Дерево целей на примере государственной программы. Современные проблемы науки и образования

Главная / Управление бизнесом

Успешность организации во многом зависит от грамотного планирования. Максимальная прибыль и высокая рентабельность в перспективе - это всегда генеральная цель. Какова роль дерева целей в планировании?

Что такое objective tree

Управленческие цели представлены в большом количестве и разнообразии, поэтому каждое предприятие нуждается в комплексном, системном подходе к выбору их состава. Процесс постановки целей именуется целеполаганием.

Дерево целей организации (the objective tree) – это:

  • структурированный перечень, схема организационных целей;
  • иерархия разноуровневых целей;
  • модель, которая позволяет упорядочить и объединить цели в единый комплекс.

Продуктом применения данного метода стратегического планирования должна стать логичная и простая схема управления предприятием. Дерево целей дает возможность обосновать генеральную цель и делает подцели более достижимыми.

Система целей определяется организационной структурой. Огромная структура, большое число отделов и рабочих линий потребуют разработки сложного «ветвистого» дерева со многими декомпозиционными уровнями.

Вершина

Дерево заполняется «сверху вниз», от центральных целей к второстепенным задачам. В «вершине» («корне») располагается генеральная цель, достижение которой – непростая задача. Значит, предстоит разложить ее на меньшие элементы, «цели-ветви», то есть провести декомпозицию. Так возникает план движения к главной цели.

Все последующие уровни формируются так, чтобы способствовать достижению предыдущего.

Направления целей
Цель Содержание
Экономическая Максимизация прибыли от продаж продуктов или услуг в необходимом качестве и объеме
Научно-техническая Поддержание продуктов и услуг на заданном научно-техническом уровне, НИОКР, повышение производительности труда за счет внедрения ноу-хау
Производственная Выполнение плана по выпуску продукции. Поддержание ритмичности и качества производства
Социальная Совершенствование, развитие и пополнение кадрового ресурса

Ветви и листья

Ветви – подцели, простирающиеся от вершины, снова подвергаются разложению. «Побеги на ветвях» представляют собой следующий уровень целей. Процесс повторяется на каждом уровне до упрощения целей. Простота – это достижимость, понятность и логичность.

Все «ветви» описывают результат, который выражает конкретный показатель. Цели одной параллели не зависят друг от друга.

Дерево целей предприятия создается на основе 3 важных элементов любой цели.

«Листья» - это конкретные мероприятия для достижения цели. Характеристики и показатели, указанные на «листьях», способствуют выбору лучшего варианта:

  • срок выполнения;
  • вероятность достижения цели к запланированному сроку;
  • стоимостные показатели;
  • объем расходуемых ресурсов.

Элементы дерева в одной группе связываются между собой через логическое «И» (обозначается «∧»). Альтернативные группы взаимодействуют через «ИЛИ» («∨»).

Дерево целей организации. Пример

Рассмотрим простую схему целей для максимизации прибыли при росте результатов и снижении затрат.

Для приближения к генеральной цели (высокая рентабельность и максимум прибыли) предстоит проработать три направления. Внести полученные варианты в дерево целей организации. Пример представлен в форме таблицы.

Стратегия и цели Apple

Почему стратегия Apple является выигрышной?

Сфера деятельности компании – информация и радикально новые продукты для работы с ней. В приоритете процесс создания контента и его потребление.

Например, Apple обратила внимание на культурные аспекты. Была улучшена модель потребления музыки. С iPod слушать музыку на цифровых носителях и находить в Интернете стало удобнее.

Линейка iPod, iPhone и iPad исправляет минусы, совершенствует основные способы для создания и использования информации. Данная модель, применяемая для ноутбуков, настольных компьютеров, телевидения, позволит «яблочной» корпорации и дальше наращивать доход.

Итогом десятилетия стали три универсальных изобретения и бизнес-платформы. Они являются не самоцелью, а средством, позволяющим достигчь цели: получение доступа к основным способам информационного потребления.

Закономерно, что генеральной стратегией Apple является развитие уже существующей линейки продуктов.

Построение дерева целей организации на примере Apple

Основная цель любого бизнеса - расширение рыночных границ, завоевание бесконечного числа клиентов. Apple не является исключением и ставит в приоритет совершенствование своей линейки в интересах потребителя.

Рассмотрим дерево целей компании для такого продукта, как iPhone, ценность которого отражает девиз «Просто. Удобно. Эстетично». В качестве главной цели дерева определим улучшение iPhone с учетом интересов потенциальных пользователей.

Основными конкурентными и значимыми для потребителя факторами данного рынка являются:

  • стоимость продукта;
  • разнообразие функций и энергоемкая батарея;
  • популярность бренда;
  • технологии для ценителей;
  • дизайн и размер;
  • ассортимент (был упразднен Apple).

Дерево целей поможет ответить на вопрос: «Что делать?». Например, чтобы снизить стоимость, предстоит упростить интерфейс.

Какие отраслевые факторы необходимо создать? Какие свойства улучшить? Это объемы памяти, дизайн, игры и развлечения. На что ориентироваться: на функциональную составляющую или эмоциональную?

Таблица с подцелями iPhone по трем уровням

Дерево целей компании Apple представлено в упрощенном варианте в виде таблицы.

Совершенствование iPhone с учетом интересов потребителей
Цели первого уровня
1. Упразднить ассортимент и популярность бренда 2. Упростить интерфейс 3. Увеличение привлекательности для потребителя 4. Повышение эргономичности
Цели второго уровня
2.1. Упростить технологичность 3.1. Создание нового дизайна 4.1. Особый статус владельца
3.2. Увеличение объема памяти 4.2. Решение «последней мили»
3.3. Усиление развлекательного аспекта 4.3. Уменьшить размер

Для решения «последней мили» были выделены следующие задачи:

  1. Использовать touch screen и добиться отсутствия кнопок.
  2. Создать дополнительные опции.
  3. Увеличить экран.

Следующий шаг – это заполнение «листьев» или мероприятий для достижения подцелей. Для этого обязательно указываются конкретные сроки выполнения задач, необходимый объем, ресурсы, стоимость и значимые количественные показатели.

Последний шаг – изображение целей в форме дерева с разветвлениями.

Дерево задач. Пример

Задачами называются подцели. Они не нуждаются в декомпозиции и увязках «цель-средство». Дерево целей включает в себя цели высшей и низшей ступени.

Задачи являются основой для создания программы по достижению отдельной цели низового уровня. Решение задачи – это совокупность действий.

Дерево целей, как вариант, может содержать следующие задачи.

Таким образом, упорядочивающим инструментом для создания программы развития фирмы становится дерево целей. Примеры подтверждают принцип его формирования «полноту редукции»: цели «дробятся» на подцели, пока исходная цель не становится ясной и достижимой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  • Дерево целей на примере Федерального Государственного казенного учреждения
  • Введение
  • Если проанализировать организационно-управленческие проблемы пожарной охраны, легко заметить, что до недавнего времени эти проблемы в пожарной охране решались в основном с позиции накопленного опыта и интуиции. Сейчас же для их решения требуются глубоко продуманные, научно разработанные методы.
  • В настоящее время система обеспечения безопасности от пожаров представляет собой сложную социально-экономическую систему, в которой в той или иной мере участвуют все основные государственные и общественные институты, а также население. Обеспечение пожарной безопасности стало одной из важнейших функций государства.
  • В современных условиях развития нашей страны «Теория управления» приобретает особое значение, так как даёт возможность научно обосновать исследования, анализ, проектирование, построение и обеспечение высокоэффективного функционирования государственных, хозяйственных, общественных и других организаций.
  • Цель и задачи курсовой работы. Основная цель работы заключается в изучении особенностей создания «дерева целей» в ФГКУ «17 ОФПС по МО».

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Изложить теоретические основы и определить роль цели в управлении организацией;

Рассмотреть особенности глобальной и оперативных целей организации;

Исследовать особенности построения дерева целей организации;

Изучить организационную структуру в ФГКУ «17 ОФПС по МО».проанализировать ее внешнюю и внутреннюю среду;

1 . Теоретические аспекты построения дерева целей организации

1.1 Понятие, функции, типы и роль целей в управлении

Цели являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показывают, что по значимости цели занимают одно из первых мест среди других компонентов организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации. Для того чтобы понять причины важности целей для организационной деятельности, необходимо определить понятие цели и ее функции. Определим цель как желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. В условиях организации цель нужно рассматривать как единство мотивов, средств и результатов.

Функции целей организации. Совместная деятельность порождает у людей цели разного уровня и содержания. В условиях организованной деятельности эти цели могут выполнять такие функции:

1. Когнитивные функции целей. Эти функции, которые обобщают распоряжения координирующих органов и концентрируют внимание на анализе альтернатив действий и принятии решений.

2. Распределительные функции. Для реализации целей организации необходимо направлять ресурсы в подразделения оптимальным образом. Наличие целей различного уровня (целей организации, целей подразделений, целей участников организации) ставит проблему их совмещения в ходе производственной деятельности, что заставляет руководителей распределять ресурсы внутри организации.

3. Функции идентификации, т.е. сопоставления собственных стремлений членов организации с целями подразделения или организации как целого. В отсутствие этих функций деятельность членов организации теряет смысл. Это в свою очередь может привести к отчуждению.

4. Функции мотивации. Цели способны мотивировать членов организации в том случае, если последние признают их реально достижимыми, ориентированными на будущее и соотнесенными с собственными потребностями.

5. Функции преобразования. Стремление к реализации целей организации неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности.

6. Катектические, или эмоциональные, функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации.

7. Идеологические функции. Цели формируют идеологию организации, т.е. объясняют не только, как будут достигнуты те или иные результаты, но и почему возникла необходимость в их достижении.

Типы целей в организации. Цели организации разнообразны по виду и содержанию. Например, цели у рядовых исполнителей, руководителей высшего уровня и у руководителя финансового характеризуются существенными различиями в видении будущих результатов их деятельности. Но это вовсе не свидетельство того, что цели организации - это лишь формальное оглашение о намерениях, не реализуемое на практике.

1. Цели-задания - оформленные как программы общих действий поручения, которые задаются организацией более высокого уровня (например, для предприятия цели такого рода могут задаваться министерством). Эти задания определяют целевое существование организаций. Очевидно, что эти цели являются приоритетными и на их выполнение направлено внимание и основные усилия всех без исключения участников организационного процесса.

2. Цели-ориентации - совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации. Важным моментом совместной деятельности является совмещение целей-заданий и целей-ориентаций. Если они расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к достижению собственных (часто эгоистических) целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или выполняют их лишь формально.

3. Цели системы обусловлены стремлением сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Другими словами, цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других. Цели системы должны органично вписываться в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии цели системы могут заслонять другие цели. При этом на первый план выступает желание любой ценой сохранить организацию, невзирая на необходимость выполнения ею целей-заданий или удовлетворение коллективных и индивидуальных целей-ориентаций членов организации. Такое явление нередко наблюдается при крайних негативных проявлениях бюрократизма, когда организация, утратив реальные цели, существует только для того, чтобы выжить, сохранить свою самостоятельность.

Приведенное разделение целей является основным. Оно позволяет понять значение целей организации и показывает их разнообразие. Однако в организации существует большое количество различных стратегических, тактических, промежуточных и вторичных целей.

1.2 Классификация целей организации

Классификация по направленности. В данном случае цели подразделяются по характеру тех действий, которые намерены предпринимать для их достижения.

1. Цели функционирования направлены на поддержание рабочего состояния организации и ее подразделений. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Как правило, подобного рода задачи рассчитаны на длительное время. Такие цели могут вызывать трудности при мотивации поведения членов организации, так как их достижение не связано с разовыми усилиями, а требуют постоянного напряжения сил.

2. Цели усовершенствования. Любая цель, включающая в себя активное действие, может рассматриваться как цель усовершенствования. К таким целям можно отнести повышение производительности труда. Обычно такие цели хорошо понимаются работниками, однако их реализацию не всегда удается обеспечить соответствующими ресурсами (особенно это касается заведомо завышенных целей). В случае недостижимости целей усовершенствования (особенно если они были широко освещены в подразделениях организации) возможны негативные последствия, которые выражаются, в частности, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.

3. Цели развития аналогичны целям усовершенствования, но относятся к своеобразным формам роста, расширения, обучения и прогресса. К этим целям могут относиться внедрение новых идей в области менеджмента, кардинальные изменения в организационной структуре и т.д.

Преимущества классификации целей по их направленности состоят, прежде всего, в том, что они легко воспринимаются и осознаются членами организации на различных управленческих уровнях. Более того, эти цели чаще всего декларируются управленческим персоналом для рядовых исполнителей. Выраженные в указанных формах цели служат главным образом для ориентации мышления и деятельности членов организации.

Классификация по критериям предусматривает разделение целей по их отношению к основным показателям успешной деятельности организации. Чем выше запросы организации относительно показателей своей деятельности, чем шире области ее деятельности, тем более разнообразно разделение целей по критериям.

В целом можно утверждать, что классификация целей по критериям наиболее значима для руководства организации, так как именно на их основе проводится построение дерева целей, которое служит ориентиром для руководителей в деле управления организацией.

Классификация по временному отрезку:

1. Текущие цели (или краткосрочные) обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией. Обычно текущие цели являются руководством к действию для организаций, производящих продукты.

2. Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности, существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. В организациях, слабо ориентированных на среднесрочные цели, в силу неудовлетворительного планирования и учета ресурсов очень часто допускается коррекция среднесрочных целей, что ведет в конечном итоге к потерям темпов организации, решению неперспективных сиюминутных задач, потере мотивации у членов организации, а в итоге - к сокращению возможностей выживания организации во внешнем окружении.

3. Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Тем не менее, многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Можно выделить также следующие требования к целям:

Во-первых, цели должны быть достижимыми. Конечно, в целях должен быть заключен определенный вызов для сотрудников организации. Они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными, выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира;

Во-вторых, цели должны быть гибкими. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении;

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или можно было каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты;

В-четвертых, цели должны быть конкретными, обладающими необходимой специфичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки её следует достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче выразить стратегию её достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться того, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать её, а, следовательно, знать, что их ожидает впереди;

В-пятых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формулировании целей очень важно учитывать то, какие желания и потребности имеют сотрудники.

1.3 Понятие и технология построения «дерева целей»

Процедура постановки и выбора целей получила название целеполагание. Процесс целеполагания начинается с понимания философии бизнеса, определения видения и миссии фирмы.

Видение перспективы, как правило, представляет собой результат мысленного движения от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных фактов, надежд, мечтаний с учетом опасностей и возможностей. Видение перспективы - определенность в отношении того, каким должен быть бизнес, т.е. представление о том, какой компания должна стать и чего намерена достичь в будущем, это идеал, к которому надо стремиться.

Миссия - это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Все цели организации определяются и вырабатываются для осуществления ее миссии.

В соответствии с целями генерального направления развития предприятия формируется система целей для каждого подразделения. Количество и разнообразие целей управления настолько велико, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация. Модель упорядочения целей разного уровня управления в единую комплексную систему получила название «дерево целей».

Процедура построения дерева целей включает в себя несколько последовательных шагов.

Определение вершины дерева - общей цели организации. На определенном временном этапе не может быть несколько общих целей. В зависимости от этой цели определяется конечный результат деятельности и эффективность этого результата.

Формирование последующих уровней по направлениям деятельности или декомпозиция целей. Каждый последующий уровень формируется таким образом, чтобы обеспечить достижение целей более высокого уровня.

Каждая «ветвь» дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный конечный результат, выраженный каким-либо показателем.

Подцели одного уровня декомпозиции независимы (параллельны) между собой.

Иерархия целей напрямую связана со структурой предприятия и ее особенностями. Чем сложнее организационная структура предприятия, и чем больше у него различных видов деятельности, тем больше уровней декомпозиции и сложнее дерево целей. В любом случае всю совокупность целей, исходя из требований функционально-целевой модели системы управления организацией, можно подразделить на следующие виды: экономическая, научно-техническая, производственная, социальная, маркетинг, финансы. Построение дерева идет «сверху вниз», от общих целей к частным, путем их декомпозиции и редукции.

2 . Характеристика ФГКУ «25 ОФПС по МО»

Подразделения ФГКУ «25 отряд федеральной противопожарной службы» Главного управления МЧС по Московской области расположены на территории Пушкинского муниципального района Московской области и на территории городского округа Ивантеевка.

Численность населения, проживающего на территории Пушкинского муниципального района Московской области, составляет: 163 881 человек.

Средняя плотность населения проживающего на территории района: 257,7 человек на кв. км.

Площадь территории Пушкинского муниципального района Московской области составляет: 634 кв. км.

Административным центром Пушкинского муниципального района Московской области является городское поселение Пушкино.

Численность населения, проживающего в городском поселении Пушкино, составляет 96 тысяч человек.

Площадь территории городского поселения Пушкино составляет 10 кв. км.

В состав ФГКУ «25 ОФПС по МО» входят 2 пожарные части: ПЧ-40, ПЧ-76. Также на территории района имеются следующие виды пожарной охраны: СО №21 ФГКУ «СУ ФПС №3 МЧС России» (по охране объектов)), государственная противопожарная служба Московской области (Пушкинское ТУСиС ГУ МО «Мособлпожспас»), ведомственная пожарная охрана (пожарные команды предприятий и воинских частей).

Общая штатная численность ФГКУ «25 ОФПС по МО» составляет 104 сотрудника и 25 работников.

ФГКУ «25 ОФПС по МО» является самостоятельной структурной единицей и подчиняется напрямую ГУ МЧС России по Московской области. Источник финансирования - федеральный бюджет.

3 . Анализ действующей оргструктуры

3 .1 Миссия организации.

Исходя из задач, поставленных перед ГПС России в Федеральном законе «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, её роли в системе обеспечения пожарной безопасности, можно оперировать следующим понятием миссии:

Миссия Государственной противопожарной службы МЧС России - организация функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в России.

Для подразделений ФГКУ «25 ОФПС по МО» миссия аналогична, но имеет более узкие рамки, заключающиеся в границах Пушкинского муниципального района и городского округа Ивантеевка.

Кратко миссия ФГКУ «25 ОФПС по МО» может быть сформулирована, как - «Предотвращение, спасение, помощь».

Философия организации основывается на безупречном, выполнении должностных обязанностей личным составом, служить во имя обеспечения безопасности жизни простого гражданина России, каждого конкретного человека, нуждающегося в помощи, ради его спокойствия и стабильности.

3 .2 Цел евое предназначение организации

На основании анализа собственной миссии и состояния внешней среды, - любая организация формулирует цели - виденье, описание того состояния, которого она хочет достичь к определённому моменту времени. Это описание может характеризовать как организацию в целом, так и отдельные её подразделения, функции или параметры деятельности.

Описание (виденье) является достаточно общей картиной того, к чему организация хочет прийти через определённый период времени. Следующим этапом стратегического планирования является определение путей достижения этой цели.

Главная, глобальная цель, которая представляет собой основное предназначение организации, это обеспечение боеготовности подразделений противопожарной службы к успешным действия спасению людей, тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных на территории Пушкинского муниципального района.

Целевые ориентиры организации. Основополагающими ориентирами данной организации являются направления деятельности предусмотренными Уставом ФГКУ «25 ОФПС по МО» по обеспечению защищенности населения, объектов промышленности, хозяйства и т.д. на территории района, обеспечения безопасного труда сотрудников, поддержания боеготовности пожарных подразделений.

Текущие цели:

1) Реализация проводимых программ по обеспечению надлежащего противопожарного режима в районе:

Проверка состояния противопожарного водоснабжения в районе;

Профилактическая работа по пропаганде и агитации среди населения района;

2) Обеспечение боеготовности структуры ГПС для выполнения задач по действиям в случае чрезвычайных ситуациях:

Боевая подготовка пожарных; - служебная подготовка среднего и старшего начальствующего состава; - содержание пожарной техники и ПТВ в исправном состоянии;

Связь деятельности со структурой организации. Иерархия в организации.

Осуществление деятельности напрямую увязано со структурой организации, ее иерархией. Основную руководящую роль выполняет начальник отряда, направляя работу коллектива, при которой обеспечено выполнение организацией своей миссии. Заместители начальника отряда и аппарат отряда осуществляет свою деятельность исходя из поставленных задач по различным направлениям, координируют работу пожарных частей и принимают участие в проходящих наиболее важных процессах. Руководство пожарных частей выполняет конкретные, поставленные задачи, дает соответствующие указания коллективу. Дежурные караулы осуществляют возложенные функции по конкретным направлениям деятельности.

3 . 3 Иерархия ФГК У « 25 ОФПС по МО »

Структура подразделения

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

3 .4 Внутренняя среда организации

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

3 . 5 Внешняя среда организации

3 .6 Вид организации и тип организационной структуры

Рассматриваемая организации создана для реализации поставленных государством задач в области обеспечения пожарной безопасности на территории Пушкинского района. ФГКУ «25 ОФПС по МО» является государственным учреждением, имущество находиться в федеральной собственности, является по виду организации - государственной некоммерческой организацией, по типу организационной структуры - линейно-функциональная структура (ступенчатая иерархическая).

3 . 7 Жизненный цикл организации

Зарождение организации произошло в начале 30-х годов прошлого столетья, с одновременно ростом промышленности и появления на карте Подмосковья в 1934 году города Пушкино. В 1934 году было создано Управление пожарной охраны по Московской области, и организация на территории нынешнего (тогда Сергиево-Посадский район) отдельных пожарных частей и пожарных постов. Свое распространение организация получила с ростом населения и промышленности района, выделения Пушкинского района как самостоятельной территориальной единицы Московской области, при включении в район выезда подразделений отряда городского округа Ивантеевка, после чего был создан полноценный Отряд противопожарной службы по Пушкинскому району. Зрелость организации наступила в годы перехода противопожарной службы в состав МЧС России и в настоящее время находится в этом этапе.

Однако, в связи с проводимой реформой местного самоуправления, организационно-штатного реформирования пожарной охраны и спасателей, наделения пожарных подразделений полномочиями по проведению аварийно-спасательных работ, связанных не только с тушением пожаров; появления новых видов пожарной охраны (субъекта - ГУ МО «Мособлпожспас», частная пожарная охрана), возможно, что организация ГУ 25 ОФПС по МО, в существующем виде, вступает в начальную стадию дряхления.

3 . 8 Принцип разделения труда в организации

Разделение труда в организации проведено с учетом необходимости выполнения задач различного свойства и уровня сложности. Для этого применен метод образования различных структурных подразделений выполняющих определённые конкретные задачи и реализующих конкретные цели:

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Для того чтобы организация функционировала успешно, поведено отделение по управлению различных видов работ, то есть, проведено вертикальное разделение труда. Для этого назначены руководители различных уровней, определен круг их обязанностей и ответственности. Вертикальное разделение труда связано с иерархическим построением организации и выглядит следующим образом:

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Власть распределена по должностям и руководителям, занимающим эти должности, т.е. разделение труда, осуществляется по полномочиям.

Горизонтальное разделение труда представляет собой разделение труда между отдельными структурными подразделениями, которое реализуется в рамках одинаковых полномочий. Так одновременно ведется работа по различным направлениям (отбор и подготовка кадров, финансовое обеспечение, боевая и служебная подготовка, техническое обслуживание ПТВ и техники) в подчиненных пожарных частях ФГКУ «25 ОФПС по МО».

Так как, ФГКУ «25 ОФПС по МО» представляет собой среднюю по размерам и сложную организацию, осуществлено территориальное разделение труда - по местам размещения пожарных частей в городах Московской области (г. Пушкино, г. Ивантеевка).

3 .9 Основные документы, определяющие деятельность ФГК У « 25 ОФПС по МО »

Основными документами, определяющими деятельность ФГКУ «25 ОФПС по МО» являются:

Федеральный закон «О пожарной безопасности»;

Устав ФГКУ «25 ОФПС по МО»;

Трудовой кодекс РФ;

Положение о службе в органах внутренних дел;

Устав службы и боевой устав пожарной охраны;

Должностные обязанности должностных лиц ФГКУ «25 ОФПС по МО»;

Приказы и распоряжения управлений, департамента, МЧС России;

Нормативно-правовые акты РФ.

В ыводы

Проведя анализ ФГКУ «25 ОФПС по МО», можно сделать вывод, что данная организация является устойчивой структурой с четко отстроенной политикой управления и надежной системой функционирования. Миссия организации определена и отражает основное направление деятельности. Цели и задачи поставлены четко. Структура организации, разделение труда и способы реализации поставленных задач позволяют прийти к однозначному мнению об эффективном управлении данной структуры, понять, что данная структура находится на этапе зрелого развития жизненного цикла.

управление федеральный казенный

Список литературы

1. В.А. Абрамов, В.Ф. Сметанин. Методологические проблемы пожарного дела. М. Академия ГПС МЧС РФ. 2006 г.

2. С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. Теория организации. Учебник. М. Изд. «Экзамен». 2006 г.

3. В.Л. Семиков. Теория организации. Учебное пособие. М. Изд. Академия МЧС. 2006 г.

4. Руководящие документы ФГКУ «25 ОФПС по МО».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория целевого подхода в управлении, его преимущества и недостатки. Понятие "Дерева целей"; этапы реализации модели на примере организации управления на предприятии ЗАО ТД "Оттава": характеристика и сфера деятельности, анализ внешней и внутренней среды.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2014

    Характеристика сущности и значения целей в менеджменте. Изучение методов формирования, свойств и требований к системе целей предприятия. Особенности построения дерева целей. Анализ системы целей и ее экономическая эффективность в магазине "Композиция".

    курсовая работа , добавлен 14.04.2010

    Понятие о целях организации и их роль в управлении. Глобальная цель организации и цель функционирования определенных подразделений. Понятие дерева целей организации. Применение метода экспертных оценок для построения дерева целей.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2007

    Определение миссии корпорации. Свойства и требования к целям. Анализ целей и организационных систем. Методы формирования целей. Метод "дерево целей". Конструктор процедур оценки. Проекция дерева целей в дерево показателей.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2002

    Проектирование дерева целей, его характеристика и предназначение. Определение коэффициентов относительной важности целей. Построение дерева решений и сетевого графика. Критерии оценки и интегральный критерий выбора альтернатив развития предприятия.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Анализ дерева целей и дерева систем организации, схема их взаимодействия. Построение и разметка дерева целей и дерева систем, обозначение и нумерация всех целей, подцелей, систем и подсистем. Методики составления функционально-системной матрицы.

    практическая работа , добавлен 20.12.2014

    Определение миссии корпорации, цели организации, свойства и требования к целям, анализ целей и организационных систем, методы формирования целей. Метод "дерево целей". Конструктор процедур оценки. Проекция дерева целей в дерево показателей.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2003

    Сущность перехода от оперативного к стратегическому управлению. Понятие функций и целей организации. Стратегическое управление как реализация целевого подхода в управлении. Классификация целей организации и исследование ее функций. Уровни дерева целей.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Цели организации и их классификация. Свойства целей и требования к ним. Процесс установления, выработки и декомпозиции целей. Этапы управления достижением целей. Разработка целей и очередности их достижения (на примере АНО Учебно-консультационный центр).

    дипломная работа , добавлен 30.10.2010

    Понятие и классификация целей организации, их значение и функции. Теоретико-методологические аспекты разработки целей современной организации. Построение дерева целей. Основные проблемы разработки целей организации в призме стратегического менеджмента.

Понятие цели и целеполагания в государственном управлении. Формирование организационно-функциональной структуры институтов государственного управления начинается с определения целей. Соответственно цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Цели государств отличаются большим разнообразием. Однако нет практически ни одного политического режима, который хотя бы формально, демагогически не выдвигал в качестве главной цели благосостояние граждан (подданных) своего государства.

Обоснование и четкая формулировка целей государственного управления является важной и значимой управленческой задачей.

Для рационального и качественного определения целей необходимо учитывать прошлый опыт, наиболее актуальные общественные потребности, имеющуюся ресурсную базу. Процесс целеполагания следует рассматривать как обоснование целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения. Исследователь Н.И. Глазунова отмечает, что обоснование цели имеет свои закономерности, обязательные процедуры (действия), выступая системообразующим этапом управляющего воздействия.

Первая закономерность целеполагания определяется тем содержанием, какое мы вкладываем в понятие «цель».

Цель управления - это исходная категория управления, она отражает желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически основанная конструкция, которую требуется создать и воплотить в жизнь.

Вторая закономерность целеполагания определяется субьективацией этого процесса. Цель формулируется людьми, выступает необходимым опосредующим фактором между объективными, реальными тенденциями, потребностями и волевой, субъективной, мыслительной деятельностью субъекта управления.

Третья закономерность (процедура) целеполагания - необходимость альтернативных социальных прогнозов, их прозрачное обсуждение и на этой основе структурирование целей по приоритетности. Очевидно, что ни одна группировка политиков не обладает правом на абсолютную истину. Только на пути взаимных договоренностей, открытого поиска оптимума целей возможны стабильность и развитие жизнедеятельности людей.

Четвертая закономерность (процедура) целеполагания обусловлена необходимостью переложения целей на формат программ и действий как стратегии развития на перспективу. Программы содержат концепцию развития общества (отдельной территории, отрасли, организации), ориентированную на повышение качества жизни граждан, обоснованный механизм ее реализации. Управлять - значит, программировать развитие, решение общественных проблем.


Программы трансформируют в конкретные планы, содержащие четко обозначенные сроки реализации основных мероприятий программы, этапность, ресурсное обеспечение, методы, субъектов действий и степень ответственности за действия, выполнение плана.

Древо целей в государственном управлении. По мере реализации основных и обеспечивающих целей возникает огромное многообразие побочных целей, призванных обеспечивать целостность, динамизм и надежную управляемость государства как системы. Сформировать структуру целей государственного управления, расположить их в строго иерархическом порядке, проследить взаимосвязь между целями разного содержания, их логику и взаимную увязку при достижении основной цели позволяет прием, получивший название «древа целей». Древо целей в государственном управлении есть способ формирования структуры целей программы государственного развития, обеспечивающий взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), их согласование для достижения качественных изменений в заданном направлении. Древо целей имеет иерархическую структуру. В ней, по существу, представлена общая стратегия государственного управления, что придает ему системно-организованный характер.

Древо целей государственного управления образует конкретную систему зависимости, позволяющую определить место и роль каждой конкретной цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности. Формирование древа целей государственного управления происходит по восходящей от общего к частному. Отправным началом служит главная цель. От нее берут начало отдельные составляющие промежуточные цели, которые в свою очередь расчленяются на более частные, восходя к своей вершине. Тем самым происходят целеполагание, целеопределение и целеутверждение осуществления государственного управления.

Хотя построение древа целей - технико-методологический прием, который не несет в своей основе идеологической и политической нагрузки, сама совокупность элементов, составляющих «ствол», «ветви», «крону» и другие элементы древа, дает достаточно полное представление о характере государства, социальной направленности его целей, их приоритетности и средствах достижения.

Идея представить систему целей государственного управления в виде древа, уходящего «корнями» (средствами коммуникации) в «почву» (социум), родилась не случайно. В самом деле, общество, государство, с точки зрения жизнедеятельности, развития и функционирования, приспособления к условиям существования, принципиально не отличается от живого организма, то, и другое - системы, где совершаются процессы, которые могут быть описаны категориями теории систем. В частности, к обществу и государству применимо такое свойство системы, как стремление к достижению последовательного совершенствования, отработки механизмов обеспечения жизнедеятельности. Сравнение социума с «почвой», которая питает древо целей, тоже не случайно. В этом находит подтверждение мысль классика о том, что человечество ставит перед собой только те задачи, которые оно в состоянии решить. Если питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность древа целей, последнее погибает, какими бы прекрасными порывами ни руководствовались его создатели.

При формировании древа целей государственного управления субъект управления должен обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества, социальных групп, граждан государства, т.е. о нуждах общества в государственном управлении. Ему необходимо иметь отчетливое представление о ресурсной базе в самом широком смысле, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, организационные возможности, правовое обеспечение и т.д. Это должно по возможности свести к минимуму элемент субъективизма при определении целей управления.

Таким образом, цели, представленные в определенном «древе», должны соответствовать главному требованию - быть социально мотивированными, объективно обусловленными и обоснованными.

На древе целей, конечно, обозначаются цели достижимые. Но иногда, как отмечает Н.И. Глазунова необходимо осмыслить, озвучить и определить иерархию недостижимых целей. К примеру, президент (мэр, глава администрации, должностное лицо) публично признает, что знает о существующей проблеме, надежде людей на ее скорое решение. Знает, но считает необходимым признать, что на данный момент нет ресурсов на решение проблемы и этот факт не означает отказ вообще решать данную проблему. Обозначение таковых целей - недостижимых на данном этапе - будет означать откровенный разговор с людьми как с партнерами, а не как с «управляемыми» и укрепляет доверие к власти.

Классификация целей государственного управления.

Проблема классификации и систематизации целей государственного управления является предметом исследования, дискуссии и обсуждения многих государствоведов. Можно констатировать, что критерии и подходы к такой классификации еще не являются достаточно устоявшимися и обоснованными единым теоретическим видением.

По нашему представлению достаточно логичен и обоснован подход Г.В. Атаманчука, который предлагает следующие виды целей государственного управления:

Общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

Социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

Духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом - с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

Экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

Производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;

Организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления - построение соответствующих функциональных и организационных структур;

Деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

Информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;

Разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

Исследователь Н.И. Глазунова предлагает следующую классификацию целей для государственных органов и системы государственного управления:

1) цели-задания; 2) цели-ориентации; 3) цели самосохранения.

Цели-задания госорганов (организаций) - это собственно управленческие цели, т.е. цели управления социальной системой, содержательно ориентированные и подчиненные достижению главной ее цели.

Цели-задания ставятся вышестоящим субъектом управления и, как правило, нормативно закрепляются в положении, уставе, регламенте и т.д. В них отражается назначение данной организационной структуры, место и роль в системе госуправления, т.е. то, ради чего она создана.

Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива, призванного осуществлять поставленные цели-задания. Определение содержания данного вида целей весьма сложно, поскольку мотивы деятельности отдельных участников управления могут быть достаточно разнородными и труднодоступными для выявления.

Выявление и формирование целей-ориентаций коллектива госоргана (организации) - важный элемент и показатель готовности, наличия мотивационной культуры и профессионализма госслужащих.

Цели-ориентации управляющей организации в любой сфере воздействия должны соответствовать социальным целям-заданиям, сводиться к поиску правильного ответа на вопрос: что является конечным результатом функционирования коллектива, каждого его должностного лица и работника?

Цели самосохранения организационной структуры управления как относительно автономного образования отражают ее стремление сохранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодействии с окружающей средой. Именно в этом виде целей проявляются усилия системы, направленной на совершенствование своей структуры, обеспечение необходимыми ресурсами и т. д. .

Хэл Дж. Рейни предлагает следующую типологию:

1. Официальные цели. Официальные цели, по убеждению автора - это обнародованные формулировки основных целей и ценностей организации. Официальные цели можно часто встретить в заявлениях о миссии и годовых отчетах, где они призваны усилить легитимность организации и создать стимулы для ее членов.

2. Оперативные цели. Оперативные цели - это относительно конкретные, непосредственные цели, к которым стремится организация и которые отражаются в ее реальных действиях и процедурах.

Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов полагают, что управленческие цели классифицируются по многим основаниям: по уровню на шкале общественно-политических ценностей - высшие цели и цели обыденной практики; по степени общности - общенародные (общегосударственные), национальные, классовые, групповые (корпоративные), коллективные, индивидуальные; по значимости сфер жизнедеятельности общества - экономические, социальные, политические, культурологические, конфессиональные; по временным параметрам - долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, текущие; по актуальности - требующие безотлагательного осуществления, независимо от ситуации и актуализированные сложившейся ситуацией; по достижимости - реально достижимые и возможно (теоретически) выполнимые и т.д. Ранжирование целей - неотъемлемый, существенный аспект разработки решений.

Типология целей предопределяет различие видов решений. Общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реализуются в политических решениях руководящих органов государства, в форме общих политических стратегий. Экономические, социальные и др. цели, связанные с функционированием и развитием отдельных сфер деятельности общества, составляют рациональную основу соответствующих политик. Краткосрочные, текущие цели претворяются в административных, оперативно-тактических решениях. Проблемы и цели регионального и местного масштабов получают отражение в решениях органов власти и управления соответствующих уровней.

В.Ф. Калина и В.А. Козбаненко считают, что при структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую. Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель.

Цели государственного управления формируются исходя из целей государства, преследующих реализацию его общественных функций. Основной стратегической целью, стержнем государственной политики, выступает обозначенная в начале главы конституционная цель создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Поскольку управленческие цели намечаются и формулируются людьми, они носят субъективный характер. Но, будучи выражением реальных потребностей общества на определенном этапе его развития, они объективны по своей сути.

Достижение стратегической цели разбивается на этапы, временные от- резки, в течение которых с учетом меняющихся обстоятельств и наличия определенных ресурсов выдвигаются оперативные цели, которые в свою очередь могут подразделяться на множество целей или блоков, носящих более частный характер.

Корректировка движения по направлению достижения стратегических целевых установок осуществляется посредством тактических целей. Последние требуют от субъекта управления высокого управленческого мастерства, способности быстрого реагирования на происходящие события. Поэтому тактические цели еще именуют обеспечивающими.

Цели государственного управления могут быть классифицированы и по другим основаниям. Например, по объему они могут быть общими или частными. Общие охватывают весь комплекс государственного управления Частные - отдельные подсистемы. По результатам цели государственного управления могут быть конечными и промежуточными. По времени они могут быть перспективными (отдаленными, близкими) или непосредственными. По отношению к главным целям могут возникать побочные (вторичные), которые нередко связаны с преодолением разного рода препятствий при достижении основных целей.

Цели не должны носить волюнтаристского характера и призваны отвечать проверенной мировой практикой системе требований. Они должны быть научно обоснованными, обусловленными объективными тенденциями общественного развития, социально мотивированными, иметь достаточное ресурсное обеспечение и системную организацию.

Обеспечение целей государственного управления. Цели должны иметь соответствующее ресурсное обеспечение.

Ресурсы выступают важнейшим элементом в механизме государственного управления. Как известно, реализация управленческого решения, действие закона есть организуемый процесс перевода его норм в реальное поведение граждан и функционирование институтов общества, протекающий циклически, системно, с использованием комплекса средств для достижения его цели.

Необходимо отметить важность и значимость следующих ресурсов государственного управления: ресурсы права, ресурсы демократии, ресурсы организации. Рассматривая ресурсы права, следует учитывать, что любые цели, которые ставятся в государственном управлении, должны оцениваться с точки зрения их соответствия правовым требованиям (справедливости, правды, гуманизма), закрепляться законодательно и проводиться в жизнь с опорой на силу законов и государственных механизмов осуществления последних. Только в этом случае цели государственного управления не останутся на бумаге или в речах лидеров, а будут, хотя бы в пределах правовых возможностей, практически реализовываться.

Сущность ресурса демократии заключается в том, что представители общественных слоев должны знать цели государственного управления и разделять их, желать их реализации и быть способны практически работать в этом направлении. А для того чтобы участие людей в осуществлении целей государственного управления было осознанным и активным, необходимо доверие к этим целям и реальное ощущение людьми совпадения результатов реализации целей с их потребностями и интересами.

Значимость и необходимость ресурса организации как упорядочения, рационализации системы государственного управления заключается в том, что организация позволяет рационализировать и облегчить выработку целей государственного управления.

Отсутствие необходимых ресурсов является часто причиной невыполнения поставленных целей и задач.

Ресурсное обеспечение может совершенствоваться в количественном и качественном отношениях. Качественное его улучшение, как правило, является более сложной проблемой, но и положительный эффект здесь значительнее. Например, увеличение численности личного состава не создаст «профессионального ядра» кадров. Более того, квалифицированные работники способны решать стоящие перед системой задачи не числом, а умением.

Аналогичным образом обстоит дело с материально-техническим обеспечением. Так, тщательно продуманное территориальное размещение экспериментальных лабораторий, оснащенных техникой для производства сложных экспертиз, может удовлетворить потребности в их проведении с меньшими затратами, чем простое увеличение соответствующего оборудования и экспертов, и т.д. Естественно, совершенствование ресурсного обеспечения требует предварительного анализа потребностей системы, конкретных органов государственного управления и степени их соответствия наличным резервам, а также возможности их перераспределения и использования с учетом научно обоснованных нормативов.

Другая проблема ресурсного обеспечения государственного управления связана с возникающими во все времена противоречиями между теми, кто выделяет ресурсы, и теми, кто их использует. Известно, у кого больше ресурсов, у того больше власти и возможностей. Ресурсы - это источник реализации всех видов целей, при том, что выделяемые ресурсы будут использованы на благо народа, в интересах дела. Бывает, что правительственная программа полностью достигла целей, решила проблему, ради которой разрабатывалась, исчерпала свои возможности: бывает, что созданная с самыми благими пожеланиями программа терпит полный провал, нисколько не продвинувшись к цели.

Автор Г.В. Атаманчук отмечает, что результаты деятельности никогда не совпадают абсолютно с полагаемой целью как идеальным предвосхищением будущего, ибо реальные связи всегда богаче, многостороннее любого идеального образа, существующего в сознании субъекта в момент постановки цели. Расхождение также детерминировано ресурсами, средствами реализации цели. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осуществляется выбор ресурсов для ее достижения, с другой - та совокупность ресурсов, которыми располагает субъект, в общем виде предопределяет реально достижимые пели. Неправильный выбор средств означает невозможность достижения цели. Идеальное полагание будущей деятельности вне выбора определенных ресурсов, средств может означать, что речь идет не о конкретной цели, а лишь об абстрактном и туманном стремлении.

Ольга Константиновна ЯСТРЕБОВА, генеральный директор ООО «ЭКОРИС-НЭИ», ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Исследование проблем общественных финансов» РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук. Ольга Викторовна БОГАЧЁВА, ведущий специалист ООО «ЭКОРИС-НЭИ»,
кандидат экономических наук: в рамках настоящей статьи основное внимание уделяется вопросам методологии подготовки государственных программ на региональном уровне, а именно применению логико-структурного анализа и общих принципов формирования элементов программы.

С установлением Бюджетным кодексом права субъектов РФ и муниципальных образований на формирование бюджета в программном формате в российских регионах активизировался процесс подготовки государственных (муниципальных) программ. К настоящему времени более половины субъектов РФ уже приняли нормативную базу, регламентирующую формирование и реализацию государственных программ, а 16 регионов утвердили госпрограммы и приступили к их реализации.

Следует, однако, отметить, что формально осуществленный переход к программному формату бюджета не гарантирует повышения качества управления общественными финансами и достижения целевых показателей. Функциональность государственной программы как инструмента решения стратегических задач органов власти во многом зависит от качества ее подготовки, четкости структуры и правильности формулирования основных элементов.

Недооценка логико-структурного анализа и общих принципов формирования элементов программы, успешно зарекомендовавших себя в международной практике, нередко приводит к снижению качества региональных программ. Разработчики не всегда справляются с трудностями составления и формулирования государственных программ, формирования системы показателей результатов и их увязки с целями, задачами и мероприятиями. Государственные программы должны формироваться в рамках четкой иерархической системы: цели программы — задачи программы - мероприятия программы. Все элементы этой цепочки должны быть связаны между собой системой показателей непосредственных и конечных результатов.

Первый уровень структуры государственной программы образуют подпрограммы, которые в свою очередь делятся на основные мероприятия и ведомственные целевые программы. Общим принципом выделения подпрограмм является их формирование по функциональному принципу (отрасли, услуги). Такие подпрограммы непосредственно направлены на удовлетворение потребностей определенных категорий потребителей и обеспечивают достижение цели государственной программы. В составе подпрограмм может быть сформирована обеспечивающая подпрограмма, цели и задачи которой направлены на обеспечение эффективного управления реализации госпрограммы, в том числе на обеспечение эффективного исполнения государственных функций, повышение доступности и качества оказания государственных услуг в сфере реализации госпрограммы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов при реализации госпрограммы.

Применение проектного подхода к государственным программам предполагает, что программы разрабатываются и реализуются в рамках жизненного цикла проекта, проходящего следующие стадии:

· формулирование проекта в контексте национальной стратегии (сбор и анализ информации, идентификация проблем и потребностей, в том числе финансовых для реализации проекта, формулирование проектных предложений);

· планирование проекта (формирование организационной структуры и разработка проекта);

· осуществление проекта (финансирование, реализация проекта, включая мониторинг и корректировку по итогам мониторинга);

· завершение проекта (оценка проекта, которая происходит обычно по следующим критериям: адекватность, результативность, эффективность, социально-экономический эффект, устойчивость) и определение перспектив проекта. При этом в соответствии с жизненным циклом проекта последняя стадия может стать началом первого этапа.

«Дерево проблем» и «дерево целей»

Управление жизненным циклом проекта осуществляется с помощью инструментов логико-структурного анализа, который содержит практические механизмы для подготовки программных предложений, планирования и управления реализацией программы. Логико-структурный анализ предполагает построение «дерева проблем» и «дерева целей» как системы решения проблем. При этом подготовка государственной программы начинается с идентификации и анализа основных проблем на основе показателей, характеризующих состояние конкретной сферы (проблемное поле). В ходе анализа должны быть определены заинтересованные в реализации программы группы и группы благополучателей, выявлены ключевые проблемы и намечены пути их решения.

Следует отметить, что необходимость глубокого анализа проблем в конкретной сфере деятельности нередко недооценивается региональными органами исполнительной власти. Анализ проблем часто проводится формально, без учета целевых групп населения и местной специфики, на которую направлена данная программа, что может привести к неточному формулированию целей и задач региональной госпрограммы и отсутствию логических связей между основными ее элементами.

В процессе анализа проблемного поля должна быть выделена (сформулирована) основная (центральная) проблема, которая является общим следствием конкретных проблем данной сферы. Выявленные проблемы сортируются по группам, в результате чего формулируются общие для каждой из групп проблемы. Учитывая особенность государственных программ, основным критерием формирования групп является группировка по отраслевому (функциональному) признаку (функции, виды государственных услуг). Например, для региональной государственной программы «Развитие дорожного хозяйства и общественного транспорта» могут быть выделены следующие группы проблем:

· проблемы дорожного хозяйства регионального значения;

· дорожного хозяйства местного значения;

· общественного транспорта;

· безопасности и экологии;

· управления отраслью.

При формировании «дерева проблем» можно использовать форму таблицы, в которой соответствующие клеточки заполняются формулировками проблем.

«Дерево проблем» формируется в соответствии со следующими принципами:

· если проблема является причиной, то она помещается на уровень ниже;

· если проблема является следствием, то она помещается на уровень выше;

· если проблема не является ни причиной, ни следствием, то она помещается на тот же самый уровень.

Построение «дерева проблем» позволяет перейти к подготовке «дерева целей» программы, так как основным подходом к его формированию является переформулирование «дерева проблем». «Дерево целей» может рассматриваться как положительное зеркальное отображение «дерева проблем».

Логическая матрица

Следующим этапом подготовки государственной программы является заполнение ее логической мат-рицы.

В целом применение логико-структурного анализа при подготовке государственной программы позволяет не только обосновать цели, результаты, мероприятия программы и финансовые ресурсы, необходимые для их достижения, но и определить возможные риски, которые могут возникнуть в ходе реализации программы, спрогнозировать степень их влияния на реализацию программы и подготовить меры для противодействия. Рассчитанные на этапе планирования программы показатели ожидаемых конечных результатов будут играть важную роль в процессе принятия решений по распределению бюджетных ассигнований.

Инвестиционной механизм лизинга - мощный рычаг в деле ускорения процесса технического перевооружения отрасли, оснащения сельских товаропроизводителей современной высокопроизводительной техникой . В течение последних лет была создана новая национальная система аграрного лизинга, ключевым звеном в которой стала государственная агропромышленная лизинговая компания «Росаг-ролизинг».

В 2008 г. сельскохозяйственные предприятия области приобрели по лизингу 190 единиц техники на общую сумму 372,2 млн руб., в т.ч. тракторов - 55 ед. на 145 млн руб., зерноуборочных комбайнов - 5 ед. на 44,1 млн руб., другой техники - 130 ед. на сумму 183,2 млн руб. Для сравнения: за период 2006-

2007 гг. было приобретено по лизингу 195 единиц техники на общую сумму 209,7 млн руб.

Наибольшее количество договоров финансовой аренды (лизинга) заключили предприятия Чердаклинского, Мелекес-ского, Майнского, Вешкаймского, Старо-майнского и Сенгилеевского районов.

В современных условиях важной проблемой заключения договоров финансовой аренды (лизинга) на закупку племенного скота, оборудования для животноводства, сельскохозяйственной техники состоит в нехватке у сельхозтоваропроизводителей средств на уплату авансового

платежа. В связи с этим в бюджете Ульяновской области предусмотрена компенсация первоначальных взносов по лизинговым платежам или компенсация части стоимости приобретаемого скота и оборудования.

Таким образом, анализ тенденций изменения инвестиционной деятельности и источников финансирования реальных инвестиций показал, что несмотря на наличие определенных положительных сдвигов в этой сфере перед сельскохозяйственными предприятиями Ульяновской области стоят большие проблемы по привлечению инвестиций в производство, обеспечению расширенного воспроизводства основных фондов, а также повышению эффективности существующего производственного потенциала аграрного сектора.

Библиографический список

1. Бобылева А.С. Финансовое состоя-

ние предприятий аграрного сектора экономики: теория, методология, практика / А.С. Бобылева. - Ульяновск, 2006. -

2. Итоги работы сельскохозяйственной отрасли Ульяновской области за 2008 год / Ресурсы Интернет: http://www.agro-ul.ru/analytics/index.php.

3. Флёрова А. Что такое лизинг? / А. Флёрова / / Инвестиции в России. - 2006. - № 10. - С. 43-47.

УДК 631.145 О.Н. Семирханова

«ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» КАК СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Ключевые слова: программно-целевое планирование, целевая программа, метод «дерева целей», эффективность реализации целевой программы.

Для увеличения производства сельскохозяйственной продукции и повышения эффективности отраслей АПК в настоящее время необходим переход преимущественно на программно-целевое регулирование их деятельности, которое в условиях дефицита финансовых и матери-

ально-технических ресурсов обеспечивает конкретную направленность государственной поддержки аграрному сектору.

Целевая программа позволяет определить основную цель, описать все уровни решения проблемы и требуемые для этого ресурсы, проконтролировать расходование выделенных средств и степень достижения поставленной цели. Кроме того, целевые программы позволяют сконцентрировать дефицитные ресурсы на наиболее приоритетных направлениях. Поэтому целевые

программы следует рассматривать как эффективный инструмент государственного регулирования АПК региона .

Проведенный анализ программноцелевого регулирования АПК в Ульяновской области позволяет отметить следующие недостатки его организации:

Расходы федерального бюджета на реализацию ряда целевых программ не увязаны с возможностями бюджета субъектов Российской Федерации в течение всего срока реализации программ;

В процессе подготовки программ государственные заказчики необоснованно завышали потребность в средствах федерального бюджета, при этом значительные средства предполагалось использовать на текущую деятельность;

На стадии формирования программ были недостаточно проработаны вопросы финансирования мероприятий программ из всех возможных источников и степень обязательности и гарантированности осуществления расходов со стороны участников программы;

Часть целевых программ не содержит конкретных программных мероприятий, сроков и оценки возможных результатов их реализации.

В настоящее время в определенной мере потеряна управляемость разработкой и реализацией целевых программ. Поэтому ключевое звено в управлении АПК - планирование, а в его составе - разработка целевых программ, должны отвечать требованиям повышения управляемости как процессом их разработки, так и реализации.

В Ульяновской области для разработки целевых программ применяется метод прямого счета по мероприятиям. Для каждого мероприятия выявляются перечень и объем ресурсных затрат, которые группируются по однотипным видам и суммируются. На наш взгляд, целесообразно для разработки целевых программ использовать метод «дерева целей», благодаря которому можно определить выполнение программы, приоритетность подцелей, проследить ресурсное обеспечение и выявить возможные проблемы.

Дерево целевой программы представляет собой развернутую, распределенную по уровням совокупность следующих узлов: главная цель, подцель, задача, мероприятие и проект, построенная по логической схеме «главная цель - подцели, которые необходимо достичь для выполнения главной цели; подцели про-

граммы - задачи, решение которых приводит к достижению этих подцелей; задачи - мероприятия, обеспечивающие решение задач; мероприятия - проекты, приводящие к исполнению мероприятий». В общем виде «дерево целей» - это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей экономической программы, в которой выделены: генеральная цель (вершина дерева), подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней (ветви дерева), достижение целей нижних уровней является необходимым и достаточным условием для достижения верхних целей . Цели и задачи должны вытекать одна из другой в соответствии с принимаемой технологией решения проблемы, способами достижения целей программы. Необходим процесс взаимосвязанной разработки целевого, технологического и ресурсного «деревьев», осуществляемые параллельно. Поэтому важно поддерживать механизм информационных потоков дерева целевой программы, суть которого заключается в сборе различных сведений, отражающих достижение главной цели, а также информации, отражающей состояние отдельного элемента любого уровня. Итогом построения отдельных «деревьев» должно стать единое программное «дерево».

Рассмотрим дерево целей, задач и мероприятий на примере программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области до 2012 года» (рис. 1).

Главная цель (ЦГ) - комплексное решение проблемы повышения эффективности сельского хозяйства.

Ц1 - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

Ц2 - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

Ц3 - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других ресурсов.

31 - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;

32 - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей с/х;

33 - повышение финансовой устойчивости и совершенствование механизмов регулирования с.-х. продукции, сырья и продовольствия;

34 - субсидирование части затрат на приобретение комбикорма;

35 - улучшение общих условий функционирования с/х.

Использование «дерева целей» позволяет отметить следующие недостатки разработки целевой областной программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области до 2012 года»: во-

первых, формулировки целей расплывчатые и в то же время объемные; во-вторых, для определения задачи по совершенствованию механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия не разработаны соответствующие мероприятия; в-третьих, субсидирование части затрат на приобретение комбикорма следовало бы отнести к мероприятию по достижению задачи 2 (к отрасли животноводства).

Для практического выполнения целевой программы очень важно обеспечить

управление ее реализацией, которое включает мониторинг и контроль исполнения, оценку эффективности реализации программных мероприятий и корректировку процесса выполнения программы.

Дерево целевой программы несет в себе структурную информацию о том, как связаны между собой ее элементы, которые должны быть увязаны соответствующими целевыми показателями. В процессе мониторинга за реализацией программы заполняются показатели нижних элементов дерева. Показатели, соответствующие элементам, находящимся уровнем выше, вычисляются через уже заполненные показатели. Информация передается снизу вверх и в итоге заполняет показатель, соответствующий главной цели программы. Чтобы определить результативность целевой программы, необходимо оценить степень достижения поставленных целей на всем протяжении ее реализации, т.е. на каждый отчетный период оценивается степень выполнения программы с целью ее контроля и возможной корректировки.

Рис. 1. Дерево целей, задач и мероприятий областной целевой Программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области до 2012 года»

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

4-й уровень

Рис. 2. Результаты реализации программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области

на 2008-2012 годы» (фрагмент «дерева целей»)

На рисунке 2 представлен фрагмент дерева целей, с помощью которого можно оценить результаты выполняемости программы в целом. Для начала необходимо определить выполнение мероприятий фактически за 2008 г., сравнивая с планом. Эти результаты для наглядности наносим на рисунок к соответствующему мероприятию, а около каждой цели, задачи, мероприятия приводятся весовые коэффициенты, позволяющие определить степень важности нижних элементов для достижения верхних. Например, коэффициент важности для мероприятия М1 равняется 0,55, М2 - 0,44, а М3 - 0,01, то есть полное выполнение задачи 31 на 55% обусловлено выполнением мероприятия М1, на 44 - мероприятием М2, на 1% - мероприятием М3.

На каждый момент времени исполнители мероприятия сообщают информацию о степени его выполнения. На рисунке 2 видно, что мероприятие М1 выполнено на 36%, мероприятие М2 - на 95, мероприятие М3 - на 55%. Поэтому получаем, что по направлению М1 задача решается на 20%, по М2 - на 42, по М3 - на 1%. В итоге задача 31 будет решена на 63%. Так как у цели Ц1 только одна задача, то и данная цель реализуется только на 63%. По этой методике можно определить эффективность реализации всех мероприятий, достижение целей и задач.

В 2008 г. фактически такие источники финансирования, как федеральный бюджет и собственные средства участников программы были профинансированы полностью, в то время как по областному бюджету недовыполнение составило 28%. Это говорит о невозможности полного выполнения мероприятий программы и достижения главной цели, что и было выявлено по нашим расчетам (достижение главной цели составляет 92% от результата).

В ресурсном обеспечении целевой программы необходимо выделять исполнительный и временной аспекты, которые означают, что уже в процессе разработки программы четко устанавливается, кто, когда, каким образом обеспечивает программу необходимыми ресурсами. Использование взаимозаменяемых ресурсов, возможности совмещения однотипных ресурсов для решения разных задач, прогрессивность состава ресурсного обеспечения - все это должно способствовать минимизации совокупных затрат и сроков осуществления программы. Рассмотрение структурной разработки программы необходимо дополнить описанием разработки исполнительной структуры, суть которой состоит в переходе от программных мероприятий к системе заданий организациям-исполнителям, круг которых зависит от уровня и масштаба программы, способов привлечения исполнителей.

Предложенная методика позволяет увязать показателями все элементы дерева целей, проводить оценку эффективности реализации мероприятий и достижения поставленных целей и задач и своевременно вносить соответствующие корректировки в целевую программу.

Библиографический список

1. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление: учебник / Б.А. Райзберг, А.Г. Лобко. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 428 с.

2. Личко К.П. Прогнозирование и планирование АПК: учебник / К.П. Личко. - М.: КолосС, 2007. - 286 с.

3. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка / Р.А. Коч-каров; Фин. акад. при Пр-ве РФ. - М.: Экономика, 2007. - 223 с.

© 2024 youmebox.ru -- Про бизнес - Портал полезных знаний