Повышение эффективности транспортной фирмы пример. Направления повышения эффективности транспортной организации (на примере ООО "Стэлс Транс")

Главная / Строительство и ремонт

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Новомосковский институт (филиал))

К ВОПРОСУ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Чернышева Н.И., к.х.н.,

Доцент кафедры «Менеджмент»

Тарашевская Ю.Г. студент 6 курса

Россия , г. Новомосковск

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования автотранспортного предприятия. Проведен анализ подвижного состава Автоколонны. Предложены мероприятия по ежегодному обновлению парка автобусов и проведена оценка их эффективности.

Ключевые слова: автоколонна, эффективность, автобус, кредит, лизинг

Как известно, основной задачей автобусного транспорта является обеспечение потребностей населения в перевозках. Несмотря на сложное экономическое положение автотранспортных предприятий, все пассажирские перевозки должны удовлетворять всевозрастающие требования пассажиров. В связи с этим предприятия автобусного транспорта должны сами искать пути повышения эффективности своей работы.

Решение этого вопроса будет рассмотрено на примере одной из Автоколонн г. Подольска.

Данное автотранспортное предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

1. перевозку пассажиров и их багажа транспортом общего пользования, коммерческим транспортом на городских, пригородных, междугородных маршрутах;

2. организацию ремонта грузовых автомобилей и автобусов;

3. оказание транспортно-экспедиционных услуг по заказу населения;

4. оказание услуг по управлению движением автобусов (диспетчерских услуг), оказание справочно-информационных услуг;

5. организацию работы автовокзалов и автостанций, а также сервисное обслуживание пассажиров, оказание услуг по предварительной продаже билетов, бронированию мест в автобусах.

Финансовое обеспечение транспортной работы Автоколонны осуществляется по трем направлениям:

От сбора проездной платы с пассажиров;

Из областного бюджета за разницу в тарифе при установлении его ниже плановых затрат;

Из областного бюджета за перевозку льготных категорий граждан.

Анализ деятельности Автоколонны за 2012-2014 гг. показал, что основные проблемы заключаются в состоянии подвижного состава. Несмотря на пополнение автобусного парка, по состоянию на начало 2015 года 54% подвижного состава имеют возраст 1 -5 лет, 46% - более старые автобусы, среди которых 13% в возрасте 6 лет, 7% - 7 лет, 16% - 9 лет, 6% - 12 лет, 4% - 14 лет.

За пределами сроков амортизации находится 26% подвижного состава. Следует подчеркнуть, что эксплуатация автобусов за пределами амортизационных сроков сопряжена с опасностью для пассажиров и большой нагрузкой на экологическую обстановку. Техническая надежность таких автобусов низкая, они не соответствуют современным нормам активной, пассивной и экологической безопасности. Более того, их использование экономически неэффективно, что снижает рентабельность Автоколонны.

Следует отметить, что стареющие автобусы требуют к себе повышенного внимания. Автоколонна осуществляет их ремонт своими силами. Комплекс капитального ремонта автобусов работает уже много лет и позволяет предприятию в самых сложных ситуациях оставаться на плаву, да еще и удерживать высокий показатель в области по выходу автобусов на маршруты. Коэффициент выпуска транспорта не опускается ниже 83%. Однако, обслуживание старого парка влечет за собой дополнительные затраты, снижая экономическую эффективность Автоколонны.

Таким образом, для повышения эффективности деятельности Автоколонны необходимо разработать мероприятия, направленные на обновление подвижного состава.

В рамках данной работы были рассмотрены два подхода для решения проблемы ежегодного обновления подвижного состава:

Банковский кредит,

Косвенный финансовый лизинг.

Сравнительная оценка эффективности получения банковского кредита и косвенного финансового лизинга была проведена на примере приобретения нового автобуса ЛиАЗ-529222. Это автобус большого класса предназначен для городских перевозок в городах-миллионниках с интенсивным пассажиропотоком. Автобус оснащен системой наклона кузова «книлинг», большой накопительной площадкой, оборудованной специальными креплениями для инвалидных колясок, аппарелью для въезда/съезда, что позволяет чувствовать себя комфортно всем категориям пассажиров. Приобретаемые автобусы отвечают высокому классу экологичности и требованиям комфортабельности поездки для пассажира.

Взятие банковского кредита предполагается на следующих условиях:

Срок погашения кредита - 3 года,

Выплата долга и процентов равными суммами ежемесячно.

Приобретение подвижного состава в лизинг будет осуществляться на следующих условиях:

Первоначальная стоимость автобуса - 7200000 руб.,

Процентная ставка по кредиту - 18,5% годовых (при сроке кредитования от 25 до 42 месяцев),

Срок финансового лизинга - 3 года,

Ставка налога на прибыль - 20%,

Количество платежей - 36,

Предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя до окончания срока действия договора лизинга.

Для более корректного сравнения были рассчитаны совокупные расходы при каждом источнике финансирования:

автотранспортный предприятие кредит эффективность

СДПкредит= -8429745,38 руб.

СДПлизинг= -6522564,46 руб.

Сравнение данных показателей позволяет сделать вывод, что лизинговая сделка более выгодна в сравнении с финансированием за счет кредитных средств банка.

В процессе реализации мероприятий по обновлению подвижного состава возможно возникновение определенных рисков .

Возможными рисками могут быть следующие факторы:

Несвоевременная поставка оборудования, связанная с нарушением обязательств поставщика;

Нестабильность, инфляция, дефицит бюджетных средств;

Изменение федерального и регионального законодательства.

Для минимизации указанных рисков в ходе реализации мероприятий по обновлению подвижного состава предусматривается:

Отбор поставщиков товаров и услуг на конкурсной основе;

Создание эффективной системы управления на основе четкого распределения полномочий и ответственности основных исполнителей программы;

Регулярный анализ и корректировка показателей и мероприятий.

Предполагается, что в результате предложенных мероприятий будет обновлен парк автобусов Автоколонны на 12%; средний возраст подвижного состава, используемого для регулярных пассажирских перевозок, снизится с 7 лет до 5 лет; регулярность выполнения рейсов пассажирским транспортом к общему количеству рейсов возрастет до 95%.

Следует отметить, что повышение регулярности выполнения рейсов создаст условия гарантированной поездки населения во времени, что увеличит спрос населения на услуги автобусного транспорта. Кроме того, регулярное движение способствует сокращению времени на передвижение, равномерному наполнению автобусов, обеспечение комфортабельности поездок пассажиров и, наконец, увеличению сбора проездной платы.

Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать модернизации подвижного состава, что в свою очередь позволит снизить затраты и увеличить прибыль, т.е. повысить эффективность деятельности Автоколонны, а предоставление более качественных услуг приведет к повышению конкурентоспособности автотранспортного предприятия.

Использованные источники

1. Шапкин, А.С. Экономические и финансовые риски: оценка, управление, портфель инвестиций [Текст]: учеб. пособие /А.С. Шапкин, В.А. Шапкин. 9-е изд. М.: Дашков и К, 2013. 543 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы улучшения инновационного климата в Республике Беларусь. Разработка мероприятий по повышения эффективности деятельности автотранспортного предприятия, оценка его восприимчивости к инновациям. Расчёт эффективности предлагаемых мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Понятие и принципы работы автотранспортного предприятия. Правила подбора подвижного состава и погрузочно-разгрузочного механизма для перевозки лома металлов. Основы расчета материально–технического снабжения, затрат на автоперевозку и плановой прибыли.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2014

    Теоретические основы повышения рентабельности перевозок автотранспортного предприятия. Характеристика предприятия и анализ результатов его деятельности. Предложения по повышению технико-эксплуатационных показателей работы парка подвижного состава.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2012

    Показатели и методы определения эффективности производственно–хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. Краткая характеристика ОАО "Автогрузсервис", анализ его фондообеспеченности, фондовооруженности, фондоемкости и рентабельности.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    Анализ хозяйственно-финансового положения строительного предприятия и конкретные предложения по проведению ряда мероприятий, необходимых для оздоровления его финансового состояния и повышения эффективности. Сильные и слабые стороны работы организации.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Показатели плана перевозок грузов автотранспортным предприятием. План по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Материально-техническое обеспечение производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2014

    Договорные обязательства - основа разработки плана автотранспортного предприятия в рыночных условиях. Основные производственные показатели по эксплуатации подвижного состава. Расчет потребности в трудовых ресурсах. Формирование и распределение прибыли.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2012

    Сущность, понятие и критерии эффективности производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. Антикризисная политика и пути ее оптимизации. Перспективы развития фирмы, принципы бережливого производства и финансовое оздоровление.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2010

    Выбор подвижного состава для перевозки грузов, затраты на его эксплуатацию. Планирование численности рабочих и фонда их оплаты труда. Анализ стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Оценка экономической эффективности производства.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Расчет технико-эксплуатационных показателей работы автотранспортного предприятия. Производственно-техническая база, эффективность использования основных фондов. Амортизационные отчисления и стоимость подвижного состава. Расчет численности работников.

Как улучшить работу внутри транспортной компании

Как разработать систему ключевых показателей эффективности

Какую пользу может дать руководителям транспортных компаний центрозавоз

Также Вы прочитаете

Как была создана система оперативного управления в компании «Совтрансавтоэкспедиция»

Чем опасно резкое сокращение затрат


КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ФИРМЫ

Андрей Максимов, Управляющий партнер, директор по консалтингу группы компаний «А Дан Дзо», Москва

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье
Чем опасно резкое сокращение затрат
Как улучшить работу внутри транспортной компании
Как разработать систему ключевых показателей эффективности
Какую пользу может дать руководителям транспортных компаний центрозавоз
Также Вы прочитаете
Как была создана система оперативного управления в компании «Совтрансавтоэкспедиция»


Внедрить какие-либо изменения в логистических подразделениях торгово-производственных компаний намного сложнее, чем в рамках транспортных фирм. В последних решения принимаются быстрее, а сэкономленные средства могут пойти, скажем, на ремонт гаражей или улучшение социальных условий работников. Вместе с тем подходы к оптимизации перевозок схожи для всех компаний, поэтому советы, приведенные в данной статье, могут оказаться полезными руководителям как транспортных компаний, так и логистических служб промышленных предприятий.


Чем опасно резкое сокращение затрат

Бытует мнение, что повысить эффективность перевозок можно, лишь сократив затраты. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда в транспортной компании в течение многих лет в административном порядке закручивались гайки, но становилось только хуже. Например, иностранные собственники одной транспортной компании, расположенной в Центральном регионе России, поставили задачу повысить прибыльность бизнеса на 10%. Руководство решило снизить затраты за счет сокращения заработной платы сотрудников на 10% и бюджетов различных служб на 20%. В итоге компания получила краткосрочную выгоду и добилась требуемого сокращения затрат в ближайшем квартале. Но буквально через три месяца это обернулось катастрофой: уволились все более-менее нормальные водители и ремонтники, в разы возросли простои собственного транспорта, начались срывы перевозок, произошел отток клиентов. Компания понесла убытки (более 20 млн руб. за полгода), и в дальнейшем ей стоило большого труда вернуть себе прежнюю репутацию и объемы перевозок.

Вывод напрашивается сам собой: повышая эффективность только за счет сокращения затрат, мы рискуем получить краткосрочный и обманчивый эффект, который в дальнейшем может привести к большим финансовым потерям.


Как улучшить работу транспортной компании

Ключевое место в повышении эффективности автотранспортных перевозок занимает качество и оперативность оказываемых услуг. Это главный механизм привлечения новых клиентов и увеличения оборота компании. Представим, что доход транспортной фирмы с одного километра или машино-часа составляет 100 руб., а расходы – 80 руб. Так вот, наша цель – не только сократить затраты до 70 руб., увеличив прибыль с единицы транспортной работы до 30 руб., но и увеличить объемы самих перевозок. Как это можно сделать?


Разделите обязанности служб логистики и эксплуатации

В любой транспортной компании должно существовать разделение обязанностей. Есть логистическая служба, которая задает правила перевозочного процесса, и есть эксплуатационно-ремонтная служба, которая решает поставленные задачи. Распространенная ошибка – подчинение этих служб одному руководителю, например начальнику службы эксплуатации (в транспортной компании) или начальнику автотранспортного подразделения (на предприятии).

Логистическая служба получает заявки, планирует эффективные маршруты, согласует время доставки и передает четкие и понятные задания в эксплуатационную службу, затем следит за качеством выполнения этих заданий в процессе перевозки. Также эта служба занимается поиском транспорта на стороне в случае нехватки собственного. Можно подчинить логистическое подразделение даже коммерческой службе (что, впрочем, имеет свои минусы и является темой отдельного разговора).

Задача эксплуатационной службы – выполнить перевозку в заданные сроки на исправном транспорте с заданным уровнем эксплуатационных затрат, а также гарантировать сохранность груза, своевременно подать машину под погрузку и под разгрузку, обеспечить опрятность водителей и корректное общение с клиентом.


Наладьте достоверный первичный учет

При отсутствии нормальной учетной системы говорить о каких-то изменениях бессмысленно: Вы просто не сможете увидеть и оценить плоды своих трудов. На рынке сейчас существует множество информационных систем, которые позволяют выписывать и обрабатывать путевые листы, вести помашинный учет затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели и многое другое. Очень часто я сталкиваюсь с тем, что при попытке внедрить учетную информационную систему возникает масса вопросов: как правильно вести учет шин и аккумуляторных батарей? каким образом правильно относить затраты горюче-смазочных материалов на машину при котловом методе списания? каким образом отслеживать факт установки запчастей? какими документами должна сопровождаться внутренняя деятельность служб? В одной крупной автотранспортной компании постановка учетных процессов заняла у нас шесть месяцев – настолько все было запущенно. Люди просто не хотели работать по-новому. На практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что вести достоверный учет диспетчеры, водители, ремонтники и снабженцы не желают, так как это не только повышает требования к качеству их работы, но и сокращает возможности злоупотреблений. Так, в одной транспортной фирме в Казахстане (общий парк этой компании составлял более 3000 единиц транспорта) в региональном подразделении на 800 автомобилях (из 1000) были сломаны спидометры. И это касается не только грузовых, но и легковых машин. Были случаи, когда спидометры выходили (а скорее, выводились) из строя на новых машинах стоимостью 80 тыс. долл. США. Поэтому внедрение информационной системы учета автотранспорта должно стать логичным завершением большой работы по постановке первичного учета, а никак не ее началом.

Помашинный учет доходов и затрат важен также, если необходимо принять решение о своевременном обновлении техники. Подумайте, например, есть ли смысл держать в автопарке Вашей компании седельный тягач, затраты на ремонт которого съедают всю прибыль, полученную с этой машины, а сумма их за три года эксплуатации равна стоимости новой машины?


Не доверяйте на 100% информации GPS-датчиков

Для более достоверного учета сейчас широко используются GPS-датчики. Они позволяют увидеть реальный маршрут каждой машины, отследить динамику расхода топлива, скорость движения и многое другое. Казалось бы, вот решение всех проблем! Однако эти устройства, как и спидометры, очень легко вывести из строя. Что еще более важно – показатели, снятые с GPS-датчиков, не являются основанием для изменения каких-то первичных данных, указанных в путевых листах, и для последующего наказания водителей.

Известен случай, когда в транспортной компании группа водителей-активистов, уличенных с помощью показаний GPS-датчиков в сливе топлива и приписывании километража в путевых листах (в сговоре с диспетчерской службой), выиграла судебное дело. Вот пример фразы из заключения по подобным судебным разбирательствам: «Прокурорской проверкой установлено, что приобретенные компанией навигаторы могут использоваться для контроля состояния автотранспорта и его местонахождения. Однако они не являются безусловным основанием для расчета точного пробега автомобилей, определения фактических затрат на топливо и, соответственно, для привлечения водителей к материальной ответственности за его перерасход. Показания навигаторов могут учитываться в каждом конкретном случае лишь в комплексе с иными доказательствами».


Уделите внимание нормам расхода ГСМ и справочнику расстояний

Зачастую тут кроется золотое дно с точки зрения сокращения затрат. Практически в любой транспортной компании можно сократить затраты на 15%, лишь обновив нормативы ГСМ и расстояний и начав их контролировать.


Регламентируйте деятельность компании

Кроме нормативов, любая служба эксплуатации должна иметь набор регламентов своей деятельности и строго их выполнять. Поскольку эта служба – исполнительная структура, то долю самодеятельности в ней нужно свести к минимуму, а 95% действий должны выполняться строго в соответствии с регламентами.


Разработайте систему ключевых показателей эффективности

Система KPI должна быть многоуровневой. Например, самый верхний уровень (мы называем его светофорным) предназначен для директора компании и может включать в себя такие показатели, как прибыль по конкретным направлениям перевозок, долю простоя машин, количество выполненных заявок в срок. Это показатели, которые позволяют оценить деятельность транспортной компании в целом и дают информацию для принятия управленческих решений. На операционном уровне должны применяться показатели, которые напрямую влияют на показатели светофорного уровня и дают понимание причин возникновения проблем. Это могут быть, например, показатели прибыльности по каждой транспортной единице, процент загрузки транспорта, коэффициент технической готовности. Всего существует более 30 показателей, позволяющих оценить эффективность работы транспорта, и важно правильно выбрать те семь-десять из них, которые будут использоваться в работе транспортной компании и объективно отражать ситуацию.


Почему так важен уровень транспортного сервиса

Никому не нужна транспортная компания, которая сократила издержки до минимума, получает хорошую прибыль, но постоянно срывает сроки перевозок из-за поломок машин или других форс-мажорных ситуаций. Работа логистической службы не меньше, а, наверное, даже больше влияет на прибыль компании. Главные инструменты здесь – правильная маршрутизация и диспетчеризация перевозок.

Эти инструменты позволяют:

  • максимально эффективно использовать машину, организуя перевозку попутных и обратных грузов, повышая KPI «загрузка транспорта» и «сокращение холостых пробегов»;
  • обеспечивать перевозку точно в срок с нужным качеством.

Часто автотранспортная перевозка – лишь одно из звеньев какой-либо мультимодальной перевозки, и сбой сроков может привести не только к потере клиентов, но и к большим операционным затратам. Предположим, Ваша машина задержалась в пути на 24 часа, и все это время железнодорожный вагон стоял в ожидании. Какие расходы Вы понесете? А теперь представьте, какая будет плата, если ожидает не вагон, а грузовое судно в порту. Очень часто руководитель транспортной компании узнает о таких ситуациях через две-три недели после перевозки, когда в компанию приходят счета за простои. Учитывая все сказанное, рекомендую Вам не пытаться экономить на персонале логистической службы и на инструментах автоматизации. Вложенные средства при правильном их использовании многократно окупятся.

Удачный пример грамотной диспетчеризации можно привести, если обратиться к работе автотранспортного цеха предприятия (АТЦ) или логистического подразделения внутри производственной либо торговой компании. Наверное, многие слышали такое слово, как центрозавоз. Это организация перевозки таким образом, чтобы одно транспортное средство обеспечивало сразу несколько заявок клиентов. Именно центрозавоз – главный инструмент логистической службы, позволяющий повысить эффективность перевозок.

На рисунке изображен основной принцип центрозавоза одного из наших клиентов (крупный трубный завод). До изменений каждый цех мог заказать любое количество транспортных средств, не обосновывая свою потребность. Производственники не утруждали себя планированием потребности в транспорте, и заказанные машины могли простаивать по шесть-семь часов без работы, а если и использовались, то на 5–10% от максимальной загрузки.

Когда схему работы изменили, функции логистической службы стала выполнять центральная диспетчерская. Теперь поступающая туда заявка уже содержала не количество требуемых единиц транспорта, а вид и объем транспортной работы. Цеха стали сообщать, что им нужно привезти и в какое время, и уже диспетчерская служба определяла вид транспорта для перевозки и маршрут.

Именно из диспетчерской задания поступали в автотранспортный цех, сотрудникам которого оставалось лишь выполнить их. В результате внедрения центрозавоза удалось высвободить 50% транспортных средств и организовать выполнение сторонних заказов, благо потребность в перевозках в регионе была очень высокой. Дополнительный доход позволил на 70% покрыть затраты предприятия на транспортное обеспечение. Если же применить столь же эффективные меры по централизованному использованию транспорта в рамках работы транспортной компании, то те же самые принципы позволят обслуживать большее количество клиентов, а следовательно, повысить доход на единицу транспорта, что и является целью повышения эффективности перевозок.

Говорит Генеральный Директор

Леонид Шляпников Генеральный Директор компании «Совтрансавтоэкспедиция» , Москва

автомобильные перевозки, складские, транспортно-экспедиторские услуги, услуги по таможенному оформлению, аренда открытых площадок и парковок; компания входит в ГК «Совтрансавто»
Численность персонала: 350
Годовой оборот: 600 млн руб. (в 2011 году)

Один из основных вопросов, который нам пришлось решать в последнее время, – формирование современной системы оперативного управления автотранспортом. Часто он сводится к простой диспетчеризации и составлению маршрутов. Но, на мой взгляд, это значительно более сложный вопрос.

Основной бизнес нашей компании – международные перевозки автотранспортом, однако доля внутренних перевозок, перевозок по странам ближнего зарубежья и внутригородских доставок составляет существенную часть. Мы ставили две цели: получить максимальную операционную прибыль в единицу времени на одно транспортное средство и обеспечить стабильность за счет распределения рыночных рисков по направлениям. Для этого предприняли целый комплекс мер.

1. Пересмотрели маркетинговую и сбытовую стратегию. Акцент сделали на стабильные контракты с большими объемами.

2. Провели организационные изменения. Реорганизовали коммерческую, экспедиторскую службы, ремонтную зону, чтобы была возможность внедрить новые процессы управления автопарком.

3. Изменили функциональные бизнес-процессы. Выделили функциональные бизнес-процессы в соответствии с направлениями перевозок и отдельными крупными проектами. Отказались от дублирования операций и четко разделили обязанности внутри служб. Это позволило каждой категории сотрудников сфокусироваться на своих обязанностях и распределить ответственность между службами. Например, чтобы повысить эффективность ремонтных работ и интенсивность работы водителей, мы ввели программу управления автопарком и колонной. Все службы предприятия взаимодействуют с колонной и автомастерской для ускорения цикла ремонтов, снижения простоев, оптимизации маршрутов.

Мы внедрили комплексную автоматизированную систему управления перевозками, которая предоставляет как оперативную отчетность, так и полную информацию по экономике перевозок на основании данных бухгалтерского учета. Кроме того, разработали новую систему мотивации. Все изменения привязаны к персональным KPI и к KPI отдельных служб. Для каждой категории сотрудников был разработан свод инструкций и практических регламентов.

Результаты. Мы добились роста доходов и маржинальности, стабилизировали отношения с постоянными крупными заказчиками, снизили долю разовых и спотовых 1 перевозок, а также отказались от неприбыльных направлений. Например, прекратили работать на прибалтийском направлении, где простои транспорта в очереди на пограничных переходах в этом году достигали 11–12 дней. Отказались и от направлений, на которых в 2012 году практиковался существенный демпинг со стороны белорусских, прибалтийских и польских перевозчиков (в основном это касалось Франции и Италии).

А главное, мы достигли того, что новые KPI и система отчетности теперь позволяют детально разобраться во всем множестве факторов на базе оценки подробных данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Оперативная система анализа показателей и отчетов по работе транспорта строится на основе данных из разных источников. Корпоративная информационная система, интегрированная со спутниковой навигацией, позволяет получать сведения о движении собственного транспорта как в России, так и за рубежом в онлайн-режиме, причем собираются и обрабатываются они автоматически, без участия человека. Таким образом, традиционный анализ соотношения плановых и фактических значений, учет оперативных показателей теперь опираются на максимально реалистичные сведения, а данные можно анализировать за любой промежуток времени – месяц, неделю, сутки.

Построенная нами корпоративная модель позволяет получать информацию в двух срезах: оперативно анализировать физические показатели и управленческую отчетность с любой детализацией (отдельный автопоезд, направление перевозок), затем ретроспективно учитывать все множество факторов на основе данных бухгалтерского учета. Эти два подхода дают возможность принимать обоснованные организационные решения, касающиеся направлений перевозок и интенсивности работы транспорта, и таким образом напрямую влиять на эффективность и прибыльность работы транспортного предприятия в целом.

Года, то: ФРП = Пчист; Фрез = 0; Фср = 0; 2) Если Токф меньше одного года, то: ФРП = Квл, а сумма прибыли «Пчист = Квл» Распределяется самостоятельно в резервный фонд и фонд социального развития коллектива. Направления использования Фср – дотация на питание, дотация на проезд, и т.д.7. Расчет показателей экономической эффективности проекта зоны, участка 7.1 Капитальные вложения (Квл)





Заработной плате имеет целью определить необходимое количество работников всех категорий, уровень производительности труда и фонды заработной платы на планируемый период. 5.1 Расчет численности и фонда заработной платы водителейСреднесписочная численность водителей грузового АТП (Nвод) определятся по формуле: , где АЧрабКамАЗ-551111088 час.– количество авточасов работы водителей на линии; ...





Использовании действующих справочников, прейскурантов и данных методических указаний. Техтрансфинплан грузового автотранспортного предприятияИсходные данные Исходными данными для разработки техтрансфинплана являются: Годовой объем перевозок грузов Qгод=260 тыс. т.; Количество дней работы АТП за год (режим работы АТП) Др=305 дней; Категория условий эксплуатации подвижного состава - II; Средний...

II и III классов может быть принят 20, 30 и 50 процентов соответственно. 1 кл. = 112 2 кл. = 168 3 кл. = 280 3.1.2 Явочное количество водителей определяется с учетом режима работы автотранспортного предприятия Ряв.в =АЧэ / (Др.г* Тн)= 394790/(305*12,8)=101 (5.3) 3.2 Расчет численности ремонтных рабочих 3.2.1 Технологически необходимое явочное количество рабочих, занятых в зоне ЕО (...

2013 г. Введение
1. Теоретические аспекты эффективности работы автотранспортного предприятия
1.1. Понятие эффективности и показатели ее оценки
1.2. Показатели эффективности автотранспортного предприятия

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах.

Успех или неуспех предприятия зависит от того, насколько эффективно расходуются ресурсы, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Любое предприятие при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию или услуги и в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят конечные финансовые результаты и эффективность предприятия в целом. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.

Рассматриваемая тема актуальна не только для отдельно взятого транспортного предприятия, но и для экономики в целом, поскольку большинство крупных предприятий имеют транспортные подразделения. Все затраты в таких подразделениях ложатся на основное производство и эффективность работы транспорта является важным фактором снижения издержек всего предприятия. Выделение транспортного подразделения.

Цель работы: изучение разных аспектов автотранспортного предприятия в условиях рынка с целью повышения эффективности его функционирования.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

Рассмотреть теоретические вопросы оценки эффективности автотранспортного предприятия;

Дать оценку состоянию автотранспортного предприятия на примере ООО «»;

Предложить пути совершенствования деятельности предприятий автомобильного транспорта на примере ООО «».

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью ООО «», а предметом - хозяйственная деятельность данного предприятия.

Для выполнения работы были использованы законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность автотранспортных предприятий в РФ, учебная литература по экономике автотранспорта, а также научные публикации на данную тему и материалы Интернет-сайтов, освещающие поставленные в работе вопросы.

1. Теоретические аспекты эффективности работы автотранспортного предприятия

1.1. Понятие эффективности и показатели ее оценки

Этимологически понятие "эффективный" означает "дающий эффект, действенный" , что предполагает получение желаемого результата, на достижение которого направлены действия определенного лица.

Словарь Collins определяет эффективность как отношение между затратами редких факторов и выпуском товаров и услуг. Там же выделяют технологическую эффективность (где отношение между редкими факторами и выпуском товаров и услуг выражается в физическом выражении) и экономическую (отношение выражается в стоимостном выражении) . Словарь также вводит понятие X-unefficiency (Х-неэффективность) - «разрыв между фактическими и максимально достижимыми результатами производства».

Эффективность по Парето представляется «…как предельный результат в виде отдачи производственной системы без нанесения ущерба кому-либо (чемулибо) другому» . Под оптимальностью по Парето понимается «…такое состояние экономической системы или такое распределение ресурсов, при котором улучшение по одному параметру невозможно без ухудшения по другому параметру. В частности, улучшение положения одной социальной группы невозможно без ухудшения положения другой социальной группы» .

Отечественным экономистом В. В. Новожиловым вводится следующее понимание эффективности: «Эффек 0 тивность вообще есть отношение поле 0 зного эффекта (результата) к затратам на его получение… Показатели эффе 0 ктивности часто выражаются в обратной форме, т. е. как отношение затрат к эффекту». В. В. Новож 0 илов считал, что «…наиболее эффективным вари 0 антом производства любого продукта явля 0 ется не тот вариант, который требует наименьших затрат производства этого продукта, а такой вариан 0 т, который соответствует общему ми 0 нимуму затрат» .

Современные западные авторы (Д. Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Д. Х. Доннели) рассматрив 0 ают понятие «эффек 0 тивность» в трех аспектах: а) эффективность как степень дост 0 ижения целей организации; б) эффектив 0 ность как степень согла 0 сования интересов; в) эффективность как степень гибкости, выживаемо 0 сти, адаптац 0 ии к внешней среде. Американские экономисты вводят несколько терминов, обозначающих эффекти 0 вность: 1) efficiency означает экон 0 о 0 мичность, его вводит Д. Синк для опре 0 деления соотн 0 ошения необх 0 одимого и фактического расходов ресурсов; 2) effectiveness означает степень достижения целей системы в от 0 ношении качес 0 тва продукции и выполнения плана (Д. Синк); 3) prod 0 uctivity - продуктивность (соотношение объема продукта с соответств 0 ующими затратами ресурсов); 4) profitability - прибыльность; 5) innova 0 tion - нововведения; 6) quality of w 0 ork life - качес 0 тво трудо 0 вой жизни.

При оценке эффективности использоваться различные показатели эффективности:

Коммерческая (финансовая) эффективность;

Бюджетная эффективность;

Общая экономическая эффективность.

Комм 0 ерческая (финансовая) эффективность отражает финансовые последствия для предприятия. Бюджет 0 ная эффекти 0 вность отражает финансовые послед 0 ствия для федерального, территориального или местного бю 0 джета. Об 0 щая эконом 0 ическая эффективность отражает помимо коммерческого резу 0 льтата и прямых бюджетных поступлений различных уровней еще и сопутствующие, сопряженные з 0 атраты и результаты (развитие произво 0 дственной и социа 0 льной инфраструктуры, увеличение числа рабочих мест и занятости населения и др.).

Эффективность предприятия выражается в его способности получать наибольший конечный результат с наименьшими затратами . В качестве конечного результата при расчете экономической эффективности предприятия может рассматриваться прибыль (балансовая, чистая), как наиболее точный и достаточно полный оценочный показатель деятельности предприятия и конечный продукт (товар, работа, услуга), полученный предприятием в результате его деятельности. В качестве ресурсов, произведенных предприятием на достижение конечного результата, при расчете экономической эффективности предприятия могут рассматриваться все фактически произведенные предприятием на фактически полученный конечный результат ресурсы.

Основной принцип формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) - соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

Например, эффективность использования показателя какого-либо вида ресурса для получения с его помощью показателя какого-либо вида конечного результата либо эффективность получения какого-либо показателя вида конечного результата, за счет использованного на его достижение показателя вида ресурса можно определить по формуле:

где Эфп - эффективность показателя использования вида ресурса для достижения показателя вида конечного результата либо эффективность показателя получения вида конечного результата, за счет использованного на его достижение показателя вида ресурса;

К - показатель полученного вида конечного результата деятельности предприятия;

Р - показатель вида ресурса, использованного предприятием для

достижения полученного конечного результата.

При вычислении такого показателя, как эффективность, равного отношению результата в форме объема выпускаемой (реализуемой) продукции или эффекта (прибыли) к затрат или ресурсам, следует ориентироваться на его максимизацию. При употреблении обратных показателей, равных отношению затрат или ресурсов к объему выпускаемой (реализуемой) продукции или прибыли (эффекту) необходимо стремиться к их минимизации.

Правомерно рассматривать экономическую эффективность как комплексную категорию, обусловленную не только количественными, но и качественными показателями, в совокупности отражающими наряду с экономичностью (оптимальностью потребления ресурсов) функционирования хозяйствующего субъекта его результативность (степень достижения поставленных целей).

Наиболее весомыми показателями функционирования предприятия являются качественные характеристики. Важно иметь в виду две взаимодополняющие характеристики — внешнюю и внутреннюю эффективность. На основе интеграции результатов оценки внешней и внутренней эффективности может быть определен итоговый уровень эффективности хозяйствующего субъекта. Кроме того, в эффективности следует учитывать результативность работы хозяйствующего субъекта в разрезе текущей, финансовой и инвестиционной деятельности.

Анализ методик оценки эффективности деятельности предприятий отечественных и зарубежных авторов позволяет обосновать систему оценочных показателей и разработать логико-информационную модель их отбора, чтобы учесть финансовые и нефинансовые, различные функциональные области деятельности и уровни управления хозяйствующим субъектом.

Экономически оправданной и приоритетной целевой установкой для компании остается рост ее стоимости. Стоимость (или ценность) компании создается вследствие того, что потребители оценивают предлагаемые ею товары (услуги) выше суммы экономических затрат на их производство.

Наиболее применяемыми ключевыми показателями эффективности при увеличении стоимости компании являются экономическая прибыль и уровень капитализации. Пример формирования системы ключевых показателей эффективности при увеличении стоимости компании представлен в табл. 1.

Таблица 1

Формирование причинно-следственных связей при реализации стратегической цели «увеличение стоимости компании»

Зависимая цель

Влияющая цель

Увеличение стоимости компании

Увеличение экономической прибыли.

Увеличение уровня капитализации хозяйствующего субъекта

Увеличение экономической прибыли

Оптимизация структуры капитала.

Оптимизация структуры капитала

Повышение финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта

Увеличение рентабельности вложенного капитала

Увеличение прибыльности деятельности

Снижение себестоимости единицы продукции.

Увеличение производительности труда.

Увеличение прибыльности продаж

Рост объемов продаж

Рост объема продаж

Увеличение доли рынка.

Оптимизация политики ценообразования.

Оптимизация структуры выручки

Прибыль - это кон 0 ечный финансовый результат хозяйственной деятельности торговой компании. О 0 днако не только прибыль может выступать финансовым результатом, но и убыт 0 ок, который может возникнуть, н 0 апример, по при 0 чине довольно высоких показателей затрат или нед 0 ополученных доходов от реализации продукции из-за снижения объема поставок продукции, сниж 0 ения пок 0 упательского спроса.

В упро 0 щенном виде прибыль представляет собой разность ва 0 лового дохода и издержек обращения компании. Такая прибыль - «вало 0 вая», она олицетворяет финансовый результат определенной деятельности компа 0 нии. Однако, как известно, не все затраты компа 0 нии входят в издержки обращения. Часть затрат компания осу 0 ществляет за счёт прибыли, и поэтому не включает их в издержки обращения.

Все затр 0 аты компании, которые учитываются и как часть издержек обращен 0 ия, и относимые на прибыль, в совокупности формируют общие издержки, т.к. они олицетворяют сумму действительных расх 0 одов компании. Общие издержки обращения по объёму больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть и об 0 щей. Валовая прибыль - разность валового дохода и издержек обращ 0 ения. Общая прибыль - это разность валового дохода и общих изде 0 ржек (затраты компании, которые учитываются как в составе издержек обращения, так и относятся на прибыль). Общая прибыль меньше валовой на сумму затрат, которые не относятся на издержки обращения. Цель любой торговой компании - достижение максимальной общей прибыли.

Об 0 щая прибыль характеризует предпринимательский доход, свидетельст 0 вующий об окупаемости расходов компании (предп 0 ринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).

Прибыль - один из важнейших показателей оценки, характе 0 ризующий результат хозяйственной деятельности предприятия. Анал 0 изируя результаты работы, применяют различные показатели при 0 были, такие как: прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль от р 0 еализации основных фондов и другого имущества; валовая прибыль; налогооблагаем 0 ая прибыль; чистая прибыль (прибыль, которая остается у комп 0 ании); прибыль от внереализационной деятельности компании.

Друг 0 им важнейшим показателем является рентабельность. Рентаб 0 ельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия. При вычислении рентабельности применяются различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы компании, но и оценить различные стороны ее деятельности.

Суще 0 ствует великое множество показателей рентабельности, основным из которых является показатель общей экономической рентабельности. Он вычисляется по формуле:

где Р - общая эко 0 номическая рентабельность хозяйственной деятел 0 ьности предприятия;

П - сумма прибыли (валовой или чистой);

Т - объем товарооборота (без НДС).

След 0 ующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капита 0 ла, который вычисля 0 ется по формуле:

где П - сумма прибыли предприятия,

К - средняя величина собственного капитала.

Данны 0 й показат 0 ель имеет ключевое значение для акционеров предприятия. Он служ 0 ит критерием оценки уровня котировки акций фонд 0 овой бирже.

Инвест 0 оры благодаря этому показателю оценивают потенциальный доход от вло 0 жения собственных средств в акции и другие ценные бу 0 маги. Также существует показатель рентабельности всего ка 0 питала, который находится в результате деления суммы прибыли на величину всего к 0 апитала.

Показа 0 тель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчиты 0 вается по следующей формуле:

где П - сумма прибыли;

ОФ - сре 0 дняя стоимость основных фондов.

Ана 0 логичным способом рассчитывается показатель рентабельности материальных оборо 0 тных средств, только вместо показателя средней стоимости осно 0 вных фондов используется показатель средней стоимости мате 0 риальных оборотных средств.

Наряду с ключевыми показателями рентабельности применяется большое кол 0 ичество частных показателей.

Отно 0 шение объема продаж к активам характеризует эффе 0 ктивность использования всех средств, которые находятся у компании, а отнош 0 ение объема продаж к основному капиталу - эффективность использован 0 ия средств, которые вложены в основной капитал. Рост этих показателей означает повышение эффективности опер 0 аций компаний или же отражает инфляционный рост цен.

Все это мо 0 жет сочетаться со снижением рентабельности исполь 0 зования основного капитала и активов в целом. Данные показатели можно допол 0 нить отношением объе 0 ма продаж к оборотному капиталу, которое называется также коэффициентом оборачиваемости оборотных активов. Он пока 0 зывает число оборотов, которое совершает оборотный капитал в течение года. Чем выше число оборотов, тем коммерческая деятельность ком 0 пании более активна, и требуется меньше средств для ведения текущих операций.

Испол 0 ьзование основных фондов представлено показателями фондоотдачи, фондое 0 мкости и фондовооруженности.

Фонд 0 оотдача. Эффективность использования основных фондов характер 0 изует показатель фондоотдачи, рассчитываемый как отношение объема выпу 0 щенной продукции за год (на уровне компании) к среднегодовой полной стоимости основных фондов. На у 0 ровне же отраслей в качестве показателя продукции используется выпуск или вало 0 вая добавленная стоимость, а на уровне экономики в целом — стоимость валового внутреннего продукта.

Фон 0 доотдача - это объем выпущенной продукции деленный на средн 0 юю сумму промыш 0 ленно-производственных основных фондов по первон 0 ачальной стоимости.

Повыш 0 ение уровня использования основных фондов позволяет увел 0 ичить размеры выпуска производства без дополнительных капитальны 0 х вложений и в более короткие сроки. Ускоряет темпы произв 0 одства, уменьшает затраты на воспроизводство новых фонд 0 ов и снижает издержки производства.

Эконо 0 мический эффект повышения уровня использования основных 0 фо 0 ндов - рост общественной производительности труда.

Фондоотдача показывает, сколько продукции (или прибыли) получа 0 ет пре 0 дприятие с каждого рубля имеющихся у него основных фондов.

Фондо 0 емкость. Фондоемкость - обратная величина от фондоотдачи. Она характеризует, сколько основных производственных фонд 0 ов приходится на 1 рубль произведенной продукции.

Фонд 0 оемкость это средняя сумма промышленно произв 0 одственных основных фондов по первоначальной стоимости де 0 ленная на объем выпущенной продукции.

Снижение фондоемкости подразумевает экономию труда.

Показа 0 тель фондоотдачи характеризует объем продукции, получе 0 нной с каждого рубля, вложенного в основные фонды, и необх 0 одим для расчета экономической эффективности использования действующих основных производственных фондов.

Вели 0 чина фондоемкости характеризует объем средств, который нужно затратить на основные фонды, для получения необходимого объема продукции.

Таки 0 м образом — фондоемкость показывает, какой объем основных фондов при 0 ходится на каждый рубль выпущенной продукции. Если использование основных фондов укрепляется, то фондоотдача повышае 0 тся, а фондоемкость — уменьшается.

К числу показателей эффективности использования оборотных средств относ 0 ятся следующие.

1. Средняя про 0 должительность оборота оборотных средств (оборачиваемость в днях);

2. Коэффиц 0 иент оборачиваемости оборотных средств показывает число оборотов, которые оборот 0 ные средства совершают за плановый период;

3. Та 0 кже для оценки эффективности использования оборотных средств рассчи 0 тывается коэффициент загрузки оборотных средств. Он х 0 арактеризует их сумму, приходящуюся на 1 рубль реализуемой продукции.

Пут 0 ями повышения эффективности использования оборотных средств являются: оптимизация запасов ресурсов и незавершенного производст 0 венного цикла; сокращение длительности производст 0 венного цикла; улучшение организации материально-технического обеспечения; ускорение реализации товарной продукции и др.

Общие исто 0 чники экономии материальных ресурсов: снижение удельного расх 0 ода материалов; уменьшение веса изделий; снижение потерь и отх 0 одов материальных ресурсов; использование отходов и побочных п 0 родуктов: утилизация отходов; замена натурального сырья и материал 0 ов на искусственные.

С целью оценки эффективности использования можно оценить любые ресу 0 рсы, произведенные предприятием для достижения пол 0 ученного конечного результата, а с целью эффективности получения можно оц 0 енить соответственно любые полученные предприя 0 тием пока 0 затели конечных результатов.

Однако, простого определения эффективности работы предприятия недостаточно для того, чтобы судить об изменениях работы предприятия в лучшую либо худшую стороны в сопоставлении за разные периоды времени, за разные отчетные периоды. Для того чтобы оценить динамику эффективности работы предприятия, динамику эффективности получения конечных результатов его работы и динамику эффективности использования ресурсов, произведенных предприятием на достижение полученных результатов, необходимо определить соответственно индекс показателя эффективности работы предприятия, а также индексы показателей эффективности получения конечных результатов и индексы показателей эффективности использования ресурсов. Определить индекс эффективности показателя можно по формуле:

где J.Эфп - индекс эффективности показателя использования вида ресурса на полученный предприятием с его помощью показатель вида конечного результата либо индекс эффективности показателя получения вида конечного результата за счет использованного для его достижения показателя вида ресурса;

JK - индекс показателя вида конечного результата (за отчетный и базовый периоды);

JP - индекс показателя вида ресурса (за отчетный и базовый периоды);

Соответственно показатели вида конечного результата и показатели вида ресурса, взятые за отчетный и базовый периоды.

Благоприятным является результат, при котором J.Эф.> 1, что свидетельствует о положительной динамике эффективности использования показателя вида ресурса на полученный с его помощью показатель вида конечного результата деятельности предприятия, если оценивается эффективность использования ресурса. Если же оценивается эффективность получения конечного результата, то соответственно при J.Эф.> 1 можно говорить о положительной динамики эффективности получения показателя конечного результата.

В качестве показателей ресурсов при расчете экономической эффективности работы предприятия могут рассматриваться такие показатели, как внеоборотные активы, оборотные активы, товарно-материальные ценности, себестоимость продукции, численность персонала, фонд оплаты труда и другие ресурсы предприятия, произведенные им на достижение полученного в результате деятельности показателя конечного результата.

Однако, осуществляя оценку комплексного показателя динамики эффективности работы предприятия, следует учитывать, что конечный результат деятельности предприятия общая прибыль формируется сегодня из поступлений от видов деятельности текущей, а также от видов деятельности инвестиционной и финансовой, осуществляемых предприятием. Для многих предприятий сегодня является нормой получение доходов не только от основных видов деятельности, но и от прочих видов деятельности. Таким образом, общая прибыль предприятия складывается из поступлений всех видов, полученных предприятием в процессе осуществляемой им деятельности за определенный отчетный период времени. А, следовательно, оценивая эффективность использования какоголибо j-oгo вида показателя ресурса, затраченного предприятием, например, на получение какого-либо i-ого вида показателя конечного результат по основному виду деятельности, необходимо сопоставлять значение данного показателя ресурса с показателем этого вида конечного результат, на который он непосредственно был затрачен.

Следовательно, для оценки комплексного показателя динамики эффективности работы предприятия необходимо в соответствии с заданными целями управления и анализа осуществить детализацию показателей видов конечного результата работы предприятия, полученных предприятием, и показателей ресурсов, произведенных предприятием на достижение полученного конечного результата. Детализация показателей конечных результатов и ресурсов по их элементам в целях проведения анализа и управления необходима для выявления элементов ресурсов, неэффективное использование которых, снижает эффективность получения конкретного вида конечного результата и работы предприятия в целом. Детализация по элементам показателя вида конечного результата деятельности предприятия в процессе анализа позволит выявить какой конкретно вид конечного результата получен предприятием с наименьшими затратами, а какой с наибольшими, то есть определить показатели вида конечного результата, полученные эффективно и неэффективно.

С этой целью необходимо осуществить детализацию конечных результатов и ресурсов по их элементам, а их элементов - по подэлементам. Разбивка показателей положительных конечных результатов (прибылей, доходов), как в целом по предприятию, так и по видам его деятельности - это разбивка их на следующие группировки по уровням детализации:

1) Прибыль предприятия общая:

Балансовая прибыль.

Чистая прибыль.

2) Прибыль предприятия по видам деятельности предприятия:

Прибыль от основной деятельности предприятия.

Прибыль от инвестиционной деятельности предприятия.

Прибыль от финансовой деятельности предприятия.

3) Каждого вида деятельности:

Текущая деятельность — это деятельность предприятия, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели;

Инвестиционная деятельность это деятельность предприятия, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей;

Финансовая деятельность - это деятельность предприятия, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала предприятия, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.).

Проведение комплексного детализированного анализа по видам показателей конечных результатов деятельности предприятия и видам показателей ресурсов для целей анализа с последующей детализацией каждого конкретного вида показателя на его подвиды, а каждого подвида - уже на подвиды следующего уровня и т.д., позволяет определять за счет каких конкретно показателей ресурсов и их элементов происходит динамика эффективности получения видов конечных результатов и работы предприятия в целом, какие конкретно показатели ресурсов используются эффективно, а какие неэффективно, и соответственно какие показатели конечных результатов получены эффективно, а какие получены неэффективно.

Так, например, ресурс «Внеоборотные активы» можно детализировать по его видам:

Основные средства.

Нематериальные активы.

Незавершенное строительство.

Каждый из данных видов уже можно детализировать на отдельные его элементы, например:

Основные средства - это здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и другое.

Нематериальные активы - это компьютерное программное обеспечение, базы данных, наукоемкие промышленные технологии, топологии интегральных микросхем, секреты производства («ноу-хау»), торговые знаки, патенты и т.д.

При этом, например, детализацию вида ресурсов «основные средства» можно осуществлять не только по элементам данного ресурса и их подэлементам, но и по сроку полезного использования ресурсов, по амортизационным группам, по местам их назначения и по другим группировкам. Различные виды детализации позволят осуществить расширенный комплексный детализированный анализ и определить «узкие места» неэффективного использования данного вида ресурса и разработать мероприятия по повышению эффективности его дальнейшего использования.

Определение комплексного показателя динамики эффективности работы предприятия и динамики эффективности его работы в разрезе составляющих элементов показателей конечных результатов и ресурсов в сопоставлении за различные периоды позволяет учредителям и руководству предприятия отслеживать соответствие заданным целям предприятия, разрабатывать новые планы, стратегии и концепции развития предприятия, повышать эффективность работы предприятия, устраняя «узкие места» на основе полученных результатов матричного анализа на различных уровнях.

Глубокий и тщательный экономический анализ показателей эффективности работы предприятия служит необходимой предпосылкой принятия управленческих решений.

1.2. Показатели эффективности автотранспортного предприятия

Оценка эффективности транспортного предприятия целесообразно в 3 этапа:

1) сбор объективной информации о техникоэксплуатационных и экономических показателях, разработка рекомендаций по повышению эффективности работы автотранспортного предприятия (подразделения);

3) анализ полученных результатов, адаптация реализуемых мероприятий к работе в реальных условиях.

1) нормирование и контроль расхода топлива;

2) минимизация порожних пробегов и непроизводительных простоев;

3) оптимизация парка подвижного состава;

4) оптимизация маршрутов перевозки;

5) разработка должностных инструкций и документооборота;

6) организация поиска заказов (маркетинг);

7) разработка системы учета технико-экономических показателей работы для оценки текущей эффективности.

При проведении транспортного аудита целесообразна установка системы спутниковой навигации с подключением оборудования для определения расхода топлива.

При реализации организационно-технологических мероприятий по повышению качества транспортного обслуживания расчет эффективности можно вести по следующим показателям.

1. Срок доставки грузов. При денежной оценке времени транспортировки следует принимать во внимание возможность полной реализации преимуществ от ускорения доставки, в частности :

Насколько больше продукции в результате сокращения времени транспортировки можно произвести и сколько это будет стоить;

Произойдет ли в результате сокращения времени перевозки ускорение процесса производства и оборота средств и в какой степени;

Произойдет ли снижение себестоимости промышленного производства и каковы будут результаты − как макро-, так и микроэкономические;

Смогут ли выгоды сокращения продолжительности перевозки найти свой эквивалент в сумме денег, которую клиент был бы готов заплатить за эти выгоды или за то, чтобы избежать отрицательных результатов.

В условиях дефицита инвестиционных ресурсов ускорение доставки ведет к высвобождению перевозочных мощностей транспортной компании, что позволяет выполнить дополнительный грузооборот наличным парком. Эффект определяется как прибыль от дополнительного грузооборота:

где Pl − дополнительный грузооборот, ткм;

П У − удельная прибыль, приходящаяся на 1 ткм, руб.

В условиях, когда спрос на перевозки оказывается меньше высвободившихся производственных возможностей транспортной компании, при расчете эффекта учитывается доля величины Pl , выполненная в конкретных условиях.

Если транспортные ресурсы находятся на грани исчерпания, то нужно приобрести их в количестве, необходимом для выполнения заданного объема перевозок. В этом случае величина эффекта должна быть уменьшена на сумму капитальных вложений.

Помимо повышения скорости транспортная компания может добиваться ускорения доставки и другими средствами, в том числе ускорением оформления документов на перевозку, внедрением новых форм документов, автоматизацией их заполнения. Эффект в этом случае складывается из экономии времени оформления документов (ЭД) и сокращения простоя подвижного состава:

где n - количество комплектов документов, оформляемых на перевозки;

t з− экономия времени на заполнение одного комплекта документов, мин.;

с - стоимость 1 человеко-часа работника, занятого оформлением документов, руб.

Экономия средств от сокращения простоя подвижного состава, в котором перевозится груз, в ожидании заполнения документов (Э ПС ):

где nt пр − число часов простоя в ожидании оформления документов, которое может быть сокращено при совершенствовании документооборота;

c − стоимость 1 часа простоя, руб.

Суммарный эффект от ускорения доставки определяется по формуле:

2. Сохранность перевозимых грузов. Экономический эффект от сокращения потерь при транспортировке определяется по формуле 10

3. Ритмичность поставок. Если задержка в доставке груза наносит ущерб и грузовладельцу (остановка производства), и транспортной компании (выплата штрафа), то и досрочная доставка, не соответствующая режиму работы предприятия-грузополучателя, также зачастую является неэффективной. В частности, если груз доставляется ночью, а режим работы грузополучателя предусматривает наличие только дневной смены, то транспорт с грузом будут простаивать до начала рабочего дня. Аналогичная ситуация возникнет, если груз будет доставлен получателю в выходные или праздничные дни. То есть досрочное прибытие груза при отсутствии у получателя свободных складских площадей нередко ведет к росту затрат на хранение материальных запасов грузополучателя.

Эффект от сокращения простоя в ожидании выгрузки для транспортной компании можно определить по формуле:

где С ВЧ − стоимость 1 часа простоя транспортного средства, руб.; n − число транспортных средств в отправке;

Н - время простоя одного транспортного средства в ожидании отправления или выгрузки, час.

Дополнительные затраты, связанные с повышением ритмичности доставки грузов, складываются из расходов на дополнительную маневровую работу (ЗМР)

4. Полнота удовлетворения спроса на перевозки определяется на основе выявления возможностей увеличения объема перевозок. Так, если в результате обследования выявлена и обоснована возможность переключения определенного объема перевозок, выполняемого конкурентами (другими видами транспорта или транспортными компаниями), эффект можно определить как дополнительную прибыль транспортной компании:

где − дополнительный грузооборот;

d - доходная ставка по грузовым перевозкам;

О - расходы на проведение обследования, тыс. руб.;

Е ДОП - дополнительные эксплуатационные расходы, тыс. руб.

Необходимо отметить, что рост объемов погрузки после проведения маркетинговых мероприятий не всегда является следствием таких мероприятий. В ряде случаев он может быть вызван ростом объемов производства перевозимого груза из-за роста спроса на него в пункте потребления или обусловлен сезонными факторами. В связи с этим в каждом конкретном случае следует анализировать причины, вызвавшие рост объемов погрузки, и выделять ту долю прироста, которую вызвала целенаправленная маркетинговая деятельность транспортной компании.

5. Экологичность транспортных процессов. Экологический эффект для транспортной компании будет выражаться в снижении экологических штрафов и платежей:

где − изменение приведенной массы выбросов загрязнений i-го вида, т.

где − масса выбросов после проведения мероприятия по повышению качества транспортного обслуживания;

− масса выбросов до проведения мероприятия;

− масса выбросов в рамках предельно допустимых концентраций;

Ш i - ставка штрафа или экологического платежа, руб./т.

6. Безопасность перевозок. Эффект от повышения безопасности за определенный период времени будет определяться как предотвращенный ущерб от аварий других нарушений безопасности движения. Поэтому необходимо прежде всего определить составляющие такого ущерба.

Ущерб от нарушения безопасности движения будет складываться из следующих элементов:

− утрата и повреждение технических средств транспорта:

где ni - количество транспортной техники i-го вида постоянных устройств), пострадавшей в результате аварии, единиц;

Цi - стоимость замены или восстановления соответствующей транспортной техники с учетом затрат на монтаж, руб.;

− потери груза:

где Qj - объем потерь j-го груза, т.;

Сj - стоимость j-го груза, руб.

Потери, связанные с ранением или гибелью людей.

Для разработки и принятия эффективных управленческих решений в транспортной фирме большую роль играет маржинальный анализ, аналитика которого базируется на исследовании соотношений: затраты-объем производства; прибыль, а также прогнозирование каждого их этих трех показателей на перспективу В современной теории анализа хозяйственной деятельности рассматриваемый метод получил название «анализ безубыточности».

Маржинальный анализ можно использовать, если общие затраты на содержание управленческого персонала и эксплуатацию транспортных средств представить в двух частях: постоянной (А) и переменной (В), то есть

Sобщ = А + В,

причем переменные затраты В прямо пропорционально зависят от численности перевозок М и переменных затрат b, то есть

Практика показывает, что в транспортных подразделениях промышленных и сбытовых предприятий снижение транспортных издержек по результатам разработанных мероприятий составляет 10-15 %. 11

Генкин, Б. М. О показателях эффективности и принципиальных схемах мотивации эффективной работы / Б. М. Генкин, М. И. Козлова // Вестник ИНЖЕКОНа. - Сер. Экономика. - 2004. - Вып. 4(5). - С. 3-9.

Эффективность работы предприятия зависит от того, насколько глубоко и правильно используются прогрессивные формы организации производства, такие как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

Для успешного функционирования каждое АТП должно стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности производства, улучшения качества предоставляемых услуг.

Необходимое условие успешного функционирования АТП в условиях рынка является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых потребителям.

Конкурентоспособность транспортных услуг (ТУ) определяется в основном двумя факторами - уровнем себестоимости услуг и повышением качества ТУ. Поэтому снижение себестоимости и повышение качества перевозок пассажиров - важнейшие направления повышения конкурентоспособности услуг.

Cебестоимость перевозок как показатель имеет большое значение при оценке автотранспортной деятельности, поскольку оказывает решающее влияние на финансовое состояние перевозчика: чем ниже себестоимость, тем лучше финансовое состояние АТП или индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки пассажиров. В то же время снижение себестоимости перевозок оказывает сильное влияние на финансовое состояние заказчиков ТУ (грузовладельцев), поскольку при снижении себестоимости перевозок появляются возможности для снижения тарифов и, соответственно, для снижения себестоимости продукции других отраслей экономики и увеличения спроса на ТУ. На пассажирском транспорте снижение тарифов является важным фактором увеличения объёма перевозок и повышения благосостояния населения. Поскольку, повышение тарифов отрицательно сказывается на потребительских услугах. Пассажиры вынуждены больше платить за проезд, что вызывает социальное напряжение в обществе.

Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счёт экономии топлива, запасных частей, ремонтных материалов, шин, а также за счёт повышения производительности ПС.

Повышение качества перевозок пассажиров предполагает выполнение услуг в соответствии с расписанием движения и уровнем комфортности (удобств), которые перевозчик может предоставить пассажирам. Для таксомоторных перевозок важнейшим показателем их качества является время, затрачиваемое на доставку пассажира до места назначения.

Качество транспортного обслуживания пассажиров - это совокупность свойств перевозочного процесса и системы перевозок пассажиров, обусловливающих соответствие их нормативным требованиям. Сложными свойствами являются:

Надёжность - фактор повышения эффективности городских пассажирских перевозок. Эффективность несёт ярко выраженный субъективный характер, и её оценка зависит от ответа на вопрос: для кого оценивается эффективность? Сточки зрения перевозчика эффективность будет оцениваться прибыльностью и рентабельностью перевозок, с точки зрения пассажира - надёжностью обслуживания, комфортом поездки и доступностью тарифа. Отсюда следует, что чем выше надёжность работы городского транспорта, тем более он эффективен с точки зрения потребителя его услуг.

Вместе с тем надёжность может рассматриваться не только как оценочный показатель, но и как фактор, способствующий повышению эффективности работы транспорта с точки зрения перевозчика. Более высокая надёжность повышает привлекательность данного вида транспорта для пассажира и увеличивает сбор выручки, что непосредственно влияет на все экономические показатели. Для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо разрабатывать и внедрять инновационные мероприятия. Они направлены на реализацию стратегической цели деятельности АТП - получение высокой прибыли, обеспечение стабильной финансовой устойчивости в своей работе.

В настоящее время инновационный фактор становится решающим условием устойчивого развития транспорта. Проблема заключается в том, что наряду с необходимостью увеличения общего объема инвестиций для успешного функционирования транспорта необходимо изменение самой структуры инвестиций: значительную долю инвестиций необходимо направлять именно на финансирование инновационной деятельности.

Качественное совершенствование производства на автомобильном транспорте осуществляется в форме нововведений, которые составляют основу инновационного процесса в условиях рынка ТУ. Основа инновационной деятельности -- разработка и реализация инновационного проекта (программы), под которым понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи.

Рис. 7.

Деятельность по совершенствованию функционирования пассажирского АТП должна быть направлена на решение следующих задач (рис. 2): -обеспечение высокого качества ТУ; -уменьшение издержек на выполнение услуг.

Основные показатели качества ТУ:

– своевременность доставки пассажиров;

безопасность и комфортабельность перевозки пассажиров. Высокая эффективность выполнения ТУ предполагает, прежде всего, низкие издержки на эксплуатацию ПС, что позволяет предприятию вести оптимальную ценовую политику.

Таким образом, деятельность по совершенствованию функционирования пассажирского АТП должна быть направлена, прежде всего, на совершенствование организации перевозочного процесса и снижение издержек на эксплуатацию ПС.

Необходимость этой деятельности объясняется стремлением каждого АТП создавать конкурентные преимущества, позволяющие ему успешно функционировать на рынке ТУ и получать прибыль. Конкурентоспособность ТУ, таким образом, выступает своего рода двигателем деятельности по совершенствованию функционирования предприятия. Она позволяет удовлетворить потребности в ней эффективнее и качественнее по сравнению с аналогичными услугами, представленными на данном рынке. Огромное значение при этом имеет фактор времени: несвоевременное и с опозданием принятое решение о применении нововведений может привести к нежелательным результатам и даже потерям.

Большое значение при совершенствовании организации перевозочного процесса в современных условиях имеет применение математических методов и методов компьютерного моделирования. На пассажирском автотранспорте математическое и компьютерное моделирование применяется при решении таких задач, как оптимизация маршрутной сети, распределение автобусов по маршрутам, комплектование состава автобусного парка, составление расписания движения автобусов и др.

Экстенсивные факторы роста производительности автопарка и снижения себестоимости ТУ предполагают увеличение времени работы ПС на линии. Этого можно достигнуть за счёт введения многосменного режима работы ПС на перевозках пассажиров и увеличения коэффициентов технической готовности и использования автопарка, имеющегося на балансе АТП.

Применение многосменного режима эксплуатации ПС на пассажирских перевозках должно сопровождаться маркетинговыми изучениями рынка ТУ. Таким образом, повышению эффективности деятельности АТП в данном случае должно базироваться на разработке методов маркетинговой стратегии и их применении.

Особую роль играет поддержание ПС в технически исправном состоянии. В качестве нововведений здесь могут выступать достижения в области техники, технологий и организации производства. Большое значение в современных условиях имеют применение прогрессивных способов ТО и ремонта, восстановление деталей и повышение их износостойкости, совершенствование экономических методов управления качеством услуг, включая стимулирование труда работников, и др.

Важным направлением повышения эффективности деятельности на автомобильном транспорте является экономия материальных ресурсов, и, прежде всего, переход на более экономичные и экологически чистые виды топлива для ПС, в частности на природный газ.

Эффективным способом увеличения выручки на городском и пригородном пассажирском транспорте, повышения учёта и контроля за полнотой её сбора, пресечения возможных злоупотреблений является внедрение на городских автобусах специализированных контрольно-кассовых машин, работающих в режиме кондукторского сбора выручки и выдачи билетов пассажирам. В России такие машины созданы и прошли апробацию в ряде городов.

Разные мероприятия, проводимые в рамках повышения эффективности деятельности, требуют неодинаковых затрат времени и финансовых ресурсов. В то же время их необходимо применять своевременно -- в противном случае транспортная фирма может оказаться в состоянии кризиса. Новые проекты на каждом АТП формируются исходя из специализации услуг, выполняемых предприятием, производственной ситуации и финансовых возможностей. При этом используются, по-существу, те же источники финансирования, что и при реализации инвестиционных проектов: собственные и заёмные. Кроме того, могут быть использованы бюджетные средства, выделяемые государственными органами централизованно в качестве финансовой поддержки высокоэффективных инновационных программ на конкурсной основе.

В настоящее время инновационный фактор становится решающим условием устойчивого развития транспорта, т.к. разработка и реализация новых проектов (мероприятий) обеспечивает эффективное решение конкретных задач. Характер и содержание деятельности по совершенствованию функционирования пассажирского АТП зависит от состояния и особенностей функционирования финансового рынка, и лишь незначительно зависят от отраслевых особенностей предприятия.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний