Полный финансовый контроль. Виды, формы и методы финансового контроля Виды формы методы финансового контроля

Главная / Интернет

Виды финансового контроля:

В зависимости от субъектов осуществляемых контроль выделяют:

1) государственный контроль – проводится органами государственной власти и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются:
Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, добавить, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств как в федеральных органах исполнительной власти, так и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Президентский контроль за состоянием государственных финансов осуществляется в соответствии с Конституцией путем подписания федеральных законов, издания указов и распоряжений по финансовым вопросам и др. Его целью является обеспечение целостности экономического пространства страны, единства бюджетной и налоговой политики на всей ее территории. В состав Администрации Президента РФ входит Главное Контрольное управление, которое также наделено рядом полномочий. Оно не может самостоятельно применять какие-либо санкции, оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений. Предложения, сделанные по итогам проверок, вносятся на рассмотрение Президента.

Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджетаРФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.



2) ведомственный контроль – проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств, охватывает только подотчетные организации.

.Внутриведомственный финансовый контроль в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях осуществляется руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

Ведомственный контроль направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами. Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства.

3) внутрихозяйственный контроль – проводится финансово-экономическими службами предприятий.

· оценка эффективности финансовой деятельности,

· выявление внутренних резервов,

· предупреждение хищений и бесхозяйственности

· законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

Объектом внутрихозяйственного контроля может выступать организация в целом и отдельные структурные подразделения.

Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

4) аудиторский контроль , аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по осуществлению независимых проверок финансовой отчетности. Целью аудита является формирование мнения о достоверности отчетности и соответствии ведения бухгалтерского учета законодательством. Аудиторский контроль может быть добровольным и обязательным.

5) правовой контроль – проводится правоохранительными органами в форме ревизий судебной экспертизы (при нарушении законодательства)

6) общественный контроль – выполняется не правительственными общественными организациями или гражданами на основе добровольности.

7) банковский контроль

Формы контроля:

По времени проведения контроль условно подразделяют:

1) предварительный контроль – проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней, смет бюджетных организаций, финансовых планов и программ. Он носит предупреждающий характер способствует предотвращению не целевого и не эффективного использования средств.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и в других случаях.

Вне предприятия предварительный контроль за законностью операций наиболее системно осуществляют банковские органы (контроль обоснованности получения банковской ссуды, правильности оформления чека или платежного поручения и т.п.). В более широком смысле слова, имея в виду хозяйственную деятельность объекта в целом, внешний предварительный контроль осуществляют также органы местной администрации (регистрация устава предприятия), финансовые органы (контроль за ценами), вышестоящие организации (утверждение смет, расчетов и т.п.).

2) текущий контроль – ведется в процессе совершения финансовых операций с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой дисциплины, соблюдение финансовых нормативов. Текущий контроль – опирается на данные первичного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает факторный анализ.

Текущий контроль в основном реализуется фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он осуществляется руководством, экономической службой, другими управленческими подразделениями. Вне хозяйства текущий контроль проводится контролирующими органами общественных организаций (например, обществом защиты прав потребителей), специализированными инспекциями некоторых ведомств (торговая инспекция, пробирный надзор и др.).

3) последующий контроль – проводится по окончании финансового года, проверяется количественное и качественное выполнение наличных показателей: на государственном уровне - по поступлению доходов и расходованию бюджетных средств, средств внебюджетных фондов; на уровне предприятия исполнения финансовых планов - по выручке, объемом продаж, снижение продаж, снижение себестоимости и т.д.

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операций по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Основным методом финансового контроля является ревизия , т. е. обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права д-ть государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной д-ти. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений ТМЦ и д/средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами гос-ной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления .

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на :

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже 1 раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля : исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ (ЦБ РФ); Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба); Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю; контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной д-ти, осуществляемый эк-кими службами самого предприятия или организации. Объектом контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Важнейшие функции : формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением обязательств; обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству. Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими эк-кими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Финансово-кредитных органов (банковский контроль) . Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной д-тью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Существует несколько способов банковского контроля . Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной д-ти. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия ТМЦ. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика. Важнейшим звеном в банковской системе является ЦБ РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской д-ти.

Общественный ;

Независимый (аудиторский) . Это сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской д-ти аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на д-ть после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской д-ти. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм. В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется ЦБ РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе д-ти предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой д-ти, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля :

1) Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

2) Проверка затрагивает основные вопросы финансовой д-ти и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

3) Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой д-ти и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.;

4) Анализ , как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической д-ти. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;

5) Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические . Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые . В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже 1 раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже 2 раз в год.

По обследуемому периоду д-ти ревизии делятся на фронтальные и выборочные . При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая д-ть субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой д-ти только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные , в ходе которых проверяется финансовая д-ть субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические , которые сводятся к обследованию определенной сферы д-ти.

Государственный контроль осуществляют также органы предд ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъекк тов РФ.

Главная цель гос-го контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процесс операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:

1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля);
2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);
3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельно и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки),
4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины);
5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.
Выделяют обязательный и регулярный характер ревизии. Данный метод контроля реализуется на месте путем проверки первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств).

Эффективность финансового контроля обеспечивается соответствующей организацией, видами, формами и методами его проведения. Финансовый контроль можно условно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный, независимый, правовой, гражданский контроль.

Государственный финансовый контроль проводят органы государственной власти. Его главная цель — обеспечить интересы государства и всего общества по поступлению доходов и при расходовании государственных денежных средств. Государственный финансовый контроль осуществляется по линии законодательной власти (парламентский контроль), по линии Президента РФ (президентский контроль), по линии исполнительной власти (правительственный контроль).

Ведомственный контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств, которые осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, учреждений.

Внутрифирменный (внутрихозяйственный, корпоративный) контроль проводят экономические, в том числе и финансовые службы организаций, предприятий, учреждений. Объект контроля — финансово-хозяйственная деятельность. Цель контроля — обеспечение интересов хозяйствующих субъектов, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения доходов и сокращения нерациональных расходов, повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Контроль со стороны коммерческих банков за деятельностью организаций-клиентов. Его проводят коммерческие банки, обслуживающие организации, предприятия, учреждения. Цель контроля — обеспечение соблюдения клиентами банков правил наличных и безналичных денежных расчетов, а также определение кредитоспособности клиентов.

Общественный контроль осуществляют неправительственные организации (профсоюзы, СМИ и др.). Объект контроля зависит от задач общественных организаций (например, профсоюзы призваны контролировать своевременность выплаты заработной платы, а также различных социальных пособий: по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за детьми и т.д.).

Независимый контроль проводят аудиторские фирмы или аудиторы, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Цель аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Правовой контроль проводят правоохранительные органы в форме ревизий, судебно-бухгалтерских экспертиз.

Гражданский контроль осушестааяют физические лица при получении ими заработной платы, пособий, дивидендов, а также при налогообложении их доходов и имущества.

В зависимости от времени и периодичности проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций, на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, целевых программ, балансов финансовых ресурсов, финансовых разделов биз- нес-планов хозяйствующих субъектов, финансовых планов и смет некоммерческих организаций и бюджетных учреждений. Он носит предупредительный характер, способствует предотвращению нерационального расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов увеличения доходов и прибыли.

Текущий (оперативный ) финансовый контроль осуществляется в процессе производственной и хозяйственной деятельности, исполнения бюджетов, смет доходов и расходов, совершения денежных сделок. Его задачей является предупреждение и выявление нарушений финансовой дисциплины, требований бухгалтерского учета и отчетности.

В процессе текущего финансового контроля особое внимание обращается на целевое и эффективное использование средств, сохранность собственности. На уровне хозяйствующих субъектов текущий финансовый контроль обеспечивает выявление резервов увеличения выручки, снижения себестоимости, получения прибыли.

Текущий финансовый контроль проводится повседневно финансовыми и бухгалтерскими службами с тем, чтобы обнаружить и устранить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии финансовой и бухгалтерской отчетности по окончании отчетного периода. Его главная цель — оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности, эффективность осуществления финансовой стратегии и политики.

Последующий финансовый контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств, а также самих контрольных органов, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

По сферам финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой контроль.

Бюджетный контроль является одним из важнейших видов финансового контроля. Его задачей на стадиях составления, рассмотрения и утверждения бюджетов является проверка полноты использования в доходной части бюджета имеющихся резервов. По расходам бюджета проверяется целесообразность финансирования каждого вида затрат. В процессе исполнения бюджетов контролируется своевременность выделения бюджетных средств, целевое и эффективное их использование.

Налоговый контроль является частью финансового контроля. Его основная цель — мобилизация налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, установленных налоговым за кон одател ьство м.

Главной задачей таможенного контроля является обеспечение своевременности и полноты уплаты таможенных сборов и пошлин в бюджет.

Целью валютного контроля является обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Россию и обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Кредитный контроль проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Страховой контроль и надзор осуществляется за правильным проведением страховых операций. Его задачей является обеспечение стабильного развития конкурентоспособного рынка страховых услуг.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдения, ревизии.

В процессе проведения проверок на основе первичных документов, регистров бухгалтере кого учета, бухгалтерской отчетности и статистического наблюдения рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры по устранению выявленных недостатков. Проверки подразделяются на документальные (выездные) и камеральные. Документальную проверку проводят непосредственно в организациях и учреждениях в присутствии должностных лиц. Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе предоставленных ему документов и имеющихся у субъекта контроля материалов о проверяемых юридических и физических лицах.

Обследование заключается в личном ознакомлении специалистов контролирующего органа непосредственно на месте с отдельными сторонами деятельности предприятий, организаций, учреждений. При этом могут проводиться контрольные замеры выполняемых работ, расхода материалов, топлива, энергии, устанавливаться скрытые объекты финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте.

Надзор проводится контролирующими органами за деятельностью субъектов, получивших лицензию на определенный вид деятельности. Целью надзора является контроль за соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии (например, на право ведения страховой или банковской деятельности, торговли подакцизными товарами).

Экономический анализ имеет целью детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности для оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния организаций, предприятий и учреждений.

Наблюдение (мониторинг) представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий в целях определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов. Например, кредитные организации осуществляют постоянное наблюдение за использованием выданных ссуд и за финансовым состоянием заемщика. Неэффективное использование полученных ссуд и снижение платежеспособности могут привести к ужесточению условий кредитования и требованию досрочного возврата кредита.

Ревизия - это основной, наиболее глубокий, всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и эффективности использования финансовых ресурсов, соблюдения финансовой дисциплины, обеспечения достоверности ведения финансового учета и отчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности различают ревизии полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные. Ревизии могут быть плановые и внеплановые (внезапные), документальные и фактические (с проведением инвентаризации ценностей).

Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль

Форма финансового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявле- ния сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

В финансово-правовой теории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий. Однако некоторые ученые не выделяют текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной формы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового контроля, как предварительный и последующий, осуществляются в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующих органов; текущий контроль — это повседневно проводимый предварительный или последующий финансовый контроль.

Данный подход не вполне отражает многообразие форм финансового контроля и не соответствует действующему законодательству. Суть вопроса об обособлении текущего финансового контроля заключается в степени обобщения, в том числе но объекту контроля. Например, в деятельности Счетной палаты РФ методы последующего контроля (проверки, ревизии) могут использоваться в рамках текущего финансового контроля, если объектом контроля являются не какие-либо отдельные финансовые операции, а исполнение федерального бюджета в целом. Следует учитывать, что и ст. 265 БК РФ называет текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления.

Осуществляемый государством или муниципальными образованиями, классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

По времени проведения государственный и муниципальный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий; прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при опенке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово- правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация государством или муниципальным образованием своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

Результаты предварительного финансового контроля внешне могут быть оформлены в виде экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных и муниципальных предприятий, по проектам нормативных правовых актов всех уровней, затрагивающих бюджетные расходы или иные вопросы публичной финансовой деятельности. Так, ст. 195 БК РФ устанавливает предварительный финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ относительно бюджетных документов: проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год направляется на заключение в Счетную палату РФ.

Текущий финансовый контроль проводится во время осуществления каких-либо финансовых операций — уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов и т. д. Текущий финансовый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с де путатс к и м и за п росам и.

Особенностью текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем . Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законодательства и предотвращать потери и убытки.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ или смет государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главной целью последующего финансового контроля является оценка результатов финансовой деятельности и эффективности проводимых операций. Основным критерием последующего финансового контроля следует считать максимальную полноту охвата проверками, ревизиями и другими методами всей финансовой деятельности контролируемого субъекта.

В ходе осуществления финансового контроля по окончании отчетного периода определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются правонарушения и закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной и муниципальной финансовой деятельности. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности какого- либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

Финансовый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере, поэтому в зависимости от субъектов , осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, выделяют:

  • контроль законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления;
  • контроль Президента РФ;
  • контроль органов исполнительной власти обшей компетенции;
  • контроль со стороны специально образованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • внутренний (внутриведомственный и внутрихозяйственный) контроль;
  • аудиторский контроль; общественный контроль.

Согласно ст. 265 Б К РФ законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления реализуют контрольные полномочия в следующих формах:

  • предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Для реализации контрольных полномочий в финансовой сфере законодательные (представительные) органы власти и представительные органы местного самоуправления наделены законодательством соответствующими правами, важнейшими из которых являются: получать от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления сопроводительные материалы, необходимые для утверждения бюджетов; получать от соответствующих органов оперативную информацию об их исполнении и давать оценку деятельности этих органов; утверждать или отклонять отчет об исполнении бюджета; образовывать собственные контрольные органы для проведения внешнего аудита бюджета.

Важным инструментом контроля законодательных (представительных) органов за деятельностью исполнительной власти в бюджетной сфере являются специально образуемые органы парламентского контроля (аудита): Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные структуры законодательных (представительных) органов. Законодательные (представительные) органы формируют данные структуры и выступают их непосредственными заказчиками для проверки и оценки деятельности участников бюджетного процесса по законности и эффективности распоряжения бюджетными средствами, а также достоверности представляемых бюджетных отчетов.

Часть 5 ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ. Статус, состав и полномочия Счетной палаты РФ закреплены в Федеральном законе от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о Счетной палате). Следует отметить, что это единственный правовой акт федерального уровня, регулирующий деятельность специализированного органа государственного финансового контроля.

В соответствии с Законом о Счетной палате Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, подотчетным Федеральному Собранию РФ. Счетная палата РФ решает следующие задачи:

  • организует и осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценивает обоснованность доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализирует выявленные отклонения от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготавливает предложения, направленные на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В процессе реализации поставленных задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность.

Счетная палата РФ ежегодно представляет в Государственную Думу заключение на проект федерального бюджета, а также вносит предложения по корректировке тех или иных бюджетных показателей при его обсуждении в Государственной Думе. Она регулярно представляет Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. На основе полученных оперативных данных, проведенного анализа отклонений от показателей федерального бюджета, подготовленных предложений по их устранению составляется ежеквартальный (нарастающим итогом) оперативный отчет об исполнении федерального бюджета за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Такой отчет после утверждения Коллегией Счетной палаты РФ направляется палатам Федерального Собрания РФ.

Счетная палата РФ готовит заключение на проект представляемого Правительством РФ в Государственную Думу федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший год, а также может вносить предложения о повышении эффективности расходов государственных средств, использования федеральной собственности, совершенствования бюджетного процесса в целом.

При реализации контрольно-ревизионной деятельности Счетная палата РФ в соответствии со ст. 15 Закона о Счетной палате проводит комплексные ревизии и тематические проверки, которые осуществляются по месту расположения проверяемых объектов. Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются самой Счетной палатой РФ. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти РФ. руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты РФ, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата РФ имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания.

При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.

Именно проверки, объединенные в единый комплекс на основе обшей тематики, позволяют всесторонне изучить различные вопросы и проблемы формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов. Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют сю, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Таким образом, все виды деятельности, которые осуществляет Счетная палата РФ, тесно связаны между собой и являются по своей сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палатой РФ как специализированным государственным контрольным органом.

В настоящее время традиционный финансовый контроль Счетной палаты РФ за исполнением федерального бюджета дополняется не менее важным его видом — аудитом эффективности. Согласно стандартам Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) аудит эффективности используется в качестве инструмента оценки эффективности, результативности и экономичности бюджетных программ, их влияния на социально-экономическое положение страны и отдельных регионов. Аудит эффективности не предполагает какой- либо оценки целесообразности принимаемых социальных и экономических решений, требующих расходования бюджетных средств. Он нацелен на предоставление объективной информации о реализуемости поставленных задач, разработку рекомендаций по возможной корректировке заявленных целей или методов их достижения в случае выявления недостаточности их финансового и ресурсного обеспечения, а также оценку достигнутых результатов деятельности с точки зрения эффективности произведенных затрат.

В целях осуществления Президентом РФ контрольных полномочий в структуре Администрации Президента РФ образовано самостоятельное подразделение — Контрольное управление, которое имеет широкие полномочия по осуществлению контрольных функций от имени и по поручению Президента РФ, в частности по финансовым вопросам.

В соответствии со своими основными функциями Контрольное управление Президента РФ решает следующие задачи: организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей; при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов взаимодействует с органами государственной власти; осуществляет контроль и проверку деятельности подразделений Администрации Президента РФ; координирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах РФ.

Реализация возложенных задач обеспечивается предоставлением Контрольному управлению Президента РФ определенных прав, основными из которых являются: создавать комиссии с привлечением представителей правоохранительных и контролирующих органов, а также специалистов органов исполнительной власти всех уровней; требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов государственной власти от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок; вызывать должностных лиц для дачи объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

На основе проведенных проверок Контрольное управление Президента РФ подготавливает информацию для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности органов исполнительной власти. Кроме этого Управление направляет руководителям органов исполнительной власти предписания об устранении выявленных нарушений, которые подлежат безотлагательному рассмотрению. В необходимых случаях Контрольное управление Президента РФ направляет в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности или иные компетентные органы материалы о выявленных нарушениях.

В своей деятельности Контрольное управление Президента РФ взаимодействует со Счетной палатой РФ, аппаратами Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, иными органами государственной власти Российской Федерации, осуществляет сотрудничество с контролирующими органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам контрольной деятельности.

Особенностями деятельности Контрольного управления Президента РФ являются избирательность сферы, времени и методов проведения контроля; обязательность исполнения поручений Президента РФ; отсутствие полномочий по применению мер принуждения.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих полномочий, в том числе и в сфере финансового контроля, образован институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Основными задачами полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе являются: организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства; организация контроля за исполнением в округе решений федеральных органов государственной власти; представление Президенту РФ регулярных докладов о положении, в том числе экономическом, в округе и внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Решение указанных задач гарантировано наделением полномочного представителя Президента РФ рядом функций, в числе которых организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программ социально-экономического развития территорий федерального округа; контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, контроль за реализацией федеральных программ; организация и проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. находящихся в пределах округа.

Во исполнение Указа Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и в целях обеспечения взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Правительством РФ принято постановление от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти». Согласно этому постановлению в составе Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам образуются структурные подразделения, ответственные за координацию взаимодействия указанных министерств и их территориальных органов с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах.

Появление в России федеральных округов подчеркивает стремление федерального центра к обеспечению реализации конституционных полномочий Президента РФ, повышению эффективности функционирования федеральных органов государственной власти и совершенствованию системы контроля за исполнением решений федерального уровня. В сфере финансовой деятельности государства наличие федеральных округов позволяет федеральному центру более координированно проводить единую финансовую политику и осуществлять контроль за бюджетной деятельностью субъектов РФ.

Совместное полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах и Контрольным управлением Президента РФ финансовый контроль от имени Президента РФ осуществляет и Управление Президента РФ по внутренней политике, к функциям которого (в числе прочих) относится подготовка предложений для Президента РФ о приостановлении действия Конституции РФ и федерального законодательства, а также проведение проверок исполнения в субъектах РФ федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Финансовый контроль органов исполнительной власти общей компетенции реализуется через Правительство РФ, правительства, администрации, мэрии субъектов РФ и администрации муниципальных образований, которые осуществляют контрольные полномочия как самостоятельно, так и посредством организации деятельности специализированных контролирующих структур.

Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти России и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 114) и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» контролирует разработку и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет контроль валютных отношений.

В целях повышения эффективности проведения финансового контроля Правительство РФ имеет право образовывать специализированные комиссии.

Контроль за финансовой сферой Правительство РФ осуществляет и посредством правотворчества, принимая нормативные и индивидуальные акты. Например, постановлениями Правительства РФ определен порядок и установлены размеры сумм, выплачиваемых участникам налогового контроля, утверждено положение о Министерстве финансов РФ и т.д.

Большое значение в финансово-контрольной деятельности имеют специально образованные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, федеральные службы по финансовым рынкам, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу. Федеральная налоговая служба, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и т. д.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В определенных случаях Министерство финансов РФ имеет право осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Осуществляет финансовый контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников финансовых правоотношений. В процессе проведения финансового контроля Федеральное казначейство взаимодействуете другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

К числу органов исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющих финансовый контроль, относится Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Федеральная служба по финансовому мониторингу была образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» на базе Комитета РФ по финансовому мониторингу.

Финансовая разведка наделена определенными полномочиями по принятию мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Основной задачей рассматриваемой структуры является анализ поступающей финансовой информации, выявление и изучение конкретных структур и способов их работы, занимающихся незаконными денежными операциями, финансирующих криминальные и террористические группы. Для реализации указанной цели Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с российским законодательством; создает единую информационную систему и ведет федеральную базу данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

При наличии достаточной информации, свидетельствующей о связи какой-либо сделки с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных незаконным путем, Федеральная служба по финансовому мониторингу направляет полученные сведения в компетентные правоохранительные органы.

В процессе реализации контрольных функций данная Федеральная служба взаимодействует и осуществляет информационный обмен с иностранными финансовыми разведками, такими как Fincen (США), Trakfin (Франция), международная организация FATF и др.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств, своевременным их возвратом, а также предоставлением отчетности и внесением платы за пользование бюджетными средствами. Указанные контролирующие субъекты проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, а также бюджетных учреждений.

Финансовый контроль за движением финансовых средств на уровне субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют территориальные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также финансово-контрольные органы, образованные в структуре органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Например, в структуре администрации Ростовской области образовано управление финансовых ресурсов и налоговой политики, в Рязанской области — финансово-казначейское управление Рязанской области, в администрации Смоленской области — Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области.

Внутренний финансовый контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный) или в пределах отдельного предприятия, организации, учреждения (внутрихозяйственный).

Ведомственный финансовый контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, иными структурами министерств, ведомств и органов государственного управления за деятельностью подотчетных предприятий, учреждений и организаций, которые не реже одного раза в год проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные с нарушением финансового законодательства, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение одного месяца после выявления контролирующим органом указанных нарушений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в рамках отдельного хозяйствующего субъекта по его инициативе или органа, им управляющего, имеющимися экономическими, финансовыми и юридическими службами.

Внутренний контроль осуществляется в интересах собственника, поэтому его основной целью является оказание помощи руководству или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности.

Данный вид контроля в числе прочих выполняет информирующую и подготовительную функции. По результатам проверки службы, проводящие внутренний контроль, составляют и представляют руководству (органу управления) данные финансового анализа, оценки ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, финансовые резолюции по заключенным или выполненным гражданско-правовым и трудовым договорам и т. д. На основе полученной информации собственник проверяемого объекта принимает меры по повышению эффективности финансовой и хозяйственной деятельности, устранению или предупреждению фактов нарушения финансовой дисциплины, привлечению (если необходимо) иных контролирующих субъектов. Внутренний контроль особенно необходим перед обязательной финансовой проверкой, поскольку позволяет собственными силами и за счет собственных денежных средств своевременно выявить и устранить финансовые правонарушения, а также подготовить необходимую документацию для государственных (муниципальных) контрольных органов.

Аудиторский финансовый контроль является одним из видов независимого вневедомственного (внешнего) контроля, осуществляемого в качестве предпринимательской деятельности по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Аудит не подменяет собой государственный финансовый контроль, поэтому и законодателем цель аудита определена в качестве выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Учитывая важное значение аудиторского контроля как независимого высококвалифицированного способа проверки финансовой и хозяйственной деятельности, государство осуществляет нормативно-правовое регулирование отношений, складывающихся в этой сфере. В частности, Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлены требования, предъявляемые к аудиторам, порядок лицензирования аудиторских организаций, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, перечислены субъекты, подлежащие обязательному аудиту, введен контроль качества работы аудиторов и т. д. Важное значение в финансово-правовом регулировании аудиторской деятельности имеет постановление Конституционного Суда РФ от 1 апреля 2003 г. № 4-П. На федеральном уровне Правительством РФ утверждаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые могут быть императивными и рекомендательными.

В условиях рыночной экономики у государства часто возникает потребность в получении объективной информации о финансовом состоянии своих предприятий или субъектов предпринимательской деятельности. Например, по инициативе государства проводится аудит использования бюджетных средств, выполнения государственных целевых программ. Существенное значение аудит имеет в процессе приватизации государственного имущества: на основании предложений аудиторов выбирается способ приватизации каждого объекта государственной собственности и осуществляется предпродажная подготовка государственных предприятий.

Однако не все отношения, складывающиеся в процессе аудиторской деятельности, входят в предмет финансового права. Поскольку аудит является предпринимательской деятельностью, регулируемой нормами гражданского права, то определяющими критериями отнесения отношений, возникающих в процессе аудиторской деятельности, к финансово-правовым являются характер (основа) этих отношений, методы регулирования и субъектный состав. Основа аудиторских отношений (имущественный характер) является одинаковой по отношению ко всем проверяемым лицам, поэтому главными признаками отнесения каких-ли- бо аудиторских отношений к предмету финансового права будут служить обязательность (императивность) назначения проверки и подконтрольный субъектный состав.

В сферу финансово-правового воздействия включаются деятельность уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и деятельность в сфере обязательного аудита.

Нормами финансового права регулируются отношения по обязательному аудиту, целью которого выступает проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Согласно действующему законодательству обязательному аудированию подлежат: государственные внебюджетные фонды, доходными источниками которых являются обязательные отчисления физических и юридических лиц; государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз минимальные размеры оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз минимальный размер оплаты труда. Для муниципальных унитарных предприятий финансовые показатели могут быть понижены на основании соответствующего закона субъекта РФ.

Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц, характером их функций либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т. е. такими обстоятельствами, которые требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц. В конечном счете обязательный аудит проводится в целях защиты прав и законных интересов всех субъектов финансового права, а также обеспечения экономической безопасности государства.

Отношения, складывающиеся в связи с назначением и проведением обязательной аудиторской проверки, носят имущественный и публично-правовой характер. Организация, осуществляющая такую проверку, действует на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и выступает в качестве независимой контрольно-ревизионной инстанции, уполномоченной государством на совершение обязательного аудита. Обязательный аудит назначается по инициативе государства, выраженной в законодательной форме, поэтому для аудируемого субъекта он является обязанностью, обременением публично- правового характера.

Обязательный аудит представляет собой завершающую стадию в системе официального бухгалтерского учета и является независимым официальным контролем за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности. Правовое регулирование обязательного аудита сочетает гражданско-правовые и финансово- правовые формы. Выбор аудиторской организации и оплата оказываемых ею услуг осуществляются на коммерческой основе в рамках гражданско-правового договора, т. е. опосредуются частноправовой формой. Вместе с тем по своим целям, предназначению и функциям обязательный аудит проводится в интересах неопределенною круга лиц и государства в целом, т. е. выражает публичный интерес.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлено требование открытого конкурсного отбора аудиторской организации, имеющей право проверять организации с долей государства (субъекта РФ) в уставном (складочном) капитале не менее 25%. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ.

Аудиторская проверка осуществляется на основании возмездного и срочного договора, заключаемого между подконтрольным и контролирующим субъектами. При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана застраховать риск ответственности за нарушение договора.

По результатам аудиторской проверки составляется заключение, являющееся официальным документом и выражающее в установленной форме мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности подконтрольного субъекта и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета действующему законодательству. Аудиторское заключение в качестве обязательного элемента входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год; его отсутствие является основанием для отклонения бухгалтерской отчетности, а налоговые органы не вправе считать ее достоверной.

Общественный финансовый контроль обусловлен правом граждан на создание общественных объединений, закрепленным ст. 30 Конституции РФ. На основании ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются для зашиты общих интересов и достижения общих целей, способствуют реализации прав и законных интересов граждан. В сфере финансовых отношений государства объектами общественного финансового контроля могут быть отчеты об исполнении бюджетов, публикующиеся в обязательном порядке; при отсутствии законодательных ограничений — аудиторские отчеты и заключения; деятельность различных фондов, использующих или распределяющих государственные (муниципальные) денежные средства; проведение государственных (муниципальных) лотерей и т. д. Данный вид финансового контроля имеет целью формирование общественного мнения относительно государственной финансовой политики, а также делает публичную финансовую деятельность более прозрачной.

Среди общественных объединений выделяются тс, для которых деятельность в финансово-контрольной сфере не является основной (адвокатура, правозащитные организации и т. д.) и которые образуются специально для осуществления финансового контроля. Так, Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» определена возможность привлечения общественных объединений организаций вкладчиков и акционеров для осуществления контроля за деятельностью на финансовом и фондовом рынках России.

Специфический характер правоотношений, складывающийся в процессе финансово-контрольной деятельности государства, предполагает наличие у проверяющих субъектов соответствующих экономико-правовых знаний и реальных возможностей по влиянию на финансовую деятельность. Поэтому в целях повышения эффективности общественного контроля создаются общественно-государственные объединения. В соответствии с этим Указом Президента РФ образован Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Фонд представляет собой некоммерческую организацию, учредителями которой являются федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения, созданные в целях защиты прав вкладчиков и акционеров, в том числе комитеты по защите обманутых вкладчиков и акционеров. Для наиболее эффективной деятельности Фонд имеет право создавать региональные отделения, а также открывать филиалы и представительства как на территории России, так и за рубежом.

Учитывая особенности (цели, способы проведения, меры воздействия на правонарушителей и др.), правильнее было бы называть его мониторингом.

По степени императивности выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль.

Обязательный финансовый контроль возможен: в силу требования законодательства (аудит внебюджетных фондов; контроль Центрального банка РФ за деятельностью коммерческих банков и т. д.); по решению органов государственной власти, органов местного самоуправления или правоохранительных органов (контроль территориальных органов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства РФ; документированные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности, проводимые территориальными контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ по мотивированным постановлениям органов прокуратуры и т. д.).

Инициативный финансовый контроль проводится по усмотрению хозяйствующего субъекта собственными силами (руководитель предприятия, бухгалтерия, финансовый отдел, юридическая служба и др.) или с привлечением внешних специалистов (независимые эксперты, аудит).

В зависимости от времени проведения финансового контроля различают следующие формы:

1)Предварительный финансовый контроль - осуществляется до начала финансово-хозяйственной

деятельности, до заключения договоров, до совершения финансовых операций. Основной целью этой формы контроля является предупреждение незаконных действий должностных лиц, нарушения финансового законодательства, предотвращение нецелевого неэффективного расходования финансовых ресурсов. Эту форму контроля применяют различные органы финансового контроля, но более всего применяют государственные органы в процессе рассмотрения, составления различных финансовых планов, проектов, прогнозов, смет, в периоды их утверждения, в процессе осуществления финансирования через казначейскую систему. Результаты предварительного контроля могут оформляться приказами, служебными записками, распоряжениями, указаниями.

2)Текущий (оперативный) финансовый контроль - проводится в период осуществления финансово- хозяйственной деятельности, в процессе осуществления хозяйственных операций, в процессе выполнения финансовых показателей различных финансовых планов (исполнение бюджета) на основе бухгалтерской, статистической, оперативной отчетности. При осуществлении данной формы финансового контроля также возможно урегулировать финансовую ситуацию, предотвратить незаконные или ошибочные действия.

3)Последующий финансовый контроль - проводится после завершения финансовых операций, после

выполнения различных финансовых планов, после исполнения бюджета. Целью этой формы контроля является выявление нарушений финансового законодательства, ошибок, хищений материальных ценностей и денежных средств; выяснение причин этих недостатков, ошибок; разработка предложений по недопущению таких недостатков в будущем.

В зависимости от приемов и способов осуществления контрольных мероприятий различают следующие методы:

1) Проверка - наиболее распространенный метод, который осуществляется различными

контролирующими органами по разнообразным вопросам финансово-хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей, органов управления различного уровня.

Порядок проведения проверок государственными и ведомственными органами строго регламентированы соответствующими нормативными документами.

Проверки подразделяются в зависимости от различных признаков на виды:

а) камеральные проверки - проверки, которые проводятся в контролирующем органе на основе предоставляемой бухгалтерской, статистической отчетности, первичных бухгалтерских документов, представляемых самими организациями, индивидуальными предпринимателями.

б) документальные (выездные) проверки - проверки, проводимые контролирующими органами на самом объекте проверки.



2) Обследование - обзор и общий анализ информации по конкретному вопросу финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки. В ходе обследования применяются специфические приемы: опросы, анкетирование.

3) Экономический анализ - предполагает детальное изучение периодической и годовой бухгалтерской, финансовой отчетности с целью оценки выполнения финансовых показателей и в целом результатов хозяйственной деятельности организации.

4) Надзор - представляет собой систему периодических контрольных действий за теми хозяйствующими субъектами, которые имеют лицензии на осуществление определенных видов деятельности, с целью проверки соблюдения установленных законодательством требований и правил ведения этой деятельности.

5) Наблюдение (мониторинг) - система постоянно совершаемых контрольных действий по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности хозяйствующих субъектов, органов управления различного уровня.

6) Ревизия - представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, учреждений, деятельности органов управления различного уровня с помощью специфических приемов и способов.

Проверки можно сгруппировать по видам в зависимости от следующих признаков:

I.По ведомственной принадлежности реализуемых объектов:

А) ведомственная Б) внутрихозяйственная

II.В зависимости от полноты охвата реализуемых материалов:

А) комплексные Б) тематические В) сплошные Г) выборочные

III.В зависимости от привлекаемых материалов и приемов проверки:

А) документальные Б) фактические

IV.В зависимости от организационной формы проведения:

А) индивидуальные Б) бригадные


Тема: Финансовый контроль (2 вариант)

1. Сущность и необходимость финансового контроля.

2. Задачи, объект и субъект финансового контроля.

3. Виды и формы финансового контроля.

4. Органы финансового контроля, их права, функции и распределение полномочий.

5. Развитие и особенности аудиторского контроля.

6. Классификация аудита.

Финансам как экономической категории присуща контрольная функция, то есть объективная способность создавать определенные последствия в экономике при их субъективной организации. Финансовый контроль, с одной стороны, является одной из завершающих стадий управления финансами, а с другой, он выступает необходимым условием эффективности управления ими. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью соответствующих органов, организующих и осуществляющих этот контроль.

Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Целью финансового контроля является содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Финансовый контроль тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами.

Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели.

Финансовый контроль выступает как эффективный механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач финансовой политики до получения практических результатов развития экономики.

Задачи финансового контроля, его виды, формы и методы, субъекты и объекты следует рассматривать в зависимости от уровня осуществления контроля, то есть проводится он на макро- или микроуровне (рисунок 1). Финансовый контроль на макроуровне – это контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства.

Объектом контроля на этом уровне управления выступают государственные финансы.

Предметом контроля являются: сводные финансовые планы, сметы, отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах.

Субъектами контроля выступают законодательные органы власти и государственные органы управления. Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного контроля, страхового и банковского надзора.

Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных предприятий, объединений, организаций, учреждений всех форм собственности.

Объектом контроля выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий.

Предметом контроля – финансовые показатели деятельности предприятия.

Финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, отдельными его специалистами. Для этих целей привлекаются также независимые аудиторские организации.

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный и негосударственный (аудит). В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.

В целях осуществления комплексных мер по защите экономических интересов Республики Беларусь, повышения эффективности координации государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, Указом Президента Республики Беларусь образован Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. Он осуществляет координацию деятельности органов Комитета государственного контроля, Национального банка, иных государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций по проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля, независимо от подчиненности и формы собственности. Этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет государственного контроля, Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам, Государственная инспекция по ценным бумагам. Каждый орган имеет свои функциональные обязанности и цели.

Органы государственного контроля можно также классифицировать и по другим признакам, а именно:

– по характеру компетенций;

– по принадлежностям к ветвям власти;

– по вертикальному уровню власти;

– по способу формирования

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства и ведомства по отношению к подведомственным им предприятиям и организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе отраслевых министерств и ведомств, отделов исполкомов местных советов создаются контрольно-ревизионные группы, отделы или управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел.

Аудит – это независимый, платный финансовый контроль, также система оказания платных услуг по совершенствованию хозяйственной деятельности.

Формы и методы проведения финансового контроля многообразны (рисунок 2).

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

– регламент осуществления: обязательный, инициативный;

– время проведения: предварительный, текущий, последующий;

– субъекты контроля: президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных учреждений, внутрифирменный, аудиторский;

– объекты контроля: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

Различают следующие методы проведения контроля :

проверки,

обследования,

анализ финансового состояния,

наблюдение (мониторинг).

Органы государственного контроля свою работу проводят по планам.

В зависимости от порядка назначения ревизии и проверки подразделяются на плановые и внеплановые. В зависимости от круга охватываемых вопросов и операций бывают полными и частичными. По методу изучения документов подразделяются на сплошные и выборочные. По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, бригадными, комплексными.

Рисунок 2 - Формы финансового контроля

Каждая проверка должна быть тщательно подготовлена, так как от этого зависит их качество. На основе подготовительной работы составляется программа. На основе программы разрабатывается рабочий план. Весь процесс проведения проверки состоит из нескольких этапов. Порядок и последовательность проведения финансовых проверок основывается на стандартах бухгалтерского учета.

Результативность проверки зависит от качества составленного акта. Акт проверки – это не просто перечень допущенных нарушений финансово-хозяйственной деятельности, это документ, который должен послужить основанием для правильных выводов о качестве, законности, целесообразности работы проверяемого объекта и на базе этого для выработки реальных предложений, рекомендаций, предписаний в целях устранения выявленных нарушений, принятия мер к виновным лицам. После написания акта его содержание необходимо согласовать с лицами, которые будут его подписывать.

Проверка считается окончательно завершенной только после того, как все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.

Финансовый аудит – представляет собой независимую деятельность уполномоченных на то организаций и специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их поручению и за их счет.

Задачи аудита схожи с задачами государственного контроля: определить достоверность проверяемой информации, соответствие совершенных хозяйственных операций действующему законодательству.

В то же время, имеются существенные отличия аудита от государственного контроля, осуществляемого в форме ревизии финансово-хозяйственной деятельности.

В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется Законом «Об аудиторской деятельности».

Выделяют два основных вида аудита : внешний и внутренний. Аудит в зависимости от решаемых задач и поставленной цели подразделяется на финансовый аудит, согласованный или регулярный аудит, управленческий аудит и общественный аудит.

Аудит может быть добровольным и обязательным. Аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателем (аудитором), осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, так и юридическим лицом (аудиторской организацией). Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Сфера деятельности аудиторского контроля расширяется по мере становления рыночных отношений, повышения профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции.

Классификация аудита

Существует несколько подходов к классификации аудита в зависимости от того, какой признак положен в основу классификации.

По исполнителям аудит может быть внешним и внутренним.

Внешний аудит проводится независимым аудитором или аудиторской организацией.

Внутренний аудит проводится по желанию и на условиях экономического субъекта его специалистами (внутренней службой аудита).

В свою очередь, внешний аудит по отраслевой направленности подразделяется на:

Аудит страховых организаций,

Аудит банков,

Аудит бирж,

Аудит инвестиционных и внебюджетных фондов.

По обязательности проведения различают инициативный и обязательный аудит.

Аудит, проводимый по инициативе экономи­ческого субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и мас­штабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит − это внешний аудит, обязательность которого установлена законодательными актами.

Обязательный аудит достоверности бухгалтерской отчетности проводится ежегодно в:

Банках, небанковских кредитно-финансовых организациях,

Коммерческих организациях с иностранными инвестициями,

Страховых организациях, у страховых брокеров;

Резидентов Парка высоких технологий;

Иных организациях и индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тыс. евро.

Обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Затраты на проведение обязательного аудита относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).

По объекту проверки различают аудит:

Бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- ­правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

Целевого использования кредитов и инвестиций;

Финансового состояния аудируемого лица,

Формирования уставного фонда, организации,

Достоверности налоговых деклараций (расчетов);

Состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

Стоимости основных средств аудируемого лица;

Иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

По периодичности проведения различают первоначальный и согласованный (повторяющийся) аудит.

Первоначальный аудит конкретного аудируемого лица проводится определенным аудитором (аудиторской организацией) впервые.

Согласованный (повторяющийся) аудит конкретного аудируемого лица проводится определенным аудитором (аудиторской организацией) повторно или на регулярной основе.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний