин.-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе фин. деят-ти, включая гос. органы власти, органы местного самоупр., предприятия, организации, учр. и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей РФ в качестве правового гос-ва. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм фин. права применяются соответствующие меры ответственности.

Вопрос 6. Формы и методы публичной финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов и органов местного самоуправления по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.

Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм.

Вопрос 7. Понятие и виды финансовых актов.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия решения гос. органов и органов местного самоуправления по вопросам фин. деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие фед. бюджета оформляется ФЗ. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения ден. средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов гос. управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юр. свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных фин. отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные . Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды фин. обязательств предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования гос. ден. средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

По юр. природе фин.-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся ФЗ и законы субъектов Федерации по вопросам фин. деят-ти гос-ва; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других гос. органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием. Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе фин. деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ре-сурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Вопрос 8,9. Система и правовое положение гос. и муниципальных органов, осуществляющих фин. деятельность. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти в области финансов.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществ­ляют все органы государственной власти в зависимости от установлен­ной им компетенции.

В ведении федеральных представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти находятся установление правовых основ единого рын­ка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; де­нежная эмиссия; основы ценовой политики; налоги; страхование (статьи 71, 75 Конституции РФ). Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Представительные органы в лице Федерального Собрания и представи­тельных органов субъектов федерации рассматривают, обсуждают и ут­верждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в со­став РФ (ст. 106 Конституции РФ). Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рас­смотрение в представительных органах, осуществляет общее руко­водство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой фи­нансовой кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Конституции РФ, Фе­деральный конституционный закон "О правительстве РФ" от 17.12.97 №2-ФКЗ в ред. от 31.12.97). Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает вы­полнение ими своих основных задач и функций.

Наряду с органами государственного управления , осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности: Минфин России; Федеральное казначейство РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Центральный банк РФ (Банк России).

1.Финансы:понятие и роль.

Любое государство предназначено осуществлять определенные функции. Для их реализации оно использует такой механизм, как финансы, которые появляются в связи с товарно-денежными отношениями и возникновением самого государства. В настоящее время понятие финансов рассматривается в 2 аспектах: материальном и экономическом. В материальном аспекте финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, муниципальных образований и юр.лиц.В экономическом аспекте финансы представляют собой экономическую категорию. Они представляют собой определенные отношения – денежные, связанные с образованием, распределением и использованием денежных фондов и ресурсов государства, муниципальных образований и иных публичных и частных субъектов. Для осуществления экономических, социальных потребностей населения и иных субъектов.

Роль финансов в социально-экономической жизни любого государства выражается в выполняемых ими функциях. Наиболее распространенными являются распределительная и контрольная. Выделяют так же функцию регулирующую и стабилизационную. Суть распределительной функции состоит в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме, с целью удовлетворения различных общественных и государственных потребностей. Контрольная функция. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. Она будет реализовываться с помощью государственных и муниципальных органов (налоговых, таможенных и др.) на которые будут возлагаться контрольные полномочия в определенных сферах. Регулирующая функция – суть ее это воздействие на государственные процессы через финансы.

2.Финансовая деятельность гос-ва и муниципальных образований:понятие,методы,принципы.

Финансовая деят-ть гос-ва - это основанная на правовых нормах публичная деят-ть субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения. Она осущ-тся посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.

Финансовая деят-ть муниципальных образований - это осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий гос-ва.Она направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осущ-ся через органы мсу.

Методы финансовой деятельности:

1) образование - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;

2) распределение - при распределении гос.денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение гос-ва, юр и физ.лиц, использование их осуществляется посредством расчетных операций.

Принципы:1.Принцип федерализма (фин.деят-ть должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ). 2.Единство фин.политики и денежной системы (самостоятельность субъектов федерации не должна выходить за рамки основ федеральной фин.политики). 3.Равноправие субъектов федерации в области фин.деят-ти. 4.Самостоятельность фин.деят-ти органов мсу. 5.Социальная направленность фин.деят-ти. 6.Распределение функций в области фин.деят-ти происходит на основе разделения законодательной и исполнит.властей. 7.Участие граждан РФ в фин.деят-ти гос-ва и органов мсу. 8.Принцип гласности(офиц.опубликование законов). 9.Принцип плановости(деятельность гос-ва по образованию,распределению и использованию фин.ресурсов осущ-ся на основе фин.планов).

3.Формы финансовой деятельности гос-ва и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства может протекать в 2 формах: правовой и не правовой.

Не правовая форма проявляется в виде проведения совещаний, заседаний комитетов представительных органов по финансовым вопросам, в виде разъяснения финансового законодательства населению.

Правовая форма выражается в принятии правовых актов. Финансово правовые акты принимаются по вопросам финансовой деятельности. Они классифицируются по нескольким основаниям.

По юридическим свойствам они делятся на нормативные, индивидуальные, смешанные. К нормативным актам относятся Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «о ЦБ РФ» и др. к индивидуальным актам относятся – налоговые уведомления об уплате налогов, акт налоговой проверки, акт ревизии. Смешанные акты – законы и акты о бюджете на конкретный год.

По юридической природе на 1.законодательные и акты представительных органов МСУ и 2.подзаконные.

Среди финансово- правовых актов выделяют финансово-плановый акт. Их особенности: 1. Они принимаются в результате деятельности на основе плановых программ и планах экономического развития страны, региона. 2. В них присутствуют конкретные задания, экономические показатели и у них определенный срок действия (год или 3 года) – это федеральный, местный бюджет, бюджетная смета, смета доходов и расходов и др.

4.Финансовая система РФ:понятие,структура,развитие на современном этапе.

Фин.с-ма РФ в настоящее время включает в себя несколько взаимосвязанных институтов и органов. Под фин.системой РФ понимают: 1)совокупность фин.институтов,каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов. 2)совокупность гос.органов и учреждений,осуществляющих в пределах своей компетенции фин.деятельность.

Фин.система РФ включает в себя:1.гос.бюджетную систему,состоящую из федерального бюджета,бюджетов субъектов РФ и бюджетов мсу. 2.внебюджетные спец.фонды. 3.гос.и банковский кредит. 4.фонды страхования. 5.финансы хозяйствующих субъектов и отраслей. Возглавляет систему финансовых органов Министерство финансов РФ,которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой гос.политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции фин.деятельности выполняют также органы гос.управления РФ и субъектов Федерации в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. В единую систему органов гос.управления финансами РФ входят:Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, автономной области, автономных округах, г.Москва и С-П, а также органы Федерального казначейства.

5.Министерство финансов РФ:правовое положение, структура, функции.

Министерство финансов РФ возглавляет систему фин.органов и является органом исполнительной власти. Министерство финансов РФ действует на основании Положения о нем, утв-го Пост. Прав. РФ от 30.06.2004. Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления:налоговых реформ, гос.ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития с/х, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии, финансирования соц.сферы и науки, финансирования обороны правопорядка и безопасности, валютно-финансового регулирования, методологии бух.учета и отчетности.

В соответствии с задачами,возложенными на Министерство финансов РФ «Положением о Министерстве финансов РФ», Минфин РФ: 1.участвует в разработке по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и др.хоз.деятельности в стране. 2.участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики. 3.организует в соотв.с законодательством РФ и составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированный бюджет РФ. 4.осуществляет методическое руководство в области финансово-бюджетного планирования, составления и исполнения бюджета, финансирования производственной и соц-культурной сфер. 5.совместно с министерством экономики РФ и др.федер.органами исполнительной власти анализирует ход проведения эконом.реформы и др.

6.Органы осуществляющие фин.Деятельность:система,общая хар-ка.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1)органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью: а) Президент РФ - подписывает и обнародует ФЗ о федеральном бюджете; б)законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований(например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:а) Министерство финансов РФ. Основная задача -выработка единой гос.финансовой,кредитной, денежной политики; б)Федеральное казначейство РФ. Задачи: - организация,осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ,управление средствами на счетах Казначейства; - регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;- сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос.финансов; - управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос.внутреннего и внешнего долга РФ; в)Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности: - контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов,сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды; - участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме; - осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов; г) Банк России. Основные цели:- разрабатывает и проводит единую гос денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;- устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;- устанавливает правила проведения банковских операций; - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и гос внебюджетных фондов.

7.Фин.Право:понятие,предмет,методы,отличия от других отраслей права.

Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных денежных фондов публичного характера, необходимых для реализации соответствующих задач государства и решения вопросов местного значения. Предмет финансового права - это финансовые отношения, т.е. общественые отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниц. образований (финансовых ресурсов), а также иных денежных фондов публичного характера в целях реализации задач государства и решения вопросов местного значения. Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики РФ,правового положения личности, федеративное гос.устройство, принципы организации и деятельности органов гос.власти и органов мсу. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области гос.управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида гос.деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом,поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний