1 государственное регулирование торговой деятельности. Государственное регулирование торговой деятельности

Главная / Заработок

Правовое регулирование отношений в области торго­вой деятельности осуществляется:

    Гражданским кодексом Российской Федерации;

    Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

    Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другими фе­деральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    законами субъектов Российской Федерации, ины­ми нормативными правовыми актами субъектов Россий­ской Федерации.

Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Фе-1ерации» предусматривается регулирование двух групп отношений, возникающих в сфере торговли:

    отношения в связи с организацией торговой де­ятельности;

    отношения в связи с осуществлением торговой де­ятельности.

Организация торговой деятельности с использовани­ем стационарных торговых объектов как подготовитель­ный этап торгового процесса представляет собой комп­лекс таких действий, как приобретение на различных основаниях торговых объектов (строительство новых, реконструкция имеющихся, аренда у сторонних органи­заций, др.), подготовка их к эксплуатации (включая за­ключение соответствующих сервисных договоров), при­обретение необходимого торгово-технологического оборудования (инструмента, инвентаря) и подготовка его к эксплуатации (включая регистрацию контрольно-кассовой техники, техническое освидетельствование сосудов, работающих под давлением, лифтов и т.д.), получение необходимых разрешительных документов (лицензий, разрешений, пр.) и совершение иных дейс­твий по легализации своей деятельности (подача уведом­лений о начале осуществления торговой деятельности, регистрация декларации пожарной безопасности, др.), регистрация знака обслуживания или легализация ком­мерческого обозначения, разработка планов (карт, схем, правил учета) торгово-технологических операций, опре­деление режима работы, наём и расстановка персонала, проектирование финансовых процессов и др. При организации торговой деятельности без исполь­зования торговых объектов или с использованием неста­ционарных торговых объектов состав указанных дейс­твий изменяется, появляются новые (в частности, при организации дистанционной торговли -- регистрация интернет-ресурса (для электронной торговли), подготов­ка носителей описаний товаров (регистрация, печать, заключение договора на оказание сервисных услуг и т.д.). С началом осуществления торговой деятельности отдельные действия организационного характера транс­формируются в постоянные торгово-технологические операции (эксплуатация оборудования, координация работы персонала и оплата его труда, информационно-аналитическое обеспечение деятельности, исчисление и уплата налогов, обязательных страховых взносов и дру­гие технологические и хозяйственные операции). Собственно осуществление торговой деятельности выражается в комплексе действий по приобретению и продаже товаров (определение условий соответствующих договоров, в том числе согласование их с контрагента­ми, заключение договоров и их исполнение с исполь­зованием имеющихся материальных (торговых объектов, торговых площадей, оборудования и инструментов, пр.), информационных (официальных сайтов в соответству­ющих информационно-телекоммуникационных сетях, пр.) и человеческих ресурсов).

Условно нормативный массив, регулирующий отно­шения в сфере торговли, можно разделить на следующие блоки:

1. Организация торговой деятельности. В этот блок входят нормативные акты, регулирующие отношения, возникающие при организации торговой деятельности как вида предпринимательской деятельности. В их чис­ле - Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие общеотраслевые федеральные законы «О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей», «О страховых взносах в Пенси­онный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориаль­ные фонды обязательного медицинского страхования», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О ли­цензировании отдельных видов деятельности», «О госу­дарственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов», «О развитии малого и среднего пред­принимательства в Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера­ции», Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и др., и принятые в их исполнение норма­тивные правовые акты.

2. Осуществление торговой деятельности. Данный блок образуют нормативные акты, устанавливающие специальные требования к осуществлению торговой де­ятельности (требования к торговому процессу и его опе­рациям). Указанные требования преимущественно содер­жатся в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования к осуществлению отдельных видов деятельности, принятых в развитие общеотрасле­вых федеральных законов, в первую очередь - Феде­рального закона «О техническом регулировании», уста­навливающего систему технического регулирования в Российской Федерации, основанную на технических регламентах. В числе технических регламентов, устанав­ливающих требования к реализации продукции (соверше­нию реализационных торгово-технологических операций):

Технический регламент на табачную продукцию;

Технический регламент на соковую продукцию из фрук­тов и овощей;

Технический регламент на молоко и молочную продук­цию.

В соответствии с нормами статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» обязательному применению подлежат установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и норматив­ными документами федеральных органов исполнительной власти, в том числе государственными стандартами на отдельные виды продукции, требования подлежат обяза­тельному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупрежде­ния действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.

Отдельную группу актов, устанавливающих требова­ния к осуществлению торговли в части ценообразования и заключения договоров купли-продажи, образуют Указ Президента РФ от 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования пен (тарифов)» и принятые в их развитие постановления Правительства РФ.

В числе актов новейшего законодательства, устанав­ливающего косвенные требования к реализации отде­льных видов товаров, следует назвать Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации», предус­матривающий требования обеспечения энергетической эффективности при обороте товаров (в том числе сокра­щение оборота электрических ламп накаливания, запрет оборота товаров без информации о классе их энергети­ческой эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической доку­ментации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, др.).

3. Организация и осуществление торговой деятельнос­ ти. Этот блок наиболее обширен. Его основу составля­ют Указ Президента Российской Федерации 1992 года № 65 «О свободе торговли», Гражданский кодекс РФ и уже называвшийся Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», устанавливающие требования к органи­зации торговой деятельности и ее осуществлению.

Положения данных федеральных законов развиваются в серии постановлений Правительства РФ, образующих законодательство о защите прав потребителей («Об ут­верждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний», «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых тре­бования потребителя об их замене подлежат удовлетворе­нию в случае обнаружения в товарах существенных недо­статков», «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам», др.).

Следующий уровень образуют федеральные законы об обороте (обращении) отдельных видов товаров и принятые в их исполнение нормативные правовые акты, образую­щие законодательство об обороте (обращении) отдельных видов товаров, в частности федеральные законы:

- «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции»; «Об оружии»; «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

- «О наркотических средствах и психотропныхвеществах»;

    «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

    «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

    «Об ограничении курения табака»;

    «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»;

- «Об обращении лекарственных средств».

Одновременно требования к организации торговой деятельности (организации и использованию торговых объектов) и осуществлению торгового процесса (выпол­нению торгово-технологических операций) содержатся в Федеральных законах «О пожарной безопасности» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на­селения» и в принятых в их развитие подзаконных нормативных правовых актах (Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности, государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах).

Требования к организации и осуществлению торговой деятельности предусматриваются актами антимонополь­ного законодательства, основу которого составляет Фе­деральный закон «О защите конкуренции».

Запреты и ограничения, предусматриваемые вышепе­речисленными актами, обеспечиваются нормами Кодек­са РФ об административных правонарушениях.

Статья 3 Феде­рального закона «Об основах государственного регулиро­вания торговой деятельности в Российской Федерации» подтвердила право субъектов Российской Федерации на региональное нормотворчество в сфере торговли пос­редством принятия законов субъектов Российской Феде­рации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Более того, Федеральным зако­ном «Об основах государственного регулирования торго­вой деятельности в Российской Федерации» за органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции закреплено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок разработки и утверждения ор­ганами местного самоуправления схем размещения неста­ционарных торговых объектов (статья 10), порядок орга­низации ярмарок и продажи товаров на них (статья 11), порядок разработки региональных программ (статья 18), нормативы обеспеченности населения субъектов Российс­кой Федерации площадями торговых объектов (статья 19).

За органами местного самоуправления в соответ­ствии со статьей 3 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» признается право издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муници­пального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Пре­зидента Российской Федерации, постановлениями Прави­тельства Российской Федерации, законами субъектов Рос­сийской Федерации. В частности, статьей 10 названного Федерального закона на органы местного самоуправления возложены полномочия по утверждению схем размеще­ния нестационарных торговых объектов.

Объектом правового регулирования торговли являются отношения, связанные с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации. Государственное регулирование торговли относится только к деятельности, связанной с продажей товаров и осуществляемой посредством заключения договоров розничной купли-продажи или поставки.

Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой особый вид правоотношения, участниками которого являются, с одной стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты коммерческой деятельности), осуществляющие торговую деятельность как посредством создания торговых объектов и обеспечения их функционирования, так и без их использования.

Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015).

Этот закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Законом предусмотрено право Правительства РФ устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары в случае, если в течение 30 дней рост цен них составит не менее 30%.

Установлен предельный размер вознаграждения, которое поставщик выплачивает торговой организации за достижение определенных объемов продаж.

Законодатель установил предельные сроки расчетов между торговыми организациями и поставщиками продовольственных товаров, зависящие от сроков годности товаров.

Между поставщиком продовольственных товаров и торговой организацией может заключаться отдельный договор возмездного оказания услуг по рекламированию, маркетингу и иному продвижению товаров. Однако, запрещено ставить заключение договора поставки в зависимость от заключения договора возмездного оказания услуг.

Законодатель установил, что не менее 60% нестационарных торговых объектов должны использоваться субъектами малого и среднего бизнеса. Однако это не является нормой прямого действия.

Установлен ряд антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров. В частности, запрещено включать в договоры условие о возврате товаров, не проданных по истечении определенного срока; запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Установлен ряд антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. В частности, им запрещено требовать проведения повторных проверок качества товаров, аттестации и аккредитации торговых объектов, не предусмотренных федеральными законами.

Законом предусмотрено формирование в субъектах РФ торговых реестров. Торговые реестры будут включать в себя сведения о торговых организациях, поставщиках и о состоянии торговли на территории соответствующих субъектов РФ. И хотя законодатель запретил принуждать торговые организации и поставщиков к внесению сведений о них в торговый реестр, но можно предположить, что торговая деятельность организаций, не сообщивших о себе сведений в торговый реестр, будет существенно затруднена.

В сферу государственного регулирования торговли не входят :

1) отношения, возникающие при осуществлении купли-продажи товаров между гражданами;

2) отношения между субъектами коммерческой деятельности и гражданами, также урегулированные гражданским законодательством, в том числе законодательством о защите прав потребителей;

3) отношения, связанные с организацией розничных рынков, а также с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, поскольку такие отношения регламентируются Федеральным законом «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

4) отношения, возникающие в связи с организацией и использованием торговых объектов, в области предоставления услуг (например, предприятий общественного питания или бытовых услуг населению).

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, ФЗ о Государственном Регулировании Торговой Деятельности (ГРТД), а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Среди наиболее значимых нормативно-правовых актов в этой области следует назвать: Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

Целями государственного регулирования торговой деятельности на современном этапе являются:

1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем: проведения единой государственной торговой политики; нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности; установления унифицированного порядка проведения контрольных и надзорных мероприятий; установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД).

Основными задачами государственного регулирования торговой деятельности являются:

1) исключение неоправданного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;

2) разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимателями торговой деятельности;

3) обеспечение прозрачности мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;

4) обеспечение качественного и доступного обслуживания потребителей;

5) обеспечение равномерного и цивилизованного развития различных форм торговой деятельности с учетом политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государственное регулирование торговой деятельности выполняет ряд важных функций :

1) формирование и реализация политики государства в сфере торговой деятельности;

2) осуществление контроля и надзора в области торговли;

3) формирование и ведение информационных ресурсов, включая реестры участников торговой деятельности и торговых объектов;

4) определение мест размещения торговых объектов;

5) выдача разрешений на осуществление торговой деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.

Государственное регулирование – система мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, применяемые государственными органами управления. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.

Система государственного регулирования торговли включает цели, задачи, принципы, функции, методы, формы и инструменты.

Цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования – обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и экономический рост страны в целом.

Ключевые цели государственного регулирования торговли:

Обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;

Создание единого правового поля (единых правил игры) для предприятий и физических лиц всех форм собственности;

Защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, а торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, - выполнять законы Республики Беларусь «о защите прав потребителя» и «О торговле»;

Обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;

Регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.

Задачами государственного регулирования являются поддержание стабильности потребительского рынка и обеспечение его социальной направленности.

Главные задачи государственного регулирования торговой деятельности:

Установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне;

Создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны. Государство стимулирует собственного производителя и разрабатывает меры по защите отечественного рынка;

Проведение государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли с соответствии с требованиями перспективного развития сферы торгового обслуживания;

Стимулирование торговой деятельности при помощи государственного субсидирования, льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направлений торгового обслуживания населения;

Сбор информации, разработка прогнозов относительно поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу;

Инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и физическими лицами независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг, с тем чтобы обеспечить безопасность населения (включая экологическую), гарантировать получение добротных товаров и услуг.

Методы государственного регулирования торговли классифицируются на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия осуществляются с использованием средств административного и экономического влияния, они основываются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами.

Основные формы государственного регулирования торговли:

Институциональная – проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ);

Программная – рассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации);

Денежно-кредитная – подразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа);

Налоговая – осуществляется при помощи налоговых ставок и налоговых льгот;

Лицензирование – предполагает получение от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности.

Государственный заказ, налоговая политика, бюджетная политика, кредитная политика, антимонопольное законодательство, квотирование и дотация производства как основные инструменты регулирования.

Государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Кредитная политика - система денежно кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

КВОТИРОВАНИЕ - разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров.

Дотации производства -денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

Основные направления и принципы государственного регулирования торговой отрасли, применяемые в Российской Федерации, определены Законом о "урегулировании торговли, который был разработан с целью:

  • обеспечить единство экономического пространства России путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • развивать торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
  • обеспечить соблюдение прав и законных интересов участников торговой деятельности и населения;
  • разграничить полномочия в области регулирования торговой деятельности между органами власти разных уровней.

Данный закон регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, связанные с организацией и ведением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями в ходе ведения торговой деятельности. При этом положения закона не распространяются на отношения, возникающие в процессе:

  • ведения внешнеторговой деятельности;
  • проведения организованных торгов;
  • деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  • купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения (в том числе электрической энергии, тепловой энергии и мощности, других видов энергетических ресурсов), торговли товарами, ограниченными в обороте.

Перечисленные отношения регулируются соответствующими федеральными законами.

Закон о госрегулировании торговли устанавливает следующие методы государственного регулирования торговой деятельности:

  • 1) требования к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • 2) антимонопольное регулирование в области торговой деятельности;
  • 3) информационное обеспечение в области торговой деятельности;
  • 4) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области торговой деятельности.

Также в законе прямо указано, что другие методы государственного регулирования торговой деятельности могут быть установлены только федеральными законами.

Полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с данным законом распределяются следующим образом.

К полномочиям Правительства РФ относятся:

  • 1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
  • 2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов ;
  • 3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъектов РФ в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных товаров торговыми сетями;

Федеральный орган исполнительной власти , осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:

  • 1) утверждает методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли;
  • 2) утверждает форму торгового реестра, порядок его формирования и порядок предоставления информации, содержащейся в нем;
  • 3) совместно с органами статистики определяет содержание форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления;
  • 4) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

Органы государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

  • 1) реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
  • 2) разрабатывают и принимают законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности;
  • 3) устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта РФ;
  • 4) проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и торговой деятельностью на территории субъекта РФ;
  • 5) разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
  • 6) иные полномочия, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

Органы местного самоуправления в соответствии с Законом о госрегулировании торговли обязаны создавать условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

Некоммерческие организации (объединения торговых предприятий, объединения поставщиков товаров, ассоциации, общественные объединения и др.) также могут участвовать в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности, например:

  • 1) участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;
  • 2) участвовать в анализе экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговой деятельности в субъектах РФ и муниципальных образованиях;
  • 3) распространять российский и иностранный опыт в области торговой деятельности;
  • 4) предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
  • 5) подготавливать предложения о совершенствовании торговой деятельности;
  • 6) иным образом, предусмотренным нормативными правовыми актами.

Торговые предприятия самостоятельно определяют следующие существенные условия торговой деятельности:

  • вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
  • форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
  • способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
  • специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
  • тип торгового объекта (стационарный и (или) нестационарный торговый объект);
  • основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
  • порядок и условия ведения торговой деятельности (ассортимент товаров, режим работы, приемы и способы продажи товаров, количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, способы доведения до покупателей информации о продавце, о товарах и об оказываемых услугах, цены на товары, форму распространения рекламы, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг, иные порядок и условия ведения торговой деятельности).

Для государственных или муниципальных предприятий и учреждений торговли порядок и условия ведения торговой деятельности устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов.

Закон о госрегулировании торговли предусматривает свободное рыночное ценообразование на большинство товаров. Исключение составляют товары, для которых федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок (наценок) (в том числе установление максимального и (или) минимального предела уровня надбавки (наценки)). Для таких товаров цены и торговые надбавки (наценки) устанавливаются в соответствии с федеральными законами, другими нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В законе содержатся положения о регулировании цен на отдельные товары в случае ускорения роста цен. Так, Правительство РФ в случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или нескольких субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, может на данные виды товаров устанавливать предельно допустимые розничные цены па территории таких субъектов РФ на срок не более трех месяцев.

В законе также предпринята попытка ограничить возможности давления со стороны розничных торговых предприятий и торговых сетей на поставщиков продовольственных товаров и снизить барьеры входа поставщиков в торговые сети. Например, закон разрешает при заключении договора поставки включать в договор только один вид вознаграждения – за количество приобретенных у поставщика продовольственных товаров. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены товара. Такое вознаграждение может предусматривать договор поставки товаров, не относящихся к социально значимым продовольственным товарам. Все другие виды вознаграждений (за доступ на полки магазина и т.п.) законом запрещены. Рекламные и маркетинговые услуги должны быть оформлены договором возмездного оказания соответствующих услуг, включать их в качестве составной части в договор поставки запрещается законом. Также запрещено принуждать контрагента к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

В соответствии с данным законом торговые сети обязаны размещать объявления о конкурсах на поставку продовольственных товаров и условиях заключения договоров на поставку на своем сайте в сети Интернет и предоставлять поставщикам информацию по их требованию в течение 14 дней со дня получения запроса. Поставщики же обязаны размещать предложения о поставке товаров на своих сайтах в сети Интернет и предоставлять информацию о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров в течение 14 дней со дня получения запроса.

В отношении продолжительности отсрочки платежа по продовольственным товарам законом установлены следующие правила:

  • 1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в течение десяти рабочих дней со дня приемки их покупателем;
  • 2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в течение 30 календарных дней со дня приемки их покупателем;
  • 3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в течение сорока пяти календарных дней со дня приемки их покупателем.

Условием соблюдения этих сроков покупателем является своевременное представление поставщиком документов, относящихся к поставкам товаров в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ и договором поставки продовольственных товаров. Если поставщик не передает покупателю соответствующие документы, сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления поставщиком документов.

Закон нацелен на формирование принципов антимонопольного регулирования в сфере организации и осуществления торговой деятельности. Так, закон содержит прямой запрет на создание дискриминационных условий на рынке продовольственных товаров (создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования) и запрет на навязывание контрагенту следующих условий:

  • а) о запрете на заключение договоров поставки товаров с другими поставщиками;
  • б) об ответственности за неисполнение обязательства поставщика о поставках товаров на условиях лучших, чем условия для других торговых предприятий;
  • в) о предоставлении контрагенту сведений о договорах, заключаемых с другими контрагентами;
  • г) о внесении поставщиком платы за право поставки товаров в функционирующие или открываемые торговые предприятия торговой сети;
  • д) о внесении поставщиком платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • е) о снижении поставщиком цены товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже другими поставщиками;
  • ж) о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на них, кроме случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;
  • з) о возмещении поставщиком затрат, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
  • и) о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ;
  • к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных в предыдущих пунктах.

Все перечисленные условия до момента принятия закона являлись обычной практикой в деятельности торговых сетей, а пункты а) и в) нередко включались во франчайзинговые соглашения.

Также Законом о госрегулировании торговли запрещено осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Еще одно условие, которое должно сдержать рост торговых сетей и дать возможность развиваться малому и среднему предпринимательству в сфере розничной торговли продовольственными товарами, касается ограничения расширения присутствия торговых сетей в пределах отдельного региона. Так, розничной торговой сети, которая осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами (кроме сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которой превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах этого административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате ввода в эксплуатацию торговых объектов или их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением данного ограничения, ничтожна (нс имеет силы), и ее последствия могут быть признаны судом недействительными по требованию любого заинтересованного лица, в том числе федерального органа исполнительной власти, который принимает нормативные правовые акты и контролирует соблюдение антимонопольного законодательства.

Закон о госрегулировании торговли ограничивает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке таких правил ведения торговой деятельности, которые отличаются от правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в частности запрещается:

  • возлагать на торговые предприятия и поставщиков товаров обязанности по участию в повторной (дополнительной) проверке качества и безопасности товаров в региональной или муниципальной системе качества товаров (кроме случаев, предусмотренных законом);
  • принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров к прохождению контрольных и (или) разрешительных процедур в дополнение к предусмотренным нормативными актами процедурам (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);
  • принуждать торговые предприятия и поставщиков товаров продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
  • принимать нормативные правовые акты, решения, предусматривающие: запрет или ограничение свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями; ограничение продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, территориях муниципальных образований; принуждение торговых предприятий и поставщиков товаров к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными контрагентами; ограничение выбора контрагентов для торговых предприятий и поставщиков товаров; дискриминацию торговых предприятий и поставщиков товаров в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Содействие развитию торговой деятельности должно осуществляться на двух уровнях:

  • 1) на уровне органов государственной власти субъектов РФ, которые в пределах своей компетенции осуществляют мероприятия, направленные:
    • на стимулирование инвестиционных проектов в сфере строительства логистических центров поставок для приема и хранения сельскохозяйственной продукции, формирования партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
    • поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
    • стимулирование деловой активности торговых предприятий и обеспечение их взаимодействия с поставщиками товаров путем организации и проведения выставок и ярмарок;
  • 2) на уровне органов местного самоуправления, которые в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны:
    • предусматривать строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
    • разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
    • принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для торговых предприятий имущества, находящегося в муниципальной собственности;
    • проводить анализ показателей, характеризующих состояние торговли на территориях муниципальных образований и эффективность мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Для содействия развитию торговли органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов РФ и муниципальных образований. В программах развития торговли определяются:

  • 1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • 2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
  • 3) объем и источники финансирования мероприятий по развитию торговой деятельности;
  • 4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
  • 5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

  • 1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • 2) повышение доступности товаров для населения;
  • 3) формирование и развитие торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

Государственное регулирование в области торговой деятельности через информационное обеспечение может осуществляться двумя путями.

1. Путем создания системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечения ее функционирования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренней торговли.

На официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет должна размещаться и ежеквартально обновляться следующая информация:

  • о решениях, принятых соответствующим органом в области торговой деятельности;
  • издании нормативных правовых актов в области торговой деятельности;
  • среднем уровне цеп па отдельные виды товаров.
  • 2. Путем формирования торговых реестров. Федеральные органы исполнительной власти утверждают форму торгового реестра и порядок его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего субъекта РФ. Информация в реестре размещается и предоставляется физическим и юридическим лицам бесплатно.

Предполагается, что Закон о госрегулировании торговли позволит сформировать законодательную базу, регламентирующую отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и торговыми предприятиями, а также отношения, возникающие между торговыми предприятиями при осуществлении ими торговой деятельности. Принятый 28 декабря 2009 г. вариант закона далек от совершенства, очевидно, что он будет активно развиваться и дополняться в ходе практического его применения.

  • Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. №754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний