Государственная корпорация (форма некоммерческих организаций в России). Как работают госкорпорации Государственные предприятия и государственные корпорации

Главная / Агробизнес

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация , учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам . Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц , подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.

Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов . Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления , в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность . Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал , который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов .

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Самостоятельная имущественная ответственность . Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).

Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Введение

Госкорпорация уже перестала быть каким-то новым явлением в российской правовой системе, однако госкомпания существует не многим более полугода. Вот только есть ли между ними какие либо различия? Конечно, можно было бы провести полномасштабное сравнение данных организационно-правовых форм, но разве есть в этом хоть какой либо смысл?

Скорее всего, нет. Пожалуй, следует уже смириться с тем, что в России без крупного государственного участия в экономике не обойтись, вопрос только в формах этого участия. Удивляет то, с какой легкостью законодатель создал новую организационно-правовую форму юридических лиц, как госкомпания, теперь в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». рядом со статьей 7.1 “Государственная компания” появилась статья 7.2 “Государственная компания”, при этом сходство этих организаций не только в названии. Сейчас существует семь госкорпораций и одна госкомпания.

Госкорпорация и госкомпания

Президент РФ в послании Федеральному Собранию в 2011 году отметил необходимость отказа от госкорпораций. Что это меняет? Да, в общем, это ничего не меняет: максимум, что изменится, то только название, так как сменится только форма, а содержание останется прежним. Из некоторых госкорпораций планируется создать акционерные общества, в этом случае подтвердится точка зрения некоторых ученых относительно того, что госкорпорации являются формой приватизации государственного имущества. С трудом верится, что создаваемые акционерные общества будут со стопроцентным государственным участием. Стоит только вспомнить деятельность АО “Газпром”, акции которого лишь в размере пятидесяти процентов принадлежат РФ.

Правительство планирует структурировать активы, переданные госкоропрации «Ростехнологии,“ в результате чего должны появиться 17 «прозрачных» субхолдингов с продуманной структурой.” Суть в том, что Ростехнологии не справляются с управлением переданными активами, которых, объективно много (практически все это предприятия оборонно-промышленного комплекса). Разделив Ростехнологии, государство повысит эффективность управления в сфере оборонно-промышленного комплекса, но усложнит контроль за создаваемыми из госкорпорации субхолдингами. Возможно, государство решает не первоочередную задачу, разрабатывая план действий для каждой госкорпорации в отдельности. Скорее всего, целесообразно решать вопрос о необходимости существования госкорпорации как организационно-правовой формы в целом.

Следует отдельно отметить величину зарплаты топ-менеджеров госкорпораций. В среднем зарплата за месяц составляет около миллиона рублей. Примечательно, что после проведенного сравнения зарплат топ-менеджеров крупных российских корпораций и госкорпораций оказалось, что в коммерческих корпорациях зарплаты на порядок выше, и появилось даже предложение о повышении зарплат руководителям госкорпораций. Как мера борьбы с коррупцией повышение зарплат, безусловно, эффективно, но они не должны превышать разумные пределы.

Создание компаний, сходных с госкорпорациями, не прекращается и сейчас. В самое ближайшее время планируется создание «Российского финансового агентства», причем уже известны задачи и примерные возможности агентства, неясным только остается будущая организационно-правовая форма. Скорее всего, в невозможности по выполняемым функциям определить оптимальную форму юридического лица и есть главная проблема. Также планируется создание госкорпорации по производству стройматериалов, госкорпорации из ВГТРК, госкорпорации по кредитованию зарубежных фирм работающих с российскими фирмами и некоторых других. Доходит даже до того, что госкорпорация предлагает создать еще одну госкорпорацию. Речь идет о предложении «Внешэкономбанка» создать дочернюю структуру для кредитования фирм из ближнего зарубежья.

Реформирование кадрового найма в системе службы в государственных компаниях

Актуальность данной проблемы представляется бесспорной, так как на сегодняшний день в России остро стоит вопрос о профессионализме государственных служащих. Государственная служба является одним из важнейших институтов, посредством, которого выполняются цели и задачи государства. Практическая реализация соответствующих задач осуществляется благодаря действиям государственных служащих. В связи с этим к лицам, замещающим должности государственной службы, должны предъявляться особые требования. Действующее законодательство определенным образом регламентировало статус госслужащего и установило ряд требований при приеме на государственную службу: поступление на гражданскую службу осуществляется по конкурсу, может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Тем не менее, в настоящий момент назрела проблема совершенствования системы подбора квалифицированных кадров. Основные аспекты данного вопроса освещены в положениях Указа Президента РФ от 10 марта 2009 года N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)», в которых подчеркивается несовершенство института государственной службы РФ, в том числе и кадровой работы. Кадровые службы государственных органов все еще используют устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров. Недостаточно проработана методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей. Проведение экспериментов, применение новых кадровых технологий не носят системного характера. Все эти вопросы требуют незамедлительного решения.

В данном Указе Президента РФ предусмотрен ряд действий, направленных на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата. Среди них можно выделить следующие:

Внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности;

Развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;

Разработка и обеспечение применения современных методик проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации государственных служащих, их ротации, формирования кадрового резерва, решения других кадровых вопросов и т.д.

Проанализировав данные меры, можно сделать вывод о том, что большинство из них направлены на модернизацию кадровой работы, проводимой в отношении лиц, уже поступивших на службу. Что же касается «потенциальных» госслужащих (т.е. тех, кто претендует на замещение вакантной должности), то следует сказать, что такие меры практически отсутствуют. Проблемным остается и такой факт, что проведение конкурсов и прием на госслужбу осуществляет сам государственный орган, являющийся представителем нанимателя. Подбор нужного кандидата - дело непростое, на это приходится тратить немало времени и средств, необходимо иметь обширную и объективную информацию о возможных кандидатах. Вместе с тем основной задачей государственного органа является выполнение закрепленных за ним полномочий, он же вынужден тратить время на поиск достойных претендентов на вакантную должность и организацию конкурсов и испытаний при поступлении на государственную службу. Безусловно, это занимает время, которое могло быть использовано для качественного исполнения органом своих функций.

Одним из решений данной проблемы может послужить применение договора аутсорсинга, т.е. механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

Мировой опыт свидетельствует, что аутсорсинг позволяет более эффективно организовывать подбор кадров, контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание органов исполнительной власти на основной деятельности, обеспечить доступность новых технологий, сократить капитальные затраты, сократить число административного и управленческого персонала, что приведет к существенной экономии бюджетных средств.

К сожалению, препятствием к достижению столь высоких целей является отсутствие практики применения системы аутсорсинга в РФ именно в сфере государственного управления. Непосредственно сам термин "аутсорсинг" появился в российской практике сравнительно недавно. Первый опыт был проведен в 90-х гг., и связан он был с информационными технологиями. Специалисты в этой области применили его первыми. Аутсорсинг для них включает в себя: передачу функций программирования, администрирования сетей и поддержания информационных систем.

В бизнесе аутсорсинг используется довольно широко, в частности, востребованными являются именно услуги по рекрутингу и кадровому делопроизводству, поэтому автором предлагается взять за основу бизнес-аутсорсинг и внедрять его в системе кадрового найма госслужащих.

На сегодняшний день в России действует определенное количество компаний, оказывающих аутсорсинговые услуги. В целях создания конкурентной борьбы между компаниями на право заключения договора необходимо провести конкурс, по итогам которого выбрать одного или нескольких аутсорсеров. Данные компании должны реагировать на предъявляемые требования и быстро их выполнять, обеспечивая при этом сохранность информации (например, персональных данных госслужащих). Преимущественно, делается ставка на крупные фирмы, но те не менее есть надежда и на развитие аутсорсинга в государственной сфере и за счет молодых, перспективных предприятий.

Благодаря применению такого договора государственный орган освобождается от кадровой работы, которая передается специализирующейся на этом компании, способной в кратчайшие сроки подобрать квалифицированный персонал для замещения вакантных должностей. Помимо непосредственного отбора кадров, в данном договоре можно предусмотреть и дополнительные услуги, например, аутсорсеры могут проводить аттестацию госслужащих, их переподготовку, обучение новым технологиям.

Заключение

Представляется сомнительным, что государство откажется от госкорпораций в том или ином виде, однако, скорее всего, юридический статус госкорпораций будет уточнен и приведен в соответствие с существующей или модернизированной схемой организационно-правовых форм юридических лиц. Крупные компании с государственным участием закрепились в российской правовой системе, и в целом их деятельность в некоторых отраслях народного хозяйства эффективнее, чем прямое государственное управление. Экономике необходима стабильность, постоянность как цель и как средство правового регулирования в различных сферах государственного управления, но когда государство осуществляет некую «ротацию» видов юридических лиц, добиться этого невозможно.

Таким образом, проанализировав ситуацию, существующую на данный момент в системе государственного управления, можно сделать вывод о том, что имеется необходимость усовершенствования кадрового найма государственных служащих. Представляется возможным использовать гражданско-правовой институт аутсорсинга, учитывая при этом особенности сферы, в которой его собираются применять.

госкорпорация служащий аутсоринг

Список литературы

1. Чайка Ю.Я. О ходе реформирования и основных направлениях деятельности органов юстиции // Биллютень Министерства юстиции РоссийскойФедерации.-2009.-№ 12.

2. Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. - 2007. - № 4.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О некоммерческих организациях". // Собрание законодательства РФ. - 2006. - N 3. - Ст. 145.

4. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // СЗ РФ. - 2005. - N 46. - Ст. 4720.

5. Преступность и правонарушения (2001-2007). Статистический сборник. - М. - 2008.

6. Мамина О.И. Перспективы и проблемы формирования в Российской Федерации системы органов ювенальной юстиции// Российская юстиция. - 2007. - №4.

7. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Учебное пособие. М.: 2009.

8. Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем // Вопросы ювенальной юстиции. - 2007. - № 2.

9. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // СПС «Консультант Плюс»

10. Сомов С. Единство правового пространства // Законность - 2011. - № 2.

11. А.Ю. Гулягин. Административный мандат органов юстиции в сфере обеспечения единства правового пространства.// Журнал российского права. - 2009. - № 2.

12. Лебедев Г.П. Воспитывать индивидуально (О проблемах индивидуального воспитания сотрудников УИС) // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2006.

13. Гонцов Б. Приоритет - работе с личным составом. // Преступление и наказание. - 2006.

14. Dyson K. H.F. «Party, State and bureaucracy in Western Germany» L.: Beverli Hills, 1977.s.10

15. Maunz T. «Deutsches Staatrecht»/ Munchen, 2008.

Государственные корпорации созданы для выполнения различных функций; деятельность каждой регулируется отдельным федеральным законом, которым определены цели корпорации, общие принципы структуры управления, особенности распоряжения имуществом, особенности публичной отчетности и аудита. При этом ответственность за неразмещение государственными корпорациями предусмотренных законодательством сведений отсутствует.

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»

Год создания: 2004.

Основание: Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Цель: обеспечение функционирования системы страхования вкладов, а также осуществление функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.

Органы управления: совет директоров, правление и генеральный директор. Высший орган управления - совет директоров.

Численность персонала:

Генеральный директор:
Исаев Юрий Олегович

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития».

Цель: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирование инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и председатель. Высший орган управления - наблюдательный совет, возглавляемый председателем Правительства РФ.

Председатель:
Горьков Сергей Николаевич

Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ)

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Государственная корпорация должна была прекратить деятельность с 1 января 2013 года, но сроки окончания работы неоднократно переносились. В октябре 2017 года Государственная Дума в очередной раз продлила сроки деятельности Фонда до 1 января 2019 года.

Цель: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Органы управления: наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Численность персонала: на 01.01.2017 - 257 человек.

Генеральный директор:
Цицин Константин Георгиевич

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации "Ростехнологии"».

Цель: содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, организаций, в которых корпорация в силу преобладающего участия в их уставных капиталах, либо в соответствии с заключенными между ними договорами, либо иным образом имеет возможность влиять на принимаемые этими организациями решения, путем привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс, а также участия в социальных и иных общественно значимых проектах в интересах государства и общества в соответствии с федеральными законами и решениями Президента Российской Федерации.

Органы управления: наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: на 31.12.2016 - 1 037 человек.

Генеральный директор:
Чемезов Сергей Викторович

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Год создания: 2007.

Основание: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».

Цель: проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию судов атомного ледокольного флота (судов атомного технологического обслуживания, а также судов с ядерными энергетическими установками - атомных ледоколов и транспортных судов), обеспечение ядерной и радиационной безопасности, нераспространение ядерных материалов и технологий, развитие атомной науки, техники и профессионального образования, осуществление международного сотрудничества в этой области; проведение государственной политики в области развития атомной отрасли, выполнение заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высший орган управления - наблюдательный совет.

Численность персонала:

Генеральный директор:
Лихачёв Алексей Евгеньевич

Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»

Год создания: 2015.

Основание: Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"».

Цель: реализация государственной политики и осуществление нормативно-правового регулирования в области космической деятельности; оказание государственных услуг в области космической деятельности и управления государственным имуществом; обеспечение проведения организациями Корпорации и организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного, двойного, научного и социально-экономического назначения, боевой ракетной техники стратегического назначения; координация работ по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах специальных, гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества Российской Федерации в области спутниковых навигационных систем; осуществление международной деятельности по исследованию и использованию космического пространства; осуществление функций по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур и космодроме «Восточный», и по руководству этими работами.

Органы управления: наблюдательный совет, генеральный директор и правление. Высшим органом управления является наблюдательный совет.

Численность персонала: 249,94 тысяч человек (включая подведомственные организации).

Генеральный директор:
Комаров Игорь Анатольевич


Ограничения, запреты и обязанности

На сотрудников государственных корпораций распространены особые ограничения и обязанности, аналогичные запретам и ограничениям для госслужащих.

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает ограниченный перечень способов осуществления закупок (10 конкурентных способов и возможность закупки у единственного поставщика по основаниям, указанным в законе), а Федеральный закон № 223-ФЗ позволяет заказчику в своём положении о закупке самостоятельно определять виды закупок, выбирать площадки для электронных торгов и т.д. По № 44-ФЗ работают органы государственной и муниципальной власти, государственные и муниципальные бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме закупок за счёт грантов, собственных средств, в рамках субподрядов). При своевременном утверждении положений о закупках по Закону № 223-ФЗ работают государственные компании с долей участия более 50%, их дочерние компании, субъекты естественных монополий, бюджетные учреждений и государственные и муниципальные предприятия, в случае осуществления закупок за счет грантов, собственных средств и субподряду.

Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» закупают в основном по № 44-ФЗ, а остальные корпорации используют закон лишь для закупки ежегодных услуг по аудиту, который по закону осуществляется на конкурсной основе.

Более гибкий № 223-ФЗ позволяет государственным корпорациям самостоятельно определять способы закупок. С другой стороны, № 44-ФЗ накладывает на заказчиков обязанность публиковать всю документацию по закупкам, серьезно ограничивая использование неконкурентных способов закупки.

В 2014 году Сергей Кириенко, занимавший должность генерального директора «Росатома», сообщил , что госкорпорация первой и по своей инициативе перешла на № 44-ФЗ. По его словам, более жёсткие условия закупок позволили им сэкономить 35 млрд рублей.

На момент публикации этого исследования все государственные корпорации уже разместили свои положения о закупках в Единой информационной системе:

Агентство по страхованию вкладов - последние изменения внесены 09.12.2016

Внешэкономбанк - последние изменения внесены 02.03.2017

Фонд ЖКХ - последние изменения внесены 13.03.2017

Ростех - последние изменения внесены 31.03.2017

Росатом - последние изменения внесены 04.04.2017

Роскосмос - последние изменения внесены 26.06.2017

Корпорация «Роскосмос» нарушила сроки опубликования в Единой информационной системе изменений, вносимых в Положение о закупках. В соответствии с № 223-ФЗ положение и изменения в него должны публиковаться не позднее, чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения. Утвержденные 26 июня 2017 года изменения «Роскосмос» опубликовал лишь 14 июля, спустя 20 дней.

За это правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере 5-10 тыс. рублей, на юридических лиц - от 10 до 30 тысяч рублей.

Конфликт интересов при закупках


В 2013 году первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков был избран председателем совета директоров АО «Концерн Созвездие», которое входит в состав госкорпорации (в настоящее время он не занимает этой должности).

Жена Владимира Артякова Татьяна с 2015 года владеет 42,5% ООО «АФК-Сервис», которому принадлежит бизнес-центр в Москве.

Здание бизнес-центра по адресу: Спиридоновка, 20, строение 2

В конце 2016 года АО «Концерн “Созвездие”» заключило контракт с ООО «АФК-Сервис» на аренду помещений в указанном бизнес-центре. Контракт на сумму 1 423 125 рублей заключался с единственным поставщиком в рамках федерального закона № 223-ФЗ , в котором отсутствует запрет на конфликт интересов.

На наш взгляд, в этой ситуации можно усмотреть признаки конфликта интересов, который, однако, не противоречит действующему законодательству.

Министерство финансов РФ подготовило поправки в закон № 223-ФЗ которые предусматривают запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Предлагаемые поправки, фактически, повторяют определение конфликта интересов, которое содержится в федеральном законе № 44-ФЗ: ограничение не будут распространяться на руководство юридических лиц, которое владеет юридическими лицами, являющихся заказчиками.

Значительная часть лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупка которых осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации (АО «Национальная иммунобиологическая компания»).

Соответствующие распоряжения были приняты в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изучив государственные контракты АО «Нацимбио», АО «Российская электроника», АО «РТ-Проектные технологии» с органами государственной власти, с одной стороны, и документацию этих АО по закупкам аналогичных товаров, работ и услуг у поставщиков, мы обнаружили, что все три компании выступают лишь посредниками, оставляя себе до 10% стоимости государственных контрактов, хотя имеют статус статус единственных поставщиков.

В свою очередь, АО «РТ-Проектные технологии» заключало договоры на выполнение тех же самых работ с частными компаниями - ООО «Ланит-Технологии» и ООО «Онланта», связанными между собой через собственников. Договоры также заключались с единственным поставщиком. Ранее обе компании заключали контракты на аналогичные работы напрямую с подведомственными Казначейству России учреждениями.

Средняя разница стоимости государственного контракта и аналогичного договора с субподрядчиком составила 6%.

АО «Нацимбио»

Как госмонополия «Нацимбио» заработала на вакцинах и кто от этого выиграл.

Правительство назначило дочернюю компанию госкорпорации «Ростех» единственным поставщиком вакцин для Национального календаря профилактических прививок.

Достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников госкорпораций контролируются недостаточно. В вопросе определения круга лиц, чьи сведения доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера подлежат публикации, отсутствует системность: в разных корпорациях соответствующие перечни публикуются на официальных сайтах в разных местах, сильно отличаются и постоянно меняются. Отсутствие реакции госкорпораций на выявленные нами нарушения говорит о том, что их руководство, возможно, не заинтересовано в соблюдении норм антикоррупционного законодательства.

Лишь две государственные корпорации, «Росатом» и «Роскосмос», активно используют федеральный закон № 44-ФЗ и добиваются существенной экономии средств. Мы считаем целесообразным на законодательном уровне предусмотреть обязанность осуществления ряда закупок по Закону № 44-ФЗ, например, проводить таким образом крупные закупки и/или установить долю конкурентных закупок у малого и среднего бизнеса.

Благодаря распоряжениям Правительства РФ ряд предприятий государственной корпорации «Ростех» получили монополию на оказание некоторых видов услуг для государственных нужд. При этом услуги они оказывают не самостоятельно, а через подрядчиков. Такие посреднические схемы приводят к снижению конкуренции и дополнительным расходам бюджета.

В связи с этим мы предлагаем дополнить некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность госкорпораций.

Дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьей об ответственности за нарушение обязанностей государственных корпораций по подготовке и размещению в интернете предусмотренной законодательством отчетности госкорпораций. Ответственность должна быть предусмотрена в отношении должностных и юридических лиц, как это предусмотрено в отношении государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28 КоАП), саморегулируемых организаций (ст. 14.52 КоАП), организаций, работающих на финансовых рынках (ст. 15.19 КоАП). Ввести административную ответственность за непубликацию отчетности госкорпорациями.

Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 841 «О соблюдении работниками государственных корпораций и государственных компаний положений статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации» об установлении единых критериев либо возложении на единый государственный орган обязанности по утверждению перечней должностей в государственных корпорациях, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются запреты, предусмотренные пунктами 1-4 и 7-11 части четвертой статьи 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязать госкорпорации ввести единый перечень должностей, при замещении которых на сотрудников распространяется обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также распространяются определённые запреты.

Внести изменения в ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» о запрете на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих конфликт интересов с заказчиком. Ввести запрет на участие в госзакупках госкорпораций лицам, которые аффилированы с заказчиком. Соответствующий проект в настоящее время разработан Министерством финансов Российской Федерации. Необходимо включить в число потенциальных участников конфликт интересов руководителей юридических лиц, которые владеют другими юридическими лицами, являющимися заказчиками.

Внести изменения в федеральные законы о государственных корпорациях в части установления доли закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также считаем целесообразным внести изменения в Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», распространив его действие на крупные закупки государственных корпораций.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Особенности правового статуса

ГК создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:

запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;

запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;

проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля -- эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний