Требования для регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Главная / Строительство и ремонт

Если вы решили стать предпринимателем и организовать собственный бизнес, без государственной регистрации вам не обойтись. Существует два варианта такой регистрации - создание юридического лица или регистрация себя в качестве индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо обладает целым рядом преимуществ, поэтому в данной статье будет рассмотрено именно его открытие. На просторах интернета можно отыскать множество предложений зарегистрировать юридическое лицо за плату. Но процедура эта не настолько сложная, чтобы не справиться с ней самому, сэкономив деньги и заодно набравшись опыта.

Рассмотрим основные шаги этого процесса на примере открытия общества с ограниченной ответственностью. Итак, мы не будем даже рассматривать такие способы создания юридических лиц, как обращение в специализированную фирму. Если вы внимательно прочитаете это руководство и сделаете всё в соответствии с ним, вы и сами прекрасно справитесь с этой задачей.

Шаг первый. Учредительные документы

Начать следует с формирования пакета учредительных документов. В случае с ООО такими документами выступают устав и решение единственного участника ООО, если организацию вы намерены создавать в одиночку. Или устав, учредительный договор и протокол общего собрания учредителей, если у вас будут партнёры. На этом этапе важно решить, какими видами деятельности будет заниматься ваше юридическое лицо. Определение этих видов в учредительных документах должно соответствовать ОКВЭД. Несмотря на то что учредительные документы - это объёмный труд, у большинства фирм они стандартны, и вы сможете без труда найти примеры устава и, изменив некоторые нюансы, создать свой.

Шаг второй. Формирование уставного капитала

Наличие уставного капитала - это обязательное требование законодательства для тех, кто планирует начать создание юридического лица. Государственная регистрация будет осуществлена лишь в том случае, если не менее 50% его вы как учредитель внесли в качестве вклада. Как правило, делается это путём открытия в банке предварительного расчётного счета и внесения на этот счёт минимум 5000 рублей. Выберите любой коммерческий банк и оповестите его сотрудников о желании открыть у них счёт своей ещё не зарегистрированной фирмы. Счёт вам откроют и после внесения вами на него денег выдадут справку о наличии уставного капитала. Эту справку нужно приложить к уставным документам.

Мало кто из регистрирующих своё предприятие начинающих бизнесменов знает об этом, однако есть возможность законно обойти необходимость до регистрации вносить половину уставного капитала на расчётный счёт в банке. Создание юридического лица требует формирования уставного капитала. Но в качестве взноса в уставный капитал вы можете оформить любое имущество, например ноутбук или офисный стол и кресло. То есть то имущество, которое будет необходимо в работе фирмы и стоимость которого не меньше величины уставного капитала, то есть 10 000 рублей. Для этого вам следует оформить акт передачи имущества в качестве взноса в уставный капитал от себя (как учредителя) на баланс фирмы.

Шаг третий. Заверение документов нотариально

Подготовив учредительные документы, заполните заявление о создании юридического лица в двух экземплярах, прошейте их и отправляйтесь к нотариусу для заверения вашей подписи. Заявление нужно заполнять установленного образца (есть на сайте ИФНС), его следует заполнить на компьютере или шариковой ручкой. Нотариально заверяется один бланк заявления, а второй просто подписывается вами, после сдачи пакета документов в инспекцию он останется у вас со штампом о принятии документов. Заверение нотариусом, как правило, стоит от 200 до 400 рублей.

Шаг четвёртый. Юридический адрес фирмы

Для того чтобы нормально функционировало ваше юридическое лицо, определение юридического адреса играет не последнюю роль. Раньше законодательство требовало непременной регистрации в качестве адреса нежилого помещения, но теперь эта норма отменена, и если у вас нет в собственности или аренде офиса, вы можете зарегистрировать в качестве адреса своей фирмы даже квартиру, где проживаете. Если вы - единственный её собственник, вам нужны только документы на право собственности, а если нет, то потребуются гарантийные письма от каждого собственника и проживающего с вами о том, что они проинформированы и не против, чтобы на территории их жилплощади была зарегистрирована ваша фирма. Если же офис у вас есть, нужно предоставить документы на него. Например, договор аренды и гарантийное письмо собственника или документы, подтверждающие ваше право собственности.

Шаг пятый. Подача документов в ИФНС

Прежде чем подать пакет собранных вами документов на создание юридического лица, вам следует оплатить государственную пошлину в любом банке. Реквизиты для оплаты, как правило, есть в каждом отделении, но если вы их там не найдёте, распечатайте квитанцию на оплату с сайта ИФНС.

Размер госпошлины составляет 4000 рублей. Квитанцию об оплате вам нужно приложить к подготовленным документам и сдать их на регистрацию в налоговую инспекцию того района, в котором находится юридический адрес фирмы. Документы у вас примут, и в течение пяти рабочих дней вашу фирму зарегистрируют.

Несмотря на то что создание и реорганизация юридических лиц - процесс, требующий финансовых вложений, вы можете всё-таки сэкономить на уплате госпошлины. Сделать это можно следующим образом. Благодаря программе по содействию предпринимательства Центра занятости населения РФ, если вы стоите на учёте в качестве безработного и представите на суд экспертной комиссии этой организации свой бизнес-план, при его одобрении вам на расчётный счёт перечислят субсидию, компенсирующую уплату пошлины за государственную регистрацию и нотариальные услуги. То есть, по сути, при должном желании вы сможете открыть своё дело вообще без стартовых вложений.

Кроме того, Центр занятости оказывает бесплатную консультационную помощь, вам помогут оформить правильно бумаги. Воспользуйтесь этим советом.

Шаг шестой. Система налогообложения

На этом этапе вам необходимо в течение пяти дней после получения свидетельства о государственной регистрации вашей фирмы определиться с тем, не желаете ли вы применять упрощённую систему налогообложения. Если такое желание у вас возникнет, следует написать заявление о переходе на УСН. Примет это заявление тот же орган (задачами которого, в числе прочих, являются создание и ликвидация юридического лица), то есть ИФНС. В случае отсутствия от вас такого заявления в течение пяти дней вы автоматически станете налогоплательщиком по ОСНО. А значит, будете обязаны отчитываться и уплачивать налог на прибыль, НДС, налог на имущество и пр.

Шаг седьмой. Изготовление печати, открытие расчётного счёта

Теперь, когда создание юридического лица вами практически закончено, можете приступить к заказу печати фирмы. Вы можете выбрать любую символику на печати, кроме государственных гербов и слов «Россия», и заказать изготовление печатей и штампов в специализирующихся на этом предприятиях. И уже с печатью можете отправляться в банк, где у вас открыт предварительный счёт, для заключения полновесного договора и перевода счета в статус действующего. Теперь вы вольны заключать договоры, принимать денежные средства от контрагентов на расчётный счёт, принимать на работу сотрудников и производить любые не запрещённые законом действия для развития вашего бизнеса и получения прибыли.

Надеемся, после прочтения статьи вы сами убедились, что такие способы создания юридических лиц, как самостоятельное открытие, имеют право на существование. И для того чтобы открыть пусть небольшое, но своё дело, совсем не обязательно отдавать 20-25 тысяч за регистрацию юридической фирмы. Нужно лишь немного вашего времени, усидчивости и главное - настойчивой целеустремлённости, и вы всего сможете добиться сами. А этот опыт послужит вам отличным уроком на будущее.

Создание юридического лица или подразделения Семенихин Виталий Викторович

Создание юридического лица, порядок регистрации

Передача функций государственной регистрации налоговым органам, прежде всего, была направлена на упрощение процедуры регистрации юридических лиц, а именно: в данном случае процедура носит заявительный характер. Подробная законодательная регламентация порядка регистрации юридических лиц при их создании также привносит упорядоченность в действия учредителей организации. Данная статья призвана растолковать положения действующего законодательства в части регламентации порядка государственной регистрации юридических лиц при их создании.

Создание нового юридического лица процесс трудоемкий и длительный. Государственная регистрация – это определенный, ответственный и волнующий процесс и этап образования нового субъекта предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Закон № 129-ФЗ предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности. Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также отношения, возникающие в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц.

Глава 4 Закона № 129-ФЗ носит название «Государственная регистрация юридических лиц при их создании». Эта глава дополняет общие положения закона в части непосредственно порядка регистрации, а также в части регламентации документов, которые предоставляются в регистрирующий орган при создании нового юридического лица.

Статьей 13 главы 4 Закона № 129-ФЗ устанавливается порядок государственной регистрации юридического лица при его создании. Эта статья носит отсылочный характер, так как во 2 и 3 ее пунктах содержится отсылка к статьям 9 и 8 Закона № 129-ФЗ соответственно. Вообще отмечаем, что нормы отсылочного и бланкетного характера, как правило, создают путаницу, неразберихи и коллизии при их чрезмерном распространении в текстах законов. Так и в данном случае, правоприменителя может запутать такое содержание специальной 13 статьи этого закона, ведь по сути дела она, находясь в его тексте, не привносит ничего нового в процесс регулирования порядка регистрации создаваемого юридического лица.

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Отмечаем, что точно такое же положение содержится и в пункте 2 статьи 8 этого же закона. Как представляется, такая перенасыщенность данного федерального закона абсолютно идентичными нормами является излишней и не только не конкретизирует, а, напротив, усложняет его.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона № 129-ФЗ.

В статье 9 Закона № 129-ФЗ заложены основы порядка предоставления документов при государственной регистрации, которые, как мы выяснили, распространяются в полном объеме своем на процесс государственной регистрации юридического лица при его создании.

В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, также устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Таким образом, заявитель подтверждает, что все данные, содержащиеся в заявлении, достоверны. Это важно в первую очередь для налоговых органов. Закон, исключив контроль над достоверностью поданной информации на предварительной стадии, оставил такую возможность впоследствии. В случае обнаружения недостоверной информации налоговый орган может лишить уже созданную организацию регистрации (в судебном порядке естественно).

Расписка (приложение к заявлению), в которой содержится наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, заполняется регистрирующим органом в 2 экземплярах. При этом один экземпляр остается в регистрационном деле юридического лица, а второй экземпляр, заверенный подписью должностного лица регистрирующего органа, выдается (направляется) заявителю с указанием даты получения документов регистрирующим органом (подробнее об этом смотрите Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. В случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем, расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При этом при поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

При государственной регистрации создания юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме установленных законом. Это правило не только упрощает процедуру регистрации, но и лишает регистрирующие органы на местах возможности необоснованных требований о представлении дополнительных документов (смотрите, например, Постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2008 года №КГ-А40/8255-08 по делу №А40-58752/07-21-408).

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 10 Закона № 129-ФЗ установлено, что федеральными законами может быть предусмотрен специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц при их создании (так, например, смотрите статью 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» или статью 12 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 этого закона, которая гласит, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока заявитель предоставляет в регистрирующий орган выданную ему расписку и получает либо свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации.

Из книги Банковский аудит автора Шевчук Денис Александрович

АНКЕТА КЛИЕНТА – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе, наименование на иностранном языке Обязуюсь сообщать обо всех изменениях указанных сведений. Обязуюсь представлять в Банк сведения обо всех

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

<...> Статья 53. Органы юридического лица 1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.Порядок назначения или

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора

ШАГ 1. ВЫБИРАЕМ ВИД И ФОРМУ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Характеризуя особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, российское гражданское законодательство использует следующие понятия:– вид юридического лица;– форма создания

Из книги Создание юридического лица или подразделения автора Семенихин Виталий Викторович

ПЕЧАТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Необходимость наличия печати у организации закреплена в федеральном законодательстве. Так, например, в п. 7 ст. 2 Закона № 208-ФЗ установлено, что акционерное общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на

Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий Автондилович

Приложение 4 ЗАЯВЛЕНИЕ о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического

Из книги Бизнес-планирование инвестиционных проектов автора Лумпов Алексей Андреевич

Приложение 12 ЗАЯВЛЕНИЕ о государственной регистрации юридического лицапри

Из книги автора

Приложение 13 СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации юридического

Из книги автора

Приложение 15 РЕШЕНИЕ об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации

Из книги автора

Приложение 16 РЕШЕНИЕ об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий

Из книги автора

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги автора

Создание коммерческого юридического лица

Из книги автора

Понятие и правоспособность и ответственность юридического лица Жизнь современного российского общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, иными словами, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения каких – либо целей. Основной

Из книги автора

Создание юридического лица, документы, предоставляемые при регистрации Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а созданным оно считается с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица – это важнейший этап развития

Из книги автора

Печать юридического лица Печать юридического лица – это устройство, на котором четкими буквами выгравировано название организации, ее организационно-правовая форма, орган, зарегистрировавший организацию, место регистрации. При этом по желанию организации на печати

Из книги автора

Регистрация предприятия – юридического лица Порядок регистрации регламентирован Федеральным законом «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Установленный порядок имеет заявительный характер, иными словами, возлагает всю юридическую

Из книги автора

4. Тайна юридического лица Мы определились с организационно-правовой формой и системой налогообложения. Но для того, чтобы успешно реализовывать проект, нужно понимать и интересы других юридических лиц – например, партнёров. Это важно, в том числе, и для обеспечения

Для ведения коммерческой деятельности на территории РФ необходимо в обязательном порядке осуществлять соответствующую регистрацию. В таком случае будет создано юридическое лицо.

Существуют специальные формы отчетности для таких предприятий – бухгалтерские и налоговые. При этом необходимо помнить, что сама процедура регистрации унифицирована и закреплена на государственном уровне.

Существует обширный перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих как создание юридического лица, так и его деятельность.

Базовые сведения

Закон о государственной регистрации юридических лиц обязателен к исполнению для всех граждан РФ, а также муниципальных органов.

Прежде, чем приступить непосредственно к самой процедуре регистрации, стоит заранее ознакомиться с ним. Для осуществления подобного рода процедуры требуется знать достаточно большое количество самых разных нюансов.

К наиболее существенным вопросам на сегодняшний день относятся следующие:

  • определения;
  • кто имеет право;
  • правовое регулирование.

Предварительное рассмотрение данных вопросов позволяет избежать возникновения различного рода сложностей, непосредственно связанных с регистрацией.

Определения

Требуется заранее подробно рассмотреть всю соответствующую нормативную базу, связанную с процедурой регистрации.

Но для понимания основополагающих моментов требуется в обязательном порядке разобраться с некоторыми важными терминами, их понятиями:

  • юридическое лицо;
  • уполномоченное лицо;
  • контроль ведения деятельности;
  • организационное единство;
  • имущественная обособленность;
  • гражданско-правовая ответственность;
  • выступление в гражданском обороте.

Под термином «юридическое лицо» подразумевается организация, которая имеет ряд определенных признаков. В первую очередь это подразумевает прохождение соответствующей регистрации.

Данная процедура имеет большое количество особенностей. Регистрация подразумевает обращение в государственные учреждения с и набором специальных документов.

Обратиться с просьбой о регистрации может только лишь «уполномоченное лицо» — физическое. Под термином «контроль ведения деятельности» понимается бухгалтерская и налоговая отчетность.

При этом в момент регистрации заявитель должен обязательно обозначить налоговый режим. Юридическое лицо может вести налоговую отчетность совместно с бухгалтерской или же раздельно.

Необходимо помнить о данных важных моментах. Термин «организационное единство» подразумевает четко сформулированную внутреннюю структуру юридического лица.

Наличие данного признака строго обязательно для осуществления регистрации. Под этим термином понимается наличие органов управления, а также учредительной документации.

«Имущественная обособленность» Осуществляющий регистрацию юридического лица, а также последующее управление им не несет ответственность собственным имуществом по долгам своего предприятия. Учет всего имущества организации осуществляется на самостоятельно балансе – или же по специальной смете
«Самостоятельная гражданско-правовая ответственность» Термин, подразумевающий, что обращение за взысканием долгов должно осуществляться по отношению к имуществу предприятия. Учет всего имущества юридического лица должен вестись на самостоятельном, обособленном счету
«Выступление в гражданском обороте» В случае проведения судебного заседания с участием юридического лица его интересы может защищать любое физическое. Причем если делает это не учредитель или же исполнительный орган предприятия (директор), то в обязательном порядке потребуется составление специальной доверенности. Она должна быть заверена нотариально

Кто имеет право

Воспользоваться налоговой программой для регистрации или подать заявление в орган, осуществляющий процедуру регистрации юридического лица, может лишь соответствующий требованиям.

Перечень их невелик, но выполнение их всех строго обязательно. При невыполнении хотя бы одного реализовать данную процедуру будет попросту невозможно.

Заявление на регистрацию должно быть подтверждено подписью уполномоченного лица. Законодательством установлено, что таким уполномоченным лицом может быть лишь физическое лицо.

В перечень таких лиц на данный момент включены:

  • руководитель исполнительного органа – это может быть директор или же его ;
  • учредитель или же сразу несколько;
  • уже действующий руководитель юридического лица;
  • управляющий или же руководитель, выбранный на конкурсной основе;
  • иное лицо – осуществляющее свою деятельность на основании действующего федерального законодательства.

При этом следует помнить о ряде ограничений, наложенных на тех, кто может осуществлять рассматриваемую процедуру.

В некоторых случаях может выноситься судебное решение, которое подразумевает лишение возможности занимать определенные должности и вести некоторую деятельность.

Касается это также возможности регистрации юридических лиц. Обязательным главным условием регистрации юридического лица является отсутствие таких ограничений.

Правовое регулирование

При возможности стоит обязательно заранее ознакомиться со всеми нормативно-правовыми документами, регламентирующими процедуру регистрации юридического лица.

Процедура данная подразумевает следующие действия:

  • выбирается форма организации (ООО, ЗАО или ОАО);
  • обозначается будущий юридический адрес;
  • выбирается способ подачи всех документов (в электронном виде или же на бумаге);
  • производится сбор документов;
  • документы сдаются через специальный сервис в интернете;
  • выдается свидетельство.

После свершения всех обозначенных выше действий можно будет сделать специальную печать, а также открыть счет в банке.

Сам процесс открытия счета отражается непосредственно в

При необходимости можно открыть несколько таких счетов одновременно – это допускается действующим на территории РФ законодательством.

В Пенсионном фонде

После регистрации юридического лица в налоговом органе необходимость повторять данную процедуру в ПФР отсутствует.

Данная операция будет выполнена в автоматическом режиме – уже после внесения всех данных в специальный реестр. С 30.09.14 г. регистрация в ПФР происходит в течение следующих 5 дней после выдачи свидетельства в ФНС.

Видео: подготовка документов для государственной регистрации юридических лиц

После проведения автоматической регистрации все необходимые подтверждающие свершение данной операции документы будут высланы обычно или же электронной почтой.

Перечень причин законных отказов включает в себя пять различных пунктов с дополнительными включениями.

Важно помнить – в случае отказа документ об оплате изымается. Её необходимо будет оплатить ещё раз.

Если же отказ был не официальный или же причина его не отражается в обозначенном выше нормативно-правовом документе, то требуется обращаться в суд.

Причем располагаться он должен в месте нахождения ФНС, которая по какой-то причине отказала в регистрации юридического лица.

Внесение изменений в сведения

Со временем может проводиться реорганизация зарегистрированного ранее юридического лица. Это касается налоговых режимов, формы собственности и организации.

Следует помнить, что все наиболее существенные действия должны быть отражены в специальном реестре.

Для внесения соответствующих изменений опять же потребуется обратиться в ФНС по месту нахождения юридического лица. Понадобится заявление, а также подтверждающий полномочия физического лица документ.

Процесс регистрации юридического лица прост, но связан с очень большим количеством нюансов. Во избежание затруднений стоит заранее ознакомиться со всеми ними.

Так можно будет сэкономить достаточно большое количество времени, а также денег (при отказе пошлина обязательно оплачивается снова).

Порядок государственной регистрации юридического лица (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 24.03.2016

В последние годы произошли существенные изменения, касающиеся процедуры регистрации юридических лиц, по некоторым вопросам изменилась позиция правоприменительных органов. При этом в хозяйственной деятельности периодически возникает необходимость зарегистрировать новое юридическое лицо. В связи с этим предлагаем рассмотреть порядок государственной регистрации юридических лиц на основании действующего законодательства.
Где и в какие сроки осуществляется регистрация юридических лиц? Какие документы требуются для государственной регистрации юридического лица? Какие требования предъявляются к адресу юридического лица? В каком порядке представляются документы для государственной регистрации юридического лица? В каких случаях и в каком порядке осуществляется проверка документов регистрирующим органом?

Место и сроки государственной регистрации

Государственная регистрация производится уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании производится регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок, составляющий не более трех рабочих дней со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации

В силу ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- учредительные документы юридического лица (за исключением случая, когда юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного пп. "е" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ) в двух экземплярах (при непосредственном представлении документов или представлении путем почтового отправления), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, подтверждающим факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление дополнительных документов.

К сведению. Согласно ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц составляет 4000 руб.

Адрес юридического лица

При регистрации юридических лиц очень часто возникают вопросы, касающиеся адреса юридического лица.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) должен быть отражен адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
На практике часто возникает вопрос: можно ли зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности, то есть по месту жительства учредителя?
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" устанавливается следующее: учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
В то же время судьи отметили, что регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Причем собственник или иной законный владелец объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием к юридическому лицу о прекращении использования соответствующего объекта недвижимости для целей осуществления связи с этим юридическим лицом. Указанное требование направлено на устранение нарушения прав собственника (иного законного владельца), не связанного с лишением владения, и подлежит рассмотрению в соответствии со ст. 304 ГК РФ. В случае удовлетворения данного требования в резолютивной части решения суда также указывается на обязанность юридического лица принять необходимые меры к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части своего адреса. Непринятие соответствующих мер влечет наступление последствий, связанных с неисполнением судебного решения, например наложение судебного штрафа (ст. 332 АПК РФ), однако не может служить основанием для самостоятельного обращения собственника (иного законного владельца) с требованием к регистрирующему органу о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Вместе с тем регистрирующий орган обязан на основании представленного ему вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении иска внести в ЕГРЮЛ запись о том, что сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, с указанием реквизитов данного судебного решения. Поданное по изложенным мотивам собственником или иным законным владельцем объекта недвижимости заявление о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица не подлежит удовлетворению, за исключением случаев, когда регистрирующий орган располагал заявлением собственника или иного законного владельца недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.

Порядок представления документов при государственной регистрации

Порядок представления документов установлен ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. Сегодня подать документы на регистрацию юридического лица можно разными способами.
В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
Заметим, что непосредственное представление документов в регистрирующий орган или представление через МФЦ может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Кроме этого, представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации. Указанные документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном ФНС.
При представлении нотариусом в регистрирующий орган после 1 января 2016 г. по просьбе заявителя документов в электронной форме, подписанных электронной подписью нотариуса, документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ, или решение об отказе в государственной регистрации направляются регистрирующим органом нотариусу в форме электронных документов. При этом экземпляр таких документов на бумажном носителе регистрирующий орган заявителю или его представителю не выдает (не направляет). Данные документы на бумажном носителе выдает заявителю или его представителю нотариус (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
Заявление о государственной регистрации представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если не установлено иное. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении не требуется в случае представления заявления непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с одновременным представлением документа, удостоверяющего его личность.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
- учредитель или учредители юридического лица при его создании;
- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Обратите внимание! Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных непосредственно в регистрирующий орган, такой орган выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности. В случае представления документов в регистрирующий орган через МФЦ данная расписка выдается многофункциональным центром заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Если документы отправляются по почте, то при их получении регистрирующим органом расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Если документы подаются в электронном виде, в том числе с помощью сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, то расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
При этом информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет.

Проверка документов регистрирующим органом

Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:
- изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
- получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
- получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
- проведения осмотра объектов недвижимости;
- привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такой порядок не утвержден.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. До настоящего времени такая форма не утверждена.
Письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. При направлении возражения по почте подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При непосредственном представлении заинтересованным физическим лицом письменного возражения в регистрирующий орган им одновременно должен быть предъявлен документ, удостоверяющий его личность. При непосредственном представлении уполномоченным представителем заинтересованного юридического лица, не являющимся руководителем его постоянно действующего исполнительного органа или иным лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, письменного возражения в регистрирующий орган к письменному возражению должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована в нотариальном порядке. Установление данного порядка не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в органы ФНС в общем порядке, установленном для обращения граждан и юридических лиц в органы государственной власти и местного самоуправления.
Свои права по проверке достоверности представленных сведений налоговые органы трактуют следующим образом.
В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе в установленном п. 4.4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ порядке принять решение о приостановлении государственной регистрации. Указанное решение не может быть принято при государственной регистрации юридического лица при создании (кроме государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации) (Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52).
В случае если в результате проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений, регистрирующий орган с учетом требований положений п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Таким образом, государственная регистрация юридических лиц осуществляется территориальным подразделением ФНС по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа в срок не более трех рабочих дней со дня представления документов.
Сложившаяся в последние годы судебная практика допускает регистрацию юридического лица по месту жительства руководителя. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно общему правилу регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев возникновения обоснованных сомнений в их достоверности. При установлении недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не производится.
В целом сегодня зарегистрировать новое юридическое лицо намного проще, чем даже несколько лет назад.

Порядок государственной регистрации юридических лиц регламентируется гл. III Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ".

Ст. 8 Закона определяет, что государственная регистрация осуществляется:

  • в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;
  • по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без .

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Порядок государственной регистрации юридических лиц

Самостоятельная регистрация юридического лица является довольно непростым делом. Поэтому, если вы не располагаете достаточным временем для изучения законодательства в этой области, целесообразно обратиться в специализированную организацию. Например, для жителей Москвы доступна регистрация ООО в Москве под ключ в Юридической компании «Аккерманн Беллмер». Ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устанавливает порядок представления документов при государственной регистрации.

В регистрирующий орган документы могут быть:

  • направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью;
  • представлены непосредственно;
  • представлены через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);
  • направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и (при его наличии).

Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении в нотариальном порядке не требуется в случая:

  1. если указанное физическое лицо представляет документы непосредственно либо через многофункциональный центр и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность;
  2. если указанное физическое лицо представляет документы с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление, которое подается физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, через многофункциональный центр, подписывается указанным лицом в присутствии работника

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

В день получения документов, представленных заявителем, регистрирующим органом указанному лицу выдается расписка в получении документов. При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения указанных документов.

При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных документов. Он не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона).

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом , сведения, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в другие государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством РФ.

С моментом государственной регистрации законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правосубъектности юридического лица. Значение момента государственной регистрации проявляется также в том, что только с этого момента изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу для третьих лиц (п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 2 ст. 14 Закона об АО).

С моментом государственной регистрации связано возникновение не только прав, но и обязанностей. Так, согласно п. 1 ст. 16 Закона об ООО каждый учредитель общества должен полностью внести свой в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации. С фактом государственной регистрации законодательство связывает и прекращение прав и обязанностей юридического лица. Например, юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний