Государственное регулирование транснациональных корпораций как основа повышения эффективности их взаимодействия с государством. Государственно-правовое регулирование корпоративной деятельности Государственное регулирование деятельности корпоративных струк

Главная / Бизнес 

Особенность российского общества состоит в том, что оно все еще находится в переходном состоянии. Все еще имеются сторонники того, что изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, что государство является ведущим началом экономических преобразований. Такой подход к управлению обществом, который не считается с объективными закономерностями, ведет к произвольному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы жизнедеятельности общества.

Экономика как система производственных отношений в основе своей - саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения.

Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т.е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда.

Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической, организующей общественные процессы присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).

В странах с рыночной экономикой также преследуется цель упорядочения рынка, но не путем замены его государственной экономикой, не путем отмены свободы предпринимательства, а посредством установления разумных пределов этой свободы, поиска и законодательного закрепления баланса общественных интересов. Государство здесь оказывает воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами, гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т.д.

Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика. Многое для этого сделано, но российская экономика по-прежнему переживает кризисное состояние, определяемое переходом от директивного хозяйствования к рыночному. Поэтому еще некоторое время потребуется большее, чем в стабильной рыночной экономике, вмешательство государства в экономическую сферу. Однако в любом случае такое вмешательство должно регламентироваться законом, балансирующим различные общественные интересы.

Между этими крайними полюсами существует ряд моделей, различающихся по степени вмешательства государства в экономику. При этом следует также учитывать, что экономическая система любой страны состоит из нескольких секторов, среди которых можно выделить по меньшей мере два, так или иначе отличающихся друг от друга по форме собственности и принципам регулирования: 1) частное предпринимательство, которое в значительной степени регулируется рыночными механизмами и основано на частной инициативе; 2) государственный сектор экономики, базирующийся на государственной собственности и жестко контролируемый государством.

Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют и государство, и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках.

Важной характеристикой экономической системы является объективное наличие и действие в ней соответствующей инфраструктуры, в том числе и в деятельности корпораций.

Самостоятельная хозяйственная деятельность корпорации в рамках закона, собственное усмотрение - это право корпорации. Сущность предпринимательской деятельности состоит в свободе распоряжения средствами с целью получении прибыли. В хозяйственную деятельность предприятия не вправе вмешиваться не только государственные органы, а вообще никто, кроме случаев, установленных законом.

Определенными полномочиями в отношении корпоративных субъектов обладают различные государственные органы. Эти полномочия распространяются на хозяйствующие субъекты - корпорации в той мере, в какой это необходимо для защиты публичных интересов.

К числу органов, уполномоченных осуществлять регулирование деятельности корпорации, можно отнести Федеральную службу по финансовым рынкам, Федеральную антимонопольную службу, Федеральную налоговую службу, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральную инспекцию труда и иные.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.

В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания, привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливать наличие доминирующего положения на рынке, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер, проводить анализ состояния товарных рынков.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, проводить налоговые проверки, производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений, приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов), осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов. Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п. При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Для обеспечения своих функций Ростехрегулирование вправе требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

В целях реализации своих контрольных полномочий должностные лица - государственные инспекторы труда вправе осуществлять проверки предприятий и организаций различных организационно-правовых форм на предмет соблюдения действующего трудового законодательства. В случае обнаружения нарушений государственный инспектор вправе применять меры, направленные на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав работников предприятий (организации).

Вопросы для самоконтроля

1. Определите роль и принципы экономической деятельности.

2. Определите основные сферы государственного регулирования корпораций.

3. Назовите методы регулирования экономики корпораций.

4. В чем проявляются и как реализуются ограничительная и разрешительная деятельность государства?

5. Назовите основные органы регулирования корпораций и их основные регулирующие функции.

Важную роль во взаимоотношениях власти и бизнеса играют национальные и исторические особенности государств. В связи с этим отношения между государством и бизнесом приобретают конкретные формы как под влиянием различий в исторической динамике развития, так и в результате конкретного выбора политического курса, сделанного наиболее сильными факторами, при этом уровни полномочий власти во взаимоотношениях с бизнесом способствовали формированию различных политических основ государства. Основанная на социально значимых принципах эволюция отношений между властью и предпринимательством особенно в странах Запада и стратегия развития современного бизнеса основана, прежде всего, на его репутации, рыночной привлекательности, а также расширенных возможностях доступа к капиталу. Ключевым фактором эволюции отношений власти и бизнеса является наличие акцептованных участниками принципов, правил, кодексов и механизмов, а также практических моделей их реализации.

Деятельность любой корпорации подчиняется двум группам источников права: "общим", адресованным всем субъектам права, и дополнительным или "собственным" источникам права, установленным в каждой конкретной корпорации.

Влияние "общих" источников права на правовое положение корпорации в российской правовой системе является определяющим. В той или иной мере почти каждая отрасль российского законодательства содержит нормы права, адресатом которых выступают корпорации. Основная роль в определении правового положения корпораций принадлежит гражданскому законодательству. Оно определяет правовой статус корпораций, устанавливает их организационно-правовую структуру, права и обязанности, а также наделяет корпорации правом издавать внутренние документы, регулирующие деятельность, устанавливает требования к их форме и содержанию, наконец, определяет порядок их принятия .

Государственное регулирование корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других ее характерных особенностей. Меры административно - правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах; антимонопольное регулирование.

Вторую группу источников, образующих правовую основу организации и деятельности корпораций, составляют "собственные" или "корпоративные" источники права, устанавливаемые в каждой отдельной корпорации. Трудовой кодекс устанавливает две формы локального правотворчества. Он предусматривает, что локальные нормы устанавливаются в форме локальных нормативных актов и коллективных договоров и соглашений. Гражданское законодательство ограничивается упоминанием "внутренних документов общества, регулирующих внутреннюю деятельность общества", не устанавливая при этом, в каких формах и в каком порядке они должны приниматься. В теории выделяют следующие корпоративные источники права: корпоративный акт, корпоративный договор и корпоративный обычай.

Безусловно, корпоративный акт является наиболее оптимальной, но не единственной формой, посредством которой осуществляется регулирование отношений в корпорациях. В рамках корпоративного правотворчества также могут заключаться договоры нормативного содержания (учредительные и коллективные договоры), которые следует отличать от гражданско-правовых договоров (сделок). Обосновано выделение среди внутренних источников права корпорации корпоративного правового обычая, получившего определенное распространение в деятельности небольших корпораций. Не могут служить формой корпоративного правотворчества "корпоративные деловые обыкновения" и юридическая доктрина.

Государственное регулирование деятельности организаций только в сочетании с корпоративным образует динамичную систему правового регулирования, способную наиболее адекватно отражать развитие общественных отношений, учитывать как публичные, так и частные интересы. Ни государственное, ни корпоративное регулирование в отдельности не могут обеспечить гармоничного регулирования общественных отношений в организациях: первое - вследствие определенной необходимой абстрактности, оторванности от учета конкретных особенностей динамики отношений во времени и пространстве, второе - напротив, ввиду известной "приземленности", привязанности к условиям конкретной корпорации, неспособности к крупномасштабным обобщениям, учету отношений, выходящих за пределы интересов данной корпорации .

Вместе с тем, соотношение государственного и корпоративного саморегулирования в различных системах характеризуется существенными отличиями. В одних государствах преобладает корпоративное саморегулирование деятельности организаций корпораций, в других - государственное. Как правило, в первом случае не существует кодифицированного корпоративного законодательства, там государственное регулирование носит фрагментарный характер и сосредотачивается в основном на вопросах антимонопольного регулирования, обеспечения прав миноритарных акционеров в акционерных обществах и т.п. В других государствах корпоративное саморегулирование лишь дополняет законодательство, но не является основным источником корпоративного права. С определенной долей условности, можно говорить об использовании такой модели в странах с кодифицированным корпоративным законодательством. В целом, выбор того или иного варианта зависит от ряда причин, включая политическую ориентацию государства, традиции правового регулирования, состояние экономики.

В Российской Федерации сложившееся соотношение государственного и корпоративного правового регулирования можно охарактеризовать как соотношение основного и вспомогательного регуляторов. На государственном уровне устанавливаются основы правового статуса корпораций, определяется система и структура основных органов управления, фиксируются права и обязанности участников и работников корпораций и т.д. В качестве носителя публичной власти государство осуществляет в сфере корпоративных отношений законодательную, административную и юрисдикционную функции. Государство представляет интересы общества в целом, в противовес влиянию как отдельных корпораций так и их объединений. Корпоративные нормативные акты дополняют и конкретизируют законодательство с учетом региональных, отраслевых и локальных особенностей предпринимательской деятельности, в ряде случаев восполняют пробелы в праве.

Гражданско-правовая регламентация организации и деятельности объединений юридических лиц не исчерпывает всего разнообразия форм и методов правового регулирования организации и деятельности различных видов объединений юридических лиц, особенно когда речь идет о крупных корпорациях с государственным участием.

Меры административно - правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно - правового регулирования, как:

регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности;

целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах;

антимонопольное регулирование.

Применительно к корпорациям, основанным преимущественно на государственном капитале, существуют дополнительные меры административно - правового регулирования. К их числу относятся:

определение порядка управления органами государственной власти пакетами акций (долями, паями) корпораций, находящихся в федеральной собственности;

регламентация вопросов представительства интересов государства, осуществляемого должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в таких корпорациях;

определение форм и методов государственной поддержки корпораций.

Такой способ регламентации, как лицензирование тех или иных видов деятельности, касается преимущественно юридических и физических лиц, являющихся непосредственными производителями товаров и услуг, а не объединений данных товаропроизводителей, поэтому в настоящей статье он не рассматривается.

Для нормативной базы административно - правовой регламентации организации и деятельности корпораций характерно то, что часть норм и институтов, являющихся по своей правовой природе административно - правовыми, властно - организационными, инкорпорированы в такие законодательные акты, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и иные нормативно - правовые акты, относящиеся к гражданскому законодательству. В первую очередь это касается общих вопросов учредительства корпораций, их регистрации, определения порядка обращения акций корпораций и т.п.

Цель – рассмотреть методы государственного регулирования корпоративной деятельности. уяснить значение государственного контроля и регулирования в сфере экономики.

План:

1. Понятие государственного регулирования экономики. Предпосылки усиления вмешательства государства в экономику.

2. Государственный контроль за деятельностью корпораций: общая характеристика и виды.

3. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.

1. Понятие государственного регулирования экономики. Предпосылки усиления вмешательства государства в экономику.

Государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально – экономической системы к изменяющимся условиям.

По мнению ряда ученых, усиление государственного вмешательства в экономику в условиях интенсивного развития промышленности является процессом объективным, предопределенным рядом предпосылок:

Экологические проблемы – человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на земле, делая их непригодными для человека; контроль за использованием природных ресурсов под силу только государству, посредством осуществления определенных мер, как – то: введение льгот за сокращение производства, выдача лицензий, установление экологических норм и проч.

Политические причины, которые не позволяют государству играть роль пассивного наблюдателя; прочность государства как социального института зависит от экономики; экономический упадок, различного рода экономические кризисы, делают неустойчивой саму власть. Государство вынуждено заниматься экономическим прогнозом и заранее принимать меры против дисбаланса в экономических отношениях.

Предотвращение стратификации общества – провозгласив принцип всеобщего равенства, государство обязано позаботиться об инвалидах, престарелых, малоимущих, малолетних и т.д., для чего государство должно взять на себя неблагодарную миссию перераспределения материальных благ – изъять часть произведенного продукта у наиболее обеспеченного слоя общества – предпринимателей, и распределить его среди малообеспеченных слоев населения (пособия, ночлежки, детские дома, система индексации заработка и проч.).

Необходимость жесткого контроля за теми сферами бизнеса, где со всей очевидностью просматривается угроза безопасности населения; бизнес все более активно использует сложные технологии, незначительные отступления от которых могут нанести существенный вред обществу, поставить под угрозу здоровье и жизнь людей (производство медикаментов, перевозка воздушным транспортом и т.д.).



Участие в мировом разделении труда, принадлежность к тому или иному блоку вынуждает государство прогнозировать свою экономическую политику, а также прибегать в целях решения сугубо политических вопросов на международной арене вводить различного рода экономические ограничения: экономические санкции, запрет на экспорт, лицензии, пошлины и проч.

2. Государственный контроль за деятельностью корпораций: общая характеристика и виды.

Прямой государственный контроль за корпоративной деятельностью осуществляется в нескольких формах:

1.Владение государственными предприятиями и организация их деятельности. Согласно законодательству Республика Казахстан может иметь в собственности предприятия и заниматься предпринимательской деятельностью. Управление этими предприятиями, в основном доминирующими на транспорте, в энергетике, в сфере связи, обороны и т.д., возлагается на государственные исполнительные органы. Таким образом, владея государственными предприятиями, государство само же контролирует их деятельность.

2.Контроль за размещением и строительством предприятий. Ошибки в размещении производства могут нанести существенный вред: безработица со стороны людей, вовлеченных в производство, имущественные потери. Государственные органы, располагающие большей информацией, чем бизнесмены, будут контролировать размещение предприятий, что позволит уменьшить процент ошибок в размещении производства, а также позволит государству одновременно осуществлять структурную политику, регулировать территориальные пропорции, заботиться о развитии инфраструктуры, о социальной политике и т.д. Методы же могут быть либо жесткими (выдача лицензий, заключение контрактов со строительными фирмами), либо мягкими (дача рекомендаций на размещение производства).

3.Финансовая помощь или финансовое участие. Это могут быть собственные капиталовложения (как правило, направляются на развитие инфраструктуры), а также дотации, инвестиции выдаваемые как частному сектору, так и государственным предприятиям.

4.Экологический контроль. Он может быть представлен непосредственным осуществлением мер природоохранного характера, экономическим стимулированием и поддержкой природоохранной деятельности предприятий (выдача субсидий, займов, кредитов, налоговые льготы и проч.), нормативным регулированием природоохранной деятельности (установление экологических нормативов, платежей за загрязнение окружающей среды), практической реализацией этих норм (инспектирование предприятий, наложение штрафных санкций).

5.Санитарный контроль. Особое значение здесь должно быть придано решению вопроса о субъектах контроля. Т.е. не должно быть монополизации того или иного участка контроля в руках одного государственного органа, поскольку это может служить почвой коррупции, но и не допустима ведомственная разобщенность в контроле.

6.Пожарный надзор.

7.Контроль качества продукции, прежде всего пищевой и медикаментов. Наилучшим методом контроля в данном случае является не взимание штрафных санкций за некачественный товар, а выдача подтверждающих стандарт свидетельств, лицензий на выполнение того или иного вида деятельности.

8.Система лицензирования во внешней торговле. Выдача уполномоченными государственными органами специальных разрешений на ввоз, вывоз, транзит определенного количества товаров, свободное перемещение которых не допускается.

9.Установление трудового и социального законодательства т.е. в целях сохранения человеческих ресурсов установление в нормах правах пределов использования рабочей силы: минимальная заработная плата и отпуска, максимальная продолжительность рабочего времени, ограничения на право увольнения работников, установление квот приема на работу инвалидов, охрану труда женщин и подростков, соблюдение правил техники безопасности.

10.установления трудового и социального законодательства, - антимонопольный контроль, основные меры в данном случае могут и должны быть достаточно суровыми, как то: значительные штрафы, вынесение решений о ликвидации фирм или их реорганизации путем разделения, вынесение предписаний о продаже составных частей корпораций, запреты на слияние предприятий.

11.контроль за ценами, наиболее целесообразным в данном контексте использовать политику доходов, например, устанавливать максимальные пределы роста цен и заработной платы.

12.ответственность перед вкладчиками, появление данного вида государственного контроля предопределено проблемами существования на начальных этапах становления рыночной экономики финансовых пирамид, как одного из наиболее серьезных способов мошенничества, при котором страдает значительная часть населения, поэтому в целях предотвращения манипулирования инвестициями установлен данный вид контроля.

Таким образом, прямой государственный контроль над корпоративной деятельностью достаточно обширен и оправдан, так как сферы на которые он распространяется, затрагивают жизненно важные общественные интересы. И именно те страны, где государственный патернализм был выше, осуществили переход к рыночной экономике с гораздо большей легкостью, так как там использовались более мощные инструменты.

Помимо перечисленных выше средств прямого контроля, государство располагает и такими, которые позволяют оказывать на предпринимательскую деятельность косвенное влияние:

Налоги, которые представлены двумя разновидностями – прямые (изымаемые из доходов или с имущества) и косвенные (касаются определенных операций и включатся в цену товара – акцизы, таможенные пошлины).

Налоговые льготы, с помощью которых государство определяет приоритеты в социально – экономическом развитии страны либо строит региональную политику.

Влияние на динамику цен и доходов, например, ограничение денежных средств в обороте может привести к снижению цен, а кредитно – фискальные меры (повышение налогов, ограничение инвестиций и гос.закупок) приводят к ограничению спроса.

Регулирование занятости и профессиональной подготовки работников, напрмер, взыскивать с предпринимателей плату за каждого освобожденного работника, вставшего на учет на бирже труда, либо, наоборот, выплачивать ему вознаграждение за прием на работу безработных, а также путем определения сети образовательных учреждений, готовящих специалистов нужных профессий.

Стимулирование конкурентоспособности предприятий с помощью комплекса правительственных мер, направленных на развитие одной или нескольких отраслей (государственные закупки, поддержка венчурных или рискованных фирм).

Осуществление мероприятий по развитию инфраструктуры того или иного региона в целях стимулирования притока капитала в данную местность.

Прогнозирование и обеспечение бизнеса полученной в результате прогнозирования информацией, у нас пока практически не используется, но, например в Японии, ежегодно публикуются такие экономические прогнозы, которые в большей стпени служат скорее справочным материалом.

Прямые и косвенные способы регулирования корпоративной деятельности не являются взаимоисключающими, а скорее должны дополнять друг друга.

3. Законодательные средства ограничения корпоративной деятельности.

Пределы корпоративного регулирования - это установленные законом рамки, в которых корпорациям предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Для установления пределов корпоративной деятельности используется множество средств и способов. К ним относятся следующие.

2. Политические нормы. В основном они содержатся в Конституции, но могут содержаться и в преамбулах других нормативно – правовых актов. Например, человек провозглашен высшей ценностью, следовательно, корпорации не могут устанавливать корпоративные нормы, умаляющие его права и свободы.

3. Программные положения. Они необходимы для того, чтобы в процессе регулирования очертить для субъектов права перспективу социального развития.

4. Целевые установки, определяющие стратегию в процессе правового регулирования. Если целью общественного развития является повышение благосостояния народа, то усиление милитаризации экономики, переключение деятельности большинства корпораций в данном направлении вряд ли будет способствовать достижению вышеназванной цели.

5. Задачи общества, государства, закрепленные в том или ином нормативном акте определяют тактику в правовом регулировании. Например, в ЗоТ РК одной из задач является повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся. Следовательно, вопрос о выплате дивидендов участникам акционерного общества должен быть увязан с вопросом о том, достойную ли заработную плату получают наемные работники АО.

6. Правовые принципы определяют требования, обращенные к субъектам корпоративной деятельности, выраженные в обобщенной форме.

7. Установление пределов осуществления прав, в разных отраслях права эти пределы различны.

8. Установление способов защиты и самозащиты прав корпораций.

9. Фиксирование временных границ (сроки исковой давности, обжалования, опротестования и проч.).

10. Установление стандартов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое государственное регулирование экономики.

2. Какие органы государства занимаются регулированием бизнеса.

3. Какие средства использует государство для прямого регулирования бизнеса.

4. Как можно косвенно влиять на бизнес.

5. Как можно в законодательном порядке упорядочить предпринимательскую деятельность.

1. К основным видам государственного регулирования экономики корпораций можно отнести:

а) регулирование цен и тарифов;

б) регулирование хозяйственных договоров;

в) регулирование обеспечения занятости населения.

2. Прямое регулирование деятельности корпораций осуществляется через:

а) лицензирование;

б) обеспечения безопасности и обороны страны;

3. Косвенное регулирование деятельности корпораций осуществляется через:

а) налоги;

б) защиту окружающей среды и пользование природными ресурсами;

в) ограничение конкуренции.

4. К общенормативным методам регулирования относятся:

а) государственные контракты;

б) введение общих правил;

в) тематические планы.

5. К программно-установочным методам регулирования относятся:

а) государственное содействие частному предпринимательству;

б) статистическая отчетность;

в) целевые программы.

6. К легализующим методам регулирования относятся:

а) формирование государственного бюджета;

б) лицензирование;

в) субсидии.

7. Органом, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг, является:

а) федеральная налоговая служба;

б) федеральная антимонопольная служба;

в) федеральная служба по финансовым рынкам.

8. Органом, регулирующим конкуренцию, является:

а) федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

б) федеральная служба по финансовым рынкам;

в) федеральная антимонопольная служба.

Понятие юридического лица

Юридическим лицом согласно ГК РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) является организацией;

2) обладает обособленным имуществом;

3) имущество принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения или one-ративного управления;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени осуществлять и приобретать имущественные и личные неимущественные права;

6) может нести обязанности от своего имени;

7) вправе быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный

баланс или смету. Такой баланс или смета являются одним из признаков обособленности имущества юридического лица и самостоятельности организации. Подразделения юридического лица также могут иметь собственный баланс, однако такой баланс не может быть признан самостоятельным, поскольку он не отражает всех затрат на подразделение юридического лица.

Юридическое лицо как участник гражданского оборота обладает правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность и дееспособность юридического лица по многим параметрам отличны от гражданской правоспособности и дееспособности.

Правоспособность юридического лица означает, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Выделяют правоспособность общую и специальную.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний