Как создать волонтерский отряд для постоянной помощи организации (алгоритм действий для НКО). Как создать волонтерскую организацию

Главная / Бизнес 

1. Обсудите идею с друзьями и единомышленниками

Многие люди самостоятельно помогают детским домам, домам престарелых, многодетным семьям, бездомным животным. Среди них и ищите единомышленников, движимыми схожими с вашими мыслями. К тому же у одиночных добровольцев уже есть опыт волонтерской деятельности, и они смогут не только поддержать вас, но и предложить свои интересные идеи.

2. Запишите свою цель

Определение цели и задач – один из наиболее важных и сложных моментов в организации объединения. Однако на практике целеполагание зачастую формально: цели деятельности и сама деятельность существуют сами по себе, отдельно друг от друга. Один из способов проверить правильность формулировки цели – ответить на вопрос: «Почему мы хотим делать то, что мы будем делать?».

Различают уставные цели волонтерского отряда и цели конкретной деятельности.

Уставные цели – это то, ради чего люди объединились. Они носят чаще всего глобальный и более общий характер и фиксируются в основном документе, уставе.

Цель возникает тогда, когда появляется проблема. Найти, «нащупать» проблему и означает определить цель деятельности. При постановке цели важно правильно оценить свои силы

Сформулировать задачу – значит указать конкретный результат, который предполагается получить на определенном этапе работы. Волонтерскому отряду достаточно иметь не более 3–7 задач. Каждая из них формулируется так, чтобы:

· было ясно, чего конкретно следует добиться за определенный период;

· для ее решения имелись реальные условия и возможности;

· ее действительно можно было достичь именно в те сроки, на
которые она ставится;

· побуждать волонтеров действовать в направлении ее достижения.

Формулировка должна быть короткой (не более трех предложений), написана ясно и понятно, как минимум для членов объединения; сформулирована позитивно; написана в настоящем времени с предпочтением глагольных форм.

3. Запишите правила

Для кого открыт/закрыт вход в вашу организацию, как начинается проект, о чем можно/запрещено говорить, о каких вещах необходимо знать.

Без правил любая система превратится в хаос. Как минимум нужно определить организационную и корпоративную культуру

К основным элементам оргкультуры относятся: система самоуправления, структура, планирование и анализ деятельности. Все это нужно зафиксировать в Уставе. Важный момент – ведение документации. Минимальный список документов, которые должны быть в каждом общественном объединении таков:

1. Устав волонтерского отряда – основной документ.

2. Списки или картотека членов волонтерского отряда.

3. Список членов Совета волонтерского отряда.

4. Протоколы общих собраний (конференций) членов волонтерского отряда.

5. Протоколы заседаний Совета волонтерского отряда.

6. Планы работы как отряда в целом, так и каждого структурного органа.

7. Журнал учета проведенных дел.

8. Документы, приходящие в волонтерский отряд и исходящие из него (письма, запросы, заявления о вступлении и выходе из отряда и др.).

Общественное объединение будет развиваться, если будет иметь сильную корпоративную культуру. Корпоративная культура, с одной стороны, создает образ, «лицо» волонтерского отряда и позволяет ему занять свою нишу среди других общественных объединений. С другой стороны, корпоративная культура объединяет всех участников движения для достижения провозглашенных целей.

Лучше письменно зафиксировать ценности отряда и нормы поведения в нем. Они должны быть доступны для каждого члена объединения в любое время. Нормы поведения (законы, кодексы) должны создаваться самими членами волонтерского отряда, только тогда они и будут выполняться ими.

Разработайте символику объединения. Символика используется на документах, письмах, на встречах с другими организациями, на выставках, при оформлении мест проведения слетов, сборов, мероприятий и т. п.

Разработайте традиций, обряды, ритуалы объединения. Традиции не просто исторически складываются, они часто целенаправленно разрабатываются и внедряются. Даже традиционное участие вашего волонтерского отряда в местных праздниках, акциях, мероприятиях, событиях может оказать неоценимую услугу объединению в плане привлечения внимания общественности, государственных структур к его деятельности, привлечения дополнительных ресурсов для осуществления этой деятельности, привлечения новых членов в ряды самой организации.

Чем больше в организации традиций, тем сильнее ее корпоративная культура. Традиции должны:

· работать на цель, идею организации;

· быть признаваемы, уважаемы членами организации;

· сохраняться, поддерживаться.

Определите, как будете набирать и отбирать волонтеров.

4. Приступайте к планированию

Заручившись поддержкой и вооружившись советами, составьте план деятельности вашей организации. Определите, в чем будет выражаться волонтерская деятельность, где будут происходить собрания, какими другими способами будет доставляться информация для участников движения.

5. Разработайте систему обмена идеями

Например, можно проводить собрания, создать веб-сайт, вести блог или выполнять рассылку. Не ограничивайте свою фантазию указанными примерами, найдите то, что понравится людям. Добровольцы должны быть осведомлены о вашей деятельности, чтобы присоединиться к организации или выполнению задания в запланированное время.

6. Заявите о себе

Делать это стоит в первую очередь на мероприятиях, где вы можете встретить потенциальных соратников – на благотворительных концертах, выставках, презентациях. Сделайте как можно больше визитных карточек, чтобы раздавать их на мероприятиях.

Создайте группу в социальной сети и разошлите приглашения всем знакомым и незнакомым пользователям, которых вы найдете по соответствующим интересам. Наберите в поиске по людям ключевые слова: животные, помощь детям-инвалидам и т. д. Сервер выдаст вам список пользователей, которые, возможно, станут вашими соратниками.

Постарайтесь, чтобы о вас написали в прессе.

Как только вы соберете небольшую группу, начинайте организовывать интересные мероприятия. Договоритесь с детским домом о том, что вы своими силами проведете у них концерт, устройте «дог-шоу», привлекая внимание к проблеме бездомных животных. Средства массовой информации будут рады новому сюжету, а о вас узнают еще больше людей.

7. Заведите расчетный счет для помощи нуждающимся

Открыв свой счет, вы увидите, что вокруг множество людей, которые не готовы стать волонтерами, но с удовольствием помогут вам материально, если будут знать, что их деньги пойдут на нужное дело. При создании счета выберите систему, которая удобна в использовании, чтобы потенциальные спонсоры не испугались трудностей, связанных с переводом денег.

8. Ведите записи выполненных проектов.

Наличие у объединения архива – это возможность анализа его развития, использования опыта предыдущих поколений членов объединения.

Запишите миссию организации.

Не падайте духом и продолжайте попытки!

Найдите единомышленников, желающих работать вместе.

Благотворительные проекты могут быть стандартными (кормление бездомных, раздача одежды и т.д.) или направлены в любую сферу, где кто-то нуждается в помощи.

Всегда помните о цели.

Перед тем как приступить к деятельности, важно, чтобы волонтеры прошли этап предварительной подготовки, которая позволит им приобрести необходимые умения и навыки. Значимыми для волонтерской деятельности являются навыки взаимодействия друг с другом.

Деятельность руководителя волонтерского отряда

В волонтерской деятельности членов объединения или отряда сопровождает руководитель. Руководитель волонтерского отряда организует деятельность в отряде, помогает подросткам и молодежи выбрать те направления работы, которые им более интересны, которые соответствуют их возможностям. Руководитель оказывает детям моральную поддержку, выступает в роли «старшего товарища». Он проводит с детьми практические занятия, готовит их к профилактической и другой волонтерской деятельности.

Заповеди руководителя волонтерского отряда

Четко знайте цель своей работы со всеми детьми и с каждым в
отдельности.

Не злоупотребляйте правом приказывать: просьбу всегда легче и приятнее принимать.

Подростки должны знать, что ваши действия и даже голос продиктованы дружелюбием.

Работая с подростками, чаше вспоминайте, какими вы сами были в их возрасте: легче будет их понять.

Знайте о подростках все, но не используйте информацию для мелких придирок к детям, более того, умейте что-то не расслышать, не заметить, не понять.

Не столько оберегайте подростков от «дурного», сколько учите ему сопротивляться,

Учитесь сотрудничать с детьми, а не командовать ими.

Не подменяйте детский актив и не подавляйте детскую инициативу.

Будьте с подростками вместе, рядом и чуть впереди. Истинное
воспитание – воспитание правдой.

Будьте хозяином своего слова. Не смогли выполнить обещание – объясните подросткам причины и извинитесь (обещайте только то, что можете выполнить).

Уважайте детей и детский коллектив. Будьте настойчивы,
требовательны, но не грубы: грубость рождает ответную грубость.

Не осуждайте и не обсуждайте действия своего напарника в присутствии ребят.

Будьте счастливы! И пусть подростки видят это!

Если

Если ты входишь к подросткам, пусть у тебя будут теплые руки, приветливое лицо и доброе сердце.

Если подростку плохо, поставь себя на его место.

Если хочешь добиться успеха, советуйся с подростками.

Если хочешь иметь с детьми согласие, уважай разногласие.

Если ты не понимаешь шуток – «пиши пропало».

Если ты хочешь рассердиться на ребят – сосчитай до ста.

Если хочешь крикнуть на них – сосчитай до тысячи.

Если ты занимаешься пересудами, у тебя и дети будут сплетниками.

Если ты постоянно критикуешь ребят, ты сеешь вокруг уныние и скуку и учишь детей «науке ненависти».

Если детей подбадривать и одобрять, они научаться верить в себя.

Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты –
победитель.

Если ты говоришь, что у тебя в отряде ужасные дети, ты прав. У тебя они
не могут быть дружными.

Если хочешь быть хорошим руководителем, будь им!

Непременными условиями эффективной работы волонтерской организации выступают гласность, система поощрений (прежде всего морального плана). Особое значение это имеет для детей – волонтеров: тем самым осуществляется стимулирование их дальнейшей активности.

Формы и методы работы с волонтерами

Существуют следующие направления деятельности волонтерских объединений:

– психолого-педагогическое (воздействие на самочувствие и поведение участников движения);

– социально-бытовое (воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы к потребности);

– социокультурное (влияние на уровень культуры, организацию досуга);

– трудовое (организация трудовой занятости, профориентационной деятельности);

– валеологическое (формирование здорового образа жизни);

– социально-правовое (повышение уровня правовой культуры, защита прав человека).

– профилактическое (предотвращение возникновения социально запущенной, маргинальной молодежи);

– лидерское (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни);

– патриотическое (воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам);

– информационное (внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик).

Ребята сами определяют для себя те формы работы, которыми они хотели бы заниматься. Кому-то нравится проведение массовых мероприятий (акции, шествия), кому-то по душе выступления на сцене (участие в агитбригадах, шоу), кто-то склонен заниматься разработкой средств наглядной агитации и контрпропагандой наркотиков (проведение бесед, практических занятий по профилактике зависимости от ПАВ, ролевых и деловых игр).

Как создать волонтерский отряд для постоянной помощи организации

(алгоритм действий для НКО)

Члены организации поставили перед собой цель - создать волонтерский отряд для совместной работы. Для достижения этой цели обозначены следующие задачи:

1. Обучение молодых людей навыкам волонтерской деятельности.

2. Формирование позитивного представления о семьях, столкнувшихся с МВ, и о самих больных МВ.

План работы

Подготовительный этап:

1. На общем собрании членов организации выбрали инициативную группу в количестве 7 человек, которая будет задействована в подготовке мероприятий. Обязанности между членами инициативной группы распределили таким образом:

ü ответственный за связи с общественностью и поиск потенциальных доноров;

ü ответственный по взаимодействию с организациями – партнерами;

ü ответственные по обучению волонтеров;

ü ответственный по выпуску печатных материалов;

ü ответственный за оповещение членов организации.

2. Обеспечение волонтеров, задействованных на мероприятиях, одеждой с символикой организации. Одетые в футболки, с эмблемой организации, волонтеры привлекают к себе больше внимания, поднимается имидж организации.

3. Подготовка раздаточных материалов.

Заказали печать листовок, которые будут раздавать волонтеры.

4. Обучение волонтеров

· Познакомились с ребятами из Воронежского волонтерского движения. Первые совместные шаги уже были сделаны (ребята принимали участие в Благотворительной Акции, проводимой нашей организацией). Мы попросили лидеров Волонтерского движения, рассказать своим друзьям о нашей организации, и тех, кого заинтересует эта тема – пригласить на встречу.

· В уютной, доверительной атмосфере прошла встреча с уже знакомыми ребятами и знакомство с новыми. Основная цель знакомства - определить, чем хочет заниматься волонтер, в чём он заинтересован, а затем объяснить, как он может плодотворно подключиться к работе в нашей организации. Всего в этот день на встречу пришло 8 человек.

· Мы постарались доходчиво рассказать ребятам о деятельности и целях нашей Организации, о самом заболевании. Показали ролики и фотографии с мероприятий. Рассказали истории семей и о том, кто как попал в организацию.

· Молодые люди заполнили анкету волонтера , которая дает нам основную информацию о нем. На эту встречу пришли ребята уже имеющие представление о том, кто такой волонтер, ранее принимавшие участие в добровольческой деятельности. Многие вопросы, которые мы планировали затронуть, пришлось опустить.

· Далее произошло еще два обучающих занятия , направленных на мотивацию и подготовку волонтера к участию в Благотворительной Акции. Главной целью этих встреч было: помочь волонтеру понять цель своей деятельности, обеспечить его базовой и практической информацией. Занятия проводили родители ответственные за обучение волонтеров.

Основной этап (работа волонтеров):

Волонтеры во время проведения праздника рассказывали горожанам о генетическом заболевании муковисцидоз. Призывали всех не оставаться равнодушными, оказывать помощь в информировании общества, а также, по возможности, помочь финансово больным МВ.

Участники акции раздавали прохожим воздушные шары голубого цвета, голубые браслеты и информационные листовки о МВ.

Заключительный этап:

1. Встреча с целью привлечения волонтеров для постоянного сотрудничества и долгосрочной совместной деятельности.

Состоялась встреча сотрудников организации и участников Волонтерского движения Воронежской области . Во время встречи расширили представление ребят об особенностях заболевания. Подростки познакомились с историей возникновения заболевания, характеристикой, симптомами, жизненными ситуациями больных МВ.

По окончании мероприятия были подведены итоги волонтерской деятельности , были вручены благодарственные письма волонтерам , уже участвовавшим в совместных благотворительных мероприятиях. В завершение мероприятия состоялось дружеское чаепитие.

2. Члены организации выступили экспертами по теме «Волонтерство» в Фестивале школьной и молодежной самодеятельной прессы РЕПОРТЕР, проводимой ВРОДО «Искра». На факультете журналистики Воронежского Государственного университета в этот день собралось более 200 студентов и школьников старших классов. Во время этого мероприятия был организован сбор пожертвований, но акцент больше делался на мотивацию и информирование участников мероприятия о заболевании МВ

Работая с группами, во время деловой игры рассмотрели следующие вопросы:

o «Введение в добровольчество». Сессия направлена на знакомство с целями и задачами волонтерского объединения, его структурой, особенностями взаимодействия, режимом обучения, историей добровольчества. Кроме того в рамках этой сессии, постарались создать условия для знакомства волонтеров между собой.

o «Я могу быть добровольцем». Сессия направлена на обучение навыкам волонтерской деятельности.

Пообщаться с представителями школьных и студенческих редакций мы смогли и во время игры «Пресс-тур», которая была посвящена теме Фестиваля «Волонтёрство в России: кому и зачем это нужно?». На время игры ребята из педагогического отряда «Искра» перевоплотились кто в Старый дом с протекающей крышей, кто в Малыша, брошенного родителями, кто в бездомного Пса… Юным журналистам нужно было решить проблемы этих и десятка других героев с позиций волонтёра. Найти выход из непростых, хотя и смоделированных, жизненных ситуаций. Члены организации выступали в роли экспертов, каждый по своей теме. Ребята подходили к нам с заранее подготовленными вопросами, на которые мы старались дать исчерпывающий ответ. Если экспертам нравились вопросы и пути его решения, то в маршрутном листе ставилась подпись о том, что игроки прошли определенный уровень. По итогам игры самые отзывчивые и смекалистые редакции пополнили копилки своих достижений дипломами Фестиваля.

Завершилось мероприятие большими дебатами, которые ещё раз заострили внимание юных журналистов на теме Фестиваля.

Результаты: 18 заполненных анкет; 12 готовых для активной помощи добровольцев (среди них: 1 с личным автомобилем – сможет быть курьером, 1 фотограф).

Итоги:

Ребята, прошедшие собеседование, определились, чем они хотят заниматься, какая деятельность им более близка.

С нашей организацией сотрудничают студенты Воронежского государственного технического университета, Воронежского государственного педагогического университета и Воронежского государственного университета.

Большая часть ребят нацелена на участие в организации и проведении публичных мероприятий, готовы по возможности исполнять обязанности курьера.

Две девушки изъявили желание посещать стационар и заниматься/играть там с больными МВ, выполнять просьбы мам, сходить в магазин или аптеку .

Создание отряда волонтеров

1. Привлечение

· Беседа с уже знакомыми нам волонтерами

· Встреча с теми, кого заинтересовала деятельность нашей Организации

2. Ориентация и обучение

1. Раздел «Я знаю о муковисцидозе» - 1 час

2. Раздел «Введение в добровольчество» - 1 час

3. Раздел «Я могу быть добровольцем» - 1 час

4. Раздел «Общественное признание» - 2 час

Дружеское чаепитие

Поддержка, решилась часть финансовых проблем.

Расширилось представление ребят об особенностях заболевания.

Слушатели познакомились с целями и задачами волонтерского объединения, его структурой, особенностями взаимодействия.

Студенты обучились навыкам волонтерской деятельности.

Поощрение волонтеров, принимавших участие в мероприятиях, и тех, кто оказал финансовую поддержку (всего 20 благодарностей)

Сотрудники организации и добровольцы лучше узнали друг друга, пообщавшись в неформальной обстановке.

Без подразделения ВЫСШИЙ СОВЕТ ГЕО-СПАС МИИГАиК ВСКС ДСО-СПАС КП 11 ДСО-СПАС МГППУ ИСПОЛКОМ МАМИ-СПАС ОССО - Вода ОССО - Горы ОССО - Кинологи ОССО - ПРТК ОССО - Руководство ОССО - Спелеологи ОССО - Туристы Региональное подразделение Коми Региональное подразделение Адыгея Региональное подразделение Алтай Региональное подразделение Амурская обл. Региональное подразделение Архангельская обл. Региональное подразделение Байконур Региональное подразделение Башкортостан Региональное подразделение Белгородская обл. Региональное подразделение Брянская обл. Региональное подразделение Бурятия Региональное подразделение Владимирская обл. Региональное подразделение Волгоградская обл. Региональное подразделение Вологодская обл. Региональное подразделение Воронежская обл. Региональное подразделение Дагестан Региональное подразделение Еврейская Аобл Региональное подразделение Забайкалье Региональное подразделение Ивановская обл. Региональное подразделение Ингушения Региональное подразделение Иркутская обл. Региональное подразделение Кабардино-Балкария Региональное подразделение Калининградская обл. Региональное подразделение Калмыкия Региональное подразделение Калужская обл. Региональное подразделение Камчатский край Региональное подразделение Карачаево-Черкессия Региональное подразделение Карелия Региональное подразделение Кемеровская обл. Региональное подразделение Кировская обл. Региональное подразделение Костромская обл. Региональное подразделение Краснодарский край Региональное подразделение Красноярский край Региональное подразделение Курганская обл. Региональное подразделение Курская обл. Региональное подразделение Ленинградская обл. Региональное подразделение Липецкая обл. Региональное подразделение Магаданская обл. Региональное подразделение Марий Эл Региональное подразделение Мордовия Региональное подразделение Москва Региональное подразделение Московская обл. Региональное подразделение Мурманская обл. Региональное подразделение Ненецкий АО Региональное подразделение Нижегородская обл. Региональное подразделение Новгородская обл. Региональное подразделение Новосибирская обл. Региональное подразделение Омская обл. Региональное подразделение Оренбургская обл. Региональное подразделение Орловская обл. Региональное подразделение Пензенская обл. Региональное подразделение Пермский край Региональное подразделение Приморский край Региональное подразделение Псковская обл. Региональное подразделение Ростовская обл. Региональное подразделение Рязанская обл. Региональное подразделение Самарская обл. Региональное подразделение Санкт-Петербург Региональное подразделение Саратовская обл. Региональное подразделение Саха/Якутия Региональное подразделение Сахалинская обл. Региональное подразделение Свердловская обл. Региональное подразделение Сев.Осетия-Алания Региональное подразделение Смоленская обл. Региональное подразделение Ставропольский край Региональное подразделение Тамбовская обл. Региональное подразделение Татарстан Региональное подразделение Тверская обл Региональное подразделение Томская обл. Региональное подразделение Тульская обл. Региональное подразделение Тыва Региональное подразделение Тюменская обл. Региональное подразделение Удмуртия Региональное подразделение Ульяновская обл. Региональное подразделение Хабаровский край Региональное подразделение Хакасия Региональное подразделение Ханты-Мансийский АО Региональное подразделение Челябинская обл. Региональное подразделение Чеченская респ. Региональное подразделение Чувашия Региональное подразделение Чукотский АО Региональное подразделение Ямало-Ненецкий АО Региональное подразделение Ярославская обл. Региональное подразделение ЯЯ Спасрезерв СПСО МАИ ССО МПГУ ССО Скальпель ЦСО ВСКС РОССОЮЗСПАС

На сегодняшний день популярна такая деятельность как волонтерство. Она предполагает добровольное выполнение какой-либо работы. Обычно осуществляются социально значимые услуги, помогающие человеку реализовать себя. Выполняя определенную работу, волонтер получает навыки, участвует в развитии проектов, обретает опыт. Для этого требуется волонтерская книжка. Как получить ее? Процедура эта несложная, нужно лишь учитывать несколько нюансов.

Популярные направления

В настоящее время распространенными остаются следующие виды добровольческой деятельности:

  • работа по улучшению жизни детей, оставшихся без родителей, а также пожилых людей;
  • медицинская помощь;
  • педагогическая работа;
  • экологическая защита;
  • интеллектуальное развитие;
  • разные виды подготовки - в сфере спорта, туризма, военной работы;
  • творческое совершенствование;
  • организация досуга;
  • помощь в труде;
  • реставрационная работа;
  • информационное обеспечение.

Это лишь основной список видов деятельности, на самом деле их может быть больше. И в каждой сфере нужны активные и целеустремленные люди.

Назначение книжки волонтера

Описываемый документ служит для учета добровольческой работы, поскольку в нее вносят данные о видах деятельности. Также там есть информация о часах, поощрениях, подготовке. Каждому человеку, выполняющему подобную работу, нужна волонтерская книжка. Как получить ее? Потребуется собрать определенные документы, и заполнить заявление.

Книжка выдается молодым людям 14-30 лет, зарегистрированным на территории региона. Она считается аналогом документа, где записывается стаж, только за него не платятся деньги. Обычно такие люди получают нужные навыки и благодарность тех, кому помощь была необходимой.

Регистрация на сайте

Как получить волонтерскую книжку в Москве? Сведения о добровольческих акциях располагаются на сайте «Мосволонтер», разработанном на основе поддержки городского руководства. Там же есть сведения о проектах. Чтобы принять в них участие, нужна регистрация и прохождение курса. А для некоторых проектов и не требуется обучение.

При регистрации на названном сайте нужно ознакомиться с его правилами, а также подтвердить свое согласие по поводу обработке личных данных. Также следует указать контактный номер телефона и адрес электронной почты. Важно обозначить и событие для участия. После регистрации вам будет предложена анкета.

Особенности получения книжки

Но регистрация на сайте - это еще не все, для того чтобы у вас появилась волонтерская книжка. Как получить ее? Для оформления потребуется 2 цветные фотографии - 3х4, паспорт. Дополнительной документации не требуется.

Где получить волонтерскую книжку в Москве? Необходимо посетить центр «Мосволонтер», расположенный на Волгоградском проспекте, в доме 145, корпусе 2. Прием осуществляется по вторникам и четвергам, с 10:00 до 18:00. Специалист выдаст документы на получение книжки, а время изготовления ее составляет 2 недели.

Для успешного выполнения своих задач, нужен опыт в выбранной вами сфере деятельности. Позаботьтесь об этом, прежде чем вам будет выдана волонтерская книжка. Как получить доказательства имеющегося опыта, догадаться не сложно. Например, вам может помочь благодарственное письмо от руководства проекта, в котором вы принимали участие.

Где можно получить волонтерскую книжку в других регионах? В каждом городе для этого есть специальные организации.

Права и обязанности волонтеров

У описываемых сотрудников есть перечень прав:

  • выбор деятельности, соответствующей интересам;
  • получение сведений, оборудования, материальных средств для выполнения работы;
  • требование внесений информации о пройденной работе, поощрениях, что подтверждается печатью и подписью руководителя;
  • выдвижение предложений по выполнению деятельности;
  • получение знаний для осуществления необходимых задач;
  • отказ от задания, если оно не соответствует интересам;
  • прекращение деятельности.

К числу обязанностей относится:

  • выполнение порученной работы;
  • уважение принципов деятельности;
  • следование инструкциям;
  • бережное отношение к материальным средствам;
  • оповещение руководства проекта о прекращении работы.

Волонтерская деятельность помогает в развитии многих проектов. Молодые, активные люди успешно решают интересные задачи, помогая нуждающимся в помощи справиться со многими трудностями. При этом участие совершенно добровольное.

Чтобы разговор о методологии социальных волонтерских проектов в НКО не был абстрактным, предлагаю взять для примера проект по созданию «с нуля» волонтерской группы, регулярно и долгосрочно действующей в детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Именно такая волонтерская группа была создана при Добровольческом движении «Даниловцы» в 2013 году.

Исходные данные

Целевых аудиторий проекта две. Во-первых, это дети из детского дома-интерната. Во-вторых, московская молодежь, желающая участвовать в социальном волонтерстве.

Дети - большей частью, со слабой и средней степенью умственной отсталости. Они до совершеннолетия находятся в стенах детского дома, после чего их переводят в психоневрологические интернаты для взрослых. Количество детей около 100. У них - небольшой и вполне определенный круг общения с людьми, способными стать для них «значимыми взрослыми»: собеседниками, друзьями, учителями, примером в жизни. Это персонал детского дома. К тому же, пространство жизни очень ограниченно.

Все это и в немалой степени скудная постсоветская система работы в таких учреждениях приводит к тому, что дети не всегда могут развиваться даже в свою меру. Им не хватает знакомства с окружающим миром и миром искусства, не хватает навыков общения, впечатлений, творчества, выражения своих эмоций. Им не хватает многих прикладных и бытовых навыков, в том числе рукоделия. То, что обычные здоровые семейные дети приобретают естественно, просто, автоматически, эти особые дети могут обрести только в специально созданном социальном пространстве общения и развития при участии специалистов и волонтеров.

Молодежь - юноши и девушки от 25 до 35 лет. Это не просто «рабочая сила», это та аудитория, которой очень важен опыт милосердия, доброделания, опыт общения с детьми, опыт взаимодействия со сверстниками и опыт командной ответственной работы. Через встречи и общение с подопечными в больницах и детских домах молодые люди сами очень много приобретают, личностно растут, приобщаются к тому, что можно назвать гражданской ответственностью.

Цель проекта , таким образом, - организовать пространство регулярных и долгосрочных встреч молодых москвичей и умственно отсталых детей в детском доме-интернате ради, во-первых, повышения качества жизни детей, ради их дополнительного творческого, эмоционального, эстетического развития и обучения. И, во-вторых, ради приобщения молодежи к опыту милосердия, общения с детьми и ради развития их гражданской ответственности.

Для нас важно, что молодежь - не средство для достижения цели. Молодые люди, как и дети, - равноправные участники проекта.

Цель достигается через создание команды волонтеров, способной самостоятельно (при помощи и поддержке специалистов) гарантировано долгосрочно (год и более) работать в учреждении с учетом практического запроса от руководства. Наиболее распространенный график - 2 раза в неделю по 3 часа. Актив волонтерской команды на стадии завершения проекта - 8–10 подготовленных, опытных волонтеров, соответствующих специфике учреждения. Всего за период создания группы через нее может пройти до 40 человек.

Время для реализации проекта - 1 год. Необходимые ресурсы - команда специалистов, деньги, реклама, помещения.

При том, что предложенный проект вполне понятен как идея, его сложно реализовать именно в НКО. Чтобы разобраться, предлагаю подробно обсудить две темы. Во-первых, остановиться на особенностях благотворительных НКО, неблагоприятно сказывающихся на проектной деятельности, и во-вторых - на тех принципах работы, что могут компенсировать эти особенности.

Особенности благотворительных НКО

Мой опыт говорит о следующих особенностях работы НКО в социальной сфере.

  1. У благотворительных организаций сильно ограниченны финансовые и материальные ресурсы. В нашей стране тема благотворительности, как самостоятельной, но требущей поддержки отрасли непопулярна. Пока еще общество доверяет преимущественно адресной помощи - покупке лекарств, например. Реже доверяют единицам наиболее известных фондов. Деньги большей частью идут непосредственно благополучателю. О том, чтобы общество всерьез делегировало благотворительным НКО решение определенных социальных проблем, речи пока не идет.
  2. Надо понимать, что нехватка денег - это всегда ограниченность по кадрам и размытость по полномочиям в управленческом звене, в том числе в управлении проектами. Все не успевают всё. Отсюда автоматическая необходимость в широком делегировании ответственности от руководства вниз к подчиненным, в том числе к волонтерам.
  3. НКО-сектор имеет очень ограниченный выход на молодежные аудитории. Как правило, при низких ресурсах у НКО есть только один вид общественной PR-активности - это работа в интернете. Но в случае с волонтерской работой с детьми для привлечения молодежной аудитории необходима серьёзная целенаправленная работа, которая не только по деньгам, но и по своей специфичности не под силу многим начинающим НКО. В результате мы имеем вполне ограниченный приток волонтеров в НКО. Во всяком случае, он несоизмерим с теми массовыми явлениями, что проходят от имени государства. Как следствие - необходимость дорожить теми волонтерами, что пришли и уменьшать «текучку».
  4. В благотворительной сфере и тем более в сфере социального волонтерства не так много возможностей влиять на мотивацию людей. Материальных стимулов нет, манипуляция или насилие противоречит нашим ценностям. К тому же набор добровольцев обязательно требует глубокой ответственности за дела каждого «замотивированного» волонтера. А это означает для НКО дополнительные траты усилий, ресурсов, специалистов. Не так трудно уговорить или заманить человека, трудно найти силы, время и специалистов, чтобы сопровождать и контролировать его. У НКО нет и не может быть таких ресурсов.
  5. Благотворительные НКО работают в наиболее социально напряженных сферах, где сильно ограничено участие государства. Включенность в решение этих проблем, а вернее личный и эмоциональный отклик на них и является тем «источником энергии» на котором работают большинство НКО. Яркость и актуальность темы очень сильно связаны с мотивами людей. Однако, с другой стороны, социальная напряженность представлена в виде трагедий, боли, страданий. Работа в такой области, в свою очередь, очень эмоционально затратна и требует серьезного внутреннего труда.
  6. Работа в социальной сфере максимально персонифицирована. Сотрудники трудятся в относительно небольших неформальных коллективах, плюс благотворительные НКО изначально работают лицом к лицу с подопечными. И первое, и второе создает глубокие связи (в том числе эмоциональные), автоматически влияющие на качество работы и результат.
  7. Волонтер в НКО характеризуется следующим: свободная воля, воля к доброму делу, личное уникальное отношение к той проблеме на которую человек хочет откликнуться, собственные силы, собственные умения, личное свободное (!) время, бескорыстность, конкретное доброе дело.

    Волонтер обладает только своими знаниями и умениями, из которых следует его компетенция и ответственность. Он, как правило, в своей деятельности непрофессионален, однозадачен и ни за что формально и юридически не отвечает.

  8. Работа в НКО - реализация глубоких человеческих ценностей и смыслов. И при этом, мотивы и смыслы работы в НКО трудно соотносимы с практическими целями проекта. Почти всегда они носят экзистенциальный, очень глубокий характер, что позволяет сотрудникам и волонтерам работать вопреки многим неудобствам. Но и создает определенные трудности в проектной деятельности.

Для примера приведу слайд, где представлены базовые элементы миссии и смысл служения нашей волонтерской организации «Даниловцы» на шестом году работы. Координаторам волонтерских групп и сотрудникам (всего 20 чел.) во время специально организованной «стратегической сессии» задали вопросы: «что я делаю?», «зачем я это делаю?», «что для меня это значит?», «что дает это подопечным?», «что для подопечных это значит?» Все ответы в ходе обсуждения были сгруппированы и обобщены. Вот результат совместного решения с которым согласились все.

А вот еще результаты аналогичной сессии волонтеров и координаторов 3-х летней давности (30 участников).

Волонтерство это:

В моем понимании, методология организации волонтерских проектов теснейшим образом опирается на определенные ценности и философию, благодаря которым можно сформулировать принципы работы НКО, компенсирующие указанные выше особенности и, как вывод, общее понимание и алгоритм организации волонтерского проекта.

Для понимания философии приведу несколько высказываний известных и авторитетных для меня людей. Эти высказывания, по-моему, не требуют комментария. Они вполне самодостаточны.

Протоиерей Василий Зеньковский (психолог и педагог, наиболее известный деятель русского зарубежья середины и второй половины XIX века) в свое время говорил о парадоксе воспитания и свободы: «Глубина свободы в человеке, если угодно, мешает воспитанию, но что бы ни говорили, нельзя воспитать к добру как-то помимо свободы и вне ее. Добро должно стать собственной, внутренней дорогой, свободно возлюбленной темой жизни для ребенка, добро нельзя «вложить», никакие привычки, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни ».

Виктор Франкл , психолог, философ, ученый с мировым именем подчеркивал: «Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью ».

Франкл так же настаивал, что «смысл – это нечто, что нужно скорее найти, чем дать, скорее обнаружить, чем придумать. Смыслы не могут даваться произвольно, а должны находиться ответственно. Смысл — это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа » .

Виктор Франкл часто сравнивал смысл жизни, смысл какой-то ситуации, смысл каких-то отношений с облачным столбом, идущим впереди израильтян при исходе из Египта. Если облако сзади, неясно куда идти; если облако посреди, то все в тумане. Облако может только увлекать за собой.

Принципы работы, компенсирующие особенности НКО .

Для себя я сформулировал следующие основные принципы, учитывая которые, благотворительные НКО могут всерьез развивать волонтерские проекты.

  1. Работа НКО — это социальное пространство, притягивающее человека внутрь этого пространства, а не толкающее к исполнению каких-то внешних по отношению к пространству дел.
  2. Внутренняя энергия, что питает работу сотрудников и волонтеров в НКО, раскрывается только через доверие и в пространстве с большой степенью свободы и творчества.
  3. Ответственность делегируется вниз либо с ресурсами и полномочиями, либо с соответствующей ей мерой свободы (а значит творчества и самореализации) и теми же полномочиями. Поскольку НКО малоресурсны, то наиболее распространен второй вариант.
  4. При реализации проекта возможно работать только с теми людьми, что сами свободно захотели участвовать в нем и разделяют ценности и миссию благотворительной организации.
  5. Необходимо ориентироваться на существующую мотивацию и компетенцию волонтеров и в соответствии с ней предлагать дело каждому индивидуально. Важно найти пересечение запроса на волонтерскую деятельность с областью умений и желаний самого волонтера.
  6. Наиболее эффективно предлагать волонтеру спектр возможностей и вакансий, чтобы его выбор более точно совпадал с его желанием. В идеале - это разные направления и формы работы: с сиротами, в больницах, со стариками.
  7. Поскольку волонтер ни за что формально не отвечает и может прекратить оказывать помощь в любой момент, то организаторы проекта должны быть наделены правом расстаться с любым из волонтеров без объяснения причин.
  8. Работа волонтеров должна быть групповой, чтобы распределить ответственность и компенсировать текучку. Только так можно достичь регулярности и стабильности в работе.
  9. Каждая волонтерская группа – это живой организм с большой степенью свободы, существующий в общем фарватере миссии конкретной НКО.
  10. Группа сама определяет свою жизнь коллегиально.
  11. Поскольку приток волонтеров в НКО ограничен, то необходимо прикладывать усилия для уменьшения «текучки» волонтеров. Этому способствует указанный выше принцип групповой работы.
  12. Труд волонтера должен быть организован. Волонтер имеет право на обучение, поддержку (профессиональную, психологическую и т.п.), обеспечение ресурсами. Волонтерская организация обязана в свою меру эти права удовлетворить. Это так же способствует уменьшению «текучки» и повышению профессионализма волонтеров.
  13. Волонтеры и сотрудники проекта важны для руководства проекта так же, как и подопечные.

Методология

Методология реализации проекта (создания указанного выше «пространства» или, что для нас тоже самое - создание волонтерской группы) представляет собой собрание «мозаичного полотна» с общим смыслом, определенным миссией благотворительной организации. На этом «полотне» каждый «камешек» (сотрудник НКО и волонтер) уникален и имеет свой мотив и свои умения и свое время. Иными словами наша задача - запустить работу так, чтобы все «камешки» составили цельную картину - то самое пространство встречи и работы с детьми.

Таким образом, волонтеры в этом проекте осуществляют служение, а не решают задачи. Они притягиваются ценностями и смыслами, а не толкаются «на амбразуру».

Алгоритм

Только после всего вышесказанного возможно представить алгоритм реализации проекта и быть уверенным, что он будет правильно понят.

  1. Необходима добрая идея. Всё начинается с неё. В нашем случае - предложенная выше цель проекта. Однако сама по себе идея ничего не стоит, от кого бы она ни исходила.
  2. Нам, как благотворительной волонтерской организации, нужен носитель идеи, готовый взять ответственность за ее воплощение. Такого человека мы называем координатором. Именно его личное и свободное желание реализовать проект и является гарантом его реализации. В этой ситуации невозможно никого назначить. Нужен не исполнитель, а двигатель! Как только координатор найден, он по мере сил начинает реализовывать проект сам и параллельно получать недостающие знания и навыки. Кооодинатор не может быть сторонним человеком, он тот, кто ответственен за проект, он включен в процесс, и он же лидер будущей волонтерской группы. Координатор начинает регулярно в один и тот же день недели посещать учреждение с детьми, обретает опыт, знакомится с учреждением и персоналом. Главные помощники координатора - специалисты по работе с детьми и по работе с волонтерской группой.
  3. Реклама и привлечение волонтеров. Необходимые условия для привлечения волонтеров в проект - конкретное дело, ответственное лицо, лидер. Людей привлекает конкретика, вплоть до календаря. Привлеченные через рекламу волонтеры входят в уже подготовленное пространство и встраиваются в график посещения учреждения. Их первичная подготовка, встраивание в команду, организация их труда и обеспечение необходимыми ресурсами - дело координатора и указанных выше специалистов.
  4. Следующий шаг - создание команды. Некоторое время работы дает опыт и координатору, и волонтерам. Примерно через два месяца после запуска проекта выделяются активисты, способные стать ядром волонтерской группы. Каждый координатор уникален и, безусловно, строит группу под себя. Чтобы не было перекосов и чтобы достичь хорошего результата, координатору необходимо помочь и провести «групповую работу» для более глубокого знакомства, распределения ролей в группе, выработки механизмов принятия решений и распределения ответственности, для понимание, каким образом новички входят в группу и обретают свое место.
  5. Только после всех предыдущих этапов можно говорить о воплощении идеи. То есть мы можем быть уверены в регулярности и стабильности работы волонтерской группы. Дело в том, что примерно через 6 месяцев волонтерская группа будет иметь устойчивое ядро активистов (3–5 человек) и достаточное количество волонтеров, чообы работать 2 раза в неделю строго по определенным дням. При этом, группа еще требует очень глубокого включения координатора в ее жизнь и фактически ни одно посещение интерната не обходится без него. В случае болезни волонтеров или иных обстоятельств группа может временно переходить на один день посещения детей.
  6. Поддержка и обучение волонтеров. Чтобы через 12 месяцев проект был закончен и группа полноценно работала, необходимы дополнительные усилия со стороны специалистов, направленные на обучение и поддержку координатора и волонтеров, на поддержку группы. Их постоянная и регулярная работа нужна уже с первых дней работы координатора. Психологи, педагоги, специалисты по работе с волонтерами очень глубоко интегрированы в проект. Их работа так же регулярна и выстроена по расписанию, как и работа волонтерской группы. Именно эти специалисты являются опорой для координатора и его помощниками.
  7. Примерно через год мы можем говорить о достижении результата. Вокруг координатора уже будет сформировано ядро из 8–10 активных волонтеров, ответственно работающих еженедельно. Будет и человек 10 простых волонтеров. Такая группа будет иметь достаточный опыт и по работе с детьми и по внутригрупповым процессам (принятие решений, творчество, распределение ролей). Встречи с детьми будут проходить постоянно два раза в неделю вне зависимости от разного рода обстоятельств. Таким образом, волотерская группа, возглавляемая координатором, выйдет на операционную деятельность, то есть будет долгосрочно поддерживать и развивать пространство работы с детьми в детском доме-интернате.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний