Отличие бюджетной бухгалтерии от коммерческой. Чем различаются коммерческие и бюджетные организации

Главная / Агробизнес

Организации, деятельность которых финансируется из государственного или местного бюджетов, называют бюджетными. На основании этого, совершенно очевидно, что у бюджетных предприятий среди источников, формирующих хозяйственные средства необходимо акцентировать внимание на финансировании и доходах.

Основные различия между бюджетным и коммерческим учетом

Надо отметить, что отличие бюджетного учета от коммерческого заключается не только в составляющих учета, но и в системе кодирования. То есть, в бюджетной организации учет составления сметы расходов совершенно иной, чем в коммерческих организациях.

Человек, который даже мало знаком с правилами ведения учета в бюджетных организациях, может заметить, что они имеют отличия от учета в коммерческих структурах.

Действительно в бюджетных учреждениях своя специфика обязательств, учета основных средств и денежных средств, материальных запасов, финансовых активов.

Принципиальная суть учета не меняется, в нем отражена реальная информация о деятельности предприятия для предоставления его руководству, учредителям, контролирующим органам и другим заинтересованным инстанциям. Однако на счетах это выражено абсолютно по-разному.

В бюджетных организациях акцент отводится изучению бухгалтерского учета. Накопленные знания, касающиеся финансового учета – это основа бюджетного учета. Но кроме этого необходимо знать, как непосредственно ведутся в бюджетных предприятиях бухгалтерские записи.

В связи с особенностями деятельности бюджетных учреждений, в их бухгалтерском учете возникают новые счета и классы.

Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

В таких организациях отсутствуют счета, связанные с коммерческой деятельностью, прежде всего, с получением прибыли. Хотя некоторые виды деятельности попадают под исключение (жилищно-коммунальные услуги и пр.)

Разница между бухгалтерским учетом коммерческого и бюджетного предприятия заключается также в определении различных классов плана счетов: материальных запасов, классификации основных средств и специфического состава и др.

Очевидно, что баланс в бюджетной организации также будет отличаться от коммерческого предприятия, хотя по существу и общей структуре они идентичны: справа пассивы, слева активы.

Но это только внешне, а внутренняя их конструкция разная. В основном отличия кроются в самой структуре финансовых активов основных средств, денежных средств и обязательств.

Составление и подача отчетов в вышестоящие органы бюджетными предприятиями идет по особому списку и графику. С первого взгляда можно решить, что бухгалтерский учет бюджетного предприятия довольно сложен. Но если глубоко вникнуть, то станет ясным, что бюджетными организациями производится гораздо меньше операций, отражающихся в учете. По этой причине сам процесс ее ведения намного проще.

Особенности бюджетного учета

Учитывая тот факт, что на сегодняшний день сектор гос. управления переходит в систему рыночных отношений, достаточную важность приобретает деятельность бюджетных организаций. Как следствие, в несколько раз увеличивается количество проблем и вопросов (связанных с бухгалтерским учетом), которые следует решить соответствующему учреждению. Бюджетный учет, в свою очередь, представляя собой часть системы бух. учета, определяется собственной нормативно-правовой базой. Другими словами, бюджетный учет, который связан со средствами, полученными от деятельности учреждений, нуждается в серьезном организационном и методологическом регулировании.

Особенности бюджетного учета сосредоточены в специальном плане счетов, состоящем из 26 разрядов. Применяется следующая структура:

  1. разряды 24 — 26 представляют собой код классификации операций, напрямую связанных с сектором гос. управления;
  2. 22 — 23 являются кодом аналитического счета рассматриваемого Плана счетов;
  3. разряды 19 — 21 образуют код раздела синтетического счета Плана счетов;
  4. разряд 18 содержит в себе информацию о виде деятельности (3 — деятельность с денежными средствами, которые находятся во временном распоряжении; 2 — деятельность, приносящая доход; 3 — бюджетная деятельность).
  5. разряды 1 — 17 образуют код, по которому происходит классификация расходов, доходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Какими дополнительными особенностями обладает бюджетный учет?

В соответствии со статье 5 ч.11 ФЗ №63 в список средств, которыми может воспользоваться бюджетное учреждение для осуществления своей деятельности, входят:

  1. так называемые, безвозмездные поступления от юридических и физических лиц, правительств и международных организаций (другими словами, добровольные пожертвования);
  2. денежные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности;
  3. средства от иной деятельности.

Однако, чтобы воспользоваться следующим правом, требуется:

  1. Специальный документ главного распорядителя средств бюджетной организации, где будут указаны все источники денежных средств и направления их использования.
  2. Наличие особых положений в уставе рассматриваемого учреждения.
  3. Определение в смете доходов и расходов направлений, куда будут расходоваться денежные средства.
  4. Закрепление права на уровне законодательства.

Отметим еще три важных положения. Во-первых, все операции, связанные с расчетами с подрядчиками и поставщиками (аналогично с покупателями) отражаются в бюджетном учете с использованием счета под номером 220101000.

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Во-вторых, вся предпринимательская деятельность и целевые денежные средства находятся в отдельном блоке под названием "Приносящая доход деятельность". Отражаются обособленно в 18 разряде с кодом 2. В-третьих, все затраты и расходы бюджетного учреждения (если рассматривать приносящую доход деятельность) отражаются на счетах под номерами 210604340 и 210601310.

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Попечители, в отличие от персонала учреждения культуры, выполняют свои функции на добровольной и безвозмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности в экономических результатах деятельности учреждения культуры сводит интересы данных лиц не к максимизации прибыли учреждения, а к успешному выполнению им своей миссии. В качестве мотивов обращения к попечительству можно рассматривать поднятие своего престижа в обществе, завоевание прочной репутации на рынке и доверия со стороны потребителей, доступ к закрытым источникам информации, услугам организаций культуры и др. Большинство бюджетных учреждений испытывает финансовые и организационные проблемы, не имеет эффективной структуры управления и системы стимулирования персонала. Создание попечительского совета позволило бы им решить ряд актуальных проблем, в частности, привлечь дополнительные источники финансирования и др.

В случае некоммерческой компании - клиенты и участники фирмы.

  • Штат. С одной стороны сотрудники, нанятые по трудовому договору с определённым уровнем оплаты за труд.

С другой стороны все те же самые, но также и добровольцы-волонтёры.

Объекты бюджетного учета Бюджетная организация, как и коммерческая, ведет учет всех финансово-хозяйственных операций, совершаемых в результате ведения деятельности.


Объекты бухгалтерского учета в бюджетной сфере, в основной массе не отличаются от объектов коммерческого учета – это активы и обязательства, доходы и расходы.

Также особенности имеют и расходы бюджетных учреждений, в статье 70 Бюджетного кодекса РФ список расходов бюджетных учреждений строго ограничен в связи с этим и учет расходов бюджетников:

  • соблюдается принцип адресности и целевой характер расходования бюджетных средств;
  • в обязательном порядке ведется учет расходов в разрезе статей бюджетной классификации;
  • осуществляется контроль исполнения сметы расходов;
  • соблюдаются принципы и процедуры исполнения бюджетов;

Специфические особенности учета в бюджетных учреждениях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, исполнение утвержденного бюджета и повышенный контроль такого исполнения, контроль выполнения каждого факта хозяйственной деятельности, согласованность деятельности бюджетников в достижении цели, поставленной перед ними государством.

Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности у бюджетников. Такими нормативно-законодательными актами, регулирующими бюджетный учет являются:

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ и принятые в соответствии с ним законы о бюджетах разных уровней, законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ (федеральные, субъектов РФ, территориальные), муниципальные правовые акты о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты, регулирующие правоотношения, указанные в Бюджетном Кодексе РФ.

В частности, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет на основании Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению. Он устанавливает основные принципы учета имущества и обязательств бюджетных организаций.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика

Как и бюджетные средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные мероприятия хотя переходящие остатки целевых средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных. Основная причина, по которой источники образования этих средств и направления их расходования учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме того, это обуславливается потребностями составления и представления отчетности которая представляется не только финансирующим органам, но в данном случае — и другим заинтересованным пользователям.
Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через органы федерального казначейства.

Хансманн полагает, что потребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего распределения доходов между работниками и должны направлять полученные средства на развитие основной деятельности организации, что контролируется со стороны общества. В силу того, что имущество государственных учреждений является собственностью государства, все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государственного бюджета, и распределение учреждениями полученных доходов должно согласовываться с органами государственной власти.

В результате, бюджетные учреждения предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Подобное разделение деятельности достигается двумя способами.

Так, например, если цели школы состоят в том, чтобы давать детям образование и готовить их к жизни в обществе, т.е. являются целями, которые нельзя непосредственно измерить, могут быть использованы опосредованные методы измерения достижения целей для того, чтобы оценить производительность деятельности бюджетной организации в целом. В случае со школой можно измерить экзаменационные оценки и использовать эти данные как критерий для сравнения одной школы с другой однако такое измерение нельзя считать полностью объективным — состав учеников каждой школы, имеющиеся ресурсы, родительская поддержка и т.д. не одинаковы. Среди теоретических концепций, посвященных особенностям экономики и менеджмента бюджетных и некоммерческих организаций, можно выделить теории производства общественных благ, невыполненного контракта, контроля стейкхолдеров 17, с.
32-39 . Теория производства общественных благ.
Рассмотрев теоретические концепции зарубежных ученых, можно выделить общие особенности деятельности и управления некоммерческих организаций. Это применение социального маркетинга, фандрейзинга, добровольчества и наличие контроля со стороны стейкхолдеров. 1.3 Материальные и денежные средства, целевые и нецелевые источники финансирования бюджетных организаций Для эффективного менеджмента бюджетных организаций важно определить возможные источники финансирования. При осуществлении своей деятельности бюджетные учреждения используют различные виды средств, как материальные, так и денежные, которыми их должен обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их получения от любого юридического или физического лица 2, с.
78-94 .

Инфо

Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий.


Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

В чем разница между коммерческой и бюджетной организации

  • Отличие бюджетного учета от коммерческого
  • Чем различаются коммерческие и бюджетные организации?
  • Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика
  • Отличие коммерческих организаций от некоммерческих
  • Чем отличается бухгалтерский учет от бюджетного
  • Отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Отличие бюджетного учета от коммерческого Также средства могут поступать из взносов участников, от сдачи в аренду, процентов и так далее.

  • Форма деятельности. Для предпринимателей - ООО, АО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы - всё, как предписывает статья 50 Гражданского Кодекса РФ.
  • Товары, услуги и целевая аудитория.

Те товары и услуги, которые производят коммерческие организации, нацелены на индивидуального потребителя, а вот бюджетные организации производят товары и услуги для удовлетворения общественных потребностей и благ. Целевой аудиторией коммерческих организаций являются конечные потребители, а бюджетные организации ориентированы на клиентов и членов организации.

  • Управление и политика работы.

Если в коммерческой организации политику управления строят исключительно на поведении конкурентов и клиентов, то в бюджетной структуре ориентир держат только на общественные потребности и условия, диктуемые государством.

Важно

Также средства могут поступать из взносов участников, от сдачи в аренду, процентов и так далее.

  • Форма деятельности. Для предпринимателей - ООО, АО, ПАО, МУП, ГУП, товарищества и кооперативы - всё, как предписывает статья 50 Гражданского Кодекса РФ. Что касается некоммерческих организаций, то это в основном благотворительные фирмы, фонды, религиозные учреждения и так далее.
  • У коммерсантов есть права и обязанности, определённые кодексами Российской Федерации.

У некоммерческих компаний правоспобность ограничена. То, что будет прописано в уставе подобного организации и будет определением прав и обязанностей. Естественно, они не должны противоречить действующему законодательству и конкретно тем актам, которые регламентируют создание подобных фирм.
  • Где проходит регистрация. С одной стороны - Федеральная Налоговая Служба.
  • Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

    Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

    Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

    К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

      организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

      контроль исполнения сметы доходов и расходов;

      переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

      выделение в учете кассовых и фактических расходов;

      отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

    Задачи бюджетного учета

    К основным задачам бюджетного учета относят:

      формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

      формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

      обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

      обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

      обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Нормативные документы

    В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.

    Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

      Бюджетный учет: подробности для бухгалтера

      • Нарушения в области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета

        В области ведения бухгалтерского (бюджетного) учета отражаются в актах проверок. ... отражающий совокупность способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, стоимостного измерения, текущей группировки и... используемый при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета, регулярно обновляется и приводится в... записей по счетам бухгалтерского (бюджетного) учета. Проверяющими в ходе контрольных...) учреждениями процедур ведения бухгалтерского (бюджетного) учета. В следующем номере журнала продолжим...

      • Обзор важных изменений в бюджетном учете с 2019 года

        Сектора При ведении бухгалтерского и бюджетного учета государственным учреждениям с 01.01 ... отчеты: справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110 ...

      • Что изменит внедрение федеральных стандартов бухгалтерского (бюджетного) учета?

        Изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... изменения, которым подвергается бухгалтерский (бюджетный) учет в связи с утверждением федеральных... правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) ... постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого... стандарты. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться...

      • Порядок бюджетного учета огнетушителей

        Огнетушителей? Вопрос: Как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению и техническому... огнетушителя. В целях отражения в бюджетном учете приведенных в вопросе операций необходимо... и введены в эксплуатацию. В бюджетном учете отражены следующие корреспонденции счетов: Содержание... по содержанию имущества» КОСГУ. В бюджетном учете указанные расходы отразятся следующим образом... факту выполнения соответствующих работ. В бюджетном учете сформированы следующие бухгалтерские записи: Содержание...

      • Изменения в Инструкции №174н. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета

        Сооружений – предметов лизинга». Новые проводки бюджетного учета! Прекращение права пользования активом (при... с этим удалены и проводки бюджетного учета, связанные с учетом материальных запасов... по иным доходам». Новые проводки бюджетного учета! Начисление дохода от аренды имущества...

      • О бюджетном учете объектов нефинансовых активов при проведении капитального ремонта

        Лиц». Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете объектов основных средств, переданных (полученных...

      • Изменения номеров счетов бухгалтерского и бюджетного учета, начиная с 2017 года

        Законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с... законодательную базу по бухгалтерскому и бюджетному учету в госучреждениях, предусмотрено, что с...

      • Анализ изменений, внесенных в Инструкцию № 191н

        ...), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Сама форма по-прежнему включает... , учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года... прошлых лет в части ведения бюджетного учета, пересчетом показателей отчетности в связи...), должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета. Обращаем ваше внимание, что показатели...

      • Обзор изменений в бухгалтерской (бюджетной) отчетности

        С учетом изменений показателей бухгалтерского (бюджетного) учета (балансовых, забалансовых) на... по соответствующим счетам бухгалтерского (бюджетного) учета на начало отчетного финансового... с правилами ведения бухгалтерского (бюджетного) учета подлежат закрытию при завершении... 0503173). Показатели соответствующих счетов бухгалтерского (бюджетного) учета, отражаемые в отчетах (сведениях) ... коррективы в порядке ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в государственных (муниципальных) учреждениях...

      • Особенности составления бюджетной отчетности за полугодие и девять месяцев

        И (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей... принудительного изъятия») План счетов бюджетного учета дополнен счетом 120941000 «Расчеты... Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций... Номер (код) счета бюджетного учета» приводятся номера счетов бюджетного учета с учетом изменения требований... учреждениями с учетом изменения показателей бюджетного учета (балансовых, забалансовых) на 1 ...

      • Бюджетная, бухгалтерская отчетность: ответственность за нарушения составления и представления

        Бюджетных смет или порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных... ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей принимаемых... «Нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета». В... порядка бюджетного учета санкционирования расходов бюджета, выразившееся в нарушении бюджетного учета показателей... нарушение казенным учреждением порядка бюджетного учета показателей принимаемых и отложенных...

      • Применение ФСБУ «Запасы»

        Приведен перечень объектов, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов материальных запасов... (принятие к бюджетному учету) запасов, их оценка, выбытие со счетов бюджетного учета будут осуществляться... стандарт устанавливает единые требования к бюджетному учету активов, квалифицируемых в качестве материальных... запасов Номер счета, применяемого в бюджетном учете Медикаменты и перевязочные средства – иное... п. 8 ФСБУ «Запасы» единица бюджетного учета запасов выбирается субъектом учета самостоятельно...

      • Нефинансовые активы: скорректированы бухгалтерские записи

        Земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их... на подстатью 199 Принятие к бюджетному учету материальных запасов, поступивших в натуральной... стоимости на дату принятия к бюджетному учету. Вложения в нефинансовые активы Согласно...

      • Учет временных сооружений при капитальном строительстве объекта

        Что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные... что учреждение нарушило правила ведения бюджетного учета. По мнению контрольного органа, временные... второму вопросу применительно к конкретике бюджетного учета позиция казначейства состоит в... Принятие к бюджетному учету указанных объектов осуществляется на соответствующих счетах бюджетного учета по оценочной... . Указанные объекты принимаются к бюджетному учету по оценочной стоимости на основании...

      • Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

        И при отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных на отчетную дату в... дебиторскую задолженность на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета. Например, при проведении претензионной работы...

    © 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний